Научная статья на тему 'Понятие политического имиджа в социальной психологии'

Понятие политического имиджа в социальной психологии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1417
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ОБРАЗ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / IMAGE / IDEA / PUBLIC CONSCIENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гасанов Исмаил Байрамович, Устюгов Михаил Александрович

Понятие «имидж» используется в работах по психологии политики, бизнеса, искусства. Говорят об имидже представителей искусства, политики, бизнеса. Этот термин употребляется в различных значениях. Среди ученых не существует единого мнения относительно имиджа как социально-психологического явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of Political Image in Social Psychology

In the recentyears the term «image» became quite common in various works on psychology of politics, business, art. Even more often we speak about the image of a singer, an actor, a politician, a businessman or an enterprise, a type of goods or a trade mark. But this term is used in several values. Among works of various authors there is no common opinion regarding the essence of an image as a socially-psychological phenomenon.

Текст научной работы на тему «Понятие политического имиджа в социальной психологии»

Методические указания: по мере освоения упражнения выполнять 6-8 раз.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений: избранные психологические труды / под ред. В. П. Зинченко. - 2-е изд. - Москва-Воронеж, 2004.

2. Горская И. Ю., Суянгулова Л. А. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: монография. - Омск, 2000.

3. ИльинЕ. П. Двигательные умения и навыки // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 5.

4. Курамшин Ю. Ф. Методы развития двигательных (физических) качеств: методические рекомендации. - Л., 1980.

5. Лях В. И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» // Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 1.

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

И. Б. Гасанов,

М. А. Устюгов

Понятие «имидж» используется в работах по психологии политики, бизнеса, искусства. Говорят об имидже представителей искусства, политики, бизнеса. Этот термин употребляется в различных значениях. Среди ученых не существует единого мнения относительно имиджа как социально-психологического явления.

Ключевые слова: имидж, образ, общественное сознание.

В последние годы термин «имидж» стал общеупот-ребляемым в психологии политики, бизнеса, искусства. Возникли понятия об имидже певца, актера, политика, бизнесмена или предприятия, товара или торговой марки, и этот термин используется в нескольких значениях. Разнообразные толкования понятия «имидж» приводят к трудностям при его изучении. Анализ работ современных авторов позволил построить классификацию существующих подходов к толкованию имиджа и выделить три группы его понимания:

1. Имидж как преимущественно внешние особенности конкретного человека - его манеры, стиль одежды и стиль самоподачи (самопрезентации) себя другим людям. Это то, что близко актерскому амплуа, «персоне» К. Юнга, «сигналам личности» М. Люшера. В контексте данного толкования смена имиджа человеком подчас означает просто смену стилиста - появление новой прически, нового стиля в одежде.

2. Имидж как совокупность черт и особенностей, намеренно приписываемых товару или политику. В контексте данного толкования можно говорить о целенаправленно формируемом имидже, реальном воплощении стратегии формирования имиджа политика или маркетинговой концепции продвижения товара на рынке.

3. Имидж как образ, существующий в сознании тех, кто является потребителем продукции (покупатели, зрители, избиратели). Это все те качества и свойства, которые приписываются политику (товару) его избирателем (потребителем) и обычно не совпадают с тем, что существует в реальности. Данное толкование имиджа является наиболее психологичным, а основная задача - определить соотношение понятий «образ» и «имидж».

Первое толкование имиджа можно встретить еще у

Н. Макиавелли в работе «Государь». «“Личина” (имидж) - внешний облик правителя, под которым скрывается его сиюминутное настроение и состояние здоровья» (3, 125). Имидж - это не сама личность, а «личина», благодаря которой она может исполнять избранную роль. Такое толкование имиджа близко понятию «персона» по К. Юнгу (1). Персона (от лат. маска, которую надевали на себя античные актеры во время представления) - это маска или облик, который принимает на себя человек, оказываясь во внешнем мире. Это то, какими мы представляем себя окружающему нас миру и относимся к нему. Это наши социальные роли, стиль одежды, стиль самовыражения. Это то, что человек демонстрирует другим.

М. Люшер называет «сигналами личности» совокупность избранных человеком манеры поведения и средств, с помощью которых он добивается от окружающих его людей желательной для себя оценки его личности (система знаков, сигналов, с помощью которых человек создает нужный ему имидж). Роль, по М. Лю-шеру, это не общественная позиция или статус, который человек занимает, не его деятельность, а оценка человеком его собственной личности, его фиктивная самооценка. Это воображаемая (иллюзорная) самооценка и результирующее из нее поведение, а также образ действий человека (2).

Такой взгляд на имидж имеет много общего с публичным образом и самопрезентацией человека. Имидж - обращенное вовне, публичное Я человека (6). Самопрезентация - это намеренное и осознаваемое поведение, направленное на создание определенного впечатления у окружающих, или, иными словами, поведение, подчиненное желанию произвести хорошее впечатление. Самопрезентация выступает как отражение внутренне присущего человеку стиля общения с людьми. Это управление впечатлением о себе у других людей с помощью различных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего внешнего образа другим людям.

В последние годы процессу самопрезентации уделяется достаточно много внимания как в социальной психологии, так и в популярных работах, рассчитанных на массового читателя. Существует традиция рассматривать имидж именно в контексте самопрезентации (презентации себя другим). Имидж - это воспроизводство желаемых впечатлений, шифруемых в образах и символах (5). Сторонниками данного толкования имиджа он понимается как самопрезентация, конструирование сво-

его образа для других. По В. М. Шепелю, имидж - это умение нравиться людям, обладать обаянием, а имид-желогия - наука о технологии личного обаяния (7). Имидж - это камуфляж, создающий у людей то впечатление, в котором нуждается его создатель. Согласно такому взгляду имидж отождествляется с внешними проявлениями человека. В. М. Шепель разводит понятия «имидж» и «образ», отводя имиджу роль фасада образа. Имидж, в соответствии с его точкой зрения, не тождественен образу, он его фасадная часть, в которой манеры и мимика - архитектурные элементы. Образ определяется им как обобщенная характеристика личности, устойчивые индивидуальные качества, обусловленные историческим периодом, принадлежностью к определенному слою людей, типичными условиями жизнедеятельности.

В данном понимании имидж имеет много общего с тем, что называется «амплуа актера». Такое амплуа следует понимать не как ярлык, а как определение творческого профиля. К. С. Станиславский утверждал, что актеру очень важно найти свое амплуа, поскольку люди всегда стремятся к тому, что им не дано, и актеры ищут на сцене то, чего они лишены в жизни. Непонимание своего настоящего амплуа и призвания является самым сильным тормозом для дальнейшего развития актера. Некрасивый актер стремится изображать красавцев, низенький - высоких, невзрачный - героев-любовников и т. д. Похожие компенсаторные тенденции можно наблюдать и у политиков.

Второе толкование имиджа как целенаправленно формируемого образа в большей мере применимо к таким объектам, как товар (марка) или структура (банк, учебное заведение) и чаще всего встречается в работах по маркетингу, подтверждение чего можно найти в работах отечественных исследователей последних лет.

В отличие от сторонников первого толкования имиджа, отталкивающихся от особенностей человека (чаще -внешних), здесь имидж трактуется как совокупность целенаправленно приписываемых товару или политику свойств.

Например, имидж общеобразовательного учреждения - эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума. Имидж предприятия - образ, опосредующий восприятие сложных социальных объектов, каковым является предприятие. Некоторые социально-психологические факторы влияют на его изменение путем взаимодействия межличностного и опосредованного деятельностью

СМИ (4).

Применительно к имиджу политика делаются также попытки сравнить политика с товаром, который необходимо продать максимальному количеству покупателей. Имидж в данном случае - это набор представлений о качествах человека, которые рекламодатель считает необходимым внедрить в массовое сознание. Это образ, наделяющий человека характерис-

тиками, лежащими за пределами его реального существования. С помощью различных средств политики могут наделяться в глазах электората практически любыми характеристиками.

Имидж может рассматриваться как совокупность проекций избирателей на данную политическую фигуру и в этом случае являться характеристикой не столько политика, сколько электората. Этим и объясняется расхождение между имиджем политика и его личностными особенностями. Имидж - это прежде всего специально конструируемый образ для потенциальных покупателей или избирателей, который должен соответствовать их ожиданиям и потребностям.

Если обобщить данный подход к толкованию имиджа, то можно сказать, что имидж - это целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо. Сторонники данного подхода исходят не из реальных качеств товара или кандидата, а из того, что необходимо создать в соответствии со стратегией. При этом субъект восприятия (в данном случае избиратель) выступает только в качестве субъекта потребностей, в соответствии с которыми и строится (искусственно создается с помощью рекламы и СМИ) имидж.

В третьем толковании, в отличие от сторонников первого и второго подходов, представители данного направления делают акцент именно на воспринимающем субъекте (избирателе), который имеет сформированный образ политика. Имидж рассматривается как образ, представление человека о другом человеке, или, иными словами, набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью. Такое толкование наиболее близко социальной психологии, поскольку имидж в данном случае - это образ политика, сложившийся у избирателей, и здесь механизмы познания отличаются от механизмов межличностного восприятия.

Сторонники последнего направления имидж политика понимают как впечатление, возникающее в сознании избирателей, некий набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной личностью, набор качеств, приписываемых объекту. Имидж политического лидера - это образ его личности, формирующийся в сознании избирателей и влияющий на их выбор. Имидж отражается в общественном сознании и общественном бессознательном в результате взаимодействия личности (группы или общности) с данным социальным объектом, получения информации о нем от него самого либо от источников, вызывающих доверие.

Сторонники данного толкования понятия «имидж» подчеркивают способность имиджа придавать явлению свойства и характеристики, ранее ему не присущие, превращать эти свойства и характеристики в главные, радикально изменяя представления об этом явлении, его смысле и функциональной роли. Имидж - это образ, представление, в котором объект (или другой субъект) наделяются дополнительными ценностями, не-

обязательно имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающих такой образ. Имидж рассматривается как символический образ, способный придать его носителю свойства и характеристики, изначально ему не присущие, но существующие в социальном бессознательном и способные превращать их в ведущие, поскольку они подпитываются архетипичес-кими представлениями людей об определенных качествах лидеров.

Мы придерживаемся точки зрения, объединяющей все три подхода к толкованию имиджа и определяем имидж политика как сформированный у избирателей образ, являющийся результатом восприятия реальных личностных качеств политика, его политической деятельности и намеренно приписываемых политику СМИ и политической рекламой качеств и свойств. Мы рассматриваем имидж как образ и как результат социальной перцепции избирателей, при этом личность самого политика и целенаправленно

формируемое впечатление о нем деятельностью СМИ и политической рекламой рассматриваются как факторы формирования этого образа (имиджа). Таким образом, рассматриваемые в первых двух подходах толкования имиджа можно считать своего рода факторами формирования имиджа, а в понимании сторонников третьего подхода - итогом восприятия, образом политика, его имиджем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Краткий словарь аналитической психологии К. Юнга. -М., 1994.

2. ЛюшерМ. Сигналы личности. - Воронеж, 1993.

3. Макиавелли Н. Государь. - Ростов н/Д, 1998.

4. Никольская И. Ю. Структура имиджа предприятия и факторы его формирования. - М., 1998.

5. ПанасюкА. Ю. Вам нужен имиджмейкер? - М., 1998.

6. ПочепцовГ. Г. Имиджелогия: теория и практика. - Киев, 1998.

7. Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. -М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.