Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОГО ПОЛЯ ФЕНОМЕНА КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ'

АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОГО ПОЛЯ ФЕНОМЕНА КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / COMMUNICATIVE CULTURE / PEDAGOGICAL SCIENCE / RESEARCH / PROFESSIONAL ACTIVITY / CULTURAL PARADIGM / HUMANIZATION OF EDUCATION / METHODOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рындак Валентина Григорьевна, Баженова Юлия Алексеевна

Статья посвящена феномену коммуникативной культуры в педагогической науке. Материалом для исследования послужили отечественные диссертационные исследования по педагогике с 1998 по 2017 гг., предметом которых является данный феномен. Автором определены основные теоретические конструкты (коммуникативная компетентность, педагогическое общение, культура общения и прочее), позволившие исследователям сформулировать собственное определение феномена коммуникативной культуры. Выявлено, что в представлениях современных отечественных ученых понимание изучаемого феномена неоднозначно и зависит от конкретной проблемы исследования: в 53,1 % исследований феномен коммуникативной культуры понимается как интегральное (или интегративное) качество личности; в 9,5 % - как компонент профессиональной деятельности, дающий возможность представить изучаемый феномен путем переноса характеристик профессиональной деятельности; в 16,6 % - как качество личности, отражающее мотивы и потребности общения и взаимодействия с другими людьми; в 20,2 % - как способность устанавливать разнообразные социальные контакты, зависящая от овладения наукой и искусством общения, образцами и ценностями поведения. При этом подробно исследовались сопутствующие понятия (например, коммуникативная деятельность, педагогическое общение, коммуникативная компетентность, культура общения и пр.). Свободу в определении компонентов структуры феномена коммуникативной культуры мы объясняем искусственностью представлений о нем в сознании исследователя как следствие транспозиции (вариант результата генерализации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рындак Валентина Григорьевна, Баженова Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE SUBJECT FIELD OF THE PHENOMENON OF COMMUNICATIVE CULTURE IN DISSERTATION RESEARCH ON PEDAGOGICAL SCIENCE

The paper is devoted to the phenomenon of communicative culture in pedagogical science. The material for the study was the domestic dissertation research on pedagogy from 1998 to 2017, the subject of which is this phenomenon. The authors define the main theoretical constructs (communicative competence, pedagogical communication, communication culture, etc.), which allowed researchers to formulate their own definition of the phenomenon of communicative culture. It is revealed that the performances of modern domestic scientists understanding of the studied phenomena is ambiguous and depends on the specific problems of the study, in 53.1% of studies, the phenomenon of communicative culture is understood as an integral (or integrative) personal quality; 9.5% - as a component of professional activity, giving the opportunity to represent the studied phenomenon by transferring characteristics of professional activity; in 16.6 per cent as the quality of the individual, reflecting the motives and needs of communication and interaction with other people; in 20.2% - as the ability to establish a variety of social contacts, depending on the mastery of science and the art of communication, patterns and values of behavior. At the same time, related concepts (for example, communicative activity, pedagogical communication, communicative competence, culture of communication, etc.) were studied in detail. Freedom in determining the components of the structure of the phenomenon of communicative culture, we explain the artificiality of ideas about it in the mind of the researcher as a consequence of transposition (a variant of the result of generalization).

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОГО ПОЛЯ ФЕНОМЕНА КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ»

УДК 001.891.3

DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2020.3.7

АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОГО ПОЛЯ ФЕНОМЕНА КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

В.Г. Рындак1, Ю.А. Баженова1

12Оренбургский государственный педагогический университет Российская Федерация, 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19 1Е-таИ: [email protected] 2Е-таИ: [email protected]

Аннотация

Статья посвящена феномену коммуникативной культуры в педагогической науке. Материалом для исследования послужили отечественные диссертационные исследования по педагогике с 1998 по 2017 гг., предметом которых является данный феномен. Автором определены основные теоретические конструкты (коммуникативная компетентность, педагогическое общение, культура общения и прочее), позволившие исследователям сформулировать собственное определение феномена коммуникативной культуры. Выявлено, что в представлениях современных отечественных ученых понимание изучаемого феномена неоднозначно и зависит от конкретной проблемы исследования: в 53,1 % исследований феномен коммуникативной культуры понимается как интегральное (или интегративное) качество личности; в 9,5 % - как компонент профессиональной деятельности, дающий возможность представить изучаемый феномен путем переноса характеристик профессиональной деятельности; в 16,6 % - как качество личности, отражающее мотивы и потребности общения и взаимодействия с другими людьми; в 20,2 % - как способность устанавливать разнообразные социальные контакты, зависящая от овладения наукой и искусством общения, образцами и ценностями поведения. При этом подробно исследовались сопутствующие понятия (например, коммуникативная деятельность, педагогическое общение, коммуникативная компетентность, культура общения и пр.). Свободу в определении компонентов структуры феномена коммуникативной культуры мы объясняем искусствен -ностью представлений о нем в сознании исследователя как следствие транспозиции (вариантрезультата генерализации).

Ключевые слова: коммуникативная культура, педагогическая наука, исследование, профессиональная деятельность, культурологическая парадигма, гуманизация образования, методологический подход.

1 Рындак Валентина Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой «Педагогика и социология».

2 Баженова Юлия Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Возрастная и педагогическая психология».

Благодарности. Выражаем признательность анонимным рецензентам за внимание к статье и благодарность за объективную оценку материалов.

Введение

Историко-педагогический обзор исследований, посвященных изучению понятия коммуникативной культуры, сделал возможным очертить круг научных интересов отечественных ученых, аккумулирующих идеи, актуальные для нашего исследования, как объекты критического анализа исследуемого феномена, позволяющего определить его составные элементы и выполнить всесторонний разбор путем рассмотрения отдельных его компонентов и соединения их в единое целое.

Для определения круга проблем понятия коммуникативной культуры, решаемых в реальных диссертационных исследованиях по педагогике, нами было проанализировано понимание исследователями его сущности.

1. Обзор литературы

Феномен коммуникативной культуры, содержание которого наполнено достаточным количеством эмпирических и теоретических знаний, на современном этапе своего развития требует глубокого осмысления и высокого уровня обобщения.

В основе теоретических конструктов и интерпретаций феномена коммуникативной культуры находятся понятия культуры, коммуникации, педагогического общения, педагогической деятельности и т. п. С их помощью ученые объясняют содержание исследуемого феномена. Следовательно, содержание понятия коммуникативной культуры зависит от теоретических взглядов исследователя на его сущность и природу и может меняться в зависимости от «сопутствующих» его изучению понятий.

При этом понятие коммуникативной культуры отечественные исследователи интерпретируют следующим образом:

- интегральное качество (О.Г. Абрамкина, 2003; С.М. Андреева, 2003; Л.А. Аухадеева, 2008; H.H. Битюцкая, 2006; М.С. Дядищева, 2006; Е.А. Копь-ева, 2006; Л.А. Нигматуллина, 2011; З.А. Побежимова, 2007; Л.В. Станкевич, 2009; О.Г. Сафонова, 2005; Т.Е. Тихонова, 2011; Ю.В. Ушачева, 2009), что позволило определить структурные компоненты данного феномена;

- компонент профессиональной деятельности (Г.А. Анохина, 2007; В.В. Шевцова, 2003), что дало возможность представить понятие коммуникативной культуры путем переноса характеристик профессиональной деятельности;

- качество личности (P.M. Антропова, 2003; Э.В. Кулешова, 2007; И.А. Кумова, 2004; Т.Н. Лучина, 2008), отражающее мотивы и потребности общения и взаимодействия с другими людьми;

- способность установления разнообразных социальных контактов (В.Е. Акинтьева, 2008; Н.В. Кравчук, 2011; C.B. Знаменская, 2004; Ю.М. Сумин, 2007), зависящая от овладения наукой и искусством общения, образцами и ценностями поведения.

Анализ понимания учеными понятия коммуникативной культуры позволил обозначить недостаток, являющийся общим для некоторого ряда исследований, - нетребовательность к понятийной однозначности. О негативном влиянии данного недостатка на развитие науки предупреждал М.С. Каган: «Выработка строгой и однозначной терминологии есть непреложное требование научной методологии» [1, с. 15].

2. Материалы и методы

Однозначность феномена коммуникативной культуры весьма относительна, поскольку проявляется в контексте конкретной научной сферы и родственных с ней областей научного знания. Несмотря на выделенный факт выполнять это требование необходимо, так как оно обеспечивает взаимопонимание между специалистами одной научной отрасли.

На относительную однозначность термина указывает еще одно важное обстоятельство - ограничение во времени. Понятие коммуникативной культуры, однозначное, принятое и понятное ученым сегодня, может стать многозначным и непонятным завтра. Мы проанализировали содержание понятия коммуникативной культуры, представленное в авторефератах диссертационных исследований за последние 17 лет, и установили, что общественные ценности и образовательные парадигмы являются решающими факторами при определении исследуемого феномена.

3. Результаты исследования

В диссертационных исследованиях, защищенных исследователями-педагогами в период с 1998 по 2003 годы, внимание в изучении понятия коммуникативной культуры акцентируется на развитии коммуникативных знаний, умений и навыков как первостепенной составляющей структуры данного понятия. При этом овладение специалистами этим компонентом, по мнению авторов, обеспечивает «успешность продуктивной коммуникативной деятельности» (О.Г. Абрамкина, 2003), профессиональной педагогической деятельности в целом (Т.Б. Старостина, 1998; Г.И. Бабий, 1999; И.В. Гришняева,

2000; P.M. Антропова, 2003; C.M. Андреева, 2003; E.B. Шевцова, 2003) и реализацию идей личностно-ориентированного обучения.

В.В. Сериков отмечает, что личностно-ориентированное образование «не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для их полноценного появления» [2, с. 17]. Доказательством соблюдения выделенного утверждения личностно-ориентированной образовательной парадигмы в контексте исследуемого является описание в диссертационных исследованиях попыток определить те самые условия, действительно активизирующие развитие коммуникативной культуры. Среди таких условий исследователями обсуждаются возможности практико-ориентированных технологий (P.M. Антропова, 2003), система учебных диалогов (С.М. Андреева, 2003), учебно-познавательная деятельность (Т.Б. Старостина, 1998), создание специальных учебных дисциплин (Г.И. Бабий, 1999).

Таким образом, основные идеи развития и формирования коммуникативной культуры в контексте личностно-ориентированного обучения отражают гуманитарную природу этого понятия.

Культурологическая парадигма, пришедшая на смену развивающему обучению, потребовала признания приоритета культуры в образовании, обучении и воспитании личности. Новый подход не только проник в образовательную практику, но и затронул ценностные идеалы в теории педагогической науки. Ведущими ориентирами для исследовательских работ становятся отношение к другому как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; отношение к образованию как к культурному процессу [3].

В авторефератах диссертационных исследований 2004-2008 гг. (Е.В. Бе-лосевич, 2004; C.B. Знаменская, 2004; И.А. Кумова, 2004; О.Г. Сафонова, 2005; H.H. Битюцкая, 2006; Ю.М. Сумин, 2007; Е.Ю. Фетисова, 2007) понятие коммуникативной культуры связано с признанием в качестве ведущих следующих его характеристик: ценностные ориентации (Е.А. Копьева, 2006; H.A. Кумова, 2004; З.А. Побежимова, 2007; И.Ю. Сумин, 2007); гуманное отношение к себе и другим (Т.Н. Лучина, 2008); информационный обмен в процессе деятельности (О.Г. Сафронова, 2005); общекультурное развитие (Е.Ю. Фетисова, 2006).

В исследовании Е.А. Копьевой реализация культурных функций осуществляется на основе «включения культурологического компонента в процесс обучения» посредством формирования «ценностных ориентаций, нравственных позиций и устремлений, знаний, умений, этики общения». [4, с. 3]. Согласно Т.Н. Лучиной, проявлению гуманного отношения к себе и другим способствуют ценности «гуманистической и рефлексивной направленности, ориентация на социально-ценностные отношения» [5, с. 7].

Смена парадигм в образовательной системе российского государства, провозглашение принципов гуманизации и гуманитаризации в научных областях знания отразились на природе и сущности понятия коммуникативной культуры. Данные принципы, являющиеся основой создания новой программы становления, развития и формирования целостного духовного мира человека, обеспечивают восприятие человеком себя как части культуры. Современные лозунги новой образовательной политики находят отражение в научно-педагогических исследованиях [6].

Анализ авторефератов диссертационных исследований позволил заключить, что в период с 2009 по 2017 годы проблемные вопросы коммуникативной культуры решаются в свете определения инновационных методов, средств и технологий, создающих условия для формирования культуры отношений к миру (В.Н. Гнедых, 2010); положительного опыта полиязыкового речевого поведения (Т.Е. Тихонова, 2011); полноценного включения в социально-профессиональную и культурную среду (Л.В. Станкевич, 2009); отношения к людям, умения контролировать и регулировать свое речевое поведение (Е.В. Кравченко, 2014).

Одним из главных содержательных свойств понятия коммуникативной культуры выступает системность, позволяющая рассматривать его не как простой набор характеристик, а как совокупность взаимосвязанных, согласованных и соподчиненных качеств внутри исследуемого понятия. Соблюдение признака системности при изучении понятия коммуникативной культуры проявляется в определении исследователями структуры данного понятия.

В анализируемых нами авторефератах диссертационных исследований компоненты понятия коммуникативной культуры представлены по-разному: компоненты теоретической и практической готовности (С.М. Андреева, 2003); единство личностно-ценностного, когнитивного, технологического и эмоционально-креативного компонентов (H.H. Битюцкая, 2006); эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты (С.Л. Герасименко, 2007); потребностно-мотивационный, личностный, рефлексивный, практико-действенный компоненты (М.С. Дядищева, 2006); социальный, профессиональный и личностный компоненты (Л.А. Нигматуллина, 2011); мотивацион-ный, когнитивный, конативный компоненты (Л.В. Станкевич, 2009); цен-ностно-мотивационный, организационно-деятельностный и рефлексивный компоненты (Е.Ю. Фетисова, 2006).

Определение структуры понятия коммуникативной культуры было бы невозможно, если бы оно не представлялось исследователям как целостная система, между компонентами которой существуют многообразные отношения, подчиняющиеся законам логики. В результате такой логической связан-

ности ни один из компонентов не остается независимым, все они взаимно определяют друг друга и накладывают ограничения на возможные интерпретации содержания каждого компонента в отдельности.

Зависимость компонентов структуры понятия коммуникативной культуры в обозначенных выше исследованиях объясняет и раскрытие их смысла посредством друг друга: становление и формирование характеристик одного компонента базируется на уровне развития характеристик другого компонента. Так, например, в автореферате диссертационного исследования Л.А. Аух-адеевой (Казань, 2008) структура коммуникативной культуры представлена единством материального, интеллектуального и духовного начала. При этом взаимосвязь выделенных компонентов раскрыта путем определения влияния духовной составляющей на материальную [7].

Основой взаимообусловленности компонентов в исследовании Е.В. Шевцовой (Ставрополь, 2003) является уровень общепрофессиональных коммуникативных знаний и навыков как компонента, необходимого для развития компонента профессионального и межличностного взаимодействия [8].

Бесспорным является тот факт, что компоненты структуры понятия коммуникативной культуры связаны между собой, образуя тем самым целостную, структурную, иерархичную систему.

Итак, анализ понимания исследователями понятия коммуникативной культуры позволяет заключить, что в представленных авторефератах диссертационных исследований интерпретация изучаемого феномена неоднозначна. Однако исследователи соблюдают требования однозначности и системности при определении его содержания.

Результатом проведения нами данного этапа исследования стала систематизация проблем педагогической науки, которые могут быть эффективно решены по мере изучения понятия коммуникативной культуры. Все анализируемые авторефераты диссертационных исследований были условно поделены нами на следующие направления:

- исследования, изучающие условия формирования коммуникативной культуры;

- исследования проблем подготовки педагогов к формированию и развитию коммуникативной культуры у субъектов образовательного процесса;

- исследования, определяющие средства формирования коммуникативной культуры;

- исследования технологий формирования коммуникативной культуры.

Такой широкий спектр вопросов, связанных с изучением понятия коммуникативной культуры, имеет своей причиной отсутствие должного внимания исследователей к теоретическому научно-методологическому аспекту данно-

го феномена. Следствием выявленного обстоятельства является неоднозначное понимание учеными понятия коммуникативной культуры. Рассмотрим более подробно, в чем видят исследователи содержание понятия коммуникативной культуры и какие вопросы педагогической науки и образования с ним связаны.

Анализ диссертационных исследований по педагогике показал, что достаточно часто их тематика связана с определением эффективности влияния специально созданных условий на формирование и развитие коммуникативной культуры у субъектов учебно-воспитательного процесса на всех ступенях образования (50 %).

Осознание практикой проблем реализации новых совершенных технологий в процессе профессиональной подготовки студентов в педагогических и непедагогических вузах обусловило творческий поиск условий, способствующих формированию коммуникативной культуры в образовательной среде высших учебных заведений, в исследованиях Г.А. Анохиной (Воронеж, 2007), И.Л. Береговой (Шуя, 2007), Г.И. Верба (Калининград, 2006),

B.Н. Гнедых (Магнитогорск, 2010), C.B. Знаменской (Ставрополь, 2004), М.Ш. Каппушевой (Ставрополь, 2004), И.В. Кузьменко (Москва, 2005), Н.Л. Кучеренко (Благовещенск, 2002), М.А. Лимоновой (Москва, 1999), Л.Л. Лузяниной (Омск, 2001), Т.Г. Луковой (Санкт-Петербург, 2002), О.И. Максимкиной (Саранск, 2002), В.Н. Манюковой (Москва, 2004), Н.О. Митровой (Майкоп, 2006), Л.А. Нигматуллиной (Казань, 2011),

C.З. Самаренкиной (Чебоксары, 2006), Г.В. Сапрыкиной (Оренбург, 2003), В.П. Сморчковой (Москва, 2003), Л.В. Станкевич (Челябинск, 2009), Т.Б. Старостиной (Оренбург, 1998), Н.Л. Стеняшиной (Киров, 2011), П.В. Столярова (Москва, 2011), Т.В. Токаревой (Йошкар-Ола, 2006), B.C. Чернявской (Владивосток, 1999), П.Г. Шахбановой (Махачкала, 2012), Е.В. Шевцовой (Ставрополь, 2003), Е.О. Шишовой (Казань, 2007), Т.Ю. Юзеевой (Челябинск, 2004).

Создание условий формирования коммуникативной культуры в условиях высшего образовательного учреждения решает сложную ключевую проблему педагогической науки - развитие и формирование личности в специально созданных для этого условиях. Пути решения данной проблемы по-разному видятся исследователями, соответственно, определяются и разные условия формирования изучаемого феномена.

В исследованиях выделенного направления изучение коммуникативной культуры связано с поиском и созданием таких специализированных условий, которые способствуют формированию и развитию свойств, качеств или характеристик исследуемого феномена. Например, в исследовании Л.Л. Лу-

зяниной выделенные педагогические условия разделены на внешние и внутренние. К первой группе условий автором отнесены влияние коммуникативной деятельности субъектов образования, элементы образовательной среды (учебный предмет, средства обучения и развития: пособия, специальный курс, содержащий учебные тексты, задания, упражнения и тесты). Внутренние условия - оценка и самооценка собственных коммуникативных качеств, осознание необходимости развития собственной коммуникативной культуры, освоение учебной информации, приобретение коммуникативных умений и готовности к саморазвитию [9].

К другой группе исследования условий формирования коммуникативной культуры мы отнесли работы, характеризующие образовательное пространство средних специальных образовательных учреждений (М.Г. Рудь (Ростов-на-Дону, 1999); Н.П. Соболькова (Санкт-Петербург, 2007)).

Отдельную группу составляют исследования по педагогике, в которых предприняты попытки определить и описать педагогические условия формирования коммуникативной культуры в общеобразовательной школе (Ж.Г. Артемьева (Челябинск, 2007); И.А. Жамгоцева (Ростов-на-Дону, 2010); В В. Коцарев (Киров, 2008); Е.В. Кравченко (Саратов, 2004); О.П. Кравчук (Белгород, 2002); Н.В. Кравчук (Челябинск, 2011); Ф.А. Мисходжева (Владикавказ, 2012); Г.В. Никулина (Санкт-Петербург, 2004); О.Н. Овсейчик (Москва, 2002); Л.Р. Сайфутдинова (Кострома, 2011); Т.Е. Тихонова (Сочи, 2011); Е Ю. Фетисова (Курск, 2006)).

Основная идея, которой руководствуются обозначенные выше авторы при определении педагогических условий формирования изучаемого понятия, - это проблема ориентации учащихся на ценностное отношение к человеку, гуманизации отношений между людьми, укрепления духовно-нравственных основ. Однако воплощение данной идеи в исследованиях представлено по-разному.

Вышеизложенные факты позволили нам заключить, что исследователи по-разному подходят к пониманию сути педагогических условий формирования коммуникативной культуры. Причину этого мы видим в неоднозначности определения понятия коммуникативной культуры и отсутствии должного внимания в разработке методологического подхода их определения.

Гуманизация современной образовательной среды ставит педагога перед необходимостью реализации новых функций в общении с обучающимися, а именно функций взаимодействия и управления их деятельностью. Осуществление данной функции возможно в случае владения самим педагогом высоким уровнем коммуникативной культуры. Следовательно, процесс обучения в средних и высших педагогических учреждениях одной из приоритетных задач определяет необходимость формирования у студентов коммуникативной культуры.

Профессиональные характеристики, структурируемые в виде готовности и способности специалиста к педагогической деятельности, изучаются во многих диссертационных исследованиях. Доказательством обозначенного выше факта является ряд исследований, в которых внимание ученых направлено на поиск путей решения проблемы подготовки будущих специалистов к формированию коммуникативной культуры обучающихся и воспитанников (В.Е. Акинтьева, Т.П. Лучина, М.М. Негматова, Т.В. Пушкарева, В.Б. Титова). Отсутствие у будущих педагогов социально приемлемых форм коммуникативной культуры, диалогических умений, знаний о речевых нормах общения не позволяет формировать исследуемое качество личности у других.

Авторами отмечается, что формирование и развитие коммуникативной культуры является неотъемлемым компонентом общей профессиональной культуры будущего специалиста (учителя, воспитателя, юриста, медицинского работника). Так, в исследовании Т.П. Лучиной коммуникативная культура как личностная характеристика проявляется в потребности и способности быть субъектом гуманного общения с собой, другими людьми, культурой, природой. Особую важность коммуникативной культуры автор видит в необходимости осознания педагогом собственного коммуникативного потенциала, в отношении к партнеру по общению (прим. автора - к субъекту образовательного процесса) как к ценности [5].

Значимость овладения будущими педагогами знаниями и навыками формирования коммуникативной культуры у субъектов образовательного процесса авторы данного направления обосновывают неизбежностью установления разнообразных конструктивных связей в процессе профессиональной деятельности [10].

На основе анализа диссертационных исследований, посвященных изучению проблем подготовки педагогов к формированию и развитию коммуникативной культуры у субъектов образовательного процесса, мы определили, что:

- во-первых, в них подчеркивается значение коммуникативной культуры прежде всего у педагога;

- во-вторых, теоретическое обоснование понятия коммуникативной культуры проводится в контексте изучения понятий педагогической или профессиональной культуры.

То есть первостепенное внимание обращается на приобретение умения и навыков будущими специалистами решать коммуникативные проблемы, возникающие в профессиональной деятельности, но не на информированность их о сущности и природе понятия коммуникативной культуры.

В качестве приоритетного направления изучения понятия коммуникативной культуры в ряде исследований достаточно часто предпринимается по-

пытка определить средства формирования коммуникативной культуры (38,2 % диссертационных исследований). Ведущие тенденции современного образовательного пространства, модернизация образования в данных исследованиях преломляются через призму представления коммуникативной культуры как неотъемлемого атрибута культуры современной личности, обладающей общими признаками культуры [11].

В ряде исследований коммуникативная культура представляется как составная часть целостной системы профессиональной культуры педагога (О.Г. Абрамкина, P.M. Антропова, А.Ю. Быстрова, С.Н. Бирюкова, Л.Р. Вартанова, С.Л. Герасименко, М.С. Дядищева, Э.В. Кулешова, Г.П. Максимова, Т.А. Пашкова, З.А. Побежимова, B.C. Романюк, A.C. Рылова, О.Г. Сафроно-ва, Е.В. Семухина, Е.В. Тимофеева, Ю.В. Ушачева, О.И. Халупо).

Определение различных средств, влияющих на формирование коммуникативной культуры, по мнению авторов исследований, решит проблему речевой деятельности личности, повысит ее речевую культуру. Разработка и внедрение конкретных средств позволят обеспечить формирование знаний и умений речевого поведения адекватно ситуациям профессионального общения.

Однако при неоднозначности определения структуры коммуникативной культуры авторы сходятся во мнении о необходимости для педагога коммуникативных знаний, умений и навыков. Решение педагогических задач, по их мнению, обусловливается уровнем сформированное™ данного компонента коммуникативной культуры будущих специалистов. Выделенные средства обеспечивают технологичность процесса формирования коммуникативной культуры.

Разные исторические периоды развития педагогической науки характеризуются разными научными подходами к проблеме коммуникативной культуры. Общественные установки, формулирующиеся на государственном уровне, возможности и потребности науки в конкретный временной период обусловливают готовность ученых к поиску универсальных и прогрессивных методов изучения коммуникативной культуры. Доказательством этого является ряд диссертационных исследований, в которых специальное внимание уделяется научно обоснованным технологиям формирования коммуникативной культуры (Е.В. Белосевич, H.H. Битюцкая, Л.М. Бочкова, И.А. Кумова, Е.И. Мычко).

Например, среди технологий, повышающих уровень общей коммуникативной культуры личности, выделяются практико-ориентированные технологии (Е.В. Белосевич, Е.И. Мычко), тренинговая, межкультурная (или кросс-культурная) и профессионально-ориентированная технология (H.H. Битюцкая), игровые технологии (И.А. Кумова). Данные технологии в контексте анализируемых исследований носят социально значимый характер, поскольку

отражаются на степени социальной активности личности, подчеркивают социальную значимость индивидуальных норм поведения. Так, в исследовании Е.В. Белосевич особую значимость в подготовке будущих специалистов приобретают технологии, в которых созданы предпосылки для овладения личностью разнообразными методами коммуникативной деятельности, гарантирующими устойчивый характер эмоциональной восприимчивости [12].

Анализ представлений о понятии коммуникативной культуры в диссертационных исследованиях, определяющих технологии формирования исследуемого феномена, позволяет заключить, что основное понятие изучается как производное от понятия общей культуры личности. Доказательством этого выступают выделяемые авторами основные характеристики коммуникативной культуры (духовно развитая личность, целостное гуманистическое мироощущение), являющиеся основой формирования общей культуры личности.

Обсуждение и заключение

Итак, анализ диссертационных исследований показал, что в настоящее время педагогическая наука располагает достаточно богатым арсеналом практико-ориентированных знаний о методах, средствах, условиях, технологиях формирования коммуникативной культуры. Однако при этом демонстрируется слабая теоретическая изученность данного феномена, что подтверждается наличием разных определений понятия коммуникативной культуры, отсутствием междисциплинарного подхода к его изучению, определением характеристик основного понятия посредством наложения на него характеристик других понятий (культура, педагогическое общение, коммуникативная компетентность и т. п.).

В заключение отметим, что, изучая проблему формирования коммуникативной культуры, исследователи главным образом выделяют педагогические условия и средства решения проблемы. При этом основным подходом, на который опираются исследователи, называется деятельностный подход. Идеи деятельностного подхода раскрываются в исследованиях при практической разработке методов, средств, условий, необходимых для достижения целей формирования коммуникативной культуры. В соответствии с формулированием решаемой в диссертационном исследовании проблемы каждый автор вносит что-то новое в характеристики содержания и структуру понятия коммуникативной культуры, но не столько на теоретическом уровне, сколько на уровне определения целей их формирования. Содержательным наполнением этих целей выступают потенциальные возможности тех средств, условий или технологий, которые используются как основные для решения проблемы формирования коммуникативной культуры.

Анализ использования понятия коммуникативной культуры в диссертационных исследованиях позволяет заключить, что в современной педагогической науке имеется немало сложностей и проблем формулирования изучаемого феномена, особенно обострившихся в период интенсивного развития педагогической науки в условиях реформирования образования, разработки новой парадигмы гуманистической педагогики. Для дальнейшего развития феномена коммуникативной культуры как научной дефиниции на современном этапе его генезиса требуется осуществить обобщение, систематизацию и конкретизацию сведений о нем [13]. Однако широкий круг вопросов образования, связанных с изучением разных аспектов коммуникативной культуры, определением инновационных путей их решения свидетельствует о возможности определения основных тенденций генерализации изучаемого феномена в современной педагогической науке.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Каган М.С. К построению философской теории личности // Философские науки.

- 1971. - № 6. - С. 15.

2. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: поиск новой парадигмы. - М., 1998. - 182 с.

3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2000.

4. Копъева Е.А. Формирование иноязычной коммуникативной культуры будущего педагога: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Оренбург, 2006. - 23 с.

5. Лучина Т.И. Деятельность классного руководителя по развитию коммуникатив -ной культуры подростков в воспитательном пространстве школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Омск, 2008. - 22 с.

6. Баженова Ю.А. Генерализация феномена коммуникативной культуры в педагогической науке: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Оренбург, 2015. - 24 с.

7. Аухадеева Л.А. Формирование коммуникативной культуры современного учителя в процессе вузовской подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01.

- Казань, 2008. - 22 с.

8. Шевцова Е.В. Формирование коммуникативной культуры личности студентов в условиях высшего дополнительного лингвистического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Ставрополь, 2003. - 25 с. Лузянина Л.Л. Педагогические условия развития коммуникативной культуры будущего учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Санкт-Петербург, 2002. - 24 с.

9. Титова В.Б. Коммуникативная культура как условие успешности деятельности специалиста социально-культурной сферы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. - Санкт-Петербург, 2005. - 25 с.

10. Антропова P.M. Развитие коммуникативной культуры будущего учителя сред -ствами проектного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Новосибирск, 2003. - 22 с.

11. Белосевич Е.В. Практико-ориентированные технологии формирования коммуникативной культуры курсантов военного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Калининград, 2004. - 25 с.

12. Рындак В.Г., Баженова Ю.А. Методолого-теоретический аспект генерализации феномена коммуникативной культуры в педагогической науке // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2016. - № 6 (110). - С. 4-10.

13. Inerkulturelle Studien zum osteuropäischen sprach- und kulturraum: wildauer Schriftenreihe interkulturelle kommunikation. Hrsg. Rösch o. B.: News & media, 2011. Bd 7. 232 s.

14. Interkulturelle linguistik im aufbruch: das Verhältnis von theorie, empirie und methode. Hrsg. Földes cs. Tübingen: Narr, 2011. 359 s.

15. Mortensen M., Neeley T.B. Reflected knowledge and trust in ülobal collaboration. Management science. Providence, 2012. Vol. 58. № 12. Pp. 2207-2224.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Original article submitted 04.08.2020 Revision submitted 14.09.2020

UDC 001.891.3

ANALYSIS OF THE SUBJECT FIELD OF THE PHENOMENON OF COMMUNICATIVE CULTURE IN DISSERTATION RESEARCH ON PEDAGOGICAL SCIENCE

V.G. Ryndak1, Yu.A. Bazhenova2

12Orenburg State Pedagogical University

19, Sovetskaya str., Orenburg, 460014, Russian Federation

1E-mail: [email protected]

2E-mail: [email protected]

Abstract

The paper is devoted to the phenomenon of communicative culture in pedagogical science. The material for the study was the domestic dissertation research on pedagogy from 1998 to 2017, the subject of which is this phenomenon. The authors define the main theoretical constructs (communicative competence, pedagogical communication, communication culture, etc.), which allowed researchers to formulate their own defi-

1 Valentina G. Ryndak, Doc. Ped. Sci., Professor, Honorary Scientist of the Russian Federation, head of Pedagogy and Sociology Department.

2 Yuliya A. Bazhenova, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Age and Pedagogical Psychology Department.

nition of the phenomenon of communicative culture. It is revealed that the performances of modern domestic scientists understanding of the studied phenomena is ambiguous and depends on the specific problems of the study, in 53.1% of studies, the phenomenon of communicative culture is understood as an integral (or integrative) personal quality; 9.5% - as a component of professional activity, giving the opportunity to represent the studied phenomenon by transferring characteristics of professional activity; in 16.6 per cent as the quality of the individual, reflecting the motives and needs of communication and interaction with other people; in 20.2% - as the ability to establish a variety of social contacts, depending on the mastery of science and the art of communication, patterns and values of behavior. At the same time, related concepts (for example, communicative activity, pedagogical communication, communicative competence, culture of communication, etc.) were studied in detail. Freedom in determining the components of the structure of the phenomenon of communicative culture, we explain the artificiality of ideas about it in the mind of the researcher as a consequence of transposition (a variant of the result of generalization).

Keywords: communicative culture, pedagogical science, research, professional activity, cultural paradigm, humanization of education, methodological approach.

REFERENCES

1. Kagan M.S. K postroeniju filosofskoj teorii lichnosti [ Designing a philosophical theory of personality]. Filosofskie nauki. 1971. No. 6. P. 15.

2. Serikov V.V. Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie: poisk novoj paradigmy [Student-centered education: the search for a new paradigm]. Moscow, 1998. 182 p.

3. Bondarevskaja E.V. Teorija i praktika lichnostno orientirovannogo obrazovanija [Theory and practice of student-centered education]. Rostov-na-Donu, 2000.

4. Kop'eva E.A. Formirovanie inojazychnoj kommunikativnoj kul'tury budushhego ped-agoga: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of a foreign language communicative culture of a future teacher. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Orenburg, 2006. 23 s.

5. Luchina T.I. Dejatel'nost' klassnogo rukovoditelja po razvitiju kommunikativnoj kul'tury podrostkov v vospitatel'nom prostranstve shkoly: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [The class teacher's activities for the development of the adolescents communicative culture in the educational school environment. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Omsk, 2008. - 22 p.

6. Bazhenova Ju.A. Generalizatsija fenomena kommunikativnoj kul'tury v pedagogicheskoj nauke: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Generalization of the communicative culture phenomenon in pedagogical science. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Orenburg, 2015. 24 p.

7. Auhadeeva L.A. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury sovremennogo uchitelja v processe vuzovskoj podgotovki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of the communicative culture of a modern teacher in the process of university training. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Kazan, 2008. - 22 p.

8. Shevcova E.V. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury lichnosti studentov v uslovijah vysshego dopolnitel'nogo lingvisticheskogo obrazovanija: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of the communicative culture of the students personality in the context of higher additional linguistic education. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Stavropol', 2003. 25 p.

9. Luzjanina L.L. Pedagogicheskie uslovija razvitija kommunikativnoj kul'tury budush-hego uchitelja: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the development of the future teacher's communicative culture. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. St. Petersburg, 2002. 24 p.

10. Titova V.B. Kommunikativnaja kul'tura kak uslovie uspeshnosti dejatel'nosti special-ista social'no-kul'turnoj sfery: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Communicative culture as a condition for the specialist's successful activity in the social and cultural sphere. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. St. Petersburg, 2005. 25 p.

11. Antropova R.M. Razvitie kommunikativnoj kul'tury buduschego uchitelja sredstvami proektnogo obuchenija: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Development of the future teacher's communicative culture by means of project-based teaching. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Novosibirsk, 2003. - 22 p.

12. Belosevich E.V. Praktiko-orientirovannye tehnologii formirovanija kommunikativnoj kul'tury kursantov voennogo vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Practice-oriented technologies for the formation of the communicative culture of military university cadets. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Kaliningrad, 2004. 25 p.

13. Ryndak V.G., Bazhenova Ju.A. Metodologo-teoreticheskij aspekt generalizatsii fe-nomena kommunikativnoj kul'tury v pedagogicheskoj nauke [Methodological and theoretical aspect of generalization of the communicative culture phenomenon in pedagogy]. Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016. No. 6 (110). Pp. 4-10.

14. Inerkulturelle studien zum osteuropäischen sprach- und kulturraum: wildauer schriftenreihe interkulturelle kommunikation. Hrsg. Rösch o. B.: News & media, 2011. Bd 7. 232 s.

15. Interkulturelle linguistik im aufbruch: das verhältnis von theorie, empirie und methode. Hrsg. Földes cs. Tübingen: Narr, 2011. 359 s.

16. Mortensen M., Neeley T.B. Reflected knowledge and trust in ülobal collaboration. Management science. Providence, 2012. Vol. 58. № 12. Pp. 2207-2224.

Original article submitted 04.08.2020 Revision submitted 14.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.