ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
УДК 940(47+73+438) "1981/1988"
Крысенко Дмитрий Сергеевич
кандидат исторических наук, доцент Луганский университет имени Т. Шевченко [email protected]
«ПОЛЬСКИЙ ВОПРОС»
В АМЕРИКАНСКО-СОВЕТСКИХ ОТНОШЕНИЯХ (1981-1988 ГГ.)
В статье освещаются основные события и закономерности геополитического соперничества США и СССР в Польской Народной Республике на завершающем этапе холодной войны. Автор аргументирует тезис о том, что события 1980-1981 гг. в Польше сделали её приоритетом американской внешней политики. Задачи относительно СССР, которые реализовывались посредством «польской политики», заключались в его материальном и психологическом истощении и дискредитации в глазах мировой общественности. Цель Вашингтона в отношении Варшавы сводилась к стимуляции оппозиционного движения, в перспективе - его приведении к власти, проведении либерально-демократических реформ и выводу страны из Варшавского договора. Тактика достижения поставленных задач заключалась, прежде всего, в информационном воздействии на ПНР (поощрение деятельности антиправительственных телерадиосетей), которое осуществлялась в совокупности с экономическими (торговое эмбарго и финансовое давление), военно-политическими (проведение учений в соседних регионах) и дипломатическими (создание максимально широкой коалиции государств, поддерживавших польскую оппозицию) акциями США.
Ключевые слова: США, СССР, ПНР, оппозиция, «Солидарность», геополитика, конфликт.
Глобальное противостояние СССР и США, названное в 1947 г. Б. Барухом холодной войной, вызвало к жизни множество локальных конфликтов и очагов напряжённости. Однако среди всех регионов мира для Москвы и Вашингтона наибольшее значение имели европейские страны. В свою очередь, ключевой страной социалистической части Европы была Польша. Представляя в военном и экономическом отношениях одно из важнейших государств восточного блока, ПНР вместе с тем оказалась его «слабым звеном». Причинами этого были: наличие собственной имперской традиции, преданность римско-католической церкви, культурные связи с западноевропейскими народами, проживание в США миллионов польских эмигрантов. С учётом этого, в серии политических кризисов, периодически вспыхивавших в этой республике (1956, 1968, 1970 гг.), наибольшей остроты достигли события начала 1980-х гг. Причины данного кризиса имели прежде всего внутренний характер; тем не менее деятельность США по укреплению оппозиционных сил является очевидным и вместе с тем малоисследованным фактом. Итак, предметом данной статьи являются особенности политики Вашингтона и Москвы по отношению к Варшаве в 1980-е гг. Для реализации поставленной цели решаются такие задачи: определить место Польши во внешней политике США в контексте холодной войны; установить цели и задачи США в отношении неё; проанализировать тактические средства достижения поставленных целей.
Внутренняя политика социалистического правительства Польши, заключавшаяся в ограничении индивидуального предпринимательства, и сам факт покорения историческому сопернику опосредовали невысокий авторитет власти в определённых слоях польского населения. Отсчёт событиям, поляризовавшим польское общество, был дан 14 августа 1980 г., когда началась забастовка
на Гданьской судостроительной верфи им. Ленина. На следующий день забастовка распространилась и на другие предприятия, а в ночь на 17 августа образовался межзаводской забастовочный комитет во главе с Лехом Валенсой. События развивались стремительно, и после подписания 31 августа соглашения с рабочими в Гданьске возник первый в социалистическом содружестве негосударственный профсоюз «Солидарность», который вскоре обрёл черты широкого социально-политического движения. При наличии сильного аппарата государственной безопасности эффективная деятельность и победа «Солидарности» была крайне затруднена. Поэтому единственным выходом была ориентация его лидеров на внешние силы, а именно - на западные государства, возглавляемые США.
Вскоре после начала польского кризиса пост президента США занял Р. Рейган, чья стратегия борьбы в холодной войне значительную роль отводила соседним с СССР государствам: там, где существовал конфликтный потенциал, должны были проводиться акции, направленные на дестабилизацию ситуации. Итак, после появления на польской политической сцене упомянутого профсоюза США стремились реализовать политическую линию в духе деструктивного влияния на страны Восточной Европы. Выступая с речью в университете Нотр-Дам, Р. Рейган, в частности, упоминал и о польских событиях, подчеркнув, что оппозиционное движение и создание «Солидарности» свидетельствуют о кризисе и неизбежности краха коммунизма; по его мнению, отрицание одной из базовых ценностей человеческого общества -свободы - является преступным, следовательно, и сама коммунистическая система ошибочна и аморальна в своей основе [9]. Р. Рейган обвинял лидеров Советского Союза в непоследовательности соблюдения линии курса на улучшение американо-советских отношений, акцентируя внимание
50
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 5, 2015
© Крысенко Д.С., 2015
«Польский вопрос» в американско-советских отношениях (1981-1988 гг.)
на советской политике в Польше и переговорах по контролю вооружений [6, с. 105].
О большом значении Варшавы во внешней политике США говорил тот факт, что новой вашингтонской администрацией «польский вопрос» был рассмотрен уже через десять дней после инаугурации Рейгана - на заседании 30 января 1981 г., когда обсуждалась тема тайных наступательных операций против Советского Союза. В ближайшее окружение Рейгана, ответственное за принятие важных решений в государстве, входили вице-президент Дж. Буш, К. Уайнбергер, А. Хейг, У Кейси и Р. Аллен, который председательствовал на этой встрече, доказывая ошибочность политики США в отношении СССР. «Дискуссия была очень оживлённой, - вспоминал Уайнбергер. - Именно тогда мы решили, что существует необходимость занять твёрдую позицию по польскому вопросу. Не только для того, чтобы предотвратить вторжение, но и чтобы найти возможность ослабить советскую власть в Польше» [4, с. 13].
Эффективным и недорогим инструментом давления на социалистическое правительство Польши, а вместе с тем и на Кремль была массовая информация. Теоретической базой этого вида деятельности в Польше были проекты «Истина» и «Демократия». Первый из этих проектов, разработанный Советом национальной безопасности, предусматривал резкое увеличение информационного потока на страны Восточной Европы, прежде всего на Польшу. Ещё более идеологически и политически действенным оказался проект «Демократия», в соответствии с которым в Польше семь западных радиостанций начали массированное вещание диверсионных передач. Среди прочего, подавалась фальшивая информация относительно характера связей Москвы и Варшавы, которые характеризовались как «неравноправные отношения», «экономический грабёж» Польши и «односторонние выгоды» для СССР, информация о дотациях последнего в энергетическом секторе при этом замалчивалась. Подобные настроения должны были способствовать ослаблению государственных структур, росту влияния оппозиционных группировок, усилению недоверия к правительству и, как следствие, усилению антисоветских настроений. Кроме того, возросло количество подрывной литературы, нелегально ввозимой в республику [2, с. 15-16].
Наряду с резидентурой важным каналом связи с польской оппозицией был костёл. Контакты с Ватиканом касательно «польского вопроса» упрощались по причине избрания главой католической церкви в 1978 г. Кароля Войтылы, поляка по происхождению, антимарксистские взгляды которого, как и способность влиять на массовое сознание, были широко известными. Итак, наличие общих интересов США и Ватикана способствова-
ло установлению контактов администрации Рейгана с престолом. В течение своих президентских сроков он провёл несколько встреч с Папой Римским [8, с. 577-595].
Тем временем кризис в польской экономике углублялся, психологическая обработка населения была весьма ощутимой: на улицах происходили открытые провокации, население требовало выборов на многопартийной основе и независимых профсоюзов, в 1981 г. проходили массовые забастовки. Такое положение вещей привело к сокращению промышленного производства и снижению импорта, в результате чего в республике ощущалась нехватка продовольствия. В связи с этим страна была близка к банкротству, поскольку имела значительную внешнюю задолженность, для погашения которой требовались 12 млрд долл. Учитывая то, что министерство финансов Польши не могло вернуть и половины этой суммы, реакцией Москвы была передача Варшаве суммы в размере 4,5 млрд долл. и увеличение поставок энергоносителей и сельскохозяйственной продукции. Итак, наиболее действенным средством давления на Варшаву был финансовый фактор, поэтому Белый дом стремился закрыть возможность получения краткосрочных кредитов западных банков, которые Польша могла бы безболезненно выплатить. Исходя из этого, в июле 1981 г. комитет американских банков выработал позицию, которая была рекомендована другим банкам мира для переговоров в отношении польских долгов: они должны были занять бескомпромиссную позицию и поставить перед Варшавой требование незамедлительно их возвратить; кроме того, условием получения последующих кредитов было проведение ряда реформ [1, с. 523].
Давление в сочетании с предложением Вашингтона своей финансовой помощи и торговли было направлено на вырывание Польши из социалистического содружества, поэтому отказ последней от дефолта можно было расценивать как провал американской дипломатии. Следовательно, США продолжали свою борьбу за Варшаву: было принято решение о «закручивании экономических гаек», в роли которых могли выступить торговые санкции, введённые Соединёнными Штатами и поддержанные другими государствами западного блока. 9 октября президент Рейган остановил для Польши режим наибольшего благоприятствования в торговле с США (на практике это означало, что тарифы на польскую продукцию, экспортируемую в Америку, выросли на 300-400 процентов, что практически исключило её на американском рынке). Впрочем, свои действия Белый дом позиционировал как направленные против коммунистического правительства, а не народа Польши, поскольку условием восстановления торговли и отсрочки выплаты долгов была легализация «Солидарности» и начало «национального диалога».
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 5, 2015
51
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
Санкции США против ПНР заставляли Москву оказывать последней финансовую помощь от 1 до 2 млрд долл. ежегодно; вместе со значительными затратами на решение «афганского вопроса» и экономической войной США против СССР в нефтегазовом секторе подобные действия приводили советский бюджет к значительным убыткам.
Стремительное обострение ситуации в ПНР повлекло дальнейшее усиление интереса Белого дома к «Солидарности», поэтому к середине февраля 1981 г. Кейси разработал план её материальной поддержки, предусматривавший передачу современных средств связи и обучение её членов пользованию ими, а также передачу средств и разведданных ЦРУ Помощь должна была поступать через Национальный фонд поддержки демократии и благотворительные организации Ватикана, при посредничестве которых из США в Польшу начали поступать литература и копировальная техника. В распоряжение профцентра «Солидарность» были также предоставлены сотни радиостанций, печатных станков, телефонных аппаратов, коротковолновых передатчиков и телефаксов, компьютеров и другой оргтехники. Средства прежде всего направлялись издательствам, специализировавшимся на публикации политической литературы: «Nowa» и «Krag». Кроме того, начали выходить периодические издания «Krytyka» и «Tygodnik Mazowsze», выступивший официальным органом «Солидарности». Другим успехом США было налаживание каналов передачи из ЦРУ в руки «Солидарности» информации о ходе событий в высших эшелонах власти.
В начале сентября 1982 г. Р. Рейган продолжил политику, направленную на обострение кризиса в Советском Союзе, что побудило его к подписанию 2 сентября директивы NSDD-54 под названием «Политика Соединённых Штатов в отношении Восточной Европы». Согласно документу, одной из главных задач администрации провозглашалась поддержка либеральных сдвигов в регионе, продвижение гражданских прав и свобод человека в странах Восточной Европы, популяризация западного образа жизни среди их населения, поддержка развития частной собственности и уменьшение их политической и экономической зависимости от СССР [7].
Впрочем, возможности американского руководства по осуществлению активного вмешательства во внутренние дела социалистических стран были ограниченными, в отличие от способности эмоционально реагировать на них. В марте 1983 г. А. Хейг публично заявил, что советское вторжение в Польшу вызовет продажу Вашингтоном современного оружия Китаю, отношения Кремля с которым на тот момент не были дружественными. Кроме того, Рейган отправил в Москву сообщение о том, что военная акция вызовет ответную реакцию со сто-
роны Соединённых Штатов [11, с. 30]. На силовую активность СССР и проведение учений странами Варшавского договора США ответили симметрично: на территории Дании, а также других стран Западной Европы были проведены масштабные манёвры НАТО - «American Express» и «Autumn Fo^». Таким образом, «польская проблема» приобрела международный характер и провоцировала новый виток конфронтации по линии Восток - Запад.
Вопреки угрожающей ситуации в мире, подготовка к введению в Польше военного положения продолжалась; в течение нескольких месяцев силы безопасности республики проводили учения под условным названием «Операция “В”». Для контроля над введением военного положения в Варшаву прибыл В.Г. Куликов (командующий объединёнными силами стран ОВД). Было мобилизовано 250 тыс. военных и сотрудников полиции, на улицах городов появилась тяжёлая техника, были выключены частные телефоны и перекрыты государственные границы. 13 декабря 1981 г. польский премьер-министр генерал В. Ярузельский объявил о введении военного положения и о том, что вся власть находится в руках Военного совета национального спасения. Одновременно произошла попытка разгрома «Солидарности»: арестованы 5 тыс. её функционеров, а к середине февраля -ещё 35 тыс. активистов и руководителей, средства и имущество организации были конфискованы. Коммуникация членов организации стала невозможной. Таким образом, возможность организованной деятельности оппозиции была сведена на нет. Избежали ареста лишь несколько руководителей: С. Буяк, В. Хардек, Б. Лис и В. Фрасинюк.
Американские политики уверяли, что введение военного положения, так же как его молниеносность и применение значительных сил, оказались для них полной неожиданностью, персонал Белого дома был захвачен врасплох. На следующий день, 14 декабря 1981 г., президент Рейган обсуждал со своими ближайшими советниками (Дж. Бушем, В. Кларком, А. Хейгом, К. Уайнбергером, Э. Ми-зом, Р. Пайпсом и У. Кейси) ситуацию в Польше и возможные действия Соединённых Штатов. Этим политикам приходилось учитывать действие в общественном сознании и политических кругах так называемого вьетнамского синдрома - неприемлемости прямого участия США в международных кризисах. Итак, дальнейшее финансирование и проведение операции спасения «Солидарности» было решено проводить вне традиционных государственных каналов и без информирования Конгресса.
Объявление военного положения в Польше для администрации США оказалось поворотным моментом, и вскоре в рамках стратегической обороны была развёрнута деятельность, имевшая своей
52
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 5, 2015
«Польский вопрос» в американско-советских отношениях (1981-1988 гг.)
целью подрыв советской мощи. В течение следующих нескольких месяцев были подписаны тайные директивы, в которых отражались принципы политики США: ослабление влияния СССР, а также призыв к масштабной экономической войне против него, поддержка оппозиции в других странах социалистического блока. В декабре 1981 г. американская администрация объявила о введении дополнительных санкций против СССР из-за поддержки, которую он оказывал «репрессивной политике руководства Польши».
В октябре 1982 г. генерал Ярузельский приложил максимум усилий для ослабления подполья, которое всё ещё не было подавлено. Польский сейм одобрил устав о профсоюзах, на основании которого «Солидарность» была признана нелегальной организацией, и теперь силы безопасности могли арестовывать её деятелей на основании закона. 30 декабря того же года правительство формально было вынуждено прекратить задержку оппозиционеров, однако аресты продолжались. Последняя волна арестов охватила подпольные типографии; кроме того, в Познани были раскрыты каналы, которые вели к зарубежным счетам, и арестован склад аппаратуры американского происхождения. В начале 1983 г. были задержаны семь руководителей «Солидарности» и пять диссидентов из Комитета защиты рабочих, которым предъявлялись обвинения в попытке подрыва существующего строя. Важным фактором живучести «Солидарности» было наличие отдела безопасности и разведки, в котором работали специалисты, прошедшие подготовку с помощью ЦРУ.
Программа тайных операций в Польше давала свои результаты, однако в 1983 г. У Кейси решил изменить её структуру. Прежде руководство этой программой осуществлялось управлением ЦРУ во Франкфурте при содействии агентов варшавской базы. Однако такой порядок не был удобным и к тому же ограничивался лишь финансированием оппозиции; при этом одних только денег было недостаточно, поэтому президент стремился увеличить помощь. Соответственно, существовала необходимость дополнительного тайного канала для передачи основных материалов, поставка которых была аналогом сотрудничества с афганскими моджахедами. Часть продукции удавалось поставлять через профсоюзный центр; кроме того, транзитным пунктом переправки деятелей движения и приборов связи выступила Швеция. В октябре Кейси провёл с представителями этой страны встречу, в ходе которой стремился убедить их увеличить своё участие в «польском вопросе». В ходе телефонного разговора Кейси с Улофом Пальме, длившегося всего десять минут, последний согласился сделать всё, что в его силах, создав в течение недели инфраструктуру, необходимую для обслуживания помощи, посылавшейся Польше.
Несмотря на арест, видные деятели оппозиции (Я. Куронь, А. Михник, С. Ромашевский и Г. Вуец) продолжали свою деятельность, рассылая, в частности, письма. Попадая на радиостанции «Голос Америки» и «Свободная Европа», они становились доступными для широкой общественности Западной Европы. В результате интерес Запада к «польскому вопросу» продолжал расти. Со стороны Белого дома было решено продолжать действие санкций до тех пор, пока не будут проведены внутренние реформы и реабилитированы политические заключённые; помощь «Солидарности» продолжалась, поступая через Брюссель и Стокгольм. 23 февраля 1983 г. вновь организовало свой эфир радио «Солидарность», а 22 июня под нарастающим давлением интеллигенции и церкви было отменено военное положение. Официальные власти были вынуждены пойти на диалог с оппозицией и под нажимом «Солидарности» перейти к политике уступок.
Итак, до середины 1980-х гг. Польша оставалась одним из фронтов холодной войны двух сверхдержав. Москва прилагала максимум усилий для сохранения в республике социалистического строя, предоставляя правительству Ярузельско-го экономическую, разведывательную и военную помощь. В то же время Вашингтон продолжал тайную акцию по финансовой и материальной помощи подполью, также посылая «Солидарности» информацию разведки. В середине десятилетия ей поступала помощь, достигавшая 8 млн долл. в год. Противоборство продолжалось, и даже амнистия, объявленная 22 июля 1984 г., не изменила позицию «Солидарности», лидер которой Лех Валенса обещал «продолжать борьбу до победного конца». В свою очередь, в начале 1985 г. служба безопасности возобновила контрмеры, и вскоре он вместе с Б. Лисом, В. Фрасинюком, С. Хандзликом, Я. По-лубиским и А. Михником был арестован. Однако наибольшие усилия со стороны государства были направлены на выявление и прекращение поставки средств и материалов для подполья с Запада. Активная роль ЦРУ и посредничество Ватикана в эскалации кризиса в Польше были очевидными, впрочем, возможность противодействия им была ограниченной [4, с. 319]. Исходя из этого, персонал посольства США в Варшаве и консульский отдел в Кракове пребывали под постоянным наблюдением. Впрочем, посольство было не единственным и не главным звеном в этой сети, поэтому тщательное наблюдение, высылка некоторых сотрудников и прекращение авиапочты для американских дипломатов не могли оказать существенного влияния на ход событий. Моральным поражением для властей оказалась варшавская демонстрация с участием 15 тыс. человек, организованная сторонниками «Солидарности» 1 мая 1985 г. Кроме того, продолжалась печать подпольной литературы. На-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 5, 2015
53
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
конец, во второй половине 1980-х гг. происходило постепенное снижение политической активности польского общества, одновременно угасал и накал борьбы между правительством и оппозицией. Среди причин этого следует отметить политику перестройки в СССР, которая оказала чрезвычайное влияние на дальнейший процесс социально-экономического развития стран Восточной Европы; в данный период, кроме ликвидации Берлинской стены, Р. Рейган фокусировал своё внимание на «польском вопросе», продолжая поддержку прозападной оппозиции. В течение финальных двух лет на посту президента этот курс служил одной из опор его внешней политики [10]. В конце концов стратегия Соединённых Штатов оказала нужный эффект: продолжив своё существование, «Солидарность» смогла заставить официальные власти сесть за стол переговоров, в результате чего Польша оказалась первой страной ОВД, предпринявшей шаги по выходу из социалистического содружества [5, c. 410].
Библиографический список
1. Млечин Л. Холодная война: политики, полководцы, разведчики. - М.: Центрполиграф, 2009. -574 с.
2. Новак А. Информационная политика США по отношению к Польше в первой половине 80-х годов: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 1993. -22 с.
3. Окороков А.В. СССР в борьбе за мировое господство. - М.: Яуза, 2009. - 448 с.
4. Швейцер П. Победа. - Минск: Авест, 1995. -464 с.
5. Busch A. Ronald Reagan and the Defeat of the Soviet Empire // The Cold War. - Vol. 2. - N.Y.: Routledge, 2001. - 532 p.
6. Kengor P The Crusader: Ronald Reagan and the Fall of Communism. - N.Y.: Harper&Collins, 2006. -432 p.
7. NSDD 54 (US Policy towards Eastern Europe). September 2, 1982 [Электронный ресурс] Federation of American Scientists. - Режим доступа к документу: http://www.fas.org/irp/offdocs/nsdd/nsdd-054.htm.
8. Pope’s Trip to Poland // Historic Documents of
1983. - Washington: Congressional Quarterly inc.,
1984. - 683 p.
9. Reagan R. Address at Commencement Exercises at the University of Notre Dame. May 17, 1981 [Электронный ресурс] Ronald Reagan Presidential Library. - Режим доступа к документу: http://www. reagan.utexas.edu/archives/speeches/1981/51781a.htm.
10. Reagan R. Statement on the Fifth Anniversary of the Solidarity Movement in Poland. August 31, 1985 [Электронный ресурс] Ronald Reagan Presidential Library. - Режим доступа к документу: http://www. reagan.utexas.edu/archives/speeches/1985/83185b.htm.
11. The Reagan Diaries. Ronald Reagan / [ed. by Brinkley D.] - N.Y.: Harper Collins Publishers, 2007. - 751 p.
54
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова jij- № 5, 2015