УДК 371.012
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В СОВОКУПНОСТИ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
© 2012 С.В.Рябинин, Н.П.Рябинина
Челябинский государственный педагогический университет
Статья поступила в редакцию 30.10.2011
В данной статье рассмотрены факторы профессионального самоопределения школьников на уровне макропроцесса в современных условиях российского социума, психологические факторы профессионального самоопределение школьников на уровне микропроцесса - определения отдельной личностью своего выбора в мире профессий, представлены результаты исследования.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение школьников, прогностические факторы, модель прогнозирования профессионального выбора учащегося.
Процесс образования как надстроечный социальный процесс испытывает неизбежное влияние экономических отношений, господствующих в обществе на конкретно-исторической стадии его развития. Переход хозяйства страны к рынку в конце 80-х и в 90-х годах прошлого столетия включал такие кардинальные реформы, как преобразование отношений собственности, демонополизацию производства, формирование рыночной структуры, свободное ценообразование. В стране появился новый класс мелкого и среднего предпринимательства, резко повысилась роль сфер нематериального производства. Эти изменения обусловили новую парадигму мышления, новые экономические ценности и новые экономические потребности населения, в том числе, молодежи, которые, несомненно, должны были отразиться на процессе социального становления молодых людей, выпускников школ.
Процесс социализации молодежи, прежде всего учащейся молодежи, несомненным звеном включает в себя ее профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение в научно-педагогической литературе относят к проблеме профессиональной ориентации, рассматривая его как важнейший объект формирования личности в процессе профессиональной ориентации, как степень самооценки себя как специалиста определённой профессии1. В психолого-педагогической литературе термин «профессиональное самоопределение» может иметь и достаточно широкое понимание, напри-
Рябинин Сергей Вячеславович, соискатель кафедры педагогики, психологии и предметных методик. E-mail: ryabinins@bk. ru
Рябинина Наталия Павловна, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета коррекционной педагогики. E-mail: tashenka200 3@list. ru 1 Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич. - Мн.: 2005. - С. 512.
мер, его трактуют как «не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности»2, подчеркивается важность того, что ученик «сам проектирует и строит свой жизненный путь», что в этом процессе у него появляются «новые, обновленные, уточненные, исправленные отношения... к разным профессиональным жизненным путям.»3. Вместе с тем, профессиональное самоопределение рассматривают как «личностную комплексную задачу: выбора профессии, своего места в мире профессий; формирования отношения к профессиональной деятельности и к себе, профессиональной позиции, стиля; поиска смыслов в профессиональном образовании; самоактуализации и становления личности в меняющихся социально-экономических и технологических условиях развития профессий, профессиональной среды»4.
Профессиональное самоопределение как процесс можно рассмотреть на двух уровнях. На уровне макропроцесса, т.е. социального процесса, характерного для определенного этапа развития общества, подверженного влиянию глобальных процессов, происходящих в экономической и социальной жизни страны. На уровне микропроцесса - личностного выбора, определения дальнейшего пути образования, жизненных перспектив и смыслов, подверженного влиянию среды первичной социализации, особенностей личностного развития учащегося.
2 Зеер Э.Ф. Психология профессий: Уч. пособ. для студ-в вузов. - 4-е изд., перераб., доп. - М.: 2006. -С. 15.
3 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: 2005. - С. 6 - 7.
4 Шамсутдинова И.Г., Казарова Е.Г. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся // Педагогика. - 2008. - №10. -С. 62.
I. Остановимся на факторах профессионального самоопределения как социального процесса, среди которых можем выделить экономические, социально-экономические и социально-педагогические .
Экономические факторы непосредственно связаны с основными экономическими проблемами, среди которых называют инфляцию, физический износ и моральное старение основных производственных фондов, снижение конкурентоспособности экономики России, отсутствие комплексного подхода к построению инновационной экономики и национальной инновационной системы1. Сами они не оказывают прямого влияния на профессиональное самоопределение учащихся, однако, несомненно, имеют опосредованное значение, проявляющееся в тенденциях выборов молодежи в сфере профессий. Так, профессии рабочего не являются сегодня популярными, малые зарплаты - привлекательными, а иностранные фирмы быстрее находят себе работников, чем аналогичные российские.
Более выражено влияние на процесс профессионального самоопределения учащихся социально-экономических факторов. Обратимся к социо-педагогическому анализу. В последние годы социологи в числе приоритетных проблем российского общества на современном этапе его развития подчеркивают проблему обеспечения качества жизни, достойного уровня жизни всех слоев населения и проблему создания равных возможностей для всех граждан, включающих равные права на образование. Так, субъективно очевидные признаки ухудшения социальных условий жизни и деятельности появились в настроении и поведении населения2. Объективно в социальной жизни общества ярко выявилось его имущественное расслоение, в итоге чего «малообеспеченные и бедные слои ...составляют в России сейчас в совокупности по-прежнему около 60%, а к числу малообеспеченных относится около половины населения страны»3.
Экономисты и социологи, анализирующие качество жизни россиян, установили ряд тенденций и закономерностей, характерных для российского социума последнего десятилетия. Не выходя за пределы предмета статьи, отметим те из них, которые имеют непосредственное отношение к образованию, которому отводится одна из основных ролей в развитии российского социума, оно, в ряду четырех других сфер, за-
1 Жуков В.И. Мировой кризис: экономика и социология глобальных процессов // СОЦИС. - 2010. - № 2 (310). - С. 6.
2 Там же. - С. 5.
3 Тихонова Н.Е. Малообеспеченность в современной России. Причины и перспективы // СОЦИС. - 2010. - № 1 (309). - С. 16.
явленных в качестве национальных проектов в 2005 году, определяет качество жизни людей и социальное самочувствие общества.
В рамках роли образования в социуме первой и основной тенденцией можно назвать зависимость доступности образования от материального положения семьи. Уровень жизни населения как компонент качества жизни оценивается по ряду индексов, одним из которых является индекс доступности образования. В исследованиях Л.А.Беляевой «.четко прослеживается проблема недоступности образования для лиц с не очень хорошим материальным положением и не занимающих руководящие должности.. При широкой распространенности платного обучения эти данные не удивительны, а скорее вызывают озабоченность неравными стартовыми возможностями для молодежи из разных материальных и социальных слоев»4.
В качестве второй тенденции отметим зависимость между социальным и профессиональным статусом. Н.Е.Тихонова считает важным тот факт, что «.малообеспеченность в России имеет сегодня уже довольно четкую привязку к профессиональным статусам»5. Кроме того, была выявлена зависимость уровня жизни и уровня образования от места проживания. В условиях продолжающейся урбанизации стартовые возможности крупного города для населения с разным уровнем образования также различны: «...крупные города предоставляют относительно меньшие возможности для достижения высокого уровня жизни россиянам с образованием не выше общего среднего. Аналогичная тенденция, хотя и менее ярко выраженная, фиксируется для россиян со средним специальным и незаконченным высшим образова-ние6. Отмечается также и связь стартовых возможностей человека с культурным капиталом, важнейшей характеристикой которого выступает среда первичной социализации, и прежде всего уровень образования взрослых в семье. При этом Н.Е.Тихонова особо отмечает, что «доступ к образованию для представителей разных слоев в настоящее время не только объективно различен, но и субъективно воспринимается ими как одно из наиболее значимых социальных неравенств»7.
4 Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // СОЦИС. - 2009. - № 1 - С. 39.
5 Тихонова Н.Е. Малообеспеченность в современной России. Причины и перспективы.. - С. 8.
6 Лежнина Ю.П. Социально-демографические факторы, определяющие риск бедности и малообеспеченно-сти // СОЦИС. - 1010. - № 3 (311). - С. 44.
7 Тихонова Н.Е. Малообеспеченность в современной России. Причины и перспективы.. - С. 12.
Перечисленные зависимости непосредственно определяют и еще одну тенденцию, характерную для россиян - изменение мотивов их профессиональной деятельности. Прежде всего, фиксируется инверсия в сознании людей, при которой базовые традиционные ценности, на которые ориентировалась основная масса населения советской России, «заняли сегодня позиции аутсайдеров, поскольку доля людей, их разделяющих, уменьшилась в 3 раза. Доля тех, кто разделяет либеральные ценности (труд, «ориентированный на деньги, личный материальный успех в его легальных и полулегальных формах») напротив, возросла в 8 раз»1. Исследования других авторов также подтверждают тенденцию изменения мотивов труда: «Ценность труда на предприятии продолжала снижаться и в условиях экономического роста. Это общая тенденция для мужчин и женщин.»2.
Появился новый мотив труда, нехарактерный для предыдущего развития общества, связанный «с экономически-вынужденной занятостью» - страх потерять работу3, потребность гарантии занятости. В условиях безработицы в молодежной среде (по оценке ООН в России цифра безработной молодежи составляет 16%) он заслуживает особого внимания. Перечисленные зависимости можно рассматривать в качестве социально-экономических факторов, опосредованно влияющих на профессиональное самоопределение учащихся.
Социально-педагогические факторы профессионального самоопределения школьников связаны непосредственно с теми изменениями, которые характеризуют Российскую систему образования на рубеже веков. Среди них мы отметим демократизацию образования, гуманизацию целостного педагогического процесса, а также изменение системы профессиональной ориентации на рубеже веков.
Процессы демократизации, гуманизации сопровождали процесс перестройки в стране, вызвали новые подходы к образованию, одним из которых стал личностно-ориентированный подход. В рамках этого подхода особое внимание уделяется не только построению индивидуального маршрута развития и образования личности, но и особо подчеркивается позиция самой личности, направленная на активное познание окружающей действительности, активный вы-
1 Возмитель А.А., Осадчая Г.И. Образ жизни в России: динамика изменений // СОЦИС. - 2010. - № 1
(309). - С. 20 - 21.
2 Бессокирная Г.П. Динамика ценности и мотивов труда (2000-2007гг.) // СОЦИС. - 2010. - № 2
(310). - С. 62.
3 Возмитель А.А., Осадчая Г.И. Образ жизни в Рос-
сии: динамика изменений.. - С. 22.
бор сфер познавательной деятельности, самообразование и самовоспитание.
Демократизация и гуманизация образования вызвала на рубеже веков изменение системы профориентации. Профессиональное самоопределение как научный термин в педагогике и психологии пришел на смену профессиональной ориентации именно в тот период, когда изменялись социально-экономические отношения в стране. Кардинальным отличием этих двух терминов служит изменение субъект-объектных отношений между учителем и учеником в образовательном процессе на субъект-субъектные, которые и акцентировали самостоятельность субъекта в выборе как своего профессионального пути, так и, в широком смысле слова, жизненного пути. Таким образом, перечисленные экономические, социально-экономические и социально-педагогические факторы обусловливают профессиональное самоопределение школьников как социальный процесс, вызывая в нем проявление соответствующих определенных тенденций.
II. Рассматривая факторы профессионального самоопределение школьников на уровне микропроцесса, т.е. определения отдельной личностью своего выбора в мире профессий, сделаем это с позиций процесса социализации личности, который имеет как внешние, так и внутренние факторы.
Отправной точкой при выявлении внутренних (психологических) факторов этого процесса определим структуру личности, которая по К.К.Платонову среди 4-х подструктур включает подструктуры опыта и направленности личности. Первая из них связана со знаниями, навыками, умениями, привычками, которыми школьник овладевает в процессе жизнедеятельности. Вторая подструктура включает «установки, ставшие свойствами личности»4, проявляющиеся во взглядах, убеждениях, осознанном отношении, потребностях, интересах, мотивах поведения, намерениях личности. Внутренние факторы будут обусловливать внешнее их проявление в деятельности личности. Например, успеваемость школьника, его занятия в кружках, факультативах в школе, занятия в системе дополнительного образования вне школы, участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, можно рассматривать как результат отношения, предпочтения, намерения, интереса к определенной сфере деятельности.
Внешние факторы можно разделить на социально-психологические и педагогические. Социально-психологические отражают процесс взаимодействия личности с микросредой и
4 Платонов К.К. О системе психологии. - М.: 1972. -С. 126.
включают в себя те особенности этого взаимодействия, которые значимы для конкретной личности школьника: мнения его родителей, друзей, семейные династии, традиции, влияние СМИ, значимость профессии на рынке труда, ее престижность, зарплата, др. К педагогическим факторам отнесем влияние целостного организованного педагогического процесса в школе на профессиональное самоопределение учащегося. Рассмотрим основные характеристики профессионального самоопределения школьников как микропроцесса на материале исследования, проведенного одним из авторов статьи. Выявить влияние факторов на профессиональное самоопределение учащихся возможно, изучая мотивы учащихся. Под мотивом понимается, как правило, побуждение к деятельности, стремление достигнуть цель, лежащее в основе выбора действий или поступков личности1. Нами было проведено исследование мотивов выбора образования среди учащихся 9 классов общеобразовательных школ г. Челябинска. Объем выборочной доли исследования определялся по объему генеральной совокупности, за которую было принято количество учащихся 9 -х классов школ города, и является репрезентативным. В исследовании участвовали 717 учеников 9 классов 21 образовательного учреждения.
Группа внутренних (психологических) факторов была отражена в исследовании интересов учащихся, в их активности; мотивов, намерений и притязаний. Группа внешних социально-психологических факторов была учтена при выявлении влияния мнения родителей, друзей на профессиональный выбор, значимости для ученика профессии на рынке труда, ее престижности и размера заработной платы.
Нами были получены следующие данные. Прежде всего, отметим, что подавляющее большинство выпускников 9-х классов выбирает продолжение образования. Этот факт говорит о полном понимании учениками новых требований к уровню знаний и необходимости конкурентоспособности на рынке труда за счет пополнения знаний. Почти 60% учеников пред-профильных классов выбирают для себя продолжение обучения в профильных класса -59,55%. Еще 31, 66% учащихся определились с путем дальнейшего образования и намерены продолжить его в системе среднего специального образования на базе колледжа. 2, 23% учащихся также намерены продолжить обучение, но совмещая его с работой. И только 6, 56% девятиклассников еще не определились с тем,
1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб.: 2006. - С. 467.
что они хотели бы делать после окончания 9 класса.
Для выявления соотношения факторов, влияющих на профессиональное самоопределение школьников и мотивов, мы прибегли к экспертной оценке методом Делфи2, с помощью чего были выявлены: 1) факторы личностного роста (интерес к профессии и возможность реализовать свои способности), 2) социально обусловленные факторы (профессия с высоким рейтингом, профессия, способствующая высокому социальному статусу); 3) экономически обусловленные факторы (размер заработной платы); 4) факторы среды первичной социализации (влияние семьи, семейных традиций, культурного и образовательного капитала семьи); 5) психологические факторы возрастной группы (популярность профессии в обществе). Коэффициент конкордации Ш=0,742 означал сильную степень согласованности мнений пяти экспертов.
Рассматривая личностные мотивы (Рис. 1), можно отметить, что в равной степени важным для учащихся является как интерес к профессии, так и возможность самореализации в ней. Однако не у всех школьников интерес к профессии совпадает с интересом к предмету, являющимся базовым для получения выбранной профессии. Приведем примеры: в отдельных школах ученики, выбирающие экономический профиль, имеют успехи в дисциплине «экономика» менее чем в 50% случаев. Такая ситуация касается не только экономического профиля. Например, ученики, выбирая физико-математический профиль, имеют удовлетворительную отметку по математике. В целом, полностью интересы к определенной профессии и успехи в 3-х профильных дисциплинах совпадают менее чем у 10% респондентов, что говорит о слабой согласованности мотивов и реальных позиций ученика. Обратим внимание на то, что в среднем более 40% школьников отмечают мотивом выбора профессии возможность реализовать свои способности. Ученик, который выбирает профессию, не имея при этом способностей к базовым предметам, уже на этом этапе профессионального самоопределения совершает видимую ошибку.
2 Методы педагогических исследований / Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. - М.: 1979. - С. 112 - 137.
Рис. 1. Мотивы выбора профессии учащимися предпрофильных классов.
Обратим внимание на подтверждение намерений учащихся, проявляющееся в их активности. Так, только одна треть учащихся - 33, 33% учащихся посещают кружки, факультативы как в школе, так и за ее пределами по предполагаемому профилю обучения. 29,99% школьников посещают занятия в системе дополнительного образования, никак не связанные с предполагаемым профилем, что еще раз подчеркивает отсутствие окончательно принятого решения о пути дальнейшего выбора образования.
На первое место в совокупности всех респондентов вышел мотив материальный - размер заработной платы оказался на 1 месте - 44, 07%. На втором - мотивы личностного роста -интерес к профессии и возможность реализовать свои способности - соответственно 41, 84% и 41, 42%. На третьем месте - вновь социально и экономически обусловленный мотив - поло-
жение в обществе, которого в будущем можно добиться благодаря выбранной профессии, он характеризует и притязания личности. Необходимо отметить, что мотив, связанный со значимостью положения в обществе, имеет наибольший разброс по различным районам города. В целом этот мотив проявляют 15,9%, однако в центральных школах города он выше - одна пятая часть учеников (20, 4%) проявляет его наличие.
Проводя анкетирование профессиональных намерений учащихся предпрофильных классов, мы не ставили целью выявить гендерные особенности профессионального самоопределения, но, анализируя полученные данные, обратили внимание на имеющиеся различия. Среди учеников мы опросили 338 мальчиков и 379 девочек (Таб.1).
Таб. 1. Мотивы выбора профессии юношами и девушками предпрофильных классов (в %)
" ----^^ учащиеся Мотивы ' --- юноши девушки
Интересная профессия 43,2 40,63
С хорошей заработной платой 50,89 37,99
Популярная в обществе 8,28 9,23
С высоким рейтингом 11,54 6,86
Даёт положение в обществе 16,27 13,98
С неполной занятостью 7, 0 3,17
Позволяет реализовать способности 37,28 45,12
Основные мотивы у юношей и девушек совпадают: интерес, заработная плата и реализация способностей. Однако юноши, в отличие от девушек, отдают предпочтение заработной плате и рейтингу профессии, в большей мере положению в обществе. Отметим, что юноши
стремятся к более высокой заработной плате (разница составляет 12,9%), а девушки - к реализации своих способностей (7,84%). Также юноши предпочитают профессию с высоким рейтингом почти в два раза чаще девушек.
Рассмотрим следующий аспект исследования - самостоятельность школьников в предполагаемом выборе: лишь 51,02% учащихся пред-профильных классов самостоятельно выбрали будущий профиль обучения. На мнение родителей полагается 43,62% опрошенных. Оставшиеся 5,36% полагаются либо на мнение друзей, либо указывают другую причину. Отметим, что вариант «мнение учителя» выбрали менее 1% учащихся, что подчеркивает крайне слабое влияние учителей и образовательного процесса на выбор учащихся.
Подводя итог исследованию мотивов выбора пути продолжения образования и возможного выбора профессии учащимися предпрофильных классов, отметим, что основными факторами, влияющими на этот выбор, стали экономически обусловленные факторы, факторы личностного роста, социально обусловленные факторы. В меньшей степени влияют на этот процесс факторы среды первичной социализации, в незначительной степени психологические факторы возрастной группы. В основной массе школьники предпрофильных классов не определились
точно с выбором как пути дальнейшего продолжения образования, так и предполагаемой профессии, рассогласованность их ответов свидетельствует о наличии существенных колебаний в этом вопросе.
Распределение мотивов выбора профессии подчеркивает значимость внутренних психологических мотивов, указывает на возможный уровень притязаний учащихся как по реализации своих способностей, их наличия, по социальному статусу, который они могут приобрести впоследствии, по уровню материального благополучия в будущем. Вместе с тем, можем сделать общий вывод о том, что мотивы выбора учащимися предпрофильных классов пути продолжения образования и профессии достаточно сильно обусловлены современными социально-экономическими отношениями. Таким образом, процесс профессионального самоопределения не является законченным для большинства учащихся предпрофильных классов, он нуждается в определенном управлении и организованном педагогическом сопровождении.
PSYCHOLOGICAL FACTORS IN FACTORS COMPLEX OF SCHOOLCHILDREN PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
© 2012 S.V.Ryabinin, N.P.Ryabinina
Chelyabinsk State Pedagogical University
The schoolchildren professional self-determination factors at macro-process levels are examined in the present conditions of the Russian society. The psychological factors of schoolchildren professional self-determination are examined at the micro-process level as a separate person vocational choice. The study results are presented. Keywords: schoolchildren professional self-determination, prognosis factors, vocational student's choice predictive model.
Sergey Vyacheslavovich Ryabinin, Degree-Seeker of the Pedagogy, Psychology and Subject Methods department. E-mail: ryabinins@bk. ru
Nataliya Pavlovna Ryabinina, D. Sc. in Pedagogics, Professor, Dean of the Correctional Pedagogy Faculty. E-mail: tashenka200 3@list. ru