УДК 347.97/99
Б01: 10.21685/2072-3024-2016-2-2
Д. В. Аронов, П. В. Бардин
ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЛИБЕРАЛЬНОЙ МЫСЛИ РОССИИ НАЧАЛА ХХ в. (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ НАРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А. Л. ШАНЯВСКОГО)
Аннотация.
Актуальность и цели. Статья посвящена ранее не исследованному в отечественной историографии месту и роли такого феномена общественной жизни России начала ХХ в., как Народный университет им. А. Л. Шанявского, в формировании гражданского общества. Прикладная актуальность исследования заключается в возможности использования отечественного исторического опыта для оценки состояния и совершенствования процессов развития в нашей стране базовых институтов гражданского общества. Цель работы - рассмотреть и проанализировать материалы учебных программ университета им. А. Л. Шанявского с точки зрения отражения в них такого направления либеральной политической деятельности начала ХХ в., как создание в политически активной части российского общества слоя носителей идеологии гражданского общества.
Материалы и методы. Исследование проблемы проведено на базе ранее не введенных в научный оборот материалов программ учебных дисциплин, преподававшихся в рамках общественно-философского цикла университета им. А. Л. Шанявского, материалов архивных фондов, стенографических отчетов Государственной думы. В основу методологии работы, помимо традиционных общенаучных методов исследования, был положен сравнительно-исторический метод, применение которого помогает сопоставить содержание учебных программ на предмет их соответствия базовым элементам гражданского общества; статистический метод, позволяющий проанализировать присутствие в содержании учебных программ сведений об институтах гражданского общества.
Результаты. Проведенный анализ содержания учебных программ университета им. А. Л. Шанявского позволил выявить высокую степень представленности институтов гражданского общества в содержании большого количества учебных дисциплин общественно-философского цикла, определить место и роль отдельных дисциплин в формировании у слушателей университета целостного представления о гражданском обществе как важной составляющей идеологии и политической жизни общества.
Выводы. Члены юридических обществ внесли весомый вклад в разработку проблемы реформирования местного суда. Правоведам не только удалось обосновать необходимость рассмотрения вопроса о проведении судебной реформы в парламенте, но и разработать основные предложения по преобразованию местного суда в своих заседаниях. Однако далеко не все принципиальные вопросы реформирования местного суда, предложенные членами юридических обществ, были реализованы в утвержденном законе, что было обусловлено как позицией исполнительной власти, так и раскладом политических сил в Государственной думе.
Ключевые слова: гражданское общество, либерализм, университет им. А. Л. Шанявского, либеральная профессура России начала ХХ в.
D. V. Aronov, P. V. Bardin
THE CIVIL SOCIETY CONCEPT IN THE RUSSIAN LIBERAL THOUGHT IN THE EARLY XX CENTURY (BY THE EXAMPLE OF THE A. L. SHANYAVSKY UNIVERSITY'S EDUCATIONAL PROGRAMME)
Abstract.
Background. The article is devoted to the previously unexplored in the national historiography phenomenon regarding the place and role of the A. L. Shanyavsky National University in formation of civil society in the Russian public life in the early twentieth century. The applied actuality of the study consists in a possibility of application of the domestic historical experience to assess and improve the development of civil society basic institutions in our country. The purpose of this article is to examine and analyse the Shanyavsky University's academic programmes in the context of presence of such a direction of liberal political activities of the early twentieth century as the creation of civil society ideology bearers in the politically active part of Russian society.
Materials and methods. The study was carried out on the basis of academic subjects' materials, taught in the framework of the social-philosophical cycle of the A. L. Shanyavsky University, as well as on the basis of archival funds' materials, and verbatim records of the State Duma. The methodology of work, in addition to traditional scientific research methods, was based on the comparative-historical method, which helps to correlate the educational programmes' content with respect to their compliance with basic elements of civil society; the statistical method was used to analyse the information about the civil society institutions in the curriculum.
Results. The analysis of the A. L. Shanyavsky University educational programmes revealed a high degree of civil society institutions' representation in a large number of educational disciplines of the social-philosophical cycle. The analysis also determined the role of certain disciplines in development of students' holistic view of civil society as an important component of the ideology and the political life of society.
Conclusions. Members of law societies made a significant contribution to the development of local court reformation. The jurists managed not only to reason the necessity to consider the judicial reform issue in the Parliament, but also to develop main proposals for transformation of the local court. However, not all fundamental issues of the local court reform, proposed by members of law societies, were implemented in the adopted law that was due to the position of executive authority and the balance of political forces in the State Duma.
Key words: civil society, liberalism, A. L. Shanyavsky University, Russian liberal professorate in the early twentieth century.
Одной из общих черт для обществ, находящихся в стадии системного кризиса экономической и/или социально-политической системы, выступает поиск моделей преобразования, которые генерируют представители различных политических групп, отражающих по преимуществу интересы определенных социальных групп. Однако начиная с эпохи Нового времени, а скорее с эпохи французского Просвещения, в идеологии появляются определенные универсальные концепты, становящиеся своего рода системообразующим элементом как партийных программ, так и моделей преобразования общества. К их числу можно отнести различные вариации на тему естественных
прав человека, а также концепцию гражданского общества, выступающую в качестве и как цели, и как средства преобразования социально-политической системы управления социумом.
Во многом данная теоретическая посылка может быть применена и к той ситуации, которая сложилась в России на рубеже XIX-XX вв., когда понимание необходимости системных реформ достаточно четко было отреф-лексировано в самых различных социальных слоях общества. В той политически активной части общества, которая была профессионально связана с интеллектуальным творчеством, социальным конструированием, наибольшее распространение получили общелиберальные воззрения. Объединяющим признаком для них, своего рода универсальным критерием отнесения той или иной политической группы-течения к либеральному выступает, по нашему мнению, не столько содержание их программатики, сколько ориентация на определенные методы общественных преобразований. При этом к числу критериальных вполне можно отнести отказ от революции не только как средства общественных преобразований, но и как варианта даже кардинальных реформ. Соответственно, отказ от силовых методов социального творчества обращал сторонников либеральной трансформации общества, учитывающей национальную специфику социального развития, к иным способам социального творчества, среди которых важное место еще с XVIII в. занимала идея просвещения народа как способ выхода общества на новые рубежи развития.
Именно в этом русле представляет интерес обращения в форме конкретно-исторического исследования опыта просветительской деятельности А. Л. Шанявского, созданного по его инициативе Народного университета. Руководство последним, как научное, так и методическое, в том числе подбор преподавателей осуществляли общественные деятели, бывшие последовательными сторонниками либеральных идей. Отсюда и содержание тех программ учебных дисциплин, в которых вполне системно и комплексно было отражено понятие гражданского общества как такового. Естественно, что в условиях неизбежных ограничений периода постреволюционной реакции данная проблематика не могла быть представлена в форме отдельной дисциплины. Однако, как показали наши изыскания, ее содержание было представлено в целом ряде дисциплин, преподаваемых в рамках общественно-философского цикла [1].
В рамках настоящей статьи предпринимается попытка реконструирования содержания понятия гражданского общества на основе содержания соответствующих учебных программ, а также компаративного анализа полученного материала применительно к современным подходам к пониманию структуры и содержания понятия гражданского общества [2].
В наиболее концентрированном и системном виде понятие гражданского общества можно реконструировать на основе содержания программы такой учебной дисциплины, как «Наука о государственном управлении» (преподаватель - А. В. Горбунов). В ней после раздела, посвященного методологии, идет материал, фактически характеризующий структуру гражданского общества, его базовых элементов. Начинается раздел с такого базового института гражданского общества, как правовое государство. При этом оно показывается именно как субъект юридических отношений в области внутреннего управления. Далее предполагается рассмотрение организации внутрен-
него управления правового государства, а также существующей в обществе системы местного самоуправления. В качестве особых дидактических единиц выделены такие учебные темы, как права и обязанности подданных, существующие на момент чтения курса теоретических учений о субъективных публичных правах, а также публично-правовых отношениях в самых разнообразных проявлениях.
Практические занятия (преподаватель - М. Д. Загряцков) были ориентированы на изучение тех реформ Александра II, которые в либеральной среде считались наиболее демократическими, повлиявшими на формирование в России элементов гражданского общества, пути развития страны.
Еще больше свидетельств о присутствии в учебной программе материалов, раскрывающих содержание понятия гражданского общества, мы находим в специальной части этой же учебной дисциплины - «Отдельные отрасли государственного управления». В ее первом разделе «Обеспечение безопасности государства» проводится сравнение между способами обеспечения безопасности в полицейском государстве и в правовом государстве. По мнению автора, главное отличие состоит в связанности обеспечения безопасности в правовом государстве таким показателем, как реализация института прав и свобод человека («права гражданской свободы», так у автора -Д. А.). Это положение базируется на тезисе о безусловной взаимосвязи безопасности государства и неприкосновенности личности, бывшим также системообразующим для всей системы либерального законотворчества начала ХХ в. [3]. Понятие личной свободы преподавалось в исторической ретроспективе опыта таких стран, как Англия, Франция, Германия, каждая из которых в той или иной мере выступает образцом для изучения отечественной политико-правовой мысли.
Анализ истории российской государственности содержал вывод о наличии совокупности исторических факторов, «объясняющих отсутствие личной свободы в России в Киевском и Московском периоде». Не был забыт автором программы и современный ему опыт реализации в России отдельных элементов гражданского общества применительно к либеральному думскому законотворчеству начала ХХ в. В программе мы видим такую тему, как «Постановления современного законодателя, ограничивающие неприкосновенность личности». Здесь же присутствует ссылка на законотворческую парламентскую деятельность российского либерализма. При изучении курса планировалось рассмотреть «законопроекты о неприкосновенности личности, вносившиеся в первую, вторую и третью Государственную думу» [4, с. 161].
Эти общие положения находят свое подтверждение в дальнейшем тексте программы. Автор последовательно предлагает к изучению вопросы взаимосвязанности государственной безопасности с такими неотъемлемыми элементами гражданского общества, как свобода передвижения, свобода обществ и союзов, свобода печати, публичных собраний и т.д. Строго говоря, по своему содержанию этот раздел программы практически полностью повторял либеральную программу законотворчества в Первой и Второй Думе.
В базовом для юристов курсе «Общая теория права» (преподаватель -В. М. Хвостов) рассматривалась взаимосвязь теории права с «наукой об обществе и наукой о поведении», где государство выступало как разновидность общественного союза. В качестве разделов теории права предлагались вопро-
сы о ценности жизни, долге, свободе воли, средства, используемые для достижения нравственного идеала. Включал курс и классификацию субъективных прав человека.
Курс уголовного права читал классик уголовной науки в России М. Н. Гернет. В его дисциплине преступление рассматривалось как социальное явление, в основе которого лежал комплекс разнообразных причин - социальных, физических, возрастных, половых, антропологических, расовых и т.п. Отдельно рассматривались религиозные преступления, их место в системе уголовной преступности, их сравнение с аналогичными деяниями в других государствах. Рассматривал М. Н. Гернет и политические преступления, причем в контексте истории возникновения их квалификации, классификации и толкования в действующем российском законодательстве. Дополняли эту направленность курса и практические занятия, одним из видов учебной работы на которых была подготовка рефератов по социологии в рамках проблематики уголовного права.
Курс «Уголовный процесс» (преподаватель - Н. Н. Полянский) начинался разделом об основных началах деятельности суда в правовом государстве, вопросах отделения судебной власти от законодательной и административной, обеспечения всеобщего равенства перед правосудием, установления гарантий личной свободы граждан, состязательных начал в уголовном процессе [4, с. 150]. В рамках курса гражданского процесса (преподаватель -Н. В. Михайлов), в частности, изучалась проблема внесудебной охраны гражданских прав человека.
В совокупности учебных дисциплин исторического блока, таких как «Общий курс средних веков» (преподаватель - Д. Н. Егоров), «Экономическая история средних веков» (преподаватель - Д. М. Петрушевский), «История Франции XVIII и XIX веков» (преподаватель - С. Ф. Фортунатов), «История русского государственного права» (преподаватель - Б. И. Сыромятников), «История России в первой половине XIX столетия» (преподаватель - А. А. Кизеветтер), большое место уделялось возникновению сословий в России и Западной Европе в свете обретения ими вначале корпоративных, а впоследствии личных и политических прав и свобод в процессе взаимодействия с государством [4, с. 179-180].
Дополнительный материал, хотя и в значительно более скромном размере, мы находим в программах иных учебных дисциплин. В курсе «Политическая экономия» (преподаватели - В. Я. Железнов, А. А. Мануилов [5, с. 268-349]) включен раздел по фабричному законодательству в контексте деятельности недавно возникших в России профессиональных союзов, выполнявших роль посредника между пролетариатом и предпринимателями.
В курсе «История политической экономии» (преподаватель - Н. Н. Шапошников) в разделе, раскрывающем современное состояние теоретической мысли, рассматривались как ее социально-этические направления, так и новейшие течения социалистической теории.
Взаимосвязь между объединениями потребителей и производителей, установление справедливой нормы рабочего времени, продолжительности рабочего дня, порядка заключения тарифных соглашений применительно к деятельности профсоюзов входила в содержание курса «Экономия торговли и промышленности» (преподаватель - Н. А. Каблуков).
На основании полученных данных мы можем говорить о представленности в учебных программах университета базовых институтов гражданского общества. Для наглядности сгруппируем их по системным институтам гражданского общества, таким как правовое государство (разделение властей, демократический политический режим), права и свободы человека (как критерий права и справедливости), общественные объединения граждан как субъекты социального управления, наличие социальных (формальных и неформальных) механизмов снятия противоречий в системе государство -общество - индивид.
В совокупности мы получаем следующую картину: ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО:
- правовое государство - это разновидность общественного союза («Общая теория права») и субъект юридических отношений в области внутреннего управления («Наука о государственном управлении»);
- организации внутреннего управления в правовом государстве («Наука о государственном управлении»);
- основные начала деятельности суда в правовом государстве («Уголовный процесс»);
- отделение судебной власти от законодательной и административной («Уголовный процесс»);
- система местного самоуправления правового государства («Наука о государственном управлении»);
- связанности обеспечения безопасности в правовом государстве обязательным соблюдением прав и свобод человека («права гражданской свободы») («Наука о государственном управлении»).
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА:
- права и обязанности граждан («Наука о государственном управлении»);
- субъективные публичные права («Наука о государственном управлении»);
- классификация субъективных прав человека («Общая теория права»);
- гарантии личной свободы граждан («Уголовный процесс»);
- взаимосвязь безопасности государства и неприкосновенности личности («Наука о государственном управлении»);
- всеобщее равенство перед правосудием («Уголовный процесс»);
- состязательные начала в уголовном процессе («Уголовный процесс»);
- понятие личной свободы (исторический опыт Англии, Франции, Германии) («Наука о государственном управлении»);
- наличие совокупности исторических факторов, «объясняющих отсутствие личной свободы в России в Киевском и Московском периоде» («Наука о государственном управлении»);
- постановления современного законодателя, ограничивающие неприкосновенность личности («Наука о государственном управлении»);
- взаимосвязь государственной безопасности с такими неотъемлемыми элементами гражданского общества, как свобода передвижения, свобода обществ и союзов, свобода печати, публичных собраний («Наука о государственном управлении»);
- ценность человеческой жизни, долг, свобода воли («Общая теория права»).
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГРАЖДАН:
- внесудебная охрана гражданских прав («Гражданский процесс»);
- возникновение сословий в России и Западной Европе в контексте обретения их членами вначале корпоративных, а впоследствии личных и политических прав и свобод в процессе взаимодействия с государством («Общий курс средних веков», «Экономическая история средних веков», «История Франции XVIII и XIX веков», «История русского государственного права», «История России в первой половине XIX столетия»);
- деятельность профсоюзов («Экономия торговли и промышленности»). СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СНЯТИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА:
- преступление - социальное явление, в основе которого лежит комплекс социальных, физических, возрастных, половых, антропологических, расовых и других причин («Уголовное право»);
- религиозные и политические преступления, их место в системе уголовной преступности России и в сравнении с аналогичными деяниями в других государствах («Уголовное право»);
- взаимосвязь между объединениями потребителей и производителей, установление справедливой нормы рабочего времени, продолжительности рабочего дня, порядка заключения тарифных соглашений применительно к деятельности профсоюзов («Экономия торговли и промышленности»).
Таким образом, проанализированные в ходе проведенного исследования программы учебных курсов общественно-философского цикла народного университета им. А. Л. Шанявского дают материал, показывающий наличие в них элементов, позволяющих восстановить теоретическую конструкцию понятия гражданского общества. Полагаем, что данная реконструкция не только подтверждает нашу исследовательскую гипотезу о наличии в педагогической деятельности университета, содержании программ учебных курсов концепта гражданского общества, но и помогает получить представление о том видении гражданского общества, которое сформировалось в это время в либеральной, политически активной части российского общества.
Список литературы
1. Аронов, Д. В. Проблематика гражданского общества в учебных дисциплинах общественно-философского цикла Московского городского университета им. А. Л. Шанявского (1908-1917 гг.) / Д. В. Аронов, П. В. Бардин, М. А. Коновалова // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2016. - № 1. - С. 17-23.
2. Завершена подготовка к изданию второй редакции учебника «Гражданское общество». Официальный сайт МГИМО университет. Новости подразделений. - URL: http://mgimo.ru/about/news/departments/zavershena-podgotovka-k-izdaniyu-vtoroy-redak tsii-uchebnika-grazhdanskoe-obshchestvo/ (дата обращения: 22.12.2015).
3. Аронов, Д. В. Законотворческая деятельность российских либералов в Государственной думе (1906-1917 гг.) / Д. В. Аронов. - М., 2005.
4. Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Исторический очерк. Слушатели университета. Общество взаимопомощи слушателей. Учебные планы и программы лекций. - М., 1914.
5. Начинание на благо и возрождение России: создание университета им. А. Л. Ша-нявского : сб. документов / сост.: И. И. Глебова, А. В. Крушельницкий, А. Д. Сте-панский. - М. : РГГУ, 2004. - С. 268-349.
References
1. Aronov D. V., Bardin P. V., Konovalova M. A. Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii i za rubezhom [Civil society in Russia and abroad]. 2016, no. 1, pp. 17-23.
2. Zavershena podgotovka k izdaniyu vtoroy redaktsii uchebnika «Grazhdanskoe obshchestvo». Ofitsial'nyy sayt MGIMO universitet. Novosti podrazdeleniy [Preparations for publication of the second edition of the "Civil society" textbook have been finished. Official website of MGIMO university. Department news]. Available at: http://mgimo.ru/ about/news/departments/zavershena-podgotovka-k-izdaniyu-vtoroy-redaktsii-uchebnika-grazhdanskoe-obshchestvo/ (accessed December 22, 2015).
3. Aronov D. V. Zakonotvorcheskaya deyatel'nost' rossiyskikh liberalov v Gosudarstven-noy dume (1906-1917 gg.) [Law-making activity of Russian liverals in the State Duma (1906-1917)]. Moscow, 2005.
4. Moskovskiy gorodskoy narodnyy universitet imeni A. L. Shanyavskogo. Istoricheskiy ocherk. Slushateli universiteta. Obshchestvo vzaimopomoshchi slushateley. Uchebnye plany i programmy lektsiy [A. L. Shanyavsky Moscow Municipal Peoples' University. A historical essay. Students. The society of students' mutual assistance. Curricula and lecture programs]. Moscow, 1914.
5. Nachinanie na blago i vozrozhdenie Rossii: sozdanie universiteta im. A. L. Shanyavskogo: sb. dokumentov [Beneficial initiatives and revival of Russia: establishment of the A. L. Shanyavsky University: collected documents]. Compiled by I. I. Glebova, A. V. Kru-shel'nitskiy, A. D. Stepanskiy. Moscow: RGGU, 2004, pp. 268-349.
Аронов Дмитрий Владимирович доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева
(Россия, г. Орел, Наугорское шоссе, 40) E-mail: aronovdv@mail.ru
Aronov Dmitriy Vladimirovich Doctor of historical sciences, professor, head of sub-department of theory and history of state and law, Orel State University
(40 Naugorskoe highway, Orel, Russia)
Бардин Павел Викторович
аспирант, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева (Россия, г. Орел, Наугорское шоссе, 40)
Bardin Pavel Viktorovish Postgraduate student, Orel State University (40 Naugorskoe highway, Orel, Russia)
E-mail: t-igp@mail.ru
УДК 347.97/99 Аронов, Д. В.
Понятие гражданского общества в либеральной мысли России начала ХХ в. (на примере учебных программ Народного университета им. А. Л. Шанявского) / Д. В. Аронов, П. В. Бардин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2016. -№ 2 (38). - С. 25-32. Б01: 10.21685/2072-3024-2016-2-2