ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ / THEORY AND TECHNOLOGIES OF TRAINING AND EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN
Научная статья
DOI: 10.24412/3034-3445-2024-4-76-86
УДК 378
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Килеп Галина Леонидовна1
1 Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы (Сочинский институт (филиал), Сочи, Россия, [email protected]
Аннотация:
Введение. В статье рассматривается коммуникативная компетентность как актуальная цель основного общего образования.
Материалы и методы. Сущность и структура коммуникативной компетентности обучающихся основной школы рассмотрены с позиций личностно-ориентированного подхода - как важный компонент личностной культуры. Представлен исторический анализ понимания коммуникативной компетентности в трудах российских и зарубежных ученых.
Результаты исследования. Сделан вывод о том, что формирование коммуникативной компетентности в основной школе следует рассматривать в контексте формирования личностной культуры школьника - как компонента такой культуры. Проведен анализ различных научных позиций в понимании феноменов личности, культуры, личностной культуры. Обозначены ключевые идеи рассмотрения коммуникативной компетентности как компонента личностной культуры современного школьника. Уточнено понимание коммуникативной компетентности как компонента личностной культуры современного школьника.
Обсуждение и заключение. Выделены основные компоненты коммуникативной компетентности как компонента личностной культуры обучающегося основной школы: коммуникативные знания; коммуникативные умения; коммуникативные способности; ориентация в общении на традиционные
© Г.Л. Килеп, 2024
духовно-нравственные ценности; способность управлять своим коммуникативным поведением, контролировать собственные эмоции в процессе общения; способность принимать самостоятельные, ответственные решения в коммуникативных ситуациях; способность ориентироваться в общении на общечеловеческие нормы и ценности, нормы и ценности своей национальной культуры, вести диалог культур, понимать культурные нормы и ценности, транслируемые собеседниками.
Ключевые слова: основное общее образование, подростки, коммуникативная компетентность, личностная культура, структура коммуникативной компетентности, личностно-ориентированный подход.
Для цитирования: Килеп Г.Л. Понятие и структура коммуникативной компетентности как компонента личностной культуры обучающихся основной школы // Вестник Университета Российского инновационного образования. 2024. № 4. С. 76-86. DOI: https://doi.org/10.24412/3034-3445-2024-4-76-86.
Original article
THE CONCEPT AND STRUCTURE OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AS A COMPONENT OF THE PERSONAL CULTURE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS
Galina L. Kilep1
1 Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba (Sochi Institute (branch), Sochi, Russia, [email protected]
Abstract:
Introduction.
The article considers communicative competence as an actual goal of basic general education.
Materials and methods.
The essence and structure of the communicative competence of primary school students are considered from the perspective of a personality-oriented approach as an important component of personal culture. The historical analysis of the understanding of communicative competence in the works of Russian and foreign scientists is presented.
The results of research. It is concluded that the formation of communicative competence in secondary schools should be considered in the context of the formation of a student's personal culture as a component of such culture. The analysis of various scientific positions in understanding the phenomena of personality, culture, and personal culture is carried out. The key ideas of considering communicative competence as a component of a modern student's personal culture are outlined. The understanding of communicative competence as a component of a modern student's personal culture
has been clarified.
Discussion and conclusions.
The main components of communicative competence as a component of the personal culture of a primary school student are highlighted: communicative knowledge; communication skills; orientation in communication towards traditional spiritual and moral values; the ability to manage one's communicative behavior, control one's own emotions in the process of communication; the ability to make independent, responsible decisions in communicative situations; the ability to orient oneself in communication to universal norms and values, norms and values of one's national culture, to conduct a dialogue of cultures, to understand cultural norms and values transmitted by interlocutors.
Keywords: basic general education, adolescents, communicative competence, personal culture, structure of communicative competence, personality-oriented approach.
For citation: Kilep G.L. The concept and structure of communicative competence as a component of personal culture of primary school students // Bulletin of the University of Russian Innovative Education. 2024. No. 4. pp. 76-86. DOI: https://doi. org/10.24412/3034-3445-2024-4-76-86.
Введение.
В современном информационном обществе, характеризующимся глобализацией, миграцией, усилением межкультурных связей, ростом востребованности профессий сферы «человек - человек», коммуникативная компетентность становится все более востребованным качеством личности. В этой связи возрастает актуальность формирования такой компетентности в период обучения в школе. Наиболее сензитивным для формирования коммуникативной компетентности выступает подростковый возраст, так как ведущей деятельностью в этот период становится общение, прежде всего со сверстниками. Высоким потенциалом формирования коммуникативной компетентности обладают школьные предметы, такие как русский язык и иностранный язык, а также внеурочная деятельность.
Компоненты коммуникативной компетентности отражены в метапредметных и личностных результатах основного общего образования (коммуникативные универсальные учебные действия, духовно-нравственные ценности, необходимые для продуктивного общения). Однако зачастую она понимается узко - как владение определенными коммуникативными (речевыми, лингвистическими) знаниями и умениями. В настоящей статье предложено более широкое понимание коммуникативной компетентности как компонента личностной культуры обучающегося основной школы.
Обзор литературы. Понятие коммуникативной компетенции было впервые введено американским этнолингвистом Д. Хаймсом в 1965 году. Данное понятие
было предложено как синоним термина «лингвистическая компетентность» - способность выполнять определенную лингвистическую деятельность на родном или иностранном языке [17].
В настоящее время в методике обучения родному и иностранным языкам термин «коммуникативная компетенция» продолжает использоваться для обозначения уровня владения языком.
На следующих этапах в науке закрепилось и более широкое понятие коммуникативной компетентности не только как уровня владения языком, но и как способности к продуктивному общению в различных коммуникативных ситуациях. Коммуникативная компетентность рассматривается как способность личности вступать в социальные контакты и достигать коммуникативных целей в межличностных отношениях[13]; умение эффективно взаимодействовать с другими людьми, учитывая коммуникативные возможности собеседника[13]; способность свободно ориентироваться и действовать в коммуникативном пространстве [1], реализовывать речевое поведение, адекватное задачам и ситуации общения [5]; набор коммуникативных умений; внутренняя готовность и способность к речевому общению [6].
В зарубежных (западно-европейских) исследованиях и образовательной практике коммуникативная компетентность понимается как способность учащегося адекватно общаться в различных коммуникативных ситуациях с учетом социокультурных норм поведения и целесообразности высказывания [18,19, 20].
Как видно из приведенных определений, коммуникативная компетентность, во-первых, является интегральным личностным качеством (объединяет в единую совокупность, систему имеющиеся у человека знания, умения, навыки, качества, способности), во-вторых, проявляется в конкретных ситуациях межличностного взаимодействия (коммуникативных ситуациях), в-третьих, отражает способность человека действовать адекватно ситуации (цели, задаче) и в соответствии с социокультурными нормами. Как в зарубежных, так в отечественных исследованиях, посвященных проблеме коммуникативной компетентности, до сих пор отсутствует единое определение данного понятия, нет единства и в определении его сущности.
Выполненный анализ современной социокультурной ситуации, требований федеральной образовательной программы основного общего образования к планируемым образовательным результатам, психологических особенностей современных подростков позволил заключить, что формирование коммуникативной компетентности в основной школе следует рассматривать в контексте формирования личностной культуры школьника - как компонента такой культуры.
В понимании личностной культуры мы будем придерживаться ее определения в работах Н.Л. Худяковой как «совокупности закрепившихся в жизни индивида, но способных к изменению культурно-опосредованных форм его отношений с действительностью» [15, с. 13]. Ядром личностной культуры
выступает система личностных ценностей индивида [16].
О.С. Газманом введено в научно-педагогический оборот понятие базовой культуры личности, формирование которой выступает актуальной целью общего образования. Под базовой культурой личности автор понимает «необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически заданных дарований личности» [3]. Ключевым элементом базовой культуры личности О.С. Газман считает культуру жизненного самоопределения, характеризующую человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья [4].
Н.Л. Худякова выделяет типы личностной культуры, соответствующие основным этапам развития личностного опыта, которые необходимо последовательно формировать на различных ступенях образования. На этапе основного общего образования формируется общая личностная культура -принятие решений на основе выработанных обществом и усвоенных индивидом понятий и категорий [15].
Личностная культура, с одной стороны, детерминирована и представлена личностным опытом индивида, с другой стороны, является продуктом педагогической деятельности, образовательного процесса [8].
Личностная культура человека формируется посредством освоения им общественной культуры - созданных человечеством культурных смыслов и ценностей и создания новых культурных смыслов и ценностей [9]. Поэтому формирование личностной культуры должно способствовать не только культурному развитию человека, но и становлению его как творческой личности
- творца культуры.
Сущность культурного развития, по Л.С. Выготскому, заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения [2]. Важными периодами культурного развития личности, по мнению ученого, являются подростковый возраст - возраст открытия своего Я и его отношений с другими и юношеский возраст, в котором формируется мировоззрение и отношение к миру [2].
Личностная культура имеет полиаспектный характер [10, 12], позволяющий рассматривать ее как совокупность различных культур: эстетическая, экологическая, нравственная, эмпатическая, психологическая, коммуникативная, культура мышления, поведения, различных видов деятельности. Значимое место среди них занимает коммуникативная культура, опосредующая формирование и развитие всех других видов культур.
Целесообразность обеспечения связи формирования компетентностей с формированием личностной культуры отмечается рядом исследователей. В частности, Н.Л. Худякова обосновывает, что конечным результатом профессионального образования должна выступать профессиональная личностная культура, которая может быть описана через компетенции
- деятельностные, ценностно-ориентационные и социокультурные. К
деятельностным автор относит в том числе компетенции, характеризующие коммуникативную деятельность [16].
Материалы и методы.
Проведенный анализ позволил выделить следующие ключевые идеи рассмотрения коммуникативной компетентности как компонента личностной культуры современного школьника:
- коммуникативная компетентность как компонент личностной культуры школьника не сводится только к освоению способов коммуникативной деятельности - она предполагает также усвоение ценностных оснований такой деятельности, в качестве которых должны выступать традиционные духовно-нравственные ценности;
- ядром коммуникативной компетентности как компонента личностной культуры школьника выступает система его личностных ценностей;
- коммуникативная компетентность выступает не только компонентом личностной культуры школьника, но и базисом ее формирования, средством освоения и присвоения универсальных культурных ценностей и смыслов;
- коммуникативная компетентность, с одной стороны, основывается на личностном опыте школьника, с другой стороны, выступает продуктом образовательного процесса;
- коммуникативную компетентность в структуре личностной культуры школьника следует рассматривать во взаимосвязи с другими видами культуры, в том числе культурой учебной и проектной деятельности. С одной стороны, коммуникативная компетентность в определенной степени обуславливает результативность данных видов деятельности. С другой стороны, через включение в учебную и проектную деятельность происходит формирование и развитие коммуникативной компетентности;
- формирование коммуникативной компетентности школьника следует понимать не только как формирование коммуникативных умений, коммуникативных универсальных учебных действий, но и стремления ориентироваться в общении на традиционные духовно-нравственные ценности, сознательно управлять своим коммуникативным поведением, эмоциями, говорить себе «нет» в том случае, когда желания ущемляют интересы других людей, противоречат социокультурным, духовно-нравственным нормам и ценностям;
- сформированная коммуникативная компетентность способствует социальной адаптации, обретению гармонии с собой, с миром, другими людьми, полноте самореализации, ощущению комфорта, радости, счастья.
Результаты исследования. Опираясь на сделанные выводы, мы будем рассматривать коммуникативную компетентность как компонент личностной культуры школьника и базис ее формирования, представляющий собой совокупность опосредованных личностными ценностями коммуникативных знаний, умений, навыков, способностей, и готовность школьника мобилизовать, организовать их с целью успешных действий в конкретной коммуникативной
ситуации, преобразовать ситуацию в соответствии с поставленными коммуникативными целями.
Основой формирования коммуникативной компетентности как компонента личностной культуры школьника выступают традиционные духовно-нравственные ценности, которые усваиваются через диалог личностных и культурных (универсальных, общечеловеческих) ценностей, ценностей различных национальных культур. Согласно стратегическим, программным и нормативно-правовым документам Российской Федерации, формирование личностной культуры школьника должно основываться на традиционных российских духовно-нравственных ценностях - «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России»
[14].
Обсуждение и заключение. Перейдем к определению ключевых элементов, которые должны быть включены в содержание коммуникативной компетентности как компонента личностной культуры школьника.
В определении ее компонентов мы опирались на работу И.Н. Зотовой, которая выделяет в структуре коммуникативной компетентности коммуникативные знания, коммуникативные умения и коммуникативные способности [7].
Так как мы рассматриваем коммуникативную компетентность как компонент личностной культуры, то представляется важным дополнить традиционные ее составляющие компонентами, отражающими личностную культуру. В частности, О.В. Невская в качестве важных компонентов личностной культуры старшеклассников выделяет способность к установлению глубоких эмоционально-насыщенных контактов с другими людьми, умение успешно реализовывать себя в системе межличностных отношений [11].
Рассматривая коммуникативную компетентность как компонент личностной культуры, мы считаем необходимым включить в ее состав:
- коммуникативные знания;
- коммуникативные умения;
- коммуникативные способности;
- ориентацию в общении на традиционные духовно-нравственные ценности;
- способность управлять своим коммуникативным поведением, контролировать собственные эмоции в процессе общения;
- способность принимать самостоятельные, ответственные решения в коммуникативных ситуациях;
- способность ориентироваться в общении на общечеловеческие нормы и ценности, нормы и ценности своей национальной культуры, вести диалог культур, понимать культурные нормы и ценности, транслируемые собеседниками.
Литература
1. Асмолов, А. Г. Культурно - историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. - Москва-Воронеж, 1996. - 509 с.
2. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 507 с.
3. Газман, О.С. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования / О.С. Газман, Р.М. Вейс, Н.Б. Крылова. - М., 1995. - 172 с.
4. Газман О. С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М.: МИРОС, 2002. - 296 с.
5. Емельянов, Ю. Н. Активные методы социально-психологической подготовки руководителей и специалистов: учебное пособие / Ю. Н. Емельянов. - Л.: ИПКСП, 1984. - 97 с.
6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] И. А. Зимняя. — Режим доступа: http://www. rsuh.ru/article.html?id=50758
7. Зотова И. Н. Развитие коммуникативной компетентности [Электронный ресурс]: монография / И. Н. Зотова; Фил. Российского гос. социального ун-та в г. Кисловодске. - Пятигорск: E-lit, 2011.
8. Каменная, Ю.П. Мировоззренческие и поведенческие элементы личностной культуры учащейся молодежи г. Новороссийска / Ю.П. Каменная // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 11. - С. 1
9. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -Москва: Книга по Требованию, 2011. - 130 с.
10. Маликов, Л.В. Культурная обусловленность проблем социоэмоционального развития личности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия «Педагогика и психология. - 2009. - № 2. - С. 111-119.
11. Невская, О.В. Сравнительный анализ личностной культуры старшеклассников в условиях авиационного кадетского корпуса и общеобразовательной школы / О.В. Невская // СМАЛЬТА. - 2019. - № 1. - С. 5660.
12. Петровская, Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. - Москва: МГУ, 1989. - 216 с.
13. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - Москва: Когнито-Центр, 2002. - 396 с.
14. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». - Режим доступа: https://www.ga-rant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/?ysclid=lya4qaljhr173505470
15. Худякова, Н.Л. Компетентностная модель профессионала / Н.Л. Худякова
// Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2010. - № 2. - С. 11-18.
16. Худякова, Н.Л. Личностная культура как цель непрерывного развивающего образования: философско-методологическое обоснование / Н.Л. Худякова, А.Б. Невелев, В.С. Невелева // Образование и наука. - 2020. - Том 22. № 7. - С. 9-33.
17. Hymes, D.H. (1972) "On Communicative Competence" In: J.B. Pride and J. Holmes (eds) Sociolinguistics. Selected Readings. Harmondsworth: Penguin, pp. 269-293. (Part 1).
18. Canale M & Swain M. (1980). Theoretical basis of communicative approaches to second language teaching and testing. Applied linguistics 1, 1-47.
19. J. A. Van Ek. Waystage 1990: Council of Europe Conseil de L'Europe. Cambridge University Press, 1999.
20. Savignon S. J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. (2nded.). USA: McGraw-Hill, 1997
References
1. Asmolov, A. G. Kul'turno - istoricheskaya psikhologiya i konstruirovanie mirov [Cultural - historical psychology and construction of worlds]. Moskva-Voronezh, 1996. 509 p.
2. Vygotskii, L.S. Psikhologiya razvitiya rebenka [Psychology of child development]. M.: Eksmo, 2005. 507 p.
3. Gazman, O.S. Novye tsennosti obrazovaniya: soderzhanie gumanistichesko-go obrazovaniya [New values of education: the content of humanistic education]. O.S. Gazman, R.M. Veis, N.B. Krylova. M., 1995. 172 p.
4. Gazman O. S. Neklassicheskoe vospitanie. Ot avtoritarnoi pedagogiki k ped-agogike svobody [Non-classical education. From authoritarian pedagogy to pedagogy of freedom]. M.: MIROS, 2002. 296 p.
5. Emel'yanov, Yu. N. Aktivnye metody sotsial'no-psikhologicheskoi podgot-ovki rukovoditelei i spetsialistov: uchebnoe posobie [Active methods of social and psychological training of managers and specialists: a tutorial]. L.: IPKSP, 1984. 97 p.
6. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentsii — novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key competencies - a new paradigm of educational results] Rezhim dostupa: http://www.rsuh.ru/article.html?id=50758
7. Zotova I. N. Razvitie kommunikativnoi kompetentnosti [Development of communicative competence]: monografiya. Fil. Rossiiskogo gos. sotsial'nogo un-ta v g. Kislovodske. Pyatigorsk: E-lit, 2011.
8. Kamennaya, Yu.P. Mirovozzrencheskie i povedencheskie elementy lichnos-tnoi kul'tury uchashcheisya molodezhi g. Novorossiiska [Ideological and behavioral elements of the personal culture of student youth of Novorossiysk]. Sotsial'no-guman-itarnye znaniya. 2012. № 11. p. 1
9. Leont'ev, A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moskva: Kniga po Trebovaniyu, 2011. 130 p.
10. Malikov, L.V. Kul'turnaya obuslovlennost' problem sotsioemotsional'nogo razvitiya lichnosti [Cultural determinacy of problems of socio-emotional development of personality]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta. Seriya «Pedagogika i psikhologiya. 2009. № 2. P. 111-119.
11. Nevskaya, O.V. Sravnitel'nyi analiz lichnostnoi kul'tury starsheklassnikov v usloviyakh aviatsionnogo kadetskogo korpusa i obshcheobrazovatel'noi shkoly [Comparative analysis of the personal culture of high school students in the conditions of the aviation cadet corps and comprehensive school]. SMAL''TA. 2019. № 1. P. 56-60.
12. Petrovskaya, L.A. Kompetentnost' v obshchenii. Sotsial'no-psikhologich-eskii trening [Competence in communication. Social and psychological training]. Moskva: MGU, 1989. 216 p.
13. Raven, Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obshchestve: vyyavlenie, raz-vitie i realizatsiya [Competence in modern society: identification, development and implementation]. Moskva: Kognito-Tsentr, 2002. 396 p.
14. Ukaz Prezidenta RF ot 9 noyabrya 2022 g. № 809 «Ob utverzhdenii Osn-ov gosudarstvennoi politiki po sokhraneniyu i ukrepleniyu traditsionnykh rossiiskikh dukhovno-nravstvennykh tsennostei» [Decree of the President of the Russian Federation of November 9, 2022 No. 809 "On approval of the Fundamentals of state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values"]. Informatsionno-pravovoi portal «Garant». Rezhim dostupa: https://www.ga-rant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/?ysclid=lya4qaljhr173505470
15. Khudyakova, N.L. Kompetentnostnaya model' professionala [Competence model of a professional]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyi aspekt. 2010. № 2. P. 11-18.
16. Khudyakova, N.L. Lichnostnaya kul'tura kak tsel' nepreryvnogo razvivay-ushchego obrazovaniya: filosofsko-metodologicheskoe obosnovanie [Personal culture as the goal of continuous developmental education: philosophical and methodological justification]. Obrazovanie i nauka. 2020. Tom 22. № 7. p. 9-33.
17. Hymes, D.H. (1972) "On Communicative Competence" In: J.B. Pride and J. Holmes (eds) Sociolinguistics. Selected Readings. Harmondsworth: Penguin, pp. 269-293. (Part 1).
18. Canale M & Swain M. (1980). Theoretical basis of communicative approaches to second language teaching and testing. Applied linguistics 1, 1-47.
19. J. A. Van Ek. Waystage 1990: Council of Europe Conseil de L'Europe. Cambridge University Press, 1999.
20. Savignon S. J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. (2nded.). USA: McGraw-Hill, 1997
Информация об авторах
Килеп Галина Леонидовна, старший преподаватель, Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы (Сочинский институт (филиал), Сочи, Российская Федерация, [email protected]
Information about the authors
Kilep Galina Leonidovna, Senior Lecturer, Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba (Sochi Institute (branch), Sochi, Russian Federation, [email protected]
Информация о конфликте интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Information about competitive interests:
The authors declare that they have no conflict of interest
Статьяпоступилавредакцию: 18.11.2024,одобренапослерецензирования: 25.11.2024, принята к публикации: 29.11.2024
The article was submitted: 18.11.2024; approved after reviewing: 25.11.2024; accepted for publication: 29.11.2024