8.3. К ВОПРОСУ О ПРИЕМЕ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бялт Виктор Сергеевич, майор полиции, к.ю.н. Должность: преподаватель кафедры кадровой и воспитательной работы. Место работы: Санкт-Петербургский университет МВД России. E-mail: vic-torkwr@mail. ru
Трифонов Виталий Анатольевич, лейтенант полиции, адъюнкт кафедры конституционного и международного права. Место учебы: Санкт-Петербургский университет МВД России. E-mail: [email protected] Аннотация: В статье рассмотрены и проанализированы некоторые вопросы, связанные с нормативным правовым регулированием порядка отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Авторами исследованы отдельные правовые нормы в указанной сфере, выявлены их недостатки, а также сформулированы и обоснованы конкретные предложения, направленные на совершенствование механизма административно-правового регулирования отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел.
Ключевые слова: отбор на службу в органы внутренних дел; кандидаты на службу в органы внутренних дел; правовые нормы, регламентирующие прием на службу в органы внутренних дел.
TO THE QUESTION OF ADMISSION TO THE SERVICE IN THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Bjalt Victor Sergeevich, major of police, PhD at law. Position: lecturer of the department of personnel and educational work. Place of employment: Saint-Petersburg university of MIA Russia. E-mail: [email protected] Trifonov Vitaly Anatolievich, police lieutenant, adjunct of the department of constitutional and international law. Place of study: Saint-Petersburg university of MIA Russia. E-mail: [email protected] Annotation: In the article there are considered and analyzed some of the issues associated with the normative legal regulation of the order of selection of the service in the bodies of internal affairs of the Russian Federation. The authors examined some of the legal norms in this sphere, revealed their limitations, as well as formulated and substantiated by concrete proposals aimed at perfection of the mechanism of the administrative-legal regulation of the selection of candidates for service in the bodies of internal affairs.
Keywords: selection to the service in bodies of internal affairs; candidates for service in the bodies of internal affairs; legal norms that regulate the admission to the service in bodies of internal affairs.
В системе мер, связанных с улучшением экономического и социального уровня жизни нашего общества, важное место занимает обеспечение эффективного государственного управления, которое составляет одно из главных направлений деятельности Российского государства. Существенная роль здесь принадлежит органам, службам и подразделениям, осуществляющим правоохранительные функции, среди которых ведущее
место занимают органы внутренних дел. При этом сотрудники полиции выполняют возложенные на них задачи в крайне неблагоприятных, критических условиях. С учетом этого современная концепция прохождения службы в органах внутренних дел предполагает замещение должностей на основе механизма отбора, комплектования, расстановки кадров в органах внутренних дел в соответствии с принципами объективности, состязательности и антикоррупционности. Это обусловливает необходимость строгого отбора достойных кандидатов на замещение должностей в органах внутренних дел при предъявлении повышенных требований как к уровню их профессиональной и физической подготовки, так и к морально-нравственному состоянию на конкурсной основе, которая позволит обеспечить состязательность при замещении должностей и их комплектование объективно лучшими кандидатами1.
Актуальность вопросов отбора на службу (работу) в органы внутренних дел подчеркивает и Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, в частности он постановляет «пересмотреть порядок отбора кандидатов для службы (работы) в органах внутренних дел Российской Федерации с учетом их морально-этических и психологических качеств в целях повышения уровня профессионализма сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»2.
На сегодняшний день основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы отбора на службу (работу) в органы внутренних дел, являются Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Инструкция о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденная Приказом МВД России от 19 мая 2009 года № 386.
Проанализируем некоторые моменты, связанные с отбором на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации.
Назначение на отдельные должности в органах внутренних дел осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности в органах внутренних дел, их соответствия установленным квалификационным требованиям к соответствующей должности3.
Порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности в органах внутренних дел устанавливаются Инструкцией о порядке проведения конкурсов на замещение должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 июля 1995 года № 270. Этим же приказом утвержден Перечень должностей сотрудников органов внутренних дел, замещаемых по конкурсу. Согласно данному Перечню на конкурсной основе замещаются следующие должности:
1 См.: Зенцова Ю.А. Замещение должностей правоохранительной службы в органах внутренних дел: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 3.
2 См.: Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 года № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
3 См. ч. 1. ст. 25. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года №
342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации
и внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос-
сийской Федерации».
1. В органах внутренних дел и аппаратах управления ими:
а) главный инспектор и приравненные к нему;
б) главный специалист и приравненные к нему.
2. В учебных заведениях системы профессионального обучения:
а) профессорско-преподавательский состав:
- начальник кафедры, заместитель начальника кафедры;
- профессор кафедры;
- доцент кафедры.
б) административно-управленческий состав:
- начальник отдела, заместитель начальника отдела;
- начальник учебно-научного комплекса, заместитель начальника учебно-научного комплекса.
3. В научно-исследовательских учреждениях:
- ведущий научный сотрудник и выше;
- начальник отдела и выше.
С нашей точки зрения необходимо расширить перечень должностей, замещаемых по конкурсу. Это обстоятельство будет способствовать замещению должностей в органах внутренних дел более подготовленными и компетентными сотрудниками.
Кроме того следует в целом развивать и повышать роль института конкурсного отбора на службу в органы внутренних дел. Не случайно В.В. Путин отметил «право быть избранным или назначенным на государственные должности должно быть доступно в равной степени всем гражданам страны. каждый трудоспособный гражданин имеет право на равных участвовать в конкурентной борьбе»4. Сообразно с этим объективно назрела необходимость принятия нового ведомственного нормативного правового акта, конкретизирующего положения статьи 25 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел.» и регулирующего отношения в сфере проведения конкурса на замещение должностей в органах внутренних дел.
Рассмотрим требования к кандидатам на службу в органы внутренних дел с позиции имеющегося образования.
Для поступления в органы внутренних дел на должности рядового состава и младшего начальствующего состава законодательством предусмотрено наличие среднего (полного) общего образования, для должностей среднего начальствующего состава - образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава - высшего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности5. Вполне обоснованной, по нашему мнению, представляется закрепленная в новом законодательстве норма, согласно которой к кандидатам на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, входит наличие высшего профессионального юридического образова-ния6.
4 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 года.
5 См. ч. 2. ст. 9. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
6 См.: ч. 3. Там же.
Однако, хотелось бы заметить, что сотрудники органов внутренних дел, проходящие службу на должностях рядового и начальствующего состава, к сожалению не всегда способны достойно представлять правоохранительную систему государства и укреплять авторитет органов внутренних дел. Позволим себе сформулировать предложение, связанное с повышением образовательного ценза для кандидатов на указанные должности.
На данные должности принимаются граждане, имеющие образование не ниже среднего. Специального образования не требуется вообще. Это не соответствует такому принципу построения и функционирования системы государственной службы, как профессионализм государственных служащих. На сегодняшний день повышение образовательного ценза до уровня среднего профессионального образования для лиц, принимаемых на должности рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел является весьма актуальным. Кроме того, специализация такого образования должна быть конкретизирована ведомственным нормативным правовым актом, в котором, наряду с прочим, устанавливался бы перечень должностей, для замещения которых требовалось бы профессиональное образование, полученное в образовательных учреждениях МВД России. Это способствовало бы повышению профессионального уровня сотрудников органов внутренних дел, поскольку только ведомственными образовательными учреждениями можно дать ряд специальных знаний, необходимых для дальнейшего осуществления полномочий сотрудника органов внутренних дел. Для этого необходимо выстроить единую систему образовательных учреждений профессионального образования МВД России, предоставляющую возможность поэтапной подготовки большей части кадрового состава органов внутренних дел Российской Федерации7.
Исследуем некоторые вопросы, связанные с ограничением в приеме на службу в органы внутренних дел.
Гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 29 и частью 3 статьи 35 Федерального закона «О полиции»8. Отдельно хотелось бы остановиться на таком ограничении в приеме на службу как «прекращение уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием»9.
Следует обратить внимание на то, что в старой редакции Федерального закона «О полиции», действовавшей до 1 января 2012 года, было отражено схожее основание увольнения со службы в полиции следующим образом: «осуждение за преступление - после вступления в законную силу приговора суда, а также прекращение уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (за исключением уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раская-
10 т
нием» . То есть здесь законодатель выделял исключением уголовные дела частного обвинения, по которым в
7 См. подробнее: Бобров А.М. Поступление на государственную службу в органы внутренних дел Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. С. 211.
8 См. ч. 5. ст. 17. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
9 См.: п. 3. ч. 1. ст. 29. Федеральный закон от 7 февраля 2001 года № 3-ФЗ «О полиции».
10 См. п. 13. ч. 1. ст. 40. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (в редакции до 1 января 2012 года).
связи с примирением сторон сотрудник полиции не подлежал увольнению со службы.
Согласно нормам уголовно-процессуального законодательства одним из оснований для прекращения уголовного преследования является примирение сторон11. Судя по рассматриваемому основанию увольнения из полиции, если подозреваемый или обвиняемый сотрудник примирялся с потерпевшим, то он мог быть уволен, исключение составляли лишь случаи, когда сотрудник полиции являлся подозреваемым или обвиняемым по делу частного обвинения. К делам частного обвинения относятся: умышленное причинение легкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 115 УК РФ), побои (ч. 1 ст. 116 УК РФ)12.
Таким образом, в данном случае ключевым моментом являлся вид уголовного преследования, то есть примирение сотрудника полиции, привлекаемого к уголовной ответственности по делу частного обвинения, не являлось основанием к его увольнению со службы. Смеем предположить, что это было вполне логично и оправдано13.
По нашему мнению, по аналогии с вышеизложенной ситуацией, будет не совсем справедливым и логичным ограничивать право гражданина на поступление на службу в органы внутренних дел, в случае, если в отношении его было прекращено уголовное преследование в связи с примирением сторон по делу частного обвинения.
Попытаемся обосновать данный тезис, спрогнозировав следующую ситуацию.
Мировому судье подается заявление от гражданина о привлечении другого гражданина к уголовной ответственности, например по части 1статьи 116 УК РФ (побои). Уголовное дело частного обвинения считается возбужденным с момента принятия мировым судьей заявления, а гражданин становится подсудимым. Из сложившейся практики работы мировых судов можно констатировать, что одной из функций их деятельности является по возможности примирение сторон. В этом аспекте гражданин, являющийся формально подсудимым, в деяниях которого на самом деле возможно и не содержится никаких признаков преступления, для того чтобы не тратить время на судебные разбирательства, идет на встречу заявителю, у которого может быть и нет никаких судебных перспектив по поводу рассматриваемого уголовного дела, и примиряется с ним.
С одной стороны, можно утверждать, что реализованы принципы законности и справедливости, при рассмотрении уголовного дела, мировой суд выполнил свою миссию, но с другой стороны, наступает юридический факт, согласно которому подсудимый гражданин теперь не может поступить на службу в органы внутренних дел, хотя опять же повторимся, что возможно данный гражданин и не совершал ничего противозаконного.
Таким образом, с нашей точки зрения, следует внести изменения в статью 29 Федерального закона «О полиции», и пункт 3 части 1 указанной статьи сформулировать следующим образом: «прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока
11 Ст. 25. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ.
Ст. 20. Там же.
13 См. подробнее: Бялт В.С. Актуальные проблемы института увольнения сотрудников полиции на современном этапе рефор-
мирования правоохранительной системы Российской Федерации // Юридическая наука: история и современность: Федеральный научно-практический журнал. 2011. № 5. С. 53-54.
давности, в связи с примирением сторон (за исключением уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием».
Отдельно необходимо остановиться на анализе зарубежного опыта отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы.
При изучении института отбора кандидатов на службу в полицию США14 можно сформулировать следующие основные положения:
- система отбора кадров направлена на повышение образовательных стандартов к кандидатам и при этом количество заявителей не снижается;
- очевидным является изменение акцентов отбора с преимущественно физических кондиций на личностные и профессионально значимые качества сотрудника;
- в свете развития самого общества, появления новых социальных, экономических и политических связей в обществе, правоохранительные органы должны привлекать на работу тех, кто может освоить новые технологии и адаптироваться к быстрым изменениям, происходящим в настоящее время, и к возможным в будущем.
Нам хотелось бы отметить, что принцип равной доступности полицейской службы для всех граждан США может быть взят и для российских органов внутренних дел, так как в нашей стране, в отличии от США, еще существуют такие критерии при отборе на службу в органы внутренних дел, как рост, вес, которые явно дискриминируют некоторую часть населения страны.
Важным требованием при отборе полицейских, используемым в основной массе штатов, является необходимость быть гражданином США не менее пяти лет, что на наш взгляд можно рассматривать как своеобразную проверку кандидата - действительно ли он хочет жить и служить в данной стране, тогда как в России можно претендовать на службу в полиции сразу же после получения гражданства (естественно при соблюдении ряда других необходимых условий). Нам представляется, что введение в России аналогичных требований по гражданству способствовало бы снижению доли сотрудников, поступающих на службу в органы внутренних дел не для служения закону, а для решения каких-либо своих личных задач.
Кроме этого думается, что российским органам внутренних дел следует заимствовать американский опыт отбора кандидатов при проверке физического состояния и при проведении медицинского освидетельствования. В США вышеуказанные стадии отбора осуществляются на основе профессиограмм, то есть для различных полицейских должностей предусматриваются соответственно и разные требования по физической подготовленности и состоянию здоровья, что говорит о дифференцированном подходе и, безусловно, способствует более объективной оценки кандидатов, тогда как в России имеют место быть случаи отказа в приеме на службу в полицию из-за якобы недостаточной физической подготовленности или по медицинским противопоказаниям, хотя при более детальном анализе данных требований и функциональных обязанностей, предусмотренных конкретной должностью, кандидат мог бы быть принят на эту должность.
Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно констатировать следующее:
14 См. подробнее: Бялт В.С. Отбор кандидатов на службу в полицию США // Юридическая наука: история и современность: Федеральный научно-практический журнал. 2011. № 3. С. 68-72.
- отбор на службу (работу) в органы внутренних дел, несомненно, является одним из важнейших направлений деятельности аппаратов по работе с личным составом органов внутренних дел, так как от того какие кандидаты поступят на службу (работу) в органы внутренних дел во многом будет зависеть качество выполнения органами внутренних дел своих функций и соответственно это будет определять основной критерий оценки деятельности сотрудников - степень удовлетворенности населения;
- в свете проводимой государством реформы системы МВД России, связанной в частности с совершенствованием института социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, следует ужесточить систему требований, предъявляемых к кандидатам на службу в органы внутренних дел, поскольку при сложившейся на сегодняшний день экономической ситуации в стране число желающих поступить на службу в органы внутренних дел увеличится;
- при приеме на службу (работу) в органы внутренних дел необходимо развивать институт конкурсного отбора; имеет смысл расширить перечень должностей, замещаемых по конкурсу. С нашей точки зрения проведение конкурса при отборе кандидатов на службу объективно позволит повысить профессиональный уровень сотрудников;
- ведомственная нормативная правовая база, принятая до вступления в силу Федерального закона «О службе в органах внутренних дел.», в том числе, и в части, касающейся отбора на службу (работу) в органы внутренних дел, безусловно, требует приведения в соответствие сегодняшним реалиям;
- следует использовать зарубежный опыт отбора кандидатов на службу в полиции с учетом, естественно специфики российской правоохранительной системы.
Список литературы:
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ.
Федеральный закон от 7 февраля 2001 года № З-ФЗ «О полиции».
Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указ Президента Рф от 24 декабря 2009 года № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 года.
Бобров А.М. Поступление на государственную службу в органы внутренних дел Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. С. 211.
Бялт В.С. Отбор кандидатов на службу в полицию США // Юридическая наука: история и современность: Федеральный научно-практический журнал. 2011. № 3. С. 68-72/
Бялт В.С. Актуальные проблемы института увольнения сотрудников полиции на современном этапе реформирования правоохранительной системы Российской Федерации // Юридическая наука: история и современность: Федеральный научно-практический журнал. 2011. № 5. С. 53-54.
Зенцова Ю.А. Замещение должностей правоохранительной службы в органах внутренних дел: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 3.
Literature list:
The code of criminal procedure of the Russian Federation of 18 December 2001 no.174-FZ.
The federal law from February 7, 2001, #3-FZ "ON police".
Federal law of November 30, 2011 № 342 "ON service in bodies of internal affairs of the Russian Federation and introduction of
amendments in certain legislative acts of the Russian Federation".
The Decree of the President of the RUSSIAN federation of December 24, 2009, #1468 "on measures to improve the activities of the bodies of internal affairs of the Russian Federation".
Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation April 25, 2005.
Bobrov A.. Admission to state service in the organs of internal affairs of the Russian Federation: Diss. ... kand. jurid. nauk. Saratov, 2011. p. 211.
Bjalt V.S. The selection of candidates for service in the police of the united states // the science of Law: history and modern times: Federal scientific-and-practical magazine. 2011. № 3. p. 68-72/
Bjalt V.S. Actual problems of the institute of the dismissal of police officers on the current stage of reforming the judicial system of the Russian Federation // the science of Law: history and modern times: Federal scientific-and-practical magazine. 2011. № 5. p. 53-54.
Zentsova Y.A. Positions of the law enforcement service in bodies of internal affairs: Diss. ... cand. jurid. sci. M., 2010. p. 3.
Рецензия
на статью преподавателя кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России кандидата юридических наук Бялт В.С. и адъюнкта кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России Трифонова В.А. «К вопросу о приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации»
Вопросы отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел на сегодняшний день являются как никогда актуальными. Отбор кандидатов на службу является доминирующим звеном в формировании высококвалифицированного кадрового потенциала органов внутренних дел. От того какие кандидаты придут на службу в органы внутренних дел будет зависеть качество выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей, а значит и уровень работы всей системы МВД России. Немаловажным обстоятельством, свидетельствующим о целесообразности исследования института отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел в современных условиях, является повышение денежного довольствия сотрудникам органов внутренних дел как факт, обуславливающий объективную возможность повышения требований к кандидатам на службу.
В рецензируемой статье авторы предприняли попытку проанализировать некоторые проблемные вопросы, связанные с нормативным правовым регулированием отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел. Авторами исследованы отдельные правовые нормы в указанной сфере, выявлены их недостатки, а также сформулированы и обоснованы конкретные предложения, направленные на совершенствование механизма административно-правового регулирования вопросов отбора на службу в органы внутренних дел.
Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что сформулированные в статье предложения, направленные на совершенствования механизма административно-правового регулирования отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел, позволят в какой-то мере решить некоторые проблемные вопросы, связанные с реализацией отдельных правовых норм в обозначенной сфере.
Статья написана грамотным научным языком, структура и содержание статьи обоснованы, логичны.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что рецензируемая статья соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода работам и может быть рекомендована к опубликованию в журнале, рекомендованном ВАК.
Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Н.П. Маюров