ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ E-LEANING ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В МАЛЫХ ГРУППАХ НА ОСНОВЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
Н.М. Баранова
Кафедра экономико-математического моделирования Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
А.А. Змушко
Кафедра общетеоретических дисциплин Филиал Российского государственного социального университета в г. Наро-Фоминске Киевское шоссе, 5, Наро-Фоминск, Россия, 143300
В статье рассматриваются вопросы использования информационных технологий при обучении математике (информатике и др.) российских и иностранных студентов различных специальностей в малых группах по методике сотрудничества.
Ключевые слова: информационные технологии, обучение математике, методика сотрудничества.
Современное состояние педагогических исследований характеризуется активным поиском новых методов, форм и средств обучения. Актуальна проблема педагогического осмысления целей и задач использования информационных технологий (далее — ИТ) в процессе обучения. Вопросом создания и использования ИТ в обучении, научное обоснование педагогической целесообразности их применения, психолого-педагогическим проблемам проектирования и использования ИТ посвящены многочисленные труды исследователей Ю.С. Барановского, С.М. Вишняковой, А.П. Ершовой и др.
В связи с этим можно отметить, что сегодня предпринимаются попытки по-новому определить как роли преподавателей и учащихся, так и процессы их взаимодействия в ходе обучения. Разработка новой, ориентированной на учащегося программы, построенной на диалоговых формах обучения, т.е. основанных на взаимопонимании и взаимодействии, является одним из важнейших компонентов в процессе преобразования учебного процесса на основе сотрудничества.
Наглядное использование ИТ и опыта работы в малых группах в учебном процессе экономического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН) и филиала Российского государственного социального университета (РГСУ) в г. Наро-Фоминске можно проследить на примере обучения математике российских и иностранных студентов экономических и юридических специальностей [1—3].
Анализируя учебный процесс российских и иностранных студентов экономического факультета РУДН, можно утверждать, что сетевые компьютерные тех-
нологии и сформировавшаяся на их основе всемирная информационная сеть Интернет предоставляют огромные возможности для организации обучения: оперативный обмен достаточно крупными информационными блоками между «подмножествами интернет-серверов и конечными пользователями» (обмен файлами, электронная почта, телеконференции, аудио-, видеоконференции в режиме онлайн) [2].
Процесс обучения на экономическом, юридическом факультетах построен при всестороннем внедрении компьютерных сетевых технологий в информационно-педагогическую среду данного факультета, т.е. основан на так называемой концепции «клиент-сервер», при которой определенная учебная информация, находящаяся на сервере факультета (университета) доступна всем участникам учебного процесса [2].
Согласно принципам педагогики сотрудничества, а также целостному подходу к функциям общения (приобщение себя к ценностям другого и приобщение другого к своим ценностям) позиция учащегося при обучении в малых группах на основе сотрудничества рассматривается как активно влияющая на форму и содержание обучения. Учебный процесс в малых группах на основе сотрудничества, с использованием ИТ, представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по следующим четырем направлениям [4]:
— «прямая связь» (преподаватель ^ студент);
— «обратная связь» (студент ^ преподаватель);
— «внутренняя связь» (преподаватель о- педагогический коллектив; студент о- студент).
Данные формы информационного взаимодействия были рассмотрены в статьях [1—3]. Остановимся более подробно на так называемой «внутренней связи «студент о- студент» в рамках их совместной деятельности на занятиях по математике (информатике), проводимых с применением технологии обучения в малых группах на основе сотрудничества. При этом можно выделить некоторые стратегии межличностных взаимодействий индивидов [4]:
— сотрудничество, или активная помощь друг другу в достижении результата, которое может осуществляться одновременно или последовательно для взаимодействующих сторон;
— одностороннее принятие (активные действия одной стороны и принятие их другой без активного включения в общую работу);
— уклонение от взаимодействия (обе стороны избегают ситуаций, предполагающих участие в совместной деятельности);
— одностороннее противодействие (одна из сторон не только не содействует, но и достаточно активно препятствует достижению цели);
— противоборство (обе стороны активно препятствуют друг другу в достижении цели деятельности (конфликтная форма взаимодействия));
— компромиссное взаимодействие (стороны в зависимости от ситуации склонны взаимодействовать то в форме сотрудничества, то в форме противоборства).
Как показывает опыт, такой способ обучения основан на взаимопонимании и взаимодействии всех участников педагогического процесса (студент о- студент; преподаватель о студент), т. е. на основе сотрудничества, что предполагает [4]:
— отработку техники обучения по методике сотрудничества;
— освоение методологии решения проблем (ситуационный анализ, игры, имитация ситуаций);
— реализацию методов управления групповым процессом (как управлять взаимодействием, справляться с шумом, молчанием и др. техники управления учебным коллективом).
Помимо стратегий взаимодействия выделяют также признаки эффективной совместной деятельности, или сотрудничества [5; 6]. Это:
— соприсутствие участников деятельности во времени и пространстве (педагог и учащиеся объединены пространством и временем непосредственно на занятии или вне него через учебные порталы сети Интернет (economist.rudn.ru, web-local.rudn.ru), электронную почту и др.;
— наличие единой цели и общей мотивации для всех участников педагогического процесса;
— наличие органов организации и руководства, которые осуществляют управление процессом совместной деятельности (в учебной ситуации руководящую роль берет на себя, как правило, педагог);
— согласованность индивидуальных операций участников для получения конечного продукта, т.е. совмещение прав и обязанностей индивидов в совместной деятельности;
— возникновение в процессе деятельности межличностных отношений, которые, в свою очередь, оказывают влияние на успешность совместной деятельности;
— получение единого конечного результата (продукта) совместной деятельности (достижение поставленной цели).
При традиционном обучении процесс педагогического руководства практически не рассматривал студента как субъекта; при обучении в малых группах на основе сотрудничества открываются широкие возможности для реализации субъектных позиций участников педагогического процесса.
Полноценное сотрудничество становится возможным, если учащиеся, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению.
И в этом активную роль должны сыграть ИТ, непосредственно внедренные в учебный процесс вуза. Информационный поток между участниками педагогического процесса будет осуществляться посредством:
— представления в электронном виде учебно-тематических и календарных планов по учебным дисциплинам кафедры, программ, лекций, учебных материалов, заданий, вопросов, лабораторных, самостоятельных, контрольных, курсовых, дипломных и других видов работ, вывешиваемых и постоянно обновляемых на портале экономического факультета (economist.rudn.ru), на портале университета (web-local.rudn.ru);
— демонстрации лекционного материала с использованием компьютерных презентаций, ежегодно корректируемых и обновляемых преподавателями кафедры в соответствии учебной программой кафедры;
— представления компьютерных обучающих программ по отдельным разделам математики и информатики, правовой информатике и др.;
— размещения на учебном портале факультета и университета электронных учебников, подготовленных на основе мультимедийных гипертекстовых технологий;
— разработанных и всесторонне внедренных в учебный процесс тестирующих программ (тесты On-line) для осуществления поэтапного, промежуточного и результирующего контроля учащихся, оценки остаточных знаний студентов при аттестации вуза РФ;
— размещения на сайте факультета рейтинга успеваемости студентов;
— общего сетевого дискового пространства «Student», «Teacher»;
— внешних мобильных носителей информации;
— участия в российских и международных конференциях (в том числе и телеконференций, аудио-, видеоконференций в режиме On-line);
— использования возможностей Интернет (E-mail, UseNet, ICQ, IRC и др.) и беспроводных средств доступа Wi-Fi, Bluetooth и др.
Использование ИТ в процессе обучения дает возможность студентам меньше зависеть от непосредственного контакта с преподавателем.
Организация учебного процесса в малых группах на основе сотрудничества с использованием ИТ позволит:
— сформировать знаниевую компетентность, отвечающую личностным потребностям;
— достигнуть коммуникативной компетентности;
— сформировать системно-деятельностную компетентность.
В результате достижения этих целей осуществляется процесс перехода от компьютерной грамотности к информационной компетентности, а затем — к информационной культуре.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Баранова Н.М. Об информационно-технологическом проектировании учебного процесса // Информатизация и глобализация социально-экономических процессов. II Международная научно-практическая конференция (сборник научных трудов). — М.: ВНИИПВТИ,
2007. — С. 273—274.
[2] Баранова Н.М. Информационные технологии как средство интенсификации учебного процесса университета // Прагматика и коммуникация в обучении русскому языку как иностранному. Тезисы докладов и статьи Всеросс. науч.-практ. конфер. — М.: РУДН,
2008. — С. 22—25.
[3] Змушко А.А. Инновационные технологии: организация обучения математике в малых группах на основе сотрудничества // Международная научная конференция «Образование, наука и экономика в вузах. Интеграция в международное образовательное пространство». — Плоцк, Польша, 2006. — С. 260—262.
[4] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. — М.: Академия, 2005.
[5] Змушко А.А. Практика обучения студентов гуманитарных специальностей математике в малых группах с использованием информационных технологий // Сборник монографических статей «Инновационные вопросы образования». — М.: Изд-во МГУСС, 2008.
[6] Баранова Н.М., Змушко А.А. Инновационные технологии: обучение в малых группах по методике сотрудничества // Вестник РУДН. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». — 2008. — № 3. — С. 92—97.
USE OF TECHNOLOGIES E-LEANING AT TRAINING TO MATHEMATICS IN SMALL GROUPS ON THE BASIS OF COOPERATION
N.M. Baranova
Faculty of economic-mathematical modeling Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
A.A. Zmushko
Faculty of general-theoretical disciplines Branch of the Russian state social university in Naro Fominsk Kiev highway, 5, Naro-Fominsk, Russia, 143300
In the article questions of use IT are considered at training to mathematics (computer science, etc.) the Russian (foreign) students of various specialities (humanitarian, technical) in small groups by a technique of cooperation.
Key words: training to mathematics, information technologies, technique of cooperation.