Бизнес в законе
3'2010
ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ МВД (ГУВД, УВД) ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Чернышов Сергей Петрович, Соискатель Академии Управления МВД РФ.
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, связанные с определением понятия ресурсного обеспечения Госавтоинспекции, сущности этого процесса и основных направлений при реализации указанной деятельности инспекции.
Ключевые слова: административное право, ресурсное обеспечение, организационно структура для распределения, мониторинга и контроля за использованием ресурсов.
CONCEPT, CONTENT AND MAIN ACTIVITIES RESOURCING TRAFFIC POLICE INTERNAL AFFAIRS (POLICE DEPARTMENT, POLICE DEPARTMENT) ON THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Chernishov Sergey, Ph.D candidate of Academy of Administration of MIA of Russian Federation.
Annotation. The article is dedicated to the problems of resource supply of road inspection, and main essence of that process. Keywords: administrative legislation, resource supply, organizational structure for distribution, resource management control.
В настоящее время в Российской Федерации происходит процесс реализации административной реформы, направленный на демократизацию государства, укрепление динамичной рыночной экономики. В условиях реформирования политического, социальноэкономического строя возникла потребность перестроить не только систему государственного регулирования экономики с акцентом на предоставление участникам рынка большей свободы, самостоятельности, используя которые, они могли бы извлекать для себя имущественные выгоды, но и обеспечить реальное применение соответствующих механизмов в тех сферах, где активное участие принимает государство. 1 Вопросы ресурсного обеспечения Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД или Госавтоинспекции) являются важнейшей социально-экономической проблемой, поскольку от их качественного разрешения зависит выполнение Госав-тоинспекцией своей основной функции - обеспечение безопасности дорожного движения. Решение проблем
1См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию «России надо быть сильной и конкурентоспособной» // Российская газета. 19.04.2002; Распоряжение Правительства РФ №1789-р от 25.10.2005г. (в ред. 28.03.2008) «О концепции административной реформы в РФ в 2006-2010 годах» // Собрание Законодательства РФ. 2005.№46. Ст. 4720
безопасности дорожного движения во многом зависит от совершенствования дорожных условий, обучения и воспитания участников дорожного движения, совершенствования конструкций транспортных средств. Однако не следует забывать о ресурсном обеспечении ГИБДД как условии надлежащего выполнения поставленных перед инспекцией задач.
Словарь русского языка объясняет термин «ресурс» как «запасы, источники чего-либо, средство, к которому обращаются в необходимом случае».2 В свою очередь в Большом экономическом словаре сказано, что «ресурсы - фр. resources - денежные средства, ценности, запасы, возможные источники средств, доходов».3
В научной литературе существующие подходы к трактовке понятия «ресурсы» весьма разнообразны, как и понимание термина «ресурсное обеспечение» или «ресурсы организации».
Так, К. А. Раицкий считает, что хозяйственная деятельность осуществляется благодаря принятию эффективных решений и функционированию финансовых ресурсов, а под совокупными ресурсами или ресурсами организации им понимаются инвестиционные ресурсы, которые постоянно направлены для осуществления хозяйственной деятельности организации.4 А.И. Ильин и Л.М. Синица представляют ресурсы организации как наличие целого комплекса ресурсов (финансовых, материально-технических, трудовых), но в основе хозяйственной деятельности, считают они, находятся материально-технические ресурсы.5 Р.Й. Кеннеди разделяет имеющиеся ресурсы организации на две группы: материальные и нематериальные, но указывает, что в качестве совокупного ресурса организации выступают финансовые ресурсы.6 Аналогичной позиции придерживается и В.Н. Лапшин, который сводит понятие ресурсов лишь к финансовому обеспечению каких-либо процессов.7 А.М. Бабашкин полагает, что ресурсы - это взаимосвязанная совокупность материальновещественных, энергетических, информационных средств, а также самих работников, которые используют или могут использовать их процессе своей дея-тельности.8
На наш взгляд, применительно к региональной Гос-автоинспекции РФ как хозяйствующему субъекту, ресурсы это обеспечивающие компоненты деятельности, включающие в себя финансовые, материальнотехнические, трудовые, коммуникационные, информационные, оперативно - технические и иные виды ресурсов. Убеждены, что основой успешного выполнения возложенных на ГИБДД задач являются материальнотехнические и трудовые (кадровые) ресурсы. Дело в том, что какие бы технические возможности, организационно-управленческие, финансовые преимущества не открывались перед ГИБДД, она не начнет работать эффективно без трудовых ресурсов - подготовленных и высокопрофессиональных кадров. В свою очередь, качественное выполнение сотрудниками своих функ-
2 Ожегов С.И. Словарь русского языка/под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1978.С.625
3 Большой экономический словарь/под ред. А.И. Азрилияна. М., 1999. С.852
4 Раицкий К.А. Экономика предприятия. М., 2002. С.55-56
5 Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии. Ч.2. М., 2000. С.173-189
6 Кеннеди Р.Й. Анализ финансовых ресурсов. М., 1996. С.25-31
7 Лапшин В.Н Организационно-ресурсное обеспечения реструктуризации предприятия. СПб.,2002.С.25
8 Цит. по: Ресурсный потенциал экономического роста.
Сб.статей. М.,2002.С.62
Чернышов С.П.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ МВД
ций в целях обеспечения выполнения задач ГИБДД невозможно без использования современных материально-технических средств и систем, построенных на основе прогрессивных принципов и технологий. Сочетание развитых материально-технических ресурсов и эффективного управления кадрами позволит Госавто-инспекции в полной мере выполнять поставленные перед ней государством задачи. Именно эти ресурсы, на наш взгляд, должны определять направления развития ГИБДД МВД (ГУВД, УВД) по субъекту Федерации.
Ресурсное обеспечение представляет собой одну из важнейших функций, реализация которой определяет уровень развития ГИБДД, как хозяйствующего субъекта, и эффективность его функционирования. Ресурсы это не только средства достижения поставленных целей, но это и потенциал организации.
Однако, несмотря на свое первостепенное значение, ресурсное обеспечение не может быть признано целью деятельности ГИБДД. Ресурсы являются объективной основой реализации поставленных перед ГИБДД задач. Иными словами, задачи и ресурсы образуют неразрывное единство. Ресурсы в существенной мере определяют способность Госавтоинспекции выполнять те задачи, которые на нее возложило государство, а также те задачи, которые относятся исключительно к процессу закупок и которые мы предлагаем выделять как специальные:
- систематизация и выработка единого подхода к применению административно - правовой базы, регулирующей деятельность ГИБДД в области государственных закупок;
- осуществление типизации организационно-штатной структуры и конкретизация функций подразделений региональных ГИБДД с учетом реализации положений Приказа МВД России от 05.01.2007 г. №6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД Российской Федерации»;
- формирование перечня материально-технических средств и систем, необходимых для эффективной деятельности инспекции;
- упорядочение системы поставки и технической эксплуатации материально-технических средств и систем;
- организация информационно-отчетного обмена между территориальными и центральными органами ГИБДД.
Для реализации указанных выше задач ГИБДД наделяется определенными ресурсами. На сегодняшний день вся информация о потребностях районных инспекций в тех или иных материально-технических средствах поступает в региональную Госавтоинспек-цию. При этом налаженного канала обмена информацией нет. Структура региональной ГАИ, куда сегодня поступает информация, нацеленная на оценку ресурсного потенциала инспекции, не позволяет ее руководителю надлежащим образом выявить слабые стороны или, наоборот, обнаружить и оценить внутренние резервы для осуществления новых шагов в административно-хозяйственном поле деятельности. Основной причиной такой ситуации нам представляется отсутствие четкой организационной структуры, которая имела бы взаимосвязь не только с высшим руководством ГИБДД, но и с локальной структурой инспекции и была информирована об ее повседневных нуждах.
Важнейшим элементом стратегии ресурсного обеспечения деятельности Госавтоинспекции является создание новой организационно-штатной структуры как принципиально нового образования для распреде-
ления, мониторинга и контроля за использованием ресурсов в органах ГИБДД. Известно, что прекрасно спроектированная и реализованная организационная структура со временем начинает становиться неадекватной внешней и внутренней среде, в связи с чем возникает потребность в ее модификации. Организационно-штатная структура ГАИ является административной фиксацией и формализацией отношений. Фиксация и формализация предоставляют четкость, однако, в ущерб гибкости и динамичности. Если ранее, в советский период, у ГИБДД не было необходимости в создании специальной структуры, которая бы занималась ресурсным обеспечением в рамках определенной территориальной единицы - обо всем «думало» государство, и само занималось ресурсным обеспечением всех своих органов, то сегодня ситуация коренным образом изменилась: организационная структура ГАИ уже не отвечает реалиям настоящего дня. Произошедшие изменения в экономике за последние 20 лет в нашей стране свели на нет адекватность организационно-штатной структуры Госавтоинспекции в области ресурсного обеспечения. В этих условиях оперативно должна поменяться организационная структура рассматриваемого органа власти. Иными словами, одной из главных задач ГИБДД в исследуемой сфере отношений является модификация организационноштатной структуры в целях обеспечения ее адекватности окружающей экономической (свободной, рыночной) среде. При этом необходимым представляется распределение полномочий по принятию решений в области ресурсного обеспечения между различными уровнями ГАИ. Это позволит высшему руководству в лице центральных органов инспекции сконцентрироваться на решении стратегических задач, а среднему звену в лице региональных ГИБДД - на решении тактических и оперативных задач.
Также следует отметить, что достижение поставленных перед ГАИ задач в области ресурсного обеспечения невозможно без трудовых ресурсов и их адаптации к стратегическим целям инспекции. Эффективная система стимулирования работников позволяет ориентировать последних на достижение целей различного уровня: от конкретизированной локальной (проведение отдельно взятой закупки каких-либо материальных средств или систем) до генеральной цели (обеспечение безопасности дорожного движения). Здесь огромное значение играет мотивация сотрудников, формирование побудительных мотивов к достижению того или иного уровня активности, что, в свою очередь, определяет уровень формирования и использования ресурсов ГИБДД в целом и их эффективности.
Итак, ресурсное обеспечение инспекции - это административный процесс, осуществляемый подразделениями ГИБДД по мобилизации, накоплению, распределению ресурсов на основе планирования, мониторинга, контроля и других процедур, направленных на эффективное и рациональное использование ресурсов и снижение рисков в своей деятельности. В целом же ресурсы ГИБДД МВД (ГУВД, УВД) по субъекту Российской Федерации это обеспечивающие компоненты деятельности, включающие в себя материальнотехнические, трудовые, финансовые, коммуникационные, информационные и иные виды ресурсов. Однако в основе успешного выполнения возложенных на ГИБДД задач лежат материально-технические и трудовые (кадровые) ресурсы. Именно их развитие является приоритетным направлением в деятельности по ресурсному обеспечению региональной ГИБДД.