УДК 159.923
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В СТИЛЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЕ
О. С. Самбикина (Пермь)
Аннотация. Представлены результаты лонгитюдного исследования стилей учебной деятельности школьников разного пола при переходе из начального в основное звено обучения. Описаны сходство и различия в структурах стилей учебной деятельности и во взаимосвязях компонентов стиля с успеваемостью мальчиков и девочек младшего школьного и подросткового возраста.
Ключевые слова: лонгитюдное исследование; стиль учебной деятельности; половые различия.
Постановка проблемы. Проявление особенностей пола в учебной деятельности школьников является предметом как отечественных, так и зарубежных исследований начиная с 60-х гг. прошлого столетия. При этом результаты, полученные разными авторами, весьма противоречивы.
Так, с одной стороны, имеют место эмпирические данные, указывающие на существование межполовых различий в учебной деятельности (A. Kossakowski, 1965, 1969; W. Friedrich, 1966, 1980; K.-H. Otto, 1970; H. Muller, 1980; Б.И. Хасан, 1996; В.Д. Еремеева, 2005 и др.).
С другой стороны, ряд исследователей (C.N. Jacklin, E.E. Maccoby, 1974; A.C. Petersen, M.A. Wittig, 1979; И.С. Кон, 1988 и др.) утверждают, что различия между полами в учебной деятельности не проявляются столь ярко либо, проявляясь в начале обучения, затем сглаживаются и исчезают.
Г.М. Бреслав и Б.И. Хасан [7] отмечают, что в условиях современной школы, от момента поступления до момента окончания, мальчики и девочки обучаются без учета особенностей пола, индифферентность образования к половым различиям выражается не только в малоосмысленной организационной совместности обучения, но еще и в содержательной безадресности. Все это в конечном итоге ведет к тому, что у девочек к подростковому возрасту формируются черты характера, которые традиционно принято считать «мужскими» (настойчивость, решительность и т.д.), тогда как у мальчиков, напротив, проявляются типично «женские» манеры поведения и особенности личности (мягкосердечие, зависимость и т.п.).
Таким образом, как отмечено ранее, данные исследований по проблеме гендерных различий довольно противоречивы и требуют дальнейшей тщательной разработки для научно-психологического обоснования необходимости осуществления гендерного подхода в образовании.
100
Половые различия в стилях учебной деятельности школьников
Особую актуальность изучению данной проблемы придает то, что в соответствии с Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 г. одним из направлений перехода российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития является развитие человеческого потенциала России, предполагающее обеспечение благоприятных условий для развития способностей каждого человека, переход от системы массового образования к необходимому для создания инновационной социально-ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех [12], осуществление которого, в свою очередь, невозможно без учета особенностей пола в процессе обучения.
В нашем исследовании с позиции теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина изучаются гендерные различия в стилях учебной деятельности (СУД) школьников при переходе из начального звена обучения в среднее [5, 6].
Анализ литературы позволяет выдвинуть предположение о том, что как в младшем школьном, так и в подростковом возрасте существуют различия в стилях учебной деятельности мальчиков и девочек, кроме того, компоненты СУД мальчиков и девочек могут быть по-разному взаимосвязаны с успеваемостью на разных этапах обучения.
Организация и методики исследования. Экспериментальная часть исследования осуществлялась в два этапа. На первом этапе в качестве испытуемых выступили учащиеся третьих классов МОУ «Школа № 9 г. Перми», всего 61 человек (26 девочек и 35 мальчиков). На втором этапе испытуемыми были эти же учащиеся, ставшие восьмиклассниками.
Для изучения стилей учебной деятельности школьников была сконструирована «Комплексная методика изучения стиля учебной деятельности школьников». В основу данной методики положен опросник
А.К. Байметова [1], направленный на изучение стиля учебной деятельности старшеклассников. В качестве показателя успеваемости рассматривался итоговый средний балл по основным предметам математического, естественнонаучного и гуманитарного циклов за учебный год. Полученные данные были обработаны с помощью методов математической статистики (корреляционный анализ и факторный анализ).
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты, полученные на выборке младших школьников.
Для более полного понимания структуры стилей учебной деятельности мальчиков и девочек младшего школьного возраста был выполнен факторный анализ, результаты которого представлены в табл. 1.
101
№ 51
Сибирский психологический журнал
2014 г.
Т а б л и ц а 1
Факторное отображение структуры стилей учебной деятельности мальчиков и девочек младшего школьного возраста
Показатели Мальчики Девочки
F1 F2 F3 F1 F2 F3
1 Легкость и быстрота перехода от одной формы работы к другой -0,59 0,52
2 Темп деятельности 0,79
3 Выполнение на уроке дополнительных заданий помимо основных 0,59 0,61
4 Продуманность ответов 0,74 0,52
5 Выделение подготовки к выполнению задания в отдельный этап 0,59
6 Использование черновика -0,44 0,55
7 Выделение проверки задания в отдельный этап -0,50 0,70
8 Тщательность в осуществлении самоконтроля -0,70 0,79
9 Предпочтение отвечать с места -0,45
10 Наличие отдыха перед выполнением домашнего задания -0,59
11 Наличие перерывов в выполнении домашнего задания -0,55 -0,56
12 Предпочтение заниматься в одиночестве -0,57 0,57
13 Последовательность выполнения заданий (с более трудных предметов) -0,49
14 Наличие режима выполнения домашнего задания 0,62
15 Способность сохранять спокойствие перед выполнением ответственного задания 0,50
16 Отсутствие пропуска уроков без уважительных причин -0,47 0,71
17 Способность терпеливо слушать ответ другого -0,51 -0,55
18 Желание доказывать правильность своей гипотезы 0,42
19 Дополнение и исправление ответов одноклассников 0,60 0,50 -0,62
20 Желание подбирать дополнительный материал к уроку 0,48 -0,49
21 Сосредоточенность во время урока -0,52 0,77
22 Внимание к объяснению урока учителем 0,59 -0,46 0,63
23 Внимание к ответам одноклассников 0,46
24 Предпочтение не списывать у одноклассников 0,43 -0,49
25 Своевременная подготовка рабочего места -0,57 -0,56
Доля объяснимой дисперсии, % 12,5 11,2 10,1 20,9 12,3 10,4
102
Половые различия в стилях учебной деятельности школьников
Как в выборке мальчиков, так и в выборке девочек было выделено по три фактора, вобравших соответственно 33,8 и 43,6% общей дисперсии.
Из табл. 1 видно, что в выборке мальчиков в первый фактор с наибольшими весами вошли следующие компоненты стиля учебной деятельности: выполнение на уроке дополнительных заданий помимо основных, продуманность ответа, предпочтение отвечать у доски, желание доказывать правильность предложенной гипотезы, решения и т. п., исправлять и дополнять ответы одноклассников, подбирать дополнительный материал к уроку, внимание к объяснению урока учителем, к ответам товарищей, предпочтение не списывать у одноклассников. Фактор получил название «Выдержанность и внимательность на фоне активности работы на уроке».
Во второй фактор вошли затруднения при переходе от одной формы работы к другой, отсутствие черновиков, отсутствие итогового самоконтроля, пропуск уроков без объективных причин, отсутствие сосредоточенности во время урока и невнимание к объяснениям учителя. Фактор обозначен как «Недостаточная сформированность самоконтроля на фоне низкой сосредоточенности и динамичности перехода от одной формы работы к другой».
В третий фактор со значимыми весами вошли отсутствие отдыха перед выполнением домашнего задания, отсутствие перерывов во время его выполнения, предпочтение заниматься в компании, неспособность терпеливо слушать ответы одноклассников, несвоевременная подготовка рабочего места к уроку. Фактор получил название «Нерациональная организация условий для выполнения заданий».
В выборке девочек в первый фактор вошли высокий темп деятельности, выполнение на уроке дополнительных заданий помимо основных, выделение подготовки к выполнению задания в отдельный этап, выделение проверки задания в отдельный этап, тщательность в осуществлении самоконтроля, предпочтение заниматься в одиночестве, способность сохранять спокойствие перед выполнением ответственного задания, дополнение и исправление ответов одноклассников, сосредоточенность во время урока. Фактор обозначен как «Сосредоточенность и высокий уровень самоконтроля на фоне динамичности учебной деятельности».
Второй фактор назван «Организованность и основательность при подготовке к ответам и к выполнению заданий». В него вошли продуманность ответов, использование черновика, наличие режима в выполнении домашних заданий, выполнение домашней работы, начиная с более легких заданий, отсутствие желания исправлять и дополнять ответы одноклассников.
В третий фактор вошли легкость и быстрота перехода от одной формы работы к другой, отсутствие перерывов в выполнении домаш-
103
№ 51
Сибирский психологический журнал
2014 г.
него задания, неспособность терпеливо слушать ответы одноклассников, нежелание подбирать дополнительный материал к уроку, списывание у одноклассников и несвоевременная подготовка рабочего места к уроку. Фактор обозначен как «Особенности самоорганизации».
Таким образом, стиль учебной деятельности мальчиков младшего школьного возраста определяется следующими факторами: выдержанность и внимательность на фоне активности работы на уроке, недостаточная сформированность самоконтроля на фоне низкой сосредоточенности и динамичности перехода от одной формы работы к другой, нерациональная организация условий для выполнения заданий. Тогда как стиль учебной деятельности девочек младшего школьного возраста характеризуется сосредоточенностью и высоким уровнем самоконтроля на фоне динамичности учебной деятельности, организованностью и основательностью при подготовке к ответам и к выполнению заданий и особенностями самоорганизации.
В ходе исследования были рассмотрены статистически значимые взаимосвязи компонентов стилей учебной деятельности с успеваемостью младших школьников разного пола (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Статистически значимые коэффициенты корреляции показателей компонентов стиля учебной деятельности с показателями успеваемости младших школьников разного пола
Компоненты стиля учебной деятельности Успеваемость
Мальчики Девочки
Темп деятельности 0,49 0,72
Выполнение на уроке дополнительных заданий помимо основных 0,52
Продуманность ответов 0,61 0,47
Дополнение и исправление ответов одноклассников 0,55
Выделение подготовки к выполнению задания в отдельный этап 0,52
Выделение проверки задания в отдельный этап 0,61
Способность сохранять спокойствие перед выполнением ответственного задания 0,49
Отсутствие пропуска уроков без уважительных причин 0,58
Сосредоточенность во время урока 0,59
Внимание к объяснению урока учителем 0,49
Предпочтение не списывать у одноклассников 0,44
Анализ взаимосвязей выявил как сходства, так и различия между выборками мальчиков и девочек.
Сходство проявляется в том, что и у девочек, и у мальчиков успеваемость имеет положительную взаимосвязь с темпом деятельности и продуманностью ответов.
Различия обнаружены в количестве и характере взаимосвязей стилевых компонентов с успеваемостью. В выборке девочек количе-
104
Половые различия в стилях учебной деятельности школьников
ство таких связей значительно больше, нежели в выборке мальчиков. Если успеваемость мальчиков положительно взаимосвязана с выполнением на уроке большего объема заданий, дополнением и исправлением ответов одноклассников, то успеваемость девочек в этом возрасте зависит от выделения подготовки к выполнению задания и проверки задания в отдельные этапы, способности сохранять спокойствие перед выполнением ответственного задания, посещаемости, сосредоточенности во время урока, внимания к объяснению урока учителем и самостоятельности при выполнении учебных заданий.
Результаты, полученные на выборке подростков. Для более полного и качественного понимания структуры стилей учебной деятельности мальчиков и девочек подросткового возраста был выполнен факторный анализ (табл. 3).
Т а б л и ц а 3
Факторное отображение структуры стилей учебной деятельности мальчиков и девочек подросткового возраста
Показатели Мальчики Девочки
F1 F2 F3 F1 F2 F3
1 Легкость и быстрота перехода от одной формы работы к другой -0,59 -0,51
2 Возможность параллельно выполнять разные формы работы 0,64
3 Темп деятельности -0,66
4 Выполнение на уроке дополнительных заданий помимо основных 0,55
5 Продуманность ответов -0,48 0,54 0,50 -0,63
6 Выделение подготовки к выполнению задания в отдельный этап 0,44 -0,50 -0,51
7 Выделение проверки задания в отдельный этап -0,51 -0,51
8 Тщательность в осуществлении самоконтроля -0,50 -0,70
9 Предпочтение давать письменный ответ 0,56
10 Наличие отдыха перед выполнением домашнего задания -0,53
11 Наличие перерывов в выполнении домашнего задания -0,55 0,65
12 Предпочтение заниматься в одиночестве 0,42
13 Наличие режима выполнения домашнего задания -0,49
14 Способность сохранять спокойствие перед выполнением ответственного задания -0,48 0,50
15 Отсутствие пропуска уроков без уважительных причин -0,44 -0,67
105
№ 51
Сибирский психологический журнал
2014 г.
О к о н ч а н и е т а б л. 3
Показатели Мальчики Девочки
F1 F2 F1 F2
16 Способность терпеливо слушать ответ другого -0,60
17 Желание доказывать правильность своей гипотезы -0,72 -0,59
18 Дополнение и исправление ответов одноклассников -0,49
19 Активная работа на уроке -0,52 -0,56
20 Желание подбирать дополнительный материал к уроку -0,59 -0,54
21 Сосредоточенность во время урока -0,77
22 Внимание к объяснению урока учителем -0,72 -0,61 0,61
23 Внимание к ответам одноклассников -0,45 -0,58
24 Предпочтение не списывать у одноклассников -0,67 -0,78
25 Самостоятельность при решении сложных задач -0,49 0,52 0,61
26 Своевременная подготовка рабочего места -0,52
27 Предварительное планирование деятельности -0,50 -0,76
Доля объяснимой дисперсии, % 15,0 11,6 10,5 21,0 12,8 10,9
Как видно из табл. 3, в выборках мальчиков и девочек было выделено по три фактора, вобравших соответственно 37,1 и 44,7% общей дисперсии.
В выборке мальчиков-подростков в первый фактор вошли следующие компоненты стиля: затруднения при переходе от одной формы работы к другой, медленный темп деятельности, недостаточная продуманность ответов, неспособность сохранять спокойствие перед выполнением ответственного задания, пропуски уроков без объективных причин, низкий уровень активности работы на уроке, отсутствие желания подбирать дополнительный материал к уроку, невнимание к объяснению урока учителем и к ответам одноклассников, списывание у одноклассников, отсутствие самостоятельности при решении сложных задач, несвоевременная подготовка рабочего места, отсутствие предварительного планирования деятельности. Фактор носит название «Инертность и невнимательность на фоне несамостоятельности и низкой стрессоустойчивости».
Во второй фактор входят продуманность ответов, выделение подготовки к выполнению задания в отдельный этап, предпочтение давать письменный ответ, отсутствие отдыха перед выполнением домашнего задания, отсутствие перерывов в выполнении домашнего задания, предпочтение заниматься в одиночестве, нежелание доказывать правильность своей гипотезы, решения, дополнять и исправлять ответы одноклассников. Фактор обозначен как «Нерациональная организация выполнения домашнего задания на фоне погруженности в себя».
106
Половые различия в стилях учебной деятельности школьников
Третий фактор включает в себя выполнение на уроке дополнительных заданий помимо основных, отсутствие выделения подготовки к выполнению задания и его проверки в отдельный этап, отсутствие тщательности в осуществлении самоконтроля. Фактор назван «Динамичность на фоне слитности основных компонентов деятельности».
В выборке девочек-подростков в первый фактор вошли возможность параллельно выполнять разные формы работы, отсутствие выделения подготовки к выполнению задания в отдельный этап, отсутствие тщательности в осуществлении самоконтроля, наличие перерывов в выполнении домашнего задания, отсутствие режима выполнения домашнего задания, пропуски уроков без объективных причин, нежелание доказывать правильность своей гипотезы, низкий уровень активности на уроке, отсутствие сосредоточенности на уроке, невнимание к объяснениям учителя, списывание у одноклассников, отсутствие предварительного планирования деятельности. Фактор обозначен как «Отсутствие стремления соответствовать требованиям учебной деятельности».
Во второй фактор вошли продуманность ответов, отсутствие выделения проверки задания в отдельный этап, способность сохранять спокойствие перед выполнением ответственного задания, нежелание подбирать дополнительный материал к уроку, внимание к объяснению урока учителем и невнимание к ответам одноклассников, самостоятельность при решении сложных задач. Фактор назван «Отсутствие систематичности в учебной деятельности».
Третий фактор включает в себя затруднения при переходе от одной формы работы к другой, недостаточную продуманность ответов, неспособность терпеливо слушать ответ другого, самостоятельность при решении сложных задач. Фактор получил название «Инертность на фоне самостоятельности в учебной деятельности».
Таким образом, стиль учебной деятельности мальчиков-подрост-ков определяется следующими факторами: инертность и невнимательность на фоне несамостоятельности и низкой стрессоустойчивости, нерациональная организация выполнения домашнего задания на фоне погруженности в себя и динамичность на фоне слитности основных компонентов деятельности. В свою очередь стиль учебной деятельности девочек-подростков характеризуется отсутствием стремления соответствовать требованиям учебной деятельности, отсутствием систематичности в учебной деятельности и инертностью на фоне самостоятельности в учебной деятельности.
Сопоставление соответствующих результатов показывает, что успеваемость девочек и мальчиков в подростковом возрасте взаимосвязана с различными компонентами стиля учебной деятельности (табл. 4).
107
№ 51
Сибирский психологический журнал
2014 г.
Т а б л и ц а 4
Статистически значимые коэффициенты корреляции показателей компонентов стиля учебной деятельности с показателями успеваемости подростков разного пола
Компоненты стиля учебной деятельности Успеваемость
Мальчики Девочки
Легкость и быстрота перехода от одной формы работы к другой 0,44
Выполнение на уроке дополнительных заданий помимо основных 0,46
Предпочтение заниматься в оживленной обстановке 0,34
Возможность параллельно выполнять разные формы работы -0,41
Предпочтение отвечать с места 0,47
Наличие режима в выполнении домашнего задания 0,53
Как видно из табл. 4, успеваемость девочек-подростков отрицательно взаимосвязана с возможностью в ходе урока одновременно выполнять разные формы работы и положительно - с предпочтением отвечать с места и наличием определенного режима выполнения домашнего задания. Успеваемость мальчиков-подростков положительно взаимосвязана с легкостью и быстротой перехода от одной формы работы к другой, выполнением на уроке дополнительных заданий помимо основных и предпочтением заниматься в оживленной обстановке.
Таким образом, успеваемость девочек и мальчиков в данном возрасте взаимосвязана с различными компонентами стиля учебной деятельности (у мальчиков это компоненты, преимущественно относящиеся к динамическим характеристикам, у девочек - касающиеся обеспечения условий деятельности).
Выводы:
1. Стили учебной деятельности младших школьников разного пола имеют различную структуру. Стиль учебной деятельности мальчиков младшего школьного возраста характеризуется выдержанностью и внимательностью на фоне активности работы на уроке, недостаточной сформированностью самоконтроля на фоне низкой сосредоточенности и динамичности перехода от одной формы работы к другой, нерациональной организацией условий для выполнения заданий. Стиль учебной деятельности девочек младшего школьного возраста отличается сосредоточенностью и высоким уровнем самоконтроля на фоне динамичности учебной деятельности, организованностью и основательностью при подготовке к ответам и к выполнению заданий и особенностями самоорганизации.
2. При переходе из начального звена школы в основное происходят изменения в структуре стилей учебной деятельности учащихся обоего пола, при этом так же имеются различия в структурах стилей мальчиков и девочек. Стиль учебной деятельности мальчиков-подростков определяется следующими факторами: инертность и невнимательность на фоне несамостоятельности и низкой стрессоустой-
108
Половые различия в стилях учебной деятельности школьников
чивости, нерациональная организация выполнения домашнего задания на фоне погруженности в себя и динамичность на фоне слитности основных компонентов деятельности. Стиль учебной деятельности дево-чек-подростков характеризуется отсутствием стремления соответствовать требованиям учебной деятельности, отсутствием систематичности в учебной деятельности и инертностью на фоне самостоятельности в учебной деятельности.
3. Успеваемость девочек младшего школьного возраста имеет большее количество взаимосвязей с компонентами СУД, нежели успеваемость мальчиков. При этом и у девочек, и у мальчиков успеваемость имеет положительную взаимосвязь с темпом деятельности и продуманностью ответов.
4. К подростковому возрасту в обеих выборках количество значимых взаимосвязей успеваемости с компонентами стиля учебной деятельности сократилось. При этом компоненты стилей учебной деятельности, с которыми связана успеваемость подростков разного пола, различны.
5. Результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости учета половых различий в стилях учебной деятельности школьников на разных ступенях обучения.
Литература
1. Байметов А.К. Некоторые типологически обусловленные особенности
индивидуального стиля учебной деятельности старшеклассников // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 129-140.
2. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб. : Питер, 2006. 431 с.
3. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному.
Самара, 2005. 160 с.
4. Кон И. С. Психология половых различий // Психология индивидуальных различий.
Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М. : Изд-во Моск. ун-та,
1988. С. 78-83.
5. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М. :
Педагогика, 1986. 254 с.
6. Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / сост. Б.А. Вяткин,
Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин. М. : Смысл, 2011. С. 155-232.
7. Хасан Б.И., Бреслав Г.М. Пол и образование. Анализ конфликтов половозрастной
идентификации. Красноярск, 1996. 174 с.
8. Шаронова С. Гендер. Образование. Мобильность // Высшее образование в России.
2002. № 6. С. 130-134.
9. Штылева Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании.
URL: http://www.ivanovo.ac.ru/win1251/jornal/jornal3/shtil.htm
10. Штылева Л.В. Развитие педагогических взглядов на половые различия школьников в отечественном образовании (XVIII - начало ХХ1 вв.) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2013. 27 с.
11. Щукин М.Р. Полисистемная характеристика структуры и развития стиля деятельности // Полисистемное исследование индивидуальности человека. М. : ПЕР СЭ, 2005. С. 17-49.
109
№ 51
Сибирский психологический журнал
2014 г.
12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. / в ред. Распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 N 1121-р.
13. Об изучении вопросов по основам гендерных знаний, гендерным проблемам в системе образования: Рекомендация Министерства образования РФ по изучению основ гендерных знаний в системе образования // Распоряжение Министра образования Рф от 22.04.2003 г. № 480-15.
Sambikina Oksana S. Perm State University of Humanities and Education (Perm, Russia). E-mail: sambikina-oksana@ yandex.ru
SEX DIFFERENCES IN STYLES OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF SCHOOL STUDENTS IN THE PERIOD OF TRANSITION FROM PRIMARY TO SECONDARY SCHOOL.
Key words: longitudinal study; academic activity style; sex differences.
The article presents results of a longitudinal research into dynamic development of academic activity styles among school students of different sex in the period when they change primary school to secondary school. Age peculiarities and changes in academic activities resulting from this change were found to influence on development of academic activity styles. Similarities and differences in the structures of styles of learning activity and in correlations components of style with the academic performance and properties of integral individuality of boys and girls of primary school age and adolescence were described.
Referensis
1. Baymetov A.K. Nekotorye tipologicheski obuslovlennye osobennosti individual'nogo stilya uchebnoy deyatel'nosti starsheklassnikov // Voprosy psikhologii. 1966. № 6. S. 129-140.
2. Bendas T.V. Gendernaya psikhologiya. SPb. : Piter, 2006. 431 s.
3. Eremeeva V.D. Mal'chiki i devochki. Uchit' po-raznomu, lyubit' po-raznomu. Samara,
2005. 160 s.
4. Kon I.S. Psikhologiya polovykh razlichiy // Psikhologiya individual'nykh razli-chiy. Teksty / pod red. Yu.B. Gippenreyter, V.Ya. Romanova. M. : Izd-vo Mosk. un-ta, 1988.
S. 78-83.
5. Merlin V.S. Ocherk integral'nogo issledovaniya individual'nosti. M. : Pedagogika, 1986.
254 s.
6. Psikhologiya integral'noy individual'nosti: Permskaya shkola / sost. B.A. Vyat-kin,
L.Ya. Dorfman, M.R. Shchukin. M. : Smysl, 2011. S. 155-232.
7. Khasan B.I., Breslav G.M. Pol i obrazovanie. Analiz konfliktov polovozrast-noy identif-
ikatsii. Krasnoyarsk, 1996. 174 s.
8. Sharonova S. Gender. Obrazovanie. Mobil'nost' // Vysshee obrazovanie v Ros-sii. 2002.
№ 6. S. 130-134.
9. ShtylevaL.V. Pedagogika i gender: razvitie gendernykh podkhodov v obrazova-nii. URL:
http://www.ivanovo.ac.ru/win1251/jornal/jornal3/shtil.htm
10. Shtyleva L.V. Razvitie pedagogicheskikh vzglyadov na polovye razlichiya shkol'nikov v otechestvennom obrazovanii (XVIII - nachalo KhKhI vv.) : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Yaroslavl', 2013. 27 s.
11. Shchukin M.R. Polisistemnaya kharakteristika struktmy i razvitiya stilya deyatel'nosti // Polisistemnoe issledovanie individual'nosti cheloveka. M. : PER SE, 2005. S. 17-49.
12. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Feder-atsii do 2020 g. / v red. Rasporyazheniya Pravitel'stva RF ot 08.08.2009 N 1121-r.
13. Ob izuchenii voprosov po osnovam gendernykh znaniy, gendernym problemam v sisteme obrazovaniya: Rekomendatsiya Ministerstva obrazovaniya RF po izucheniyu osnov gendernykh znaniy v sisteme obrazovaniya // Rasporyazhenie Ministra obrazovaniya Rf ot 22.04.2003 g. № 480-15.
110