УДК 34.08 ББК 67.301
К ВОПРОСУ О ПРОХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА МАЛАХОВА,
доцент Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук, доцент E-mail: nv_malakhova@mail.ru; ТАНЗИЛЯ ФАРИДОВНА ШАЙХУТДИНОВА, преподаватель Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук E-mail: tanzilyav@mail.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются особенности государственной гражданской службы в органах внутренних дел; проводится сравнительно-правовой анализ государственной службы в органах внутренних дел, осуществляемой сотрудниками органов внутренних дел и государственными гражданскими служащими.
Ключевые слова: государственная гражданская служба, органы внутренних дел, государственные гражданские служащие, сотрудники органов внутренних дел, основные характеристики государственной гражданской службы в органах внутренних дел.
Annotation. The peculiarities of state civil service in the agencies of internal affairs are considered. At the same time a comparative legal analyze of the agencies of internal affairs officers state service and state civil servants state service in the agencies of internal affairs is implemented.
Keywords: state civil service, the agencies of internal affairs, state civil servants, the agencies of internal affairs officers, basic characteristics of state civil service in the agencies of internal affairs.
Вопросы государственной гражданской службы являются предметом исследования многих ученых1. В настоящей статье будут рассмотрены особенности государственной гражданской службы в органах внутренних дел.
В органах внутренних дел проходят службу не только сотрудники органов внутренних дел, т.е. лица, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава, но и государственные гражданские служащие. Такая ситуация согласуется с нормами, регулирующими систему государственной службы Российской Федерации, и принципами ее построения. На основе этих норм и принципов в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов2.
В соответствии с данным положением в органах внутренних дел установлена предельная штатная численность сотрудников органов внутренних дел - 914 525 человек, и федеральных государственных гражданских служащих - 5123 человек3.
Обращаем внимание на то, что в органах внутренних дел проходят службу государственные гражданские служащие федерального уровня. Как известно,
государственная гражданская служба подразделяется на два вида: федеральную службу и службу в субъекте Российской Федерации4. В данном случае уровень государственной гражданской службы обусловлен правовым статусом Министерства внутренних дел Российской Федерации, являющимся федеральным органом исполнительной власти и осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел5.
Понятие федеральной государственной гражданской службы определено Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Это - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
В свою очередь, должности в органах внутренних дел учреждаются в целях непосредственного исполнения, организации и обеспечения исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти в
сфере внутренних дел, его территориальных органов, подразделений либо полномочий лица, замещающего государственную должность Российской Федерации.
Правовой основой государственной гражданской службы в органах внутренних дел является широкий спектр нормативных правовых актов. Среди них можно выделить общие, относящиеся ко всем государственным гражданским служащим, и специальные, касающиеся только тех, кто проходит государственную гражданскую службу в органах внутренних дел. В этом заключается особенность правового регулирования государственной гражданской службы в органах внутренних дел.
Общие нормативные правовые акты включают в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти6.
Как сказано в ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
Таким образом, законодательный уровень нормативных правовых актов, регулирующих прохождение в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, представлен Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.
При этом трудовое законодательство также распространяется на государственных гражданских служащих. Например, в части предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, отпуска без сохранения заработной платы и т.д.; т.е. в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с государственной гражданской службой, в том числе в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Среди указов Президента РФ назовем следующие: Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», Указ Президента РФ от 2 февраля 2013 г. № 87 «Вопросы федеральной государственной гражданской службы», Указ Президента РФ от 17 октября 2013 г. № 781 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы» и др.
К постановлениям Правительства РФ относятся, например: Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. № 822 «Об утверждении Правил предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах» и др.
Специальные нормативные правовые акты состоят из приказов, изданных Министерством внутренних дел Российской Федерации, которые регулируют прохождение службы в органах внутренних дел федеральными государственными гражданскими служащими. Среди них можно назвать: Приказ МВД РФ от 17 марта 2008 г. № 245 «Об утверждении Регламента работы аттестационной комиссии Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам федеральной государственной гражданской службы», Приказ МВД России от 19 июня 2008 г. № 531 «Об утверждении Служебного распорядка Министерства внутренних дел Российской Федерации для федеральных государственных гражданских служащих» и др.
Анализ законодательства позволяет выделить ряд признаков, характеризующих государственную гражданскую службу Российской Федерации в органах внутренних дел.
1. На государственную гражданскую службу в органы внутренних дел принимаются только граждане Российской Федерации. На это указывают ст.ст. 13 и 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о гражданской службе). Там сказано: «Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы».
На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом. Для сравнения - на военную службу по контракту вправе поступать не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане.
Возраст поступления на государственную гражданскую службу составляет 18 лет, в то время как в образовательные организации высшего образования МВД РФ для обучения по очной форме вправе поступать граждане, не достигшие возраста 18 лет. Зачисление в такие образовательные организации является поступлением на службу в органы внутренних дел.
Кроме того, установлен предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел:
1) для замещения должностей в органах внутренних дел - 35 лет;
2) для поступления в образовательные организа-
ции высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме - 25 лет.
Для государственный гражданских служащих, в том числе поступающих в органы внутренних дел, таких ограничений не существует.
Существуют различия и в предельном возрасте пребывания на службе. Для гражданской службы - 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на службе, этот срок может быть продлен, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, - до окончания срока полномочий указанного лица.
Федеральному гражданскому служащему, замещающему должность категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, срок также может быть продлен, но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет.
По достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на службе по решению руководства и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы.
Для сотрудников органов внутренних дел установлены более жесткие условия, обусловленные повышенными требованиями к состоянию здоровья.
Предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел составляет для сотрудника:
1) имеющего специальное звание генерала полиции Российской Федерации, генерал-полковника - 65 лет;
2) имеющего специальное звание генерал-лейтенанта, генерал-майора - 60 лет;
3) имеющего специальное звание полковника - 55
лет;
4) имеющего иное специальное звание - 50 лет.
2. Для осуществления федеральной государственной гражданской службы учреждаются должности федеральной государственной гражданской службы.
Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.
Назначение на должности осуществляется по результатам конкурса, за исключением ряда случаев, установленных законодательством.
Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.
Существует четыре категории должностей государственной гражданской службы: 1) руководители; 2) помощники (советники); 3) специалисты; 4) обеспечивающие специалисты.
Указанные категории должностей, в свою очередь, делятся на группы:
1) высшие должности гражданской службы; 2) главные должности гражданской службы; 3) ведущие должности гражданской службы; 4) старшие должности гражданской службы; 5) младшие должности гражданской службы.
При этом должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.
Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утвержден Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы».
Государственным гражданским служащим присваиваются классные чины. Порядок присвоения классных чинов, их соотношение со специальными званиями сотрудников органов внутренних дел определяются указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим».
Например, классный чин действительного государственного советника Российской Федерации 1-го класса соответствует специальному званию генерала полиции Российской Федерации. Классный чин государственного советника Российской Федерации 1-го класса соответствует специальному званию полковник полиции и т.д.
В органах внутренних дел установлены должности федеральной государственной гражданской службы как в центральном аппарате МВД России, так и в территориальных органах7.
В центральном аппарате МВД России введены, например, такие должности, как заместитель директора (начальника) департамента, заместитель начальника управления, начальник отдела в департаменте, референт, советник, консультант, специалист-эксперт и др.
В территориальных органах перечень должностей гражданской службы значительно меньше. К ним относятся: заместитель руководителя (начальника) территориального органа, помощник руководителя (начальника) территориального органа, консультант, главный специалист-эксперт и др.
3. Установление квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы в органах внутренних дел.
В число квалификационных требований входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования.
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
Квалификационные требования к стажу службы или опыту работы по специальности, направлению подготовки для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих».
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.
Аналогичные квалификационные требования установлены для сотрудников органов внутренних дел с учетом специфики состава должностей и круга их обязанностей, за исключением одного. В число квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел включено требование к состоянию здоровья сотрудников, необходимого для выполнения обязанностей по замещаемой должности.
4. Обеспечение исполнения полномочий федеральных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Государственная гражданская служба в органах внутренних дел направлена на обеспечение полномочий Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России), являющегося федеральным
органом исполнительной власти, а также Министра внутренних дел Российской Федерации - лица замещающего государственную должность.
МВД России осуществляет широкий круг полномочий, установленный указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248, который утвердил «Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации». Для уяснения существа данных полномочий укажем здесь лишь основные задачи, возложенные на МВД России. Ими являются:
• разработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
• обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации и иных лиц, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;
• управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками МВД России;
• обеспечение социальной и правовой защиты граждан, проходящих службу в системе МВД России.
В свою очередь, государственные должности Российской Федерации - это должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Перечень этих должностей утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации».
МВД России возглавляет Министр внутренних дел Российской Федерации - лицо, замещающее государственную должность - который несет персональную ответственность за выполнение задач и осуществление полномочий, возложенных на МВД России, за реализацию государственной политики в сфере внутренних дел.
5. Финансирование федеральной гражданской службы в органах внутренних дел осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Объем выделения денежных средств устанавливается ежегодно на основании закона о бюджете на соответствующий период времени.
Финансирование службы сотрудников органов внутренних дел также является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, рассмотрены основные характеристики и, вместе с этим, особенности государственной гражданской службы в органах внутренних дел. Отметим, что вопросы прохождения государственной гражданской службы не являлись предметом нашего исследования.
1 См., напр.: МиннигуловаД.Б. Социальное партнерство на государственной гражданской службе: юридические аспекты // Административное право и процесс. 2013. № 12; Добробаба В.В.
Традиции и новации в правовом регулировании института дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 3; Попова О.В. Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации - самостоятельный государственно-правовой институт // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 2.
2 См.: ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 27 мая 2003 г.
№ 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: Законодательство».
3 Указ Президента РФ от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: Законодательство».
4 См.: ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г.
№ 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: Законодательство».
5 Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».
6 См., напр.: приказ Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2009 г. № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения». // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: Законодательство».
7 Приказ МВД РФ от 09 марта 2011 г. № 117 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при назначении на которые конкурс может не проводиться» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс: Законодательство».
УДК 342.9 ББК 67.301
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ АГАФОНОВ,
помощник начальника университета (по правовой работе) -начальник Правового отдела Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
подполковник полиции, кандидат юридических наук; МИХАИЛ ВАЛЕРЬЕВИЧ КОСТЕННИКОВ, профессор кафедры подготовки сотрудников по охране общественного порядка ВИПК МВД России, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации Научная специальность 12.00.14 - административное право;
административный процесс
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. На основе результатов социологических опросов и иных статистических данных дается характеристика коррупции как негативного явления в российском обществе. Анализируются нормативные правовые акты об ответственности за совершение коррупционных преступлений и некоторые аспекты их применения. Особое внимание уделяется анализу правовых последствий незаконного участия государственных и муниципальных служащих в предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: борьба с коррупцией, незаконное предпринимательство, государственная и муниципальная служба, коррупционные преступления, уголовная ответственность, административная ответственность.
Annotation. On the basis of results of sociological surveys and other statistical data given the characteristics of corruption as a negative phenomenon in the Russian society. Analyzed normative legal acts on responsibility for committing corruption crimes and some aspects of their application. Special attention is paid to analysis of the legal consequences of illegal involvement of state and municipal employees in entrepreneurial activity.
Keywords: fight against corruption, illegal business, state and municipal service, corruption crimes, criminal liability, administrative liability.