Научная статья на тему 'Понимание коррупции в международном сообществе'

Понимание коррупции в международном сообществе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
397
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОРРУПЦИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО / ФИНАНСОВЫЕ СРЕДСТВА / МИРОВАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРРУПЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОРРУПЦИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шелухин С. И.

В статье выдвинута идея о том, что ведущей тенденцией развития современного мира является глобализация, которая набирает силу и является необратимой. Задача социальных наук, в том числе правовых, квалифицированный анализ новой реальности, рожденной глобализацией, осознание нового качества социальных процессов, включая исследование коррупции. Для развития современной коррупции сложилась особенно благоприятная атмосфера. Международный характер присущ всем разновидностям коррупции, включая ее новые формы транснациональную и международные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понимание коррупции в международном сообществе»

.И. Шелухин

ПОНИМАНИЕ КОРРУПЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕСТВЕ

Ведущей тенденцией развития современного мира является глобализация - всемирный процесс, взаимосвязывающий национальные социально-экономические образования в единую мировую экономическую и общественную систему. Социальная, экономическая и политическая деятельность приобретает мировой масштаб в такой мере, что события в одной части мира могут иметь немедленное значение для отдельных лиц и их объединений в самых отдаленных частях глобальной системы [1, с. 1]. Реальностью стала единая финансово-экономическая система, в которую так или иначе включены национальные экономики. Ни одно государство, ни один народ в современном мире не являются самодостаточными, «интернационализация вступила в решающую фазу, мир становится единым не только с философской точки зрения, но и в реальности» [2, с. 315]. Экономическая глобализация детерминирует политические интеграционные процессы, возрастание роли международных организаций, масштабов политического, военного и культурного взаимодействия между государствами.

Процесс глобализации оценивается неоднозначно. Глобализация происходит неравномерно, по-разному влияя на экономику и политическое развитие государств. Во многом это объясняется объективными препятствиями на пути решения глобальных проблем - низким уровнем политического сознания и соответствующей культуры широких слоев населения, доминированием национализма [1, с. 17]. Касаясь этой проблемы, Генеральный секретарь ООН К. Аннан писал: «Миллионы людей во всем мире воспринимают глобализацию не как инструмент прогресса, а как разрушительную силу, подобную урагану и способную погубить жизнь, работу и традиции. Для многих людей характерно горячее желание воспрепятствовать этому процессу и прибегнуть к призрачному успокоению в лице национализма, фундаментализма и других “измов”» [3].

Несмотря на существующие противоречия процессов глобализации, они набирают силу и являются необратимыми. Глобальные проблемы современности поставили перед человечеством выбор: либо объединиться, либо погибнуть. Задача социальных наук, в том числе правовых, - квалифицированный анализ новой реальности, рожденной глобализацией, осознание нового качества социальных процессов. С полным основанием эти задачи относятся и к исследованиям коррупции.

Негативное влияние коррупции на развитие общества известно с глубокой древности. Тем не менее в целом коррупционные процессы носили изолированный характер и касались определенных стран и народов. Это объяснялось тем, что, несмотря на развитие внешнеэкономических связей и торговли, древние общества в основном были изолированы от соседей и самодостаточны политически. В современном мире, связанном единой информационной сетью, транспортными коммуникациями, фактически единой системой финансовых институтов, положение кардинально иное. Экономические, социальные и политические процессы в разных частях мира и в различных государствах взаимообусловлены и испытывают взаимовлияние. В этих условиях коррупция становится фактором, имеющим глобальное значение и оказывающим негативное влияние на общемировые процессы. Строго говоря, данная характеристика может быть отнесена к любому негативному социальному явлению, поскольку в глобальном мире ничто не может иметь исключительно «внутреннее», национальное значение. Тем не менее именно коррупция, ввиду ее внутренних свойств, сложной структуры ее последствий, оказывает наиболее серьезное влияние на глобальные процессы, что позволяет говорить о ее меж-дународном характере. Необходимо учитывать и то, что и сама коррупция приобрела в современных условиях новое измерение, также благоприятствующее ее «глобализации».

Современная коррупция не столь уж отличается от «старой», но сейчас для ее развития сложилась особенно благоприятная атмосфера: переход от командной экономики к рыночной, появление новых «правил игры», эрозия традиционных ценностей придают этому феномену необыкновенно острый характер [4, с. 13]. Ответ на вопрос о причинах подобной «трансформации» коррупции в новых условиях содержится в Докладе Совета Римского клуба «Первая глобальная революция» (1991 г.). Авторы документа считают, что политическая власть в современном мире больше не контролируется силой и сложностью вооружений - она определяется финансовой мощью. В Докладе отмечается, что с середины 80-х годов мировые рынки были охвачены финансовым безумием. Валютно-финансовые биржевые спекуляции с помощью компьютеризированной связи стали игрой, абсолютно вышедшей за рамки экономической действительности. Все это не могло не сказаться на потере ценностей, которые ранее обеспечивали сплоченность общества и его членов [5, с. 29].

Международный характер, по нашему мнению, присущ всем разновидностям коррупции. Так называемая «внутренняя», «национальная» коррупция также причиняет ущерб мировому развитию. Государство, общество не существуют в вакууме, а включены в глобальную мировую систему. В конечном счете любой вред элементу системы приводит к ослаблению всей системы. Коррупция всегда негативно влияет на экономику, ослабляет государственные институты, приводит к его неэффективности, снижает инвестиционную привлекательность. Важным является и то, что коррупция всегда является прямым или косвенным нарушением прав и свобод человека, продекларированных мировым сообществом в основополагающих актах международного права. Широкомасштабная коррупция в ряде стран еще более углубляет пропасть между уровнем экономического развития развитых стран (США, государства Европейского союза, Япония, Австралия) и отсталых стран «третьего мира» (большая часть стран Африки и Азии, бывшие социалистические страны). Известны факты расхищения финансовой помощи МВФ и Всемирного банка развивающимся странам чиновниками-коррупционерами в африканских странах и в Российской Федерации. Так, 14 августа 1998 г., за три дня до объявленного правительством С.В. Кириенко «дефолта», России в стабилизационных целях был выделен кредит МВФ в размере 4,782 млрд долларов США. Огромные финансовые средства фактически бесследно исчезли. Генеральный прокурор РФ Ю.И. Скуратов возбудил по факту нецелевого использования кредита МВФ уголовное дело, однако позже оно было прекращено со стандартной формулировкой «за отсутствием состава преступления». Расследование данного эпизода продолжает комиссия Государственной думы РФ по борьбе с коррупцией [6].

Коррупция в ее глобальных масштабах может пошатнуть устойчивость мировой финансовой системы. По словам бывшего вице-президента США А. Гора, «не вызывает серьезных сомнений, что всемирный финансовый кризис был усугублен коррупцией. И сегодня, несмотря на общее процветание экономики США, некоторые ее отрасли все еще испытывают на себе огромное воздействие того кризиса. Конечно, в эпицентре финансового кризиса ситуация намного хуже. Миллионы семей в странах Азии осознают, что лишились своего финансового благополучия в будущем. Дело в том, что воздействие коррупции в одной стране может сказаться на ситуации во всем мире. Никакая страна не в состоянии отгородиться от воздействия коррупции, имеющей место за ее пределами» [22, с. 203]. На связь финансового кризиса в Юго-Восточной Азии с коррупцией указывают многие ученые, исследовавшие эту ситуацию [7; 8]. Последствия мирового финансового кризиса 1998 г., имевшего свои истоки в азиатских странах, для Российской Федерации хорошо известны: девальвация национальной валюты, вызвавшая одномоментное разорение миллионов российских граждан и многих предприятий, политическая нестабильность, падение до критических пределов авторитета государства*. Данные события, при всех их внутренних российских предпосылках, служат иллюстрацией пагубного влияния процессов коррупции за рубежом на развитие иных стран и народов.

Процессы глобализации, развитие внешних связей, становление международных политических и экономических институтов породили новые разновидности коррупции - ее транснациональную и международную формы. В литературе данные формы коррупции часто отождествляются, что, на наш взгляд, неверно. К транснациональной коррупции, по нашему мнению, следует относить те коррупционные проявления, которые связаны с присутствием иностранного элемента (субъекта)*. Определенные критерии транснационального характера преступлений, в том числе коррупционных, даны в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Статья 3 документа признает преступление транснациональным, если:

«а) оно совершено более, чем в одном государстве;

б) оно совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;

в) оно совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность более, чем в одном государстве; или

г) оно совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве» [9].

При столь широком понимании транснациональной коррупции теряются всякие возможности для разграничения с другими ее формами, поскольку каждое коррупционное преступление так или иначе имеет последствия за пределами государства его совершения. Критерий «существенности» последствий в данном случае является сугубо оценочным и не может быть четко установлен в каждом конкретном случае.

Ключевым свойством транснациональной коррупции является, на наш взгляд, то, что подкуп должностного лица осуществляется иностранным субъектом (гражданином, организованной группой, должностным лицом иностранного государства или иностранной компании). Данный вид коррупции

совершается исключительно путем подкупа-продажности, ибо его транснациональный характер обусловлен субъектным составом. Кратко данный вид коррупции можно определить как подкуп иностранных должностных лиц.

Как правило, транснациональная коррупция связана с экономической деятельностью хозяйствующих субъектов в иностранном государстве. В этой связи мы считаем правильной трактовку данного явления А.Л. Репецкой, полагающей, что «транснациональная коррупция проявляется в виде подкупа иностранных должностных лиц с целью получения возможности вести или продолжать экономическую деятельность в какой-либо стране, либо получать несоответствующее преимущество» [10, с. 38].

Транснациональная коррупция выступает крайне серьезной угрозой мировой экономической и политической стабильности. Она снижает эффективность проектов и инвестиций, способствует недобросовестной конкуренции на мировых рынках. Масштабы данного явления огромны. Распространенные на II всемирном форуме по борьбе с коррупцией (Гаага, 2001 г.) данные государственного департамента США свидетельствуют, что только за последние 7 лет на подкупы чиновников с целью получения около 400 международных контрактов израсходовано по меньшей мере 200 млрд долларов США [11]. Согласно исследованию, проведенному в 1997 г. в Великобритании, в последние годы размер взяток, выплачиваемых в мире в год, в суммарном объеме составляет 80 млрд долларов. При этом абсолютное большинство среди мировых взяткодателей составляют западные компании, действующие в развивающихся странах. Особенно высоки взятки при заключении контрактов на поставку вооружений [12, с. 8]. По данным доклада американских экспертов, 80 % крупных международных контрактов в 1994 г. были заключены с иностранными компаниями, дававшими взятки. В недавнем исследовании среди американских и европейских директоров, проведенном компанией Control Risks Group (CRG), респонденты были опрошены на тему влияния взяточничества на их проекты. Около 60 % из тех, кто отказывался выполнять незаконные финансовые требования, теряли свои международные контракты [13, с. 4]. Коррупционной практике до недавнего времени способствовало налоговое законодательство ряда государств (в частности, Швейцарии, Австралии, ряда оффшорных зон), предусматривавшее вычеты из налогооблагаемой базы средств, потраченных на взятки иностранным чиновникам, а также отсутствие специального законодательства против транснациональной коррупции.

Первой страной, всерьез выразившей беспокойство в связи с транснациональной коррупцией, стали США, принявшие в 1977 г. Закон о коррупционной деятельности за рубежом (Foreign Corrupt Practice Act) [14]. Долгое время инициатива Соединенных Штатов не находила поддержки, что ставило в невыгодное положение американские компании при заключении внешнеэкономических контрактов. В 1997 г. 28 стран, являющихся членами ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), и пять других приняли Конвенцию против взяточничества, в общих чертах развивавшую идеи американского Закона 1977 г., и дали обязательство объявить в своих странах нелегальной для любой компании дачу взяток зарубежным официальным лицам. Конвенция вступила в силу в феврале 1999 г. (хотя и не была ратифицирована всеми участниками). Однако в соответствии с исследованиями, проведенными Transparency International, 45 % из 230 генеральных директоров большинства компаний Соединенных Штатов и других стран ничего не знают об этой Конвенции. Из 6 % респондентов, которые были хорошо осведомлены о деятельности ОЭСР, 43 % заявили, что не собираются пересматривать деловую политику их компаний в целом или отдельные инциденты дачи взяток даже несмотря на то, что 33 % из 779 опрошенных бизнесменов заявили, что уровень взяточничества значительно вырос [13, с. 4]. В ФРГ президент Конфедерации германских промышленников H.O. Henkel призвал экспортные компании бороться против иностранных взяток более решительно. Он заявил, что многие компании в Германии все еще не знают о Конвенции ОЭСР, запрещающей дачу взяток официальным чиновникам иностранных государств. H.O. Henkel призвал правительство Германии оказывать большее воздействие на те страны ОЭСР, которые все еще не ратифицировали конвенции против взяток [15, с. 8].

Особо опасна коррупция в деятельности транснациональных корпораций (ТНК), представляющих в современном мире доминирующую экономическую силу. По данным ООН, насчитывается примерно 40 тыс. транснациональных корпораций, контролирующих свыше 250 тыс. зарубежных филиалов. Их капитал составляет примерно 2,6 трил. долларов. Состояние трех самых богатых людей превосходит стоимость валового национального продукта 48-и наименее состоятельных стран, которые составляют четверть государств мира. Все это ограничивает возможности контроля со стороны государства как внутри страны, так и в еще большей степени за ее пределами [1, с. 24]. Подобное доминирующее положение многократно умножает коррупционную потенцию ТНК. Следует заметить, что ряд исследователей отмечают в

деятельности ТНК в последние годы благоприятные антикоррупционные тенденции. Так, заместитель председателя Transparency International Ф. Фогль констатирует, что «транснациональные корпорации включаются во всемирное движение борьбы с коррупцией. Пять лет назад такое предположение вызвало бы только насмешки. Но сегодня даже организации, занимающие весьма прочные позиции, участвуют в повсеместной нелегкой борьбе против взяток» [1б].

Наряду с транснациональной, на наш взгляд, необходимо выделять и международную коррупцию. Последняя, по нашему мнению, характеризуется наличием международного субъекта. К международной коррупции следует относить, прежде всего, подкуп должностных лиц международных организаций и транснациональных корпораций, а также злоупотребление данными лицами своими полномочиями в личных или групповых интересах.

Выделение данной формы коррупции обусловлено значением и ролью международных организаций в современном миропорядке. Развитие международной системы, рост значения и расширение круга стоящих перед ней задач обусловили необходимость более высокого организационного уровня. Результатом стало создание крупномасштабной системы международных органов и организаций. Функции организаций активно развиваются, их деятельность охватывает все более обширный спектр жизни мирового сообщества: поддержание мира и безопасности, защита прав человека, регулирование производства и распределения материальных благ, здравоохранения, защита окружающей среды, борьба с организованной преступностью и др. Универсальным международным организациям принадлежит важная роль в управлении глобальными процессами [1, с. 12G]. Особенно велика регулирующая роль международных финансовых институтов, таких, как функционирующие в системе ООН Международный валютный фонд и Всемирный банк. Очевидны и широкие возможности злоупотреблений международных чиновников.

Данный вид коррупции отличается высочайшей латентностью. Для деятельности большинства крупных международных организаций характерна тенденция «не выносить сор из избы», имеющиеся факты коррупции крайне редко становятся достоянием гласности, как правило, дело ограничивается внутренними расследованиями, без принятия надлежащих мер. Тем не менее некоторые случаи международной коррупции получили широкую огласку: стало известно о крупном коррупционном скандале в структурах Еврокомиссии в середине 9G^ годов, закончившемся ее отставкой, разоблачена коррупция в Международном олимпийском комитете, Меж-дународной футбольной федерации [22, с. 13—1б]. Не подлежит сомнению, что данные факты не отражают всех масштабов явления. С удовлетворением следует отметить, что ряд международных организаций, в частности, Всемирный банк, не занимают «страусиной» позиции, они не только признают факты коррупции в своих структурах, но и предпринимают меры по борьбе с данным явлением [17, с. 27-33].

Ряд исследователей выделяют и такую разновидность международной коррупции, как подкуп одними государствами других (международную политическую коррупцию). Так, по мнению О.Н. Ведерниковой, «проявлением международной коррупции является факт подкупа странами НАТО правительства Югославии, совершенного в форме обещания многомиллионной финансовой поддержки при условии выдачи президента СРЮ С. Милошевича. Таким образом, международная коррупция порождает коррупционные войны, продажность правительств, неправосудность судебных решений. В условиях обнищания стран “третьего мира” и стран с переходной экономикой, к которым относят и нашу страну, индустриально развитые страны “первого мира” получают возможность с помощью коррупции свергать неугодные правительства, устанавливать лояльные режимы, подкармливать оппозицию действующим властям» [18, с. 112]. Данное суждение представляется спорным. Государство, по нашему мнению, не может быть субъектом коррупции. Признать обратное - значит признать существование «продажных», «коррупционных», а в конечном счете «преступных» государств, что, на наш взгляд, неприемлемо. Продажные политики, действительно, существуют, но это не повод для обвинения целых стран и народов в преступной деятельности. Вместе с тем мы согласны с О.Н. Ведерниковой в том, что «международная коррупция как фактор мировой политики - чрезвычайно важная и не исследованная пока проблема, нуждающаяся в скорейшем осмыслении» [18, с. 112].

Отметим, что международное право выделяет один из случаев такого рода коррупции. Венская Конвенция о праве международных договоров от 23 мая 19б9 г. перечисляет основания, которые могут послужить поводом для признания недействительности такого рода договоров. Ст. 5G Конвенции гласит: «Если согласие государства на обязательность для него международного договора было выражено в результате прямого или косвенного подкупа его представителя другим участвующим в переговорах государством, то первое государство вправе ссылаться на такой подкуп как на основание недействительности его согласия на обязательность для него такого договора» [19, с. 135-139].

Итак, современная коррупция - международное явление, случаи которого, даже на национальном уровне, оказывают серьезное влияние на мировые экономические, социальные и политические процессы. Глобальное измерение коррупции обусловливает выделение новых ее разновидностей - коррупции транснациональной и международной, представляющих исключительную опасность.

На коррупцию в значительной степени опирается транснациональная организованная преступность, в качестве части которой, в свою очередь, должна рассматриваться транснациональная коррупция. В этой связи интересно образное сравнение с точки зрения современной теории систем, при котором можно утверждать, что международная преступность - это метасеть, а коррупция, организованная преступность и отмывание денег - узлы в этой сети, интенсивно взаимодействующие друг с другом, образуя единый комплекс в сетевой структуре, что повышает общественную опасность каждого из этих видов преступной деятельности и создает новое качество, опасное для всего международного сообщества [20, с. 107-108].

Международный характер коррупции обусловливает степень международной озабоченности данным явлением, серьезное изменение в его восприятии мировой общественностью. «Прошли те времена, когда коррупция принималась в расчет прос-то как стоимость ведения торговли. Сегодня во многих и многих уголках мира коррупция воспринимается так, как она должна восприниматься: как тяжелое преступление с разрушительными последствиями, как циничное, порочное, серьезное нарушение безопасности гражданина из-за узкой, жадной, личной корысти подкупленного должност-ного лица» [21, с. 86].

Литература

1. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000.

2. Кочетов Э. Г. Геоэкономика: Учебник. М., 1999.

3. Аннан К. Мировое сообщество эры интернационализма // Независимая газета. 1999. 31 декабря.

4. Мени И. Коррупция на рубеже веков: эволюция, кризис и сдвиг в ценностных представлениях // Международный журнал социальных наук. 1997. № 16.

5. Овчинский В.С. XXI век против мафии. Криминальная глобализация и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. М., 2001.

6. Рожнов Г. Поиски кредита МВФ - «второй фронт» // Новая газета. 2003. 27-29 октября.

7. Международный финансовый кризис: новый этап глобального экономического развития? М., 1999.

8. Константинов Ю.А., Ильинский А.И. Финансовый кризис: причины и преодоление. М., 1999.

9. Документы ООН. Л/ЯЕ8/55/25

10. Репецкая А.Л. Транснациональная коррупция // Организованная преступность и коррупция. Исследования. Обзоры. Информация. Екатеринбург, 2000. № 1.

11. http://www.mirror.kiev.Ua/nn/show/345/31240/

12. Батушенко А. Годовой баланс мировой коррупции // Эксперт. 1997. № 48.

13. О проблеме международной коррупции // Борьба с преступностью за рубежом (по материалам зарубежной печати). Ежемесячный информационный бюллетень ВИНИТИ. 2001. № 8.

14. Бакатин Д. В., Ковалева Т. К. Закон США о коррупционной деятельности за рубежом. Некоторые вопросы применения и толкования. М., 2001.

15. Исследование об уровне коррупции в различных странах // Борьба с преступностью за рубежом (по материалам зарубежной печати). Ежемесячный информационный бюллетень ВИНИТИ. 2001. № 9.

16. Фогль Ф. Обуздание коррупции: успехи в борьбе с взяткодателями // Экономические перспективы.

Электронный журнал Информационного агентства США. 1998. № 5. Т. 3 //

http://sia.gOv/itps/1198/уре1198^Ш

17. Шихата И. Всемирный банк против коррупции // Чистые руки. 1999. № 3.

18. Политическая коррупция в России (материалы «круглого стола») // Государство и право. 2003. № 3.

19. Венская Конвенция о праве международных договоров: Комментарий. М., 1997.

20. Проблемы борьбы с отмыванием денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем (материалы «круглого стола») // Государство и право. 2000. № 2.

21. Пять снарядов вице-президента Гора. Выступление вице-президента США А. Гора на Первом всемирном форуме по борьбе с коррупцией // Чистые руки. 1999. № 3.

22. Пекарев В.Я. Правовые аспекты борьбы с коррупцией на национальных и международных уровнях. М.: Изд-во РУДН, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.