A.B. НИКИШОВА (Минск)
коммуникативная Активность учащихся Подросткового возраста на уроках немецкого языка учителей с различными стилями руководства классом
Приведены результаты эмпирического исследования характеристик коммуникативной активности подростков, проявляемых на уроках немецкого языка у педагогов с авторитарным и демократическим стилями руководства классом (коммуникабельность, коммуникативный самоконтроль, толерантность к коммуникативной неопределенности, конформность, ориентация на избегание неудач, стремление к статусному росту).
Ключевые слова: коммуникативная активность, иноязычная коммуникативная компетенция, стиль руководства классом.
Иностранный язык тесно связан со всеми сферами жизнедеятельности общества: экономикой, политикой, искусством. Он является средством межличностного, межнационального, межгосударственного, международного общения и познания. При изучении иностранного языка открываются перспективные возможности для подготовки учащихся к участию в межкультурной коммуникации. Учащиеся получают доступ к ценностям мировой культуры, в особенности к культурным ценностям страны изучаемого языка: ее истории, географии, науке, литературе, искусству. При этом цель обучения иноязычной культуре не превращается в самоцель, а выступает средством достижения другой, более общей цели - развития личности.
Согласно Д.Б. Эльконину, в подростковом возрасте ведущим видом деятельности выступает общение со сверстниками [4]. С этой точки зрения подростковый возраст может рассматриваться как один из наиболее благоприятных периодов для развития коммуникативной активности учащихся на уроках иностранного языка.
В качестве действенного механизма развития иноязычной коммуникативной активности учащихся, повышения мотивации к овладе-
кие науки -
нию грамматикой и лексикой немецкого языка выступает стиль руководства учителем классом. При определении коммуникативной активности мы опираемся на подход А.И. Круп-нова, согласно которому она рассматривается как комплексное образование, включающее содержательные (внутренние побуждения к общению, мотивация общения), результативные (реальные достижения), процессуальные аспекты [1].
Современными исследователями изучено влияние стиля педагогического руководства на темп умственного развития младших школьников (Н.А. Трегубова) и подростков (Н.Д. Бережнова), на проявление феномена доверия в системе «учитель - ученик» (В.А. Дро-феев), на познавательную активность учащихся (А.А. Андреев), на отношение младших школьников к учению (О.Л. Шабалина), гуманные взаимоотношения младших школьников (Е.Г. Шубникова). Целью нашего исследования было выявление влияния стилей руководства классом на коммуникативную активность учащихся на уроках немецкого языка.
Базой исследования выступили учреждения общего среднего образования г. Баранови-чи. Выборку исследования составили 120 человек - учащиеся подросткового возраста (7-9-е классы). Из них 60 человек - подростки, обучающиеся у учителей немецкого языка, владеющих демократическим (коллегиальным) стилем руководства, и 60 человек -подростки, обучающиеся у учителей немецкого языка, проявляющих авторитарный (директивный) стиль руководства классом. Для выявления стилей педагогического руководства был применен тест А.Л. Журавлева «Стиль руководства», модифицированный в соответствии с целью исследования.
обозначим особенности педагогического взаимодействия на уроках учителей, склонных к авторитарному и демократическому стилям руководства классом [6]. При авторитарном стиле прямые связи (от педагога - к учащимся) преобладают над обратными, негативные оценочные воздействия - над позитивными, существуют жесткий мелочный контроль, высокомерная демонстрация своей главенствующей роли на уроке. Демократический стиль предполагает устойчивую позитивную позицию по отношению к учащимся независимо от их успехов, оптимальное сочетание прямых и обратных связей, максимум требований и уважения к учащимся. Можно конста-
О Никишова А.В., 2017
тировать, что учителя немецкого языка с авторитарным стилем педагогического руководства отличаются сниженным уровнем психологической компетентности, при котором имеют место оценочный подход к личности ученика, предпочтение ты-высказываний, порождающих психологические защитные реакции у подростков и психологические барьеры в педагогическом общении [5].
Направленный на оценку коммуникативной активности учащихся на уроках немецкого языка диагностический инструментарий составили модифицированные варианты следующих методик: «Опросник оценки уровня общительности» В.Ф. Ряховского (диагностика процессуального аспекта коммуникативной активности), «Опросник оценки самоконтроля в общении» М. Снайдера (диагностика процессуального аспекта коммуникативной активности), тест-опросник оценки социально-коммуникативной компетентности авторства Е.И. Рогова (изучение результативного и побудительного аспектов коммуникативной активности).
Характеристики коммуникабельности учащихся подросткового возраста на уроках немецкого языка. По данным методики «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского, большинство подростков на уроках немецкого языка, проводимых учителями с демократическим стилем руководства классом, демонстрируют средний (46,6 %) и высокий (40,0 %) уровни общительности. Они инициативны в формулировании собственных суждений на немецком языке по рассматриваемым вопросам. Уверенно чувствуют себя даже в ситуации неопределенности, столкновения с новыми видами речевых заданий, предлагаемых учителем. У 13,3 % подростков диагностирован максимальный уровень общительности на уроках немецкого языка. Их отличают интерес к дискуссиям на немецком языке, отсутствие страха публичного выступления на открытых уроках немецкого языка, стремление быть в центре внимания на уроке. Они отдают предпочтение диалоговым, интерактивным видам упражнений на уроке, устному, а не письменному изложению своей точки зрения, склонны к выражению рефлексии в конце урока. Данные результаты можно обосновать стилевыми характеристиками педагогического общения учителей с демократическим стилем руководства, эмпирически установленными А.Ю. Максаковым: применение коммуникативных приемов, снимающих напряженность учащихся; ободрение, поддержка; оказание помощи в
подборе слов, построении фразы; позитивная критика, демонстрация заинтересованности в диалоге с учениками [2].
На уроках немецкого языка авторитарных учителей большинство подростков (76,6 %) также проявляют средний уровень коммуникабельности. Вместе с тем у 23,3 % учащихся определен уровень коммуникабельности ниже среднего. Для них характерны замкнутость, неразговорчивость, страх устного формулирования своих суждений, стремление избегать участия в выполнении интерактивных заданий на уроках немецкого языка.
Значения критерия различий х2-Пирсона позволяют констатировать, что уровень коммуникативной активности подростков на уроках немецкого языка у учителей, обладающих демократическим стилем руководства, статистически значимо выше, чем на уроках у педагогов, выбравших авторитарный стиль руководства классом (х2=83,81, р=0,00).
Таким образом, коммуникативная активность учащихся подросткового возраста значительно выше на уроках немецкого языка, проводимых педагогами с демократическим стилем руководства. У таких педагогов подростки, ощущая психологическую безопасность для коммуникативного самораскрытия, не боятся допускать речевые ошибки, готовы получать новый коммуникативный опыт. Авторитарные педагоги склонны к стигматизиро-ванию учащихся, применению дисциплинирующих воздействий, деструктивной критике, открытому выражению недоверия к возможностям школьников [6]. Как следствие, такие учителя не только не учитывают повышенную чувствительность к оценке других людей, склонность к заниженной самооценке и возникновению комплекса неполноценности, свойственные подросткам (А.А. Реан), но и провоцируют формирование у них установки на коммуникативную пассивность на уроке, фрустрируют их потребности в уважении и самовыражении. Уклонение подростков от коммуникативной активности негативно сказывается на овладении немецким языком, приводя к снижению успеваемости и учебной мотивации.
Характеристики коммуникативного самоконтроля учащихся подросткового возраста на уроках немецкого языка. Согласно результатам применения методики «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера, проявляют высокий уровень коммуникативного самоконтроля на уроках немецкого языка, проводимых учителями с демократическим стилем руководства классом, 13,3 % учащихся
подросткового возраста. Для них характерны способность легко входить в любую роль в ситуации общения, гибкость реакций при изменении коммуникативной ситуации на уроке, способность верно прогнозировать впечатление, производимое своим коммуникативным поведением на педагога и одноклассников, что значимо для достижения эффективности учебных занятий, предполагающих применение упражнений на чтение диалогов по ролям и такого интерактивного имитационного метода обучения, как ролевая или деловая игра. Согласно М. Снайдер, такие люди хорошо управляют выражением своих эмоций. Соответственно, можно констатировать, что демократический стиль педагогического руководства способствует приобретению учащимися опыта успешной вербальной и невербальной экспрессии на уроках немецкого языка, важного для овладения иноязычной коммуникативной компетенцией.
Большинство подростков (70 %) обладают средним уровнем коммуникативного контроля. У 16,6 % учащихся наблюдается низкий уровень самоконтроля. они чрезмерно прямолинейны на уроках, эмоционально несдержа-ны, провоцируют возникновение конфликтных ситуаций.
в классах учителей немецкого языка, склонных к авторитарному руководству классом, подростки преимущественно проявляют средний уровень коммуникативного контроля на уроках (90 %). У 10 % учащихся уровень самоконтроля находится на низком уровне. На уроках они демонстрируют нетерпимость, эмоциональную несдержанность в ситуациях учебного взаимодействия с одноклассниками, на низком уровне владеющими навыками свободного говорения на немецком языке, что может поощряться авторитарными педагогами и подавлять коммуникативную активность слабоуспевающих подростков.
вычисление статистического критерия различий х2-Пирсона показало, что уровень самоконтроля, демонстрируемого подростками на уроках немецкого языка у демократических учителей, существенно выше, чем у авторитарных педагогов (х2=17,32, р=0,0002).
Характеристики составляющих коммуникативной компетентности учащихся подросткового возраста на уроках немецкого языка. Применение методики «Оценка социально-коммуникативной компетентности» Е.И. Рогова позволило получить следующие результаты. Большинство учащихся подросткового возраста (83,3 %) толерантны
к ситуациям неопределенности на уроках немецкого языка, проводимых педагогами с демократическим стилем руководства классом. Демонстрируют низкий уровень коммуникативной активности в ситуациях неопределенности 16,6 % учащихся.
Опираясь на исследования R.W. Norton, можно обозначить условия возникновения переживания подростками неопределенности на уроках немецкого языка: множественность суждений на уроке по поводу одного задания, неточность и неполнота информации, предоставляемой учителем для выполнения задания (элементы проблемности в обучении), непонятность заданий, изменчивость или новая форма проведения урока (изложения материала, проверки домашнего задания и т.д.) [8]. Таким образом, на уроках немецкого языка подростки демократических учителей готовы конструктивно совладать с учебными ситуациями, обладающими признаками новизны, сложности, проявляя высокую речевую активность.
Низкий уровень терпимости к коммуникативным ситуациям, обладающим признаками неопределенности, на уроках немецкого языка, проводимых авторитарными учителями, демонстрируют 60 % учащихся. Средний уровень свойственен 40 % подростков. следовательно, на уроках учителей немецкого языка с авторитарным стилем руководства классом коммуникативные ситуации, вызывающие ощущение неопределенности, интерпретируются подростками как угроза своему статусу, эмоциональному благополучию. согласно S. Budner, возможны следующие варианты поведения при подобном восприятии ситуаций неопределенности: избегающее поведение (уклонение или отказ от выполнения учебных заданий), деструктивное поведение (оппозиционные реакции, предъявление обвинений и претензий педагогам в намеренности создания таких ситуаций), подчинение наряду с переживанием сильного дискомфорта [7]. очевидно, что все перечисленные варианты поведения препятствуют развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся подросткового возраста.
Больший уровень доверия к демократическим педагогам немецкого языка определяет готовность подростков воспринимать неопределенные ситуации на уроке как желаемые и интересные, создаваемые в целях развития их коммуникативной иноязычной компетенции, большую терпимость к инновационным интерактивным технологиям в образовательном
процессе, базирующимся на высокой речевой активности обучающихся
средний уровень конформности на уроках учителя немецкого языка, проявляющего авторитарный стиль руководства классом, свойственен 63,3 % подростков. Они гибко реагируют на коммуникативные ситуации на уроке: иногда ориентируются на мнение педагога, иногда открыто выражают свою точку зрения. Высокий уровень конформности диагностирован у 36,6 % учащихся. Они ориентированы на социальное одобрение, прежде всего, сверстников, зависимы, ведомы. Как следствие, могут проявлять высокую коммуникативную активность на уроке немецкого языка, если такой стиль учебной деятельности поощряется одноклассниками, а могут быть пассивны даже при наличии желания активно работать на уроке, если интеллектуальная пассивность выступает нормой поведения ученического коллектива. Отмеченный уровень конформности в коммуникативном поведении подростков на уроках немецкого языка можно обосновать следующим. Авторитарные педагоги склоны к чрезмерному расширению сферы контроля в педагогической деятельности, распространяя его в том числе и на учебную деятельность. По замечанию Н.Ф. Талызиной, при частом контроле со стороны педагогов у обучающихся отмечается уклонение от ответственности (делегирование ее другим людям), зависимость от внешних обстоятельств [3]. На уроках демократических учителей немецкого языка все учащиеся подросткового возраста проявляют конформность в средней степени.
Большинство учеников, находящихся под руководством учителя с авторитарным стилем общения, имеют средний уровень стремления к статусному росту посредством демонстрации высоких достижений в овладении немецким языком (50 %). У 46,6 % подростков наблюдается высокий уровень стремления к статусному росту, у 3,3 % - низкий. Для учащихся учителей, отдавших предпочтение демократическому стилю руководства классом, получены следующие данные: у 16,6 % подростков выявлен высокий уровень стремления к статусному росту, у 83,3 % - средний.
Значение критерия х2-Пирсона позволяет утверждать, что авторитарный стиль руководства классом в большей степени, чем демократический, содействует ориентированности подростков на статусный рост в классе посредством получения похвалы со стороны учителя и высоких отметок (х2 = 25,25, р = 0,000003). Однако, учитывая невысокие пока-
затели коммуникативной активности подростков на уроках немецкого языка авторитарных педагогов, невыраженность стремления принимать на себя ответственность за коммуникативное поведение на уроке, можно полагать, что они в большей степени нацелены на внешний результат (высокая успеваемость, достигаемая посредством помощи одноклассников, родителей и др.), чем на овладение коммуникативной иноязычной компетенцией. Подростки, обучающиеся у демократических педагогов, отличаются высокой коммуникативной активностью на уроках немецкого языка и рассматривают владение грамматической, фонетической и стилистической составляющими коммуникативной иноязычной компетенции как фактор повышения своего авторитета среди сверстников и педагогов.
Показатель критерия х2-Пирсона указывает на статистически значимые различия в выраженности ориентации на избегание неудач в проявлении коммуникативной активности на уроках немецкого языка у подростков авторитарных и демократических педагогов (X2 = 107,69, р = 0,00000). Все подростки в высокой степени ориентированы на избегание неудач на уроках немецкого языка, проводимых авторитарными педагогами. Они в большей степени стремятся не допускать ошибок из-за страха порицания и получения низкой отметки, предвосхищения ситуации переживания стыда, не уверены в собственных силах и убеждены в высокой вероятности негативного исхода инициативы, проявляемой на уроке. Возникающие трудности в овладении немецким языком они рассматривают как подтверждение сомнений в собственных возможностях и, как следствие, могут проявлять пассивность на уроках, некоммуникабельность.
В классах демократических педагогов 30 % учащихся подросткового возраста ориентированы на достижение успеха в высокой степени. Для 70 % учащихся характерна в равной степени выраженность ориентации на избегание неудачи и ориентации на достижение успеха. Они оптимистично воспринимают свои речевые ошибки на уроках немецкого языка, считают появляющиеся трудности стимулом к развитию.
Таким образом, демократический стиль руководства классом, применяемый учителями немецкого языка, в отличие от авторитарного стиля, способствует формированию таких характеристик иноязычной коммуникативной активности учащихся подросткового возраста, как высокий уровень общительно-
сти, средний уровень коммуникативного самоконтроля, средний уровень конформности, толерантность к имитируемым на уроке коммуникативным ситуациям, обладающим признаками неопределенности, средний уровень стремления к статусному росту посредством демонстрации иноязычной коммуникативной компетенции, ориентация на достижения успеха.
список литературы
1. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопр. психологии. 1984. № 3. С. 25-32.
2. Максаков А.Ю. Стили педагогического общения тренеров детских команд и их оптимизация: автореф. дис.....канд. наук. Л., 1990.
3. Талызина Н.Ф. Курс педагогической психологии. М., 2000.
4. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // вопр. психологии. 1971. № 4. С. 6-20.
5. Яценко Т.Е. Методы психологического воздействия как индикатор психологической компетентности будущих педагогов в педагогическом взаимодействии // вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 6 (121). С. 174-179.
6. Яценко Т.Е. Педагогическая психология: учеб.-метод. комплекс. Барановичи: РИО БарГУ, 2011.
7. Budner S. Intolerance of Ambiguity as a Personality Variable // Journal of Personality. 1962. Vol. 30.
8. Norton R.W. Measure of ambiguity tolerance //
Journal of Personality Assessment. 1975. Vol. 39(6). * * *
1. Krupnov A.I. Psihologicheskie problemy issle-dovanija aktivnosti cheloveka // Vopr. psihologii. 1984. № 3. S. 25-32.
2. Maksakov A.Ju. Stili pedagogicheskogo ob-shhenija trenerov detskih komand i ih optimizacija: avtoref. dis.....kand. nauk. L., 1990.
3. Talyzina N.F. Kurs pedagogicheskoj psiholo-gii. M., 2000.
4. Jel'konin D.B. K probleme periodizacii psihi-cheskogo razvitija v detskom vozraste // Vopr. psihologii. 1971. № 4. S. 6-20.
5. Jacenko T.E. Metody psihologicheskogo voz-dejstvija kak indikator psihologicheskoj kompetent-nosti budushhih pedagogov v pedagogicheskom vza-imodejstvii // Vestn. Tomskogo gos. ped. un-ta. 2012. Vyp. 6 (121). S. 174-179.
6. Jacenko T.E. Pedagogicheskaja psihologija: ucheb.-metod. kompleks. Baranovichi: RIO BarGU, 2011.
© Трошина Е.В., Остринская H.H., 2017
Communicative activity of teenaged students at German languagelessons conducted by teachers with various supervision styles
The article represents the results of empirical research of characteristics of communicative activity of teenagers at German language lessons conducted by teachers with authoritarian and democratic supervision styles: sociability, communicative self-control, tolerance to communicative uncertainty, conformity, focus on avoiding failures, aspiration to the status growth.
Key words: communicative activity, foreign language communicative competence, style of supervision.
(Статья поступила в редакцию 02.05.2017)
Е.в. трошина, н.н. остринская
(волгоград)
об одном из направлений формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся французскому языку
Рассматриваются принципы, методы и приемы формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся иностранному (французскому) языку на трех этапах ее развития: алгоритмическом, эвристическом и творческом.
Ключевые слова: учебно-познавательная компетенция обучающихся, принцип деятельности, принцип интерактивности, активизация речемыслительной деятельности, проблемно-поисковые приемы обучения и учения, смысловое чтение.
Цель данной статьи - рассмотреть некоторые аспекты формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся иностранному (французскому) языку и возможности указанной дисциплины в плане достижения метапредметных результатов в форме универсальных учебных действий (УУД).
вопросами общеучебных умений и навыков в педагогической науке и образовательной практике занимаются уже много десятилетий, однако до сих пор главный недостаток совре-