Научная статья на тему 'Понятие стратегической компетенции в аспекте обучения студентов иноязычной коммуникативной деятельности'

Понятие стратегической компетенции в аспекте обучения студентов иноязычной коммуникативной деятельности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2047
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMMUNICATIVE ACTIVITY / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / STRATEGIC COMPETENCE / КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / COMMUNICATIVE STRATEGIES / КОМПОНЕНТЫ КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE COMPONENTS / ОБЩИЕ УМЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL SKILLS OF STRATEGIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Михайлина Оксана Николаевна

С переходом российской системы образования на новые образовательные стандарты, включающие перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник, компетентностный подход признается ведущим в подготовке специалистов любого профиля. Современное общество предъявляет высокие требования к выпускникам вузов. Наличие таких профессиональных компетенций, как владение специалистом способностью к коммуникации в устной и письменной формах на английском языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия являются определяющими при отборе кандидатов на ту или иную должность. Объективно возникает вопрос о содержании иноязычной подготовки в вузе. Важнейшую роль в решении этой задачи играет необходимость формирования коммуникативной компетенции в целом и ее составляющих в частности, поскольку коммуникативная готовность, с нашей точки зрения, является одной из разновидностей профессиональной готовности к деятельности. В современной науке принято выделять в структуре коммуникативной компетенции несколько субкомпетенций; стратегическая компетенция признается при этом одной из наиболее важных, так как именно она обеспечивает способность разрешать проблемы различного рода, используя вербальные и невербальные средства. В статье проводится анализ понятия стратегической компетенции в аспекте разрабатываемой автором проблемы обучения студентов неязыкового вуза иноязычной коммуникативной деятельности. Описаны содержательные характеристики искомого понятия, через призму которых предлагается авторское определение стратегической компетенции и ее компонентного состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Михайлина Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC COMPETENCE CONCEPT IN THE ASPECT OF TEACHING STUDENTS FOREIGN COMMUNICATIVE ACTIVITY

After the Russian education system has gone to the new educational standards including the list of competences which the graduate has to possess, competence-based approach is admitted to be the leading one in the course of training of specialists of any qualification. Modern society makes great demands on university graduates. The availability of such professional competences as the ability of a specialist to communicate in English in oral and written forms for the solution of problems of professional communication, interpersonal and cross-cultural interaction determines the selection of candidates for a certain position. Consequently there is a question of the content of foreign-language preparation. An important role in the solution of this task is played by the necessity of formation of communicative competence in general and its components in particular, as the communicative skills, from our point of view, are one of the indications of readiness for professional activity. In modern science it is accepted to distinguish several sub competences in the structure of communicative competence; and strategic competence is one of the most important ones as it provides the ability to resolve different problems, using verbal and nonverbal means. The article is dedicated to the analysis of the concept of strategic competence in the aspect of the problem of teaching non-linguistic students foreign communicative activity researched by the author. Furthermore, the substantial characteristics of the concept are analyzed and the author's description of strategic competence component composition is offered.

Текст научной работы на тему «Понятие стратегической компетенции в аспекте обучения студентов иноязычной коммуникативной деятельности»

УДК 378:81

ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В АСПЕКТЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2016

Михайлина Оксана Николаевна, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: kardas81@mail.ru)

Аннотация. С переходом российской системы образования на новые образовательные стандарты, включающие перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник, компетентностный подход признается ведущим в подготовке специалистов любого профиля. Современное общество предъявляет высокие требования к выпускникам вузов. Наличие таких профессиональных компетенций, как владение специалистом способностью к коммуникации в устной и письменной формах на английском языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия являются определяющими при отборе кандидатов на ту или иную должность. Объективно возникает вопрос о содержании иноязычной подготовки в вузе. Важнейшую роль в решении этой задачи играет необходимость формирования коммуникативной компетенции в целом и ее составляющих в частности, поскольку коммуникативная готовность, с нашей точки зрения, является одной из разновидностей профессиональной готовности к деятельности. В современной науке принято выделять в структуре коммуникативной компетенции несколько субкомпетенций; стратегическая компетенция признается при этом одной из наиболее важных, так как именно она обеспечивает способность разрешать проблемы различного рода, используя вербальные и невербальные средства. В статье проводится анализ понятия стратегической компетенции в аспекте разрабатываемой автором проблемы обучения студентов неязыкового вуза иноязычной коммуникативной деятельности. Описаны содержательные характеристики искомого понятия, через призму которых предлагается авторское определение стратегической компетенции и ее компонентного состава.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, коммуникативная деятельность, стратегическая компетенция, коммуникативные стратегии, компоненты компетенции, общие умения стратегической компетенции.

STRATEGIC COMPETENCE CONCEPT IN THE ASPECT OF TEACHING STUDENTS FOREIGN COMMUNICATIVE ACTIVITY

© 2016

Mikhaylina Oksana Nikolaevna, applicant for candidate of pedagogical sciences degree, assistant professor of the chair "Theory and Methods of Teaching of Foreign Languages and Cultures"

Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya st., 14, e-mail: kardas81@mail.ru)

Abstract. After the Russian education system has gone to the new educational standards including the list of competences which the graduate has to possess, competence-based approach is admitted to be the leading one in the course of training of specialists of any qualification. Modern society makes great demands on university graduates. The availability of such professional competences as the ability of a specialist to communicate in English in oral and written forms for the solution of problems of professional communication, interpersonal and cross-cultural interaction determines the selection of candidates for a certain position. Consequently there is a question of the content of foreign-language preparation. An important role in the solution of this task is played by the necessity of formation of communicative competence in general and its components in particular, as the communicative skills, from our point of view, are one of the indications of readiness for professional activity. In modern science it is accepted to distinguish several sub competences in the structure of communicative competence; and strategic competence is one of the most important ones as it provides the ability to resolve different problems, using verbal and nonverbal means. The article is dedicated to the analysis of the concept of strategic competence in the aspect of the problem of teaching non-linguistic students foreign communicative activity researched by the author. Furthermore, the substantial characteristics of the concept are analyzed and the author's description of strategic competence component composition is offered.

Keywords: communicative competence, communicative activity, strategic competence, communicative strategies, competence components, general skills of strategic competence.

В настоящее время все больше исследователей уделяют внимание проблеме исследования коммуникативной компетенции в целом и отдельных ее компонентов (А.В.Хуторской [1], М.В.Давер [2], Т.И.Тимофеева [3], Н.Д.Гальскова [4], Е.Н.Соловова [5], И.А.Зимняя [6] и

др.)

Это связано с тем, что на данном этапе основной целью высшего профессионального образования является формирование у выпускников способности к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Высшее образование призвано обеспечить выпускника комплексом общекультурных и профессиональных компетенций, в составе которых выделяются, в частности, такие умения, как умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; способность к письменной и устной коммуникации на родном языке, навыки культуры социального и делового общения на иностранных(ом) языках [7]. Таким образом, в контексте гуманитарного, социального и общекультурного циклов подготовки будущих специалистов нового уровня, конкурентоспособных на рынке труда, обучение кон-

структивной, в том числе иноязычной, коммуникативной деятельности, становится одной из основных целей в высшем профессиональном образовании.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривается вопрос о компонентном составе коммуникативной компетенции и о месте в ней стратегического компонента (И.В.Алешанова и Н.А.Фролова [8], Е.В.Красильникова [9], Т.А.Соколова [10], Н.И.Цветкова [11] и др.), выявил отсутствие единогласия в толковании данного термина, а также большое количество мнений относительно содержания и области функционирования стратегической компетенции (Л.А.Карева [12], Т.А.Толмачева [13], Ю.А.Молчанова [14]).

Цель данной статьи - провести анализ некоторых существующих точек зрения на понятие коммуникативной деятельности в аспекте иноязычной подготовки студентов неязыкового вуза, уделив особое внимание коммуникативной компетенции и функционированию ее стратегического компонента.

Коммуникативная деятельность при этом весьма специфична. Это - деятельность по применению коммуникативной компетенции в процессе восприятия и/или

порождения речи в целях решения коммуникативнои задачи общения в определенной сфере деятельности [15, с.98].

Коммуникативная компетенция неоднородна по своему составу. Одной из ее базовых составляющих является стратегическая компетенция, которую британские лингвисты М.Кэнэл и М.Свейн определили как набор вербальных и невербальных коммуникативных стратегий, используемых в тех случаях, когда в коммуникации возникают определенные трудности или ей грозит разрыв [16, с.30]. С этой точкой зрения солидарен и А.Н.Шамов. Он подчеркивает, что стратегическая компетенция - это способность использовать вербальные и невербальные средства (стратегии), к которым прибегает человек в случае, если коммуникация не состоялась (переспрос, запрос нового слова, повторное прочтение фразы, непонятного места в тексте, использование жестов, мимики и др.) [17]. Сходной трактовки придерживается и Н.Д.Гальскова, которая под стратегической компетенцией понимает умения компенсировать недостаточность знания языка, речевого и социального опыта общения в иноязычной среде [4, с.63].

М.В.Давер считает, что в общетеоретическом плане стратегическая компетенция - это способность разработки программ и планов максимально эффективного, с точки зрения деятеля, выполнения деятельности. [2, с.3]. Очевидно, что в этом смысле стратегическая компетенция существует в составе любой предметной и профессиональной компетенции, и должна вступать в действие тогда, когда возникает необходимость поиска решений реально существующих или предполагаемых проблем в ходе коммуникативной или учебной деятельности [2, с.7].

Т.И.Тимофеева полагает, что наличие у обучающихся стратегической компетенции необходимо, чтобы чувствовать себя более уверенно при контактах с собеседником, в том числе иноязычным, т.к. данная компетенция обеспечивает способность разрешать проблемы различного рода, используя вербальные и невербальные средства. Таким образом, она также признает стратегический компонент одним из главных составляющих коммуникативной компетенции и считает, что именно он «детерминирует коммуникативность» [3, с.9].

Таким образом, очевидно, что наличие у обучаемых стратегической компетенции необходимо, чтобы чувствовать себя более уверенно при контактах с собеседником, в том числе иноязычным, при чтении иноязычного текста, т.к. данная компетенция обеспечивает способность разрешать проблемы различного рода, используя вербальные и невербальные средства.

Следовательно, целесообразно выделять стратегическую компетенцию в качестве отдельного компонента коммуникативной компетенции.

Изучение иностранного языка направлено на достижение основной цели: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих -речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. [18] При этом компенсаторная компетенция (или стратегическая) понимается как умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации. Таким образом, стратегическая компетенция трактуется как способность отобрать и использовать наиболее эффективные стратегии для решения разных коммуникативных задач и предполагает владение такими общими умениями как:

- составить план реализации определенной коммуникативной задачи;

- выполнить этот план на уровне высказывания;

- оценить степень достижения коммуникативного общения для совершенствования коммуникации в дальнейшем;

- умение и готовность идти на риск в ситуациях общения для компенсации недостающих знаний или спо-

собностей;

- использовать эффективные общие учебные умения;

- задавать уточняющие вопросы.

Таким образом, представленное выше понимание стратегической компетенции позволяет считать, что она действует на всех уровнях, входящих в состав коммуникативной компетенции: лингвистическом, социолингвистическом, социальном, дискурсивном. Отобразим их в виде соответствующих компетенций на рисунке 1:

Рисунок 1 - Уровни действия стратегической компетенции в составе коммуникативной компетенции

Важным для понимания сущности стратегической компетенции является ее структура. Далее, таким образом, остановимся более детально на рассмотрении компонентного состава стратегической компетенции.

Многие исследователи выделяют в составе любой компетенции когнитивную и деятельностную составляющие. Н.В.Пахаренко и И.Н.Зольникова [19], а также С.Н.Татарницева [20] наряду с названными элементами включают также мотивационную и личностную компоненты. Таким образом, по их мнению, структура компетенции включает в себя 4 компонента: когнитивный, деятельностный, мотивационный и личностный.

Рассмотрим представленные структурные компоненты компетенции подробнее:

- мотивационный компонент характеризуется потребностью и стремлением студента овладевать общекультурными и профессиональными компетенциями и использовать их в процессе обучения, что является мотивацией для достижения успеха в профессиональной деятельности;

- когнитивный компонент включает в себя знание и понимание содержания компетенции;

- деятельностный компонент определяет практическое и оперативное применение студентом знаний, опыт их проявления в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях;

- личностный компонент проявляется в осознании будущим выпускником (бакалавром) значимости профессионального саморазвития и личностного самосовершенствования и включает в себя профессионально важные качества, от которых зависит уровень сформи-рованности профессиональных умений и навыков.

Большой интерес для нашего исследования представляет реализация рассмотренных компонентов в стратегической компетенции.

Когнитивный компонент компетенции, как было указано выше, содержит знания о содержании и целях коммуникативной деятельности, способах получения и конструирования нового знания; применительно к стратегической компетенции он дает представление о коммуникативной компетенции как важнейшей общекультурной компетенции, о месте стратегической компетенции как ее базовой составляющей, а также включает сведения об основных коммуникативных стратегиях, используемых в ситуациях бытового и профессионального общения.

Проявлением действия мотивационного компонента в составе стратегической компетенции, как нам представляется, можно считать стремление индивида к эффективной реализации своего коммуникативного намерения даже в том случае, когда оно осложняется недостаточным знанием языка либо некими другими проблемами, возникающими в ходе речевого акта.

Деятельностный компонент в составе стратегической компетенции обеспечивает готовность студента к сотрудничеству, к взаимодействию с другими участниками общения. Именно эта готовность, на наш взгляд, позволяет реализовать на практике когнитивный компонент (т.е. теоретические знания) и мотивационный (т.е. заинтересованность в общении). Деятельностный компонент предполагает также выбор таких организационных форм работы, которые подразумевают формирование стратегической компетенции в контексте социального взаимодействия в ходе совместной коммуникативной деятельности.

Личностный компонент в составе стратегической компетенции, по нашему мнению, актуализирует индивидуальный подход к отбору коммуникативных стратегий и средств, применяемых индивидом при возникновении тех или иных проблем в общении.

Всё вышесказанное наглядно отражено на рисунке 2.

Рисунок 2 - Содержательные характеристики стратегической компетенции

Итак, рассмотрев сущность понятия «стратегическая компетенция», мы предлагаем следующее определение данной компетенции: стратегическая компетенция

- это важнейшая составляющая коммуникативной компетенции, действующая на всех ее уровнях и учитывающая когнитивный, деятельностный, мотивационный и личностный компоненты; это сформированная способность личности успешно решать проблемы, возникающие в процессе выполнения определенной коммуникативной задачи, используя, с одной стороны, лингвистические и нелингвистические средства, а с другой

- различные коммуникативные стратегии

Как видим, одной из значимых характеристик иноязычной подготовки студентов неязыкового вуза к успешной межкультурной коммуникативной деятельности является формирование стратегической компетенции. Однако, для того, чтобы эффективная межкультурная коммуникативная деятельность стала возможной, стратегическая компетенция должна приобрести для студента и выпускника неязыкового вуза функциональный характер. На наш взгляд, это является перспективным направлением в исследовании данной проблемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад А.В.Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. М.: Центр «Эйдос» // по книге Штариной А.Г. Английский язык: компетентностный подход в преподавании. Волгоград: Учитель, 2008. 191с.

2. Давер М.В. Формирование стратегической компетенции и развитие языковой личности билингва. // Электронный журнал Психологическая наука и образование. 2009. №3. С.1-13

3. Тимофеева Т.И. Формирование стратегической компетенции студентов в коммуникативной деятельно-

сти в процессе обучения иностранному языку: дисс. ... канд. педагог. наук. Ульяновск: УлГТУ, 2011. 136 с.

4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ, 2003. 192 с.

5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2003. - 239с.

6. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследоват. центр проблем качества подгот. специалистов. 2004. 40 с.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Режим доступа: http://fgosvo.ru (Дата обращения.....)

8. Алещанова И.В., Фролова Н.А. Иноязычная коммуникативная компетенция в структуре профессиональной компетентности студентов неязыкового вуза. // Академический журнал Западной Сибири. 2010. № 1. С. 41-42.

9. Красильникова Е.В. Иноязычная коммуникативная компетенция в исследованиях отечественных и зарубежных ученых // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 1. С. 179-184

10. Соколова Т.А. Методика формирования словообразовательных стратегий при обучении чтению на французском языке студентов неязыкового вуза. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Иркутск. 2009.

11. Цветкова Н.И. Формирование стратегической компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. №3 (14). 2012. С. 98-101

12. Карева Л.А. Использование стратегической компетенции в процессе обучения устному общению в аспекте диалога культур: дисс. ... канд. педагог. наук. М.: МГЛУ, 2000. 252с

13. Толмачева Т.А. Методика обучения студентов коммуникативным стратегиям иноязычного речевого поведения в повседневных ситуациях межкультурного общения: дисс. ... канд. педагог. наук. Горно-Алтайск. 2009. 247с.

14. Молчанова Ю.А. Формирование компенсаторных стратегий у студентов неязыкового вуза на занятиях по иностранному языку. URL: http://vernadsky.tstu.ru/ pdf/2009/06/rus_11_2009_06.pdf

15. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) М.: Издательство ИКАР. / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин, 2009. 448 с.

16. Canale, M. Theoretical basis of communicative approaches to second language teaching and testing / M.Canale, M.Swain // Applied Linguistics. 1980. № 1. P.27-31

17. Чикнаверова К.Г. Развитие самостоятельности студентов бакалавриата как компонента стратегической коммуникативной компетенции. URL: :http://murzim.ru/ nauka/pedagogika/28898 (Дата обращения.....)

18. Стандарт основного общего образования по иностранному языку. URL: Режим доступа: http://uchkopilka. ru/gosstandarty-obrazovaniya/gosstandarty-obshchego-obrazovaniya/33-stan

19. Пахаренко Н.В., Зольникова И.Н. Модель определения уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций. / Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=7502

20. Татарницева С.Н. Структура и содержание методической компетенции лингвиста-преподавателя. // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. №4 (23), 2015. С. 182-187

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.