Научная статья на тему 'Понятие толерантности: анализ обыденных и научных представлений'

Понятие толерантности: анализ обыденных и научных представлений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2321
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ондар Лилия Монгуновна

В статье рассматриваются некоторые аспекты научного содержания понятия «толерантность». Анализируются современные подходы к пониманию структуры толерантности. Исследуется содержательная сторона обыденных представлений о феномене толерантности у школьников, студентов и взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Conception of Tolerance: ordinary and scientific analysis

The article shows some scientific aspects of tolerance, modern approaches to the conception of this term. It also gives the description of ordinary ideas of tolerance among children, students, adults.

Текст научной работы на тему «Понятие толерантности: анализ обыденных и научных представлений»

1. Бютор М. Роман как исследование. - М: Изд-во МГУ, 2002. - С. 42.

2. Саррот Н. Тропизмы. Эра подозрения / Пер. с фр. - М.: Полинформ-Талбури, 2000.- C. 293.

3. Французская литература 1945-1990 / [ Н.И.Балашов, Т.В.Балашова, С.Н.Зенкин и др.]; Под ред. Н.И.Балашова.- М.: Наследие, 1995.- С.400.

4. Ricardou J. Le nouveau roman. - Paris: Éditions du Seuil. 1973. - Р. 49.

5. Sarraute N. Usage de parole.- Paris: Éditions Gallimard,1983.- 258 р.

6. Sarraute N. Ouvrez. - Paris: Éditions Gallimard,1997.- 130 p.

7. Sarraute N. Entre la vie et la mort.-Paris: Éditions Gallimard,1968.-254 p.

8. Sarraute N. Le Planétarium.-Paris: Éditions Gallimard. 1959-272 p.

9. Sarraute N. Portrait d'un inconnu.-Paris: Éditions Gallimard, 1956. -238 p

10. Pierrot J. Nathalie Sarraute.- Paris: Librairie José Corti. 1990. - P. 53.

11. Vareille J-C. Les replies du temps // Le Nouveau Roman en questions: La revue des letters modernes / Sous la direction Allemand R-M. - P.: Minard, 1992. - P. 113.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Ондар Л.М.

ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ: АНАЛИЗ ОБЫДЕННЫХ И НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В статье рассматриваются некоторые аспекты научного содержания понятия «толерантность». Анализируются современные подходы к пониманию структуры толерантности. Исследуется содержательная сторона обыденных представлений о феномене толерантности у школьников, студентов и взрослых.

Ondar L.M.

The Conception of Tolerance: ordinary and scientific analysis

The article shows some scientific aspects of tolerance, modern approaches to the conception of this term. It also gives the description of ordinary ideas of tolerance among children, students, adults.

В последнее время большую популярность приобрел термин «толерантность». Идеи толерантности как наиболее действенного средства достижения взаимопонимания и взаимоуважения между людьми и группами внедряются в образование, культуру, политику, общественную жизнь. Все больше в общественное сознание проникает понимание необходимости воспитания толерантности как важнейшего качества современной личности. Об этом свидетельствует огромное количество публикаций в самых разных источниках.

А что же такое «толерантность»? Отметим, что понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, этот процесс продолжается до сих пор, и среди ученых не сложилось единого взгляда на содержательное наполнение этого понятия.

Изучение литературы показало, что это многостороннее, многоаспектное и емкое понятие. При детальном анализе обнаруживается его некоторая неуловимость и сложность, которую невозможно объяснить в одном-двух предложениях. Отмечается: «неоднозначность трактовок данного понятия и недостаточная разработанность в психологическом ракурсе...»

[1], «многообразие трактовок термина и тенденция его редукции к близким понятиям (уважению, принятию, эмпатии и пр.)» [2], «прослеживаются противоречивые позиции в соотношении понятий «толерантность», «терпимость». В последнем случае, например, толерантность рассматривается как общая категория по отношению к терпимости (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, А.В. Петрицкий и др.), либо как составляющая терпимости (А.А. Реан, В.Ю. Клепцова), либо они рассматриваются как одноуровневые понятия и почти синонимы (Д.В. Колесов, С.К. Бондырева и

др.) [3].

Понимание толерантности различно и в разных культурах в зависимости от исторического опыта стран: во французской она связывается в основном со свободой слова, в английской - с готовностью без протеста воспринимать любую личность, в китайской - с великодушием к другому, в арабской - с умением прощать и т.д. В русском языке наиболее близким понятию «толерантность» считается термин «терпимость». В обыденном сознании он означает способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением. Требует анализа и понимание толерантности в тувинской культуре.

Анализ литературы позволил нам определить толерантность как качество зрелой личности, состоящее в признании многомерности и многообразия человеческой культуры, принятии и уважении различий, существующих между людьми, позволяющее конструктивно взаимодействовать с ними на основе самоуважения и согласия без ущемления собственных интересов. Это готовность человека к диалогу при положительном восприятии себя и уважительном отношении к другим. В самом общем виде толерантность - это генерализованная диспозиция личности, имеющая широкий круг проявлений (Д.А. Леонтьев). Чаще всего толерантность рассматривается в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, однако не следует забывать о толерантности в профессиональных, гендерных, экономических, региональных, возрастных и других отношениях.

Попытаемся систематизировать наиболее важные аспекты научного содержания данного понятия.

У понятия толерантности и его различных характеристик есть свой круг сопутствующих понятий, составляющих понятийное поле толерантности [4]: компромисс; соглашение; согласование интересов; примирение и достижение интереса ценой взаимных уступок; ненасилие; непротивление; неосуждение; незлословие; нейтралитет; равнодушие; гуманизм. К понятиям, имеющим по отношению к ней обратный знак, можно отнести: нетерпимость, одержимость, фанатизм, интолерантность, авторитарность, насилие. С понятием толерантности связаны и такие понятия как «стереотипы», «предубеждения», «идентичность», «дискриминация», «ксенофобия», «этнофобия».

Понятие «толерантность» используется в разных дисциплинах: психологии, педагогике, социологии, культурологии, философии, медицине,

политике. С позиций этих областей знания даются различные определения понятия «толерантность». Так, например, политическое значение предполагает равное право различных идеологий существовать, морально-философское - понимается как отказ от права на единственно верное решение, линию поведения, знание, в этике толерантность рассматривается как отказ от самой идеи возможности универсальной этической истины, в психологии - как уважение и признание равенства, многомерности и разнообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от доминирования и насилия, преобладания какой-либо одной точки зрения [4].

В психологии толерантности можно выделить общепсихологический и социально-психологический подходы. Общепсихологический аспект проблемы толерантности Л.И. Рюмшина связывает с ответом на вопрос: какими характеристиками наделено сознание такой личности, каков ее внутренний мир, мироощущение и переживания. Чаще всего толерантность обозначается как личностное свойство, означающее принятие другого, взаимную помощь, доверие. В общепсихологическом плане проблема толерантности связана с изучением самосознания личности и его развития, системы представлений индивида о самом себе, которые обусловливают восприятие других людей и взаимодействие с ними. Утверждается, что толерантность формируется при наличии у человека адекватной самооценки, навыков независимого мышления, системы нравственных норм и ценностей.

Социально-психологический аспект Л.И. Рюмшина [5] обозначила вопросом: как благоустраивает такая личность свое социальное окружение, на каких основаниях строит отношения с другими людьми, с макро- и микросоциумом. В рамках социально-психологического аспекта проблемы толерантности изучаются толерантность в межличностном общении (Г.С. Кожухарь), толерантность в контексте процессуальных аспектов общения (В.А. Лабунская, Л.И. Рюмшина), интолерантное поведение в межгрупповых и межличностных отношениях (А.Г. Асмолов, Л.Д. Гудков, Л.М. Дробижева, Г.У Солдатова, Л.А. Шайгерова), социально-психологические особенности формирования толерантности учащихся городской школы (Е.П. Непочатых).

Существуют разные взгляды и на структуру толерантности. В качестве основных компонентов толерантности рассматриваются признание, принятие, уважение и понимание. М.С. Мириманова [6] выделяет две группы качеств толерантности: психические и духовно-нравственные. С ее точки зрения, бесконечность оттенков толерантности делает невозможным их перечисление и описание, но позволяет выделить группы толерантных качеств. К группе психических толерантных качеств относятся: отсутствие равнодушия и безразличия к другим, эмпатия, соразделенность чувств и эмоций, позитивно-эмоциональное отношение к другим, отсутствие озлобленности и враждебности к другим, и т.д. К группе духовно-нравственных толерантных относятся: открытость к другим, миролюбие, стремление к компромиссам, отсутствие судейской позиции по отношению к другим, признание нормальности многообразия интересов, идей, ценностей, мировоззренческих позиций, осуждение пороков, а не их носителей,

совестливость, стремление превратить «других чужих» в «других своих», отсутствие догматизма в мировоззрении, способность к прощению и взаимопониманию, признание права других на свободный выбор, отношение к человеку как к цели и ценности, а не как к средству и антиценности, ответственность за себя и других, а также уважение к другим.

Существуют попытки описать структуру толерантности через набор тех или иных черт. Чаще всего, в качестве важнейших черт толерантной личности выделяются гуманность, знание самого себя и рефлексивность, ответственность, гибкость, уверенность в себе, вариативность в подходе к окружающей действительности, перцепция, эмпатия, чувство юмора, защищенность. По мнению Г. Оллпорта, толерантная личность отличается от интолерантной личности, прежде всего, знанием самой себя (как собственных достоинств, так и недостатков), защищенностью, чувством безопасности, ответственностью, ориентацией на себя, а не на других, способностью к эмпатии, чувством юмора. Интолерантная личность характеризуется излишним стремлением к порядку, внешней дисциплине. Для нее чрезвычайно важна общественная иерархия, сильная власть, авторитаризм, потребность в определенности [7].

Большинство исследователей выделяют трехкомпонентную структуру толерантности: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент толерантности (наиболее изученный) состоит в осознании и принятии человеком сложности, многомерности, многообразия мира, относительности, неполноты и субъективности собственных представлений и своей картины мира. Когнитивная интолерантность, наоборот, исходит из позиции наличия «нормы», «соответствия правильному» и т.п., и потому отвергает саму возможность множественности взглядов, сводя всякие расхождения между взглядами и оценками разных людей к ошибкам, заблуждениям или даже намеренному противодействию [8]. Необходимыми предпосылками к толерантному мышлению является способность к децентрации, к амбивалентному восприятию объекта, гибкость, когнитивная сложность мышления личности. При этом выявлено, что механизмами формирования толерантного мышления являются интеллектуальное развитие в детстве и осмысление собственного этнокультурного опыта во взрослом возрасте [9].

Эмоциональный компонент включает в себя эмпатию, благодаря которой собеседники «имеют возможность обрести некую общность, восстановить разрыв человеческих связей»[8]; способность справляться с эмоциональным напряжением; терпимое отношение к различным эмоциональным проявлениям других людей; осознание как собственных эмоциональных процессов, так и переживаний других людей, не раздражаясь и не приписывая им негативного смысла.

Поведенческий компонент (наиболее видимый, проявляющийся при диагностике и обучении) включает конкретные умения и способности, среди которых: способность к толерантному высказыванию и отстаиванию

собственной позиции как точки зрения (Я-высказывания и т.п.), готовность к толерантному отношению к высказываниям других; умение договариваться, согласовывать позиции, достигать компромисса; толерантное поведение в ситуациях столкновения мнений, оценок, точек зрения.

С.Л. Братченко предлагает условно ввести еще один компонент толерантности - вербальный - как умение произносить «правильные слова» про толерантность, но реально ее не проявлять [8].

В понимании толерантности выделяются экзистенциально-гуманистический подход (толерантность рассматривается в нем как проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению определенных отношений); диверсификационный подход (психологическое содержание толерантности не может быть сведено к отдельному свойству, характеристике - это сложный и многокомпонентный феномен, имеющий несколько «базовых измерений»); личностный подход, где психологической основой и ключевым измерением толерантности является личностное измерение толерантности - ценности, смыслы, личностные установки; диалогический подход (толерантность как особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия...общения с Другим, как межличностный диалог); фасилитативный подход (полноценная толерантность не может быть результатом только внешних воздействий: толерантность не столько формируется, сколько развивается; помощь в становлении толерантности -это создание условий для развития) [8].

Эти представления характерны для научного понимания феномена толерантности. В обыденном же сознании людей толерантность чаще всего представлена как терпимость. Рассмотрим содержательную сторону представлений о толерантности у школьников, студентов и взрослых.

В исследовании приняли участие старшеклассники МОУ СОШ № 2 г. Кызыла (18 человек), студенты третьего курса факультета педагогики и психологии ТывГУ (34 человек), студенты заочного отделения Сибирского университета потребительской кооперации (16 человек), студенты заочного отделения филиала РГГУ в г. Кызыле (7 человек) и слушатели курсов Тувинского государственного института переподготовки и повышения квалификации кадров (27 человек). Всего было опрошено 102 человек.

Для выяснения того, как респонденты определяют для себя данное качество, мы провели опрос, в ходе которого были даны следующие вопросы и задания: 1. Что Вы понимаете под толерантностью? 2. Считаете ли Вы себя толерантным человеком? 3. Актуальна ли тема толерантности и почему? 4. Где и когда Вы впервые столкнулись с понятием толерантности?

Для определения степени адекватности понимания респондентами понятия «толерантность» приведем несколько его определений (самых распространенных и общих). Это умение «жить сообща» с другими людьми. Толерантность - это способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения.

Толерантность - личностное свойство, означающее принятие другого, взаимную помощь, доверие, терпимость.

В «Декларации принципов толерантности» толерантность толкуется как уважение, принятие и понимание многогранности культур, способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мыслей, совести и убеждений. Толерантность - признание и уважение прав и свобод человека [10].

Толерантность в современной научной литературе понимается в нескольких аспектах: прежде всего, как терпимость к людям, отличающимся от нас, а также как отказ от права на абсолютную истину, на право быть судьей. Кроме того, немаловажным является отказ от насилия как средства навязывания своей точки зрения.

Итак, каковы представления о толерантности у старшеклассников средней школы?

Анализ ответов на первый вопрос показал, что школьники определяют толерантность в основном как терпимость по отношению к другим национальностям и народам, т.е. речь идет об этнической толерантности. Хотя у отдельных учащихся были попытки отойти от понимания толерантности как явления в сфере межэтнических отношений: толерантность определялась как терпимость к иным взглядам и мнениям, другим религиям и мировоззрениям, уважение друг к другу, «уважение и умение понять все другое». Лишь один респондент признался в неосведомленности по этому вопросу: «если честно, я не знаю. что это такое».

Подавляющее большинство опрошенных считают себя толерантными людьми: «не испытываю враждебных чувств к представителям иных народов», «уважаю их культуру, отношусь с пониманием к их обычаям, религиям, ценностям и самобытности», «понимаю, что каждая нация имеет право на существование». В то же время у отдельных респондентов наблюдалось критическое отношение к себе: «думаю, что редко бываю толерантным. Просто человек - довольно эгоистическое создание и больше думает о себе». Радует, что школьники понимают важность этого качества в современном мире и стараются сформировать его у себя.

Первое знакомство с понятием толерантности произошло, по признанию старшеклассников школы № 2, на уроках обществознания и риторики, на занятиях в КЦО «Аныяк», а также во время недавно прошедшего общешкольного мероприятия - Праздника дружбы народов.

Актуальность проблемы толерантности отметили все старшеклассники. Однако обосновать ее удалось не всем. Чаще всего ссылались на то, что: «об этом говорят по телевизору», «в школах проводятся мероприятия», «все обсуждают это». Только в одном ответе актуальность темы связывалась с современными тенденциями интенсификации межэтнических контактов.

Рассмотрим содержательную характеристику понятия «толерантность», данную второй категорией респондентов, - студентами факультета педагогики и психологии Тывинского государственного университета. Более

половины студентов показали высокую осведомленность и понимание того, чем является толерантность. Типичные определения звучали следующим образом: «это терпимость к чужим мнениям и верованиям», «терпимость к поведению других», «чувство поддержки во всех случаях жизни - горе и радости», «терпимость к любому живому существу», «принятие людей такими, какие они есть», «человеческое отношение к другому», «терпимость к мнениям: каким бы мнение ни было, не надо сразу критиковать, просто надо понять, что у него и у тебя разные мнения по какому-либо вопросу».

Студенты осознают, что «за этим понятием скрывается многое»; «понятие широкое и одновременно непонятное»; «это слово настолько богато, что невозможно объяснить одним словом»; «это не терпимость, а больше - принятие, понимание»; «несмотря на то, что часто приходилось с ним сталкиваться, до конца я его еще не понимаю». В то же время студенты чувствуют, что «данное понятие обозначает нечто более глубокое, не просто поверхностное уважение, а искреннее уважение, понимание, где-то сочувствие»; «это уважение, и оно должно быть взаимным»; «у каждого человека степень толерантности разная, некоторые люди просто из приличия отвечают, что они уважают другую культуру».

Понимание толерантности у студентов существенно расширяется по сравнению со школьниками: отмечается необходимость проявления толерантности не только в этнической сфере, но и по отношению к старшим и детям, а также к самому себе, выделяется конфессиональная, а также межличностная толерантность.

Однако часть респондентов дала и весьма неожиданные определения. Например, толерантность - это «умение вести себя в обществе», «терпеливое отношение к людям», «толерантный - тот, кто умеет ждать, терпеть». Обращает на себя внимание то, что студенты в большинстве своем не различают понятий "терпимость", "терпение"; "толерантность". Отметим по ходу, что понятие «толерантности» имеет более яркую активную направленность, чем понятие «терпение».

Таким образом, психологический аспект обсуждаемого феномена, то есть понимание толерантности как умения и желания принимать другого человека или социальную группу, такими, какие они есть, наиболее широко представлен в понимании студентов 3 курса. Значительно меньшее количество студентов осознает этическую сторону толерантности («не судить и не осуждать других людей за то, что они непохожи на нас»). И практически не прозвучала правовая сторона - о роли государства и государственных институтов в обеспечении и формировании толерантности не было сказано ничего.

Таким образом, можно сказать, что студенты факультета педагогики и психологии имеют в целом довольно близкое к научному понимание толерантности (на что влияет, на наш взгляд, специфика факультета и изучаемых дисциплин, в частности таких спецкурсов как «Психология национального самосознания», «Психология толерантности»).

Результаты ответов на второй вопрос «Считаете ли Вы себя толерантным?» показали, что 73,52 % студентов находят это качество в себе: «Считаю, что я толерантна. По крайней мере, я стараюсь быть такой». Возможно, это связывается ими с профессиями педагога-психолога и социального педагога (опрашивались студенты, обучающиеся данным специальностям); «Это качество для моей будущей профессии многое значит». При этом подчеркивается необходимость воспитания толерантности у себя (на это влияет, конечно, выбранная профессия): «Стараюсь быть такой, воспитываю в себе это качество. Конечно, как любой человек, обладающий множеством чувств, я иногда бываю несдержанна и могу сказать что-то обидное другому, но это со мной случается все реже». Важно, что студенты приходят к пониманию, что толерантность приобретается с возрастом.

Интересно сочинение одной из студенток (приводится с сокращениями): «На вопрос «Толерантна ли я?» я отвечу «Да». Очень важно для человека быть человеком и оставаться им, сохраняя свое лицо, мораль, нравственность. Каждый человек неповторим. Мы все люди! И не важно, какой цвет лица, разрез глаз, вера, язык. Он такой же, как все. Для меня неважно, какой национальности человек, главное, чтобы он был хорошим, добрым. У меня много друзей разных национальностей, они хорошие, милые люди. Я горжусь, что у меня такие потрясающие друзья и знакомые!».

В другом сочинении подчеркиваются проявления собственной толерантности на поведенческом уровне: «Я могу дать советы, предложить свою помощь, выслушать человека, даже если мне неинтересно, или даже тогда когда я понимаю, что мой собеседник открыто лжет...».

В собственной интолерантности признался только один из опрошенных. Для 23,52% толерантность «зависит от обстоятельств»; типичные ответы: «когда как получается», «если у меня хорошее настроение», «по отношению к себе терпима, но по отношению к другим - не очень». Описываются ситуации, когда проявляется интолерантность: «когда чавкают во время еды, громко жуют жевательную резинку, тычат пальцем в мой адрес, опаздывают на встречу», «когда смеются надо мной» и т.д.

Отвечая на вопрос «Где и когда впервые столкнулись с этим понятием?», студенты сообщили, что это произошло еще в школе (на уроках обществознания и истории, литературы, занятиях по психологии, классных часах, а также при обучении в профильном педагогическом классе). Однако, по признанию многих, значение ему в то время не придали.

Более основательное знакомство с темой толерантности для многих опрошенных произошло уже в университете при прохождении дисциплин «Этнопсихология», «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Управление социальными системами по защите детства». Кроме того, на формирование первичного представления о толерантности повлияли стенгазеты, посвященные Дню толерантности, сделанные старшекурсниками, и вывешенные в аудиториях и коридоре факультета педагогики и психологии. На формирование представлений о толерантности отдельных

студентов повлиял университетский фестиваль национальных культур «Евразия» и ежегодные научно-практические студенческие конференции. Определенную роль, конечно, сыграли материалы, посвященные проблеме толерантности в научных журналах и СМИ. По признанию одной из студенток осмыслить данное понятие ей в какой-то мере помог просмотр телепередачи «Понять и простить».

Представления об актуальности проблемы толерантности достаточно адекватны и связываются с войнами, межнациональными конфликтами, движением скинхедов, явлениями расовой дискриминации, неофашизма. Большая часть ответов связывалась с феноменом этнической толерантности, хотя затрагивались и проблема отсутствия толерантности к пожилым людям (проявляющаяся, например, в том, что «старикам не уступают место в маршрутках»), и проблема одиночества в современном мире, и проблема подросткового суицида, и рост преступности, алкоголизма и наркомании. Недостаток толерантности у отдельных людей студенты видят и в том, что в присутствии человека другой национальности разговор идет на родном языке. Особо подчеркивается актуальность данной проблемы в условиях нашей многонациональной республики. Респонденты понимают, что «надо учить толерантности с детства».

В целом, можно сделать вывод, что обыденные представления студентов факультета педагогики и психологии точно отражают научное понимание толерантности, однако не во всех ее аспектах. Для них толерантность - это, прежде всего, терпимость и ненасилие, то есть наиболее полно осознаваемым ими является психологический аспект этого феномена.

Анализ содержательного наполнения понятия «толерантность» у слушателей курсов Тувинского государственного института переподготовки и повышения квалификации кадров (в основном, учителей, социальных педагогов, школьных психологов) показал более полное и глубокое понимание данного феномена - как терпимого отношения ко всему, умения терпеть, ответственности, гуманности, мягкости, сдержанности, бесконфликтности, даже выносливости, устойчивости и усидчивости. Сущность толерантности они видят в «терпимости, в том числе в семейных вопросах или в других сложных жизненных ситуациях, например, когда человек долго болеет и прикован к постели или в ситуации смерти близкого человека», «способности выдерживать трудности жизни». Налицо расширение смысла понятия, выход на эмоциональный уровень (умение сопереживать, способность к эмпатии).

Большая часть данной группы респондентов, так же как и предыдущих, считают себя толерантным человеком, «среднетолерантным», «относительно толерантным»: «Это качество у меня есть, но не всегда .»

Слушатели определяют и пути формирования толерантности в себе -«изучать языки, культуру, традиции других народов», «заниматься самообразованием».

Первое знакомство с термином произошло у слушателей, как правило, на педагогических семинарах, педсоветах, курсах, конференциях (так,

называлась конференция в школе № 9 г. Кызыла, прошедшая в 2003 г.), в школе - «когда стали требовать по воспитательной работе» - 2006 г., на курсах в центре «Сайзырал» (в 2002 г.), курсах повышения квалификации при ИРПО (2001 г.), на страницах СМИ, журнала «Дошкольное воспитание» и т.д.

Актуальность проблемы толерантности обосновывалась «потерей у подрастающего поколения нравственных ориентиров, патриотических чувств», «разнообразием (социальным, культурным, образовательным, религиозным) современного мира», «ростом индивидуализма, агрессивности, терроризма в обществе», «общим неумением здраво рассуждать в ситуациях столкновения с чем-то непонятным».

Что касается последних групп респондентов - студентов заочного отделения Сибирского университета потребительской кооперации (специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») и студентов заочного отделения филиала РГГУ в г. Кызыле (специальность «Документоведение и документационное обеспечение управления») (их мы объединили в одну категорию), то выяснилось, что большая часть опрашиваемых не понимает сущности толерантности, а для некоторых это слово прозвучало в первый раз. Для 81,25 % объяснить его значение оказалось затруднительным. Те же, кто знаком с этим термином, интерпретировали его как терпение и терпимость, а также как «спокойное отношение к окружающим».

Мы полагаем, что приведенные данные являются достаточным основанием для работы по формированию у учащихся, студентов, педагогов и других категорий людей такого качества личности, как толерантность, являющегося неотъемлемым компонентом общей культуры личности -человека культуры.

В последующих работах мы предполагаем более детально изучить содержание представлений о толерантности у школьников, студентов, педагогов и представителей других профессиональных групп. Это возможно не только через анкетирование, но и через проведение фокус-групп, ток-шоу, тренингов и дискуссий. Что касается анкетирования, то в анкете, чтобы выяснить, чем, по мнению респондентов, является толерантность, можно предложить следующие варианты ответов: 1 - ценностью; 2 - личностной характеристикой; 3 - принципом жизнедеятельности; 4 - психологической установкой; 5 - способом выживания. В анкету целесообразно включить задание - продолжить предложение «Толерантность - это.». Можно выявить содержание понятие через его антонимы. В этом случае возможны следующие варианты ответов: 1 - авторитарное отношение к другим; 2 -насилие; 3 - подозрительность, недоверчивость по отношению к другим; 4 -отказ от признания права быть другим; 5 - дискриминация по отношению к другим; 6 - склонность идти на конфликт; 7 - неуважение к другим; 8 -неспособность вникнуть в позицию другого.

В целом, считаем, что очень скоро это понятие войдет в активный словарный запас современного человека, и самое главное - толерантное сознание и поведение - станут внутренней потребностью и нормой жизни

каждого из нас. Вместе с тем мы против упрощенческого, однобокого, стереотипного толкования данного понятия. Мы понимаем, что можно быть толерантным, и не зная значения этого слова. С другой стороны, ясное и четкое усвоение данного термина не обеспечит его внутреннего принятия и реализации на деле. «В конечном счете, важно не само понятие или отдельные слова, его выражающие, а важна позиция, которую это понятие определяет», - пишет Г.Солдатова [11]. Данную позицию можно выразить, по ее мнению, через понимание толерантной личности - человека с позитивным взглядом на мир, нравственного и социально активного, осознающего собственную уникальность и необходимость единения с другими людьми, осознающего многообразие и взаимообусловленность окружающего мира, обеспокоенного его судьбой, и понимающего, что то, каким будет этот мир, зависит от каждого.

1. Ахмеджанова, Э.Р. Толерантность или терпимость подростков / Э.Р. Ахмеджанова // Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2006. - 320с.

2. Кожухарь, Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении / Г.С. Кожухарь // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 3-6.

3. Ахмеджанова, Э.Р. Толерантность или терпимость подростков / Э.Р. Ахмеджанова // Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2006. - 320 с.

4. Антонова, Л.И. Осознание семантики понятия «толерантность» старшими школьниками / Л.И. Антонова, Н.В. Рюмина-Македонова, Н.А. Цветкова // Вопросы гуманитарных наук. - №2. - 2006.

5. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 368 с.

6. Мириманова, М. С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.С. Мириманова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.

7. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. - М.: Генезис, 2000. - 112 с.

8. Братченко, С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании / С.Л. Братченко // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. - Красноярск, 2003. - С. 104-117.

9. Шкуратова, И. Когнитивная сложность как основа толерантного мышления / И. Шкуратова // Век толерантности. - 2003. - №5. - С.44-51.

10. Декларация принципов толерантности // Педагогика толерантности. - 1999. - № 3-4. - С. 175-179.

11. Солдатова, Г. Практическая психология образования / Г. Солдатова // Толерантность и согласие / под ред. Тишкова В.А., Солдатовой Г.У. - М., 1996.

А.С.Шаалы

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО

САМОСОЗНАНИЯ

Данная статья написана с целью определения исторической памяти как феномена этнопедагогики и этнопсихологии. В ней представлены основные факторы отражения исторической памяти.

Ключевые слова: этнопедагогика, этнопсихология, историческая память, историческое сознание, язык традиция.

Shaaly A.S.

Historical memory as a reflection of ethnic self-consciousness

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.