КОНТРАБАНДА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
© Кравцов Р. В., Лисаускайте В. В., 2006
Р. В. Кравцов — кандидат юридических наук, старший преподаватель, заведующий кафедрой уголовного права Юридического института ИГУ
В. В. Лисаускайте — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Юридического института ИГУ
В условиях мирного сосуществования государств с различными социально-экономическими системами сотрудничество между народами приобретает особую актуальность и необходимость. Более того, можно утверждать, что без такого сотрудничества в самых разных областях вряд ли возможно позитивное существование и прогрессивное развитие самих современных государств.
Борьба с преступностью, относящаяся в принципе к внутренней компетенции каждого государства и осуществляемая внутригосударственными мерами правового характера, зачастую перерастает национальные рамки, требует взаимодействия двух, нескольких или всех государств. Необходимость широкого международного сотрудничества в борьбе с преступностью возникает, прежде всего, для предотвращения и пресечения особо опасных преступлений, посягающих не только на национальный, но и на международный правопорядок.
Контрабанда как вид преступной деятельности международного характера известна с давних пор. А за последние годы она получила чрезвычайно широкое распространение, чему немало объяснений: упрощение порядка перемещения через границы государств, расширение международных связей, мировая интеграция, ликвидация монополии государств в сфере внешней торговли и другие.
Общим для всех преступлений, наносящих ущерб международному экономическому и социально-культурному развитию, в том числе и контрабанды, является объект их посягательства. Контрабанда посягает на порядок в области внешней торговли, наносит ущерб прогрессивному развитию экономических отношений между государствами, международной торговле, что, в свою очередь, существенно нарушает государственный и экономический суверенитет конкретных стран.
В силу того, что контрабанда подрывает, в том числе экономическую, основу государств, она признана наиболее опасной из всех видов таможенных преступлений. Общая заинтересованность государств в борьбе с контрабандой совершенно обоснованно предопределяет последнюю в качестве объекта их международного сотрудничества, в связи с чем в отдельных случаях государства стремятся объединить свои усилия для борьбы в этом направлении.
Бурное развитие международной торговли, а также расширение номенклатуры предметов контрабандной торговли привели к тому, что большинство стран произвели в Х1Х—ХХ вв. кодификацию своих нормативных актов, относящихся к таможенным вопросам, и установили строгие административные и уголовные наказания за контрабанду. В то же время помимо упорядочивания национальных законодательств по борьбе с контрабандой некоторые страны стали прибегать к мерам, направленным на пресечение контрабанды
в международном плане путем осуществления двустороннего и многостороннего сотрудничества. На сегодняшний день можно выделить несколько уровней такого взаимодействия: многостороннее (в целом международное), региональное (между несколькими государствами, расположенными в одном географическом регионе) и двустороннее (между конкретными государствами).
Прежде чем характеризовать контрабанду и противодействие ей на межгосударственном уровне необходимо обратиться к отдельным положениям теории международного уголовного права, согласно которой выделяются две группы преступлений: международные преступления и преступления международного характера. Следует оговориться, что указанные понятия не являются тождественными и обозначают различающиеся правовые явления. Так, международными преступлениями признаются особо опасные для человеческой цивилизации нарушения принципов и норм международного права, имеющих основополагающее значение для обеспечения мира, защиты личности и жизненно важных интересов международного сообщества в целом, то есть, в первую очередь, международному миру и безопасности. Это такие преступления как планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны, агрессия, геноцид, апартеид и др. Преступления международного характера отличаются от международных преступлений по объектам посягательства и степени их общественной опасности. «Это деяния, предусмотренные международным договором, не относящиеся к преступлениям против человечества, мира и безопасности, но посягающие на нормальные стабильные отношения между государствами, наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях отношений (экономической, социально-культурной, имущественной и т. п.), а также организациям и гражданам, наказуемые либо согласно нормам, установленным в международных договорах, либо согласно нормам национального уголовного законодательства в соответствии с этими договора-ми»1. Указанные преступления чаще всего посягают на внутригосударственный, национальный правопорядок, одновременно затрагивая интересы других стран или международного сообщества, подрывая основы сотрудничества государств и другие сторо-
ны международных отношений. По своей юридической природе они в большинстве своем могут быть отнесены к общеуголовным преступлениям, осложненным «иностранным элементом»2. В качестве таких преступлений можно назвать международный терроризм, захват заложников, захват и угон самолетов, фальшивомонетничество, работорговлю и многие другие. Контрабанда традиционно относится к преступлениям международного характера. В соответствии с доктриной международного уголовного права данное преступление в зависимости от объекта преступного посягательства и степени международной опасности относится к деяниям, наносящим ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств (наравне с такими преступлениями, как фальшивомонетничество, легализация преступных доходов, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, нелегальная эмиграция и посягательства на культурные ценности)3. В соответствии с действующими нормами международного права уголовная ответственность за эти преступления наступает на основе международных договоров, но по национальным нормам уголовного законодательства.
Как уже было отмечено, проблема контрабанды давно вышла на международный уровень. В настоящее время существует достаточное количество различных международных документов, регламентирующих или затрагивающих вопросы борьбы с контрабандой. С учетом анализа данных международных актов и национального законодательства можно выделить виды контрабанды. Анализ их содержания позволит выявить позитивные и негативные стороны межгосударственного сотрудничества в борьбе с данным преступлением.
Международному праву известно понятие так называемой военной контрабанды, которое содержится в ряде документов, регламентирующих обычаи и законы войны (Декларации «О морской войне» от 4 апреля 1856 г. и Декларации «О праве морской войны» от 26 февраля 1909 г.)4. В статьях этих документов содержатся перечни предметов и материалов, которые считаются контрабандой в период вооруженного конфликта на море. Это предметы и материалы, которые могут служить как военным целям, так и те, которые сами по себе могут одинаково использоваться в мирных и воен-
ных целях, если в каждом отдельном случае может быть доказано, что эти предметы и материалы непосредственно или после предварительной обработки, предназначены служить целям нападения или обороны. В данном случае речь идет как об исключительно военных предметах и материалах, так и о предметах и материалах, получивших впоследствии наименование «двойного назначения».
В Декларации «О праве морской войны» наряду с понятием военной контрабанды впервые была закреплена существовавшая до этого международная практика деления военной контрабанды на абсолютную и условную. Так, в соответствии со статьей XXII Декларации «почитаются, по праву военной контрабандой нижеследующие предметы и материалы, именуемые контрабандой абсолютной:
1. Всякого рода оружие, включая и охотничье, а также и отдельные принадлежности ему части.
2. Снаряды, заряды и патроны всякого рода и отдельные принадлежности к ним части.
3. Порох и взрывчатые вещества, специально употребляемые на войне.
4. Пушечные станции, ящики, передки, фургоны, полевые кузницы и отдельные принадлежности к ним.
5. Предметы, специально относящиеся к военному обмундированию и снаряжению.
6. Специально военная упряжь всякого рода.
7. Верховые, обозные и вьючные животные, могущие служить для войны.
8. Предметы лагерного снаряжения и отдельные принадлежащие к ним части.
9. Брони.
10. Военные суда, шлюпки и отдельные части, по своим особенностям не могущие быть использованы иначе, как на военном судне.
11. Инструменты и приборы, исключительно предназначенные для изготовления боевых припасов для выделки и начинки оружия и предметов военного снаряжения, сухопутного и морского»5.
Контрабандой условной в свете статьи XXV Декларации считаются съестные припасы, подвижной состав железных дорог и т. д., другие предметы и материалы, служащие, как военным, так и мирным целям, которые могут быть дополнены к списку условной контрабанды путем особого объя-
вления. Процедура особого объявления закрепляется в статьях XXV и XXVI6.
В 1928 г. была принята Конвенция о морском нейтралитете, в которой указывается, что нейтральные государства не имеют права предоставлять воюющим государствам суда, вооружение и т. д. Предметы и материалы, которые служат военным целям или могут быть использованы для таких целей и перевозятся на торговых судах нейтральных стран, является военной контрабандой и, в связи с этим, могут быть конфискованы воюющими государствами7. Таким образом, международные документы начала XX-го века содержат перечень предметов, относящихся к контрабанде и правила признания этих предметов таковыми, однако суть контрабанды (имеются ввиду конкретные действия, составляющие данное преступление) при этом не раскрывается.
В более поздний период были приняты другие международные акты в области международного права вооруженных конфликтов, которые конкретизировали понятие контрабанды. В этой связи представляет определенный интерес Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море (Сан-Ремо, 12 июня 1994 г.), который также не обходит стороной вопросы, касающиеся пресечения контрабанды в военное время на море. В соответствии с Руководством под контрабандой понимаются предметы, конечным пунктом назначения которых является территория, контролируемая противником, и которые могут быть использованы в вооруженном конфликте8. В документе четко прописывается механизм определения факта перевоза судном нейтрального государства контрабанды, пресечение такой перевозки, правомочия воюющих государств в отношении нейтральной страны, нарушающей установленные международные правила поведения при вооруженном конфликте.
Проанализировав все выше представленные международные документы, можно сделать следующий вывод. Термин «военная контрабанда» используется в международных соглашениях и актах, устанавливающих правила и законы ведения войны. Под военной контрабандой следует понимать совокупность материалов и предметов, перевозимых нейтральными странами в нарушение их нейтрального статуса для одной из воюющих сторон. Таким образом, право-
вое регулирование борьбы с данным видом контрабанды существенно отличается от традиционного, поскольку его целью является не пресечение незаконного перемещения через таможенную границу товара, а нарушение установленных правил поведения нейтральных государств в период вооруженных конфликтов в отношении воюющих сторон. Следовательно, негативное воздействие в таком случае осуществляется не на экономические, социальные или культурные отношения, а на отношения между воюющими государствами.
Контрабанда оружия, боеприпасов и воинского снаряжения активно осуществляется и в мирное время. До недавнего времени на международном уровне не было какого-либо специального соглашения, регулирующего контрабанду данных предметов повышенной опасности. Однако в 2000 г. была принята Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. В положениях этого документа рассматриваются механизмы борьбы с незаконным оборотом любых предметов, осуществляемым структурами организованной преступности в разных странах, в том числе, контрабанда оружием.
Статья 2 Конвенции содержит определения различных терминов, среди которых такое понятие, как «контролируемая поставка». Под ней понимается метод, при котором допускается вывоз, перевоз или ввоз на территорию одного или нескольких государств незаконных или вызывающих подозрение партий груза с ведома и под надзором их компетентных органов в целях расследования какого-либо преступления и выявления лиц, участвующих в совершении этого преступления9. Таким образом, данный международный документ предусматривает возможность установления государством или несколькими государствами механизма контроля за передвижением незаконно вывозимого, перевозимого или ввозимого товара для поимки всех участников преступной операции и пресечении совершения контрабанды впоследствии.
В 2001 г. был принят Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. Протокол рассматривает закрепленные в Конвенции механизмы примени-
тельно к незаконному обороту оружия. В ст. 2 документа указывается, что под незаконным оборотом понимается «ввоз, вывоз, приобретение, продажа, доставка, перемещение или передача огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему с территории или по территории одного государства-участника на территорию другого государства-участника, если любое из заинтересованных государств-участников не дает разрешения на это согласно положениям Протокола или если его огнестрельное оружие не имеет маркировки, нанесенной в соответствии со ст. 8 Протокола»10. Протокол предусматривает: обязательную маркировку огнестрельного оружия для идентификации и отслеживания каждой единицы; меры, которые государство обязано предпринять при списании огнестрельного оружия (приведение в негодность, проверка списания оружия); установление требований к системам экспортно-импортных и транзитных лицензий или разрешений; обмен необходимой информацией между государствами-участни-ками. Данный механизм призван, в первую очередь, способствовать пресечению контрабандных перемещений огнестрельного оружия, его составных частей и боеприпасов к нему11.
Одним из первых практических шагов по межгосударственному сотрудничеству в борьбе с контрабандой стала борьба с распространением порнографических изданий. Так, в национальных законах многих стран ввоз порнографических изданий запрещен, а нелегальный ввоз рассматривается как контрабанда. Широкая контрабанда порнографии вызвала необходимость международного сотрудничества в борьбе с этим видом преступления. Первое международное соглашение по данному вопросу (Международное Соглашение о борьбе с распространением порнографических изданий)12 было заключено в Париже 4 мая 1910 г. Участниками этого соглашения являлись 15 государств, в том числе и Россия. 12 сентября 1923 г. в Женеве была заключена Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими13. В ней объявлялись наказуемыми следующие деяния: изготовление, хранение
порнографических изданий с целью их продажи, распространения или публичного выставления; ввоз, провоз, вывоз в вышеуказанных целях таких изданий или пуск их в
обращение; торговля, распространение, публичное выставление, сдача в прокат в качестве профессии порнографических изданий; анонсирование или оглашение путей, через которые эти издания можно достать.
Стороны договорились возбуждать уголовное преследование против лиц, виновных в совершении указанных деяний, в связи с чем обязались ввести в свое национальное законодательство соответствующие нормы, а также предусмотреть возможность совершения обысков в местах предполагаемого изготовления или нахождения порнографических предметов, наложение на них ареста, их конфискацию и уничтожение (ст. 4, 5). Конвенцию ратифицировали 63 государства. Советский Союз присоединился к ней в 1935 г. и в соответствии с ее положениями ввел в свое уголовное законодательство нормы о наказуемости распространения порнографических изданий.
Государства предпринимали попытку осуществлять противодействие распространению так называемой экономической контрабанды. Так, 19 августа 1925 г. в Гельсингфорсе рядом государств (Германия, Дания, Эстония, Финляндия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша и Вольный Город Данциг, Швеция и СССР) была заключена Конвенция о пресечении контрабанды алкогольных товаров. Указанный международно-правовой акт представляет собой пример казуистичной регламентации на межгосударственном уровне основ противостояния контрабанде алкогольных товаров. Используя в тексте конвенции термин «контрабанда», ее авторы, к сожалению, не посчитали возможным раскрыть содержание этого понятия, что нельзя признать удачным. Участники конвенции констатируют, что контрабанда алкогольных товаров представляет опасность для общественного благополучия и что с ней следует бороться всеми возможными средствами; при этом, полагая, что данная цель может быть достигнута наиболее действительным образом международными соглашениями14. В основном конвенция устанавливает порядок контроля над перемещением между государствами алкогольных товаров. В целях единообразного понимания термина «алкогольные товары» конвенция содержит соответствующее определение. Частично, в самых общих чертах затрагивается вопрос о документальном оформлении провоза алкогольной продукции. Так, каждая из Договаривающихся
Сторон обязуется не дозволять вывоза за границу алкогольных товаров на судах национальности одной из Договаривающихся Сторон, имеющих вместимость менее пятисот регистровых тонн нетто, за пределы своей территории, включая сюда таможенные склады и вольные гавани, иначе чем по официальному разрешению, выданному судну соответственными властями страны его происхождения. В конвенции закрепляется обязанность Договаривающихся Сторон предусмотреть в национальном законодательстве меры наказания, необходимые для успешного применения положений конвенции.
Конвенция содержит норму о сотрудничестве таможен договаривающихся государств по вопросам противостояния контрабанде, которые как предполагается, будут насколько возможно осведомлять друг друга о состоянии контрабанды и о лицах, которые ею занимаются, и будут сообщать друг другу сведения об особых обстоятельствах, которые могли бы облегчить борьбу с контрабандой.
Следует заметить, что участие СССР в указанной конвенции носило скорее политический, нежели экономический оттенок. Такой вывод можно сделать из Заключительного протокола Конвенции о пресечении контрабанды алкогольных товаров, в котором делегатом от СССР было заявлено, что Правительство СССР утверждает положение Конвенции, при том условии, что одновременно с этой конвенцией вступит в силу соглашение, подписанное сего дня делегатами Эстонии, Финляндии и Союза Советских Социалистических Республик и что распределение таможенных территорий будет проведено в соответствии с этим соглашением.
Делегаты Эстонии, Финляндии и Союза Советских Социалистических Республик заявляют, что сего числа они приняли соглашение о распределении таможенных территорий в Финском Заливе, в которых таможенные права по борьбе с контрабандой алкогольными товарами будут осуществляться этими тремя соседними государствами. Соглашение о распределении таможенных территорий было присоединено в качестве приложения к Заключительному Протоколу и вступило в силу одновременно с Конвенцией.
Таким образом, несмотря на то, что контрабанда как вид правонарушения между-
народного характера известна с давних пор, тем не менее, ее определение закрепляется в основном в национальном праве государств.
Однако определение контрабанды в национальном законодательстве различных государств не везде идентично. Тем не менее, для всех национальных определений характерным является общий подход к пониманию контрабанды. Это общее международное понимание контрабанды, которым государства руководствуются в их международном сотрудничестве по борьбе с ней, аналогично пониманию контрабанды: всякое незаконное перемещение через таможенную границу товаров, ценностей имущества и предметов помимо таможенного учреждения или через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля.
Именно такое понимание контрабанды легло в основу ее определения, сформулированного на XIII конференции руководителей таможенных управлений социалистических стран 1971 г., а именно: «Контрабанда — незаконное перемещение через государственную границу грузов (товаров, ценностей и других предметов) либо иные действия, направленные против таможенновалютных предписаний, за которые предусматриваются санкции согласно правовым нормам соответствующей страны»15. Таким образом, можно констатировать, что впервые на международном уровне представители ряда государств предприняли попытку дать дефиницию контрабанды, которая впоследствии в основном получила наибольшее распространение.
Термин «экономическая контрабанда» непосредственно в международных документах не встречается, однако закреплен в национальном законодательстве некоторых стран. Так, в УК Республики Казахстан ст. 209 регламентирует отдельно экономическую контрабанду (преступление в сфере экономической деятельности) и контрабанду предметов, изъятых из обращения или обращение которых ограничено (преступление против общественной безопасности и общественного порядка). Под экономической контрабандой в соответствии с теорией уголовного права следует понимать незаконное перемещение через государственную границу любых товаров, на которые не распространяется изъятие из обращения или его ограничение.
Международная Конвенция о взаимном административном содействии в предотвра-
щении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 9 июня 1977 г., определяет контрабанду, как обман таможни, состоящий в перемещении товаров через таможенную границу в любой скрытой форме16. СССР участником данной конвенции не являлся, согласно же постановлению Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1215, Российская Федерации присоединилась к настоящей Международной конвенции с принятием Приложения X, что является, безусловно, позитивным шагом в борьбе с преступностью, в том числе с контрабандной17. Нельзя не обратить внимания, что указанный документ в основном посвящен процедурным (оперативно-розыскным) вопросам и практически не содержит материально-правовых установлений за исключением, пожалуй, вышеприведенного.
В целом, Конвенция содержит механизм взаимодействия государственных структур разных стран, осуществляющих пресечение совершения таможенных правонарушений и преступлений в этой сфере. Интересным представляется Приложение Х к Конвенции, которое устанавливает механизм сотрудничества таможенных служб для борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ. Фактически выделение еще одного вида международной контрабанды обосновано активным развитием незаконной наркоторговли и необходимостью борьбы с данным преступлением.
Первым международным соглашением в этой области стала Гаагская конвенция 1912 г. В соответствии с ней ряд стран Европы, а также США приняли законы, установившие административную и уголовную ответственность за незаконное производство наркотиков и контрабандную торговлю ими. Однако ко времени окончания первой мировой войны конвенцию подписало только 31 государство, а ратифицировало ее всего 16. Употребление наркотиков продолжало расти, а контрабандная торговля ими — процветать.
На состоявшейся в 1925 г. в Женеве международной конференции по опиуму была подписана Международная конвенция об опиуме, одной из главных задач которой, как указывалось в ее преамбуле, а также в ст. 22, являлась борьба с контрабандной торговлей наркотиками. В соответствии с конвенцией был создан Постоянный центральный комитет по опиуму, осуществляв-
ший общий контроль над международной торговлей, производством и распределением наркотических средств.
В предвоенные годы состоялось несколько международных конференций по вопросам контроля над производством и распределением наркотиков, а также контрабандной торговли ими. В 1931 г. была подписана Конвенция об ограничении производства и регламентации распределения наркотических средств, а в 1936 г. — Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами. Конвенция 1936 г. содержала рекомендацию о том, чтобы договаривающиеся стороны приняли соответствующее национальное законодательство об уголовной ответственности лиц, способствующих контрабандному распространению наркотиков.
В 1946 г. в рамках ООН 65 государств подписали Протокол о внесении изменений в заключенные ранее соглашения, конвенции и протоколы о наркотиках. Согласно этому протоколу, под международный контроль было поставлено около 20 видов наркотических средств. В 1948 г. специальным протоколом, подписанным 94 государствами, под международный контроль был поставлен ряд новых, в том числе синтетических наркотических средств. 23 июня 1953 г. был подписан Протокол об ограничении и регулировании выращивания опиумного мака, международной и внутренней торговле и использовании опиума.
В январе—марте 1961 г. в Нью-Йорке проходила международная конференция по выработке новой многосторонней конвенции о наркотических средствах. Конференция приняла Единую конвенцию о наркотических средствах и пять резолюций о технической помощи заинтересованным странам в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и сотрудничестве с Интерполом, который проводит работу по борьбе с незаконным распространением наркотиков и контрабандной торговлей ими. Участниками этой конвенции являются 95 государств, в том числе СССР.
Единая конвенция 1961 г. в ст. 36 говорит о наказуемости культивирования, производства, изготовления, извлечения, приготовления, хранения, предложения с коммерческими целями, продажи, доставки на любых условиях, переотправки транзитом, перевоза, ввоза и вывоза наркотических средств, произведенных в нарушение поста-
новлений конвенции, и любых других действий. В конвенции подробно разъясняется содержание этой статьи. В частности, ввоз и вывоз означает физическую передачу наркотиков из одного государства в другие.
В последующие годы предметом контрабандной торговли наряду с известными видами наркотических средств стали так называемые психотропные вещества, действие которых вызывает в организме человека реакции, сходные с действием наркотических веществ. Комиссия ООН по наркотическим средствам тщательно рассматривала этот вопрос и подготовила проект нового международного договора об усилении контроля над потреблением психотропных веществ и пресечении контрабандной торговли ими. Конвенция о психотропных веществах была подписана в Вене в феврале 1971 г.18
Ограничить производство и использование психотропных веществ только медицинскими и научными целями — в этом состояла главная задача конвенции 1971 г. В ней определен порядок установления международного контроля над новыми веществами и торговлей психотропными веществами, сбора статистических и иных сведений, подлежащих представлению в Международный комитет по контролю над наркотиками. Предусмотрены меры против злоупотребления психотропными веществами и незаконной торговли ими.
В 1988 г. была подписана Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных ве-ществ19. Целью настоящей Конвенции является содействие сотрудничеству между го-сударствами-участниками, с тем, чтобы они могли более эффективно решать различные проблемы незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, имеющего международный характер. Согласно статье 3 «Правонарушения и санкции», каждая Сторона обязуется принимать такие меры, которые могут потребоваться, с тем, чтобы признать уголовными преступлениями согласно своему законодательству следующие действия, когда они совершаются преднамеренно: (а) (1) производство, изготовление, экстрагирование, приготовление, предложение, предложение с целью продажи, распространение, продажу, поставку на любых условиях, посредничество, переправку, транзитную переправку, транспортировку, импорт или экспорт любого наркотического средства или
любого психотропного вещества в нарушение положений Конвенции 1961 г., этой Конвенции с поправками или Конвенции 1971 г.
Во многих странах сильно развита контрабандная торговля культурными ценностями, чему способствует слабая борьба с хищениями этих ценностей. В связи с тем, что ущерб, причиняемый культурным ценностям, наносится не только отдельным странам и народам, но и тем самым всей мировой культуре, государства выработали ряд международно-правовых мер по охране этих ценностей.
Первым многосторонним международноправовым документом в этой области была Гаагская конвенция 1907 г. о законах и обычаях сухопутной войны. В ст. VI конвенции запрещались захват, истребление или повреждение исторических памятников, художественных и научных произведений.
По инициативе ЮНЕСКО в 1954 г. была принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В этом акте говорится о защите культурного достояния в период ведения военных действий. Принимались и другие международно-правовые документы, направленные на защиту ценностей на случай войны.
Что касается охраны культурных ценностей в мирное время, то на этот счет известны некоторые совместные усилия, предпринимаемые государствами, в частности, в виде многосторонних договоров. К ним можно отнести Конвенцию от 17 ноября 1970 г. о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, и Конвенцию от 16 ноября 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия. В Конвенции 1970 г. содержится подробный перечень культурных ценностей, дается определение этого понятия. Согласно положению этого международного документа, каждое государство обязано охранять культурные ценности от краж, тайных раскопок и незаконного вывоза. Незаконные ввоз, вывоз и передача права собственности на культурные ценности являются одной из главных причин обеднения культурного наследия стран происхождения этих ценностей. Международное сотрудничество является одним из наиболее действенных средств
обеспечения охраны принадлежащих им культурных ценностей от всех связанных с этим опасностей.
Следует отметить, что незаконным, в соответствии со ст. 11 Конвенции, признаются как традиционный ввоз, вывоз и передача права собственности на культурные ценности, совершенные в нарушение установленных правил; так и принудительные вывоз и передача права собственности на культурные ценности, являющиеся прямым или косвенным результатом оккупации страны иностранной державой. Для ограничения вывоза государства-участники обязались установить специальное свидетельство (сертификат), которым государство-экспортер удостоверяет, что оно дало разрешение на вывоз. Государства-участники также имеют право объявить некоторые культурные ценности неотчуждаемыми, которые ввиду этого не должны вывозиться. В соответствии со ст. 7 Конвенции государства обязались запрещать ввоз культурных ценностей, похищенных из музея, религиозного или светского исторического памятника, или подобного учреждения другого государства-участника Соглашения при условии, что такая ценность числится в описи предметов, принадлежащих данному учреждению.
В рассматриваемом документе установлены также определенные правила возврата похищенных культурных ценностей одного государства, находящиеся на территории другого государства. Таким образом, международное сообщество в основном серьезно реагирует на совершение контрабандных действий в отношении предметов, представляющих повышенную ценность, и, как правило, ограниченных или вовсе изъятых из свободного гражданского оборота.
Осуществляется международное сотрудничество по борьбе с контрабандой и отдельными ее видами и на региональном уровне. В данном случае действуют в основном договоры общего содержания, направленные на борьбу со многими преступлениями, вышедшими на международный уровень, либо расследование и раскрытие которых требует помощи другого государства (выдача преступника, содействие в собирании доказательственной базы и т. д.). Они не содержат конкретизации преступлений либо норм материального права, однако активно используются государствами для взаимодействия. К таким соглашениям
можно отнести Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., Конвенцию СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.
Следует отметить определенную активность в сотрудничестве по борьбе с экономическими преступлениями (в том числе контрабандой) участников Содружества Независимых Государств. 12 марта 1993 г. в Москве Советом глав правительств СНГ было принято решение20 об утверждении соответствующей Программы совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников Содружества Независимых Государств, согласно которой, главы правительств, учитывая резкое осложнение криминогенной обстановки в большинстве государств-участников Содружества, в том числе рост преступности, особенно ее организованных форм, сочли необходимым в соответствии с национальным законодательством осуществить ряд организационно-правовых и организационно-практических мероприятий, в том числе направленных на борьбу с преступностью в сфере экономики (подготовка предложений по вопросам усиления контроля над внешнеэкономической деятельностью организаций и предприятий, допускающих незаконный вывоз стратегических материалов и сырья, механизма создания (при необходимости) совместных оперативно-поисковых групп по пресечению незаконных каналов вывоза из государств-участников Содружества энергоносителей, культурных ценностей и валютных средств).
Несколько позже Решением Совета глав государств СНГ от 10 февраля 1995 г. были приняты Основы таможенных законодательств государств-участников Содружества Независимых Государств21. Данный документ является весьма обширным и содержит как материально-правовые, так и процессуально-правовые положения. В частности, вопросам борьбы с контрабандой посвящен раздел XI «Контрабанда. Контролируемые поставки. Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов». Статьей 217 Основ предлагается следующее определение контрабанды — это перемещение через таможенную границу государства помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным
использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ; вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, патронов к нему и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боеприпасов к нему); ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, которые заведомо могут быть использованы при его создании; предметов художественного, исторического и археологического достояния народов, а равно такое перемещение иных предметов, совершенное в крупных размерах или с использованием служебного положения должностного лица либо должностным лицом с использованием своего служебного положения, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу государства отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой. Кроме того, контрабандой признается также невозвращение на таможенную территорию государства предметов художественного, исторического и археологического достояния народов, вывезенных за пределы таможенной территории государства, если такое возвращение является обязательным, либо перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу государства путем ее прорыва, выразившегося в их открытом перемещении через таможенную границу государства вопреки прямому запрету присутствовавшего при этом должностного лица, осуществляющего таможенный контроль. Таким образом, на межгосударственном уровне в рамках СНГ была предпринята попытка сформулировать дефиницию контрабанды с целью приведения национального законодательства в некое соответствие между собой. Санкций указанный документ не устанавливает.
Приведенное определение было воспринято законодателями большинства госу-дарств-участников СНГ, в том числе и российским. Так, ст. 188 Уголовного кодекса РФ содержит лишь с учетом некоторых изменений практически аналогичное определение понятия контрабанды.
В то же время, учитывая, что Основы носят скорее рекомендательный характер, нежели общеобязательный, национальному законодателю предоставляется право признавать контрабандой иные нарушения таможенного законодательства, а также определять условия привлечения лиц к ответственности. Кроме того, Основы устанавливают, что ответственность лиц, совершивших контрабанду, производство по делам о контрабанде, порядок рассмотрения дел о контрабанде определяются национальным законодательством.
Данный международно-правовой документ достаточно подробно раскрывает понятие и порядок осуществления уже ранее упомянутой контролируемой поставки. В первую очередь речь идет о контролируемой поставке наркотических средств и психотропных веществ. Использование данного метода допускается и в отношении других предметов, являющихся орудием или средством совершения преступления, либо предметов, добытых преступным путем, либо предметов, противоправные деяния с которыми являются контрабандой. Основы устанавливают правила распоряжения денежными средствами и имуществом, конфискованными при использовании метода контролируемой поставки.
В соответствии со ст. 1 Соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики22, принятого в Москве 12 апреля 1996 г., в целях выработки согласованной стратегии и укрепления взаимодействия правоохранительных и контрольных органов в борьбе с преступлениями в сфере экономики, ... в области внешнеэкономической деятельности ... государства-участники Соглашения приняли на себя обязательства осуществлять сотрудничество в данном направлении. И далее текст Соглашения посвящен вопросам осуществления и исполнения запроса об оказании содействия как основы сотрудничества государств в борьбе с преступлениями в сфере экономики, в том числе контрабандными действиями.
17 мая 1996 г. была утверждена Межгосударственная программа совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2000 г.23 В ней, в частности, говорится о том, что состояние преступности в государ-ствах-участниках СНГ вызывает серьезную
озабоченность, поскольку в последние годы отмечается значительный рост тяжких преступлений, имеющих транснациональный характер, совершаемых организованными преступными формированиями. Кроме этого, широкое распространение получили различные проявления терроризма, легализация преступных доходов, наркобизнес, контрабанда оружия и военной техники, радиоактивных веществ, культурных ценностей, редкоземельных и стратегических материалов, фальшивомонетничество, кражи автомобилей, преступления в финансовой и внешнеэкономической сферах, в том числе с использованием информационновычислительной техники и новейших платежных средств, заказные убийства и другие опасные виды преступлений. Принимаемые в государствах-участниках СНГ меры не всегда адекватны преступным проявлениям, недостаточно скоординированы и согласованы. В результате увеличиваются масштабы транснациональной организованной преступности, возможности ее проникновения в экономическую, политическую, социальную и финансовую сферы, оказывающие дестабилизирующее влияние на весь ход социально-экономических преобразований в отдельных государствах и на межгосударственные отношения. Сложившаяся обстановка настоятельно диктует необходимость принятия соответствующих межгосударственных мер, направленных на совершенствование информационного обеспечения государств, на гармонизацию и унификацию правовой базы, проведение конкретных согласованных мероприятий правоохранительных и иных органов системы уголовной юстиции в борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступной деятельности. И далее весьма подробно представлен соответствующий комплекс мер (в том числе проведение согласованных межведомственных оперативно-профилактических целевых мероприятий и специальных операций по пресечению контрабанды и хищений сырьевых ресурсов, культурных ценностей). Рассматриваемая Межгосударственная программа стала основой для развития правового пространства и конкретных совместных мер борьбы с транснациональной преступностью. В рамках ее реализации были проведены согласованные крупномасштабные мероприятия и специальные операции по борьбе с преступностью, в частности, по
пресечению контрабанды и хищений сырьевых ресурсов и культурных ценностей, незаконного оборота наркотиков, оружия и взрывчатых веществ, хищений материальных ценностей и грузов, перевозимых железнодорожным транспортом.
Соглашение о сотрудничестве госу-дарств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью 25 ноября 1998 г. в Москве подписали Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина. Оно вступило в силу 14 сентября
1999 г. и содержит норму декларативного характера, в соответствии с которой «Стороны сотрудничают в предупреждении, пресечении, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, в особенности следующих деяний:
1) преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности;
2) незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ и взрывных устройств, а также ядерных и радиоактивных материалов, международный терроризм, бандитизм, захват заложников;
3) незаконный оборот наркотических средств, прекурсоров и психотропных веществ;
4) преступления в сфере экономической деятельности, в том числе в области налогообложения, легализация (отмывание) доходов от преступной деятельности, контрабанда, фальшивомонетничество и подделка ценных бумаг;
5) преступления против собственности, в том числе хищения автотранспортных средств и связанные с этим незаконные операции;
6) торговля людьми и эксплуатация проституции третьими лицами;
7) незаконный оборот культурных и исторических ценностей;
8) экологические преступления;
9) незаконная миграция».
Отдельное упоминание контрабанды в совокупности преступлений в сфере экономической деятельности свидетельствует о значительном росте внимания государств-участ-ников СНГ к необходимости борьбы с ней.
Борьба с контрабандой нередко регламентируется на двусторонней основе, при
этом стороны избирают различные правовые формы, в которых закрепляются их намерения. Так, начиная с 1991 г. между Правительством Российской Федерации и Правительствами некоторых государств был заключен ряд соглашений: с Правительством Королевства Норвегия о сотрудничестве в борьбе с преступностью (Москва, 26 мая 1998 г.)24, с Правительством Республики Словении о сотрудничестве в области борьбы с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, терроризмом и иными видами преступлений (Москва, 15 мая 2001 г.)25 и т. д. Указанное сотрудничество также осуществляется на основе деклараций (например, Российско-Шведская Декларация (Москва, 4 февраля 1993 г.)26), договоров (например, Договор между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о сотрудничестве по пограничным вопросам (Москва, 4 мая 2001 г.)27, Договор о партнерских отношениях между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией (Москва, 22 июня
2000 г.)28). Следует иметь в виду, что в подавляющем большинстве случаев речь идет именно о провозглашении намерений и не более того. Так, соответствующие документы содержат установления относительно определения приоритетных направлений противодействия преступности, согласно которым Стороны берут на себя обязательство осуществлять сотрудничество в первую очередь в области борьбы с наиболее опасными видами преступлений, среди которых упоминается контрабанда, либо когда Стороны, учитывая необходимость дальнейшего расширения сотрудничества в области борьбы с контрабандой наркотических средств, оружия и других, запрещенных к перемещению через государственную границу товаров и предметов, провозглашают необходимость такового.
Таким образом, проведенный анализ правового закрепления преступления контрабанды в международном праве позволяет сделать следующие выводы.
1. Внимание мирового сообщества к вопросам борьбы с контрабандой заметно возросло, особенно в последнее время, о чем свидетельствует неоднократное упоминание данного преступления (а точнее констатация необходимости борьбы с ним) в различных международно-правовых документах наряду с такими опасными видами преступной деятельности как организованная преступность, терроризм, наркобизнес и другими.
2. В то же время в большинстве случаев такое закрепление в международно-правовых актах в основном сводится к утверждению того, что «Стороны будут сотрудничать в области борьбы с контрабандой».
3. К сожалению, вопросы противодействия контрабанде на межгосударственном уровне до настоящего времени не подвергнуты глубокой правовой регламентации. Имеются лишь единичные разрозненные примеры закрепления в международно-правовых документах отдельных понятий, относящихся к тому или иному виду контрабанды. При этом создатели соответствующего международно-правового документа идут, как правило, не по пути выработки некой общей дефиниции контрабанды, которая впоследствии могла бы быть заимствована государствами-участниками в национальное законодательство, а избирают более «легкий» путь раскрытия сути данного преступления, перечисляя предметы, незаконное перемещение которых и будет составлять последнюю.
4. Несмотря на общую заинтересованность государств в борьбе с контрабандой, единого акта международно-правового характера, принятого государствами путем согласования их воли, на сегодняшний день не существует.
5. Те международно-правовые акты, в
которых упоминается борьба с контрабандой, направлены прежде всего на противодействие контрабанде предметов, изъятых из свободного гражданского оборота или ограниченных в таковом, в связи с чем встает вопрос о необходимости разработки соответствующего акта о борьбе с контрабандой «обычных» товаров. ^
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Международное уголовное право. М., 1995. С. 116.
2 Панов В. П. Международное уголовное право : учеб.
пособие. М., 1997. С. 68.
3 В данном случае необходимо учитывать определенную условность распределения преступлений по различным классификационным группам.
4 Международное право в избранных документах. Т. 3. М., 1957. С. 151-161.
5 Международное право. Ведение военных действий : сб. Гаагских конвенций и иных международных документов. М., 2001. С. 94.
6 См. там же. С. 95-96.
7 Международное право. Ведение военных действий : сб. Гаагских конвенций и иных международных документов. М., 2001. С. 246.
8 Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море 1994. Ч. V. Разд. VI. п. 148 // Международное право. Ведение военных действий : сб. Гаагских конвенций и иных международных документов. С. 178.
9 Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2002 г. // Международное право и борьба с преступностью : сб. документов. М., 2004. С. 434.
10 См. там же. С. 512.
11 В настоящее время Конвенция и Протоколы к ней пока не вступили в силу.
12 Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1936. Отдел II. № 21. Ст. 179.
13 Там же.
14 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. V. М., 1930. С. 46.
15 Угаров Б. М. Международная борьба с контрабандой. М., 1981. С. 83.
16 Гарант [Электронный ресурс]: справочно-правовая система.
17 Конвенция вступила в силу для Российской Федерации с 13 марта 1995 г.
18 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV. М., 1981. С. 416.
19 Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Выпуск XLVII. М., 1994. С. 133.
20 Текст решения официально опубликован не был. Действие данного решения было прекращено в соответствии с Решением о прекращении решений Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 г.
21 Бюллетень международных договоров. 1995. № 9.
22 Бюллетень международных договоров. 1996. № 10.
23 Ведомственное приложение к «Российской газете». 1996. 22 июня.
24 Бюллетень международных договоров. 2000. № 4.
25 Бюллетень международных договоров. 2002. № 8.
26 Бюллетень международных договоров. 1993. № 6.
27 Бюллетень международных договоров. 2001. № 7.
28 Бюллетень международных договоров. 2002. № 5.