УДК 378. 147:331.548
Преподаватель С.Ю. Мосолова
(Мичуринский гос. аграр. ун-т) кафедра правового обеспечения, тел. 8-915-883-79-77 E-mail: [email protected]
Teacher S.Y. Mosolova
(Michurinsk State Agrarian University) chair of legal support, tel. 8-915-883-79-77 E-mail: [email protected]
Толерантность как составляющая профессиональной компетентности студентов аграрного вуза
Tolerance as an essential part of professional competence of agrarian university students
Реферат. На основе современных психолого-педагогических исследований рассмотрена проблема толерантности в образовательном процессе аграрного вуза. Формирование личности будущего специалиста аграрного сектора предполагает наличие компетенций, направленных не только на производственную сельскохозяйственную деятельность, но и на ту, которая относится к сфере «человек-человек». Развитие организаторских, управленческих, социальных качеств агрария, отмеченных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, неразрывно связано с процессом воспитания толерантной личности. Толерантность является составляющей человека зрелого, сильного, уверенного в себе, уважающего других, способного к конструктивному взаимодействию, умеющего разрешать конфликтные ситуации. Это способствует становлению эффективного взаимодействия на организационно-управленческом уровне аграрной сферы. Приведены результаты исследований, которые показывают, что коммуникативная толерантность не является устойчивым, ярко выраженным качеством личности студентов-первокурсников, но их профессиональная подготовка должна предполагать ее активное развитие. Оттого насколько умело и грамотно организовано взаимодействие людей друг с другом, будет зависеть сам результат общения и реализация поставленных перед ним целей.
Summary. On the basis of modern psychology and pedagogical researches the tolerance problem in educational process of agrarian higher education institution is considered. Formation of the identity of future expert of agrarian sector assumes existence of the competences directed not only on production agricultural activity, but also on that which treats the sphere of «people person». Development of the organizing, administrative, social qualities of the landowner noted in the Federal state educational standard of higher education is inseparably linked with process of education of the tolerant personality. Tolerance is a component of the person mature, strong, self-assured, respecting others, capable to constructive interaction, able to resolve conflict situations. It promotes formation of effective
© Мосолова С.Ю., 2015
interaction at the organizational and administrative level of the agrarian sphere. Results of researches which show are given that communicative tolerance isn't steady, pronounced quality of the identity of first-year students, but their vocational training has to assume its active development. Because how skillfully interaction of people with each other is also competently organized, the result of communication and realization of the objects set for it will depend.
Ключевые слова: толерантность, компетенция, профессиональная компетентность, исследование.
Keywords: tolerance, competence, professional competence, research.
В психолого-педагогических исследованиях в сфере высшего профессионального образования в последнее время все больше уделяется внимание проблеме компетентности обучающихся. Это обусловлено рядом причин, в числе которых отсутствие профессионального самоопределения, недостаточная грамотность специалиста, нежелание работать по полученной специальности. Особенно остро эти вопросы поднимаются в аграрной сфере. Выпускники аграрного вуза объясняют свое негативное отношение к полученной специальности ее «непрестижностью», тяжелыми условиями труда, сезонностью, провинциальной территориальной расположенностью и т.д. Зачастую, начиная профессиональную деятельность в какой-либо организации аграрного профиля, молодой специалист вскоре завершает ее и выбирает другой, на его взгляд, более престижный профессиональный путь. Причина данной проблемы в большинстве своем кроется в недостаточно грамотной психолого-педагогической подготовке в рамках образовательного процесса. На наш взгляд, специалистам негуманитарного профиля недостает умений и навыков профессионального взаимодействия на уровне «человек-человек», а ведь именно он часто является определяющим в профессиональной деятельности.
Согласно ФГОС ВПО направлений подготовки аграрного профиля одним из видов профессиональной деятельности специалиста является организационно-управленческий. При ее реализации решаются такие виды профессиональных задач, как (на примере 110400.62 - «Агрономия», 240700.62 - «Биотехнология»): разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений, организация работы коллективов исполнителей, контроль за соблюдением технологической и трудовой дисциплины, принятие управленческих решений по реализации технологий возделывания сельскохозяйственных культур в различных экономических и погодных условиях и т.д. Вышеперечисленное подразумевает формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
- готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе;
- способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;
- способность к соблюдению прав и обязанностей гражданина;
- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовым к ответственному участию в политической жизни;
- владение навыками организационно-управленческой работы в малых коллективах;
- способность организовать работу исполнителей и т.д.
Исходя из того положения, что организационно-управленческая деятельность агрария - это необходимая совокупность управленческих, экономических, политологических, этических, социально-психологических знаний и умений, включающая его способность творчески мыслить, готовность пойти на риск и брать на себя ответственность, умение предвидеть результаты своей деятельности и критически оценить их последствия, грамотное владение инновационными управленческими технологиями в условиях рыночных отношений, человековедческую образованность, можно отметить ее прямую связь с таким качеством личности, как толерант-
ность. На наш взгляд, она является одной из составляющих профессиональной компетентности студентов аграрного вуза.
Толерантность является одной из составляющих характеристик успешного общения, межличностных и межгрупповых отношений, социального познания, профессионального становления личности. К проблеме толерантности в своих исследованиях обращались педагоги и психологи, такие, как А.Г. Асмолов, Г. Олпорт, Н.В. Недорезова, М.С. Мириманова и др.
Одним из основных документов, регламентирующих ее определение, является «Декларация принципов толерантности», утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Согласно ей «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности», ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений [1]. При анализе психолого-педагогической литературы выявлено, что в настоящее время подходы к изучению толерантности систематизируют по четырем направлениям:
- толерантность на уровне психофизиологической переносимости;
- толерантность как терпимое отношение к представителям других групп, наций или неприятным, неприемлемым поступкам собеседника;
- толерантность как система ценностей, включающих в себя принятие уникальности другого человека, отличающейся системы мировосприятия;
- толерантность как личностная характеристика.
Во многих языках в зависимости от исторического опыта народов толерантность имеет различные смысловые оттенки, связанные с мирным сосуществованием и развитием общественных отношений. В английском языке толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли»; в арабском - «мягкость, сострадание, терпение»; в персидском - «готовность к примирению»; в китайском языке быть толерантным значит «проявлять великодушие в отношении других». В русском языке «толерантность» зачастую трактуется как способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо), то есть допускать, принимать существование чего-то (кого-то) иного, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо (кому-либо). Исходя из этого, большинство людей не только не разграничивают понятия «толерантность» и «терпимость», но и считают их взаимозаменяемыми и аналогичными. Это является одной из самых распространенных ошибок понимания толерантности как социального явления.
Д.А. Леонтьев, анализируя содержательный смысл термина «толерантность», отмечает, что отождествление ее с терпимостью, во многом спровоцировано неудачным переводом Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО, а также бытованием таких узкоспециальных понятий, как «толерантность к стрессу», «толерантность к неопределенности», «толерантность к боли» и т.п. Все эти понятия характеризуют выносливость, устойчивость к действию неблагоприятных, угрожающих или, как минимум, напрягающих факторов. Однако понятие «терпимость» не только не отражает полноты понятия «толерантность», но и может быть прямо противоположным ему. Русский глагол «терпеть» имеет если не негативную, то, по меньшей мере, амбивалентную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения («я его еле терплю»), никак не меняющую самой позиции нетерпимости. Напротив, в Декларации «толерантность» толкуется как «активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека» [2].
Очевидно, что «зачатки» толерантности являются личностной категорией, особенностью работы психических состояний и свойств. Для того чтобы определить основные направления ее проявления в деятельности, необходимо обратиться к психологическому компоненту. Г.У. Солдатова, на наш взгляд, дает многогранное из предложенных на сегодняшний день определение толерантности: «интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных
ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром» [4].
Среди основных критериев толерантности необходимо выделить: позицию «на равных» и учет интересов другого; отказ от насилия; осознанное отношение к себе, другому, обществу; подчинение правилам, законам (не по принуждению, а по доброй воле); позитивные цели (нацеленные на результат и выраженные позитивной лексикой); способность сохранять внутреннюю устойчивость, равновесие в трудных ситуациях; способность личностного выбора.
Межличностная толерантность выполняет следующие функции: предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы; создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями [3].
Акцентируя внимание на том, что толерантность, в первую очередь, характеристика личности взрослой, зрелой, активной, имеющей четкое представление о себе и принимающей «инаковость» другого как равнозначную своей собственной, невозможно не отметить роль данного качества как профессионально значимого в сфере деятельности «человек - человек». Ведь любое сотрудничество имеет положительный результат, в первую очередь, тогда, когда есть уважение к личности партнера и признание его индивидуальности. При выполнении организационно-управленческого вида деятельности любой профессии принцип толерантности должен быть основополагающим. Этой проблеме необходимо уделять пристальное внимание в процессе получения профессиональных навыков, знаний, умений студентами соответствующих направлений подготовок. Ведь формирование толерантной личности - долгий и системный процесс в условиях современного общества.
На наш взгляд, одной из причин наличия негативных социальных установок на толерантность как явление XXI в. является именно неправильное понимание и трактовка исследуемого понятия. Мы провели опрос «Что такое толерантность?» среди студентов 1-го курса Мичуринского государственного аграрного университета (в количестве 50 человек) с целью определить уровень сформированности представления о толерантности. Результаты показали, что 50 % респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос, либо давали неправильный ответ, остальные называли общепринятое, но все-таки не показывающее всю суть понятия качество - терпимость, а также не до конца раскрывали определение, соотнеся толерантность с вежливостью, добротой, взаимопомощью. Анализируя полученные результаты, необходимо отметить, что у респондентов отсутствует понимание толерантности как активной жизненной позиции личности, следовательно, и вероятность наличия этой характеристики у них мала. Так, например, результаты диагностики «Индекс толерантности» (автор Г.У. Солдатова) определил, что у первокурсников 93 % имеют средний уровень толерантности, у 1 % респондентов - высокий уровень, а 2 % показали низкий результат.
Одним из направляющих компонентов толерантности, способствующих достижению успехов в межличностном общении, является ее коммуникативный аспект. Именно он раскрывает лабильность суждений, способность к пониманию, терпимости, высокий уровень знаний природы человеческой души и активной гуманной позиции по отношению к людям. Полагаем, что прививать данные качества необходимо с рождения ребенка, но наиболее важным, на наш взгляд, является период профессионально-личностного становления.
Мы провели исследование уровня развития общей коммуникативной толерантности по методике В.В. Бойко. Анализ результатов методики показал следующее: 66 % респондентов имеют низкий уровень коммуникативной толерантности, 34 % - средний. Наименьший показатель толерантности был в шкалах, определяющих категоричность и консерватизм в оценках других людей, стремление подогнать партнера под себя и сделать его «удобным», неумение прощать другим ошибки, не-
ловкость, непреднамеренно причиненные неприятности. Это говорит о том, что в общении данным студентам свойственны способность отстаивать свои убеждения, вести диалоги, иметь свое мнение, а также проявлять резкость, неуважение, жесткость, жестокость, эгоизм, эгоцентризм, нетерпимость, агрессивность к собеседнику и т.д. Также невысоки показатели шкалы неприятия или непонимания индивидуальности другого. Все эти качества осложняют беседу, не благоприятствуют созданию положительной атмосферы в коллективе, не способствуют взаимопониманию, сочувствию, открытости, доверию.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что коммуникативная толерантность не является устойчивым, ярко выраженным качеством личности студентов-первокурсников, но их профессиональная подготовка должна предполагать ее активное развитие. Оттого насколько умело и грамотно организовано взаимодействие людей друг с другом, будет зависеть сам результат общения и реализация поставленных перед ним целей.
В результате исследований мы установили, что толерантность является значимой составляющей профессиональной компетентности студентов аграрного вуза, одним из главных качеств личности при освоении навыков организационно-управленческого компонента в профессиональной деятельности. Так как развитие толерантной личности - процесс долгий и систематический, то большую роль в ее формировании играет комплексная воспитательная работа, осуществляемая как целенаправленно, так и косвенно за весь период обучения специалиста. Так или иначе, вопросы толерантности открыто и косвенно поднимаются на учебных занятиях разных блоков дисциплин («История», «Философия», «Иностранный язык», «Политология», «Правоведение», «Социология» и др.). Таким образом, весь учебный процесс, работа каждого преподавателя должны быть ориентированы на то, чтобы будущий специалист аграрного сектора правильно понимал толерантность и развивал в себе данное психологическое свойство, которое является основополагающим в благоприятном исходе межличностного воздействия на любом социальном уровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Декларация принципов толерантности [Текст] / / Первое сентября. - 2003.
- № 66. - С. 9-13
2. Леонтьев, Д.А. К операционализации понятия «толерантность» [Текст] / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 2009. - № 5. - С. 13-17.
3. Мириманова, М. Толерантность как проблема воспитания [Текст] / М. Ми-риманова // Развитие личности. - 2005. -№ 2. - С. 21-26.
4. Солдатова, Г.У. Практическая психология толерантности или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? [Текст] / Г.У. Солдатова / / Век толерантности. - 2003. № 6. - С. 60-78.
REFERENCES
1. Declaration the principles of tolerance [Text] / / The first of September. - 2003.
- № 66. - P. 9-13
2. Leontyev, D.A. To an operatsionalization the concept «tolerance» [Text] / D.A. Leontyev // The psychology questions. - 2009. - № 5. - P. 13-17.
3. Mirimanova, M. Tolerance as education problem [Text] /М. Mirimanova / / The personality development. - 2005. -№ 2. - P. 21-26.
4. Soldatova, G.U. Practical psychology of tolerance or how to make so that the best strings of human soul began to sound? [Text] / G.U. Soldatova // Century of tolerance. - 2003. - № 6. - P. 60-78.