СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
УДК 377.5
Бондаренко Мария Александровна
преподаватель математики и информатики ГБПОУ РО «ШМК»
Приходько Ольга Николаевна преподаватель психологии ГБПОУ РО «ШМК» Чепова Анастасия Николаевна студентка ГБПОУ РО «ШМК» г.Шахты, Российская Федерация E-mail: [email protected] prihodko_olga@mail. ru
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО НА ЗАНЯТИЯХ ПРЕДМЕТНОГО КРУЖКА
Аннотация
В статье отражены теоретические аспекты применения инновационных подходов в образовании, описан опыт формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях предметного кружка по информатике и психологии.
Ключевые слова
Инновационные подходы в образовании, педагогическая инновация, информационная компетентность, коммуникативная компетентность, информационно-коммуникативная компетентность,
предметный кружок.
Основная цель любого профессионального образования - подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда. Профессиональная деятельность современного специалиста неразрывно связана с использованием новейших информационных технологий. Соответственно повышаются требования к профессиональной квалификации будущих специалистов, в первую очередь, в части их подготовки к использованию современных информационных технологий [1, с. 112-114].
Это обуславливает объективную потребность в решении проблемы совершенствования информационной подготовки будущих специалистов в системе среднего профессионального образования, что невозможно без использования инновационных подходов в преподавании.
Условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования регламентируются ст. 20 федерального закона от 29.12.2012 г. №273-Ф3 (ред. от 07.03.2018г.) «Об образовании в Российской Федерации».
На сегодняшний день под педагогической инновацией понимаются целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; поиск новых методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление [2, с. 102].
Существует два основных типа инновационных подходов к обучению: инновации-модернизации, предполагающие обновление учебного процесса в рамках традиционного подхода к обучению, и инновации-трансформации, имеющие целью формирование опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях [3, с. 10].
В рамках реализации этих подходов ведется работа предметного кружка «С компьютером на «ты»» по дисциплине «Информатика» для студентов Шахтинского медицинского колледжа им. Г.В. Кузнецовой с применением современных информационно-коммуникативных технологий. Цель предметного кружка -развитие информационной деятельности студентов-гуманитариев.
Под информационной компетентностью студентов мы понимаем деятельность, направленную на активное взаимодействие между студентом и источником информации, организованную с помощью
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
информационно-коммуникативных технологий и направленную на достижение учебно-профессиональных целей посредством информационных процессов [4, с. 24].
Главные помощники преподавателя в решении данной задачи - цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Как показывает практика, использование ЦОР на занятиях предметного кружка повышает эффективность освоения материала. Работа с данными ресурсами позволяет создавать собственные методические материалы (мультимедиа-презентации, слайд-шоу, тестовые задания, учебные видеоролики и т.п.), предназначенные для организации познавательной деятельности обучающихся, в том числе внеаудиторной.
Работа предметного кружка направлена на ознакомление студентов на практике с основными возможностями и приемами работы в наиболее распространенных программных продуктах сферы информационно-коммуникативных технологий. Такие программы, как текстовый редактор Word, табличный редактор Excel, редактор презентаций PowerPoint, программа, позволяющая вести запись видео с экрана компьютера Icecream Screen Recorder и программа для обработки видео Windows Movie Maker, не только привлекают внимание студентов, но и позволяют сразу же применить полученные знания в своей образовательной практике, а также при выполнении исследовательской работы, подготовке материалов санпросвет десанта по пропаганде ЗОЖ, профориентационной работе и т.д.
Результатом формирование информационной компетентности студентов на занятиях предметного кружка с использованием ИКТ явилось повышение заинтересованности студентов в изучении предмета, выразившееся в улучшении показателей промежуточных аттестаций по дисциплине «Информатика».
В современных условиях функционирования СПО информационно-коммуникативную компетентность можно рассматривать не только с точки зрения владения компьютером и умения пользоваться Интернетом. Не менее актуальным является формирование у студентов навыков оценки информации, умения донести до партнера свои аргументы, логично изложить материал, установить положительную коммуникацию.
Задача преподавателей не сводится только к обучению студентов использованию цифровых технологий для решения различных учебных и жизненных задач, но и предполагает формирование целого комплекса качеств, обеспечивающих гибкость, готовность к изменениям и личную эффективность.
Формирование и развитие информационных компетенций в рамках работы кружка «Психология и психология общения» Шахтинского медицинского колледжа им. Г.В. Кузнецовой предполагает деятельность в следующих направлениях:
- работа с информацией: поиск в сетевых библиотеках, поисковых системах, архивах журналов, интернет-сообществах, статистических сайтах;
- систематизация, анализ и отбор информации (различные виды сортировки, фильтры, запросы, что повышает интерес к изучению базовой терминологии);
- преобразование информации (из графической - в текстовую, и наоборот, что особенно актуально при ведении УИРС);
- использование онлайн-тестов и программных продуктов для проведения психодиагностики. Доступность многофакторных (MMPI, Кеттел) тестов повышает интерес к психологии и к самоанализу;
- создание мультимедийных презентаций, буклетов и памяток, которые не только позволяют студентам проявить креативность, но и помогают повысить уровень наглядности рассматриваемой темы;
- применение компьютера на заседаниях кружка (ознакомление с психологическими экспериментами, просмотр фрагментов фильмов и видеороликов с последующим анализом);
- критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (сетевые мистификации).
Говоря о коммуникативных компетенциях, можно выделить направления работы, направленные на: овладение формами устной речи; развитие умения самопрезентации; овладение телекоммуникациями для общения с удаленными собеседниками; развитие навыка работы в группе, поиска компромиссов, проявления толерантности к иным взглядам и мнениям. В целях формирования коммуникативных компетенций в работе кружка применяются такие методы работы как: групповая дискуссия, деловая игра,
-( ^^ )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
«мозговой штурм», элементы психологических тренингов.
Работа предметного кружка обязательно должна быть направлена на: повышение информационной грамотности будущего специалиста и обучение его новым технологиям и навыкам коммуникации. Важным является формирование интереса и положительной мотивации к освоению и использованию информационных и коммуникативных технологий. При составлении плана работы предметного кружка необходимо предлагать студентам для рассмотрения темы, связанные с виртуальной средой, актуальными проблемами коммуникации и работы с информацией. Список использованной литературы:
1. Мовчан И.Н. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза / И.И. Мовчан // Информатика и образование. - 2009. - № 6.
2. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых -2003. - Кн.1 - 174 с.
3. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. — М. Наука, 1997. — 223 с.
4. Мовчан И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мовчан Ирина Николаевна; Магнитогорский ГУ. - Магнитогорск, 2009.
© Бондаренко М.А., Приходько О.Н., Чепова А.Н., 2018
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Гильманова Азалина Азаматовна студент биохимфака БФ БГУ г. Бирск, РФ
АЗОТ И ЕГО ОКСИДЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ
Аннотация
Представлены на междисциплинарной основе элементы дидактики изучения старшеклассниками средней общеобразовательной школы физических и химических свойств азота и его оксидов.
Ключевые слова Химический элемент азот, свойства азота и его оксидов.
Атмосферный, вдыхаемый людьми на поверхности Земли воздух содержит семьдесят девять процентов азота. При азотировании стали, содержащей алюминий, молибден, хром и титан, увеличивается не только твердость и износостойкость, но также повышается коррозионная стойкость изделий. Применение жидкого азота в науке, промышленности, медицине, кулинарии и домашних условиях в настоящее время становится традиционным.
Перечисленное выше способствует тому, что среди химических элементов одним из известных всем старшеклассникам средних общеобразовательных школ является азот, которого начинают изучать с восьмого класса.
Очевидно поэтому, что творчески целеустремленные, интеллектуально активные и научно