ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНСАЙДЕРОВ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ1
В статье анализируются различные классификации лиц, относимых к инсайдерам в соответствии с российским законодательством, встречающиеся в юридической литературе. Автором предлагается собственная классификация инсайдеров на основе исследования их обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О про-тиводействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Ключевые слова: инсайдер, инсайдерская информация, организованный рынок, организованные торги, регулирование финансового рынка, Банк России.
Выработка мер противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации в настоящее время является одной из самых актуальных проблем финансового рынка как в России, так и за рубежом. Уровень эффективности мер, применяемых в данной области, напрямую влияет на степень инвестиционной привлекательности экономики соответствующего государства.
В России нормативный акт, формирующий правовую базу регулирования использования инсайдерской информации, был принят в 2010 году — это Федеральный закон от 27 июля 2010 г № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2 (далее — Закон № 224-ФЗ).
Закон № 224-ФЗ охватывает своим действием отношения, возникающие на товарном, валютном и фондовом организованных рынках, причем как на спотовых (где заключаются сделки по передаче реального товара), так и срочных (где заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами) их сегментах.
Основным признаком инсайдерской информации, согласно Закону № 224-ФЗ, является ее способность оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров в случае ее распространения или предоставления участникам соответствующего рынка.
Установление специального правового режима охраны инсайдерской информации до момента ее публичного раскрытия связано с возможностью некоторых лиц, имеющих доступ к данной информации до того, как она стала известна всему рынку, использовать ее для совершения сделок в отношении связанных с ней финансовых инструментов, валюты или товаров в целях личного обогащения, заранее прогнозируя будущее влияние такой информации на рыночные цены в случае ее публичного раскрытия. Как замечает С. Е. Еги-шянц: «Мечта многих участников рынка — узнать какую-нибудь " забойную" новость первым, ибо это сулит очень большой выигрыш. Такой человек обычно именуется "инсайдером", а
УНИВЕРСИТЕТА
иманы О.Е. КутагЬиня ШГЮДЪ
Ольга Михайловна ШЕВЧЕНКО,
кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
1 Данная статья подготовлена в рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА); НИР «Корпоративное право: развитие доктрины, законодательства и правоприменительной практики, совершенствование преподавания», проект № 2.1.1.5. Статья подготовлена с использованием справочно-правовых систем «КонсультантПлюс» и «ГАРАНТ».
© О. М. Шевченко, 2015 2 Далее — Закон № 224-ФЗ.
УНИВЕРСИТЕТА Понятие и виды инсайдеров по российскому законодательству
имени O.E. Кутвфина (МГЮА)
история знает массу самых живописных образцов спекуляций на основе инсайдерской информации. Само по себе это явление существовало всегда — и нынешние времена дают огромное количество такого рода примеров»3. Однако в настоящее время в большинстве государств с рыночной экономикой подобные действия лиц, имеющих доступ к инсайдерской информации, квалифицируются как недобросовестные, дающие этим лицам необоснованные преимущества перед иными участниками рынка, и запрещаются законом.
Субъекты (физические и юридические лица, органы власти и местного самоуправления, должностные лица, организации), имеющие доступ к инсайдерской информации до момента ее публичного раскрытия (когда она перестает считаться инсайдерской), называются инсайдерами. Во многих зарубежных странах для характеристики злоупотреблений инсайдеров используются специальные термины: insider trading — инсайдерская торговля (США, Австралия, Япония) или insider dealing — инсайдер-дилинг который иногда переводится как «инсайдерская деятельность» или «инсайдерские сделки» (страны Евросоюза, Китай).
Впервые запреты на инсайдерскую торговлю в мире появились в сфере фондового рынка. Так, в США ответственность за инсайдерские злоупотребления была введена в США в 1934 году Законом о фондовых биржах (The Securities Exchange Act of 1934), чему предшествовал спровоцированный массовыми спекулятивными операциями обвал фондового рынка в 1929 году («Великий крах») и последующая «Великая депрессия» в экономике. Во Франции в 1967 году в Закон о торговых обществах от 24 июля 1966 г № 66-537 были внесены изменения, связанные с ограничениями на распоряжение ценными бумагами торгового общества со стороны лиц, представляющих интересы этого общества, его сотрудников, располагающих привилегией на техническую, коммерческую или финансовую информацию о состоянии дел в обществе, а также их родственников4. Обо всех своих сделках с ценными бумагами общества его инсайдеры должны были сообщать в Комиссию биржевого надзора.
Постепенно сфера действия законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации распространилась также на организованные товарные и валютные рынки. Например, в Европейском Союзе 28 марта 2003 г была принята вторая по счету в данной области Директива 2003/6/ЕС «Об инсайдерской деятельности и рыночном манипулировании (злоупотреблениях на рынке)» — Directive 2003/6/EC of European Parliament and of the Council of 28 January 2003 on insider dealing and market manipulation (market abuse). Директива вступила в силу 12 апреля 2003 г., заменив собой ранее действовавшую Директиву 89/592/ЕС. Понятие инсайдерской информации, сформулированное в новой Директиве, «в своих основных чертах сходно с аналогичным понятием, содержащимся в Директиве 89/592/ЕС, но распространяется не только на ценные бумаги, но и на финансовые инструменты в целом, в том числе на деривативы»5
Относительно перечня лиц, признаваемых инсайдерами, в законодательстве различных стран нет единства регулирования. Некоторые государства (например Австралия, где инсайдером признается любое физическое или юридическое лицо, которое располагает неопубликованной информацией, способной оказать влияние на стоимость ценных бумаг6),
ш
m
3 Егишянц С. Е. Реакция фондового рынка на новости и события // Теория и практика торговли ^ на фондовом рынке. Учебный курс лекций / под общ. ред. В. В. Твардовского. М. : Интернет- □ трейдинг, 2004. С. 130. ^
4 См.: Добровольский В. И. Корпоративное право для практикующих юристов. М. : Волтерс и Клувер, 2009. С. 468—469. g
5 Емельянова Е. А. Манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской ин- х формации как факторы ограничения конкуренции // Конкурентное право. 2012. № 1. Доступ — из ^ СПС «КонсультантПлюс». к
6 См.: Rule 1042D. Corporations Act 2001. Act No. 50 of 2001 as amended. Vol. 4. November, 22. 5 2005. P. 467. НАУК1
как отмечает А. С. Погосова, «формируя законодательство об использовании инсайдерской информации, закрепляют лишь основные признаки инсайдера, предлагая широкие возможности для усмотрения правоприменителя»7. Для законодательства Европейского Союза и большинства отдельных европейских стран, как и для России, характерно закрепление в законе перечня лиц, относимых к инсайдерам. Опыт стран Европейского Союза и США в решении данного вопроса достаточно подробно проанализирован в исследовании А. С. По-госовой8, поэтому обратимся к анализу круга лиц, признаваемых инсайдерами в России.
Перечень инсайдеров в России установлен в ст. 4 Закона № 224-ФЗ и содержит 13 пунктов. При этом российскими правоведами предпринимаются попытки классификации таких субъектов. Так, по мнению О. Г Карпович, «содержание ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ позволяет разделить их на три группы:
— «первичные» инсайдеры: эмитенты эмиссионных ценных бумаг и управляющие компании; хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах Российской Федерации, организаторы торгов, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торгов, профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов, федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты, Банк России;
— «вторичные» инсайдеры — лица, имеющие доступ к такой информации вследствие того, что входят в органы управления « первичного» инсайдера, являются его владельцем либо действуют на основании договора с ним, а также имеющие доступ к инсайдерской информации: руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; выборные должностные лица местного самоуправления; государственные служащие и муниципальные служащие органов, работники органов и организаций, осуществляющих функции органов, указанных в п. 9 ст. 4 ФЗ от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ; работники органов управления государственных внебюджетных фондов; служащие (работники) Банка России, члены Национального банковского совета.
Отдельную группу субъектов использования инсайдерской информации составляют физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации «первичных» и «вторичных» инсайдеров (кроме органов публичной власти) на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров»9.
Авторами Комментария к Закону № 224-ФЗ отмечается следующее: «Континентальное право обычно выделяет два уровня инсайдеров. Первый уровень — это так называемые первичные (правовые) инсайдеры. К их числу относятся лица, непосредственно имеющие доступ к внутренней информации о делах компании вследствие занимаемой в ней руково-
УНИВЕРСИТЕТА
иманы О.Е. КутагЬиня ШГЮДЪ
Погосова А. С. Особенности правового режима инсайдерской информации на рынке ценных бумаг // Современное право. 2011. № 1. Доступ — из СПС «КонсультантПлюс».
Погосова А. С. Указ. соч. Доступ — из СПС «КонсультантПлюс».
Карпович О. Г. Борьба с распространением инсайдерской информации на фондовом рынке в России // Юридический мир. 2011. № 4 // СПС «КонсультантПлюс».
УНИВЕРСИТЕТА Понятие и виды инсайдеров по российскому законодательству
имени O.E. Кутвфина (МГЮА)
дящей должности. К ним же относятся и члены семьи руководителей компании. Второй уровень — это так называемые вторичные инсайдеры. В их число входят лица, располагающие служебной информацией в связи с их профессиональной деятельностью или выполнением ими иных функций»10. Как далее отмечается в данном Комментарии, «несмотря на мировой опыт, российский законодатель отказался от деления инсайдеров на первичных и вторичных, хотя в ст. 2 проекта Закона № 224-ФЗ, подготовленного к первому чтению в ГД РФ, такое деление имело место»11. При этом самими авторами указанного Комментария инсайдеры, опять же, разделены на три группы, по тому же принципу, что и О. Г Карпович.
Как нам представляется, распределение инсайдеров, признаваемых таковыми российским законодательством, по трем вышеуказанным группам не вполне отражает особенности правового статуса различных категорий инсайдеров, предусмотренных Законом № 224-ФЗ. На основании данного Закона можно определить несколько, отличных от указанных трех, отдельных групп инсайдеров, для каждой из которых характерен определенный перечень возлагаемых на них обязанностей. Так, в Законе № 224-ФЗ, в зависимости от установленных объема прав и обязанностей, четко выделяются следующие четыре группы инсайдеров:
I. Юридические лица, указанные в пунктах 1—4, 11 и 12 статьи 4 данного Закона. Большинство из них указанные нами выше авторы Комментария к Закону № 224-ФЗ относят к категории «первичных инсайдеров», кроме перечисленных в п. 11 —12 информационных и рейтинговых агентств, относимых к «вторичным». В то же время у всех этих категорий субъектов (включая перечисленных в п. 11—12) одинаковые обязанности. Так, согласно положениям Закона № 224-ФЗ указанные лица должны исполнять следующие требования.
1. Требования по утверждению перечня инсайдерской информации.
Согласно части 1 статьи 3 Закона № 224-ФЗ к инсайдерской информации лиц, указанных в п. 1—4, 11 и 12 ст. 4 этого Закона, относится информация, исчерпывающий перечень которой утвержден Приказом ФСФР России от 12 мая 2011 г № 11-18/пз-н «Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1—4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"», а также порядка и сроков раскрытия такой информации». На основании такого перечня указанные лица обязаны утвердить собственные перечни инсайдерской информации.
2. Требования по раскрытию инсайдерской информации.
Порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в п. 1—4, 11 и 12 ст. 4 Закона № 224-ФЗ, установлены Положением, утвержденным Приказом ФСФР России от 28 февраля 2012 г. № 12-9/пз-н.
3. Иные требования, касающиеся всех групп инсайдеров, кроме физических лиц (будут рассмотрены ниже).
II. Органы и организации (включая Банк России), указанные в п. 9 ст. 4 Закона № 224-ФЗ.
Так же, как и указанные выше юридические лица, эти субъекты обязаны исполнять требования: К
1. Требования по утверждению перечня инсайдерской информации. н
Органы и организации, указанные в п. 9 ст. 4 Закона № 224-ФЗ, Банк России обязаны ут- и
вердить нормативные акты, содержащие исчерпывающие перечни инсайдерской информа- 5
£
10 Вавулин Д. А, Федотов В. Н., Емельянов А. С. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской инфор- т мации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты К Российской Федерации» (постатейный). М. : Юстицинформ, 2011. Доступ из СПС «ГАРАНТ». О
11 Вавулин Д. А., Федотов В. Н., Емельянов А. С. Указ. соч. Доступ — из СПС «ГАРАНТ». НАУК1 1/2015
>
УНИВЕРСИТЕТА
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
ции, в соответствии с методическими рекомендациями регулятора в области финансовых рынков. При этом примерный перечень инсайдерской информации данных лиц определен в ч. 2 ст. 3 Закона № 224-ФЗ, согласно которой к инсайдерской информации таких органов и организаций, Банка России относится:
1) информация о принятых ими решениях об итогах торгов (тендеров);
2) информация, полученная ими в ходе проводимых проверок, а также информация о результатах таких проверок;
3) информация о принятых ими решениях в отношении лиц, указанных в п. 1—4, 11 и 12 ст. 4 Закона № 224-ФЗ, о выдаче, приостановлении действия или об аннулировании (отзыве) лицензий (разрешений, аккредитаций) на осуществление определенных видов деятельности, а также иных разрешений;
4) информация о принятых ими решениях о привлечении к административной ответственности лиц, указанных в п. 1—4, 11—13 ст. 4 Закона № 224-ФЗ, а также о применении к указанным лицам иных санкций;
5) иная инсайдерская информация, определенная их нормативными актами.
2. Требования по раскрытию или предоставлению инсайдерской информации.
Эти лица обязаны раскрывать или предоставлять инсайдерскую информацию на их
официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее следующего рабочего дня с момента ее появления (возникновения), если иной порядок и сроки раскрытия или предоставления такой информации не установлены федеральными законами (ч. 2 ст. 8 Закона № 224-ФЗ).
3. Иные требования, касающиеся всех групп инсайдеров, кроме физических лиц (будут рассмотрены ниже).
Несмотря на то, что инсайдеры исследуемой группы несут практически те же виды обязанностей, что и инсайдеры предыдущей группы, регулирование связанных с их исполнением отношений, как мы видим, несколько отличается.
III. Юридические лица, указанные в п. 5—8 ст. 4 Закона № 224-ФЗ (так называемые «вторичные инсайдеры»).
Данные лица, в отличие от предыдущих категорий инсайдеров, не несут обязанности, связанные с:
— утверждением перечня инсайдерской информации;
— раскрытием или предоставлением инсайдерской информации.
В то же время Законом № 224-ФЗ предусмотрен ряд требований, которые касаются всех категорий инсайдеров, кроме физических лиц (включая юридических лиц, предусмотренных в п. 5—8 данного Закона). Так, согласно ст. 9, юридические лица, указанные в п. 1—8, 11 и 12 ст. 4 данного Закона (т.е. как «первичные», так и «вторичные» инсайдеры — юридические лица), а также органы и организации, указанные в п. 9 ст. 4 данного Закона, Банк России обязаны исполнять следующие требования.
1. Требования по ведению и передаче списка инсайдеров, в том числе:
1) вести список инсайдеров (ч. 2—4 ст. 9 Закона № 224-ФЗ определено, какие лица включаются в списки инсайдеров каждой из их категорий);
2) уведомлять лиц, включенных в список инсайдеров, об их включении в такой список и исключении из него в порядке, установленном регулятором финансового рынка (см. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 18 июня 2013 г № 13-51/пз-н «Об утверждении Положения о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, Положения о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, Положения о порядке и сроках направления уведомлений инсайдерами о совершенных ими операциях»), информировать указанных лиц о требованиях Закона № 224-ФЗ;
УНИВЕРСИТЕТА Понятие и виды инсайдеров по российскому законодательству 9/
имени O.E. Кутвфина (МГЮА)
3) передавать в порядке, установленном нормативным правовым актом регулятора в области финансовых рынков, список инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром (данное требование не распространяется на органы и организации, указанные в п. 9 ст. 4 Закона № 224-ФЗ, Банк России);
4) передавать список инсайдеров регулятору в области финансовых рынков по его требованию.
2. Требования по реализации определенных в ст. 11 Закона № 224-ФЗ мер по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком. Так, юридические лица, указанные в п. 1—8, 11 и 12 ст. 4, органы и организации, указанные в п. 9 ст. 4 Закона № 224-ФЗ, Банк России обязаны:
1) разработать и утвердить порядок доступа к инсайдерской информации, правила охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований Закона № 224-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
2) создать (определить, назначить) структурное подразделение (должностное лицо), в обязанности которого входит осуществление контроля за соблюдением требований данного Закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов и которое подотчетно совету директоров (наблюдательному совету), а в случае его отсутствия — высшему органу управления юридического лица;
3) обеспечить условия для беспрепятственного и эффективного осуществления структурным подразделением (должностным лицом), указанным выше, своих функций.
IV. Лица, включенные в список инсайдеров (в том числе физические лица).
Для таких лиц статьей 10 Закона № 224-ФЗ предусмотрены следующие обязанности:
— лица, включенные в список инсайдеров, обязаны уведомлять включившие их в список организации, а также Банк России об осуществленных ими операциях с ценными бумагами, валютой или товаром, которых касается инсайдерская информация, к которой они имеют доступ, и о заключении договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, цена которых зависит от них;
— лица, включенные в список инсайдеров организаторов торговли, клиринговых организаций, а также депозитариев и кредитных организаций, осуществляющих расчеты по результатам операций, совершенных через организаторов торговли, обязаны уведомлять указанные организации, а также Банк России об осуществленных ими операциях с финансовыми инструментами, допущенными к торговле на соответствующих организованных торгах.
Порядок направления указанных уведомлений установлен Положением о порядке и сроках направления уведомлений инсайдерами о совершенных ими операциях, утвержденным упомянутым выше Приказом ФСФР России от 18 июня 2013 г. № 13-51/пз-н.
Кроме того, частью 5 статьи 10 в отношении таких лиц предусмотрено, что информа- к
ция о совершенных инсайдерами операциях с финансовыми инструментами, иностран- н
ной валютой и (или) товарами должна быть раскрыта организатором торговли, у которого и
обращаются эти финансовые инструменты, иностранная валюта и (или) товары, по тре- 5
бованию указанных инсайдеров. 5
Проанализировав особенности правового статуса различных категорий инсайдеров, 5
выделяемых в Законе № 224-ФЗ, и сопоставив их с приведенными выше доктринальными т
классификациями, автор приходит к следующему: к
Во-первых, лица, относимые процитированными выше российскими правоведами к §
категории «первичных инсайдеров», далеко не всегда являются теми, от кого первона- наук1
чально исходит информация12, могущая повлиять на стоимость товара, обращающегося на организованном рынке. Одно и то же лицо, относимое к «первичным инсайдерам», в ряде случаев может выступать первоисточником такой информации, а в других случаях получать ее от иных лиц. Например, указанные в п. 1—2 ст. 4 Закона № 224-ФЗ эмитенты ценных бумаг, управляющие компании паевых инвестиционных фондов и хозяйствующие субъекты, включенные в предусмотренный статьей 23 ФЗ «О защите конкуренции» реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах Российской Федерации, выступают первоисточниками информации о финансовом состоянии, важных для рынка сделках, корпоративных и иных организационных процедурах этих компаний, однако в других случаях — к примеру, при присвоении их ценным бумагам определенных рейтингов рейтинговыми агентствами, — получают данную информацию от соответствующих рейтинговых агентств, иных организаций. Или, например, указанные в п. 3 ст. 4 Закона № 224-ФЗ организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли, выступают первоисточниками инсайдерской информации в случаях принятия ими решений, могущих повлиять на ход организованных торгов — например, о делистинге какой-либо ценной бумаги, о включении ценной бумаги в котировальный список, об изменении системы клиринга, систем депонирования ценных бумаг или расчетов по результатам организованных торгов, до момента официального доведения такой информации до участников рынка; однако в ряде иных случаев они получают информацию, могущую повлиять на состояние рынка, от других лиц (в составе отчетов эмитентов и управляющих компаний, посредством сообщений регулятора о применении санкций к эмитентам или участникам торгов и т.п.).
Таким образом, название «первичный инсайдер» достаточно условно: оно означает возможность лица выступать первоисточником информации, могущей повлиять на состояние организованного рынка, однако не свидетельствует о том, что такого рода информация всегда исходит от этого лица.
Во-вторых, относимые упомянутыми выше авторами к категории «первичных инсайдеров» профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов (п. 4 ст. 4 Закона № 224-ФЗ), равно как информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации юридических лиц, органов и организаций (п. 11 ст. 4 Закона № 224-ФЗ), как нам представляется, не являются первоисточниками инсайдерской информации, поэтому их не следует относить к «первичным инсайдерам». В то же время, законодатель возложил на этих лиц обязанности, аналогичные «первичным инсайдерам». По указанным причинам первую группу инсайдеров логичнее назвать « первичные и приравненные к ним по правовому статусу инсайдеры», подразделив ее на две соответствующие подгруппы.
В-третьих, особое место в группе «первичных инсайдеров» занимают органы исполнительной власти и иные организации с публичным статусом (в том числе Банк России), указанные в п. 9 ст. 4 Закона № 224-ФЗ. С одной стороны, они могут выступать первоисточниками инсайдерской информации при принятии ими в рамках своих полномочий решений, влияющих на ситуацию на рынке, до их официального опубликования — например, о выдаче, приостановлении действия или об аннулировании (отзыве) лицензий (разрешений,
УНИВЕРСИТЕТА
иманы О.Е. КутагЬиня ШГЮДЪ
Подробнее о том, в каких случаях так называемые «первичные инсайдеры» в действительности выступают первоисточниками инсайдерской информации, см. в кн.: Шевченко О. М. Правовое регулирование деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг: Новации российского законодательства и актуальные проблемы : монография. М. : Проспект, 2014. С. 289—290.
УНИВЕРСИТЕТА Понятие и виды инсайдеров по российскому законодательству
имени O.E. Кутвфина (МГЮА)
аккредитаций) на осуществление определенных видов деятельности, а также иных разрешений, о привлечении к административной ответственности юридических лиц — первичных инсайдеров, а также о применении к указанным лицам иных санкций; при подготовке к обнародованию официальных отчетов, иной информации, важной для участников рынка. С другой стороны, достаточно часто эти субъекты не выступают первоисточниками инсайдерской информации, а получают ее от других лиц, реализуя свои властные полномочия (например, в ходе проведения проверок, истребования документов и т.п.). Кроме того, в отличие от других «первичных инсайдеров», являющихся юридическими лицами, эти субъекты наделены властными полномочиями, а содержание и объем их прав и обязанностей, определенных Законом № 224-ФЗ, отличается от остальных первичных инсайдеров, хотя во многом их обязанности схожи. Поэтому представляется необходимым данную категорию субъектов выделить в отдельную группу инсайдеров.
Таким образом, в целях уяснения особенностей определенного Законом № 224-ФЗ правового статуса различных групп инсайдеров, представляется целесообразным классифицировать их на следующие группы:
1. Первичные и приравненные к ним по правовому статусу инсайдеры — к ним относятся лица, указанные в п. 1—4, 11 и 12 ст. 4 Закона № 224-ФЗ, а именно:
1) эмитенты и управляющие компании;
2) хозяйствующие субъекты, включенные в предусмотренный статьей 23 ФЗ «О защите конкуренции» реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах Российской Федерации;
3) организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;
4) профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов;
5) информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации лиц, указанных в п. 1—4 ст. 4 Закона № 224-ФЗ, органов и организаций, указанных в п. 9 указанной статьи, Банка России;
6) лица, осуществляющие присвоение рейтингов лицам, указанным в п. 1—4 ст. 4 Закона № 224-ФЗ, а также ценным бумагам (рейтинговые агентства).
2. Вторичные инсайдеры, являющиеся юридическими лицами, — юридические лица, указанные в п. 5—8 ст. 4 Закона № 224-ФЗ:
1) лица, имеющие доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в п. 1—4 ст. 4 Закона № 224-ФЗ, на основании договоров, заключенных с соответствующими лицами, в том числе аудиторские организации, юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры, профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации;
2) лица, которые владеют не менее чем 25 % голосов в высшем органе управления
лиц, указанных в п. 1—4 ст. 4 Закона № 224-ФЗ, а также лица, которые в силу владения ак- к
циями (долями) в уставном капитале указанных лиц имеют доступ к инсайдерской инфор- н
мации на основании федеральных законов или учредительных документов; и
3) управляющая организация (выполняющая функции единоличного исполнитель- 5 ного органа) юридических лиц, указанных в п. 1—6, 8, 11 и 12 ст. 4 Закона № 224-ФЗ, управ- 5 ляющих организаций; 5
4) лица, имеющие доступ к информации о направлении добровольного, обязатель- т ного или конкурирующего предложения о приобретении акций в соответствии с законода- к тельством Российской Федерации об акционерных обществах, в том числе лица, направив- § шие в акционерное общество добровольные или конкурирующие предложения, кредитная наук1
УНИВЕРСИТЕТА
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
организация, предоставившая банковскую гарантию, юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры.
3. Органы и организации с публично-правовым статусом — лица, указанные в п. 9 ст. 4 Закона № 224-ФЗ: федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты (органы управления государственных внебюджетных фондов), Банк России.
4. Инсайдеры — физические лица — это лица, указанные в п. 10 и 13 ст. 4 Закона № 224-ФЗ.
При этом инсайдеров последней, четвертой, группы нужно подразделить на 2 подгруппы:
1) физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации в связи с гражданско-правовыми или трудовыми отношениями, — это:
— физические лица, указанные в пунктах 5—8 ст. 4 Закона № 224-ФЗ (индивидуальные аудиторы, оценщики, иные лица, имеющие доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1—4 ст. 4 Закона № 224-ФЗ, на основании договоров, заключенных с соответствующими лицами; физические лица, владеющие не менее чем 25 % голосов в высшем органе управления лиц, указанных в пунктах 1—4 ст. 4 Закона № 224-ФЗ, а также физические лица, которые в силу владения акциями (долями) в уставном капитале указанных лиц имеют доступ к инсайдерской информации на основании федеральных законов или учредительных документов; члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющий либо временный единоличный исполнительный орган), члены ревизионной комиссии юридических лиц, указанных в пунктах 1—6, 8, 11 и 12 ст. 4 Закона № 224-ФЗ, управляющих организаций; физические лица, имеющие доступ к информации о направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении акций в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, в том числе лица, направившие в акционерное общество добровольные или конкурирующие предложения);
— физические лица, указанные в п. 13 ст. 4 Закона № 224-ФЗ (имеющие доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1—8, 11 и 12 ст. 4 Закона № 224-ФЗ, на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных с соответствующими лицами).
Несмотря на то, что указанные лица «разнесены» законодателем по разным пунктам статьи 4 Закона № 224-ФЗ, объем обязанностей, установленных для них данным Законом, одинаков, в связи с чем они отнесены нами к одной подгруппе;
2) должностные лица, служащие (работники) органов и организаций с публично-правовым статусом, перечисленных в п. 9 ст. 4 Закона № 224-ФЗ. Это — имеющие доступ к инсайдерской информации указанные в п. 10 ст. 4 названного Закона руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выборные должностные лица местного самоуправления, государственные служащие и муниципальные служащие органов, указанных в п. 9 ст. 4 Закона № 224-ФЗ, работники органов и организаций, осуществляющих функции органов, указанных в п. 9 указанной статьи, работники органов управления государственных внебюджетных фондов, служащие (работники) Банка России, члены Национального банковского совета.
Правовое положение представителей данной подгруппы отличается особым порядком назначения и проведения проверок их деятельности на предмет соответствия требо-
УНИВЕРСИТЕТА Понятие и виды инсайдеров по российскому законодательству IUI
имени O.E. Кутвфина (МГЮА)
ваниям Закона № 224-ФЗ. Так, в статье 14 данного Закона определены полномочия регулятора финансового рынка — Банка России, включающие, в том числе, право требовать при осуществлении проверки представления необходимой для предотвращения, выявления и пресечения нарушений требований Закона № 224-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов информации от любого лица, в отношении которого имеются основания полагать, что оно располагает необходимой информацией, а также вызывать такое лицо для представления необходимой информации и объяснений в письменной и (или) устной форме. В случае если указанным лицом является лицо, входящее в перечень лиц, указанных в п. 10 ст. 4 Закона № 224-ФЗ, и, если эта информация касается вопросов, отнесенных к компетенции соответствующих органа и организации, указанных в п. 9 ст. 4 данного Закона, такая информация и (или) объяснения представляются указанными органом и организацией, регулятору (Банку России) по письменному требованию (запросу) Председателя Банка России (его заместителя). В случае если для осуществления контроля за соблюдением лицами, указанными в п. 10 ст. 4 Закона № 224-ФЗ, требований данного Закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов необходимо проведение соответствующей проверки, Банк России вправе направить в соответствующие органы и организации письменное требование о проведении такой проверки и представлении ему информации о результатах такой проверки. Органы и организации, указанные в п. 9 ст. 4 Закона № 224-ФЗ, обязаны:
1) провести проверку фактов, изложенных в требовании регулятора, в срок, не превышающий двух месяцев. Указанный срок может быть продлен по согласованию с Банком России, но не более чем на один месяц;
2) не разглашать информацию о проведении указанной проверки, а также информацию, полученную в ходе такой проверки, за исключением случая ее представления в Банк России;
3) представить в Банк России информацию о результатах такой проверки, содержащую полные и обоснованные ответы на поставленные в его требовании вопросы, а также представить материалы такой проверки, в том числе документы, объяснения, информацию, не позднее пяти дней со дня окончания такой проверки.
Во время проведения указанных проверок лица, в отношении которых они проводятся, обязаны представлять необходимую информацию и объяснения.
Соответствующие органы и организации устанавливают собственный порядок проведения проверок, проводимых на основании письменного требования Банка России. Регулятор также вправе разрабатывать методические рекомендации по проведению таких проверок.
Предусмотренные выше меры, связанные с проверками деятельности должностных лиц, служащих (работников) органов и организаций с публично-правовым статусом, перечисленных в п. 9 ст. 4 Закона № 224-ФЗ, представляются малоэффективными и недостаточными для предотвращения злоупотреблений с их стороны: проверку их деятельности, инициированную Банком России, осуществляет не внешний орган, а тот, в котором они занимают соответствующую должность (работниками которого являются). В такой ситуации предусмотренные меры могут оказаться действенными лишь в отношении средней и низшей категории служащих (работников), и лишь в том только случае, когда они действуют по своей инициативе, независимо от указаний их руководства, но никак не в отношении высшего уровня должностных лиц, которые фактически организуют проведение проверки в отношении самих себя. Проверить достоверность предоставляемых ими в Банк России сведений весьма затруднительно. Под вопросом остается и осуществление контроля за представителями «главного» инсайдера — самого Банка России. Представляется, что в этой части законодательство о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации требует доработки.