Научная статья на тему 'Использование технологий e-leaning при обучении математике в малых группах на основе сотрудничества'

Использование технологий e-leaning при обучении математике в малых группах на основе сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / МЕТОДИКА СОТРУДНИЧЕСТВА / TRAINING TO MATHEMATICS / INFORMATION TECHNOLOGIES / TECHNIQUE OF COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Н. М., Змушко А. А.

В статье рассматриваются вопросы использования информационных технологий при обучении математике (информатике и др.) российских и иностранных студентов различных специальностей в малых группах по методике сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of technologies e-leaning at training to mathematics in small groups on the basis of cooperation

In the article questions of use IT are considered at training to mathematics (computer science, etc.) the Russian (foreign) students of various specialities (humanitarian, technical) in small groups by a technique of cooperation.

Текст научной работы на тему «Использование технологий e-leaning при обучении математике в малых группах на основе сотрудничества»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ E-LEANING ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В МАЛЫХ ГРУППАХ НА ОСНОВЕ СОТРУДНИЧЕСТВА

Н.М. Баранова

Кафедра экономико-математического моделирования Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

А.А. Змушко

Кафедра общетеоретических дисциплин Филиал Российского государственного социального университета в г. Наро-Фоминске Киевское шоссе, 5, Наро-Фоминск, Россия, 143300

В статье рассматриваются вопросы использования информационных технологий при обучении математике (информатике и др.) российских и иностранных студентов различных специальностей в малых группах по методике сотрудничества.

Ключевые слова: информационные технологии, обучение математике, методика сотрудничества.

Современное состояние педагогических исследований характеризуется активным поиском новых методов, форм и средств обучения. Актуальна проблема педагогического осмысления целей и задач использования информационных технологий (далее — ИТ) в процессе обучения. Вопросом создания и использования ИТ в обучении, научное обоснование педагогической целесообразности их применения, психолого-педагогическим проблемам проектирования и использования ИТ посвящены многочисленные труды исследователей Ю.С. Барановского, С.М. Вишняковой, А.П. Ершовой и др.

В связи с этим можно отметить, что сегодня предпринимаются попытки по-новому определить как роли преподавателей и учащихся, так и процессы их взаимодействия в ходе обучения. Разработка новой, ориентированной на учащегося программы, построенной на диалоговых формах обучения, т.е. основанных на взаимопонимании и взаимодействии, является одним из важнейших компонентов в процессе преобразования учебного процесса на основе сотрудничества.

Наглядное использование ИТ и опыта работы в малых группах в учебном процессе экономического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН) и филиала Российского государственного социального университета (РГСУ) в г. Наро-Фоминске можно проследить на примере обучения математике российских и иностранных студентов экономических и юридических специальностей [1—3].

Анализируя учебный процесс российских и иностранных студентов экономического факультета РУДН, можно утверждать, что сетевые компьютерные тех-

нологии и сформировавшаяся на их основе всемирная информационная сеть Интернет предоставляют огромные возможности для организации обучения: оперативный обмен достаточно крупными информационными блоками между «подмножествами интернет-серверов и конечными пользователями» (обмен файлами, электронная почта, телеконференции, аудио-, видеоконференции в режиме онлайн) [2].

Процесс обучения на экономическом, юридическом факультетах построен при всестороннем внедрении компьютерных сетевых технологий в информационно-педагогическую среду данного факультета, т.е. основан на так называемой концепции «клиент-сервер», при которой определенная учебная информация, находящаяся на сервере факультета (университета) доступна всем участникам учебного процесса [2].

Согласно принципам педагогики сотрудничества, а также целостному подходу к функциям общения (приобщение себя к ценностям другого и приобщение другого к своим ценностям) позиция учащегося при обучении в малых группах на основе сотрудничества рассматривается как активно влияющая на форму и содержание обучения. Учебный процесс в малых группах на основе сотрудничества, с использованием ИТ, представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по следующим четырем направлениям [4]:

— «прямая связь» (преподаватель ^ студент);

— «обратная связь» (студент ^ преподаватель);

— «внутренняя связь» (преподаватель о- педагогический коллектив; студент о- студент).

Данные формы информационного взаимодействия были рассмотрены в статьях [1—3]. Остановимся более подробно на так называемой «внутренней связи «студент о- студент» в рамках их совместной деятельности на занятиях по математике (информатике), проводимых с применением технологии обучения в малых группах на основе сотрудничества. При этом можно выделить некоторые стратегии межличностных взаимодействий индивидов [4]:

— сотрудничество, или активная помощь друг другу в достижении результата, которое может осуществляться одновременно или последовательно для взаимодействующих сторон;

— одностороннее принятие (активные действия одной стороны и принятие их другой без активного включения в общую работу);

— уклонение от взаимодействия (обе стороны избегают ситуаций, предполагающих участие в совместной деятельности);

— одностороннее противодействие (одна из сторон не только не содействует, но и достаточно активно препятствует достижению цели);

— противоборство (обе стороны активно препятствуют друг другу в достижении цели деятельности (конфликтная форма взаимодействия));

— компромиссное взаимодействие (стороны в зависимости от ситуации склонны взаимодействовать то в форме сотрудничества, то в форме противоборства).

Как показывает опыт, такой способ обучения основан на взаимопонимании и взаимодействии всех участников педагогического процесса (студент о- студент; преподаватель о студент), т. е. на основе сотрудничества, что предполагает [4]:

— отработку техники обучения по методике сотрудничества;

— освоение методологии решения проблем (ситуационный анализ, игры, имитация ситуаций);

— реализацию методов управления групповым процессом (как управлять взаимодействием, справляться с шумом, молчанием и др. техники управления учебным коллективом).

Помимо стратегий взаимодействия выделяют также признаки эффективной совместной деятельности, или сотрудничества [5; 6]. Это:

— соприсутствие участников деятельности во времени и пространстве (педагог и учащиеся объединены пространством и временем непосредственно на занятии или вне него через учебные порталы сети Интернет (economist.rudn.ru, web-local.rudn.ru), электронную почту и др.;

— наличие единой цели и общей мотивации для всех участников педагогического процесса;

— наличие органов организации и руководства, которые осуществляют управление процессом совместной деятельности (в учебной ситуации руководящую роль берет на себя, как правило, педагог);

— согласованность индивидуальных операций участников для получения конечного продукта, т.е. совмещение прав и обязанностей индивидов в совместной деятельности;

— возникновение в процессе деятельности межличностных отношений, которые, в свою очередь, оказывают влияние на успешность совместной деятельности;

— получение единого конечного результата (продукта) совместной деятельности (достижение поставленной цели).

При традиционном обучении процесс педагогического руководства практически не рассматривал студента как субъекта; при обучении в малых группах на основе сотрудничества открываются широкие возможности для реализации субъектных позиций участников педагогического процесса.

Полноценное сотрудничество становится возможным, если учащиеся, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению.

И в этом активную роль должны сыграть ИТ, непосредственно внедренные в учебный процесс вуза. Информационный поток между участниками педагогического процесса будет осуществляться посредством:

— представления в электронном виде учебно-тематических и календарных планов по учебным дисциплинам кафедры, программ, лекций, учебных материалов, заданий, вопросов, лабораторных, самостоятельных, контрольных, курсовых, дипломных и других видов работ, вывешиваемых и постоянно обновляемых на портале экономического факультета (economist.rudn.ru), на портале университета (web-local.rudn.ru);

— демонстрации лекционного материала с использованием компьютерных презентаций, ежегодно корректируемых и обновляемых преподавателями кафедры в соответствии учебной программой кафедры;

— представления компьютерных обучающих программ по отдельным разделам математики и информатики, правовой информатике и др.;

— размещения на учебном портале факультета и университета электронных учебников, подготовленных на основе мультимедийных гипертекстовых технологий;

— разработанных и всесторонне внедренных в учебный процесс тестирующих программ (тесты On-line) для осуществления поэтапного, промежуточного и результирующего контроля учащихся, оценки остаточных знаний студентов при аттестации вуза РФ;

— размещения на сайте факультета рейтинга успеваемости студентов;

— общего сетевого дискового пространства «Student», «Teacher»;

— внешних мобильных носителей информации;

— участия в российских и международных конференциях (в том числе и телеконференций, аудио-, видеоконференций в режиме On-line);

— использования возможностей Интернет (E-mail, UseNet, ICQ, IRC и др.) и беспроводных средств доступа Wi-Fi, Bluetooth и др.

Использование ИТ в процессе обучения дает возможность студентам меньше зависеть от непосредственного контакта с преподавателем.

Организация учебного процесса в малых группах на основе сотрудничества с использованием ИТ позволит:

— сформировать знаниевую компетентность, отвечающую личностным потребностям;

— достигнуть коммуникативной компетентности;

— сформировать системно-деятельностную компетентность.

В результате достижения этих целей осуществляется процесс перехода от компьютерной грамотности к информационной компетентности, а затем — к информационной культуре.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Баранова Н.М. Об информационно-технологическом проектировании учебного процесса // Информатизация и глобализация социально-экономических процессов. II Международная научно-практическая конференция (сборник научных трудов). — М.: ВНИИПВТИ,

2007. — С. 273—274.

[2] Баранова Н.М. Информационные технологии как средство интенсификации учебного процесса университета // Прагматика и коммуникация в обучении русскому языку как иностранному. Тезисы докладов и статьи Всеросс. науч.-практ. конфер. — М.: РУДН,

2008. — С. 22—25.

[3] Змушко А.А. Инновационные технологии: организация обучения математике в малых группах на основе сотрудничества // Международная научная конференция «Образование, наука и экономика в вузах. Интеграция в международное образовательное пространство». — Плоцк, Польша, 2006. — С. 260—262.

[4] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. — М.: Академия, 2005.

[5] Змушко А.А. Практика обучения студентов гуманитарных специальностей математике в малых группах с использованием информационных технологий // Сборник монографических статей «Инновационные вопросы образования». — М.: Изд-во МГУСС, 2008.

[6] Баранова Н.М., Змушко А.А. Инновационные технологии: обучение в малых группах по методике сотрудничества // Вестник РУДН. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». — 2008. — № 3. — С. 92—97.

USE OF TECHNOLOGIES E-LEANING AT TRAINING TO MATHEMATICS IN SMALL GROUPS ON THE BASIS OF COOPERATION

N.M. Baranova

Faculty of economic-mathematical modeling Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

A.A. Zmushko

Faculty of general-theoretical disciplines Branch of the Russian state social university in Naro Fominsk Kiev highway, 5, Naro-Fominsk, Russia, 143300

In the article questions of use IT are considered at training to mathematics (computer science, etc.) the Russian (foreign) students of various specialities (humanitarian, technical) in small groups by a technique of cooperation.

Key words: training to mathematics, information technologies, technique of cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.