Список литературы
1. Александров С.А. Эффективная реклама (100 советов по организации рекламы или как опередить конкурента). Чебоксары, 1996.
2. Артеменко В.Г. Реклама в торговле. Новосибирск, 1996.
3. Бокарев Т. Энциклопедия интернет-рекламы. Москва, 2010.
4. Васильев С.Е. Современная лингвистическая семантика. Москва, 1990.
5. Назайкин А.Н. Рекламная служба газеты: Структура. Принципы. Функции. Учебное пособие. Москва, 2006.
6. Encyclopedia of Advertising. New York, 2033.
7. GoddardAngela. Limbajul publicitatii. Polirom, 2012.
8. Kotier Ph. Mamagementul marketingului. Bucuresti, 2016.
9. Parlog H. Analiza anunturilor publicitare la nivelul vocabularului. Bucuresti, 2007.
ПОНЯТИЕ «НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» В СОВРЕМЕННОМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Журавлева Е.В.
Журавлева Екатерина Витальевна - аспирант, Институт иностранных языков Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы Московский городской педагогический университет, г. Москва
Аннотация: информационный взрыв привлек внимание к проблеме информации, вследствие чего возрос интерес и к знаковым, семиологическим системам. Текущие исследования сфокусировались на изучении механизмов опознания, идентификации невербального поведения, а также выяснении дифференциально-психологических характеристик субъектов и объектов познания, которые влияют на определение роли и значения невербального поведения.
Ключевые слова: коммуникация, невербальное общение, поведение,
Согласно антропоцентрической парадигме лингвистика выставляет на первый план явления, напрямую связанные с человеком и его окружением. Данная проблема всегда была в центре внимания исследователей и до сих пор не утеряла своей актуальности.
Не менее релевантным обстоятельством, определяющим актуальность выбранного направления исследования, является проблема интерпретации невербального поведения в межличностном общении. В связи с комплексом вопросов, связанных с изучением социально-психологических качеств личности, встает вопрос об адекватном понимании говорящего, в частности о понимании на основе невербального поведения его личности. Считается, что одним из первых исследователей, обративших внимание на проблему соотношения между невербальным общением и эмоциональными состояниями человека, был Чарльз Дарвин. Выразительное поведение дискретно и соответствует определенным эмоциональным состояниям - основной вывод представителей дарвинского направления. Наравне с этим существует принципиальный вывод психологии выразительного поведения: каждое явление в области выразительных движений однозначно, если рассматривать его как выражение некоторого общего аспекта; напротив, оно оказывается многозначным, если брать его в качестве выражения
чувств или состояний. Таким образом, работы Ч. Дарвина встретили как поддержку, так и критику в лице других исследователей.
До середины 30-40-х гг. ХХ в. в работах по психологии познания освещались следующие вопросы: характеристика стимула, особенности воспринимающего человека, определение процесса формирования впечатления о человеке на основе его невербального поведения [5, 36].
Сегодня психология имеет достаточно высокий уровень представления о невербальном поведении, чтобы разграничить научные психологические факты от донаучных концепций и представлений. Исследования нового поколения фокусируют свое внимание на раскрытии механизмов опознания, идентификации невербального поведения, на выяснение дифференциально-психологических характеристик субъектов и объектов познания, которые влияют на определение роли и значения невербального поведения. Лабунская В.А. понимает невербальное поведение как внешнюю форму существования и проявления психического мира личности. Невербальное поведение личности - это социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную конкретно-чувственную форму действий и поступков. Она добавляет, что с помощью анализа содержания индивидуального невербального поведения можно диагностировать уровень развития личности как субъекта общения. В процессе взаимного общения происходит познание личности, при которой возникшие отношения рассматриваются как своеобразная форма обращения друг к другу [5, 33]. Андрианов М.С. рассматривает невербальную коммуникацию как особый культурно-исторический и психофеноменологический пласт интерперсональной природы, связанный с развитием и становлением личности, ее свойствами и состояниями [1, 115].
С точки зрения Кузнецовой Е.В., невербальное поведение определяется через тип информации, которая передается при помощи невербальных средств. Индикативно -регулятивная функция исполняет роль индикатора психических особенностей участников общения, их предпочтений, отношения к себе, друг к другу, к процессу взаимодействия. Регулятивное назначение невербального поведения служит целям начала, продолжения и окончания взаимодействия, сигнализирует о намерениях участников и определяет динамику и характер общения [4, 19].
Согласно Першиной Н.А. невербальное поведение - это индивидуальная форма общения, сопряженная с изменением психических состояний человека, с его отношением к партнерам, с ситуацией взаимодействия и общения [8, 20]. Морозов В.П. определяет невербальную коммуникацию как систему неязыковых форм и средств передачи информации [7, 27].
Хочется отметить, что в процессе социализации индивид присваивает нормы и правила коммуникации, применяя невербальные средства. Процесс присвоения происходит в результате социального взаимодействия с другими людьми, т.е. присваиваются формы невербального поведения типичные для данной культуры, социума, в котором индивид существует.
Таким образом, накладываются индивидуальные способы употребления невербальных средств. Далеко не весь арсенал невербальных средств присваивается индивидом, а лишь свойственное ему лично невербальное поведение.
Большое количество исследователей склонны полагать, что канал вербальной связи используется при обмене насущной информации. Невербальный же - в качестве транслятора эмоций.
Функции общения многогранны и соответствуют целому кругу практических задач, таких как деловые переговоры, беседа и др. Таким образом, выделяется три функции.
Коммуникативная функция выступает в роли передачи и приема знаний. Регулятивная - контролирует процесс общения, при этом уточняя цели, мотивы человеческой деятельности и поддерживая обратную связь высказываний
45
собеседников. Эмоционально-психическая функция реализуется путем образования эмоциональных состояний каждого из участников коммуникативного процесса. Конкретная эмоция склоняет человека к конкретной активности. Это говорит о том, что эмоция непосредственно влияет на подсознание и организует мышление и деятельность [6, 38].
Реализация данных функций в единстве будет способствовать активизации интеллектуальных, эмоциональных и других возможностей коммуникантов.
Невербальное общение, с точки зрения Крейдлина Г.Е., играет самую разнообразную роль:
1. Повтор, дублирование актуальной речевой информации (например, показывать пальцем, глазами).
2. Противоречие между жестами и кинетическим поведением (например, улыбка не всегда сопровождает дружелюбное высказывание, допускается как проявление издевки).
3. Замещение речевого высказывания (например, кивок, приложить палец к губам).
4. Усиление или подчеркивание компонентов речи. Таким образом, реализуется экспрессивная функция (например, показать фигу).
5. Дополнение речи в смысловом отношении (например, показать кулак в значении пригрозить).
6. Регулятор речевого общения, средство поддержания общения (например, повторяющийся кивок одобрения) [7, 174].
Мимика, жесты, поза осмысливается как знак определенного эмоционального и интеллектуально-волевого состояния. Она также несет информацию об отношениях, качествах личности, формах обращения к партнеру [5, 48].
Общение при помощи знаков заключается в том, что отправитель передает или демонстрирует адресату материальные объекты, которые тот может увидеть, услышать, потрогать, т.е. воспринять [3, 52]. Таким образом, знак состоит из двух частей: материальной и информационной. Первую часть принято называть формой знака, а вторую - содержанием. При обмене непосредственно формами знаков люди на деле обмениваются их содержанием.
Содержательная сторона знака может отражать идеи, чувства, понятия, предметы. В то же время форма должна соответствовать одному единственному требованию: удобство передачи отправителем и восприятие адресатом.
Крейдлин Г.Е. выделяет три основных семиотических класса:
1. кинемы, имеющие самостоятельное лексическое значение и способные передавать смысл независимо от вербального контекста;
2. кинемы, выделяющие какой-то речевой или иной фрагмент коммуникации;
3. кинемы, управляющие ходом коммуникативного процесса, то есть устанавливающие, поддерживающие и завершающие коммуникацию [3, 56].
Между жестовыми и естественными языками наблюдается определенное сходство. Параллельное существование и взаимодействие языка тела и языка слов в коммуникативном акте возможно в силу того, что глубинные процессы, лежащие в основании невербальной и вербальной деятельности человека аналогичны, что подтверждают научные наблюдения Крейдлина Г.Е. [3, 47].
Речь и невербальные средства коммуникации регулируются едиными социальными нормами, так как их развитие происходит в постоянном взаимодействии.
Изучая классификации невербальных средств общения, можно заметить, что в их основе лежат атрибуты бытия, материи, всеобщие формы и способы существования, например, движение, время, пространство. Это говорит о том, что все невербальные средства сводятся к пространственным, кинесическим и временным характеристикам взаимодействия. Невербальная экстралингвистическая коммуникация содержит
46
целый ряд особенностей, отличающих ее от вербальной лингвистической коммуникации. Именно это позволяет выделить ее в особый информационный канал общий системы коммуникации.
Морозов В.П. называет следующие особенности невербальной коммуникации [7, 33]:
1. полисенсорная природа, т.е. реализация ее одновременно через разные органы чувств;
2. эволюционно-историческая древность по сравнению с вербальной речью;
3. независимость от семантики речи;
4. значительная непроизвольность и подсознательность;
5. независимость от языковых барьеров;
6. особенности акустических средств кодирования;
7. особенности психофизических механизмов восприятия.
Лабунская В.А. вводит такой термин, как «экспрессивный репертуар», подразумевая под этим набор поз, жестов, мимических масок, интонаций, которые используются в определенном сочетании в различных ситуациях общения.
Движение считается основным свойством выразительного репертуара человека и присуще всем его компонентам. Разнообразие компонентов невербального поведения, частота смены экспрессивных масок, гармоничность, способность к передаче нюансов внутреннего состояния свидетельствуют о наличии экспрессивной одаренности у человека [5, 21].
Леонтьев А.А. предлагает классифицировать невербальные компоненты по нескольким типам в зависимости от их роли в процессе общения:
a) «поисковые» компоненты, учитываемые партнерами при ориентировке, предшествующей процессу коммуникации;
b) сигналы, используемые для коррекции установившегося общения;
c) регуляторы, разделяемые на сигналы, исходящие от слушателя и подтверждающие понимание и сигналы говорящего;
d) модуляции общения, т.е. реакции собеседников на изменение его условий [6, 268].
Как уже сказано ранее, большинство ученых в данной сфере сходятся во мнении,
что вербальный канал применяется для обмена нужной информацией, а неязыковая система коммуникации выражает или встречается вместо речевых сообщений.
Рассматривая особенности невербального языка, важно отметить еще, что, поскольку он подчинен подсознанию человека, это дает возможность полагаться больше на язык тела, нежели на словесный канал при толковании передаваемой информации.
При помощи невербальных знаков коммуникант показывает свое отношение к собеседнику, к ситуации, к окружающей обстановке. Принципиальным условием является правильное распознание и интерпретация невербальных посланий. Управляя своим неречевым поведением, человек способен овладеть эффективным средством вступления в контакт с другим коммуникантом и влиять на него в процессе общения.
В своей работе Лабунская В.А. исследует ряд механизмов «прочтения» невербального поведения личности, от которых зависит успешность и глубина проникновения во внутренний мир человека на основе его внешнего поведения.
1. Моторное проигрывание. Это имитация чужого экспрессивного репертуара. В его основе лежит непроизвольное стремление человека воспроизводить некоторые компоненты выразительного поведения партнера: принятие той же позы, мимики. Это достаточно древний механизм, он использовался человеком для приобретения нового опыта об окружающем мире. Воспроизводя поведение другого человека, субъект вызывает у себя аналогичное состояние, а затем делает вывод о состоянии собеседника.
2. Эмпатия, или вчуствование, определяется как способность сопереживать другому человеку, распознавать его эмоциональные состояния. На основе неосознанного анализа жестов, мимики и поз партнер проникается состояние другого. Моторное подражание в обыденном общении предшествует эмпатии.
47
3. Механизм проецирования основан на приписывании другому свойственных наблюдателю психологических характеристик. Коммуникант ставит себя на место партнера, анализирует воздействия, чувства, вызванные теми же обстоятельствами, и в итоге приписывает свои переживания собеседнику [5, 43-45].
Таким образом, рассмотрев ключевые компоненты невербального поведения, можно сделать следующий вывод: невербальные средства могут не только дополнять словесные высказывания, но и полностью замещать их. Более того, этот вид коммуникации может выявить истинные намерения участников общения, передать их истинные эмоции, сделать процесс коммуникации эффективнее и продуктивнее. Для оптимального общения важно уметь правильно считывать выразительные телодвижения, а для того, чтобы успешно распознавать невербальные элементы коммуникации, необходимо принимать во внимание индивидуальные, социальные, культурные особенности.
Список литературы
1. Андрианов М.С. Анализ процессов невербальной коммуникации как паралингвистики / М.С.Андрианов // Психологический журнал, 1995. № 5. 376 с.
2. Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. СПб.: Издательство «Питер», 1999. 464 с.
3. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 584 с.
4. Кузнецова Е.В. Развитие межличностной невербальной коммуникации средствами социально-психологического тренинга: автореферат дис. канд. психол. наук: 19:00:05/ Е.В. Кузнецова; МГУ им. М.В.Ломоносова. М., 1988. 19 с.
5. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Издательство Ростовского университета, 1986. 136 с.
6. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 2003. 288 с.
7. Морозов В.П. Невербальная коммуникация: Экспериментально-психологические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 528 с.
8. Першина Н.А. Тактильно-кинестезические знаки невербального общения: восприятие, понимание и употребление: монография / Н.А. Першина. Бийск: БПГУ им. В.М.Шукшина, 2008. 360 с.