А. В. Никишкин
МЕСТО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МВД РФ В СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Работа представлена кафедрой административного права Санкт-Петербургского университета МВД России.
Научный руководитель - кандидат юридических наук, доцент Ф. Ф. Оськин
В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением Государственной инспекции как структурного подразделения федерального министерства РФ, анализируется спектр выполняемых данным органом государственной власти задач.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, административный проступок, орган исполнительной власти, компетенция, правовой статус.
A. Nikishkin
ROLE OF THE STATE TRAFFIC SAFETY INSPECTORATE OF THE MINISTRY OF INTER-NAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SYSTEM OF FEDERAL EXECU-TIVE AUTHORITIES
The paper covers the questions connected with studying the State Inspector-ate as a department of the federal ministry of the Russian Federation. The author analyses a range of tasks performed by this government body.
Key words: traffic safety, administrative offence, executive authority, com-petence, legal status.
Одной из проблем государственного строительства в условиях конституционного становления России, требующего углубленного исследования, является проблема эффективного функционирования исполнительной власти.
Основным звеном исполнительной власти в Российской Федерации являются федеральные органы исполнительной власти.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят
федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются Указом Президента РФ, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, - Постановлением Правительства РФ. В этом Указе:
• под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;
• под функциями по контролю и надзору понимаются:
- осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
- выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
- регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;
• под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ;
• под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, соци-
альной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами (в ред. Указа Президента РФ от 20.05.2004 № б49).
Административно-правовое положение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России нашло свое закрепление, однако ее место в системе федеральных органов исполнительной власти во многом остается до сих пор невыясненным, что стало в последнее время актуальным вопросом правоприменительной практики.
Создание ГИБДД обусловлено определенными социальными целями, осуществление которых не служит интересам извлечения материальной выгоды и производится в рамках предоставленной данному органу компетенции.
ГИБДД является структурным подразделением федерального министерства РФ, в связи с чем весь спектр задач, выполняемых данным органом, можно разделить на три вида:
1) общегосударственные. Эти задачи вытекают из статуса ГИБДД как элемента системы исполнительных органов государственной власти и заключаются в реализации в своей деятельности задач, определенных Конституцией РФ;
2) ведомственные. Данные задачи определяются местом ГИБДД в структуре Министерства внутренних дел России как федерального министерства, характеризующегося наличием специфических задач и функций, которые выделяют его как самостоятельную структуру в системе федеральных министерств и иных федеральных органов государственной власти;
3) специальные. Данные задачи выделяют ГИБДД из системы других структурных подразделений МВД, в связи с чем их принадлежность носит исключительный характер (например, проведение государственного технического осмотра). Перечень этих задач достаточно обширный и наиболее мобильный, так как может изменяться в зависимости от актуальности того или иного направления деятельности милиции на современном этапе.
Интересно соотношение таких категорий, как «компетенция» и «правоспособность». До сих пор среди ученых нет единого мнения.
В. Ю. Жаднов отмечает, что гражданская правоспособность органов внутренних дел
не входит в состав их компетенции как органа управления [1]. Г. Ф. Ручкина указывает, что гражданская правосубъектность органов внутренних дел реализуется в рамках компетенции и не может выйти за ее пределы, так как содержание правосубъектности составляют лишь те возможности, которые соответствуют целям создания и функционирования органов внутренних дел [2].
В силу общественной значимости безопасности дорожного движения Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 был утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Этим нормативным актом урегулирован порядок действий сотрудников Госавтоинспек-ции по обеспечению безопасности дорожного движения.
Тщательную регламентацию получили следующие административные процедуры: остановка ТС и пешехода; регулирование дорожного движения; проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя ТС, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния ТС; осмотр и досмотр ТС; изъятие водительского удостоверения; задержание ТС и запрещение его эксплуатации; выезд на место ДТП; направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; административное задержание; доставление и др.
Граждане, права и законные интересы которых были нарушены незаконными действиями или решениями сотрудников Госавтоинспекции, вправе обжаловать такие действия (решения) в вышестоящем органе (вышестоящему лицу) либо обратиться непосредственно в суд.
Теперь жалобы могут подаваться по почте, на личном приеме, по информационным системам общего пользования или через специ-
альные разделы на интернет-сайтах органов внутренних дел РФ. О нарушении своих прав и законных интересов в результате противоправных действий (решений) сотрудников Госавтоинспекций также можно сообщить по номерам телефонов дежурной части соответствующего подразделения, органа управления, МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ.
Установлены формы следующих процессуальных документов: протокол об административном правонарушении; объяснения потерпевшего (свидетеля, правонарушителя); постановление-квитанция о наложении административного штрафа; схема места совершения административного правонарушения; постановление по делу об административном правонарушении; протокол об отстранении от управления ТС и др.
Следует признать, что необходима дальнейшая выработка предложения и рекомендаций по совершенствованию правового регулирования деятельности ГИБДД МВД России как одной из важнейшей составляющей системы органов исполнительной власти. Основные предложения по изменению в деятельности ГИБДД МВД РФ в совокупности можно свести к следующим: управляемость, устойчивость, мобильность, способность адекватно и оперативно реагировать на любые изменения оперативной обстановки, адаптивность к восприятию интересов российского общества, экономичность и гибкость.
Таким образом, анализ правового статуса ГИБДД как органа государственной власти позволяет сделать вывод, носящий во многом определяющее значение. Итак, место ГИБДД в системе федеральных органов исполнительной власти обусловлено целями исполнения государственно-властных полномочий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а иные цели, преследуемые инспекцией, являются дополнительными и не могут противоречить основной цели создания подобной организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жаднов В. Ю. Юридическая личность МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ и РУОП МВД России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997.
2. Ручкина Г. Ф. Гражданская правосубъектность органов внутренних дел Российской Федерации (организационно-правовые аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997.
REFERENCES
1. Zhadnov V. Уы. Yuridicheskaya lichnost, MVD, GUVD, UVD БиЬ’уекоу КБ 1 ЯиОР MVD Яоббп: avtoref. dis. ... kand. yurid. паик. М., 1997.
2. Rыchkina О. F. Grazhdanskaya pravosub,yektnost, organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii (organizatsionno-pravovye aspekty): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. М., 1997.