Научная статья на тему 'Положительные и отрицательные черты эпохи постмодернизма'

Положительные и отрицательные черты эпохи постмодернизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2351
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Виноградова А. И., Сученкова В. С.

Рассматривается явление постмодернизма в культуре ХХ века, которое пришло на смену модернизму и принесло новые идеалы, правила, принципы, наметило актуальные проблемы в современном обществе. Постмодернистический мифологический персонаж Нарцисс, как новый тип человека с повышенным вниманием к своему телу и к самому себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Положительные и отрицательные черты эпохи постмодернизма»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 168.522

А. И. Виноградова, В. С. Сученкова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЭПОХИ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Рассматривается явление постмодернизма в культуре ХХ века, которое пришло на смену модернизму и принесло новые идеалы, правила, принципы, наметило актуальные проблемы в современном обществе. Постмодернистический мифологический персонаж Нарцисс, как новый тип человека с повышенным вниманием к своему телу и к самому себе.

Постмодернизм - явление крайне сложное и многоплановое. Его исследованию посвящено множество объемных трудов. Выступив против идей модернизма, постмодернизм был призван решить нерешенные экономические, экологические, интеллектуальные и т. п. вопросы. Гуманизм модернизма потерпел фиаско в Освенциме, что и принято считать условной датой рождения постмодернизма, который должен был найти средство, чтобы Освенцим более не повторился.

Мир прожил десятилетия эпохи постмодернизма и перешел с ним в новое столетие. Можно много спорить о том, что явилось положительным, а что отрицательным на этом пути, но интуиция подсказывает, что достигнуто не совсем то, к чему стремились. Проведен анализ особенностей культуры постмодерна, которые связаны с понятием индивидуальности личности и социума: какие трансформации претерпели эти понятия, как культура повлияла на кризис индивидуальности, о котором говорят многие современники, и как этот кризис повлиял на саму культуру постмодерна.

Эпоха модерна, в двух словах, - эпоха разума с идеями свободы, равенства, справедливости, рациональности и прогресса всесильной науки, теоретически обоснованной Гегелем, Марксом. При этом идеалы не были достигнуты, и эпоха модерна закончилась экономическим и экологическим кризисами в первой половине ХХ века. С одной стороны, это вызвало к жизни фашизм, Вторую мировую войну и варварское истребление людей, сделавшие сомнительной саму мысль о гуманизме, однако, с другой стороны, обесценилась великая идея покорения природы. Постмодернизм выразил глубокое разочарование в итогах всего предшествующего развития, утрату веры в человека и гуманизм, разум и прогресс, во все прежние идеалы и ценности.

Расширяя возможности индивида, узаконивая его стремление к самоутверждению, обрушивая на него поток образов информации, культуры, общество пришло к своему радикальному расслоению. Эра потребления покончила с обычаями и традициями, создала интернациональную культуру, основываясь на удовлетворении потребности и необходимости в информации, оторвала индивида от стабильности повседневной жизни.

Общество находится в состоянии гиперактивности, что означает не только растворение объективной реальности, но индивидуального эго. В современном

обществе такое допущение автономности и суверенности больше не возможно, человек есть не что иное, как конечная станция многочисленных сетей. Это состояние когда индивид растворен в информации и коммуникации, отрицает индивидуальность, интимность и таинственности внутреннего мира.

Отрицание индивидуальности привело к эволюции мифологический персонаж. В эпоху постмодерна таким мифологическим персонажем стал Нарцисс, как новый тип человека с повышенным вниманием к своему телу и к самому себе. Свойственное Нарциссу обожание своего тела ежедневно проявляется в тысяче мелочей: переживания, связанные с возрастом, и появлением морщин, забота о фигуре, массовое увлечение женского пола похуданием, ритуалы контроля и ухода за собой, ставшие культом посещения соляриев и тренажерного зала. Стало невозможным и невыносимым просто стареть, толстеть, спать и воспитывать детей. Происходит постоянная смена модели поведения на работе, дома, в церкви. Используя профессиональный язык, человек пытается произвести впечатление на коллег, начальство.

В культурной сфере господствующее положение занимает массовая культура, а в ней мода. Мода, в значительной мере, выполняет ту роль, которую раньше играли мифология, религия, наука. Мода все освящает и узаконивает. Все, что не прошло через моду, не имеет права на существование и не может сталь элементом культуры.

Но мода изменчива. Если эра классицизма определяла статус через должность, а эра модерна через достижения, то постмодерн определяет статус через стиль. Держаться моды это способ утвердить свой статус. В постмодернистическом обществе одни люди определяют себя через расовую, этническую принадлежность, а также «сексуальную ориентацию», другие - посредством связи с «группами по интересам». Некоторые просто сливаются с группой. Нарциссизм породил равнодушный, апатичный и вялый социум. С одной стороны, нарциссизм -защитная реакция на утрату целостности личности, а, с другой стороны, это своего рода социальный контроль, когда чересчур поглощенному самим собой Нарциссу претит воинствующая религия. Постмодернизм изолирует «Я», каждый оказывается запретным в своем недосягаемом мире. Постмодернизм поощряет эгоизм без индивидуальности, субъективизм без идентичности, вседозволенность без свободы.

Секция «Фундаментальнее и прикладньш проблемы культурологии»

Если модернизм стремился упрочнить человеческий контроль над природой, то целью постмодернизма является возвышение природы за счет человека. И хотя забота об окружающей среде дело похвальное, многие ученые постмодернизма впадают в антигуманистические крайности. Примером может считаться популярное утверждение, что вред, наносимый жизни человека, ничуть не более трагичен, чем вред, наносимый окружающей среде.

Разрушая модернизм, постмодернизм не пощадил никого. Если Освенцим гуманного модернизма и пролил кровь, то антигуманный постмодернизм не уступил ему по количеству жертв. Отвергая доминирующие идеологии, эпоха постмодернизма породила свою доминирующую идеологию «гегемонии демократий». Отвергая тоталитарные режимы, эпоха постмодернизма породила свой тоталитарный режим «гегемонии рынка». Отвергая систематичность и правила, эпоха постмодернизма породила свою жесткую систему «гегемонии закона». Отвергая религии ради освобождения, эпоха постмодернизма породила рабскую поглощенность физиологическими потребностями. Тяжкое бремя безосновательности, распад межличностных отношений, ил-

люзорные формы коммуникации, невротические расстройства и прогрессирующая болезнь, такие как рак и СПИД, которые не посчитались ни с обывателями, ни с идеологами постмодерна [1].

Повсюду идет обратный отсчет. Текущий период демонстрирует нам множество примеров этого деградирующего и исчерпанного повторения первых событий современности. Конец эпохи постмодернизма еще не объявлен, хотя попытки уже есть. Неизвестно восстановит ли человечество разрушенное христианство или сядет на скамью обучения Каббале и его альтруистическим идеям? Ясно лишь одно, мир устал от раздираемых противоречий, и будет искать новые эволюционные пути, новую и реальную свободу в попытке освободиться от нового рабства.

Библиографическая ссылка

1. Ермилова, Г. И. Постмодернизм как феномен культуры конца ХХ века // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2008. № 4. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/4/Ermilova.

© Виноградова А. И., Сученкова В. С., 2010

УДК 009

Я. А. Геращенко Научный руководитель - И. Т. Сидоров Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РЕКЛАМА И КОСМОС

Известные компании ради расширения сфер влияния и привлечения новых клиентов готовы запускать рекламу в космос. В данной статье мы рассмотрели пути и проблемы размещения космической рекламы.

Реклама является процессом донесения информации от рекламодателя до целевой аудитории посредством медиа-каналов или иными способами. С развитием все более новых технологий люди начали задумывать о расширении масштабов размещения рекламы. Наружной рекламой, рекламой на телевидении и радио давно никого не удивишь. Однако есть еще не освоенные площади для размещения. Такие площади находятся в космосе.

Российский ученый Александр Лавренов изобрел способ вывести рекламу на околоземную орбиту. По замыслу изобретателя, благодаря отражателям солнечного света, установленных на спутниках, цепь таких аппаратов создаст гигантское табло, на котором земляне смогут, читать слоганы, или видеть на звездном небе логотипы брендов. Однако несмотря на креативность идеи, никто не взялся осуществить задуманное.

Начало космической рекламы положили американцы - они брали на борт различные фирменные продукты. Фотокамера Minolta появилась на орбите еще в 1962 г., часы Omega Speedmaster - в 1965, специальная «космическая ручка» - Fisher Space Pen - в 1968. А в 1985 г. на космическом челноке Challenger астронавт Энтони Ингланд свободно пил Coca-cola,

его коллега Карл Хейниц экспериментировал в невесомости с «заклятым другом» - Pepsi [2].

В 1993 году американская компания Space Marketing Inc взбудоражила рекламный мир заявлением о начале создания «Космической Доски Объявлений» размерами в один квадратный километр [4]. Рекламный щит предполагалось запустить на низкую орбиту, что позволило бы видеть его с Земли. Было даже подсчитано, что в рекламный щит попадет космический мусор приблизительно 10 000 раз. Этот факт, а также безуспешная попытка привлечь первоначальный капитал препятствовали развитию проекта.

В этом же году американский конгрессмен Эд Маркей утвердил закон, который запретил компаниям США, открыто продавать рекламу в космосе. Закон был позже отредактирован, разрешив субсидирования космических полетов за счет рекламы на форме космонавтов или космических аппаратов. В России регулирование рекламной деятельности отражено в «Законе о рекламе», но в нем не указаны особенности рекламы на газонах, одежде, упаковке товаров, летательных аппаратов, рекламы в космосе и на других планетах, сувенирной, песенной и устной рекламы.

В отличие от американских астронавтов, которым запрещено сниматься в рекламе, отечественные кос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.