УДК 377
МЕСТО И РОЛЬ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Р.Д. Исмагилов
Аннотация. В статье актуализируется значимость проблемы профессионального самоопределения школьников в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения, которые рассматриваются как условие осознанного профессионального выбора будущей профессии школьниками в соответствии с их профессионально-личностными интересами и способностями. Представлены методы анализа для выявления характера и степени воздействия предпрофильной подготовки и профильного обучения на профессиональное самоопределение учащихся. Данная статья предназначена для педагогов, исследователей, занимающихся вопросами психолого-педагогической поддержки и сопровождения профессионального самоопределения обучаемых.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профильное обучение, предпрофильная подготовка, профориентационная работа, факторы профессионального самоопределения старшеклассников.
PLACE AND ROLE OF PRE-PROFILE TRAINING AND PROFILE EDUCATION
IN THE COURSE OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PUPILS
R. Ismagilov
Abstract. The article stresses the importance of professional self-determination of students in the system of pre training and specialized education. They are considered as a condition for informed choice of professional students in accordance with their professional and personal interests. Disclosed are methods of analysis to identify the nature and extent of the impact of pre profile training and preparation for professional self-determination of students. This article is intended for educators, researchers, dealing with psychological and pedagogical support of professional self-determination of schoolboys.
Keywords: professional self-determination, profile school, pre-profile training, vocational guidance work, factors for professional self-determination of high school pupils.
В последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ученику в учебно-образовательном процессе - система предпрофильной подготовки и профильного обучения, рассматриваемая как сопровождение его профессионального самоопределения. Важнейшим периодом для определения дальнейшего жизненного пути ученика является старший школьный возраст, так как именно в этом возрасте чаще всего принимается решение о том, чем будущий выпускник школы займется в последующие годы. Поэтому готовность старшеклассников к какой-либо деятельности является определяющей для его профессионально-личностного становления.
Работа профильной школы осуществляется на основе нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, прежде всего, Постановления Правительства РФ от 09.06.2003 г. № 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования», Приказа Министерства образования РФ от 18.07.2003 г. № 2783 «Об утверждении
Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», методических рекомендаций по реализации элективных курсов (приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 г. № 03-413) и других документов. Согласно им, на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение в 10 - 11-х классах и предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов.
С.Н. Чистякова рассматривает
самоопределение как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих базовых отношений [8]. Согласно исследованиям, проведенным Г.В. Резапкиной, для юношеского возраста характерны три основных вида самоопределения,
расположенные по мере убывания распространенности среди молодежи следующим образом: потребительский, ригидный, созидательный [6]. Для современных старшеклассников характерны перспективные стремления с преобладанием потребительских мотивов с целью удовлетворения личных потребностей.
Российские ученые исследовали факторы, влияющие на становление профессионального самоопределения старшеклассников в ходе профильного обучения. По их мнению, к данным факторам относятся [5;7]:
- общественный заказ на образование в условиях профильного обучения;
- окружение - социум, в котором осуществляется профильное обучение;
- особенности содержательных, функциональных и методических основ программы профильного обучения;
- личностные качества учащегося;
- социальный и экономический уровень жизни региона, общества, семьи, средства массовой информации в условиях глобализации и интеграции.
Д.В. Каширский отмечает то, что профильное обучение предопределяет содержание, гармоничность, иерархичность, непротиворечивость ценностных ориентаций старшеклассников [3]. Ценностные ориентации являются предпосылками к выбору школьниками той или иной профессии.
Профильное обучение - «средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся; создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [2, с.4].
Профильное обучение ставит ряд целей, к которым можно отнести создание условий для существенной дифференциации содержательного наполнения учебных программ с выявлением школьниками своих индивидуальных траекторий; улучшение условий доступа к образовательным программам всем обучаемым с учетом их индивидуальных запросов; расширение возможностей установления взаимосвязи общего и профессионального образования с целью планомерной подготовки выпускников к высшему профессиональному образованию и др.
Профильная школа - это основная форма реализации этих целей, но не исключается возможность дальнейшего развития
универсальных (непрофильных) школ и классов и различного рода специализированных общеобразовательных учреждений
(музыкальные, художественные школы и др.).
Общеобразовательная школа должна эффективно осуществлять процесс профильного обучения на основе «целенаправленной, опережающей работы по освоению учеником
самого механизма принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственности» [3, с.7]. Значимость подготовки к профессиональному выбору профиля обучения определяет необходимость организации предпрофильной подготовки в основной школе. На современном этапе предпрофильная подготовка выступает в качестве системы педагогической,
психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования [4].
Таким образом, главная цель предпрофильной подготовки - создать образовательную среду, включенную в самоопределение учащихся девятых классов на основе разработки курсов по выбору, профориентационную работу.
Предпрофильная подготовка - это профориентационная работа, которая проводится в общеобразовательной школе в разных формах. Различия заключаются в том, что школьная профориентация, структурными компонентами которой выступают
профессиональное информирование и профессиональное консультирование, не требовала от старшеклассника конкретного профессионального выбора в школе. Рассогласованность предпрофильной
подготовки и профильного обучения способствует созданию психологической нагрузки для учащихся и затруднению правильного профессионального выбора. Поэтому предпрофильная подготовка должна начинаться за год-два до проведения отбора в профильные классы. Без этого, по мнению С.Н. Чистяковой, отбор в профильные классы превратится в селекцию «перспективных» учеников, способствуя дальнейшему расслоению нашего общества [8, с.22].
В качестве основных методов анализа для выявления характера и степени воздействия факторов на профессиональное самоопределение учащихся в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения выступают:
1. Совместный анализ. С помощью данного метода оцениваются и сравниваются факторы, оказывающие наибольшее влияние на выбор профессии старшеклассника. Плюсом этого анализа является то, что с помощью него можно выявить наиболее и наименее значимые обстоятельства, предопределяющие
профессиональную направленность
современных старшеклассников. Минусом является невозможность выявления степени влияния факторов. Оценивание и сравнение факторов будет субъективным мнением.
2. Кластерный анализ. С помощью данного метода факторы можно классифицировать в зависимости от каких-либо признаков. Для этого старшеклассники делятся на группы - кластеры по схожим интересам. Плюсом этого анализа является то, что можно сгруппировать факторы по степени влияния. Минусом является сложность оценивания степени различий между кластерами.
3. Дисперсионный анализ. С помощью данного метода можно определить степень различий между факторами, влияющими на группы старшеклассников, объединенных в кластеры. Плюсом этого анализа является то, что, используя метод статистического анализа, можно проверить достоверность гипотезы о различиях результатов групп старшеклассников на основании сравнения дисперсий распределений. Минусом является невозможность оценивания близости связи между результатами групп.
4. Факторный анализ. С помощью этого анализа можно выявить латентные обобщающие факторы, влияющие на профессиональное самоопределение учащихся. Главными целями факторного анализа являются сокращение числа
факторов и определение структуры взаимосвязей между факторами, то есть их классификация, подразумевающая выделение новых факторов из обстоятельств, сгруппированных друг с другом. Плюсом этого анализа является то, что можно провести углубленное изучение факторов и выявить среди них несущественные обстоятельства. Минусом является невозможность проверки правильности определения взаимосвязи между факторами.
Итак, факторы, влияющие на становление профессионального самоопределения
старшеклассников в ходе профильного обучения, такие же, как и обстоятельства, воздействующие на профессиональную саморегуляцию учащихся, независимо от профиля подготовки, и имеющие отличия только по качественными признаками. При профильном обучении учащийся оказывается в коллективе единомышленников, объединенных общими целями, в котором он не только обучается, но у него есть возможность обсудить общие проблемы, задачи. Все это укрепляет профессиональный выбор школьника и увеличивает его стремление к самореализации в профессиональном плане.
Литература:
1. Зеер Э.Ф. Стратегические ориентиры инновационного развития профессионального образования / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. -2009. - № 6. - С. 3-12.
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002, № 2783).
3. Каширский Д.В. Влияние профиля образования и этапа самоопределения на становление системы ценностей в юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Каширский Дмитрий Валерьевич. - Барнаул: Барнаульский гос. пед. ун-т, 2002. - 232 с.
4. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Теоретические и практические аспекты профориентации учащейся молодежи в условиях научно-образовательного кластера / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 4-1(111). - С. 10-15.
5. Попович А.Э. Профессиональное самоопределение старшеклассников в педагогическом процессе общеобразовательной школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Попович Алексей Эмильевич. - М.: Московский гос. гуманит. ун-т им. М.А. Шолохова, 2011. - 47 с.
6. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В. Резапкина. - М.: Генезис, 2005. - 124с.
7. Трегубова Т.М., Масалимова А.Р., Сахиева Р.Г., Тазутдинова Э.Х. Исследования зарубежного опыта реформирования профессионального образования в условиях международной образовательной интеграции / Т.М. Трегубова, А.Р. Масалимова, Р.Г. Сахиева, Э.Х. Тазутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 8. -С. 77-84.
8. Чистякова С.Н., Холодная М.А., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера 8 - 9 классы: Программы общеобразовательных учреждений; под общ. науч. ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 2005. - 96 с.
Сведения об авторе:
Исмагилов Рустэм Дамирович (г. Казань, Россия), старший преподаватель Институт социальных и гуманитарных знаний г. Казань, e-mail: rdismagilov@mail.ru
Data about the author:
R Ismagilov (Kazan, Russia), Senior Lecturer at the Institute for Social and Human Knowledge, Kazan, e-mail: rdismagilov@mail.ru