РАЗБИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ БИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е. В. Иванова
Уровень развития координационных способностей определяет физическое, нервное и психологическое здоровье человека, а также состояние его мышечного аппарата для занятий спортом и другими видами деятельности. Настоящая статья посвящена проблеме развития координационных способностей. Автор высказывает предположение, что физические упражнения играют ведущую роль в развитии координационных способностей.
Ключевые слова: координационные способности, развитие, физические упражнения.
Среди многих проблем в психолого-педагогической науке и практике одно из важнейших мест всегда занимала проблема способностей. Многочисленные исследования показали, что координационные проявления человека в различных видах деятельности достаточно специфичны.
До настоящего времени в научно-методической литературе нет единого мнения по вопросу определения понятий «координация», «координационные способности», «ловкость». На наш взгляд, это связано с тем, что координационные способности человека представляют собой многогранное и сложное образование. С точки зрения физиологии, координация - это согласование деятельности различных органов и систем организма, обусловленное сочетанием возбуждения и торможения в ЦНС.
Согласно распространенному определению «координация движений есть преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа, иными словами, превращение последнего в управляемую систему» (1). Подобной терминологии придерживались и такие ученые, как А. А. Ухтомский (1927), Е. К. Жуков (1963). В. И. Лях (1984) считает, что координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия (5). Понятие «координация» включает в себя физиологический, биомеханический, нейрофизиологический и кибернетический аспекты (4).
Природной основой координационных способностей являются анатомо-физиологические задатки: уровень развития и соотношения сигнальных систем, природные свойства анализаторов (зрительные, слуховые, мышечно-двигательные ощущения), свойства нервной системы.
Координационные способности являются базой для формирования всех двигательных качеств. В самом общем виде под координационными способностями понимаются возможности человека, определяющие его готовность к управлению и регулированию двигательного действия (2).
К числу основных видов координационных способностей относятся способности:
- к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.);
- к ориентированию в пространстве;
- к равновесию;
- к переключению двигательных действий;
- к рациональному расслаблению мышц;
- ритмическая и др.
Е. П. Ильин рекомендует четыре направления развития координационных способностей: первое - овладение новыми упражнениями; второе - увеличение координационной трудности упражнения; третье - борьба с нерациональной мышечной напряженностью; четвертое - повышение способности поддерживать равновесие тела (3).
Для развития координации движений используются специально направленные физические упражнения, эффективно воздействующие на различные анализаторы: двигательный, зрительный, тактильный, слуховой.
Мы предлагаем несколько упражнений на развитие координационных способностей.
1. Упражнения на развитие координации движении рук:
«Ромашка»: и. п. - руки вперед ладонями вверх, пальцы разведены: 1-3 - напрячь мышцы рук; 4 - и. п.
«Хлебный мякиш»: и. п. - руки вперед ладонями кверху: 1-2 - волна правой кистью; 3-4 - волна левой кистью.
«Самолет»: и. п. - руки в стороны, предплечья книзу: 1-4 - круги предплечьями внутрь дугами кверху, сжимая и разжимая пальцы рук; 5-8 - то же дугами книзу.
«Заводная кукла»: и. п. - правая рука на голове, левая рука на животе: 1-4 - одновременно поглаживать правой рукой голову, левой живот. То же, поменяв руки.
«Паучок»: и. п. - руки вниз, пальцы разведены: 1 -руки вперед, пальцы в кулак; 2 - руки в стороны, разжать кулаки; 3 - руки вверх сжать пальцы в кулак; 4 - и. п.
«Двигательная память»: и. п. - о. с.: 1 - руки за голову; 2 - руки в стороны; 3 - кисти в кулак ладонями кверху; 4 - кисти разжать; 5 - руки на пояс; 6 - хлопок над головой; 7 - руки вниз дугами наружу; 8 - и. п.
2. Упражнения на развитие общей координации:
«Воспроизведение ритма»: выполнение хлопков по
заданному ритму (ритм можно задавать метрономом, музыкальным сопровождением и т. д.).
«Воспроизведение амплитуды движения»: и. п. -руки вверх: 1-2 - шаг правой ногой в сторону, руки в стороны; 3 - приставить левую ногу к правой; 4 - руки вверх. То же в другую сторону.
«Перекрестная координация»: и. п. - о. с.: 1 - правая нога вперед на носок, левая рука вперед; 2 - и. п.; 3 -левая нога вперед на носок, правая рука вперед; 4 - и. п.
«Ориентация в пространстве»: и. п. - руки вверх: 1 - шаг правой вперед; 2 - руки вперед; 3 - шаг левой назад; 4 - и. п.
«Переключение двигательных действий»: и. п. -
о. с.: 1 - правая рука к плечу, левая за голову; 2 - правая рука вперед, левая рука к плечу; 3 - правая рука к плечу, левая рука вперед; 4 - и. п.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2008, № 2(33)
15
Методические указания: по мере освоения упражнения выполнять 6-8 раз.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений: избранные психологические труды / под ред. В. П. Зинченко. - 2-е изд. - Москва-Воронеж, 2004.
2. Горская И. Ю., Суянгулова Л. А. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: монография. - Омск, 2000.
3. ИльинЕ. П. Двигательные умения и навыки // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 5.
4. Курамшин Ю. Ф. Методы развития двигательных (физических) качеств: методические рекомендации. - Л., 1980.
5. Лях В. И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» // Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 1.
ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА Б СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
И. Б. Гасанов, М. А. УСтюгов
Понятие «имидж» используется в работах по психологии политики, бизнеса, искусства. Говорят об имидже представителей искусства, политики, бизнеса. Этот термин употребляется в различных значениях. Среди ученых не существует единого мнения относительно имиджа как социально-психологического явления.
Ключевые слова: имидж, образ, общественное сознание.
В последние годы термин «имидж» стал общеупот-ребляемым в психологии политики, бизнеса, искусства. Возникли понятия об имидже певца, актера, политика, бизнесмена или предприятия, товара или торговой марки, и этот термин используется в нескольких значениях. Разнообразные толкования понятия «имидж» приводят к трудностям при его изучении. Анализ работ современных авторов позволил построить классификацию существующих подходов к толкованию имиджа и выделить три группы его понимания:
1. Имидж как преимущественно внешние особенности конкретного человека - его манеры, стиль одежды и стиль самоподачи (самопрезентации) себя другим людям. Это то, что близко актерскому амплуа, «персоне» К. Юнга, «сигналам личности» М. Люшера. В контексте данного толкования смена имиджа человеком подчас означает просто смену стилиста - появление новой прически, нового стиля в одежде.
2. Имидж как совокупность черт и особенностей, намеренно приписываемых товару или политику. В контексте данного толкования можно говорить о целенаправленно формируемом имидже, реальном воплощении стратегии формирования имиджа политика или маркетинговой концепции продвижения товара на рынке.
3. Имидж как образ, существующий в сознании тех, кто является потребителем продукции (покупатели, зрители, избиратели). Это все те качества и свойства, которые приписываются политику (товару) его избирателем (потребителем) и обычно не совпадают с тем, что существует в реальности. Данное толкование имиджа является наиболее психологичным, а основная задача - определить соотношение понятий «образ» и «имидж».
Первое толкование имиджа можно встретить еще у Н. Макиавелли в работе «Государь». «“Личина” (имидж) - внешний облик правителя, под которым скрывается его сиюминутное настроение и состояние здоровья» (3, 125). Имидж - это не сама личность, а «личина», благодаря которой она может исполнять избранную роль. Такое толкование имиджа близко понятию «персона» по К. Юнгу (1). Персона (от лат. маска, которую надевали на себя античные актеры во время представления) - это маска или облик, который принимает на себя человек, оказываясь во внешнем мире. Это то, какими мы представляем себя окружающему нас миру и относимся к нему. Это наши социальные роли, стиль одежды, стиль самовыражения. Это то, что человек демонстрирует другим.
М. Люшер называет «сигналами личности» совокупность избранных человеком манеры поведения и средств, с помощью которых он добивается от окружающих его людей желательной для себя оценки его личности (система знаков, сигналов, с помощью которых человек создает нужный ему имидж). Роль, по М. Лю-шеру, это не общественная позиция или статус, который человек занимает, не его деятельность, а оценка человеком его собственной личности, его фиктивная самооценка. Это воображаемая (иллюзорная) самооценка и результирующее из нее поведение, а также образ действий человека (2).
Такой взгляд на имидж имеет много общего с публичным образом и самопрезентацией человека. Имидж - обращенное вовне, публичное Я человека (6). Самопрезентация - это намеренное и осознаваемое поведение, направленное на создание определенного впечатления у окружающих, или, иными словами, поведение, подчиненное желанию произвести хорошее впечатление. Самопрезентация выступает как отражение внутренне присущего человеку стиля общения с людьми. Это управление впечатлением о себе у других людей с помощью различных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего внешнего образа другим людям.
В последние годы процессу самопрезентации уделяется достаточно много внимания как в социальной психологии, так и в популярных работах, рассчитанных на массового читателя. Существует традиция рассматривать имидж именно в контексте самопрезентации (презентации себя другим). Имидж - это воспроизводство желаемых впечатлений, шифруемых в образах и символах (5). Сторонниками данного толкования имиджа он понимается как самопрезентация, конструирование сво-
16
Пснхопедагогнка в правоохранительных органах, 2008, № 2(33)