Понятие и правовые основы контролируемой поставки наркотиков
М.Ю. Воронин* А.Б. Артюшенко**
The actual article refers to the legal characterization of controlled narcotic drug pushing technique as a cumulative organized and operational search action for latent police cargo controlling, connected with drug movements. There is an analysis of organizational and tactical peculiarities to carry out the controlled narcotic drug pushing.
Впервые метод контролируемой поставки как операции по скрытому полицейскому контролю грузов, связанных с наркотиками1, был разработан в 70-х гг. прошлого столетия сотрудниками Интерпола. В настоящее время указанная операция включена в арсенал методов, которые используются в деятельности правоохранительных органов большинством государств мира.
Правовую основу контролируемой поставки наркотиков заложили положения, разработанные Организацией Объединенных Наций (ООН). Так, пункт «Ь> статьи 2 Конвенции ООН «Против транснациональной организованной преступности» 2000 г. дает определение контролируемой поставки как «метода, при котором допускается ввоз, провоз или вывоз на территорию одного или нескольких государств незаконных или вызывающих подозрение партий груза с ведома и под надзором их компетентных органов, в целях расследования какого-либо преступления и выявления лиц, участвующих в совершении преступления».
В типовом руководстве ООН по подготовке сотрудников антинаркотических подразделений органов охраны правопорядка говорится: «Контролируемые поставки являются эффективным методом обеспечения соблюдения законов о наркотиках, позволяющим должностным лицам правоохранительных органов разных стран выявлять членов международных организаций, которые осуществляют поставки наркотических средств или психотропных веществ через национальные границы. Этот оперативный метод предполагает тесное сотрудничество правоохранительных органов, а также тщательное планирование и точное исполнение».
В теории оперативно-розыскной деятельности под контролируемой поставкой наркотиков понимается осуществляемое, при наличии указанных в законе
оснований и с соблюдением установленных процедур, перемещение под контролем правоохранительных органов, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, партии наркотических средств или психотропных веществ, в целях пресечения противоправных действий и выявления лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков.
Как правило, контролируемая поставка осуществляется в рамках специальной (тактической) операции, которая предполагает совокупность организационных и оперативно-розыскных мероприятий, объединенных единым замыслом и направленных на достижение единой цели. В таких операциях обычно задействованы подразделения различных правоохранительных и иных государственных органов, нередко тесно взаимодействующих с соответствующими органами стран дальнего зарубежья.
На практике, контролируемая поставка осуществляется в случаях, когда обнаруженная или вызывающая подозрение партия наркотических средств транспортируется через территории нескольких стран или в пределах одной страны, пересекая границы районов, областей, республик, и имеется согласие компетентных органов этих стран (регионов) на обеспечение соответствующего контроля за перемещением груза на территории их обслуживания.
Таким образом, контролируемая поставка наркотиков это закрепленный как международным, так и национальным законодательством, комплекс оперативно-розыскных и иных мероприятий, суть которых заключена в обеспечении контролируемого перемещения (перевозки, пересылки), обнаруженной правоохранительными органами незаконной партии наркотических средств или психотропных веществ, в целях выявления и последующего разоблачения максимально пол-
Начальник НИЦ-2 ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Соискатель ВНИИ МВД России.
О) О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о m ф VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
•
О) О
о см
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о о
2
ф
d
л <
S I
н
о ф
со
ного числа участников противоправных действий, связанных с незаконным производством и распространением указанных средств, а также получения иных данных, имеющих значение в деле борьбы с наркопреступностью. Она позволяет выявлять лиц, преступные группы, организации, ответственные за незаконное перемещение наркотиков, и не ограничиваться лишь простым их изъятием из незаконного оборота. С ее помощью возможно установить не только поставщиков и получателей запрещенных грузов, но и максимальное количество второстепенных участников преступлений, каналы и маршруты транспортировки наркотиков, способы их маскировки.
Международной правовой основой контролируемой поставки наркотиков прежде всего являются Венская Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств» 1988 г. и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. Так, ст. 11 Конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» 1988 г. содержит следующие положения: «Стороны, если это позволяют основные принципы их национальных правовых систем, принимают, в рамках своих возможностей, необходимые меры, предусматривающие надлежащее использование контролируемых поставок на международном уровне на основе взаимоприемлемых соглашений или взаимных договоренностей с целью выявления лиц, участвующих в правонарушениях, признанных таковыми в соответствии с п. 1 ст. 3 указанной Конвенции, и их уголовного преследования».
Согласно ст. 20 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г., специальные методы расследования применяются на следующих основаниях: «Если это допускается основными принципами его внутренней правовой системы, каждое государство-участник, в пределах своих возможностей и на условиях установленных его внутренним законодательством, принимает необходимые меры, с тем, чтобы разрешить надлежащее использование контролируемых поставок и в тех случаях, когда оно считает это уместным, использование других специальных методов расследования, таких как электронное наблюдение или другие формы наблюдения, а также агентурные операции, его компетентными органами на его территории с целью
ведения эффективной борьбы против организованной преступности».
Помимо указанных конвенций, правовой основой осуществления контролируемой поставки на территории нескольких государств являются двусторонние или многосторонние договоры об оказании правовой помощи, а также межгосударственные, межправительственные и межведомственные соглашения о взаимодействии в борьбе с преступностью. Так, на основании Договора Российской Федерации и Федеративной Республики Германия от 16 декабря 1992 г. таможенные службы договаривающихся сторон на основании внутреннего законодательства используют, при необходимости, метод контролируемой поставки наркотических средств и психотропных веществ с целью выявления лиц причастных к контрабанде или незаконной торговле.
Кроме того, допустимо оказание правовой помощи между органами внутренних дел (полиции) государств - участников СНГ в соответствии с двух или многосторонними соглашениями о сотрудничестве. Примером многостороннего договора может служить Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступностью, заключенное в Москве 25 ноября 1998 г. Сотрудничество в рамках оказания правовой помощи, как правило, осуществляется через Министерство иностранных дел.
Вместе с тем следует отметить, что при проведении международной контролируемой поставки наркотиков, между правоохранительными органами государств СНГ наиболее эффективным, с нашей точки зрения, является установление прямых рабочих контактов между соответствующими заинтересованными подразделениями. Однако, на практике, в случае возникновения определенных сложностей, возможно подключение и третьих стран в качестве посредников, имеющих значительный опыт в проведении таких операций. Например, успешно зарекомендовало себя сотрудничество с Управлением по борьбе с наркотиками (DEA) Министерства юстиции США.
Проведение контролируемой поставки наркотиков на территории Российской Федерации регламентируется рядом нормативных правовых актов. В частности, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» контролируемая поставка наркотиков входит в перечень оперативно -розыскных мероприятий2. Статья 13 указанного Федерального закона устанавливает круг субъектов, наделенных
правом осуществления контролируемой поставки: органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, Федеральные органы государственной охраны, таможенные органы Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Перечень этих органов может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Причем руководители указанных выше органов исполнительной власти, могут определять лишь круг оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, их структуру и организацию работы. Эти подразделения могут проводить контролируемую поставку исключительно в пределах полномочий, установленных для них в соответствующих законодательных актах Российской Федерации.
Так, ст. 49 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» устанавливает правовую основу проведения контролируемой поставки как одного из методов борьбы с контрабандой наркотиков.
В частности, при перемещении товаров через таможенную границу контролируемая поставка осуществляется в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом товаров, в том числе и наркотиков. В главе 42 Таможенного кодекса Российской Федерации установлены основы контролируемой поставки товаров, перемещаемых через таможенную границу. Так, в соответствии со ст. 435 Таможенного Кодекса контролируемой поставкой товаров, перемещаемых через таможенную границу, является оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем оперативно-розыскного органа допускается ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с этой территории либо перемещение по ней ввезенных товаров.
При проведении внешней (международной) контролируемой поставки наркотиков необходимо ее согласование с таможенными органами. Порядок такого согласования определяется соглашением между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. О принятом решении руко-
водитель органа, осуществляющего контролируемую поставку, незамедлительно уведомляет прокурора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 436 Таможенного Кодекса при осуществлении контролируемой поставки товаров, перемещаемых через таможенную границу, изъятых из гражданского оборота либо оборот которых допускается по специальному разрешению в соответствии с законодательством Российской Федерации, эти товары могут быть полностью или частично исключены или заменены в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Вопросы организации и тактики проведения контролируемой поставки определяются в ведомственных нормативных правовых актах, носящих, как правило, закрытый характер.
Говоря об организационных и тактических особенностях проведения контролируемой поставки наркотиков, следует отметить, что наиболее часто операции по контролируемой поставке наркотических средств, проводятся в случае:
• факта обнаружения правоохранительными либо иными органами (организациями) наркотиков в транспортных средствах, грузах, багаже, ручной клади, почтовых отправлениях;
• сообщения компетентных органов других государств о прохождении подобных грузов или почтовых отправлений через территорию какого-либо конкретного государства или наличие иной оперативной информации. Организационно контролируемая поставка наркотиков, как правило, состоит из следующих основных этапов:
а) сбор оперативной информации о контрабанде наркотиков и (или) разведывательно-поисковые мероприятия по выявлению факта незаконной транспортировки наркотиков;
б) документирование факта незаконной транспортировки указанных средств, предусматривающее проведение всего комплекса действий, связанных с осмотром места происшествия, выявлением и фиксацией следов преступной деятельности наркодельцов, оформлением соответствующей документации процессуального значения;
в) реализация мер по обеспечению негласного контроля за перемещением запрещенного груза и лиц его сопровождающих на маршруте следования адресату;
г) захват получателей груза и разоблачение максимально полного числа лиц, причастных к противоправным действиям.
о> о о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
•
О) О
о см
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о о
2
ф
d
л <
S I
н
о ф
со
По нашему мнению, при осуществлении контролируемой поставки необходимо обратить внимание на необходимость соблюдения ряда условий, о обеспечивающих успешность применения данного метода. Ее целесообразно проводить, если:
• отсутствуют препятствия со стороны законодательства и правоохранительных органов стран, через территории которых будет проходить контролируемое перемещение наркотических средств;
• соблюдена конспирация (факт обнаружения правоохранительными органам наркотических средств неизвестен преступникам и не предан огласке);
• имеется возможность обеспечить надлежащий контроль за грузом на всем протяжении его перемещения и, как следствие, гарантированная возможность его изъятия в любой точке маршрута следования;
• существует большая вероятность установления организаторов поставки, оптовых сбытчиков, перекупщиков наркотиков, что оправдывает проведение операции такой сложности;
• имеется достаточный запас времени для разработки с представителями органов внутренних дел регионов (соответствующими властями других стран), через которые будет осуществляться поставка, всесторонне согласованного плана совместных действий;
• позволяют возможности средств связи обеспечить надежный и постоянный контакт между представителями правоохранительных органов государств (регионов), привлекаемых к участию в операции.
С нашей точки зрения, одним из основных условий успешного осуществления контролируемой поставки является четкое взаимодействие между правоохранительными органами, таможенными службами, другими ведомствами в рамках операции, проводимой как на национальном, так и на международном уровнях.
Следует отметить, что преждевременная огласка факта обнаружения наркотиков делает любую попытку осуществления контролируемой поставки бессмысленной.
Организаторы операции должны также учитывать, что лица, незаконно перемещающие наркотики, могут по каким-либо причинам приостановить перемещение груза и распорядиться им по своему усмотрению.
Необходимо предупредить такое развитие ситуации. При наличии объективных данных о том, что перевозчики наркотиков установили или заподозрили свое обнаружение, операция по контролируемой поставке немедленно прекращается, и принимаются меры к задержанию груза и его владельцев.
Кроме того, для наиболее эффективной борьбы с контрабандой наркотиков, важно обеспечить комплексное применение оперативно-розыскных мероприятий3 как оперативное внедрение и контролируемая поставка. С нашей точки зрения их совместное проведение позволяет:
• выявить замысел наркопреступников на этапе подготовки совершения преступления, что позволяет наиболее полно и результативно провести документирование их преступных действий. При проведении оперативного внедрения в среду наркоторговцев, становится возможным всестороннее выявление каналов приобретения, перевозки и сбыта преступниками наркотических средств;
• провести контролируемую поставку наркотических средств с высокой степенью прогнозирования оперативной ситуации (при наличии возможности у субъекта внедрения принять участие в перевозке наркотиков). Фактически становится реальным
проведение контролируемой поставки с наименьшим риском потери контролируемого груза наркотиков, т.к. одно из звеньев преступной цепи организаторов сбыта наркотиков подменяется субъектом внедрения. Ситуация полностью контролируется правоохранительными органами, появляется возможность проведения оперативных комбинаций, моделирования оперативной ситуации, с неизменно остающимися преступным замыслом и преступными намерениями сбытчиков наркотиков. Снижается общественная опасность проведения контролируемой поставки наркотических средств.
Как правило, в соответствии с национальными законодательствами, организация проведения указанных мероприятий возлагается на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Их роль и участие по своему объему и содержанию могут существенно меняться в зависимости от их компетенции и вида контролируемой поставки
Литература и примечания
1. Далее по тексту под термином наркотики следует понимать совокупность наркотиче-ских средств и сильнодействующих веществ.
2. Ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 №114-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» /СЗ РФ от 14.08.95 № 33. Ст.3349.
3. Там же.