_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 377.5
М.А. Бондаренко
преподаватель первой категории ГБПОУ РО «ШМК»
Е.В. Воскобойникова преподаватель первой категории ГБПОУ РО «ШМК»
Р.С. Кощанова студентка I курса ГБПОУ РО «ШМК»
г.Шахты, РФ
E-mail: [email protected]
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА СТУДЕНТАМИ СПО
Аннотация
В статье отражены позитивные и негативные стороны подготовки индивидуального образовательного проекта студентами СПО в рамках дисциплин «Иностранный язык (английский)» и «Информатика». Предоставлены пути решения проблем и даны рекомендации участникам процесса подготовки проекта для его успешной подготовки и защиты.
Ключевые слова
Индивидуальный проект, негативные аспекты подготовки проекта, положительные стороны подготовки и защиты проекта, иностранный язык, информатика, междисциплинарные связи.
Под проектной деятельностью подразумевается целенаправленно организованная работа творческих групп педагогов и студентов по разрешению одной из актуальных социальных или учебных проблем (или ее аспектов). При этом происходит самостоятельное освоение участниками объединения комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций и создается собственный интеллектуальный продукт в современной электронной или иной форме, предназначенный для распространения и применения в различных видах деятельности.
Проектная деятельность учащихся (обучающихся) является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (таких как постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает студентов к конкретным, жизненно важным проблемам [1, с. 121-141].
Индивидуальный проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных студентами в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется студентами самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных. Выше описанные результаты регламентируются Федеральным
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
государственным образовательным стандартом среднего общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1645) [5, п. 11].
Второй учебный год в ГБПОУ РО «Шахтинский медицинский колледж» проводится подготовка, разработка и защита индивидуальных образовательных проектов среди студентов 1 курса специальностей «Сестринское дело» и «Лабораторная диагностика» на базе 9 классов. Дисциплины «Иностранный язык (английский)» и «Информатика» тесно взаимосвязаны, поэтому некоторые индивидуальные проекты студенты готовят в рамках обеих дисциплин в целях укрепления междисциплинарных связей.
В этой связи можно сделать анализ тех проблем, с которыми сталкиваются студенты на всех этапах разработки индивидуального образовательного проекта по дисциплинам «Иностранный язык (английский)» и «Информатика».
На этапе подготовки основной проблемой является не недостаток информации, как можно подумать сначала, а как раз наоборот - ее переизбыток. Студенты-девятиклассники еще не обладают в полной мере умением систематизировать и упорядочивать найденный материал, и это неизбежно приводит к тому, что текст походит на своего рода «лоскутное одеяло», где части информации беспорядочно разбросаны и не составляют вместе стройное, логически выстроенное повествование по той или иной теме. Решение этой проблемы легко приходит с помощью преподавателя-куратора индивидуального общеобразовательного проекта (ИОП), который уже обладает навыками систематизации учебного материала и может помочь студенту в этом нелегком деле [2, с.34].
На этапе разработки проекта, когда основная информация найдена, систематизирована и представляет собой некую текстовую основу, встает необходимость ее дополнения деталями и интересными фактами по теме, которые могут преобразить проект, сделать его ярким и интересным для слушателя. Зачастую и на этом этапе студенты сталкиваются с трудностями. Бывали ситуации, когда студент дополнял проект той информацией, которая не имеет прямого отношения к заявленной теме. Кроме того, студенты наводняют текст слишком большим количеством деталей, которые могут отвлечь слушателя и даже утомить его. Преподаватель на этом этапе должен осуществлять постоянный контроль над материалами, редактировать текст вместе со студентом с обязательным объяснением причин добавления или удаления той или иной информации, найти некий баланс между основой проекта и деталями, дополнениями.
На этапе защиты существуют следующие основные проблемы: некорректная подготовка доклада, неуверенность и страх выступления на публике, неверное оформление окончательной версии проекта.
При подготовке доклада от студента требуется лаконичное, но в то же время емкое изложение основных тезисов проекта. На этом этапе студенты часто включают в доклад второстепенные данные, которые не менее важны, но мешают слушателю воспринять текст объективно и усвоить информацию в полном объеме. Преподаватель должен помочь студенту составить доклад с четким, кратким и емким повествованием, корректируя текст, при необходимости.
Однако, несмотря на ряд трудностей при подготовке индивидуального проекта по дисциплинам «Иностранный язык (английский)» и «Информатика», существуют и положительные аспекты [3, с. 233]:
• Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (студент учится выбирать нужную информацию и правильно ее использовать).
• Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление).
• Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).
• Приобретение навыков работы с текстом (форматирование и редактирование в текстовом редакторе), необходимые в дальнейшем для написания выпускной квалификационной работы.
• Формирование позитивного отношения к работе (студент проявляет инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
• Вовлечение в творческое проектирование всех участников образовательного процесса -преподавателей, студентов и их родителей, создание единого творческого коллектива единомышленников, занятых общим делом воспитания и самовоспитания современной творческой личности.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х
• Расширение и совершенствование области тематического исследования в проектной деятельности; совершенствование электронной формы проектов; поиски новых направлений и форм творческого проектирования.
• Расширение границ практического использования проектных работ, созданных педагогами и студентами, укрепление престижа участия в проектной деятельности для студентов.
Несомненно, подготовка индивидуального образовательного проекта требует от всех участников процесса одинаковой вовлеченности, заинтересованности и творческого подхода, поскольку имеет чрезвычайную важность для студента как способа приобретения новых и развития уже полученных знаний и умений. Перечисленные трудности и неизбежные проблемы легко решаемы совместной плотной работой преподавателя и студента, а полученные результаты однозначно помогут последнему в будущем при написании курсовых, научно-исследовательских работ, а также выпускных квалификационных работ [4, с. 19.
Список использованной литературы:
1. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению: Сборник рефератов по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. — Минск: Пропилен, 2001.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Палат. — М., 2000.
3. Воровщиков С.Г. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: управленческий аспект. М.: 5 за знания, 2008.
4. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести исследование: От замысла к открытию/ Науч. ред. Т.И. Шамова. М.: 5 за знания, 2007.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.
© Бондаренко М.А., Воскобойникова Е.В., Кощанова Р.С. 2017
УДК 372.8
Васильев Денис Алексеевич
канд. пед. наук, доцент КГУ, г. Курск, РФ E-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА PYTHON ШКОЛЬНИКАМИ
Аннотация
Статья посвящена вопросам изучения школьниками языка программирования Python. В настоящее время методология объектно-ориентированного программирования является ведущей в информатике, методика обучения программированию должна соответствовать современным разработкам в компьютерных науках, в связи с чем существует насущная потребность в глубоком изучении методологии объектно-ориентированного программирования с помощью современных языков программирования.
Ключевые слова
Python, язык программирования, профильная школа, информатика в школе, Python в школьной
информатике, школьники и Python.
Информатика в настоящее время - наиболее изменяющаяся в области содержания учебная дисциплина, как среди школьных дисциплин, так и среди предметов, изучаемых в вузах и образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Необходимо отметить, что в большинстве школ в