Академическая мобильность студентов Кемеровского государственного университета Пушкарева В. В.
Пушкарева Вера Вадимовна / Pushkareva Vera Vadimovna - студент, факультет иностранных языков,
Новокузнецкий институт (филиал)
Кемеровский государственный университет, г. Новокузнецк
Аннотация: в данной статье рассмотрен феномен академической мобильности на примере Кемеровского государственного университета. Проведено исследование проблемы интеграции академической мобильности в образовательную среду Российской Федерации, как обязательного условия осуществления принципов Болонской декларации на территории страны. Данная работа представляет собой теоретическое и экспериментальное исследование явления академической мобильности в контексте отечественной системы образования, в частности, в условиях территориальных и образовательных особенностей Кемеровской области.
Abstract: this article discusses the phenomenon of academic mobility on the example of the Kemerovo State University. A study of the problems of integration of academic mobility in the educational environment of the Russian Federation, as a prerequisite to the implementation of the principles of the Bologna Declaration in the country. This paper presents a theoretical and experimental study of the phenomenon of academic mobility in the context of the national education system, particularly in terms of territorial and educational features of the Kemerovo region.
Ключевые слова: академическая мобильность, международная деятельность вузов, Болонский процесс, отечественное образовательное пространство, Кемеровская область, Кемеровский государственный университет, рыночная ориентация системы высшего образования.
Keywords: academic mobility, international activities of universities, the Bologna process, the domestic educational space, Kemerovo region, Kemerovo State University of market orientation the higher education system.
Современное отечественное образовательное пространство претерпело ряд значительных изменений и преодолело ряд проблем, вызванных Болонским процессом. Одной из наиболее актуальных является проблема качества профессиональной подготовки студентов в области образования, реализация интеграционных процессов. Для создания единого образовательного пространства предполагается организация многоуровневой системы высшего образования; введение кредитно-модульной системы обучения; модернизация как государственной, так и внутривузовской системы качества образования; академическая мобильность обучающихся [1, с. 128]. В современной России академическая мобильность студентов выражена неявно, в отличие, например, от студентов стран Центральной Европы, где имеется возможность обучения в нескольких высших заведениях при получении образования.
Не стоит забывать о том, что в течение нескольких столетий и студенты, и преподаватели выезжали за рубеж государств для обмена опытом, научных исследований и т. д. Но сегодня феномен академической мобильности вышел за рамки образовательной сферы. Для современной образовательной ситуации важен не столько сам факт перемещения студента или преподавателя, сколько ярко представленная рыночная ориентация системы высшего образования, поэтому крайне важно для вузов региона отвечать мировым стандартам образования, чтобы развивать свой академический потенциал и быть конкурентно способными на рынке образовательных услуг.
Текст Болонской декларации определяет основную цель академической мобильности - «дать обучающемуся возможность получить разностороннее европейское образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить доступ к общепризнанным научным центрам с целью увеличения познаний в интересующей студента области» [2; с. 30]. Академическая мобильность усиливает идентификацию студента как «гражданина Европы», что крайне важно в условиях глобализации. В рекомендациях, которые были даны в качестве дополнения к Болонской декларации, указано: «Желательно, чтобы студент семестр проводил в другом вузе, желательно зарубежном» [3]. Вхождение в образовательное пространство Европы стало для отечественной системы высшего образования принципиально новой ступенью развития, неотъемлемой частью которого является академическая мобильность. Мы убеждены, что выполнение главного условия Болонского процесса - академическая мобильность - выводит Россию из академической изоляции и предоставляет множество возможностей и перспектив для реализации научного потенциала студентов и преподавателей. В российском образовательном пространстве, в частности в Кемеровской области, в настоящий момент пока активно не распространено явление академической мобильности, и следовать данным рекомендациям не представляется возможным по территориальным и финансовым причинам.
Вузы Российской Федерации выказывают свою неготовность к значительным материальным вложениям, которые, стоит отметить, направлены не только на финансирование поездок студентов и преподавательского состава, но и на переподготовку кадров, на улучшение инфраструктуры, а также на
рекламно-агитационную кампанию, способную привлечь студентов для обучения в вузе. У российских вузов четко не определена цель академической мобильности, как бы парадоксально это ни звучало, это наблюдается и на уровнях вузов, и на уровне всей системы российского высшего образования в целом. Из этого следует, что явление академической мобильности не облегчает учебный процесс, а во много раз усложняет его для отъезжающих за рубеж: отказ в выплате стипендий, отказ о признании периодов обучения в зарубежном вузе и требование досдать пропущенные дисциплины в точном соответствии с российским учебным планом.
Основываясь на вышеизложенном материале и на академическом потенциале Кемеровской области, рассмотрим феномен академической мобильности в нашем регионе. Актуальность исследования явления академической мобильности в Кемеровской области заключается в необходимости отвечать общепризнанным стандартам образования, в условиях глобализации академического пространства давать возможность студентам построить свой собственный образовательный маршрут и более полно раскрывать академические способности.
В образовательном пространстве Кемеровской области академическая мобильность является принципиально новым явлением, которое постепенно интегрируется в систему высшего образования в регионе. В структуре вузов созданы управления международной деятельностью, которые отвечают за программы академической мобильности студентов. Центром академической мобильности является, в том числе, и Кемеровский государственный университет.
Стоит заметить, что при оценивании эффективности деятельности учебных заведений высшего профессионального образования, одну из ключевых позиций занимает международная деятельность, а именно: академическая мобильность, количество вузов-партнеров (в частности зарубежных), а также полученные материальные средства на развитие международных связей.
Опираясь на статистические сведения [4], отметим, что в Кемеровский государственный университет в
2013 году были приглашены 11 иностранных преподавателей (в том числе и по трудовым договорам) для чтения лекций, проведения семинарских занятий; в результате сотрудничества было подписано одно соглашение между вузами. Также в университет было привлечено 8 иностранных студентов (2 человека на бюджетной основе, 6 - по договорам) и 4 иностранных стажера. На обучение студентов (62 человека) за рубежом в течение 1-2-3 семестров КемГУ потратил 338 тыс. руб. По результатам информационно -аналитических материалов, подготовленных к заседанию рабочей группы Межведомственной комиссии по мониторингу деятельности образовательных организаций высшего образования в мае 2014 года, значение показателя «Международная деятельность» у Кемеровского государственного университета составляет 1,03. Удельный вес численности иностранных студентов (кроме стран СНГ), обучающихся программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в общей численности студентов составляет 0,03 % от всей численности обучающихся.
Данные, представленные выше, иллюстрируют сложившуюся ситуацию: само явление международной деятельности и академической мобильности в университете заявлено, но необходима планомерная организация эффективной работы в этом направлении.
В приведенных статистических данных не отражено количество студентов, которые участвуют в программах международной мобильности Германской службы академических обменов DAAD и Французского центра академической мобильности EGIDE. Финансовую и юридическую составляющую полностью или частично берет на себя принимающее учебное заведение либо сам обучающийся, но инициатива участия в подобных программах, безусловно, поддерживается вузами Кемеровской области.
В 2014 году в Программе оптимизации КемГУ прослеживается существенный скачок в международной деятельности вуза. Показатель мониторинга по пункту международная деятельность «Удельный вес численности иностранных студентов, обучающихся по ООП ВПО в общем числе студентов (приведенный контингент)» увеличился с 1,03 % в 2013 г. до 1,06 % в 2014 г. На сегодняшний день также реализуется совместная образовательная программа с Институтом страхования Пьер-Аттле во Франции по направлению «Экономика» (профиль «Страхование), где обучается 48 человек. 58 преподавателей и 72 студентов КемГУ прошли стажировки в ведущих вузах и предприятиях РФ и за рубежом. Данные мероприятия иллюстрируют активную работу в налаживании международных связей. Объем софинансирования международной деятельности составил 1,11 млн. руб., в частности, на создание условий для развития академической мобильности обучающихся было выделено 0,86 млн. руб., что является безусловным прорывом по сравнению с показателями 2013 г. На прием иностранных студентов в рамках программы академической мобильности из Бельгии, Франции, Германии, КНР 0,25 млн. руб. В итоге было принято: 5 стажеров из Франции, 1 стажер из Бельгии , 4 стажера из КНР, делегация студентов, магистрантов и аспирантов (всего 23 человека) из университета Грайфсвальд (Германия).
Опираясь на приведенные статистические данные, отметим, что на финансирование научноисследовательской и инновационной деятельности студентов КемГУ выделено более 4 млн. руб. 300 студентов активно участвовали в более 40 всероссийских и международных научных конференциях, форумах, фестивалях, конкурсах; 112 из них удостоены наград различного уровня. На базе КемГУ было организовано и проведено 72 научных и инновационных мероприятия, в которых приняли участие 5350 студентов и молодых ученых. Оценивая результативность проведенных мероприятий, отметим, что учеными КемГУ было подано в
2014 г. в общей сложности 279 заявок на конкурсы научных грантов (РФФИ, РГНФ, Ведомственные
программы, гранты Президента РФ и т. д.), 68 - были поддержаны. Из этого следует, что результативность участия в конкурсах научных грантов составила 24,4 % [6].
Процессы глобализации мировой экономики и общества способствуют активному росту академической мобильности. Так, в период 1995-2005 гг. академическая мобильность студентов возросла с 0,6 млн. человек до 2,7 млн. человек. Все прогнозы указывают на увеличение мобильности студентов до 5,8 млн. человек к 2020 году, и 8 млн. человек к 2025 году. Из этого следует, что целью становится повышение международной конкурентоспособности и престижа российского высшего образования. Географическое положение КемГУ и особенности его рыночной позиции создают серьезные трудности в достижении ряда показателей международной активности вуза, поэтому вузом используются далеко не все возможности в построении и налаживании образовательных и научных связей со странами СНГ, Китаем и Монголией [7]. Тем не менее, исходя из приведенных выше материалов, наблюдается безусловно положительная динамика в развитии феномена академической мобильности.
В заключение отметим, что одна из задач академической мобильности - это обретение академических возможностей, которые по какой-либо причине недоступны в родном вузе, поэтому высшим учебным заведениям Кемеровской области необходимо развивать собственную научную и культурную базу, чтобы она представляла ценность и была привлекательна для иностранных коллег.
Литература
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Новосибирск: Норматика, 2014. - 128 с.
2. Богословский В. И., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Академическая мобильность: реализация в Болонском процессе: Методическое пособие для студентов. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 30 с.
3. Зона европейского высшего образования: Совместное заявление европейских министров образования, г. Болонья, 19 июня 1999г.
4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bologna.ntf.ru/DswMedia/bolognadeclaration1999_rus.pdf.
5. Зновенко Л. В. Категории непрерывного образования и академической мобильности в современной проблематике высшего профессионального образования. // Развитие социальной активности и инициативы студентов: опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных статей и тезисов. - Омск, Изд-во ОмГПУ, 2006. - С. 65-69.
6. Информационно-аналитические материалы к заседанию рабочей группы Межведомственной комиссии по мониторингу деятельности образовательных организаций высшего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://miccedu.ru/monitoring/materials/inst_99.htm.
7. Отчет о выполнении мероприятий Программы оптимизации за 2014 год Федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:http://www.kemsu.ru/Content/userfiles/files/official_docs/optim/Отчет_Программа %20оптимизации_КемГУ_______2014.pdf.
8. Программа развития Кемеровского государственного университета на 2013-2017 гг. http://www.kemsu.ru/Content/userfiles/files/official_docs/optim/program_2013-2017.pdf.