УДК 342.9 © Ю. А. Зенцова, 2010
Понятие и признаки квалификационных требований по должностям правоохранительной службы
Ю. А. Зенцова *
Исследуются проблемы легитимного возникновения правового статуса служащего правоохранительной службы, в том числе в органах внутренних дел, с применением правового института квалификационных требований по должностям. Проведен анализ действующего законодательства в данной области, установлены пути совершенствования правового института должности правоохранительной службы. Предложено авторское определение и разработаны признаки квалификационных требований по должностям правоохранительной службы.
Ключевые слова: правоохранительная служба, государственная служба в органах внутренних дел, квалификационные требования по должности, правовой статус сотрудника органа внутренних дел.
Сегодня исследование понятия «квалификационные требования по должностям правоохранительной службы» приобрело повышенную актуальность в свете требований Президента РФ Д . Медведева радикального реформирования МВД России . Как справедливо указывает Ю. Е . Аврутин, необходимо изменить ситуацию с кадровым корпусом милиции к лучшему, серьезно скорректировав критерии и методики отбора на службу, основания и порядок продвижения по служебной лестнице 1 .
Полагаем, для более глубокой и всесторонней характеристики правового явления квалификационных требований по должностям правоохранительной службы необходимо прежде всего исследовать содержание и назначение этого понятия в широком и узком смыслах .
Нельзя не констатировать тот факт, что в настоящее время не все правоохранительные органы удовлетворяют принципу соответствия функционального предназначения должностей компетенции правоохранительного органа . Так, исходя из функционального предназначения, в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О милиции», органы внутренних дел относятся к правоохранительным органам Несмотря на то что по формальным признакам, в том числе в связи с наличием специальных званий милиции, юстиции, должности в органах внутренних дел являются должностями правоохранительной службы, они, полагаем, не могут считаться таковыми с точки зрения их функционально-компетенционного содержания Проведенный нами контент-анализ ведомственных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих организационно-штатные вопросы, пока-
зал, что с указанной позиции имеющиеся должности в органах внутренних дел, замещение которых влечет присвоение специальных званий, следует классифицировать на две группы .
Первая — должности, компетенционное наполнение которых составляет непосредственная реализация полномочий государственных органов, служб и учреждений, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина (далее — правоохранительные функции) . Среди них, в свою очередь, целесообразно выделить: а) должности, предусматривающие реализацию правоохранительных полномочий при условии обязательной вооруженности служащего (сотрудники, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, милиционеры патрульно-постовой службы, инспекторы государственной инспекции безопасности дорожного движения, участковые уполномоченные милиции, милиционеры подразделений милиции особого назначения); б) должности, предусматривающие реализацию правоохранительных полномочий без вооружения служащих (инспекторы по осуществлению лицензионно-разрешительной работы, дознаватели, инспекторы по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и др )
Вторая — должности, компетенционное наполнение которых заключается в обеспечении функционирования государственных органов, служб и учреждений, осуществляющих правоохранительные функции . Такие должности необходимо отнести к должностям гражданской государственной службы . Среди данного подвида должностей в органах внутренних дел следует выделить две груп-
В нашем журнале публикуется впервые .
*
пы: первая группа должностей направлена на профессиональное обеспечение деятельности указанных органов, служб и учреждений (в Реестре должностей государственной гражданской службы этому виду должностей соответствует категория специалистов, к ним относятся сотрудники штабов, правовых подразделений), вторая — на удовлетворение их организационно-технических потребностей (в Реестре должностей государственной гражданской службы этому виду должностей соответствует категория обеспечивающих специалистов, например инспекторы подразделений делопроизводства, вещевой службы, финансово-экономических, автотранспортных подразделений) .
Проведенный контент-анализ нормативных правовых актов, регулирующих порядок и правовые основания замещения должностей в органах внутренних дел, показал, что в настоящее время в действующих правовых актах вопросы квалификационных требований по должностям службы в органах внутренних дел урегулированы лишь фрагментарно . Так, в ч. 1 ст. 8 Положения о службе в органах внутренних дел РФ устанавлены требования к кандидатам на службу в органы внутренних дел . На службу принимаются граждане, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности . В то же время не ясно, кто вправе решать, способен ли гражданин по вышеназванным качествам выполнять эти обязанности и что подлежит отнесению к личным, или нравственным, или деловым качествам
Приказом МВД России от 30 сентября 1994 г. № 259 «Об утверждении Перечня должностей в органах, учреждениях и учебных заведениях МВД России, подлежащих замещению специалистами высшей и средней квалификации» установлены квалификационные требования к уровню образованности лица, претендующего на замещение вакантной должности в системе МВД России Однако недостатком данного правового акта, с учетом расширения структуры органов внутренних дел МВД России, является отсутствие наименований ряда должностей 24 декабря 2008 г был принят Приказ МВД России № 1138, который утвердил Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ, где определены нравственные ценности, обязательства и принципы службы в органах внутренних дел; профессионально-этические требования к служебному и внеслужебному поведению, взаимоотношениям в служебном коллективе; профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения 2, из которых следуют требования, которым должны соответствовать кандидаты на замещение вакантных должностей Однако и в нем,
по нашему мнению, есть пробелы и недочеты Например, ч. 3 ст. 2 Кодекса гласит: «Гражданин Российской Федерации, проходящий службу в органах внутренних дел или поступающий на службу, вправе, изучив содержание Кодекса, принять для себя его положения или отказаться от службы в органах внутренних дел». Из этого, на наш взгляд, можно сделать вывод об отсутствии системы проверки информации о личности кандидатов, а следовательно, и ответственности за ее предоставление и соответствие действительности
Вопросы определения годности кандидатов с медицинской точки зрения урегулированы Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 14 июля 2004 г. № 440 3. Несмотря на то что в нем содержится достаточно полная инструкция относительно определения состояния физического здоровья кандидатов на замещение вакантных должностей на службе в органах внутренних дел, нужно констатировать, что выносимое специалистами подразделений психологической диагностики заключение фактически имеет рекомендательный, прикладной характер, поскольку не обладает необходимым статусом медицинского заключения Вместе с тем именно вопросам психологической профпригодности должно уделяться повышенное внимание, поскольку совершенные сотрудниками в последнее время преступления, безусловно, свидетельствуют, во-первых, о том, что среди сотрудников ОВД встречаются лица с психическими отклонениями, а во-вторых, о том, что в органах внутренних дел сегодня не налажена эффективная система их выявления Нормативно не урегулирован алгоритм действий представителей нанимателя в случаях, когда после проведенного исследования установлено — «группа риска, не рекомендован» В связи с этим, на наш взгляд, психологопсихиатрическому исследованию личностей претендентов на службу нужно придать статус обязательного медицинского исследования, по результатам которого можно отказать в приеме на основании несоответствия состояния здоровья Исходя из изложенного, нельзя не отметить, что нормативно закрепленные квалификационные требования по должностям в органах внутренних дел не имеют детальной регламентации и механизма правового регулирования Также практически по всем критериям, за исключением образовательного ценза и требований по здоровью, отсутствует дифференциация иных квалификационных требований в зависимости от занимаемой должности В то же время очевидно, что исполнение функций по должности (например, сотрудника ОМОН и инспектора по осуществлению
Трибуна молодого ученого
67
лицензионно-разрешительной деятельности) кардинально отличается
На основании сказанного можно сделать следующие выводы . Первое. Понятие квалификационных требований по должностям правоохранительной службы нужно рассматривать в широком и узком смыслах В широком смысле это правовая гарантия обеспечения совокупности конституционных принципов охраны прав и свобод человека, гражданина и интересов общества и государства, с одной стороны, и равного доступа граждан к государственному управлению — с другой, в чем проявляется демократическая сущность данного правового института.
В узком смысле квалификационные требования по должностям правоохранительной службы представляют собой дополнительные условия возникновения правоотношений правоохранительной службы, обусловленные спецификой возлагаемых на служащих обязанностей по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина При этом указанные дополнительные условия следует подразделить на две группы:
а) условия, затрагивающие аспекты физического состояния человека (уровень образованности, наличие стажа, специальной подготовки, владение навыками рукопашного боя, определенный уровень здоровья, способность выдерживать повышенные моральные и физические нагрузки и др );
б) условия, касающиеся морально-психической стороны личности кандидата (стрессоустойчивость, уравновешенность, честность, принципиальность и др.) .
Второе Представляется необходимым выделить следующие признаки понятия квалификационных требований по должностям правоохранительной службы:
1) квалификационные требования по должностям правоохранительной службы имеют: а) государственно-правовую природу, из чего следует государственная прерогатива при решении вопросов о введении либо исключении квалификационных требований по должностям правоохранительной службы, которые могут быть определены государственным правовым актом; б) специфический административно-правовой характер. Правовой институт квалификационных требований по должностям правоохранительной службы представляет собой правовое средство создания профессиональной, компетентной и эффективной государственной службы как основного механизма, с помощью которого осуществляется государственное управление, являющееся предметом административного права; в) особый субъектный состав, к которому применяются квалификационные требования по должно-
стям правоохранительной службы На предмет соответствия квалификационным требованиям изучаются лишь те лица, которые в добровольном порядке изъявили желание проходить правоохранительную службу В этом наблюдается коренное различие, например, с организацией прохождения военной службы по призыву, которая предусматривает определенный набор требований к призывникам, однако последние проходят процедуру определения степени соответствия им в принудительном порядке после достижения установленного законом возраста; г) единство квалификационных требований по равнозначным должностям правоохранительной службы, обусловленное общей спецификой правоохранительной службы; д) дифференциацию квалификационных требований по должностям правоохранительной службы в зависимости от особенностей предусмотренных по должностям функций;
2) квалификационные требования по должностям правоохранительной службы представляют собой критерии специальных познаний, навыков, умений, а также нравственных черт личности, характеризующих компетентность и профессионализм претендента на соответствующую должность
В силу сказанного предлагаем следующее определение рассматриваемого понятия: квалификационные требования по должностям правоохранительной службы — это правовой институт, обеспечивающий реализацию конституционного принципа приоритета личности и демократических основ государства, представляющий собой установленные федеральным законом или иным нормативным правовым актом федерального уровня единые государственноправовые критерии, предъявляемые к уровню специального образования, опыту работы по специальности, квалификации и морально-деловым качествам кандидатов на должности правоохранительной службы, в целях профессионализации правоохранительной службы для эффективного обеспечения правопорядка, общественной безопасности, охраны и защиты прав и свобод личности и интересов общества
1 Аврутин Ю. Е. Модернизация российской милиции: понятие, содержание, политико-правовые и социальные детерминанты // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : мат-лы ежегодной всерос . науч . -практ. конф .: в 2 ч . СПб . , 2010 . Ч. 2. С. 15 .
2 Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации : утв. Приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 (ст. 2) [Электронный ресурс]. Доступ из справ, -правовой системы «Консуль-тантПлюс».
3 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 2004 № 31 С 3 ; № 32 С 3