УДК 340 © И. А. Андреева, 2012
Полиция Франции в период среднего модерна (конец XVIII в. — 1870 г.)
И. А. Андреева *
Рассматривается развитие полиции Франции в контексте глубоких социальных политических и культурных трансформаций XIX в. как составная часть процесса модернизации права и государства. Роль полиции в обществе была переосмыслена в рамках теории «публичной силы» и с учетом принципа разделения властей. Однако в первой половине XIX в. тенденции, во многом ускоренные под влиянием Великой французской революции — централизации, профессионализации, унификации, огосударствления полиции, — не завершились.
Ключевые слова: модернизация, стадии модернизации, период среднего модерна, полиция Франции, Национальная полиция, Национальная жандармерия.
Формирование современного государства было длительным, неравномерным, а иногда и волнообразным процессом . Несмотря на его непрерывность, категория «стадия процесса» является полезным инструментом понимания содержания движения, приведшего государственные институты к столь масштабной трансформации . В нашем исследовании необходимость выделения стадий модернизации государства и права обусловлена не столько задачей более полного раскрытия направления и содержания ее развития, сколько потребностью в периодизации
истории французского государства как контекстной рамки для выделения основных этапов развития полицейской системы Франции . Рассматривая отдельные стадии как различные формы развертывающегося процесса модернизации, мы опирались на подход российского политолога М . В . Ильина *, ставший результатом осмысления им сложившейся научной традиции изучения вопроса . Он выделил три стадии политической модернизации стран Западной Европы, подразделив модерн на «ранний», «средний» и «зрелый» . Эта периодизация, как и характеристика
* Постоянный автор нашего журнала .
содержания этапов, может быть совмещена с концепцией Р. Карре де Мальберга о трех стадиях или исторических формах современного французского государства, изложенной в начале XX в . , но активно обсуждаемой правовой наукой Франции в настоящее время 2 . Они обозначены им как полицейское государство, легальное государство и правовое государство
В период раннего модерна происходит постепенное становление национального государства, формируется сильная исполнительная власть, обосновываемая теориями суверенитета . Полицейское государство в определении Р. Карре де Мальберга — «такое государство, в котором административная власть может... применять по собственной инициативе в отношении граждан все меры, которые она сочтет полезными, соответствующими конкретным обстоятельствам, для достижения целей, которые она сама определит» 3 . Его социальным оправданием было осуществление общего (публичного) интереса . Развитие гражданского общества как зоны, свободной от принуждающего насилия государственной власти, приводит к тому, что только общая воля способна легитимизировать общий интерес. Итогом этой фазы модернизации является закрепление позиций государства и гражданского общества в «конституциях первого порядка» 4 . Для Франции этот период завершается Революцией 1789 г. , принятием Декларации прав человека и гражданина 1789 г. , Конституции от 3 сентября 1791 г. Институционализация полиции Франции происходит в контексте глубоких социальных политических и культурных трансформаций XVП-XVШ вв. 5
В фазе среднего модерна происходит дифференциация внутри гражданского общества и государства, что выражается в появлении групп интересов, протопартий, а также в разделении властей, формируется система политического представительства, опосредующего отношения государства и гражданского общества, рождаются конституции «второго порядка», закрепляющие принципы республиканского устройства. Это переходный период от полицейского к легальному государству, постепенно создающего механизмы обеспечения верховенства права в осуществлении власти как воплощения легитимно сформулированной воли большинства или общей воли, а подданный (индивидуум, подчиняющийся публичному интересу) превращается в гражданина (индивидуум, участвующий в избрании законодательных органов) . Соответственно, упрочивается законодательная ветвь власти Важным критерием наступления эпохи легального государства является наличие сильной судебной власти, способной гарантировать уважение закона и его превосходство над административными актами В сфере развития пра-
ва переход к «легальному государству» означал создание единого кодифицированного права, обладающего новым политическим и философским содержанием, способным урегулировать общественные отношения в современном государстве, примиряя общие и частные интересы . Легальное государство окончательно утверждается в эпоху зрелого модерна, которая характеризуется тесным сосуществованием «демократического» и «национального» как генеральных форм легитимации «политического» Представляется, что Франция вступает в третий этап модернизации с утверждением Третьей республики (1870 г.) . Рождается теория правового государства и происходит трансформация государственноправовой реальности в соответствии с выработанными идеями Важнейшим критерием правового государства, отграничивающим его от других форм современного государства, является способность обеспечить правовую охрану индивидуальной свободы против тирании большинства
В XVIII в. значение полиции как учреждения универсальной управленческой направленности достигло небывалых высот. Но понемногу начинается пересмотр сущности полицейской деятельности Первоначально в теории полиция была освобождена от ответственности за результаты экономической деятельности, трансформируясь из «полиции блага» в «полицию безопасности». Роль полиции была переосмыслена в период Великой французской буржуазной революции При этом революционные идеи существенно изменили учреждения, существовавшие при старом режиме Институт генерал-лейтенанта полиции был фактически восстановлен в форме парижской префектуры полиции, маршальский суд был преобразован в Национальную жандармерию, комиссары Шатле стали комиссарами полиции, инспекторы полиции в Париже заменены мировыми офицерами. Хотя идеология полицейского государства была поставлена под сомнение, практики контроля и надзора продолжали развиваться и в первой половине XIX в .
Тем не менее роль и значение полиции в обществе значительно трансформировались Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. ввела концепт «государственная сила»: согласно ст 12, «для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена» 6 . Таким образом, полиция, являясь воплощением этой государственной (публичной) силы, если и ограничивала права и свободы человека, то, в соответствии со ст. 4 Декларации, исключительно для их защиты Таким образом, «вместо того, чтобы быть уничтоженной дискурсом прав человека, полиция, напротив, воссоздается как основа Конститу-
ции, и даже как практическое условие ее рождения» 7. К тому же новая революционная власть в условиях постоянного чрезвычайного положения была вынуждена опираться на полицию
Роль полиции была переосмыслена также с учетом принципа разделения властей Применительно к полиции он был развит по введении деления полиции на административную и судебную; это различение непосредственно связано с интерпретацией разделения административных и судебных властей, так как оно закреплено в законах от 16 и 24 августа 1790 г. , запретивших судебным органам вмешиваться в дела администрации Кодекс преступлений и наказаний от 25 октября 1795 г. определил, что административная полиция имеет целью повседневное поддержание общественного порядка в любом месте, в любой сфере административного управления, для чего ее органы должны заниматься предупреждением правонарушений (ст. 19), а судебная полиция (ст 20) расследует правонарушения и преступления, собирает доказательства и передает преступника суду для определения наказания согласно закону 8 . Рожденное в ходе трансформации полиции из органа управления в широком смысле слова в орган обеспечения общественного порядка и противодействия преступности «неокамералистское» понятие «административная полиция» первоначально означало совокупность всех регулирующих и контролирующих функций государства Оно было компромиссом между противниками поглощения особых регулирующих функций государства специализированной технической бюрократией без полицейских полномочий и сторонниками наделения полиции ограниченной функцией борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности Опирающаяся на традиции предреволюционного камерализма, с учетом всесторонней перестройки в середине XIX в . , мощная бюрократия общественного порядка способствовала выживанию во франкоязычной и центральной Европе главных элементов «административной полиции» и в XX в . 9
Утверждению представления о полиции как «публичной силе», предназначенной «обеспечивать выполнение законов и поддержания порядка внутри страны», способствовала муниципализация полиции, которая обеспечила окончательную ликвидацию продажи должностей Устанавливая, что муниципалитеты являются «обладателями публичной силы и располагают полицией без какого-либо контроля центральной власти», Закон от 14 декабря 1789 г означал децентрализацию полиции, тем более что коммуны в это время были исключены из круга публичных властей Такое положение не могло сохраняться долго в унитарном государстве, которое в XIX в. характеризовалось усилением централи-
зации управления Развитие полицейской системы Франции может рассматриваться как образец централизующего проекта, инициированного окружением средневекового сюзерена, развитого администрацией монарха старого режима и глубоко трансформированного национальной революцией Эта эволюция продолжалась до середины XX в . Значительное влияние на этот процесс в первой половине XIX в . оказывала реформа уголовного правосудия 10 . Ее суть в переходе от частного управления конфликтами к их контролю государственной властью посредством создания целостной системы судебных органов, одновременно с их интегрированием в сложную совокупность репрессивных инстанций, включая те, что работают на досудебной (полиция, прокуратура) и послесудебной стадиях уголовного процесса (пенитенциарная администрация)
Законом от 17 февраля 1800 г. «О разделении территории и администрации», сохранившим деление Франции на департаменты, было фактически ликвидировано местное самоуправление Министр внутренних дел 11 сосредоточил в своих руках все административные полномочия Префекты занимали место интендантов свергнутой монархии, но реально обладали большей властью и действовали в условиях строгого контроля центрального правительства . Централизация способствовала росту эффективности деятельности созданного еще 2 января 1796 г. Министерства общей полиции . Термин «общая полиция» обозначал деятельность по поддержанию порядка и общественного спокойствия на всей территории государства Именно это министерство, и, главным образом, масштаб личности, вставшей во главе учреждения, — Ж. Фуше — стали символом наполеоновской полиции и главной опорой Империи Вскоре и комиссары муниципальной полиции были подчинены министру полиции
Наличие и развитие центральных органов полицейской администрации (Министерство полиции и Управление безопасности Министерства внутренних дел), институты префекта и комиссаров, своеобразное положение мэра, который являлся одновременно и представителем коммуны и чиновником государства, позволяли современникам характеризовать французскую полицию как централизованную и унифицированную . Но несмотря на это, XIX в . в истории становления французской полицейской системы — это век муниципальной полиции или даже разрозненных муниципальных полиций Понятие «Национальная полиция» уже существовало, но какой-либо организационной формы она не имела Важнейшей тенденцией в развитии полицейской системы стал процесс постепенной замены муниципальной полиции государственной, т е процесс огосударствления Начало этого процесса было по-
ложено в столице, где согласно Закону от 19 февраля 1800 г. организация полиции получила значительные отличия Здесь действовала столичная префектура полиции Полномочия ее начальника — префекта полиции — были значительно шире, чем у префекта департамента и мэра города вместе взятых, подчинялся он непосредственно министру полиции, а после его упразднения — министру внутренних дел Парижский префект располагал значительными финансовыми и материальными средствами Это позволило гораздо раньше, чем в других городах, создать специализированные подразделения, например полицию безопасности (Сюртэ), корпус «полицейских в форме» Парижская полиция служила лабораторией для современной полиции, государственной полиции, предназначенной для всей территории государства Вторым городом, где был установлен прямой контроль центральной власти над городской полицией, в 1851 г. стал Лион.
Законом от 16 февраля 1791 г. депутаты Национальной ассамблеи создали новый институт, которому было поручено восстановить порядок в революционной Франции — Национальную жандармерию Наименование «Национальная» было призвано продемонстрировать ее важнейшую роль в становлении нового политического и общественного порядка Если всадник маршальского суда находился на службе короля, хотя и бывшего воплощением государства, то жандарм Республики служил закону. С 1791 г. учреждаются знаки корпуса (трехцветная кокарда, пуговицы с надписью «Сила закона», эмблема в форме плода белого граната, обозначающего принадлежность к элитным войскам, вместо белого аксельбанта и цветка лилии), символизирующие его новое предназначение 12 . Закон от 17 апреля 1798 г. определил, что жандармерия имеет тройное подчинение: Министерству юстиции (по вопросам осуществления функций судебной полиции), Военному министерству (по вопросам содержания и дисциплины) и, наконец, Министерству внутренних дел по делам общей полиции Это положение зависимости от различных инстанций воспроизводилось на уровне низового звена — бригады: жандармы обязаны были отвечать на запросы, предусмотренные законом, административных, судебных и военных властей .
Процесс регламентирования профессиональной деятельности жандарма протекал одновременно с утверждением в правовой идеологии французского общества требований «открытости или «большей видимости» деятельности государственных институтов по мере упрочения теории и практики легального государства Эти требования особенно заявили о себе с приходом к власти представительных правительств . В связи с этой «революцией публичности», которая характеризует, по мнению П Розанваллона, станов-
ление «демократического Левиафана», рождались новые представления о профессиональной этике государственных служащих . По крайней мере, теоретически администрация должна была оставаться в стороне от политической борьбы и от избирательных компаний Жандармерия, прямой наследник института, рожденного абсолютной монархией, благодаря глубокому проникновению в ее этос принципов профессиональной культуры военных, достаточно легко адаптировалась к этому требованию политической беспристрастности С принципом служения общим интересам, воплощенным в законе, коррелируют требование открытости государственной службы и введение для жандармов Ордонансом 1820 г ношения формы при исполнении служебных функций, а также обязательного протоколирования всех совершаемых ими действий Неоднократно повторяясь, требование открытости было возведено в принцип профессии Декретом от 1 марта 1854 г. : «Ни в коем случае, ни напрямую, ни косвенно, жандармерии не должны поручаться задачи тайного характера, нарушающие ее подлинное предназначение Ее действие всегда осуществляется в военной форме, открыто и без ухищрений той природы, которая наносит ущерб образу армии» (ст. 119) 13. В этом же ключе следует рассматривать Постановление префекта парижской полиции от 12 марта 1829 г. о создании подразделения городских сержантов в униформе, «видимость» работы которых для общества ее автор прямо связывал со смыслом «конституционного государства» 14
Однако принцип законности нелегко укореняется в практике полицейской деятельности . Так, дух закона, позиционирующий аполитизм жандармерии, нивелируется двусмысленностью официального дискурса, проникающего в подзаконные акты На сохранении участия жандармерии в сборе политических сведений настаивало Министерство полиции Ордонанс от 29 октября 1820 г. сохранил обязанности жандармерии в полицейской сфере и ее зависимость в этом отношении от префектов и специализированных правительственных служб.
В модернизирующихся обществах роль государства возрастает, и, как следствие, увеличивается сопротивление власти «Вдохновленные духом войны, жандармы Первой империи выполняют обязанности по навязыванию национального порядка непокорным сельским обществам начиная с непопулярного призыва на военную службу Они не отступают перед столкновением, из которого не всегда выходят победителями Далекая от «публичной силы, установленной для блага всех», как обещано в Декларации прав человека и гражданина, жандармерия порой ведет себя как оккупационная армия» 15. В последующем положение жандармов, зажатых в тиски двумя противниками — либералами, критиковавшими их за
превышение власти и требовавшими оградить личность от государственных репрессий, и консерваторами, сторонниками твердой руки, было сложным Оно дополнялось столкновениями с сельским миром, который из последних сил защищал свои традиции
По мере все большего полицейского профессионального самоопределения жандармов, когда они из армейского корпуса, выполняющего полицейские функции, трансформировались в милитаризованную полицию 16, на смену образу сурового и порой жестокого защитника государства, подкрепленному соответствующими практиками деятельности, приходил новый образ жандарма, близкого к жителям и всегда готового прийти им на помощь, следовательно, осуществляющего свою деятельность не только в интересах государства, но и граждан.
Множество задач и особенность статуса объясняют сложность управления жандармерией, которая к тому же оказывалась то объектом непрерывных реорганизаций, как в период революционного десятилетия, то предметом напряженного соперничества между власть предержащими, как в случае так называемой «дуэли» между генералом А . -Ж . Монси и министром полиции Ж . Фуше . Эта конкуренция высших полицейских начальников, на которой государство искусно играло, повторялась и на низовом уровне Вместе с тем Национальная жандармерия показала способность к эволюции, что позволило ей стать не только оплотом государственного порядка в сельской Франции, но и активным проводником модерниза-ционных импульсов, идущих от центра государства на его периферию Она играла существенную роль в растущем господстве государства над территорией, об этом свидетельствуют организация и постоянная адаптация сети бригад, охватывающей пространство всего государства, обеспечивающей внутри общества регулярное присутствие, видимость и способность оперативного вмешательства государственных властей Кроме того, жандармерия принимала участие в масштабном производстве статистических сведений об общественной и политической жизни, переданных затем на вершину государственной пирамиды .
Политическая нестабильность, характерная для эпохи среднего модерна, являлась источником противоречивого влияния на полицейскую систему В условиях, когда политическая власть была непрочной, существовала напряженность в отношениях с обществом и т. д. , многие из методов «полицейского государства» сохранились в арсенале послереволюционной Франции Особое значение приобрела политическая полиция, достигшая пика своей значимости при министре полиции Ж Фуше Но вместе с тем утверждаются идея и требование политической нейтральности полицейского аппарата, в немалой
степени благодаря существованию сильного полицейского института, авторитарной полицейской традиции Прочная связь с военными и полувоенными моделями организации и деятельности, особенно в сельской местности, этого авторитарного полицейского комплекса делала его удобным и полезным инструментом выполнения самых разнообразных задач — по обеспечению общественного порядка, государственной безопасности, социальной дисциплины и экономической мобилизации — в руках правительства Это не отменяло того факта, что полицейская система служила обществу, которое постепенно, ввиду распространения изменившегося понимания источников суверенитета и либерального проекта развития, ставило под сомнение авторитарную полицейскую традицию, поощряя суды, законодательные органы, прессу и других выразителей общественного мнения и контроля к деятельности по ограничению полномочий полиции Впрочем, решающая конфронтация между классической авторитарной моделью полицейской деятельности и моделью полицейского минимализма состоялась за пределами этого периода развития полицейской системы Франции
1 Ильин М. В. Очерки хронополитической типологии: проблемы и возможности типологического анализа эволюционных форм политических систем : монография . М. , 1995. С 49-51 .
2 De Aranjo C. Legeneral et leparticulier dans le droit consti-tutionnel moderne [Электронный ресурс] // Revue fran^aise de droit constitutional. 2008. № 2. URL: http://www. cairn . info/ revue-francaise-de-droit-constitutionnel-2008-2-page-239. htm (дата обращения: 27.04. 2011) .
3 Ibid . P. 245.
4 Ильин М. В. Понятийная омонимия: конституции и режимы // Полис . 2007. № 5 . С. 141 .
5 См. подробнее: Андреева И. А. Становление полиции Франции в контексте модернизации общества (вторая половина XVII-XVIII вв.) // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011 . № 1. С 40-45.
6 Документы истории Великой французской революции / отв. ред. А. В. Адо. М. , 1990. Т. 1. С 112-113 .
7 Napoli P. Naissance de la police moderne . Pouvoirs, normes, societe. Paris, 2003. Р. 195 .
8 Code des delits et des peines du 3 brumaire, an 4 (25 oc-tobre 1795). URL: http://ledroitcriminel. free . fr/la_legislation_cri-minelle/anciens_textes/code_delits_et_peines_1795/code_delits_ et_peines_1795_1.htm (дата обращения: 20.03. 2011) .
9 Canoy J. R. The discreet charm of the police state: the Landpolizei and the transformation of Bavaria, 1945-1965. BRILL, 2007 Р 9-10
10 Rousseaux X., Levy R. Le penal dans tous ses etats: justice, Etats et Societes en Europe (Xlle-XXe siecles) Publications des Fac . St Louis, 1997. Р. 17.
11 Министерство внутренних дел было создано в 1791 г. и имело широкий предмет ведения . В период с 1796 г. по 1818 г. с некоторыми перерывами параллельно существовало Министерство полиции . Его преемником стало Управление безопасности «Сюртэ», которое после периода автономного существования в середине XIX в . было включено в состав МВД .
12 Luc J.-N. Gendarmerie, etat et societe au XIXe sieck . Publications de la Sorbonne, 2002 Р 36
13 Luc J.-N. La transition politique, observatoire original de la gendarmerie du XIXe siecle // Annales de Bretagne et des Pays de l’Ouest. 2007. № 2. URL: http://abpo . revues, org/87 (дата обращения: 22.01.2011).
14 Malandain G. Controle politique et controle social de la police sous la Restauration // Controler les agents du pouvoir: actes
du colloque organise par l’Equipe d’accueil histoire comparee des pouvoirs. Limoges, 2004. Р. 285.
15 Lignereux A. 1800-1859. Comment naissent les rebellions // Revue d’histoire du XIXe siecle . 2007. № 35 . URL: http:// rh19. revues. org//index2162.html (дата обращения: 22.09.2011) .
16 Brodeur J.-P. Force policiere et force militaire // La militarisation des apparelis policiers Benoit Dupont, Frederic Lemieux Presses Universite Laval, 2005