ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019 УДК 339.137.22
Бирюков Денис Евгеньевич, студент-магистр Курского государственного университета
e-mail: [email protected]
Ноздрачева Елена Николаевна, доцент к.э.н, Курского государственного университета
e-mail: [email protected]
ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ПОДХОДЫ К ВЫБОРУ И ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ
Аннотация: в статье рассмотрено понятие конкурентоспособности предприятия и подходы экономистов к этому вопросу. Рассмотрены подходы к формированию конкурентной стратегии, их преимущества и недостатки.
Ключевые слова: конкурентоспособность, стратегический менеджмент.
Biryukov Denis Evgenyevich, student master of the Kursk state university e-mail: [email protected]
Nozdracheva Elena Nikolaevna, the associate professor to. aa. N, Kursk state university
e-mail: [email protected]
CONCEPT OF COMPETITIVENESS AND APPROACHES TO THE CHOICE AND FORMATION OF COMPETITIVE STRATEGY
Summary: in article the concept of competitiveness of the enterprise and approaches of economists to this question is considered. Approaches to formation of competitive strategy, their advantage and shortcomings are considered. Keywords: competitiveness, strategic management.
На сегодняшний день администрирование современных предприятий
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019 требует комплексного системного подхода по многочисленным рабочим моментам и задачам их эффективного функционирования. Важность проблем управления, которые затрагивают вопросы повышения конкурентоспособности предприятий, обусловлена также и тем, что достижение необходимой степени конкурентоспособности российскими предприятиями выступает одной из ключевых задач отечественной политики нашей страны в области качества и управления производством. Общая стратегия здесь заключается в необходимости всестороннего развития администрирования ключевых позиций отдельных предприятий, созданию условий по максимальной занятости и эффективности затраченных ресурсов и трудочасов со стороны рабочего коллектива, формирования для производств соответствующей профилю стимулирующей базы (состоящей из комплекса как экономических, так и законодательных мер). Всё это является естественным вектором развития российской экономики в сфере усиления присутствия на внутреннем рынке отечественной конкурентоспособной продукции. Успешное выполнение этой задачи повлечёт за собой не только повышение качества выпускаемой отечественным производителем продукции, но и качественный рост всей российской экономики как в ключевых, так и в только осваиваемых отраслях.
Большая часть исследователей вопросов и проблем обеспечения конкурентоспособности изучают данное понятие сквозь призму следующих положений:
1. Конкурентоспособность характерна для некоторых элементов экономической системы или предприятия [2, с. 62].
2. Конкурентоспособность - качество, свойственное определенным подсистемам (компонентам), связанное некоторым образом с другими характеристиками этих подсистем, систем или компонентов.
3. Конкурентоспособность и условия оценки ее уровня имеют тесную связь, так как не все условия возможно учесть в зависимости от ситуаций и уровня оценки конкурентоспособности.
4. При оценке конкурентоспособности следует выделить перечень задач и вопросов, которые необходимо решить в процессе оценки с целью достижения максимально возможного результата [1, с. 42].
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019
5. Важно определиться со средствами и методами, которые будут использованы в процессе оценки конкурентоспособности. Эти средства и методы требуется соотносить с поставленными вопросами и задачами, которые требуют решения.
Для более детального рассмотрения сформируем наглядную таблицу, отражающую современные подходы российских и иностранных экономистов к этому вопросу.
Таблица - Анализ подходов к понятию «конкурентоспособность предприятия»
Трактовка понятия «конкурентоспособность»
Экономисты, разделяющие данную позицию
Конкурентоспособность рассматривается в контексте внутренней среды предприятия; достижение какого-либо уровня конкурентоспособности зависит от его естественного функционирования
Г.А. Яшева, Т. Конно, М. Эрлих, Дж. Хайн, М. Портер
Конкурентоспособность сопоставлятся с понятием «качество продукции»
И. Соловьев, Г. Долинский, Г. Азгальдов, Л.М. Калашникова
Конкурентоспособность - определенный результат взаимодействия внутренней среды предприятия и его внешнего окружения
А. Селезнев, Т. Куприянова, М.К. Старовойтов, Б.Ф. Фомин, З.А. Васильева
Конкурентоспособность - возможность или перспективы предприятия в будущем
М.В. Маракулин, С.А. Емельянова, Н.С. Яшин, А.В. Дементьева
Конкурентоспособность - это некое свойство или комплекс качеств предприятия
Р.А. Фасхутдинов, А.Н. Захаров, Н.Л. Зайцев, Ю.В. Рубин, В.В. Шустов
Конкурентоспособность определяющий деятельности предприятия
- вектор, направление
В.П. Баринов, А.О. Блинов, В.Я. Захаров
Сбалансированное развитие отдельных предприятий в условиях рыночной экономики требует комплексных решений и всестороннего подхода к формированию их конкурентной стратегии.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019
В подавляющем большинстве научных трудов в области стратегического менеджмента конкурентная стратегияпредприятия воспринимается как определенный набор приемов правил, направленных на удержание постоянно высокого уровня эффективности как самого предприятия, так и выпускаемой продукции в условиях постоянно меняющейся рыночной ситуации.
Учитывая данный подход конкурентная стратегия предприятий должна решать следующие задачи:
• Обеспечить долгосрочную устойчивость и стабильность производства;
• Вырабатывать необходимые финансовые резервы для возможного последующего кредитования;
• Выпускать продукцию, востребованную в текущих условиях рынка;
• Не допускать потери ниши рынка;
• Обеспечивать возможности по модернизации оборудования.
Исходя из этого, при формировании конкурентной стратегии предприятия
следует выделить конкретные факторы и преимущества гарантированно обеспечивающие его стратегический успех.
Стратегический успех фирмы зависит от обладания длительным и устойчивым конкурентным преимуществом.
Длительность конкурентного преимущества напрямую зависит от способности предприятия обеспечить защиту собственной продукции откопирования конкурентами.
Устойчивость конкурентного преимущества обусловливается следующими факторами: источником преимущества; количеством источников; возможностями предприятия находить новые источники конкурентного преимущества [3].
Следует учитывать, что формирование конкурентного преимущества затрагивает все сферы деятельности предприятия: от оптимизации производства до внутреннего администрирования.
Можно выделить два подхода к выявлению конкурентных преимуществ и формированию конкурентной стратегии, обеспечивающие стратегический
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019 успех предприятия: рыночная ориентация и ресурсная ориентация.
Сторонники рынка — это специалисты гарвардской экономической школы (среди них М.Портер). Они уверены, что высокая конкурентоспособность и успех реализации предприятием своей продукции напрямую зависит от чёткой проработки рынков сбыта по одной из предлагаемых оптимальных стратегий:
• Завоевание лидерства путем максимального снижения производственных и логистических издержек;
• Лидерство через дифференциацию предлагаемых сервисов, создающее широкие возможности по сотрудничеству с каждым клиентом;
• Конкретизация преимуществ на одном направлении по отношению к строго определённой покупательской группе. Узкая специализация выпускаемой для них продукции (работа в узкоспециализированной рыночной нише).
Исходя из позиции "рыночников", стратегический успех любого предприятия есть оптимальное взаимодействие двух факторов: привлекательности и конкурентной позиции фирмы в своей профильной отрасли.
Степень конкурентоспособности вытекает из обладания совокупностью конкурентных преимуществ, которые могут включать в себя следующие позиции:
• Минимальные издержки при производстве нового продукта и определение для него оптимального потребительского сегмента;
• Логистические преимущества предприятия (географическое месторасположение, уровень доступности различных транспортных маршрутов);
• Степень диверсификации производства и вертикальная интеграция всего производственного цикла в выработке руководством предприятия центральный стратегической линии ;
Для достижения высоких результатов, фирме необходимо разработать привлекательную конкурентную позицию относительно отрасли, конкурентов и
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019 своих возможностей.
Ресурсный подход к поиску основ стратегического успеха предприятия рассматривается как альтернатива рыночно-ориентированной схеме разработки стратегии.
Исходя из мнения сторонников ресурсного подхода (Р. Холла, Э.Рюлли) чётко проработанная стратегия по отношению к конкретным факторам рынка сбыта не гарантирует долговременного доминирования предприятия [4].
Помимо этого, «ресурсники» отмечают, что формат рыночного подхода недостаточно раскрывает организационные, социальные и научно психологические факторы в стратегии обеспечения максимальной эффективности в производстве(например, внутрифирменную структуру, социальные аспекты управления, ресурсообеспечение и поведение персонала, который непосредственно участвует в реализации стратегии).
Сегодня ресурсный подход к стратегии развития предприятия базируется на постулате, что позиции фирмы напрямую связаны с её ресурсным потенциалом. Точнее, основными факторами успеха в конкурентной стратегии являются ресурсы предприятия и рациональность управления ими.
Из этого следует, что долгосрочная стратегия развития конкурентоспособности отдельного предприятия зависит от оптимального комбинирования ресурсов и способности руководства компании грамотно управлять ими:быстрее, эффективнее и в более оригинальном формате, нежели чем у конкурентов.
Особое внимание модель отводит фактору времени. Оно является ключевым для достижения успеха на рынке с высоким конкурентным потенциалом, особенно в высокотехнологичной среде.
Из этого следует, что ресурсный подход по отношению конкурентной стратегии развития предприятия базируется на основании того, что каждая фирма в зависимости от рынка обладает различным ресурсным потенциалом, производственными факторами и нарабатывает в процессе осуществления профессиональной деятельности свои главные преимущества: квалификацию персонала, оснащённость современным оборудованием, логистическую
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019 оптимизации и пр. Причём весь данный комплекс работает исходя из конкретных стратегических целей компании.
Более оригинальное и эффективное сочетание ресурсов предприятия по сравнение с конкурентами, получило название ключевой компетенции.
В отличие от рыночного подхода, ресурсный подход базируется на утверждении, что рыночное положение предприятия определяется его ресурсным потенциалом, т. е. основой при выборе стратегии являются ресурсы предприятия и управление ими. Соответственно, в рамках этого подхода утверждается, что конкурентоспособность предприятия в долгосрочной перспективе зависит от правильного выбора ресурсов и способности осуществлять комбинацию ресурсов лучше, оригинальнее и быстрее конкурентов. Особое внимание уделяется фактору времени, который может играть решающую роль в достижении конкурентного успеха, особенно в высокотехнологичных отраслях.
Методика разработки конкурентной стратегии в данном подходе должна отвечать на следующие вопросы:
1.Какими ключевыми компетенциями располагает предприятие?
2.Как долго данные компетенции будут технологически актуальны и востребованы в общей стратегии фирмы?
3.Какими средствами можно расширить возможности по ключевым компетенциям?
4. Имеет ли предприятие возможность на базе своих ресурсов создать новые комбинации ресурсов, которые в дальнейшем смогут стать ключевыми компетенциями?
5.Нуждается ли предприятие в новых ресурсах для повышения своей конкурентоспособности и какие инвестиции для этого необходимы?
6.Где искать новые возможности для создания новых ключевых компетенций?
7.Имеются ли несовершенные рынки факторов производства, которые фирма может использовать лучше?
8.Какое технологическое основание у ключевых компетенций
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019
конкурентов?
9.Какие средства и возможности есть у компании по копированию достижений и нейтрализации преимуществ конкурентов по ключевым компетенциям?
10.Какими стратегическими возможностями должна обладать фирма для успешного формирования новых ключевых компетенций.
Меры по сохранению ключевых компетенций осуществляться по различным направлениям.В качестве примера: перекрытие доступа к определенным ресурсам, создание ситуации невозможности альтернативного применения конкретных материалов с помощью ограничения по приему, навязывания исключительно оригинального алгоритма по комбинированию ресурсов.
Эффективное приложение подобных мер воздействия напрямую зависит от состояния ресурсного рынка и возможности компании по ограничению доступа к необходимым ресурсам и материалам со стороны конкурентов.
Это происходит вследствие несовершенства рынка ресурсов, в условиях ограниченности доступа к необходимым ресурсам и преимущественного положения отдельных фирм в ресурсообеспечении.
Исходя из изложенного необходимо сделать вывод, что ресурсо-ориентированный подход к выбору конкурентной стратегии предприятия не должен рассматриваться как альтернатива рыночному, ввиду того что он не может прогнозировать в рыночной среде роль иных составляющих по конкурентным преимуществам (специализации масштабов деятельности, оптимальный модели интеграции и пр).
Данный вывод обоснован тем, что ценность ресурсов проявляется только в контексте осуществления определенных видов деятельности, с целью достижения конкурентных преимуществ. При этом конкурентная ценность ресурсов может увеличиваться и уменьшаться посредством изменений в технологии, поведении конкурента или требований потребителей. Таким образом, по нашему мнению, можно обозначить взаимосвязь ценности ресурса со структурой отрасли и с рыночной ситуацией [4].
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019
В целом, ресурсная стратегия развития предприятия должна включать все перечисленные ключевые разработки. Однако одновременно с этим не стоит забывать и значение нематериальных ключевых компетенций по достижению долговременного успеха и конкурентоспособности отдельно взятого предприятия. Методологические подходы к рассмотрению данной стратегии выражаются в поэтапности ее проработки и заключаются в следующем:
• Анализе внутренних резервов, объективных преимуществ и слабых сторон;
• Анализе внешней среды вокруг предприятия;
• Определению направлений и целей в развитии предприятия.
Стоит отметить, что более детальный анализ и проработка различных
конкурентных стратегий, сопоставление их характеристик друг с другом, выбор наиболее подходящей, повышает шансы на положительный исход всей кампании. Это помогает избегать изначально проигрышных стратегий и неправильных решений в стратегии выигрышной.
Отдельно стоит обратить внимание на конкурентную стратегию проникновения и присутствия на рынке.
Концепция формирования данной стратегии заключается в:
• Принятии решения руководством предприятия о выводе своей продукции на рынок с определением целей и направлений развития;
• Структурной характеристики отрасли и выпускаемого продукта;
• Учёте индивидуальных параметров предприятия.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Стратегический выбор конкурентной стратегии невозможен без осознания и построения чёткой концепции по поэтапному развитию предприятия. При этом одновременно должны учитываться множество факторов и переменных. Такие, как временной фактор, логистический фактор, покупательная способность населения, выводы из прошлых стратегий и тд.
2. Конкурентная стратегия предприятия определяется видами ее деятельности и их взаимодействием. Необходимый порядок внутренних видов деятельности основывается на конкурентных возможностях самого
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019 предприятия: производственных цепочках, квалификации персонала, качеством администрирования и общим направлением развития производств.
3. Конкурентная стратегия не только определяет характер взаимодействия производственных цепочек и активов предприятия, но также его поведение в отношении конкурентов. Цепочки ценности отличаются главным образом видами деятельности по созданию, производству и реализации продукции на рынке и управлению этими процессами.
4. Применение рассматриваемых в работе стратегий невозможно без определенной степени риска. Чаще всего риск возникает ввиду отсутствия объективных данных о возможностях конкурентов, предвзятой оценке собственного потенциала, непредсказуемых кардинальных изменений на рынке сбыта, различных внешних форс-мажоров (появления новых дешёвых технологий, общественных протестов, войн, революции и пр).
В качестве общего вывода можно сказать, что эффективный менеджмент при выработке оптимальной конкурентной стратегии конкретного предприятия базируется на совокупности следующих факторов: изначально имеющемся массиве объективной информации касающейся всех направлений предполагаемый деятельности, квалифицированного администрирования, технологической оснащенности и слаженности работы трудового коллектива и эффективного взаимодействия подразделений предприятия не только в условиях благоприятной рыночной среды, но и с учетом открывающихся возможностей и перспектив.
Список источников:
1. Бочкарева О.А. Анализ отдельных составляющих потенциала конкурентоспособности предприятий // Вестник СГСЭУ. 2012. № 1 (40).
2. Завьялова Е.М. Методические основы оценки конкурентоспособности управления промышленным предприятием // Вестник СГСЭУ. 2009. № 5 (29).
3. Федцов В. Г., Федцов В. В. Менеджмент в предпринимательской деятельности: учеб. пособие. - М.: Рус. деловая лит., 2003. - 256 с.
4. Гурков И. Б. Стратегический менеджмент организации. - М.: ТЕИС, 2004. - 239 с.