Научная статья на тему 'Понятие и признаки квалификационных требований по должностям правоохранительной службы'

Понятие и признаки квалификационных требований по должностям правоохранительной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
468
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правоохранительная служба / государственная служба в органах внутренних дел / квалификационные требования по должности / правовой статус сотрудника органа внутренних дел / Law enforcement / service in the internal affairs agencies (the militia) / special militia ranks / legal status of the officers of the internal affairs agencies (the militia)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зенцова Юлия Александровна

Исследуются проблемы легитимного возникновения правового статуса служащего правоохранительной службы, в том числе в органах внутренних дел, с применением правового института квалификационных требований по должностям. Проведен анализ действующего законодательства в данной области, установлены пути совершенствования правового института должности правоохранительной службы. Предложено авторское определение и разработаны признаки квалификационных требований по должностям правоохранительной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article investigates the issues of the emergence of the legal status of the internal affairs officers. An attempt is made to analyze the law enforcement practice of substituting a position of an officer of the internal affairs agencies on the basis of his official powers and presence of authoritative and regulating functions including those regarding the use of physical force, special means and firearms.

Текст научной работы на тему «Понятие и признаки квалификационных требований по должностям правоохранительной службы»

УДК 342.9 © Ю. А. Зенцова, 2010

Понятие и признаки квалификационных требований по должностям правоохранительной службы

Ю. А. Зенцова *

Исследуются проблемы легитимного возникновения правового статуса служащего правоохранительной службы, в том числе в органах внутренних дел, с применением правового института квалификационных требований по должностям. Проведен анализ действующего законодательства в данной области, установлены пути совершенствования правового института должности правоохранительной службы. Предложено авторское определение и разработаны признаки квалификационных требований по должностям правоохранительной службы.

Ключевые слова: правоохранительная служба, государственная служба в органах внутренних дел, квалификационные требования по должности, правовой статус сотрудника органа внутренних дел.

Сегодня исследование понятия «квалификационные требования по должностям правоохранительной службы» приобрело повышенную актуальность в свете требований Президента РФ Д . Медведева радикального реформирования МВД России . Как справедливо указывает Ю. Е . Аврутин, необходимо изменить ситуацию с кадровым корпусом милиции к лучшему, серьезно скорректировав критерии и методики отбора на службу, основания и порядок продвижения по служебной лестнице 1 .

Полагаем, для более глубокой и всесторонней характеристики правового явления квалификационных требований по должностям правоохранительной службы необходимо прежде всего исследовать содержание и назначение этого понятия в широком и узком смыслах .

Нельзя не констатировать тот факт, что в настоящее время не все правоохранительные органы удовлетворяют принципу соответствия функционального предназначения должностей компетенции правоохранительного органа . Так, исходя из функционального предназначения, в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О милиции», органы внутренних дел относятся к правоохранительным органам Несмотря на то что по формальным признакам, в том числе в связи с наличием специальных званий милиции, юстиции, должности в органах внутренних дел являются должностями правоохранительной службы, они, полагаем, не могут считаться таковыми с точки зрения их функционально-компетенционного содержания Проведенный нами контент-анализ ведомственных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих организационно-штатные вопросы, пока-

зал, что с указанной позиции имеющиеся должности в органах внутренних дел, замещение которых влечет присвоение специальных званий, следует классифицировать на две группы .

Первая — должности, компетенционное наполнение которых составляет непосредственная реализация полномочий государственных органов, служб и учреждений, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина (далее — правоохранительные функции) . Среди них, в свою очередь, целесообразно выделить: а) должности, предусматривающие реализацию правоохранительных полномочий при условии обязательной вооруженности служащего (сотрудники, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, милиционеры патрульно-постовой службы, инспекторы государственной инспекции безопасности дорожного движения, участковые уполномоченные милиции, милиционеры подразделений милиции особого назначения); б) должности, предусматривающие реализацию правоохранительных полномочий без вооружения служащих (инспекторы по осуществлению лицензионно-разрешительной работы, дознаватели, инспекторы по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и др )

Вторая — должности, компетенционное наполнение которых заключается в обеспечении функционирования государственных органов, служб и учреждений, осуществляющих правоохранительные функции . Такие должности необходимо отнести к должностям гражданской государственной службы . Среди данного подвида должностей в органах внутренних дел следует выделить две груп-

В нашем журнале публикуется впервые .

*

пы: первая группа должностей направлена на профессиональное обеспечение деятельности указанных органов, служб и учреждений (в Реестре должностей государственной гражданской службы этому виду должностей соответствует категория специалистов, к ним относятся сотрудники штабов, правовых подразделений), вторая — на удовлетворение их организационно-технических потребностей (в Реестре должностей государственной гражданской службы этому виду должностей соответствует категория обеспечивающих специалистов, например инспекторы подразделений делопроизводства, вещевой службы, финансово-экономических, автотранспортных подразделений) .

Проведенный контент-анализ нормативных правовых актов, регулирующих порядок и правовые основания замещения должностей в органах внутренних дел, показал, что в настоящее время в действующих правовых актах вопросы квалификационных требований по должностям службы в органах внутренних дел урегулированы лишь фрагментарно . Так, в ч. 1 ст. 8 Положения о службе в органах внутренних дел РФ устанавлены требования к кандидатам на службу в органы внутренних дел . На службу принимаются граждане, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности . В то же время не ясно, кто вправе решать, способен ли гражданин по вышеназванным качествам выполнять эти обязанности и что подлежит отнесению к личным, или нравственным, или деловым качествам

Приказом МВД России от 30 сентября 1994 г. № 259 «Об утверждении Перечня должностей в органах, учреждениях и учебных заведениях МВД России, подлежащих замещению специалистами высшей и средней квалификации» установлены квалификационные требования к уровню образованности лица, претендующего на замещение вакантной должности в системе МВД России Однако недостатком данного правового акта, с учетом расширения структуры органов внутренних дел МВД России, является отсутствие наименований ряда должностей 24 декабря 2008 г был принят Приказ МВД России № 1138, который утвердил Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ, где определены нравственные ценности, обязательства и принципы службы в органах внутренних дел; профессионально-этические требования к служебному и внеслужебному поведению, взаимоотношениям в служебном коллективе; профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения 2, из которых следуют требования, которым должны соответствовать кандидаты на замещение вакантных должностей Однако и в нем,

по нашему мнению, есть пробелы и недочеты Например, ч. 3 ст. 2 Кодекса гласит: «Гражданин Российской Федерации, проходящий службу в органах внутренних дел или поступающий на службу, вправе, изучив содержание Кодекса, принять для себя его положения или отказаться от службы в органах внутренних дел». Из этого, на наш взгляд, можно сделать вывод об отсутствии системы проверки информации о личности кандидатов, а следовательно, и ответственности за ее предоставление и соответствие действительности

Вопросы определения годности кандидатов с медицинской точки зрения урегулированы Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 14 июля 2004 г. № 440 3. Несмотря на то что в нем содержится достаточно полная инструкция относительно определения состояния физического здоровья кандидатов на замещение вакантных должностей на службе в органах внутренних дел, нужно констатировать, что выносимое специалистами подразделений психологической диагностики заключение фактически имеет рекомендательный, прикладной характер, поскольку не обладает необходимым статусом медицинского заключения Вместе с тем именно вопросам психологической профпригодности должно уделяться повышенное внимание, поскольку совершенные сотрудниками в последнее время преступления, безусловно, свидетельствуют, во-первых, о том, что среди сотрудников ОВД встречаются лица с психическими отклонениями, а во-вторых, о том, что в органах внутренних дел сегодня не налажена эффективная система их выявления Нормативно не урегулирован алгоритм действий представителей нанимателя в случаях, когда после проведенного исследования установлено — «группа риска, не рекомендован» В связи с этим, на наш взгляд, психологопсихиатрическому исследованию личностей претендентов на службу нужно придать статус обязательного медицинского исследования, по результатам которого можно отказать в приеме на основании несоответствия состояния здоровья Исходя из изложенного, нельзя не отметить, что нормативно закрепленные квалификационные требования по должностям в органах внутренних дел не имеют детальной регламентации и механизма правового регулирования Также практически по всем критериям, за исключением образовательного ценза и требований по здоровью, отсутствует дифференциация иных квалификационных требований в зависимости от занимаемой должности В то же время очевидно, что исполнение функций по должности (например, сотрудника ОМОН и инспектора по осуществлению

Трибуна молодого ученого

67

лицензионно-разрешительной деятельности) кардинально отличается

На основании сказанного можно сделать следующие выводы . Первое. Понятие квалификационных требований по должностям правоохранительной службы нужно рассматривать в широком и узком смыслах В широком смысле это правовая гарантия обеспечения совокупности конституционных принципов охраны прав и свобод человека, гражданина и интересов общества и государства, с одной стороны, и равного доступа граждан к государственному управлению — с другой, в чем проявляется демократическая сущность данного правового института.

В узком смысле квалификационные требования по должностям правоохранительной службы представляют собой дополнительные условия возникновения правоотношений правоохранительной службы, обусловленные спецификой возлагаемых на служащих обязанностей по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина При этом указанные дополнительные условия следует подразделить на две группы:

а) условия, затрагивающие аспекты физического состояния человека (уровень образованности, наличие стажа, специальной подготовки, владение навыками рукопашного боя, определенный уровень здоровья, способность выдерживать повышенные моральные и физические нагрузки и др );

б) условия, касающиеся морально-психической стороны личности кандидата (стрессоустойчивость, уравновешенность, честность, принципиальность и др.) .

Второе Представляется необходимым выделить следующие признаки понятия квалификационных требований по должностям правоохранительной службы:

1) квалификационные требования по должностям правоохранительной службы имеют: а) государственно-правовую природу, из чего следует государственная прерогатива при решении вопросов о введении либо исключении квалификационных требований по должностям правоохранительной службы, которые могут быть определены государственным правовым актом; б) специфический административно-правовой характер. Правовой институт квалификационных требований по должностям правоохранительной службы представляет собой правовое средство создания профессиональной, компетентной и эффективной государственной службы как основного механизма, с помощью которого осуществляется государственное управление, являющееся предметом административного права; в) особый субъектный состав, к которому применяются квалификационные требования по должно-

стям правоохранительной службы На предмет соответствия квалификационным требованиям изучаются лишь те лица, которые в добровольном порядке изъявили желание проходить правоохранительную службу В этом наблюдается коренное различие, например, с организацией прохождения военной службы по призыву, которая предусматривает определенный набор требований к призывникам, однако последние проходят процедуру определения степени соответствия им в принудительном порядке после достижения установленного законом возраста; г) единство квалификационных требований по равнозначным должностям правоохранительной службы, обусловленное общей спецификой правоохранительной службы; д) дифференциацию квалификационных требований по должностям правоохранительной службы в зависимости от особенностей предусмотренных по должностям функций;

2) квалификационные требования по должностям правоохранительной службы представляют собой критерии специальных познаний, навыков, умений, а также нравственных черт личности, характеризующих компетентность и профессионализм претендента на соответствующую должность

В силу сказанного предлагаем следующее определение рассматриваемого понятия: квалификационные требования по должностям правоохранительной службы — это правовой институт, обеспечивающий реализацию конституционного принципа приоритета личности и демократических основ государства, представляющий собой установленные федеральным законом или иным нормативным правовым актом федерального уровня единые государственноправовые критерии, предъявляемые к уровню специального образования, опыту работы по специальности, квалификации и морально-деловым качествам кандидатов на должности правоохранительной службы, в целях профессионализации правоохранительной службы для эффективного обеспечения правопорядка, общественной безопасности, охраны и защиты прав и свобод личности и интересов общества

1 Аврутин Ю. Е. Модернизация российской милиции: понятие, содержание, политико-правовые и социальные детерминанты // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : мат-лы ежегодной всерос . науч . -практ. конф .: в 2 ч . СПб . , 2010 . Ч. 2. С. 15 .

2 Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации : утв. Приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 (ст. 2) [Электронный ресурс]. Доступ из справ, -правовой системы «Консуль-тантПлюс».

3 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 2004 № 31 С 3 ; № 32 С 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.