Научная статья на тему 'Понятие конкурентоспособности и подходы к выбору и формированию конкурентной стратегии'

Понятие конкурентоспособности и подходы к выбору и формированию конкурентной стратегии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
587
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPETITIVENESS / STRATEGIC MANAGEMENT / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирюков Денис Евгеньевич, Ноздрачева Елена Николаевна,

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности предприятия и подходы экономистов к этому вопросу. Рассмотрены подходы к формированию конкурентной стратегии, их преимущества и недостатки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бирюков Денис Евгеньевич, Ноздрачева Елена Николаевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF COMPETITIVENESS AND APPROACHES TO THE CHOICE AND FORMATION OF COMPETITIVE STRATEGY

In article the concept of competitiveness of the enterprise and approaches of economists to this question is considered. Approaches to formation of competitive strategy, their advantage and shortcomings are considered

Текст научной работы на тему «Понятие конкурентоспособности и подходы к выбору и формированию конкурентной стратегии»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019 УДК 339.137.22

Бирюков Денис Евгеньевич, студент-магистр Курского государственного университета

e-mail: [email protected]

Ноздрачева Елена Николаевна, доцент к.э.н, Курского государственного университета

e-mail: [email protected]

ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ПОДХОДЫ К ВЫБОРУ И ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ

Аннотация: в статье рассмотрено понятие конкурентоспособности предприятия и подходы экономистов к этому вопросу. Рассмотрены подходы к формированию конкурентной стратегии, их преимущества и недостатки.

Ключевые слова: конкурентоспособность, стратегический менеджмент.

Biryukov Denis Evgenyevich, student master of the Kursk state university e-mail: [email protected]

Nozdracheva Elena Nikolaevna, the associate professor to. aa. N, Kursk state university

e-mail: [email protected]

CONCEPT OF COMPETITIVENESS AND APPROACHES TO THE CHOICE AND FORMATION OF COMPETITIVE STRATEGY

Summary: in article the concept of competitiveness of the enterprise and approaches of economists to this question is considered. Approaches to formation of competitive strategy, their advantage and shortcomings are considered. Keywords: competitiveness, strategic management.

На сегодняшний день администрирование современных предприятий

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019 требует комплексного системного подхода по многочисленным рабочим моментам и задачам их эффективного функционирования. Важность проблем управления, которые затрагивают вопросы повышения конкурентоспособности предприятий, обусловлена также и тем, что достижение необходимой степени конкурентоспособности российскими предприятиями выступает одной из ключевых задач отечественной политики нашей страны в области качества и управления производством. Общая стратегия здесь заключается в необходимости всестороннего развития администрирования ключевых позиций отдельных предприятий, созданию условий по максимальной занятости и эффективности затраченных ресурсов и трудочасов со стороны рабочего коллектива, формирования для производств соответствующей профилю стимулирующей базы (состоящей из комплекса как экономических, так и законодательных мер). Всё это является естественным вектором развития российской экономики в сфере усиления присутствия на внутреннем рынке отечественной конкурентоспособной продукции. Успешное выполнение этой задачи повлечёт за собой не только повышение качества выпускаемой отечественным производителем продукции, но и качественный рост всей российской экономики как в ключевых, так и в только осваиваемых отраслях.

Большая часть исследователей вопросов и проблем обеспечения конкурентоспособности изучают данное понятие сквозь призму следующих положений:

1. Конкурентоспособность характерна для некоторых элементов экономической системы или предприятия [2, с. 62].

2. Конкурентоспособность - качество, свойственное определенным подсистемам (компонентам), связанное некоторым образом с другими характеристиками этих подсистем, систем или компонентов.

3. Конкурентоспособность и условия оценки ее уровня имеют тесную связь, так как не все условия возможно учесть в зависимости от ситуаций и уровня оценки конкурентоспособности.

4. При оценке конкурентоспособности следует выделить перечень задач и вопросов, которые необходимо решить в процессе оценки с целью достижения максимально возможного результата [1, с. 42].

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019

5. Важно определиться со средствами и методами, которые будут использованы в процессе оценки конкурентоспособности. Эти средства и методы требуется соотносить с поставленными вопросами и задачами, которые требуют решения.

Для более детального рассмотрения сформируем наглядную таблицу, отражающую современные подходы российских и иностранных экономистов к этому вопросу.

Таблица - Анализ подходов к понятию «конкурентоспособность предприятия»

Трактовка понятия «конкурентоспособность»

Экономисты, разделяющие данную позицию

Конкурентоспособность рассматривается в контексте внутренней среды предприятия; достижение какого-либо уровня конкурентоспособности зависит от его естественного функционирования

Г.А. Яшева, Т. Конно, М. Эрлих, Дж. Хайн, М. Портер

Конкурентоспособность сопоставлятся с понятием «качество продукции»

И. Соловьев, Г. Долинский, Г. Азгальдов, Л.М. Калашникова

Конкурентоспособность - определенный результат взаимодействия внутренней среды предприятия и его внешнего окружения

А. Селезнев, Т. Куприянова, М.К. Старовойтов, Б.Ф. Фомин, З.А. Васильева

Конкурентоспособность - возможность или перспективы предприятия в будущем

М.В. Маракулин, С.А. Емельянова, Н.С. Яшин, А.В. Дементьева

Конкурентоспособность - это некое свойство или комплекс качеств предприятия

Р.А. Фасхутдинов, А.Н. Захаров, Н.Л. Зайцев, Ю.В. Рубин, В.В. Шустов

Конкурентоспособность определяющий деятельности предприятия

- вектор, направление

В.П. Баринов, А.О. Блинов, В.Я. Захаров

Сбалансированное развитие отдельных предприятий в условиях рыночной экономики требует комплексных решений и всестороннего подхода к формированию их конкурентной стратегии.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019

В подавляющем большинстве научных трудов в области стратегического менеджмента конкурентная стратегияпредприятия воспринимается как определенный набор приемов правил, направленных на удержание постоянно высокого уровня эффективности как самого предприятия, так и выпускаемой продукции в условиях постоянно меняющейся рыночной ситуации.

Учитывая данный подход конкурентная стратегия предприятий должна решать следующие задачи:

• Обеспечить долгосрочную устойчивость и стабильность производства;

• Вырабатывать необходимые финансовые резервы для возможного последующего кредитования;

• Выпускать продукцию, востребованную в текущих условиях рынка;

• Не допускать потери ниши рынка;

• Обеспечивать возможности по модернизации оборудования.

Исходя из этого, при формировании конкурентной стратегии предприятия

следует выделить конкретные факторы и преимущества гарантированно обеспечивающие его стратегический успех.

Стратегический успех фирмы зависит от обладания длительным и устойчивым конкурентным преимуществом.

Длительность конкурентного преимущества напрямую зависит от способности предприятия обеспечить защиту собственной продукции откопирования конкурентами.

Устойчивость конкурентного преимущества обусловливается следующими факторами: источником преимущества; количеством источников; возможностями предприятия находить новые источники конкурентного преимущества [3].

Следует учитывать, что формирование конкурентного преимущества затрагивает все сферы деятельности предприятия: от оптимизации производства до внутреннего администрирования.

Можно выделить два подхода к выявлению конкурентных преимуществ и формированию конкурентной стратегии, обеспечивающие стратегический

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019 успех предприятия: рыночная ориентация и ресурсная ориентация.

Сторонники рынка — это специалисты гарвардской экономической школы (среди них М.Портер). Они уверены, что высокая конкурентоспособность и успех реализации предприятием своей продукции напрямую зависит от чёткой проработки рынков сбыта по одной из предлагаемых оптимальных стратегий:

• Завоевание лидерства путем максимального снижения производственных и логистических издержек;

• Лидерство через дифференциацию предлагаемых сервисов, создающее широкие возможности по сотрудничеству с каждым клиентом;

• Конкретизация преимуществ на одном направлении по отношению к строго определённой покупательской группе. Узкая специализация выпускаемой для них продукции (работа в узкоспециализированной рыночной нише).

Исходя из позиции "рыночников", стратегический успех любого предприятия есть оптимальное взаимодействие двух факторов: привлекательности и конкурентной позиции фирмы в своей профильной отрасли.

Степень конкурентоспособности вытекает из обладания совокупностью конкурентных преимуществ, которые могут включать в себя следующие позиции:

• Минимальные издержки при производстве нового продукта и определение для него оптимального потребительского сегмента;

• Логистические преимущества предприятия (географическое месторасположение, уровень доступности различных транспортных маршрутов);

• Степень диверсификации производства и вертикальная интеграция всего производственного цикла в выработке руководством предприятия центральный стратегической линии ;

Для достижения высоких результатов, фирме необходимо разработать привлекательную конкурентную позицию относительно отрасли, конкурентов и

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019 своих возможностей.

Ресурсный подход к поиску основ стратегического успеха предприятия рассматривается как альтернатива рыночно-ориентированной схеме разработки стратегии.

Исходя из мнения сторонников ресурсного подхода (Р. Холла, Э.Рюлли) чётко проработанная стратегия по отношению к конкретным факторам рынка сбыта не гарантирует долговременного доминирования предприятия [4].

Помимо этого, «ресурсники» отмечают, что формат рыночного подхода недостаточно раскрывает организационные, социальные и научно психологические факторы в стратегии обеспечения максимальной эффективности в производстве(например, внутрифирменную структуру, социальные аспекты управления, ресурсообеспечение и поведение персонала, который непосредственно участвует в реализации стратегии).

Сегодня ресурсный подход к стратегии развития предприятия базируется на постулате, что позиции фирмы напрямую связаны с её ресурсным потенциалом. Точнее, основными факторами успеха в конкурентной стратегии являются ресурсы предприятия и рациональность управления ими.

Из этого следует, что долгосрочная стратегия развития конкурентоспособности отдельного предприятия зависит от оптимального комбинирования ресурсов и способности руководства компании грамотно управлять ими:быстрее, эффективнее и в более оригинальном формате, нежели чем у конкурентов.

Особое внимание модель отводит фактору времени. Оно является ключевым для достижения успеха на рынке с высоким конкурентным потенциалом, особенно в высокотехнологичной среде.

Из этого следует, что ресурсный подход по отношению конкурентной стратегии развития предприятия базируется на основании того, что каждая фирма в зависимости от рынка обладает различным ресурсным потенциалом, производственными факторами и нарабатывает в процессе осуществления профессиональной деятельности свои главные преимущества: квалификацию персонала, оснащённость современным оборудованием, логистическую

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019 оптимизации и пр. Причём весь данный комплекс работает исходя из конкретных стратегических целей компании.

Более оригинальное и эффективное сочетание ресурсов предприятия по сравнение с конкурентами, получило название ключевой компетенции.

В отличие от рыночного подхода, ресурсный подход базируется на утверждении, что рыночное положение предприятия определяется его ресурсным потенциалом, т. е. основой при выборе стратегии являются ресурсы предприятия и управление ими. Соответственно, в рамках этого подхода утверждается, что конкурентоспособность предприятия в долгосрочной перспективе зависит от правильного выбора ресурсов и способности осуществлять комбинацию ресурсов лучше, оригинальнее и быстрее конкурентов. Особое внимание уделяется фактору времени, который может играть решающую роль в достижении конкурентного успеха, особенно в высокотехнологичных отраслях.

Методика разработки конкурентной стратегии в данном подходе должна отвечать на следующие вопросы:

1.Какими ключевыми компетенциями располагает предприятие?

2.Как долго данные компетенции будут технологически актуальны и востребованы в общей стратегии фирмы?

3.Какими средствами можно расширить возможности по ключевым компетенциям?

4. Имеет ли предприятие возможность на базе своих ресурсов создать новые комбинации ресурсов, которые в дальнейшем смогут стать ключевыми компетенциями?

5.Нуждается ли предприятие в новых ресурсах для повышения своей конкурентоспособности и какие инвестиции для этого необходимы?

6.Где искать новые возможности для создания новых ключевых компетенций?

7.Имеются ли несовершенные рынки факторов производства, которые фирма может использовать лучше?

8.Какое технологическое основание у ключевых компетенций

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019

конкурентов?

9.Какие средства и возможности есть у компании по копированию достижений и нейтрализации преимуществ конкурентов по ключевым компетенциям?

10.Какими стратегическими возможностями должна обладать фирма для успешного формирования новых ключевых компетенций.

Меры по сохранению ключевых компетенций осуществляться по различным направлениям.В качестве примера: перекрытие доступа к определенным ресурсам, создание ситуации невозможности альтернативного применения конкретных материалов с помощью ограничения по приему, навязывания исключительно оригинального алгоритма по комбинированию ресурсов.

Эффективное приложение подобных мер воздействия напрямую зависит от состояния ресурсного рынка и возможности компании по ограничению доступа к необходимым ресурсам и материалам со стороны конкурентов.

Это происходит вследствие несовершенства рынка ресурсов, в условиях ограниченности доступа к необходимым ресурсам и преимущественного положения отдельных фирм в ресурсообеспечении.

Исходя из изложенного необходимо сделать вывод, что ресурсо-ориентированный подход к выбору конкурентной стратегии предприятия не должен рассматриваться как альтернатива рыночному, ввиду того что он не может прогнозировать в рыночной среде роль иных составляющих по конкурентным преимуществам (специализации масштабов деятельности, оптимальный модели интеграции и пр).

Данный вывод обоснован тем, что ценность ресурсов проявляется только в контексте осуществления определенных видов деятельности, с целью достижения конкурентных преимуществ. При этом конкурентная ценность ресурсов может увеличиваться и уменьшаться посредством изменений в технологии, поведении конкурента или требований потребителей. Таким образом, по нашему мнению, можно обозначить взаимосвязь ценности ресурса со структурой отрасли и с рыночной ситуацией [4].

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019

В целом, ресурсная стратегия развития предприятия должна включать все перечисленные ключевые разработки. Однако одновременно с этим не стоит забывать и значение нематериальных ключевых компетенций по достижению долговременного успеха и конкурентоспособности отдельно взятого предприятия. Методологические подходы к рассмотрению данной стратегии выражаются в поэтапности ее проработки и заключаются в следующем:

• Анализе внутренних резервов, объективных преимуществ и слабых сторон;

• Анализе внешней среды вокруг предприятия;

• Определению направлений и целей в развитии предприятия.

Стоит отметить, что более детальный анализ и проработка различных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конкурентных стратегий, сопоставление их характеристик друг с другом, выбор наиболее подходящей, повышает шансы на положительный исход всей кампании. Это помогает избегать изначально проигрышных стратегий и неправильных решений в стратегии выигрышной.

Отдельно стоит обратить внимание на конкурентную стратегию проникновения и присутствия на рынке.

Концепция формирования данной стратегии заключается в:

• Принятии решения руководством предприятия о выводе своей продукции на рынок с определением целей и направлений развития;

• Структурной характеристики отрасли и выпускаемого продукта;

• Учёте индивидуальных параметров предприятия.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Стратегический выбор конкурентной стратегии невозможен без осознания и построения чёткой концепции по поэтапному развитию предприятия. При этом одновременно должны учитываться множество факторов и переменных. Такие, как временной фактор, логистический фактор, покупательная способность населения, выводы из прошлых стратегий и тд.

2. Конкурентная стратегия предприятия определяется видами ее деятельности и их взаимодействием. Необходимый порядок внутренних видов деятельности основывается на конкурентных возможностях самого

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019 предприятия: производственных цепочках, квалификации персонала, качеством администрирования и общим направлением развития производств.

3. Конкурентная стратегия не только определяет характер взаимодействия производственных цепочек и активов предприятия, но также его поведение в отношении конкурентов. Цепочки ценности отличаются главным образом видами деятельности по созданию, производству и реализации продукции на рынке и управлению этими процессами.

4. Применение рассматриваемых в работе стратегий невозможно без определенной степени риска. Чаще всего риск возникает ввиду отсутствия объективных данных о возможностях конкурентов, предвзятой оценке собственного потенциала, непредсказуемых кардинальных изменений на рынке сбыта, различных внешних форс-мажоров (появления новых дешёвых технологий, общественных протестов, войн, революции и пр).

В качестве общего вывода можно сказать, что эффективный менеджмент при выработке оптимальной конкурентной стратегии конкретного предприятия базируется на совокупности следующих факторов: изначально имеющемся массиве объективной информации касающейся всех направлений предполагаемый деятельности, квалифицированного администрирования, технологической оснащенности и слаженности работы трудового коллектива и эффективного взаимодействия подразделений предприятия не только в условиях благоприятной рыночной среды, но и с учетом открывающихся возможностей и перспектив.

Список источников:

1. Бочкарева О.А. Анализ отдельных составляющих потенциала конкурентоспособности предприятий // Вестник СГСЭУ. 2012. № 1 (40).

2. Завьялова Е.М. Методические основы оценки конкурентоспособности управления промышленным предприятием // Вестник СГСЭУ. 2009. № 5 (29).

3. Федцов В. Г., Федцов В. В. Менеджмент в предпринимательской деятельности: учеб. пособие. - М.: Рус. деловая лит., 2003. - 256 с.

4. Гурков И. Б. Стратегический менеджмент организации. - М.: ТЕИС, 2004. - 239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.