Научная статья на тему 'Типы нервной системы и темперамента как природные предпосылки формирования стиля учебной деятельности школьника'

Типы нервной системы и темперамента как природные предпосылки формирования стиля учебной деятельности школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36959
1228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛА / УРАВНОВЕШЕННОСТЬ / ПОДВИЖНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ / СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА / СТИЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STRENGTH / BALANCE AND MOBILITY OF NERVOUS PROCESSES / PROPERTIES OF TEMPERAMENT / STYLE OF ACADEMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вяткин Бронислав Александрович, Самбикина Оксана Семёновна

В статье обобщены и представлены результаты многолетнего системного исследования в ПГПИ ПГГПУ роли генетически первичных (врожденных) свойств нервной системы и темперамента в формировании индивидуального стиля учебной деятельности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NERVOUS SYSTEM AND TEMPERAMENT TYPES AS NATURAL PREDICTORS OF FORMATION OF STUDENTS’ ACADEMIC ACTIVITY STYLE

The article summarizes and presents the results of many years of systematic research in PSPI PSHPU about role genetically primary (congenital) properties of the nervous system and temperament in the formation of individual style of academic activity.

Текст научной работы на тему «Типы нервной системы и темперамента как природные предпосылки формирования стиля учебной деятельности школьника»

УДК 159. 922

Вяткин Бронислав Александрович

доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии, директор Института психологии ПГГПУ Самбикина Оксана Семёновна кандидат психологических наук, докторант кафедры теоретической

и прикладной психологии

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 212-23-89, e-mail: sambikina-oksana@yandex. ru

ТИПЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ТЕМПЕРАМЕНТА КАК ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Bronislav A. Vyatkin

doctor of Psychological Sciences, professor, professor of the Chair of Theoretical and Applied Psychology, director of Institute of Psychology PSHPU

Oksana S. Sambikina PhD, doctoral student of Theoretical and Applied Psychology PSHPU

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaya, 614990, Perm, Russia, e-mail: [email protected]

NERVOUS SYSTEM AND TEMPERAMENT TYPES AS NATURAL PREDICTORS OF FORMATION OF STUDENTS' ACADEMIC ACTIVITY

STYLE

Аннотация: В статье обобщены и представлены результаты многолетнего системного исследования в ПГПИ - ПГГПУ роли генетически первичных (врожденных) свойств нервной системы и темперамента в формировании индивидуального стиля учебной деятельности школьников.

Ключевые слова: сила; уравновешенность; подвижность нервных процессов; свойства темперамента; стиль учебной деятельности.

© Вяткин Б.А., Самбикина О.С., 2014

Abstract: The article summarizes and presents the results of many years of systematic research in PSPI - PSHPU about role genetically primary (congenital) properties of the nervous system and temperament in the formation of individual style of academic activity.

Key words: strength; balance and mobility of nervous processes; properties of temperament; style of academic activity.

В современной системе образования школьная психологическая служба, сегодня называемая «Практическая психология образования», в качестве перспективных направлений своей деятельности рассматривает развитие индивидуальности каждого ребенка, научное обоснование и операционализацию путей и средств индивидуального подхода к любому ребенку в контексте его индивидуального варианта возрастного развития с целью реализации ресурсов его творческого и нравственного потенциала в образовательных учреждениях различного типа и уровня» [5], поскольку «формирование творческой личности предполагает учет как ее собственных индивидуальных возможностей, так и требований самой деятельности» [1; 2].

С этих позиций в данной статье освещаются вопросы о том, как раскрываются, проявляются и развиваются у школьников природные предпосылки их психофизиологического и личностного развития в учебной деятельности и жизнедеятельности.

1. Общая характеристика свойств нервной системы и темперамента

человека

Как известно, на Земле нет двух людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека уникальна и неповторима.

Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдаются индивидуальные особенности, которые проявляются в поведении, в деятельности, жизнедеятельности, в различных видах активности: эмоциональной, интеллектуальной, волевой, моторной, коммуникативной и т.д. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства личности, они образуют у каждого человека своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, «вырастают» свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные.

Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения индивидуальными свойствами являются физиологические свойства типа нервной системы и их психологические проявления - свойства темперамента. В чем заключается их своеобразие? Представьте себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй - полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий.

Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенностях течения) психической деятельности разных людей. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и холоден, движения скупы и целесообразны. Попадая в трудные обстоятельства или в «смешное» положение, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других людей психическая деятельность протекает скачкообразно. Такие люди, наоборот, очень подвижны, беспокойны, шумливы, всегда оживлены. Речь их порывистая и страстная, движения хаотические, мимика богатая и разнообразная. Нередко даже в обычном разговоре их слова сопровождаются жестами — человек машет руками, притопывает ногами. Они всегда суетливы и нетерпеливы. Другими словами, свойства нервной системы и темперамента и есть те природные, т.е. врожденные, свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека [4].

Научное объяснение их природы дал академик И.П. Павлов в учении об основных свойствах нервной системы. Он выделил три следующих основных свойства: 1) силу процесса возбуждения и торможения, зависящую от работоспособности нервных клеток; 2) уравновешенность нервной системы, т. е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения (или их баланс); 3) подвижность нервных процессов, т. е. скорость смены возбуждения торможением, и наоборот. И. П. Павлов выяснил, что темперамент зависит не от одного какого-либо из этих свойств, а от их сочетания. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условнорефлекторной деятельности и темперамент, он назвал типом нервной системы. И.П. Павлов различал четыре основных типа нервной системы: 1) сильный, неуравновешенный (с преобладанием процесса возбуждения), 2) сильный, уравновешенный, подвижный, 3) сильный, уравновешенный, инертный,

4) слабый. Выявленные И.П. Павловым основные комбинации свойств, или типов, нервной системы, от которых зависит темперамент, являются общими у человека и животных. Поэтому они получили название общих типов. Эти общие типы нервной системы лежат в основе четырех традиционных типов темперамента: холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического, которые достаточно отчетливо выражены уже в школьном возрасте.

Сангвиник. Это субъект с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы. Сангвиник отличается повышенной реактивностью, которая проявляется в той живости, с какой откликается на все его эмоциональная натура. Ему присуща большая активность - он способен проявлять значительную энергию, работоспособность и настойчивость. Активность и реактивность у сангвиника уравновешены - он может сдерживать чувства, волнения. Темп реакции довольно высокий, поэтому он любит быстрые движения. Сангвинику свойственны высокая пластичность и экстраверсия, вследствие чего он общителен, легко привыкает к новым людям и условиям, легко переходит от одного вида деятельности к другому, но недостаточно усидчив и сосредоточен, особенно в условиях однообразной работы. В процессе обучения быстро схватывает основные моменты, но допускает ошибки. Не любит кропотливой и длительной работы по усвоению сложных знаний или формированию умений и навыков. Достаточно работоспособен, уверен в себе, результаты его деятельности стабильны и, как правило, в ответственных ситуациях (экзамен, соревнования и т.п.) бывают выше, чем в ситуации обычного урока или тренировки.

Холерик. Обладает сильным, неуравновешенным (с преобладанием возбуждения) типом нервной системы. Для него, как и для сангвиника, характерны высокая реактивность, активность, быстрый темп реакций. Но реактивность у него преобладает над активностью, в связи с чем в трудной ситуации он легко становится вспыльчивым, резким, быстро выходит из себя. Как и сангвиник, любит быстрые движения, охотно и с увлечением начинает заниматься избранным видом деятельности, но быстро охладевает. Не любит длительную и монотонную работу. Его результаты недостаточно стабильны, ибо он склонен к излишнему возбуждению перед началом ответственной работы, что часто не позволяет ему реализовать полностью свои возможности.

Флегматик. Это человек с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы. В отличие от сангвиника и холерика, обладает малой реактивностью, поэтому его трудно вывести из себя. Незначительная эмоциональная возбудимость позволяет ему оставаться спокойным перед серьезной, ответственной работой. Высокая активность преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку и самообладание. Движения и речь у флегматика

медлительные, реакции запаздывающие. Ему присуща ригидность и интроверсия, что определяет устойчивость привычек и навыков, малую общительность.

Меланхолик. Субъект со слабым типом нервной системы. Наиболее характерна для него высокая сенситивность, проявляющаяся в болезненной чувствительности, ранимости. Малая реактивность и пониженная активность способствуют тому, что он легко «теряется», быстро устает, не уверен в себе. Меланхолик ответственен, но недостаточно работоспособен и мало устойчив к внешним раздражителям. Высокая тревожность нередко порождает неуверенность в себе и низкую самооценку. В ситуации ответственной работы меланхолик, как правило, показывает менее высокие результаты, нежели в ходе повседневной деятельности.

2. Роль свойств нервной системы и темперамента в деятельности человека

Если оценивать приведенные выше характеристики, то можно отметить, что в каждой из них есть как позитивные, так и негативные свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило, осторожный и осмотрительный. Следовательно, нет темпераментов «плохих», нет темпераментов «хороших» — каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека — от темперамента не зависят склонности, мировоззрение и убеждения человека, содержание его интересов.

Каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования. Эти требования нельзя произвольно изменять, так как они зависят от объективных причин — от содержания деятельности.

Темперамент и тип нервной системы, определяя динамику деятельности, могут влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности их роль неодинакова. В учебной деятельности и в «массовых» профессиях (токарь, слесарь, менеджер, врач, учитель, инженер) одни свойства, необходимые для успешной деятельности и слабо выраженные у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы. Например, установлено, что учителям сильного подвижного типа нервной системы (сангвиникам по темпераменту) присущ организационно-коммуникативный стиль деятельности на уроке. Хорошая организация урока обеспечивает его высокую эффективность. У них преобладает дисциплинирование словом, причем непосредственно при возникновении

нарушений дисциплины, либо после них (легко переносят действие сильных раздражителей), в меньшей степени пользуются при организации учащихся наказаниями, часто вступают в контакт с учащимися и непосредственно с классом с целью передачи учебной информации и дисциплинирования учащихся. Конструктивный компонент деятельности у них менее выражен, чем организаторский и коммуникативный. План урока у них, как правило, свернутый, схематичный. В ходе урока он значительно детализируется, уточняется. Это объясняется тем, что предварительная ориентировка у них почти полностью отсутствует - она происходит в процессе исполнения. Такие учителя очень активны, они могут легко перестраиваться в ходе урока в зависимости от состояния учащихся, степени усвоения ими учебного материала, склонны к экспромту, импровизации, всегда бодры, оптимистичны, жизнерадостны, добиваются успеха за счет хорошей организации и готовности. В этих особенностях деятельности учителя налицо присущие сильному и подвижному типу нервной системы положительные проявления: уверенность, решительность, активность, самостоятельность, оперативность. Отрицательные проявления -торопливость, несдержанность, импульсивность, самонадеянность -компенсируются целесообразными способами действий, педагогическими приемами, а недостаточная заблаговременная подготовка к уроку тем, что эти учителя могут «с ходу» мобилизовать свои знания, умения, навыки, оперативно продумывать сложившиеся ситуации урока и творчески решать их.

Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем другим. Зависит от темперамента и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива, и влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых напряженной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. Доказано, что повышение или понижение функционального уровня деятельности определяется величиной раздражителя, вызывающего нервно-психическое напряжение. Величину раздражителя, при которой функциональный уровень повышается, принято называть оптимальной, при которой понижается — пессимальной. Оптимальная и пессимальная величины действующего раздражителя зависят от типа нервной системы и темперамента. Например, замечание учителя, сделанное ученику-сангвинику в резкой форме, лишь дисциплинирует его, а ученика-меланхолика надолго выбивает из колеи. Таким образом, от темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля

деятельности, ускорение темпа работы, влияние эмоциогенных раздражителей, трудностей работы, дисциплинарных воздействий и т. д.). Такое регулирование учебной деятельности школьников путем дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и темперамента человека рекомендуется психологами и применяется (правда, скорее стихийно) учителями-мастерами. Приспособление темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Существует наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности - формирование ее индивидуального стиля. Одни и те же задачи и требования учебной деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены посредством различных приемов и способов. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

Одно из условий формирования индивидуального стиля — учет свойств типа нервной системы и темперамента. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Например, ученик-меланхолик при выполнении письменной работы из-за неуверенности в себе и тревожности очень много времени тратит на составление черновика, его проверку и исправление и сравнительно меньше - на переписывание начисто. Ученик-сангвиник, наоборот, пишет иногда черновик очень сокращенно или даже вовсе не пользуется им и очень мало проверяет и исправляет свою работу.

Стиль учебной деятельности (СУД) в Пермской психологической школе традиционно является предметом пристального изучения. Была обнаружена и доказана зависимость индивидуального стиля от свойств нервной системы и темперамента [3; 6]. Так, например, младшие школьники сильного, уравновешенного, подвижного типа нервной системы обладают быстрым темпом деятельности, активны на уроках, помимо основных заданий успевают выполнить дополнительные. Для них характерны продуманность ответов, предпочтение выполнять трудные задания, большая сосредоточенность во время уроков, внимание к объяснению материала учителем. Они, как правило, не делают перерывов при выполнении домашнего задания, долго и тщательно проверяют выполненную ими работу, предпочитают выполнять задания самостоятельно, не списывать у товарищей и не пользоваться подсказками.

Подростки с аналогичным типом нервной системы не склонны к длительным и тщательным проверкам выполненных работ, предпочитают заниматься в одиночестве, менее склонны отвлекаться во время уроков. Они на уроке успевают выполнять дополнительные задания, помимо основных, не торопятся, тщательно продумывают свои ответы, у них редко встречаются ошибки, допущенные из-за невнимательности, они внимательны к объяснению урока учителем и своевременно готовят рабочее место к уроку. Обычно они склонны проверять задания только в ходе их выполнения, не осуществляя при этом итоговый контроль [7].

Одно из важнейших условий возникновения индивидуального стиля — сознательное, творческое отношение к выполняемой работе. Индивидуальный стиль возникает только в том случае, если школьники сами ищут оптимальные приемы и способы, помогающие им достигать лучших результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у более успешных учеников и не появляется сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания.

В каждом классе есть дети с разными свойствами нервной системы и темперамента. Те приемы и способы учебной деятельности, которые приемлемы для одного ученика, могут не соответствовать индивидуально-психологическим особенностям другого. В связи с этим одна из задач педагогов и родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку найти наиболее подходящий для него стиль учения. Для этого необходимо следующее:

1. Прежде, чем начать работу по формированию стиля учебной деятельности у конкретного ребенка, педагогу (родителю) в сотрудничестве со школьным психологом следует с помощью наблюдений, различных тестов и опросников исследовать его индивидуально-психологические особенности и проанализировать, какие именно приемы и способы учебной деятельности являются для данного ученика наиболее приемлемыми, благоприятными1.

Анализ существующих учебных программ дает основание говорить, что современные условия организации учебной деятельности в целом в большей степени соответствуют индивидуальным особенностям детей с сильным и подвижным типом нервной системы. В связи с этим особое внимание учителей и родителей должно быть направлено на формирование адекватного стиля учебной деятельности у детей со слабым и инертным типом нервной системы. Так, например, при работе с учащимися со «слабой» нервной системой следует помнить, что таких детей крайне нежелательно ставить в ситуацию неожиданного вопроса и немедленного ответа на него, так как для более удачного ответа и ( что

1 Ниже представлены конкретные методики диагностики свойств нервной системы и стиля учебной деятельности у школьников (прил. 1, 2).

не менее важно) для большего внутреннего комфорта и эмоционального удовлетворения им требуется больше времени на обдумывание; как правило такие дети чувствуют себя более уверенно, давая ответы в письменной форме; во время урока их следует как можно меньше отвлекать от работы; к ответственному заданию (экзамену, контрольной работе и т.п.) учеников с подобными природными особенностями следует психологически подготовить, внушить им уверенность в своих силах, научить справляться со своими страхами, тревожностью и т.п. От учеников с инертным типом нервной системы не следует требовать быстрого включения в работу, высокой активности на уроке, им требуется больше времени на подготовку и проверку задания и т.д.

2. Проявление индивидуально-психологических особенностей школьника в учебной деятельности может играть как позитивную, так и негативную роль. Учителю и родителям, помогая ребенку в формировании рационального СУД, не следует навязывать ему те или иные приемы и способы работы. Работа должна строиться таким образом, чтобы он (ребенок) осознавал, что в одних ситуациях его индивидуальные особенности способствуют более высокой успешности деятельности, а в других - некоторым образом препятствуют ей. Умение учащегося строить работу с учетом собственных индивидуальных особенностей поможет ему не только достичь более высоких результатов в учебе, но и избежать нежелательных состояний (перегрузка, эмоциональное перенапряжение, стресс и т.д.).

3. В каждом конкретном случае в зависимости от диагноза намечается процесс индивидуализации в обучении и воспитании школьника в целях их оптимизации. В любом случае желательно проконсультироваться у школьного психолога.

Список литературы

1. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Психология стилей человека: учеб. Пособие /Рос. акад. образования; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь: Книжный мир, 2013. - 128 с.

2. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Человек - стиль - социум: полисистемное взаимодействие в образовательном пространстве: моногр. - Пермь, 2007. -108 с.

3. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

4. Мерлин В.С., Вяткин Б.А. Темперамент//Общая психология: учеб. для студентов педин-тов / под ред. проф. А.В. Петровского. - Изд-е 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1976. - С. 405 - 421.

5. Психологическая служба в современном образовании: рабочая книга / под ред. И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.

6. Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / сост. Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин. - М.: Смысл, 2011. - 636 с.

7. Самбикина О.С. Взаимосвязь развития стиля учебной деятельности и интегральной индивидуальности младших школьников и подростков // Полисистемное исследование индивидуальности человека / под ред. Б.А. Вяткина. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - С. 165 - 172.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диагностика жизненных проявлений свойств нервной системы у школьников (Б.А. Вяткин)

Одна из основных задач обучения и воспитания школьников, как указывалось выше, заключается в том, чтобы путем формирования индивидуального стиля в наибольшей степени приспособить врожденные свойства учащегося к объективным требованиям учебной деятельности.

Следует помнить, что важнейшим условием возникновения индивидуального стиля является сознательное, творческое отношение к выполняемой работе. Индивидуальный стиль возникает только в том случае, если человек сам ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников.

Индивидуальный стиль деятельности не появляется у человека сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования индивидуального стили наблюдаются уже в старшем дошкольном возрасте при решении практических задач игрового характера.

Наверное, автор вправе предположить, что у учителя, школьного психолога, родителей учащихся неизбежно возникает вопрос: если отдельные свойства типа нервной системы или темперамента ребенка могут оказывать как позитивное или негативное влияние на его личность, поведение, учебную деятельность, то, зная это, не следует ли оптимизировать этот механизм, т.е. обеспечить усиление положительного влияния и ослабление отрицательного влияния? В моих ли силах это сделать? Как? С чего начать?

Только осознав и оценив эти особенности ученика, можно предупредить их отрицательное влияние и усилить положительное влияние через специально организованную профилактико-коррекционную работу. В качестве обязательного и начального ее компонента должна присутствовать диагностика ряда параметров жизненных проявлений свойств нервной системы и темперамента у школьников, полученных через систематические наблюдения и оценку. Для этих целей предлагается методика наблюдения за жизненными проявлениями

свойств общего типа нервной системы у школьников, наиболее часто используемая в педагогической практике и психологических исследованиях.

Инструкция:

«Оцените по пятибалльной шкале, в какой степени обычно выражены у Вашего ученика (ребенка) следующие показатели качества, особенности поведения и деятельности».

Каждое из 10 проявлений какого-либо свойства нервной системы оценивается следующим образом: «5» - сильно выражено; «4» -значительно выражено; «3» - выражено в средней степени; «2» -незначительно выражено; «1» - слабо выражено.

Оценка:

Степень выраженности каждого свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность) оценивается суммой баллов по всем 10 показателям.

Показатели силы нервной системы со стороны возбуждения

1. Сохраняет бодрость и уверенность в трудных и ответственных обстоятельствах (контрольная работа, экзамен и т.п.), независимо от степени подготовленности к ним.

2. Не отвлекается на действие посторонних раздражителей во время уроков и других занятий.

3. Способен многократно повторять сложное упражнение, движение.

4. Сохраняет высокую работоспособность в течение всего урока или всего учебного дня.

5. Существенным образом не снижает качества выполняемой работы, если в ее начале были допущены ошибки.

6. Проявляет смелость в разнообразных и непривычных условиях деятельности.

7. В ответственной ситуации (контрольная работа, экзамен и т.п.) добивается лучших результатов, чем в обычных условиях.

8. Обладает устойчивым вниманием, как в спокойной, так и в шумной обстановке.

9. Не снижает качества работы к концу двух-трех часового занятия.

10. Остается собранным, готовым к выполнению заданий в необычной обстановке.

Показатели уравновешенности нервных процессов

1. Проявляет равномерность в динамике деятельности и настроении, без резких спадов и подъемов.

2. Способен быстро «укрощать» неадекватные или невыполнимые влечения и желания.

3. Способен терпеливо и многократно выполнять трудные упражнения и задания, требующие кропотливой работы.

4. В ситуации ожидания собран, терпелив и спокоен.

5. Внешне не проявляет признаков сильного волнения перед ответственным делом или заданием.

6. Способен быстро сосредоточиться на выполнении предстоящего дела или задания.

7. Спокойно, без внешних признаков нетерпения переносит вынужденную задержку начала урока или выполнения задания.

8. Способен к быстрой волевой задержке (например, может сразу успокоиться).

9. Спокоен, сдержан в разнообразных ситуациях (удача, неудача и т.п.).

10. Обладает ровной и плавной речью, меткостью мысли и точностью выражений.

Показатели подвижности нервных процессов

1. Способен быстро и легко переходить от одного вида деятельности к другому.

2. Способен быстро и легко выработать и «переделать» навыки, привычки.

3. Обладает более высокой работоспособностью при смене условий деятельности и заданий. При монотонии работает хуже.

4. Быстро переходит от покоя к деятельности, ото сна к бодрствованию.

5. Активен в общении, легко устанавливает контакты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Легко приспосабливается к новым требованиям, режиму, правилам и новым людям.

7. Отличается богатым внешним выражением эмоций в мимике, движениях, реакциях.

8. К выполнению любых заданий приступает быстро, без раскачки.

9. Быстрая, торопливая, громкая речь.

10. Поспешно и импульсивно выполняет плавные и медленные упражнения, движения.

Диагноз:

Выраженность каждого свойства нервной системы оценивается суммой баллов по всем показателям. При этом степень выраженности свойства определяется следующим образом:

50-35 баллов - свойство сильно выражено;

34-21 баллов - свойство выражено средне;

20-10 баллов - свойство выражено слабо.

В дальнейшем в зависимости от диагноза намечается процесс индивидуализации в обучении и воспитании школьника в целях их

оптимизации. В любом случае желательно проконсультироваться у школьного психолога.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Пермский опросник стиля учебной деятельности (ПОСУД)

(О.С. Самбикина)

Опросник стиля учебной деятельности школьника состоит из двух частей: первая - «Методика оценки стиля учебной деятельности младшего школьника» адресована учителям начальных классов, вторая - «Методика самооценки стиля учебной деятельности школьника» - ученикам основного общего и среднего (полного) звеньев общего образования.

Часть I. Методика оценки стиля учебной деятельности младшего

школьника

Инструкция:

«Вам будут предложены пары противоположных утверждений, касающихся стиля учебной деятельности младших школьников. Необходимо выбрать одно из двух, которое, по Вашему мнению, больше соответствует реальному поведению Вашего ученика. Если Вы выбрали "левое" утверждение, то обведите в кружок одну из цифр "3", "2" или "1" около "левого" утверждения. Если же Вы выбрали «правое» утверждение, то обведите в кружок одну из цифр "3", "2" или "1" около «правого» утверждения. Оценка "3" свидетельствует о максимальной степени выраженности характеристики. Оценка "1" - о минимальной степени выраженности характеристики. Оценка "0" свидетельствует о промежуточном положении характеристики по отношению к двум противоположным утверждениям»._

1 Читает много дополнительной литературы 3210123 Мало или совсем ничего не читает

2 Беспрекословно выполняет требования учителя 3210123 Мало прислушивается к требованиям учителя

3 Стремится к познанию, часто задает вопросы 3210123 Не стремится к познанию, вопросов практически не задает

4 Предварительно планирует порядок работы или выполнения задания 3210123 Не планирует порядок работы или выполнения задания

5 На уроке работает в высоком темпе 3210123 На уроке медлителен

6 До конца урока сохраняет высокую работоспособность 3210123 На уроке быстро устает

7 Стремится выйти за рамки школьной программы (по собственному желанию посещает дополнительные занятия, факультативы, состоит в НОУ и т.п.) 3210123 Ограничивается рамками школьной программы

8 Сохраняет самообладание в сложных или напряженных ситуациях 3210123 Теряет самообладание в сложных или напряженных ситуациях

9 Использует интернет-ресурсы в ходе учебной деятельности (электронные библиотеки, справочники и т.п.) 3210123 Не использует интернет-ресурсы в ходе учебной деятельности

10 Выполняет учебное задание самостоятельно, без посторонней помощи и подсказок 3210123 Выполняя учебное задание, стремится получать помощь от других (списывает, нуждается в подсказках и т.п.)

11 После получения хорошей отметки продолжает добросовестно готовиться к следующему уроку 3210123 После получения хорошей отметки готовится к следующему уроку менее тщательно, предполагая, что его не спросят

12 При столкновении с проблемной ситуацией предпочитает «помучиться», но самостоятельно найти решение 3210123 При столкновении с проблемной ситуацией предпочитает получить готовый ответ от других

13 Легко и быстро переключается с одной формы работы на другую 3210123 Испытывает затруднения при переходе с одной формы работы на другую

14 Добровольно соблюдает правила, установленные в классе, школе 3210123 Соблюдает правила только при наличии внешнего контроля

15 После получения низкой отметки анализирует свои ошибки 3210123 Переживает только по поводу низкой отметки, не стремится анализировать свои ошибки

16 Способен самостоятельно организовать свою деятельность на уроке или при выполнении домашнего задания 3210123 Не способен самостоятельно организовать свою деятельность на уроке или при выполнении домашнего задания

17 Сохраняет работоспособность на протяжении всего учебного дня 3210123 К концу учебного дня работоспособность заметно снижается

18 Учебные задания выполняет быстро, но с большим количеством ошибок 3210123 Учебные задания выполняет медленно, допуская при этом минимальное количество ошибок

19 Не испытывает потребности в отдыхе или смене деятельности во время учебного дня 3210123 Нуждается в отдыхе или смене деятельности во время учебного дня

20 Активность и добросовестность работы не зависят от того, будет ли ставиться отметка за ответ или выполненное задание 3210123 Активность и добросовестность работы снижаются, если отметка за ответ или выполненное задание ставиться не будет

21 До начала выполнения задания может верно оценить степень его трудности для себя (предварительный контроль и оценка) 3210123 Не в состоянии верно оценить степень трудности задания до начала его выполнения

22 Не допускает нарушений дисциплины (уход с уроков без разрешения, прогулы и т.п.) 3210123 Нарушает дисциплину

23 Терпеливо слушает ответы одноклассников 3210123 Не может терпеливо выслушать ответы одноклассников

24 Предпочитает отвечать устно 3210123 Предпочитает отвечать письменно

25 Способен работать в едином темпе со всем классом 3210123 Отстает от темпа работы класса

26 В учебе настойчив, умеет преодолевать трудности 3210123 При возникновении трудностей быстро отступает

27 Проявляет терпение в учебной деятельности при возникновении трудностей или помех 3210123 Быстро теряет терпение при возникновении трудностей или помех

28 Всегда доводит начатое дело до конца 3210123 Может бросить начатое дело, не доведя его до конца

29 Может контролировать и сдерживать свои эмоции на уроке 3210123 Не в состоянии контролировать и сдерживать свои эмоции на уроке

30 Настойчиво идет к цели даже в случае неудач 3210123 В случае неудачи отступает от поставленной цели

31 Имеет широкие познавательные мотивы (проявляет интерес в отношении разных областей знания) 3210123 Имеет узкие познавательные мотивы (проявляет интерес к одной области знания)

32 Быстро включается в работу 3210123 Медленно включается в работу

33 Осуществляет контроль в ходе выполнения задания (пошаговый контроль) 3210123 Не осуществляет пошаговый контроль

34 Во время урока сосредоточен, редко допускает ошибки из-за невнимательности 3210123 Не может быть сосредоточенным на протяжении всего урока, часто допускает ошибки из-за невнимательности

35 Всегда выполняет домашние задания 3210123 Выполняет домашние задания только тогда, когда это контролируется учителем или родителями

36 Внимательно слушает объяснения учителя 3210123 Не внимателен к объяснениям учителя

37 Не требуется длительного времени для подготовки к ответу 3210123 Требуется длительное время для подготовки к ответу

38 Своевременно готовит к уроку рабочее место и способен поддерживать его в порядке 3210123 Не может своевременно подготовиться к уроку и поддерживать порядок на рабочем месте

39 Предпочитает отвечать у доски 3210123 Предпочитает отвечать с места

40 Внимательно слушает ответы одноклассников 3210123 Не внимателен к ответам одноклассников

41 На уроке обычно активен, часто поднимает руку, стремится отвечать, дополняет ответы других 3210123 На уроке обычно пассивен, редко отвечает по собственному желанию

42 Выделяет проверку выполненного задания в отдельный этап (итоговый контроль) 3210123 Не проверяет задание после его выполнения

43 Любит выдвигать и доказывать гипотезы 3210123 Редко выдвигает и доказывает гипотезы

44 Всегда приходит на занятия вовремя 3210123 Часто опаздывает на занятия

45 Всегда записывает и своевременно выполняет домашние задания 3210123 Может забыть записать или выполнить домашнее задание

46 Ответы оригинальны, к решению задач подходит творчески 3210123 Ответы шаблонны, способ решения задач чаще всего репродуктивный

47 Никогда не забывает дома учебники, учебные принадлежности, тетради и т.п. 3210123 Постоянно забывает дома учебники, учебные принадлежности, тетради и т.п.

48 Способен самостоятельно осуществить проверку выполненного задания, делает это качественно и эффективно (сформирован самоконтроль) 3210123 Не способен качественно и эффективно проверить выполненное задание, нуждается во внешнем контроле

49 Предпочитает выполнять задания, начиная с более трудных 3210123 Предпочитает выполнять задания, начиная с более легких

50 Придерживается определенного распорядка, режима учебного дня, выполняет домашние задания в одно и то же время 3210123 Не имеет определенного распорядка учебного дня, домашнее задание выполняет в разное время

Часть II. Методика самооценки стиля учебной деятельности школьника

Инструкция: «Вам будут предложены пары противоположных утверждений, касающихся того, как Вы себя чаще всего ведете в ходе осуществления учебной деятельности (в школе или дома). Необходимо выбрать одно из двух, которое больше соответствует Вашему реальному поведению. Разные люди ведут себя по-разному, поэтому в данном случае нет "правильных" и "неправильных" ответов. Если Вы выбрали "левое" утверждение, то обведите в кружок одну из цифр: "3", "2" или "1" около "левого" утверждения. Если же Вы выбрали "правое" утверждение, то обведите в кружок одну из цифр: "3", "2" или "1" около "правого" утверждения. Оценка "3" свидетельствует о максимальной степени выраженности характеристики. Оценка "1" - о минимальной степени выраженности характеристики. Оценку "0" можно выбирать только в крайнем случае (если оба утверждения, на Ваш взгляд, верны)»._

1 Читаю много дополнительной литературы 3210123 Не читаю дополнительной литературы

2 Я беспрекословно выполняю требования учителя 3210123 Я мало прислушиваюсь к требованиям учителя

3 Стремлюсь к познанию, часто задаю вопросы на уроках или после них 3210123 Не стремлюсь к познанию, вопросов практически не задаю

4 Я предварительно планирую порядок работы или выполнения задания 3210123 Я не планирую порядок работы или выполнения задания

5 На уроке я работаю в высоком темпе 3210123 На уроке я медлителен(на)

6 До конца урока сохраняю высокую работоспособность 3210123 На уроке я быстро устаю

7 Стремлюсь выйти за рамки школьной программы (по собственному желанию посещаю дополнительные занятия, факультативы, состою в научном обществе учащихся и т.п.) 3210123 Ограничиваюсь рамками школьной программы

8 Я сохраняю самообладание в сложных или напряженных ситуациях (экзамен, контрольная работа и т.п.) 3210123 Я теряю самообладание в сложных или напряженных ситуациях

9 Использую интернет-ресурсы в ходе учебной деятельности (электронные библиотеки, справочники и т.п.) 3210123 Не использую интернет-ресурсы в ходе учебной деятельности или использую для скачивания готовых рефератов, контрольных работ и т.п.

10 Я выполняю учебное задание самостоятельно, без посторонней помощи и подсказок 3210123 Выполняя учебное задание, я стремлюсь получать помощь от других (списываю, нуждаюсь в подсказках и т.п.)

11 После получения хорошей отметки продолжаю добросовестно готовиться к следующему уроку 3210123 После получения хорошей отметки готовлюсь к следующему уроку менее тщательно, предполагая, что меня не спросят

12 При столкновении с проблемной ситуацией предпочитаю помучиться, но самостоятельно найти решение 3210123 При столкновении с проблемной ситуацией предпочитаю получить готовый ответ от других

13 Я легко и быстро переключаюсь с одной формы работы на другую 3210123 Я испытываю затруднения при переходе с одной формы работы на другую

14 Я всегда соблюдаю правила, установленные в классе, школе 3210123 Я соблюдаю правила только при наличии внешнего контроля (родители, учителя и т.п.)

15 После получения низкой отметки анализирую свои ошибки 3210123 Переживаю только по поводу низкой отметки, не стремясь анализировать свои ошибки

16 Я способен(на) самостоятельно организовать свою деятельность на уроке или при выполнении домашнего задания (знаю, что надо делать, для чего, когда и в какой последовательности, и поступаю в соответствии с этим) 3210123 Я не способен(на) самостоятельно организовать свою деятельность на уроке или при выполнении домашнего задания

17 Сохраняю работоспособность на протяжении всего учебного дня 3210123 К концу учебного дня моя работоспособность заметно снижается, я сильно устаю

18 Учебные задания я выполняю быстро, но с большим количеством ошибок 3210123 Учебные задания выполняю медленно, допуская при этом минимальное количество ошибок

19 Я не испытываю потребность в отдыхе или смене деятельности во время учебного дня 3210123 Я нуждаюсь в отдыхе или смене деятельности во время учебного дня

20 Активность и добросовестность моей работы не зависят от того, будет ли ставиться отметка за ответ или выполненное задание 3210123 Активность и добросовестность моей работы снижаются, если отметка за ответ или выполненное задание ставиться не будет

21 Ещё до начала выполнения задания могу верно оценить степень его трудности для себя 3210123 Мне сложно верно оценить степень трудности задания до начала его выполнения

22 Я не прогуливаю уроки 3210123 Случается, что я прогуливаю уроки

23 Я терпеливо слушаю ответ другого 3210123 Мне трудно терпеливо выслушивать ответ другого

24 Предпочитаю отвечать устно 3210123 Предпочитаю отвечать письменно

25 Я могу работать в едином темпе со всем классом 3210123 Я отстаю от темпа работы класса

26 В учебе я настойчив(а), умею преодолевать трудности 3210123 При возникновении трудностей в учебе я быстро отступаю

27 Я проявляю терпение в учебной деятельности при возникновении трудностей или помех 3210123 Я быстро теряю терпение в учебной деятельности при возникновении трудностей или помех

28 Я всегда довожу начатое дело (выполнение задания, решение задачи и т.п.) до конца 3210123 Я могу бросить начатое дело, не доведя его до конца

29 Я могу контролировать и сдерживать свои эмоции на уроке 3210123 Я не в состоянии контролировать и сдерживать свои эмоции на уроке, некоторые вещи меня просто бесят

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 Я настойчиво иду к цели даже в случае неудач 3210123 В случае неудачи я отступаю от поставленной цели

31 Мне нравится получать знания из разных областей науки 3210123 Мне интересна только одна из областей знания

32 Я быстро включаюсь в работу 3210123 Я медленно включаюсь в работу

33 Я проверяю задание в ходе его выполнения 3210123 Я не проверяю задание в ходе его выполнения

34 Во время урока я сосредоточен(а), редко допускаю ошибки из-за невнимательности 3210123 Мне трудно быть сосредоточенным(ой) на протяжении всего урока, я часто допускаю ошибки из-за невнимательности

35 Я всегда выполняю домашние задания 3210123 Я выполняю домашние задания только тогда, когда это контролируется учителем или родителями

36 Внимательно слушаю объяснение урока учителем 3210123 Я не внимателен(а) к объяснению учителя

37 Мне не требуется длительного времени для подготовки к ответу 3210123 Мне нужно длительное время для подготовки к ответу

38 Я всегда своевременно готовлю к уроку рабочее место и способен(на) поддерживать его в порядке 3210123 У меня не получается своевременно подготовиться к уроку и поддерживать порядок на рабочем месте

39 Предпочитаю отвечать у доски 3210123 Предпочитаю отвечать с места

40 Внимательно слушаю ответы одноклассников 3210123 Я не внимателен(а) к ответам одноклассников

41 На уроке я обычно активен(на), часто поднимаю руку, стремлюсь отвечать, дополнять ответы других 3210123 На уроке я обычно пассивен(на), редко отвечаю по собственному желанию

42 Я проверяю задание после его выполнения 3210123 Я не проверяю задание после его выполнения

43 Я люблю и умею выдвигать и доказывать гипотезы 3210123 Я редко выдвигаю и доказываю гипотезы

44 Я не опаздываю, всегда прихожу на урок вовремя 3210123 Я часто опаздываю на уроки

45 Я всегда записываю и своевременно выполняю домашние задания 3210123 Я могу забыть записать или выполнить домашнее задание

46 Я люблю и умею давать оригинальные ответы, предпочитаю решать новые задачи, к решению подхожу творчески 3210123 Мои ответы шаблонны, я больше люблю решать знакомые задачи по образцу

47 Я никогда не забываю дома учебники, учебные принадлежности, тетради и т.п. 3210123 Я постоянно забываю дома учебники, учебные принадлежности, тетради и т.п.

48 Я могу самостоятельно осуществить проверку выполненного задания, делаю это качественно и эффективно 3210123 Мне сложно качественно и эффективно проверить выполненное задание, я нуждаюсь во внешнем контроле

49 Предпочитаю выполнять задания, начиная с более трудных 3210123 Предпочитаю выполнять задания, начиная с более легких

50 Придерживаюсь определенного распорядка, режима учебного дня, выполняю домашние задания в одно и то же время 3210123 Не имею определенного распорядка учебного дня, домашнее задание выполняю в разное время

Обработка: оценки переводятся в 7-балльную шкалу.

Оценки 3 2 1 0 1 2 3

Баллы 7 6 5 4 3 2 1

Выраженность каждой из характеристик стиля оценивается суммой

баллов по всем показателям соответствующей шкалы.

_Интерпретация:_

Шкала 1. Познавательная активность и учебная направленность (8 пунктов): 1, 3, 7, 9, 11, 15,

20, 31._

Интерпретация: Максимальное количество баллов - 56, минимальное - 8. Высокие баллы (от 45 до 56) свидетельствуют о высоком уровне познавательной активности, стремлении учащегося к самообразованию, направленности на получение знаний. Низкие баллы (от 8 до 19) указывают на низкий уровень познавательной активности

учащегося, стремление ограничиваться рамками школьной программы, направленность на

получение отметки._

Шкала 2. Самостоятельность и настойчивость при решении учебных задач (6 пунктов): 10, 12, 16, 26, 28, 30.

Интерпретация: Максимальное количество баллов - 42, минимальное - 6. Высокие баллы (от 34 до 42) свидетельствуют о высокой степени настойчивости, способности школьника самостоятельно организовать свою деятельность на уроке и решать учебные задачи, не прибегая к посторонней помощи.

Низкие баллы (от 6 до 14) указывают на неспособность учащегося самостоятельно организовать свою деятельность на уроке или при выполнении домашнего задания и отсутствие настойчивости при решении учебных задач.

Шкала 3. Сформированность контрольных действий (5 пунктов): 4, 21, 33, 42, 48.

Интерпретация: Максимальное количество баллов - 35, минимальное - 5.

Высокие баллы (от 28 до 35) свидетельствуют о сформированности у учащегося

контрольных действий.

Низкие баллы (от 5 до 12) указывают на несформированность у учащегося контрольных

действий._

Шкала 4. Динамика работы на уроке (10 пунктов): 5, 13, 18, 25, 32, 37, 41, 43, 46, 49._

Интерпретация: Максимальное количество баллов - 70, минимальное - 10. Высокие баллы (от 56 до 70) свидетельствуют о способности учащегося работать на уроке в быстром темпе, не отставая от класса, способности легко переключаться с одной формы работы на другую, высокой степени активности работы на уроке.

Низкие баллы (от 10 до 24) указывают на пассивность, медленный темп работы учащегося на уроке, сложности в переключении с одной формы работы на другую.

Шкала 5. Дисциплинированность и организованность в ходе учебной деятельности (9

пунктов): 2, 14, 22, 35, 38, 44, 45, 47, 50._

Интерпретация: Максимальное количество баллов - 63, минимальное - 9.

Высокие баллы (от 50 до 63) свидетельствуют о высокой степени дисциплинированности и

организованности школьника в процессе осуществления учебной деятельности.

Низкие баллы (от 9 до 22) указывают на низкую степень дисциплинированности и

организованности школьника в процессе осуществления учебной деятельности.

Шкала 6. Оптимальные условия для работы на уроке (5 пунктов): 6, 17, 19, 24, 39._

Интерпретация: Максимальное количество баллов - 35, минимальное - 5.

Высокие баллы (от 28 до 35) свидетельствуют о высоком уровне работоспособности

учащегося, предпочтении отвечать на уроке устно, у доски.

Низкие баллы (от 5 до 12) указывают на низкий уровень работоспособности учащегося,

предпочтении отвечать на уроке письменно, с места.

Шкала 7. Внимание и саморегуляция (7 пунктов): 8, 23, 27, 29, 34, 36, 40.

Интерпретация: Максимальное количество баллов - 49, минимальное - 7.

Высокие баллы (от 39 до 49) свидетельствуют о высоком уровне саморегуляции учащегося,

способности сохранять самообладание в напряженных ситуациях, терпеливо и внимательно

слушать учителя и ответы одноклассников.

Низкие баллы (от 7 до 17) свидетельствуют о низком уровне саморегуляции учащегося, неспособности сохранять самообладание в напряженных ситуациях, терпеливо и внимательно слушать учителя и ответы одноклассников._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.