УДК 336(470+571) ББК 65.26(2) Т 17
Д.В. Тамбовская,
магистрант Новосибирского государственного университета экономики и управления, г. Новосибирск. Тел.: +7 (923) 390-25-35, e-mail: [email protected]
Н.И. Пшиканокова,
кандидат экономических наук, профессор, профессор кафедры экономической теории и управления персоналом Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: +7 (906) 438-80-85, e-mail: [email protected]
ИНСАЙДЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ: СУЩНОСТЬ И СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ
(Рецензирована)
Аннотация. Статья посвящена раскрытию понятия «инсайдер», анализу правового режима понятия «инсайдерская информация» и изменений в текущем российском законодательстве, анализу деятельности финансовых компаний и их отношения к инсайдерам. Также анализируется принцип «китайской стены» в отношении биржи.
Ключевые слова: инсайдер, инсайдерская торговля, финансовая компания, аналитика, биржа, инсайдерская торговля, «китайская стена».
D.V. Tambovskaya,
Master student, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk. Ph.: +7 (923) 390-25-35, e-mail: [email protected]
N.I. Pshikanokova,
Candidate of Economic Sciences, Professor, Professor of Economic Theory and Personnel Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (906) 438-80-85, e-mail: [email protected]
INSIDER ACTIVITY IN RUSSIA: ESSENCE AND METHODS OF CONTROL
Abstract. The article is devoted to the disclosure of the concept of an insider, analysis of the legal regime of the concept of insider information and changes in current Russian legislation, analysis of the activities of financial companies and their relationship to insiders. The principle of the "Chinese wall" in relation to the exchange is also analyzed.
Keywords: insider, insider trading, financial company, analytics, stock exchange, insider trading, "China Wall".
Одна из наибольших проблем, с которой сталкиваются участники биржевого процесса независимо от рынка, - это борьба с ин-сайдерством в биржевой торговле. В любой организации существует разная информация (например, финансовые отчеты, технологические разработки, лоббирование интересов), скрытая от рядовых граждан, потребителей, рынка и тому подобное. А люди,
вовлеченные в эти процессы, становятся инсайдерами. В широком смысле -это владение определенной закрытой информацией. Незаконное инсайдер-ство - это действие носителя инсайдерской информации, направленное на открытие этой информации лицам, не предназначенным для этого, и которая приводит к негативным последствиям объекта инсайдерства после раскрытия этой информации.
Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, увеличением инвесторов на бирже и отсутствием строгого контроля за инсайдерами в России.
Целью работы является привлечение внимания к инсайдерской торговле и методам контроля за инсайдерской деятельностью.
Значительный вклад в изучение влияния инсайдерской информации на экономическую безопасность и непосредственно на биржевую торговлю сделали сотни зарубежных и отечественных ученых, в частности С. Берт, В. Глушков, П. Коваленко, А. Ман-жай, И. Мигус, Д. Стюарт, В. Саенко, В. Щербина и другие.
Недобросовестные рыночные практики на сегодняшний день присутствуют в экономике практически любого государства мира. Соответственно, каждое государство стремится урегулировать данные отношения, чтобы обеспечить максимальную прозрачность рынков и привлечь выгодных инвесторов для совершения сделок. Для любой страны важна способность населения инвестировать свои накопления, это гарантия стабильности и развитости экономики страны.
В странах с высоким уровнем благосостояния населения именно частные инвесторы в конечном счете определяют динамику национального фондового рынка, на их поведение ориентируются наиболее консервативные глобальные инвесторы с более длительным сроком инвестирования. Россия относится к развивающимся странам, и среди населения не так популярна инвестиционная деятельность, как в Соединенных штатах Америки или в Европе. Большая часть населения не обладает свободными средствами для инвестирования.
Инвесторы в основном пользуются информацией, которая официально публикуется компаниями (отчёты о продажах и прибылях) либо попадает в средства массовой информации посредством случайной или умышленной утечки и журналистских расследований. Также информацию можно получать с помощью анализа индикаторов, которые могут успешно информировать трейдера о происходящем внутри компании [1].
Также существует множество финансовых организаций, занимающихся анализом компаний, анализом биржи, которые делают прогноз на возможное изменение рынка. Данные организации не дают точной информации, они только высказывают свое мнение и свои прогнозы.
Наиболее популярные компании: КИТ Финанс, КИТ Премьер, Финансовая группа БКС, Investing, 770 Capital, VestiFinance, Forex.
Данные компании проводят вебина-ры, создают приложения для мобильных устройств, но для большинства основная деятельность заключается в том, что они выступают проводником между инвестором и биржей, т.е. дают возможность открыть инвестиционный счет. То есть в отличие от того, когда инвестор создает инвестиционный счет через банк, банком предоставляется платформа для торговли и счет, некоторые банки создают массовую рассылку информации по электронной почте, но не более.
В случае, если инвестор обращается в одну из компаний, приведенных выше, то инвестору предоставляется выбор инвестиционного продукта, а также доступ к вебинарам, либо бесплатно, либо с определенной скидкой, и доступ к информации, которую предоставляют сотрудники-аналитики компании.
Является ли информация, которую предоставляют финансовые организации своим клиентам, инсайдерской? Статья 3 пункт 5 Федерального закона № 224-ФЗ предоставляет ответ на этот вопрос: «К инсайдерской информации не относятся: осуществленные на основе общедоступной информации исследования, прогнозы и оценки в отношении финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, а также рекомендации и (или) предложения об осуществлении операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами».
Данные компании дают лишь рекомендации на основе новостного контента, различных анализов рынка и анализ публичной информации, которую предоставляют компании, чьи акции торгуются на бирже.
Эти способы получения информации можно считать основными и, в
большинстве своём, полностью легальными. Вместе с тем, существует и инсайдерская информация.
Определение инсайдерской информации в нашей стране было дано только с принятием Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно статье 1 Закона № 224-ФЗ, инсайдерская информация - это точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов) [2].
С 2019 года в понятие вносится изменение, из термина убрали слово «представлена» и из перечня объектов влияния и из всего Закона № 224-ФЗ убрали понятие «хозяйствующие субъекты», многие критиковали наличие этого термина в Законе, потому что непонятно значение понятия «хозяйствующие субъекты» в данном контексте, к нему можно отнести любое юридическое лицо, и, по мнению автора статьи, данное понятие полностью неуместно в Законе.
К статье 2 добавлен восьмой пункт, а именно: «манипулирование рынком -умышленные действия, которые определены законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком или нормативными актами Банка России, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на
уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких действий».
Статья 3 п. 1. - полностью изменен, в новой редакции, юридические лица вправе сами утверждать собственный перечень инсайдерской информации. В статью 5 и статью 7 также вносятся изменения, но они не меняют смысловое значение статей и не помогают конкретизировать статьи.
В статье 8 п. 1. более подробно описаны порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации, а также то, что Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, в которых инсайдерская информация не подлежит раскрытию.
В статье 10 изменится наименование «Представление инсайдерами информации о совершенных ими операциях». В настоящей редакции указано, что инсайдеры обязаны уведомлять указанные организации, а в новой редакции компании имеют право запросить информацию.
Если оставить в стороне товарный рынок, то, как видно из приведенного определения, нормы российского законодательства распространяются на компании, чьи ценные бумаги котируются на бирже, а также на их акционеров и некоторых контрагентов таких компаний.
К наиболее распространенным типам инсайдерской информации относятся сведения о «финансовом здоровье» или стабильности компании (доходы, прибыли, случаи банкротства и т.д.), об изменениях в структуре компании в результате слияний, поглощения или создания новых предприятий, а также о новых продуктах, технологиях, лицензиях и пр.
Перечень инсайдеров, то есть лиц, владеющих инсайдерской информацией, указан в статье 4. На сегодняшний день закон достаточно общий, но с 1 мая 2019 года в закон вносятся значительные изменения, дается более конкретная информация.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона № 224-ФЗ под предоставлением информации понимаются действия, которые направлены на получение информации определенным кругом лиц в соответствии с законодательством Российской
Федерации о ценных бумагах. Следует заметить, что сама идея инсайдерской информации заключается в том, что она, являясь информацией конфиденциальной, через определенный промежуток времени обязательно должна быть раскрыта (стать общедоступной, т.е. известной многим). Если говорить о двух понятиях - «распространение информации» и «предоставление информации», то можно заметить, что под раскрытием информации будет пониматься распространение информации, так как именно в момент распространения информации она становится общедоступной (т.е. известной многим) [3].
Для некоторых инсайдеров она определена в самом федеральном законе, для других - в подзаконных актах Федеральной службы по финансовым рынкам. Этот признак можно считать достаточно формальным, так как он не отражает основной сущности инсайдерской информации. Однако законодатель счел необходимым ввести его в данное определение. С одной стороны, его введение может оказать достаточно положительный эффект, так как перечень инсайдерской информации будет носить закрытый характер и участники рынка при принятии решения могут оценить, обладают они инсайдерской информацией или нет, просто сверившись с соответствующим перечнем. Однако как любой закрытый список перечень дает возможность обойти и нарушить закон, не отвечая за содеянное правонарушение. Как указывает И.А. Клепицкий, подобный формальный подход к определению инсайдерской информации в принципе исключает возможность эффективного применения закона об инсайдерской деятельности. Составить исчерпывающий перечень сведений, составляющих инсайдерскую информацию, невозможно [4].
Такой подход российского законодателя обусловлен отсутствием опыта как у правоприменителя, так и у самих участников рынка. Поэтому, учитывая, что практика таких дел только начинает формироваться, подход российского законодателя к данному признаку инсайдерской информации является вполне оправданным.
Принцип «китайских стен» отсутствует в указанном выше Федеральном законе.
Принцип «китайских стен» (англ. «chínese walls») - принцип организации бизнес-процесса или взаимодействия нескольких бизнес-процессов, при котором разграничена информация для каждого этапа бизнес-процесса или для нескольких бизнес-процессов и передача информации возможна только по установленным правилам [5].
Описание данного принципа в законе отсутствует, в положениях банков, за исключением ПАО Сбербанк, также отсутствует. В положении о «Политике ПАО Сбербанк по управлению конфликтом интересов» приводится также определение и методы поддержания информационных барьеров и гарантируется независимость работы подразделений. Данное понятие встречается только в «Порядок доступа к инсайдерской информации, правила охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ», где приводится информация о принципе «китайских стен», и данный порядок опубликован только на сайте небанковской кредитной организации - АО «Национальный расчетный депозитарий». В данном порядке приводится определение принципа «китайских стен», меры безопасности и как должен соблюдаться данный принцип [6].
По мнению автора, инсайдерская торговля является положительным для инсайдеров, но отрицательным для мелких инвесторов страны. Вместе с тем, существует и другая точка зрения. Отдельные авторы считают, что она может быть полезна рынку, будет способствовать его развитию. Всё же само существование инсайдинга подразумевает, что кто-то заработает нечестным трудом огромные деньги, а средний класс будет подсчитывать убытки. Законодательство должно быть изменено в пользу пострадавших от инсайдерской торговли. Практически невозможно представить эффективную работу фондового рынка, если правовое регулирование отстает от мировых тенденций и, несмотря на регулярное внесение изменений в законодательные акты, не может также стремительно развиваться, как рынок.
Редакция закона в 2019 году не дает существенных изменений, меняются
в основном понятия и немного конкретизируются некоторые статьи. России желательно перенимать опыт других стран, которые неоднократно сталкивались с инсайдерскими атаками, и законодательство не должно стоять на месте, а должно развиваться в соответствии с рынком и современными технологиями.
Например, США, в этой стране было уже множество публичных, освещенных в СМИ инсайдерских атак, первый законодательный акт появился уже в первой половине XX века, и законодательство совершенствуется вместе с развитием информационных технологий. Одной из последних знаменитых инсайдерских атак стало громкое дело американского аналитика Джона
Киннакэна. 17 февраля 2012 года он был обвинен в незаконной продаже инсайдерской информации. Информация была о новых проектах компании Apple. Злоумышленники заработали на неправомерном использовании инсайдерской информации более 1,5 миллиона долларов.
Международная организация регуляторов рынка ценных бумаг (IOSCO) считает своим одним из наиболее важных принципов регулирования фондового рынка своевременное выявление распространения и пресечение неправомерных рыночных практик, которые могут нарушить ценообразование на фондовой бирже и, тем самым, отрицательно повлиять на участников рынка.
Примечания:
1. Савчук И.А. Инсайдерская торговля // Universum: экономика и юриспруденция. 2016. № 9. С. 4-6.
2. Мамочка Е.А. Инсайдерская информация: понятия, признаки, проблемы // Территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. № 2. С. 90-99.
3. О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.) // СПС ГАРАНТ. М., 2019.
4. О государственной тайне: закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 29.07.2018 г.) // СПС ГАРАНТ. М., 2019.
5. Политика ПАО Сбербанк по управлению конфликтом интересов. М., 2015. URL: https://www. sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/normative_docs/pki-29092015.pdf.
6. Порядок доступа к инсайдерской информации, правила охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ. URL: https://www.nsd.ru/common/img/uploaded/files/dis-closure/inside/inside_por.pdf.
References:
1. Savchuk I.A. Insider Trading // Universum: Economics and Law. 2016. No. 9. Pp. 4-6.
2. Mamochka E.A. Insider information: concepts, signs, problems // Territory of new opportunities // Bulletin of the Vladivostok State University of Economics and Service. 2016. No. 2. Pp. 90-99.
3. On counteracting the unlawful use of insider information and market manipulation and on introducing changes to certain legislative acts of the Russian Federation: Feder. Law of July 27, 2010 No. 224-FZ (as amended on August 3, 2018) // GARANT. M., 2019.
4. On state secrets: the law of the Russian Federation of 21.07.1993 No. 5485-1 (as amended on 29.07.2018) // GARANT. M., 2019.
5. The policy of Sberbank on the management of conflict of interest. M., 2015. URL: https://www. sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/normative_docs/pki-29092015.pdf.
6. The procedure for access to insider information, the rules for protecting its confidentiality and monitoring compliance with the requirements of the Federal Law No. 224-FZ dated July 27, 2010. URL: https://www.nsd.ru/common/img/uploaded/files/disclosure/ inside/inside_por.pdf.