Научная статья на тему 'Проблема воспитания культуры толерантности иностранных студентов международного туризма в вузе'

Проблема воспитания культуры толерантности иностранных студентов международного туризма в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / EDUCATION / CULTURE OF TOLERANCE / INTERNATIONAL STUDENTS / INTERNATIONAL TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдул Хуссейн Башар

В статье рассматривается проблема воспитания культуры толерантности иностранных студентов международного туризма в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF EDUCATION CULTURE OF TOLERANCE FOR FOREIGN STUDENTS INTERNATIONAL TOURISM IN HIGH SCHOOL

The paper describes the problem of a culture of tolerance of foreign students at the university of international tourism

Текст научной работы на тему «Проблема воспитания культуры толерантности иностранных студентов международного туризма в вузе»

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В ВУЗЕ

Абдул Хуссейн Башар

В статье рассматривается проблема воспитания культуры толерантности иностранных студентов международного туризма в вузе

Ключевые слова: воспитание, культура толерантности, иностранные студенты, международный туризм

В современном обществе одним из основных принципов жизнедеятельности является многообразие (diversity). Расовые, национальные, профессиональные,

конфессиональные половые, различия оказывают существенное влияние на

взаимоотношения между людьми и нередко ведут к непониманию и конфликтам.

На фоне процессов

интернационализации и глобализации в образовании расширяются сферы

межкультурного взаимодействия, что приводит к росту интенсивности соприкосновения различных культур. Многие страны представляют собой поликультурные сообщества, развитие которых возможно только на принципах равноправия,

толерантного отношения к разным

проявлениям человеческой культуры. Вместе с тем, существуют противоположные взгляды на человеческие отношения, в связи с чем возникают идеи культурной несовместимости, создаются разные теории, базирующиеся на идее социальной нетерпимости. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения и т.п.[1]

В связи с этим формирование культуры толерантности, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью.

Особое значение приобретает проблема формирования культуры толерантности студенческой молодежи, так как в вузах обучаются представители разных национальностей, культур и религий; опыт их взаимоотношений и взаимодействия по сути дела представляет модель взаимоотношений

Абдул Хуссейн Башар - ВГТУ, аспирант, e-mail: [email protected]

мирового сообщества.

В последнее время появилось большое количество работ, изучающих формирование толерантного отношения российских студентов

к иностранным учащимся, но еще недостаточно изучен вопрос о необходимости формирования культуры толерантности иностранных студентов к культуре и народу страны, в которой они обучаются. Все это обусловливает актуальность заявленной проблемы.

В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта. По этой причине понятие «толерантность» имеет довольно широкий диапазон интерпретаций и выражает различные типы отношений и настроений. Так, в английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов». В китайском языке проявлять толерантность — значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». На этом фоне наиболее широкую гамму чувств и отношений понятие «толерантность» выражает в арабском языке, где оно может употребляться в значении «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение; расположенность к другим людям», в то время как в персидском языке толерантность понимается как «терпимость, выносливость, готовность к примирению с противником».

В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является термин «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение

терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения. В такой интерпретации толерантность означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения. Свое практическое выражение она находит в выдержке, самообладании, способности длительное время выносить неблагоприятные воздействия.

Многозначность понятия

«толерантность» делает его довольно абстрактным и общим, малодоступным для строго научного исследования, а также для разработки педагогических методик по формированию толерантного сознания.

В последние десятилетия тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых во всем мире. Повышенный интерес к толерантности обусловлен не только ее научной междисциплинарностью, но и потребностями социальной практики, с одной стороны, активно развивающейся в условиях политической модернизации, с другой -порождающей новые социальные процессы и события, которые как способствуют возрастанию толерантности, так и одновременно провоцируют различные по своему характеру проявления

интолерантности.

Наличие и неуклонный рост разнообразия, различий между отдельными индивидами, этносами, религиями и культурами объективно порождают потребность в их бесконфликтном сосуществовании. Для реализации этой потребности естественным образом сложился механизм толерантности, который

представляет собой форму цивилизованного компромисса между признанием различий и готовностью к их уважительному восприятию, признанию их права на существование.

По мнению А.Г. Асмолова, Н.А. Асташовой, В.П. Бездухова и А.В. Кирьяковой, толерантность может рассматриваться как ценность социокультурной системы, своего рода внутренний стержень социальнопсихологического бытия. Это комплексный феномен, определяющий отношение человека как к себе, так и к окружающему миру.

При рассмотрении толерантности как социокультурного явления она предстает в качестве общечеловеческой ценности, характеризующей как существование той или иной общности в целом, так и функционирование других важных ценностей.

Согласно определению, данному в «Декларации принципов толерантности», толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Толерантность предполагает

настроенность на диалог с другим, признание и уважение его права на отличие.

В нашем исследовании культуру толерантности иностранных студентов мы будем понимать как совокупность ценностей, умений и навыков взаимодействия с представителями разных стран, умение выделять общее и культурно специфическое, признание права на существование различных культурных моделей и формирование на их основе представлений о картине мира, с одной стороны, готовность представлять свою страну и ее культуру, принимая и уважая точку зрения других, с другой стороны.

В структуре толерантности нами выделены четыре компонента.

- когнитивный: это знания,

целостные представления о культуре толерантности, знания культурного своеобразия, нравов, обычаев, традиций разных стран;

- ценностный представляет ценностные

отношения к особенностям различных культур, социально-ценностные ориентации, толерантность, адаптация к постоянно

меняющимся условиям, самореализация в духе толерантности);

- содержательно-операциональный

означает соблюдение социальных норм и требований к сотрудничеству и толерантности в межкультурной среде,

коммуникабельность;

- эмоционально-волевой - проявление ценностного отношения к нравственным качествам личности, терпимость).[2]

Большую роль в формировании

толерантности играют национальные, культурные, религиозные особенности людей. Нами были выявлены и проанализированы особенности формирования культуры толерантности иностранных студентов в

условиях российского вуза.

Процесс формирования культуры толерантности происходит на основе определенных методологических подходов. К ним мы отнесли: системный; личностно-

деятельностный; личностно-ориентационный.

Основные положения системного подхода позволили представить культуру толерантности иностранного студента как

целостное образование, имеющее следующие компоненты: когнитивный, ценностно-

смысловой, операционально-деятельностный, эмоционально-волевой. Ценностносмысловой компонент культуры толерантности

иностранных студентов отражает

направленность на принятие Другого (Иного) и стремление иностранного студента к самореализации в духе толерантности. Это раскрывается в признании многообразия форм проявления обучающимся собственной индивидуальности; в их стремлении создавать зону психологической безопасности (комфорта) для толерантного взаимодействия и осуществлять социально- значимые деяния, способствующие межкультурной

солидарности. Операционно-деятельностный компонент раскрывает систему знаний, умений, способов и приемов иностранного студента транслировать открытость, терпимость, гуманность в профессиональной деятельности и общении с другими студентами. Это проявляется в субъект-субъектном характере взаимодействия с ними, в умении вести диалог, проявляя уважение к Другому как равнодостойному.

Эмоционально-волевой компонент

раскрывается в терпимой позиции друг другу, в его социокультурной активности. Это проявляется также в сформированности у иностранных студентов приемов

самоконтроля и самокоррекции;

конструктивного разрешения конфликтов на основе критического осмысления проблемы, а также в эмпатии и созидательности в укреплении межкультурных и межэтнических связей. Общими функциями культуры толерантной иностранного студента, которые вскрывают меру связанности между ее

компонентами, роль и предназначение культуры толерантности в исследовании выступили: социализирующая, развивающая, воспитательная, стимулирующая,

созидательная и функция преемственности [3,4].

На основе обоснованных и разработанных компонентов культуры

толерантности иностранного студента

сформулированы ее критерии:

гуманистическая направленность в принятии Другого, самореализация педагога в духе толерантности, теоретическая и практическая готовность иностранного студента к

сотрудничеству с многообразным миром людей и культур, терпимая позиция, социокультурная активность иностранного студента. Выявлены объективно

наблюдаемые и диагностируемые показатели культуры толерантности иностранного

студента: принятие и признание

обучающимся уникальности и многообразия форм проявления индивидуальности; стремление создавать зону психологической

безопасности (комфорта) для другого

человека; умения осуществлять социальнозначимые деяния, способствующие межкультурной солидарности; умения

воплощать собственный потенциал, не ущемляя прав личности другого; умения вести диалог в общении; субъект-субъектный способ взаимодействия на основе отношения к другому как равнодостойному; владение приемами саморегуляции, рефлексии и эмпатия в отношениях с различными людьми; умения конструктивно разрешать конфликты на основе критического осмысления; активность и созидательность в укреплении межкультурных и межэтнических связей; проникновение в суть других культур в целях поликультурной интеграции субъектов

образования, которые уточнили проявление ее критериев. Выявленные критерии и показатели обнаружили взаимодействие, взаимодополняемость,

взаимообусловленность компонентов

культуры толерантности иностранного студента международного туризма в вузе и были раскрыты в характеристике ее уровней.

Для эффективной организации

процесса формирования культуры толерантности иностранных студентов

международного туризма в вузе нами была разработана модель, которая включает цель, структуру культуры толерантности основные подходы (контекстный, личностно-

ориентационный, личностно-деятельностный, системный), этапы формирования культуры толерантности иностранных студентов

международного туризма в вузе: социальная адаптация (принятия социальных норм и требований к сотрудничеству и толерантному взаимодействию с представителями разных культур);принятие ценностных ориентиров в разных культурах (формирование открытости у обучающихся к восприятию и взаимодействию с представителями арабских стран, оценка культуры с позиции её норм и ценностей, выявление и определение общего и специфического в различных культурных моделях, самореализация в духе толерантности); творческий (успешное контактирование с представителями разных стран, умение вести переговоры, достигать поставленных целей, проявление

инициативы, готовность принимать на себя ответственность за устранение всевозможных кросскультрных конфликтов, гуманистическая направленность на принятие другого).

В исследованиях Г.В. Безюлевой, С.Л. Братченко, Д.В. Зиновьева, Е.В. Селезневой, Г.У. Солдатовой, Г.М. Шаламовой и др. приведены психологические характеристики и свойства, входящие в структуру толерантной личности; ряд работ посвящен формированию толерантности как профессионально важного качества личности педагога (С.К. Бондырева, С.В. Данилова, А.А. Погодина, М.А. Перепелицына и др.);толерантность как явление и личностное качество рассматривалась в трудах А.Г. Асмолова,В.В. Бойко, П.Ф. Колмогорова, А.Ф. Корниенко, Г.У. Солдатовой, Е.В. Селезневой и др.; взаимоотношения представителей различных культур, наций, конфессий рассмотрены в

работах Дж. Бэнкса, О.В. Лешер, Г.В. Палаткиной, Г.У. Солдатовой, М. Уолцера, К. Цюрхера и др.; также исследовались различные аспекты межнационального общения и воспитания культуры межнационального общения (Л.Р. Заурбекова, А.Н. Некрасова, Н.Р. Маликова, В.П. Комаров, М. Куранов), воспитания межнациональной терпимости (Р.Т. Гарданов, З.Ф. Мубинова, Л.М. Симашина). [5,6]

Проанализировав научные

исследования, мы пришли к выводу, что проблема формирования культуры толерантности иностранных студентов в образовательном процессе российского вуза не являлась предметом специального исследования.

Таким образом, в педагогической практике сложились противоречий между:

- необходимостью

формирования культуры толерантности иностранных студентов к культуре и национальным особенностям российского общества и неразработанностью

теоретических основ этого процесса;

- возможностями образовательного процесса вуза в формировании культуры толерантности иностранных студентов и недостаточным их использованием в российских вузах.

Литература

1. Асмолов А.Г. Толерантность:

различные парадигмы анализа [текст] / А.Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. - М. -1998. - 231 с.

2. Кузьмина, Н.В. Профессионализм

личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М.: Высш.шк., 1990. - 117с.

3. Комарова, Э.П. Формирование

культуры толерантности иностранных студентов международного туризма в вузе [Текст] / Э.П. Комарова, Абдул Хуссейн Башар // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - Т. 8. № 10. 2. - С. 88-89.

4. Комарова, Э.П. Психологопедагогические особенности развития интеллекта

обучающихся в контексте компетентностной парадигмы [Текст] / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского

государственного технического университета. - 2012. - Т. 8. № 10. 2. - С. 25-27.

5. Комарова, Э.П. Эмоциональный контекст общения как фактор социально-нравственного развития личности [Текст] / Э.П. Комарова// Вестник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воронежского государственного технического

университета. - 2013. - Т. 9. № 3.2. - С. 160-163.

6. Бондырева С. К. «Психологопедагогические проблемы интегрирования

образовательного пространства», М., 2000;

Воронежский государственный технический университет

PROBLEM OF EDUCATION CULTURE OF TOLERANCE FOR FOREIGN STUDENTS INTERNATIONAL TOURISM IN HIGH SCHOOL

Abdul Hussain Bashar

The paper describes the problem of a culture of tolerance of foreign students at the university of international tourism Key words: education, culture of tolerance, international students, international tourism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.