Научная статья на тему 'Коррупционные отношения как объект международно-правового регулирования'

Коррупционные отношения как объект международно-правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1747
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СORRUPTION / CORRUPTION RELATIONS / INTERNATIONAL REGULATION OF CORRUPTION / INTERNATIONAL ANTICORRUPTION COOPERATION / BRIBERY / ACQUISITIVE PREVARICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Ирина Александровна

В современных условиях глобализации коррупция представляет собой международное явление, а коррупционные отношения распространяются за пределы конкретного государства, приобретают новые формы транснациональную и международную. Проявления коррупции, в том числе и на национальном уровне, оказывают значительное влияние на мировые экономические, социальные и политические процессы. В связи с этим представляется актуальным исследование вопроса международно-правового регулирования коррупционных отношений. Международное сообщество уделяет особое внимание вопросу сотрудничества в области противодействия коррупции. Подтверждением этому служит принятие значительного количества актов, которые являются основой регулирования коррупционных отношений и противодействия коррупции как на международном, так и на национальном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption Relations as an Object of International Legal Regulation

In the process of globalization, corruption is a worldwide phenomenon, and corruption relations extend deeply beyond the particular state, acquiring new forms transnational and international corruption. Aspects of corruption, including in the national level, have a major impact on world economic, social and political processes. In this regard, it seems relevant to study the issue of international legal regulation of corruption relations. The international community paying particular attention to the international anticorruption cooperation. In support of this the adoption of a great number of acts that are the basis of regulation of corruption relations and anti-corruption activity at the international and national levels.

Текст научной работы на тему «Коррупционные отношения как объект международно-правового регулирования»

Вопросы международного права и сравнительного правоведения

УДК 341.123

коррупционные отношения

как объект международно-правового

регулирования

© Иванова И. А., 2014

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В современных условиях глобализации коррупция представляет собой международное явление, а коррупционные отношения распространяются за пределы конкретного государства, приобретают новые формы — транснациональную и международную. Проявления коррупции, в том числе и на национальном уровне, оказывают значительное влияние на мировые экономические, социальные и политические процессы. В связи с этим представляется актуальным исследование вопроса международно-правового регулирования коррупционных отношений. Международное сообщество уделяет особое внимание вопросу сотрудничества в области противодействия коррупции. Подтверждением этому служит принятие значительного количества актов, которые являются основой регулирования коррупционных отношений и противодействия коррупции как на международном, так и на национальном уровнях.

Ключевые слова: коррупция; коррупционные отношения; международно-правовое регулирование коррупции; международное сотрудничество в области противодействия коррупции; взяточничество; корыстное служебное злоупотребление.

В настоящее время коррупция представляет глобальную проблему, которая находится в центре внимания мирового сообщества. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун в послании по случаю Международного дня борьбы с коррупцией 9 декабря 2012 г. справедливо отметил, что «...издержки коррупции — это отсутствие больниц, школ, дорог и мостов, которые могли бы быть построены на растраченные или расхищенные миллиарды долларов. Коррупция разрушает возможности и порождает принимающее угрожающие масштабы неравенство. Это явление подрывает права человека и нарушает деятельность органов государственной власти, сдерживает экономический рост и создает диспропорции на рынках. Оно также усугубляет экологические проблемы. С помощью коррупционных схем осуществляется незаконный сброс опасных отходов и незаконная торговля животными и растениями, которой способствуют взятки с целью получения контрактов, особенно на реализацию весьма прибыльных и крупномасштабных инфраструктурных проектов».

«Коррупция — это не неизбежное явление. Она является порождением жадности недемократического меньшинства и следствием попрания им чаяний многих», — считает глава ООН [1].

Коррупционные отношения стали затрагивать интересы многих государств, выходя за национальные пределы. На современном этапе ни одно государство не застраховано от коррупционных проявлений.

Негативное влияние коррупции на развитие общества известно с глубокой древности. Тем не менее в целом коррупционные процессы носили изолированный характер и касались определенных стран и народов. Это объяснялось тем, что, несмотря на развитие внешнеэкономических связей и торговли, в целом древние общества были изолированы от соседей и самодостаточны политически. В современном мире, связанном единой информационной сетью, транспортными коммуникациями, фактически единой системой финансовых институтов, положение кардинально иное. Экономические, социальные и политические процессы в разных частях мира и в различных

государствах взаимообусловлены и испытывают взаимовлияние. В этих условиях коррупция становится фактором, имеющим глобальное значение и оказывающим негативное влияние на общемировые процессы. Строго говоря, данная характеристика может быть отнесена к любому негативному социальному явлению, поскольку в глобальном мире ничто не может иметь исключительно «внутреннее», национальное значение. Тем не менее именно коррупция, ввиду ее внутренних свойств, сложной структуры причиняемых ею последствий, оказывает наиболее серьезное влияние на глобальные процессы, позволяющее говорить о ее международном характере. Необходимо учитывать и то, что и сама коррупция приобрела в современных условиях новое измерение, также благоприятствующее ее «глобализации» [2].

Следует отметить, что в международном праве подход к пониманию коррупционных отношений не тождественен национальному.

Так, например, в Российской Федерации под коррупционными отношениями можно понимать такие общественные отношения, в которых проявляются признаки деяний, рассматриваемых уголовным законодательством России в качестве коррупционных.

В международном праве под коррупционными отношениями следует понимать такие связи в рамках общественного взаимодействия, которые коррелируют с деформацией нормального порядка осуществления государственного или муниципального управления в интересах нарушающего лица или третьих лиц. Анализ международных документов позволяет сделать вывод о том, что международно-правовой подход к пониманию коррупционных отношений зачастую значительно шире подходов, применяемых национальными законодателями. И это, на наш взгляд, представляется более правильным ввиду необходимости широкого регулирования данного общественно-опасного явления в связи с множественностью форм коррупционных деяний, требующих активного противодействия и борьбы.

Необходимо констатировать факт, что практически все разновидности коррупционных отношений так или иначе имеют международный характер. Так называемая внутренняя, национальная коррупция помимо всего прочего причиняет ущерб и мировому развитию, отражаясь на деятельности органов государственной власти, уча-

ствующих в международной деятельности. Кроме того, не следует сбрасывать со счетов влияние коррупции на экономическую сферу, которая в настоящее время имеет транснациональный характер.

Интенсивное развитие международных связей в условиях современной глобализации, активная деятельность международных политических и экономических институтов, повышение роли внешнеэкономической деятельности государств повлекли за собой появление новых разновидностей коррупционных отношений — транснациональной и международной форм. В литературе данные формы коррупции нередко отождествляются. Это представляется не совсем верным. Характерной чертой транснациональной коррупции, по нашему мнению, является наличие иностранного элемента (субъекта — иностранного гражданина, организованной группы, должностного лица иностранного государства или иностранной компании), а также совершение деяния исключительно в форме подкупа-продажности ввиду обусловленности транснационального характера субъектным составом. Данный вид коррупции можно кратко определить как подкуп иностранных должностных лиц.

Как правило, транснациональная коррупция связана с экономической деятельностью хозяйствующих субъектов в иностранном государстве. В этой связи можно считать правильной трактовку данного явления А. Л. Репецкой, полагающей, что «транснациональная коррупция проявляется в виде подкупа иностранных должностных лиц с целью получения возможности вести или продолжать экономическую деятельность в какой-либо стране, либо получать несоответствующее преимущество» [3].

В этой связи следует отметить особую общественную опасность коррупции в деятельности транснациональных корпораций (ТНК), которые в современном мире имеют большой вес в сфере международной экономической деятельности и играют важную роль в процессе глобализации.

Помимо транснациональной, также выделяют и такую форму коррупции, как международная. Она в свою очередь характеризуется наличием международного субъекта. К международной коррупции следует относить, прежде всего, подкуп должностных лиц международных и межправительственных организаций, а также злоупотребление данными

лицами своими полномочиями в личных или групповых корыстных интересах.

Выделение данной формы коррупции обусловлено значением и ролью международных организаций в современном миропорядке. Развитие международной системы, рост значения и расширение круга стоящих перед ней задач обусловили необходимость более высокого организационного уровня. Результатом стало создание крупномасштабной системы международных органов и организаций [4].

Однако следует иметь в виду, что данный вид коррупции отличается достаточно высоким уровнем латентности. Совершаемые коррупционные деяния не выносятся на обозрение общественности, чаще всего решение подобных вопросов ограничивается внутренними расследованиями.

Ряд исследователей выделяют также в качестве разновидности международной коррупции подкуп одними государствами других (международную политическую коррупцию). Например, по мнению О. Н. Ведерниковой, «проявлением международной коррупции является факт подкупа странами НАТО правительства Югославии, совершенного в форме обещания многомиллионной финансовой поддержки при условии выдачи президента СРЮ С. Милошевича. Таким образом, международная коррупция порождает коррупционные войны, продажность правительств, неправосудность судебных решений. В условиях обнищания стран "третьего мира" и стран с переходной экономикой, к которым относят и нашу страну, индустриально-развитые страны «первого мира» получают возможность с помощью коррупции свергать неугодные правительства, устанавливать лояльные режимы, подкармливать оппозицию действующим властям» [5].

Отметим, что в международном праве существует пример такой формы коррупции. Венская Конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. перечисляет основания недействительности договоров. Согласно ст. 50 Конвенции, «если согласие государства на обязательность для него международного договора было выражено в результате прямого или косвенного подкупа его представителя другим участвующим в переговорах государством, то первое государство вправе ссылаться на такой подкуп как на основание недействительности его согласия на обяза-

тельность для него такого договора» [6]. Поэтому вопрос о существовании подобного рода коррупции остается спорным.

Итак, современная коррупция представляет собой международное явление, а коррупционные отношения распространяются глубоко за пределы конкретного государства, приобретая новые формы. Проявления коррупции, в том числе и на национальном уровне, оказывают серьезное влияние на мировые экономические, социальные и политические процессы. Глобализация коррупционных отношений обуславливает выделение их новых разновидностей — коррупции транснациональной и международной, имеющих исключительную опасность.

Мировая общественность выражает значительную озабоченность степенью распространенности и опасности коррупционных явлений, их международным характером. Следует отметить, что на сегодняшний день международное сотрудничество в борьбе с коррупцией является самым актуальным направлением противодействия данному явлению. В особенности для новых форм коррупции — международной и транснациональной, для которых данное направление противодействия является единственно возможным. Данное положение обусловлено тем обстоятельством, что для коррупции, как и для других видов преступности, давно не существует национальных границ. В то же время методы и средства борьбы с коррупционными проявлениями продолжают оставаться преимущественно национальными, так как развитие международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией значительно отстает от интернационализации коррупционной деятельности.

Что же следует понимать под международным сотрудничеством в области регулирования коррупционных отношений?

Г. И. Богуш под международным сотрудничеством в борьбе с коррупцией понимает систему отношений между государствами в лице их органов, международными правительственными и неправительственными организациями, транснациональными корпорациями и иными организациями в сфере противодействия коррупции, включающую согласованные политику, антикоррупционную стратегию и тактику, выработку международных договоров и соглашений, их имплементацию во внутреннее законодательство государств, правоприме-

нительную, организационно-правовую, информационную и научно-исследовательскую деятельность соответствующих субъектов сотрудничества по предупреждению коррупции, непосредственной борьбе с ней на основе международно-правовых документов и принятых в соответствии с ними положениями национального законодательства [7].

Из данного определения можно выделить основные направления деятельности мирового сообщества в сфере регулирования коррупционных отношений, такие как:

• сотрудничество в рамках международных организаций;

• сотрудничество в рамках неправительственных организаций;

• организационное, процессуальное, техническое сотрудничество;

• научное сотрудничество.

Результатом деятельности государств по

регулированию коррупционных отношений на международном уровне в данных направлениях стала выработка ряда фундаментальных международных документов по борьбе с коррупцией. Наиболее спорным вопросом в процессе формирования международной концепции противодействия коррупции является вопрос о том, какие коррупционные отношения требуют международного регулирования и что же следует понимать под «коррупцией».

Первым международным документом, определяющим понятие коррупции, стал Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г. В кодексе указывается, что «хотя понятие коррупции должно определяться в соответствии с национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие» [8]. В данном определении дается узкая формулировка понятия коррупции, которая сводится к подкупу. Однако необходимо учитывать, что данный кодекс носит рекомендательный характер и не устанавливает конкретной нормы, а рекомендует национальному законодателю при определении термина «коррупция» включить в него указанные коррупционные проявления.

Далее в международно-правовых документах в основном используется более широкая трактовка понятия коррупции.

Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией, принятая на уровне Организации американских государств (ОАГ) 29 марта 1996 г., к «актам коррупции» (ст. 6 Конвенции) относит активный и пассивный подкуп госслужащих, «любое действие или воздержание от действия при исполнении обязанностей с целью незаконного получения выгод для себя или для третьей стороны» (злоупотребление должностными полномочиями), мошенническое использование или сокрытие имущества, полученного от коррупции, соучастие в любом коррупционном преступлении. Конвенция ОАГ не относит к субъектам коррупции частных управленцев, хотя достаточно широко трактует «публичную функцию» — как «временную или постоянную, оплачиваемую или почетную деятельность, осуществляемую гражданином от имени государства или в интересах государства или его учреждений, на любом иерархическом уровне» [9].

В ст. 8 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, которая была подписана от имени России 12 декабря 2000 г. в Палермо, коррупция определяется как умышленные уголовно-наказуемые деяния, которые включают: а) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей; б) вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей [10].

Также в ст. 8 дается определение понятия субъекта коррупционных отношений (публичного должностного лица) — это «публичное должностное лицо или лицо, предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем

законодательстве Государства-участника, в котором данное лицо выполняет такие функции, и как это применяется в уголовном законодательстве этого Государства-участника» [11].

Таким образом, в данной Конвенции коррупционные отношения включают в себя следующие виды деяний:

1) уголовно-наказуемые деяния (не включают гражданско-правовые деликты, дисциплинарные и административные проступки);

2) активный и пассивный подкуп (не включают должностное хищение);

3) подкуп собственно должностных лиц или приравненных к ним категорий лиц, предоставляющих публичные услуги (не включают граждан-избирателей, которых подкупают во время выборов, и юридических лиц как субъектов пассивного подкупа).

Таким образом, мы видим, что в данной Конвенции используется узкое значение коррупционных отношений, однако это вполне объяснимо, так как Конвенция посвящена борьбе с транснациональной организованной преступностью, а не любыми видами правонарушений. Кроме того, установление международных стандартов в борьбе с гражданско-правовыми, дисциплинарными и административными коррупционными правонарушениями требует соединения в одном документе положений, входящих в компетенцию не только государств, но и муниципальных властей, коммерческих организаций и даже отдельных граждан, что представляется достаточно сложной задачей.

Совет Европы предложил иной подход к решению проблемы нормативного определения регулируемых коррупционных отношений, разработав в 1999 г. два документа: Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Норма-дефиниция, определяющая понятие коррупции, в этих документах отсутствует, однако они содержат детальное перечисление форм коррупционного поведения. Анализ указанных конвенций позволяет сделать вывод о том, что и в этом случае за пределами понятия коррупции оказываются дисциплинарные и административные проступки, должностное хищение, подкуп избирателей и участников референдума.

В Конвенции Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию»

(подписана Россией в 1999 г.) понимание регулируемых коррупционных отношений вытекает из перечня мер, которые должны быть приняты на национальном уровне (гл. II Конвенции). Кроме того, предусмотрен обширный перечень коррупционных деяний, подлежащих криминализации: активный и пассивный подкуп государственных должностных лиц, подкуп членов национальных государственных собраний, активный и пассивный подкуп в частном секторе, использование служебного положения в корыстных целях (по смыслу нормы посредничество во взяточничестве), отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией. Конвенция также содержит норму о международной (транснациональной) коррупции. Ввиду этого выделяются такие виды коррупционных деяний, как: подкуп иностранных должностных лиц, подкуп членов иностранных государственных собраний, подкуп должностных лиц международных организаций, подкуп членов международных парламентских собраний, подкуп судей и должностных лиц международных судов. Таким образом, Европейская конвенция в целом сводит коррупцию к подкупу, хотя следует отметить, что в перечень коррупционных деяний включено не только взяточничество государственных чиновников, но и коррупция частных управленцев, а также подкуп иностранных должностных лиц и служащих международных организаций [12].

В 1999 г. Совет Европы также разработал и принял Конвенцию «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию». В нее были включены гражданско-правовые материальные и процессуальные нормы, регулирующие вопросы возмещения ущерба, причиненного фактом коррупции, получения доказательств действительности договоров и др. Статья 2 Конвенции содержит следующее определение коррупции: «...просьба, предложение, дача и получение, прямо или опосредованно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или перспектив таковых, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведения, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или перспектив таковых» [13]. Можно сказать, что, по сути, это определение взяточничества, но в широкой трактовке. Так, в определении отсутствует понятие субъектов коррупционных отношений, а

также в широком смысле используется понятие «любая обязанность».

Несмотря на принятие вышеперечисленных международных соглашений, к тому моменту сохранялась необходимость принятия единого специального акта, который бы устанавливал основы глобальной антикоррупционной политики. В связи с этим в резолюции 55/61 от 4 декабря 2000 г. Генеральная Ассамблея признала целесообразность разработки эффективного международно-правового документа против коррупции, независимого от Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, и постановила учредить специальный комитет по разработке такого документа в Вене, в штаб-квартире Центра по международному предупреждению преступности Управления по контролю над наркотиками и предупреждению преступности [14].

В октябре 2003 г. на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН поступил проект Специального комитета по разработке Конвенции. Конвенция ООН против коррупции была принята 31 октября 2003 г., а в декабре того же года подписана представителями государств (в том числе и РФ) на конференции в г. Мериде (Мексика) и в настоящий момент занимает центральное место в системе международно-правовых документов в сфере противодействия коррупции.

Разработчики Конвенции не сразу пришли к единому мнению в вопросе о понятии коррупции. Еще в третьем варианте проекта предлагались два способа решения проблемы: согласно первому предложению, коррупция трактовалась как «участие в совершении деяний, представляющих собой ненадлежащее выполнение обязанностей [или злоупотребление служебными полномочиями], включая бездействие, в расчете на получение какого-либо преимущества или для получения какого-либо преимущества, которое было лично или через посредников обещано, предложено или испрошено, или же после принятия какого-либо преимущества, предоставленного лично или через посредников, будь то для себя самого или от имени другого лица» (предложение внесено Украиной). Второй вариант, предложенный разработчиками, не дает общего определения коррупции, а включает в это понятие все деяния, подлежащие криминализации согласно Конвенции [15]. В чет-

вертом варианте проекта сохранилась только вторая формулировка, которая впоследствии вошла в окончательный текст принятой Конвенции.

Таким образом, в Конвенции ООН понятие коррупции раскрывается путем перечисления широкого круга коррупционных деяний (гл. III): активный и пассивный подкуп в публичном и частном секторах; подкуп иностранных должностных лиц и служащих международных организаций; злоупотребление служебным положением; хищение или нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; воспрепятствование осуществлению правосудия, отмывание доходов от коррупции; «незаконное обогащение» и др. [16]. Очевидно, что разработчики проекта использовали широкий подход к пониманию коррупции: она не сводится только к взяточничеству, а включает в себя широкий круг корыстных служебных злоупотреблений. Таким образом, перечень коррупционных деяний в Конвенции ООН значительно шире, чем в иных соглашениях. Она относит к коррупции также и иные должностные злоупотребления и хищения, не связанные с подкупом.

Вышеизложенное позволяет сделать выводы о том, что международное сообщество, признавая коррупцию общественно-опасным, негативным социально-правовым явлением, уделяет особое внимание регулированию коррупционных отношений. Подтверждением этому служит принятие значительного количества актов, которые являются основой регулирования коррупционных отношений и противодействия коррупции как на международном, так и на национальном уровнях. Международное право в целом использует широкий подход к пониманию коррупционных отношений и рассматривает коррупцию как корыстное служебное злоупотребление, не ограничивая ее подкупом-продажностью служащих. Более узкая формулировка понятия коррупции, как правило, используется для целей конкретного международного документа. Особое внимание уделяется так называемой международной (транснациональной) коррупции. ^

1. Послание по случаю Международного дня борьбы с коррупцией [Электронный ресурс]. URL: http://www.un. org/ru/sg/messages/2012/ corruption. shtml

2. Богуш Г. И. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 58.

3. Репецкая А. Л. Транснациональная организованная преступность. Иркутск, 2005. С. 25.

4. Богуш Г. И. Коррупция и международное сотрудничество ... С. 66.

5. Там же. С. 67.

6. Венская Конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.) // Ведомости ВС СССР. 1986. № 37. Ст. 772.

7. Богуш Г. И. Коррупция и международное сотрудничество . С. 71.

8. Международный кодекс поведения должностных лиц // Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов : сб. док. / сост. В. С. Овчинский. М., 2009. С. 129.

9. Межамериканская конвенция против коррупции от 29 марта 1996 г. // Там же. С. 556.

10. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности // Там же. С. 10.

11. Там же.

12. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию // Там же. С. 297.

13. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию // Там же. С. 317.

14. Карпович О. Г. Анализ современных подходов к борьбе с коррупцией // Междунар. публ. и частное право.

2008. № 3 (42). С. 38.

15. Богуш Г. И. Понятие коррупции в международном праве и российском законодательстве // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 2004. № 2. С. 82.

16. Конвенция ООН против коррупции // Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов : сб. док. / сост.

B. С. Овчинский. М., 2009. С. 46.

список литературы

Конвенция ООН против коррупции // Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов : сб. док. / сост. В. С. Овчинский. - М., 2009. - С. 46-48.

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности / / Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов : сб. док. / сост. В. С. Ов-чинский. - М., 2009. - С. 230-234.

Венская Конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.) // Ведомости ВС СССР. - 1986. - № 37. - Ст. 772.

Международный кодекс поведения должностных лиц // Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов : сб. док. / сост. В. С. Овчинский. - М., 2009. -

C. 129-133.

Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию / / Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов : сб. док. / сост. В. С. Овчинский. - М.,

2009. - С. 297-300.

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию / / Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов : сб. док. / сост. В. С. Овчинский. — М., 2009. — С. 297-302.

Межамериканская конвенция против коррупции от 29 марта 1996 г. // Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов : сб. док. / сост. В. С. Овчинский. - М., 2009. - С. 556-570.

Богуш Г. И. Понятие коррупции в международном праве и российском законодательстве // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. - 2004. - № 2. -С. 81-86.

Богуш Г. И. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней : дис. ... канд. юрид. наук / Г. И. Богуш. - М., 2004. - 230 с.

Карпович О. Г. Анализ современных подходов к борьбе с коррупцией // Междунар. публ. и частное право. - 2008. - № 3 (42). - С. 38-40.

Послание по случаю Международного дня борьбы с коррупцией [Электронный ресурс]. - URL: http : //www. un.org/ru/sg/messages/2012/ corruption. shtml

Репецкая А. Л. Транснациональная организованная преступность : учеб. пособие / А. Л. Репецкая. -Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2005. - 215 с.

Corruption Relations as an Object of International Legal Regulation

© Ivanova I., 2014

In the process of globalization, corruption is a worldwide phenomenon, and corruption relations extend deeply beyond the particular state, acquiring new forms - transnational and international corruption. Aspects of corruption, including in the national level, have a major impact on world economic, social and political processes. In this regard, it seems relevant to study the issue of international legal regulation of corruption relations. The international community paying particular attention to the international anticorruption cooperation. In support of this - the adoption of a great number of acts that are the basis of regulation of corruption relations and anti-corruption activity at the international and national levels.

Key words: corruption; corruption relations; international regulation of corruption; international anticorruption cooperation; bribery; acquisitive prevarication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.