1993; Порхунов Г. А. Омский период правления адмирала Колчака: проблемы армии и власти // Омский научный вестник. — Омск. — 2003. — № 4; Прибыткова Л. Какой памятник Колчаку? Монумент — палачу? // Омское время. — Омск, 2008. — 25 июня и т.д.
3 Суть неправды заключалась еще и в том, как свидетельствуют документы, что из высшего армейского состава лишь командующий Черноморским флотом вице-адмирал А. В. Колчак и командир гвардейского кавалерийского корпуса хана Нахичеванского в свое время не поддержали идею отречения Николая II от престола (См.: Российская монархия. — М., 2006. — С. 704), что, безусловно, подчеркивало его верность присяге и явно монархический настрой.
4 Уфимская директория была создана в сентябре 1918 года на Уфимском государственном совещании. С октября 1918 года была перебазирована в Омск и функционировала как комитет членов Учредительного собрания. В состав этого органа входили эсеры
Н. Д. Авксентьев, В. М. Зензинов, кадет В. А. Виноградов, генерал В. Г. Болдырев и беспартийный В. В. Сапожников (которого позднее заменил кадет Вологодский). Председателем являлся Авксентьев. Как видим, состав был вполне благонадежный — небольшевистский.
5 К примеру, генерал Гурко был даже арестован 22 июня 1917 г. по обвинению в монархической пропаганде на фронте и в переписке с бывшим царем Николаем II (См.: Колчак Александр Васильевич — последние дни жизни. С. 277 — 278).
6 По мнению Веллера М., Буравского А., за границу было отправлено Колчаком 147 т золота (В кн.: Гражданская история безумной войны. — М., 2007. — С. 369).
Библиографический список
1. Допрос Колчака. Центрархив. 1925 // Колчак Александр Васильевич — последние дни жизни. — Барнаул : Алтайское книжное издательство, 1991. — 302 с.
2. Российская монархия. Эпохи. События. Судьбы. — М., 2006. - С. 706-707.
3. Кожинов, В. В. Правда сталинских репрессий. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.x-libri.ru/elib/ kozhn001Z00000022.htm
4. Спасский Н. Кому нужно «отбеливать» белых генералов? — Красный путь. — 2007. — 25 апреля. — № 17.
5. Деревянко, А. П. История России / А. П. Деревянко, Н. А. Ша-бельникова. — М., 2006. — С. 275.
ПОЛКАНОВ Владимир Данилович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.12.2009 г.
© В. Д. Полканов
УДК 947:353 (5711) В. В. ГЕРМИЗЕЕВА
Омский государственный технический университет
ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1914 - ФЕВРАЛЬ1917 гг.)_____________________________
В статье рассматривается состояние органов местного управления Западной Сибири в 1914-1917 гг., анализируются изменения, произошедшие в структуре губернских управлений, обращается внимание на положение чиновников правительственных учреждений. Ключевые слова: местное управление, губернатор, Западная Сибирь.
После вступления России в Первую мировую войну усложнилось состояние органов местного управления. Были пересмотрены многие задачи, стоящие перед административными учреждениями, проведена реорганизация губернских управлений.
По Закону «О преобразовании учреждений по воинской повинности и об изменении штатов сих учреждений», вступившему в действие 1 июля 1914 г., Управление по делам о воинской повинности при МВД было преобразовано в Управление воинской повинности. Следствием этого стало изменение подчиненных учреждений на местах. В составе губернских управлений Западной Сибири были введены новые должности: непременного члена по воинской повинности присутствия и секретаря, что позволило организовать в составе канцелярий еще одно отделение.
Так, в Томском губернском управлении новое отделение — по делам воинской повинности — было причислено к распорядительным, его делопроизводство было сформировано путем передачи «из первого распорядительного отделения делопроизводства губернского по воинской повинности присутствия». С 1 сентября 1914 г. на должность непременного члена был назначен надворный советник В. Э. Майер [1]. По сведениям 1915 г. аналогичную должность в Тобольском губернском управлении занимал надворный советник Б. А. Потапов.
Несмотря на эти изменения, вопрос о пересмотре существующих штатов управления по-прежнему оставался актуальным. Степной генерал-губернатор Н. А. Сухомлинов при первом посещении Акмолинского областного правления в 1915 г. был удивлен
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
малочисленностью его служащих. Вопрос об увеличении штата был поднят в МВД еще в 1911 г., но так и не получил дальнейшего движения. С тех пор произошли серьезные изменения и, по мнению акмолинского губернатора А. Н. Неверова, вследствие большого объема работы чиновники не в состоянии были решить многие вопросы компетентно и быстро. В газете «Омский вестник» отмечалось в августе 1915 г., что «наличный состав областного правления буквально перегружен работою, но благодаря недостатку рабочих рук, а также средств на наем их, не представляется возможным успешно вести земское хозяйство» [2].
Губернаторы Тобольской и Томской губерний также неоднократно указывали на необходимость изменений и дополнений штатов губернских управлений. В начале 1914 г. пятым отделением Департамента общих дел был подготовлен в Г осударственную думу проект «Об установлении новых штатов Тобольского, Томского, Енисейского, Иркутского губернских, Якутского областного управлений и Забайкальского областного правления». В губернские управления планировалось ввести новые должности, а также увеличить средства на ежегодное содержание учреждений. Но проект так и не был реализован, не последнюю роль в этом сыграла Первая мировая война [1].
В условиях войны в МВД был поднят вопрос о необходимости ускорить разработку проекта о введении земских учреждений в Сибири, прежде всего в Тобольской и Томской губерниях. Таким образом, эта проблема вновь стала объектом пристального внимания общественности с 1914 года. В частности, был составлен проект создания особого ведомства для этих губерний и даже разослан некоторым учреждениям Сибири на заключение, но за очень небольшими исключениями получил отрицательные отзывы. В 1915 г. в МВД признавали возможным ввести земские учреждения повсеместно в Сибири с распространением на нее положения, действующего в Европейской России [3]. Но окончательного решения по этому вопросу до Февральской революции 1917 г. так и не было принято.
В период с 1914 по 1917 гг. практически не возросли объемы средств, выделяемых на содержание штатов губернских управлений и областного правления. Так, на 1916 г. на наем писцов, канцелярские и хозяйственные расходы Томского губернского управления ожидались поступления на сумму 46005 рублей. В том числе на хозяйственные расходы по губернскому управлению предполагалось выделить следующие средства: а) на отопление 1500 руб., б) на освещение 500 руб., в) на воду 250 руб., г) на ремонт часов 60 руб., д) на ремонт мебели 500 руб., е) на хозяйственные расходы 215 руб., ж) на выписку печатных изданий для библиотеки и переплет книг 500 руб., з) на телефоны 460 руб., и) на одежду 12 младшим, 1 старшего курьера и швейцара 350 руб., й) на общие канцелярские расходы 3220 рублей [4].
При этом основные суммы практически не менялись с 1905 года. В частности, отпущенные средства на хозяйственные расходы по тюремному отделению увеличились всего на 5 %, на жалованье вахмистра на 18 %, в то же время потребности по многим статьям увеличились в несколько раз.
В условиях постоянного повышения цен на канцелярские нужды подобное распределение было недостаточным, поэтому губернаторы направляли ходатайства в МВД для увеличения средств, выделяемых губернским управлениям и областному правлению.
В исследуемый период значительно возросла переписка присутственных мест. По данным крестьянского отделения Томского губернского управления, в 1914 г. на производстве находилось 9456 административных и продовольственных дел, а в 1909 г. — 1630. По сведениям на апрель 1916 г. в третьем отделении управления числилось 9623 исходящие бумаги и по сравнению с 1910 г. их количество возросло в два раза [5]. Для объяснения причин задержки по исполнению распоряжений администрации и по подготовке необходимых документов за годы войны обычной стала формулировка: «медленность... произошла вследствие массы работы, вызванной обстоятельствами военного времени и отсутствием рабочей силы» [6].
Начальник Омского жандармского управления докладывал в мае 1916 г. акмолинскому губернатору П. Н. Масальскому-Кошуро, что «вздорожание жизни в городах ложится главным образом бременем на мелких чиновников и служащих, получающих маленькие оклады» [7]. Между тем временные правила об улучшении быта служащих в правительственных учреждениях не распространялись на Сибирь.
Согласно сообщению тобольского губернатора Н. А. Ордовского-Танаевского, в августе 1916 г. жизнь в губернии в связи с военными событиями сильно подорожала. Например, предметы продовольствия местного производства, такие как мука, мясо, яйца, молочные продукты и т.п., подорожали на 50 % и более; привозные товары, такие как одежда, обувь стали недоступны для среднего чиновника, не говоря о низших служащих. Так, за пару ботинок вместо 6 — 7 руб. требовалось заплатить 18 — 25 руб., рабочий костюм чиновника, прежде стоивший 25 — 30 руб., сложно было сделать за 60. Поднялась стоимость жилья: квартира из 2 — 3 комнат, стоившая 10 — 15 руб., подорожала до 20 — 25. Возросли цены и на рабочие руки, по этой причине для правительственных учреждений трудно было найти служащих, потому что частные предприятия платили больше. Губернатор отмечал, что получаемое чинами МВД вознаграждение, установленное более десяти лет назад, совершенно не удовлетворяло повседневных нужд мелких и даже средних чиновников, «большинство которых уже теперь поставлены в крайне тяжелые условия жизни и их сильно угнетает мысль еще о более худших условиях в будущем при нынешних окладах содержания и при все увеличивающейся дороговизне». Что же касается размера труда чиновников, служащих в западносибирских губерниях, то он не уступал работе чиновников Европейской России, так как «многие очень сложные и ответственные дела, как, например, земское, врачебное, ветеринарное, страховое и др. исполняются теми же немногочисленными чинами губернских и уездных учреждений, [...] тогда как в России для этого существуют целые отделения с большими штатами и бюджетами организации, как, например, земское учреждение, объединяющее все поименованные выше дела» [8].
Томский уездный исправник в докладе губернатору В. Н. Дудинскому отмечал в октябре 1916 г., что чиновники «перегружены работою и все помыслы их: о войне и о спутнике ее — дороговизне, задавившей в своих тисках бедняка-чиновника» [9].
Во многом в связи с серьезными кадровыми проблемами было продолжено рассмотрение вопроса о предоставлении женщинам права служить в ведомстве МВД. Так, в июне 1916 г. в Тобольской губернии под председательством губернатора состоялось особое совещание в составе вице-губернатора Н. И. Гав-
рилова, непременных членов губернского управления: по крестьянским делам — А. А. Ольшевского, по воинской повинности — Б. А. Потапова, старшего советника губернского управления И. В. Бирюкова, советника А. С. Тюльпанова, врачебного инспектора Г. Н. Егорова, ветеринарного инспектора В. М. Карго-полова, губернского инженера Л. И. Шокальского и помощника тюремного инспектора П. П. Боголепова.
Открывая заседание, председатель совещания доложил, что «МВД приступило к разработке законопроекта, на следующих примерно общих основаниях: предоставление лицам женского пола прав государственной службы по большинству учреждений МВД, как центральных, так и местных, признается вполне возможным, при этом предположено допускать их на штатные должности не выше VIII класса включительно, за исключением тех учреждений и должностей, где, по характеру таковых, служба лиц женского пола представлялась бы неудобной (учреждения по охране общественного порядка и спокойствия). Для службы на штатных должностях в центральных учреждениях предполагалось установить образовательный ценз высшего учебного заведения, а в местных — среднего» [10].
Несмотря на категорическое запрещение, учреждения всех ведомств, как местных, так и центральных, принимали женщин на низшие канцелярские должности по вольному найму, особенно со времени введения в употребление пишущих машин, к работе на которых они приспосабливались быстрее. Причины, способствующие подобному нарушению закона, были разнообразны, главные же из них: недостаток рабочих рук, увеличение объема работы в связи с военными событиями, слабо оплачиваемый в казенных учреждениях, по сравнению с частными, труд мужчин. Как отмечали участники совещания, многолетний опыт показал, что к труду женщин в канцеляриях не только нельзя отнестись отрицательно, но во многих случаях его следует считать предпочтительнее труда мужчин. Так как они оказались более аккуратными, трудолюбивыми, усидчивыми, редко меняли службу, так как ею дорожили; отсюда они становились более опытными, а труд их был продуктивнее. Таким образом, был сделан вывод о том, что допущение женщин на службу в учреждения Министерства внутренних дел в определенном смысле уже стало реальностью, предоставление же им прав государственной службы должно стать справедливым результатом многолетнего и успешного опыта.
В результате совещание пришло к заключению, что лицам женского пола возможно предоставить следующие должности:
А) По губернскому управлению:
1)делопроизводителей, 2) помощников делопроизводителей, 3) бухгалтера, 4) помощника бухгалтера, 5) архивариуса, 6) помощника архивариуса, 7) журналиста, 9) секретаря губернского статистического комитета.
Б) По уездным учреждениям:
1) секретарей съездов крестьянских начальников, 2) журналистов (регистраторов) уездных полицейских управлений.
Участники совещания отмечали, что в Тобольской губернии в связи с полным недостатком технических сил и лиц со специальной подготовкой, лиц женского пола занимали должности ординаторов больниц, сельских врачей и фельдшериц. Поэтому считали возможным предоставить женщинам следующие должности по медицинской части: ординаторов губернской больницы бывшего приказа общественного призрения,
сельских врачей и врачей инородческих больниц, городских санитарных врачей, врачей для командировок, фельдшериц, губернского фармацевта и управляющего аптекой губернской больницы. Отмечалось, что если не будет введено в тобольской акушерско-фельдшерской школе совместное обучение мужчин и женщин, то пока в школу принимаются исключительно женщины, желательно замещение женщиной-врачом должности директора акушерско-фельдшерской школы. Представлялось возможным исполнять женщинам и некоторые технические должности: младшего инженера, младшего архитектора и сверхштатных техников строительного отделения губернского управления. Необходимым условием для лиц женского пола, определяемых на специальные должности, было наличие соответствующего образования.
Что же касается общих должностей, то совещание остановилось на следующем: 1) Ст. 17 «Устава о службе по определению от правительства» не устанавливала особого ценза при первоначальном поступлении на службу и при дальнейшем ее прохождении мужчинами, обязательна была лишь грамотность, испытываемая по весьма слабой программе. Как показал опыт, этого недостаточно и образовательный уровень для служащих должен быть повышен. Поэтому признавалось желательным установление ценза среднего учебного заведения, но как минимум предлагалось установить при первоначальном определении к должностям для мужчин и женщин — ценз высшего начального училища. Этот новый тип учебного заведения заменил в отношении мужчин городские и уездные училища, которые выпускали достаточно грамотных и вполне работоспособных молодых людей. Дальнейшее движение по службе могло бы иметь место после прохождения известного служебного стажа и проверке необходимых знаний в испытательной комиссии губернского управления [11].
Но, несмотря на необходимость законодательно закрепить права и обязанности женщин на государственной службе, этот вопрос не был окончательно разрешен, хотя представители высшей местной администрации признавали возможным предоставить им работу по ведомству МВД.
С лета 1916 г. правительственный кризис становился все очевиднее. За два с половиной года войны на посту председателя Совета министров сменилось четыре человека, шесть человек занимали пост министра внутренних дел, следствием чего было изменение руководящего персонала ведомства [12].
Губернаторский корпус Российской империи также претерпел значительные изменения. Так, в 1914 г. было назначено 12 новых губернаторов, в 1915 — 33, а за девять месяцев 1916 г. — 43 представителя высшей власти в губерниях.
Обстановка в Западной Сибири складывалась следующим образом: лишь в Томской губернии с начала войны вплоть до упразднения этого института находился губернатор В. Н. Дудинский, в Тобольской губернии А. Ф. Станкевича сменил в ноябре 1915 г. Н. А. Ордовский-Танаевский. Относительно этой перемены в высшем руководстве губернии существует две точки зрения. С одной стороны, ее можно рассматривать как традиционное перемещение после трехлетнего пребывания в должности, с другой — она может быть связана с личной просьбой Григория Распутина о назначении на пост тобольского губернатора Ордовского-Танаевского, которого Распутин хорошо знал. В результате А. Ф. Станкевич был переведен на пост самарского губернатора [13]. Акмолинский губернатор А. Н. Неверов в 1915 г. был переведен
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
волынским губернатором в порядке «обновления местной власти», а на его место в августе был назначен управляющий канцелярией степного генерал-губернатора Д. Г. Явленский, который потом был переведен на аналогичный пост в Псковскую губернию. Впоследствии должность акмолинского губернатора занимали П.Н. Масальский-Кошуро, прибывший в Омск в феврале 1916 г., потом его сменил В. А. Колобов [14].
В чрезвычайных условиях военного времени губернаторы обязаны были составлять обширные отчеты об общественно-политической жизни, в которые включались сведения о деятельности существующих в губернии политических партиях, печати, давалась характеристика местных деятелей различных политических лагерей, духовенства. Согласно сообщениям местных властей в октябре 1916 г. в Томской губернии довольно явно стала замечаться утомленность войною и тяжестью жизни.
В сложившейся ситуации МВД предложило губернаторам не покидать без особой на то необходимости вверенных им губерний и областей для частных приездов в Москву или Петроград. 27 февраля 1917 г. началась Февральская буржуазно-демократическая революция, а 2 марта было образовано Временное правительство.
4 марта 1917 г. постановлением Временного правительства повсеместно были отстранены от должности генерал-губернаторы, губернаторы и вице-губернаторы, что повлекло и изменение статуса губернских управлений. Так, после отстранения от должности губернатора В. Н. Дудинского Томское губернское управление «постепенно теряет статус высшего правительственного учреждения», а его деятельность стала строиться «на выполнении иных административных функций» [1]. Тобольский губернатор Н. А. Ордовский-Танаевский в марте 1917 г. передал свои полномочия комиссару Временного правительства В. Н. Пигнатти. Степной генерал-губернатор Н. А. Сухомлинов и акмолинский губернатор В. А. Колобов 4 марта были арестованы и отстранены от занимаемых должностей.
Вскоре МВД приступило к разработке временного положения административного управления «на началах широкой общественной самодеятельности», строй существовавших губернских учреждений подлежал изменению», позднее были упразднены другие учреждения Российской империи. 19 сентября 1918 г. было принято постановление о переименовании губернских управлений в губернские комиссариаты [15].
Таким образом, в 1914—1917 гг. существующие штаты губернских управлений так и не были пересмотрены, но в структуре учреждений появилось
отделение по воинской повинности. Положение служащих осложнялось нераспространением на Сибирь большинства временных правил об увеличении содержания или выплаты суточных денег. Вся система местного управления переживала серьезный кризис. Среди основных причин этого процесса необходимо отметить несоответствие существовавших законодательных норм новым условиям жизни, необходимость реорганизации губернских управлений, низкую исполнительную дисциплину. Война еще более усугубила положение и создала условия, в которых высшая администрация была не в состоянии справиться с возложенными на нее обязанностями. Вся система государственного управления к началу 1917г. превратилась в мощный тормоз социально-экономического и политического развития Российской империи и требовала коренного реформирования.
Библиографический список
1. Палин, А. В. Томское губернское управление (1895 — 1917 гг.): структура, компетенция, админстрация / А. В. Палин — Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004. — 188 с.
2. Омский вестник. — 1915. — 21 авг.
3. Омский вестник. — 1915. — 5 июля.
4. Государственный архив Томской области (далее — ГАОО). Ф. 3. Оп. 23. Д. 259. Л. 1 — 2.
5. ГАТО. Ф. 3. Оп. 23. Д. 249. Л. 73; Оп. 2. Д. 6568. Л. 243;Оп. 43. Д. 1172. Л. 109 110; Оп. 44. Д. 4220. Л. 1 — 2.
6. Государственный архив Омской области (далее — ГАОО). Ф. 33. Оп. 1. Д. 93. Л. 100.
7. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д.88. Л. 31.
8. Государственное управление Тюменской области Государственный архив в г. Тобольске (далее — ГУТО ГАТ). Ф. 152. Оп. 36. Д. 638. Л. 50.
9. ГАТО. Ф. 3 Оп. 2. Д. 6928. Л. 170.
10. ГУТО ГАТ. Ф. 152. Оп. 36. Д. 640. Л. 7 — 9.
11. ГУТО ГАТ. Ф. 152. Оп. 36. Д. 640. Л. 10.
12. Власть и реформы: От самодержавной к советской России / под ред. Б. В. Ананьича. — Спб. : Дмитрий Буланин, 1996. — 800 с.
13. Сибирские и тобольские губернаторы. Исторические портреты, документы / под ред. В.В. Коновалова. — Тюмень : Тюмен. издат. дом, 2000. — 577 с.
14. Омский вестник. — 1915. — 28 авг., 1 сент.; Акмолинские областные ведомости. — 1915. — 23 сент.; 1916. — 20 янв.
15. ГАТО. Ф. 3. Оп. 75. Д. 73. Л. 9.
ГЕРМИЗЕЕВА Виктория Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.10.2009 г.
© В. В. Гермизеева
Книжная полка
Соколов, Е. Н. Финансовая политика Советской власти (октябрь 1917 - август 1918 гг.) : монография / Е. Н. Соколов. — Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2008. — 148 с. — ISBN 978-5-88006-530-1.
Монография посвящена изучению финансовой политики советского государства па начальном этапе становления новой общественно-политической системы в России. В исследовании рассматривается деятельность как центральных, так и местных органов власти по проблемам банков, налогов, строительства нового финансового аппарата, денежного обращения, бюджета и т.д. Монография предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей вузов и всех, кто интересуется вопросами становления советской государственности в России.