ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ)
УДК 37.014.252
ББК Ч402.3 ГРНТИ 14.01.11 Код ВАК 13.00.01
Симонова Алевтина Александровна,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры экономики и менеджмента, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, 26; e-mail: [email protected].
Дворникова Мария Юрьевна,
магистрант института общественных наук, Уральский государственный педагогический университет; педагог-психолог муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения городского округа «Заречный» «Детский сад комбинированного вида "Детство"», структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида "Золотая рыбка"»; 620017, г. Екатеринбург, 26; e-mail: [email protected].
ПОНЯТИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сетевое взаимодействие; взаимодействие организаций; виды взаимодействия; образовательные организаци; управление взаимодействием.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «взаимодействие» в таких науках, как философия, психология, социология, педагогика. В качестве рабочего предлагается использовать определение из «Словаря нового педагогического мышления»: «Взаимодействие - это особая форма связи между людьми, процессами, действиями, явлениями, в результате которой происходит изменение их исходных качеств или состояний; оно ведет к синтезу, интеграции объектов, к единому действию». В специальной литературе используются такие синонимы: взаимосвязь, воздействие, совместная деятельность или действия и др. Рассматриваются виды взаимодействия: межличностное, социальное, педагогическое, информационное, психологическое, коммуникационное, а также виды взаимодействия образовательных организаций: информационное, административное, социальное, организационное, обеспечивающее, развивающее. Под управлением взаимодействием организаций вслед за Д. Ю. Корнеевым понимается «процесс, направленный на обеспечение участников проекта требуемой и реальной информацией, отображаемой не только в стандартизированном виде, но и допускающей ее последующий анализ и использование». Анализируются понятия «сетевая организация», «сетевое и несетевое взаимодействие». Сетевая организация - это тип организации, структура которой представляет собой свободную, гибкую, горизонтально организованную сеть принципиально равноправных, разных по выполняемым ролям и функциям, независимых партнеров. «Сетевое взаимодействие - система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов» (М. Ю. Швецов, Л. Д. Алдар). Несетевое взаимодействие - это любое происходящее между образовательными учреждениями (ОУ) взаимодействие (конференции, педагогические совещания и другие совместные мероприятия); всякое взаимодействие между ОУ с использованием Интернета; взаимодействие, в котором ОУ информационно обмениваются друг с другом какими-то ресурсами (находками, идеями, способами деятельности). Уточняется определение современного управления взаимодействием - это регулирование особых форм связей «между людьми, процессами, действиями, явлениями, в результате чего происходит изменение их исходных качеств или состояний, что ведет к синтезу, интеграции объектов, к единому действию».
Simonova Alevtina Aleksandrovna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Economics and Management, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Dvornikova Maria Yuryevna,
Master's Degree Student, Institute of Social Sciences, Ural State Pedagogical University, Teacher-Psychologist in the Kindergarten «Childhood», Zarechny, Russia.
THE CONCEPT OF NETWORK INTERACTION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
KEYWORDS: network cooperation; cooperation of institutions; types of cooperation; educational establishments; cooperation management.
ABSTRACT. The article deals with different approaches to the definition of "interaction" in such sciences as Philosophy, Psychology, Sociology, and Pedagogy. Interaction is "a special form of communication between people, processes, actions and phenomena, as a result of which there is a change in their initial qualities or states; it leads to synthesis, integration of objects, to a single action." In the scientific literature such synonyms are used: interrelation, influence, joint activity or actions, etc. The types of interaction are considered: interpersonal, social, pedagogical, informational, psychological and communication; besides the types of interaction of educational organizations are described: informational, administrative, social, organizational, providing, and developing. The management of the interaction of organizations is understood as "a process aimed at providing project participants with the required and real information displayed not only in a standardized form, but also allowing its subsequent analysis and use". The concepts of "network
organization", "network and non-network interaction" are analyzed. A network organization is a type of organization whose structure is a free, connected, flexible, horizontally organized network of essentially equal and independent partners different in their roles and functions. Network interaction is a system of connections that allows developing, testing and offering the professional pedagogical community innovative models of the content of education and management of the education system; it is a way of activity on joint use of resources. Non-network interaction is any interaction between educational establishments (conferences, educational meetings, joint activities, etc.); any interaction between the educational establishments using the Internet; interaction when educational establishments exchange information (discoveries, ideas, ways of activity) and communicate with each other via some resources. The definition of modern interaction management is specified - it is special forms of communication between people, processes, actions, phenomena, as a result of which there is a change in their initial qualities or states, which leads to synthesis and integration of objects.
В
наши дни среди задач политики государства в сфере образования одной из главных является развитие всестороннего партнерства. Это значит, что на разных уровнях образования необходимо организовывать сетевое взаимодействие.
Сначала необходимо определить понятие «взаимодействие». В разных науках это явление рассматривается с разных сторон, чем обусловлено разнообразие дефиниций термина. В философии и педагогике это взаимосвязь, сочетание, способ достижения цели и задач воспитания, обеспечивающий взаимосвязанное функционирование подразделений внутри организации и сообщества людей (В. А. Караковский, Х. Й. Лийметс, Л. И. Новикова, В. Д. Семёнов, А. Н. Тубель-ский и др.) [12, с. 14].
В психологии определение взаимодействия дается с использованием понятия воздействия: «Процесс опосредованного или непосредственного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь» (Ю. С. Головин, А. В. Петровский, М. Г. Яро-шевский и др.). Также в психологической науке принято использовать составной термин «межличностное взаимодействие» -«контакт или система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно стимулом и реакцией на поведение остальных» («Психологическая энциклопедия») [16]. В социологии используется понятие «социальное взаимодействие» - «процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга» [12, с. 38].
Специалист в области социальной педагогики А. В. Мудрик рассматривает взаимодействие как «организацию совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них работу». А В. Д. Семёнов при определении педагогического взаимодействия выделяет следующие пункты: 1) «процесс, в котором развивается и формируется личность воспитанника и совершенствуется личность воспитателя»; 2) состоящий из блоков «орга-
низм»: дидактический, воспитательный, социально-педагогический; 3) «взаимодействие воспитателя и воспитанника, процесс, создающий виды деятельности (познание, игру, труд, общение)» [12, с. 20].
Собственно «взаимодействие» (как самостоятельный термин) начинает выделяться в педагогике в последнее десятилетие. В «Словаре нового педагогического мышления» В. С. Безрукова это «особая форма связи между людьми, процессами, действиями, явлениями, в результате которой происходит изменение их исходных качеств или состояний. Оно ведет к синтезу, интеграции объектов, к единому действию» [12, с. 17]. «Взаимодействие - преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях» [12, с. 24]. Широкое распространение на рубеже XX-XXI вв. категории «взаимодействие» привело к изменению трактовки понятий «воспитание» и «обучение». Раньше воспитание определялось как «воздействие» на человека с целью формирования у него отношения к себе и другим людям, к социуму, труду, миру [10, с. 196]. В словаре «Основы педагогических технологий» уточняется, что «педагогическое взаимодействие - это особая форма связи между участниками образовательного процесса, которая предусматривает взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса, их координацию и гармонизацию, личностный контакт воспитателя и воспитанника, вербальный или невербальный, длительный или кратковременный, случайный или преднамеренный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок; может проявляться в виде сотрудничества или соперничества». Это «четкое распределение функций, взаимное делегирование, соблюдение прав и обязанностей взаимодействующих сторон». В «Российской педагогической энциклопедии» «педагогическое взаимодействие - это процесс, происходящий между воспитателем и
© Симонова А. А., Дворникова М. Ю., 2018
воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка» [12, с. 18]. Е. В. Коротаева дает такое определение «педагогическому взаимодействию»: «.. .детерминированная образовательная ситуация, опосредуемая социально-психологическими процессами связь субъектов и объектов образования, приводящая к количественным и/или качественным изменениям исходных качеств и состояний субъектов и объектов» [12, с. 31].
При анализе выделяются следующие виды взаимодействия: информационное (предполагает изучение обмена информацией, форм обмена, процесса и каналов обмена, содержания посланий и т. д.), психологическое (требует изучения личных особенностей, проблем взаимоотношений, группового поведения и т. д.), коммуникационное (это информационно-психологическое взаимодействие, обмен информацией, эмоциями, чувствами, энергией; предполагает изучение структуры коммуникационного процесса, барьеров, проблем кодирования и декодирования посланий, каналов коммуникации, обратной связи и т. д.). Продуктивным для анализа является сочетание всех трех аспектов рассмотрения [2, с. 12].
Взаимодействие организаций в управлении - это совместное управление нескольких субъектов объектом их взаимодействия. В. А. Митченко считает, что это «управление как целенаправленное воздействие на управляемые объекты или субъекты, являющиеся частью системы» [1, с. 6]. Формой организации управления взаимодействием учреждений является договор нескольких субъектов о совместной работе. Управление взаимодействием организаций (Д. В. Корнеев) - «процесс, направленный на обеспечение участников проекта требуемой и реальной информацией, отображаемой не только в стандартизированном виде, но и допускающей ее последующий анализ и использование» [10]. Эффективное управление взаимодействиями организаций позволяет в полной мере контролировать организационную составляющую взаимодействия и разрешать возникающие между участниками проекта конфликты [1, с. 7].
В управленческих науках рассматриваются следующие виды взаимодействия:
1) информационное - обмен необходимыми для осуществления взаимодействия сведениями между субъектами взаимодействия;
2) административное - делегирование полномочий от субъекта взаимодействия другим субъектам, а также выполнение контрольно-надзорных функций за исполнением обязательств субъектов, привлекаемых к осуществлению взаимодействия;
3) социальное - деятельность социально-экономических систем по обеспечению долгосрочного сотрудничества посредством партнерства, основанного на достижении поставленных целей в области социального развития при взаимной выгоде и соблюдении интересов всех участвующих во взаимодействии сторон;
4) организационное - система официальных и неофициальных связей между субъектами взаимодействия, с помощью установления, поддержания, изменения или прекращения которых достигается наилучшее управление организацией;
5) обеспечивающее - система направленных взаимодействий участников взаимодействия по отношению к объекту взаимодействия с целью обеспечения необходимых ресурсов, технологий и прочего для поддержания взаимодействия;
6) развивающее - организация комплексного взаимодействия, направленного на дальнейшее развитие субъекта взаимодействия [1, с. 6].
Выше рассмотрены трактовки понятия «взаимодействие» в разных науках, его виды, а также разновидности взаимодействия образовательных организаций. Мы придерживаемся определения В. С. Безруковой для термина «взаимодействие» и Д. В. Кор-неева - для термина «управление взаимодействием организаций». Далее следует подробнее остановиться на понятии сетевого взаимодействия.
Сетевая организация, исходя из теории стратегического управления, имеет свободную, гибкую, горизонтально организованную сеть равноправных, независимых, разных по выполняемым ролям и функциям партнеров. Такая структура предполагает взаимодействие участников, которые отличаются друг от друга, но при этом взаимо-полезны и обладают какими-то ограниченными ресурсами [6, с. 249; 8, с. 208].
«Сетевая организация - это установка на преодоление автономности всех учреждений; взаимодействие на принципах социального партнерства; выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей не столько между учрежденческими структурами, сколько между профессиональными командами, работающими над общими проблемами; когда порядок задается не процедурами, а общими действиями, их логикой» [15, с. 34].
По мнению Е. В. Василевской, «сетевая организация - это форма, децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путем включения всё новых и новых звеньев (структур, объединений, учреждений), что придает данной форме
гибкость и динамичность» [5]. Для описания сетевого взаимодействия необходимо иметь представление об авторском содержании проблематики сети, ресурсах и инфраструктуре, а также осознавать, что содержание - отчасти и за счет других узлов сети - приобретает дополнительные ресурсы: «Деятельность сетевой организации осуществляется за счет организованного и целенаправленного привлечения образовательных, информационных, методических, инновационных, кадровых, консультационных и других ресурсов других учреждений» [5; 15, с. 34].
Е. В. Василевская указывает на следующие основные свойства сетевой организации.
1. Форма. При горизонтальном взаимодействии происходит включение любого числа объектов. Может быть использована матричная структура: одновременное выполнение нескольких проектов, которые имеют одновременно несколько руководителей при наличии постоянного руководителя. «Возможна интеграция разнообразных видов деятельности сетевой организации в рамках реализуемых проектов; получение высококачественных результатов по большому количеству проектов; достижение большей гибкости и скоординирован-ности работ, быстрое реагирование на изменение внешней среды; преодоление внутриорганизационных барьеров», которое не мешает развитию специализации каждого субъекта сетевой организации. «Лидер в сетевой организации - человек или группа, носитель интеллектуального, финансового, материального, коммуникативного, экспертного или иного ресурса, актуального и важного для работы в конкретное время». Субъект сетевой организации должен быть готов к использованию своего ресурса для достижения общих целей работы (параллельно с реализацией собственных целей) [5; 15, с. 34-35].
За счет способности к привлечению новых субъектов взаимодействия сетевая организация быстро реагирует на внешние и внутренние изменения. Может включать неограниченное число участников, т. е. обладает неограниченным потенциалом роста (открытостью). Деятельность концентрируется на приоритетных областях развития системы образования, развивающихся в отдельных ОУ. К совместной деятельности привлекаются лучшие партнеры, некомпетентные участники исключаются [7, с. 12].
2. Характеристики процессов: ориентированность на результат, т. е. мобильность перегруппировки, краткосрочность существования, достигнутое в порядке обсуждения (без голосования) общее согласие по обсуж-
даемым вопросам.
3. Управление - использование внешних ресурсов. Равноправные центры отличаются наличием разных ресурсов и механизмов выполнения решений (децентрализация). «Менеджер "координирует, не командуя", выстраивает эффективные контакты с теми людьми и организациями, которые не может контролировать (они ему не подчинены), но на которые он способен влиять» [5; 15, с. 34-35].
Основной принцип сетевой организации - принцип сетевого взаимодействия. «Сетевое взаимодействие - это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов» [15, с. 34].
В широком управленческом смысле «сетевое взаимодействие - это деятель-ностное пространство, создаваемое и поддерживаемое центрами активности и каналами связи. Участие в сетевом взаимодействии предполагает ряд договоренностей, которые предусматривают осуществление совместных действий, совместное использование ресурсов и компетенций множества самостоятельных институциональных участников из разных территорий для совместного достижения целей каждого из участников» [7, с. 11]. Сетевое взаимодействие изучали такие ученые, как А. И. Адамский, Е. В. Василевская, Л. М. Долгова, Д. Парселл, Е. Д. Патаракин, И. М. Реморенко и др. [7, с. 12].
Сетевым взаимодействием можно назвать взаимодействие, в котором ОУ осуществляют совместную деятельность, создают и реализуют совместные проекты, т. е. при котором между ними происходит не чисто информационный, но деятель-ностный контакт, в результате чего формируется некое новое системное качество. Это такой «контакт, в котором каждый участник взаимодействия предъявляет некий индивидуальный субъектный ресурс, и из взаимодействия этих ресурсов рождается новое системное качество, которого в принципе не существовало ранее» [14].
Ключевыми понятиями сетевого взаимодействия являются доверие, кооперация, адаптация, обязательства, сетевая позиция. Это инфраструктура, обеспечивающая процесс самоорганизации взаимодействия. Координация действий между партнерами в сети достигается через взаимодействие. Используются «рыночные» механизмы (механизмы выбора), общие ресурсы всех участников сети. Образовательные учреждения,
участвующие в сетевом взаимодействии, независимы, отношения между ними устанавливаются в рамках долгосрочных договорных обязательств. Важную роль играет доверие между организациями. Отношения внутри сети нацеливают каждого участника на достижение определенных, точно измеренных результатов, не диктуются одной стороной [15, с. 36].
В центре сетевого взаимодействия, по мнению А. И. Адамского, «находится не информация сама по себе, а персона (авторские коллективы, носители новаторских педагогических технологий) и событие (ориентация на решение некоторой задачи, для чего оно и инициируется лицами, заявляющими таковым образом об актуальной потребности в решении данной задачи)». Нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом обозначаются внутри сети образовательного учреждения. Сеть подкрепляется доверием окружающих, приобретает стабильность, воспроизводится благодаря действиям субъектов. «Это объективная структура с определенными нормами регулирования отношений, которую потенциальные участники вынуждены усвоить, если хотят в нее включиться» [15, с. 35].
Существуют ошибочные точки зрения на определение понятия «сетевое взаимодействие между образовательными учреждениями»: 1) любое происходящее между ними взаимодействие (конференции, педагогические совещания и любые совместные мероприятия); 2) всякое взаимодействие между ОУ, использующее Интернет; 3) взаимодействие, в котором ОУ информа-
ционно обмениваются друг с другом какими-то ресурсами (находками, идеями, способами деятельности) [14].
Итак, мы придерживаемся определения «сетевой организации» из теории стратегического управления. Выше рассмотрели свойства сетевой организации (форма, процессы и управление), преимущества и функции сети, ее сценарии развития. Основным принципом сетевой организации является сетевое взаимодействие - «система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов» [15]. Несетевое взаимодействие - это любое происходящее между ОУ взаимодействие (конференции, педагогические совещания и другие совместные мероприятия); всякое взаимодействие между ОУ, использующее Интернет; взаимодействие, в котором ОУ информационно обмениваются друг с другом какими-то ресурсами (находками, идеями, способами деятельности).
Исходя из проанализированных источников, можно сделать вывод, что современное управление взаимодействием - это регулирование особых форм связей «между людьми, процессами, действиями, явлениями, в результате чего происходит изменение их исходных качеств или состояний, что ведет к синтезу, интеграции объектов, к единому действию».
ЛИТЕРАТУРА
1. Аветисян Г. В. Соотношение управления и взаимодействия // Вестник университета. - 2017. -№ 5. - С. 5-9.
2. Бежовец В. Э. Управление взаимодействием в организации: коммуникативные стратегии и универсальная модель развития коммуникативных навыков // Вестник института экономики и управления НОВГУ. - 2015. - № 3 (19). - С. 12-18.
3. Бирюкова Е. Л. Роль структурного подхода в управлении образовательными организациями // Вестник Тогирро. - 2013. - № 3 (27). - С. 11-12.
4. Бугрова Н. С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров : дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2009.
5. Василевская Е. В. Сетевая организация как новый тип отношений и деятельности в современных условиях // Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне : метод. пособие. - М. : АПКиППРО, 2007.
6. Гапоненко А. Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление : учеб. - М. : Омега-Л, 2004. -472 с.
7. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. - 2013. - № 11. - С. 11-17.
8. Жуковицкая Н. Н. Модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений в региональной образовательной системе / / Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. - 2008. - С. 205-209.
9. Киуру Е. А. Теоретические основы управления социальным партнерством // Управление современным дошкольным образовательным учреждением. - Вологда : Центр ВИРО, 2004. - С. 23-27.
10. Корнеев Д. Ю. Решение задач управления взаимодействиями в проектах создания морских нефтегазовых сооружений с использованием информационной системы Integraph SPO Project Execution // Автоматизация и IT в нефтегазовой отрасли. - 2014. - № 2. - С. 24-28.
11. Коротаева Е. В. Педагогика взаимодействий в образовательном пространстве: научная школа Е. В. Коротаевой // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 2 - С. 195-199.
12. Коротаева Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии / Урал. гос. пед. ун-т. - М. : Academia, 2007. - 256 с. - (Монографические исследования: педагогика).
13. Коротаева Е. В. Педагогическое взаимодействие: становление дефиниции // Педагогическое образование. - 2007. - № 1. - С. 73-83.
14. Лобок А. М. Сетевое взаимодействие: новый формат или модное название? // Журнал руководителя управления образованием. - 2014. - № 7.
15. Швецов М. Ю., Алдар Л. Д. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе // Уч. зап. Забайкал. гос. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. - 2012. -С. 33-38.
16. Энциклопедии & словари [Электронный ресурс] : сайт. - Режим доступа: enc-dic.com. REFERENCES
1. Avetisyan G. V. Sootnoshenie upravleniya i vzaimodeystviya // Vestnik universiteta. - 2017. - №5. -
s. 5-9.
2. Bezhovets V. E. Upravlenie vzaimodeystviem v organizatsii: kommunikativnye strategii i universal'naya model' razvitiya kommunikativnykh navykov // Vestnik instituta ekonomiki i upravleniya NOVGU. - 2015. - № 3 (19). - S. 12-18.
3. Biryukova E. L. Rol' strukturnogo podkhoda v upravlenii obrazovatel'nymi organizatsiyami // Vestnik Togirro. - 2013. - № 3 (27). - S. 11-12.
4. Bugrova N. S. Setevoe vzaimodeystvie v sisteme povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh kadrov : dis. ... kand. ped. nauk. - Omsk, 2009.
5. Vasilevskaya E. V. Setevaya organizatsiya kak novyy tip otnosheniy i deyatel'nosti v sovremennykh usloviyakh // Setevaya organizatsiya metodicheskoy raboty na munitsipal'nom urovne: metod. posobie. - M. : APKiPPRO, 2007.
6. Gaponenko A. L., Pankrukhin A. P. Strategicheskoe upravlenie: Uchebnik. - M. : Omega-L, 2004. - 472 s.
7. Dorozhkin E. M., Davydova N. N. Razvitie obrazovatel'nykh uchrezhdeniy v khode setevogo vzaimodeystviya // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2013. - №11. - S. 11-17.
8. Zhukovitskaya N. N. Modeli setevogo vzaimodeystviya obrazovatel'nykh uchrezhdeniy v regional'noy obrazovatel'noy sisteme // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Ger-tsena. - 2008. - S. 205-209.
9. Kiuru E. A. Teoreticheskie osnovy upravleniya sotsial'nym partnerstvom // Upravlenie sovremennym doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem. - Vologda: tsentr VIRO, 2004. - 140 s. - S. 23-27.
10. Korneev D. Yu. Reshenie zadach upravleniya vzaimodeystviyami v proektakh sozdaniya morskikh nefte-gazovykh sooruzheniy s ispol'zovaniem informatsionnoy sistemy Integraph SPO Project Execution // Avtomati-zatsiya i IT v neftegazovoy otrasli. - 2014. - № 2. - S. 24-28.
11. Korotaeva E. V. Pedagogika vzaimodeystviy v obrazovatel'nom prostranstve: nauchnaya shkola E. V. Ko-rotaevoy // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2016. - №2 - S. 195-199.
12. Korotaeva E. V. Pedagogicheskie vzaimodeystviya i tekhnologii. / Min-vo obrazovaniya i nauki. Ural'skiy gos. ped. un-t. - M. : Academia, 2007. - 256 s. - (Monograficheskie issledovaniya: pedagogika).
13. Korotaeva E. V. Pedagogicheskoe vzaimodeystvie: stanovlenie definitsii // Pedagogicheskoe obrazovanie. - 2007. - №1. - S. 73-83.
14. Lobok A. M. Setevoe vzaimodeystvie: novyy format ili modnoe nazvanie? // Zhurnal rukovoditelya upravleniya obrazovaniem. - 2014. - №7.
15. Shvetsov M. Yu., Aldar L. D. Setevoe vzaimodeystvie obrazovatel'nykh uchrezhdeniy professional'nogo obrazovaniya v regione // Uchenye zapiski Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. - 2012. - S. 33-38.
16. Entsiklopedii & slovari [Elektronnyy resurs] : sayt. - Rezhim dostupa: enc-dic.com.