ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В ВУЗЕ
Абдул Хуссейн Башар
В статье рассматривается проблема воспитания культуры толерантности иностранных студентов международного туризма в вузе
Ключевые слова: воспитание, культура толерантности, иностранные студенты, международный туризм
В современном обществе одним из основных принципов жизнедеятельности является многообразие (diversity). Расовые, национальные, профессиональные,
конфессиональные половые, различия оказывают существенное влияние на
взаимоотношения между людьми и нередко ведут к непониманию и конфликтам.
На фоне процессов
интернационализации и глобализации в образовании расширяются сферы
межкультурного взаимодействия, что приводит к росту интенсивности соприкосновения различных культур. Многие страны представляют собой поликультурные сообщества, развитие которых возможно только на принципах равноправия,
толерантного отношения к разным
проявлениям человеческой культуры. Вместе с тем, существуют противоположные взгляды на человеческие отношения, в связи с чем возникают идеи культурной несовместимости, создаются разные теории, базирующиеся на идее социальной нетерпимости. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения и т.п.[1]
В связи с этим формирование культуры толерантности, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью.
Особое значение приобретает проблема формирования культуры толерантности студенческой молодежи, так как в вузах обучаются представители разных национальностей, культур и религий; опыт их взаимоотношений и взаимодействия по сути дела представляет модель взаимоотношений
Абдул Хуссейн Башар - ВГТУ, аспирант, e-mail: [email protected]
мирового сообщества.
В последнее время появилось большое количество работ, изучающих формирование толерантного отношения российских студентов
к иностранным учащимся, но еще недостаточно изучен вопрос о необходимости формирования культуры толерантности иностранных студентов к культуре и народу страны, в которой они обучаются. Все это обусловливает актуальность заявленной проблемы.
В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта. По этой причине понятие «толерантность» имеет довольно широкий диапазон интерпретаций и выражает различные типы отношений и настроений. Так, в английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов». В китайском языке проявлять толерантность — значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». На этом фоне наиболее широкую гамму чувств и отношений понятие «толерантность» выражает в арабском языке, где оно может употребляться в значении «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение; расположенность к другим людям», в то время как в персидском языке толерантность понимается как «терпимость, выносливость, готовность к примирению с противником».
В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является термин «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение
терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения. В такой интерпретации толерантность означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения. Свое практическое выражение она находит в выдержке, самообладании, способности длительное время выносить неблагоприятные воздействия.
Многозначность понятия
«толерантность» делает его довольно абстрактным и общим, малодоступным для строго научного исследования, а также для разработки педагогических методик по формированию толерантного сознания.
В последние десятилетия тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых во всем мире. Повышенный интерес к толерантности обусловлен не только ее научной междисциплинарностью, но и потребностями социальной практики, с одной стороны, активно развивающейся в условиях политической модернизации, с другой -порождающей новые социальные процессы и события, которые как способствуют возрастанию толерантности, так и одновременно провоцируют различные по своему характеру проявления
интолерантности.
Наличие и неуклонный рост разнообразия, различий между отдельными индивидами, этносами, религиями и культурами объективно порождают потребность в их бесконфликтном сосуществовании. Для реализации этой потребности естественным образом сложился механизм толерантности, который
представляет собой форму цивилизованного компромисса между признанием различий и готовностью к их уважительному восприятию, признанию их права на существование.
По мнению А.Г. Асмолова, Н.А. Асташовой, В.П. Бездухова и А.В. Кирьяковой, толерантность может рассматриваться как ценность социокультурной системы, своего рода внутренний стержень социальнопсихологического бытия. Это комплексный феномен, определяющий отношение человека как к себе, так и к окружающему миру.
При рассмотрении толерантности как социокультурного явления она предстает в качестве общечеловеческой ценности, характеризующей как существование той или иной общности в целом, так и функционирование других важных ценностей.
Согласно определению, данному в «Декларации принципов толерантности», толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
Толерантность предполагает
настроенность на диалог с другим, признание и уважение его права на отличие.
В нашем исследовании культуру толерантности иностранных студентов мы будем понимать как совокупность ценностей, умений и навыков взаимодействия с представителями разных стран, умение выделять общее и культурно специфическое, признание права на существование различных культурных моделей и формирование на их основе представлений о картине мира, с одной стороны, готовность представлять свою страну и ее культуру, принимая и уважая точку зрения других, с другой стороны.
В структуре толерантности нами выделены четыре компонента.
- когнитивный: это знания,
целостные представления о культуре толерантности, знания культурного своеобразия, нравов, обычаев, традиций разных стран;
- ценностный представляет ценностные
отношения к особенностям различных культур, социально-ценностные ориентации, толерантность, адаптация к постоянно
меняющимся условиям, самореализация в духе толерантности);
- содержательно-операциональный
означает соблюдение социальных норм и требований к сотрудничеству и толерантности в межкультурной среде,
коммуникабельность;
- эмоционально-волевой - проявление ценностного отношения к нравственным качествам личности, терпимость).[2]
Большую роль в формировании
толерантности играют национальные, культурные, религиозные особенности людей. Нами были выявлены и проанализированы особенности формирования культуры толерантности иностранных студентов в
условиях российского вуза.
Процесс формирования культуры толерантности происходит на основе определенных методологических подходов. К ним мы отнесли: системный; личностно-
деятельностный; личностно-ориентационный.
Основные положения системного подхода позволили представить культуру толерантности иностранного студента как
целостное образование, имеющее следующие компоненты: когнитивный, ценностно-
смысловой, операционально-деятельностный, эмоционально-волевой. Ценностносмысловой компонент культуры толерантности
иностранных студентов отражает
направленность на принятие Другого (Иного) и стремление иностранного студента к самореализации в духе толерантности. Это раскрывается в признании многообразия форм проявления обучающимся собственной индивидуальности; в их стремлении создавать зону психологической безопасности (комфорта) для толерантного взаимодействия и осуществлять социально- значимые деяния, способствующие межкультурной
солидарности. Операционно-деятельностный компонент раскрывает систему знаний, умений, способов и приемов иностранного студента транслировать открытость, терпимость, гуманность в профессиональной деятельности и общении с другими студентами. Это проявляется в субъект-субъектном характере взаимодействия с ними, в умении вести диалог, проявляя уважение к Другому как равнодостойному.
Эмоционально-волевой компонент
раскрывается в терпимой позиции друг другу, в его социокультурной активности. Это проявляется также в сформированности у иностранных студентов приемов
самоконтроля и самокоррекции;
конструктивного разрешения конфликтов на основе критического осмысления проблемы, а также в эмпатии и созидательности в укреплении межкультурных и межэтнических связей. Общими функциями культуры толерантной иностранного студента, которые вскрывают меру связанности между ее
компонентами, роль и предназначение культуры толерантности в исследовании выступили: социализирующая, развивающая, воспитательная, стимулирующая,
созидательная и функция преемственности [3,4].
На основе обоснованных и разработанных компонентов культуры
толерантности иностранного студента
сформулированы ее критерии:
гуманистическая направленность в принятии Другого, самореализация педагога в духе толерантности, теоретическая и практическая готовность иностранного студента к
сотрудничеству с многообразным миром людей и культур, терпимая позиция, социокультурная активность иностранного студента. Выявлены объективно
наблюдаемые и диагностируемые показатели культуры толерантности иностранного
студента: принятие и признание
обучающимся уникальности и многообразия форм проявления индивидуальности; стремление создавать зону психологической
безопасности (комфорта) для другого
человека; умения осуществлять социальнозначимые деяния, способствующие межкультурной солидарности; умения
воплощать собственный потенциал, не ущемляя прав личности другого; умения вести диалог в общении; субъект-субъектный способ взаимодействия на основе отношения к другому как равнодостойному; владение приемами саморегуляции, рефлексии и эмпатия в отношениях с различными людьми; умения конструктивно разрешать конфликты на основе критического осмысления; активность и созидательность в укреплении межкультурных и межэтнических связей; проникновение в суть других культур в целях поликультурной интеграции субъектов
образования, которые уточнили проявление ее критериев. Выявленные критерии и показатели обнаружили взаимодействие, взаимодополняемость,
взаимообусловленность компонентов
культуры толерантности иностранного студента международного туризма в вузе и были раскрыты в характеристике ее уровней.
Для эффективной организации
процесса формирования культуры толерантности иностранных студентов
международного туризма в вузе нами была разработана модель, которая включает цель, структуру культуры толерантности основные подходы (контекстный, личностно-
ориентационный, личностно-деятельностный, системный), этапы формирования культуры толерантности иностранных студентов
международного туризма в вузе: социальная адаптация (принятия социальных норм и требований к сотрудничеству и толерантному взаимодействию с представителями разных культур);принятие ценностных ориентиров в разных культурах (формирование открытости у обучающихся к восприятию и взаимодействию с представителями арабских стран, оценка культуры с позиции её норм и ценностей, выявление и определение общего и специфического в различных культурных моделях, самореализация в духе толерантности); творческий (успешное контактирование с представителями разных стран, умение вести переговоры, достигать поставленных целей, проявление
инициативы, готовность принимать на себя ответственность за устранение всевозможных кросскультрных конфликтов, гуманистическая направленность на принятие другого).
В исследованиях Г.В. Безюлевой, С.Л. Братченко, Д.В. Зиновьева, Е.В. Селезневой, Г.У. Солдатовой, Г.М. Шаламовой и др. приведены психологические характеристики и свойства, входящие в структуру толерантной личности; ряд работ посвящен формированию толерантности как профессионально важного качества личности педагога (С.К. Бондырева, С.В. Данилова, А.А. Погодина, М.А. Перепелицына и др.);толерантность как явление и личностное качество рассматривалась в трудах А.Г. Асмолова,В.В. Бойко, П.Ф. Колмогорова, А.Ф. Корниенко, Г.У. Солдатовой, Е.В. Селезневой и др.; взаимоотношения представителей различных культур, наций, конфессий рассмотрены в
работах Дж. Бэнкса, О.В. Лешер, Г.В. Палаткиной, Г.У. Солдатовой, М. Уолцера, К. Цюрхера и др.; также исследовались различные аспекты межнационального общения и воспитания культуры межнационального общения (Л.Р. Заурбекова, А.Н. Некрасова, Н.Р. Маликова, В.П. Комаров, М. Куранов), воспитания межнациональной терпимости (Р.Т. Гарданов, З.Ф. Мубинова, Л.М. Симашина). [5,6]
Проанализировав научные
исследования, мы пришли к выводу, что проблема формирования культуры толерантности иностранных студентов в образовательном процессе российского вуза не являлась предметом специального исследования.
Таким образом, в педагогической практике сложились противоречий между:
- необходимостью
формирования культуры толерантности иностранных студентов к культуре и национальным особенностям российского общества и неразработанностью
теоретических основ этого процесса;
- возможностями образовательного процесса вуза в формировании культуры толерантности иностранных студентов и недостаточным их использованием в российских вузах.
Литература
1. Асмолов А.Г. Толерантность:
различные парадигмы анализа [текст] / А.Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. - М. -1998. - 231 с.
2. Кузьмина, Н.В. Профессионализм
личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М.: Высш.шк., 1990. - 117с.
3. Комарова, Э.П. Формирование
культуры толерантности иностранных студентов международного туризма в вузе [Текст] / Э.П. Комарова, Абдул Хуссейн Башар // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - Т. 8. № 10. 2. - С. 88-89.
4. Комарова, Э.П. Психологопедагогические особенности развития интеллекта
обучающихся в контексте компетентностной парадигмы [Текст] / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского
государственного технического университета. - 2012. - Т. 8. № 10. 2. - С. 25-27.
5. Комарова, Э.П. Эмоциональный контекст общения как фактор социально-нравственного развития личности [Текст] / Э.П. Комарова// Вестник
Воронежского государственного технического
университета. - 2013. - Т. 9. № 3.2. - С. 160-163.
6. Бондырева С. К. «Психологопедагогические проблемы интегрирования
образовательного пространства», М., 2000;
Воронежский государственный технический университет
PROBLEM OF EDUCATION CULTURE OF TOLERANCE FOR FOREIGN STUDENTS INTERNATIONAL TOURISM IN HIGH SCHOOL
Abdul Hussain Bashar
The paper describes the problem of a culture of tolerance of foreign students at the university of international tourism Key words: education, culture of tolerance, international students, international tourism