С.П. Матвеев,
доктор юридических наук, доцент
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИЦЕЙСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ФРАНЦУЗСКИЙ ОПЫТ
ORGANIZATION OF POLICE ACTIVITY: FRENCH EXPERIENCE
В статье рассматривается организационное построение и процессы реформирования основных сил полицейской деятельности Республики Франция. Показаны главные направления деятельности сил Национальной полиции, муниципальной полиции, Национальной жандармерии, дана их сравнительная характеристика.
The article reflects the organizational structure and the reform processes of the main police forces of the Republic of France. The main activities of the National Police, the Municipal Police, the National Gendarmerie are shown, and their comparative characteristics are given.
Одной из первостепенных задач каждого государства является обеспечение безопасности населения посредством противодействия преступности, охраны общественного порядка и других мер, предусмотренных законом. Непосредственным организатором, а также исполнителем указанной задачи выступают полицейские органы. Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ «О полиции» [1] устанавливается, что назначение полиции состоит в защите личных и имущественных прав граждан, борьбе с преступностью, обеспечении общественного порядка и безопасности граждан и иных лиц. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы совершенствования полицейских органов, поиска путей модернизации и повышения эффективности их деятельности.
В свою очередь, процесс реформирования полицейских органов основывается прежде всего на совершенствовании законодательства, регулирующего деятельность полиции. При этом необходимо учитывать законотворческий опыт развития и формирования отечественного законодательства, а также, в не меньшей степени, примеры и
практику реформирования полицейских органов в зарубежных странах, тем более, что перманентная модернизация полиции является глобальной мировой практикой.
Так, в Российской Федерации реформа органов внутренних дел и других правоохранительных органов осуществляется уже не одно десятилетие и не всегда имеет однозначно положительные результаты. Например, в соответствии с Законом РФ от 24 июня 1993 года № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» [2] в Российской Федерации была учреждена налоговая полиция, на которую возлагалась борьба с налоговыми правонарушениями, противодействие коррупционным преступлениям в налоговых органах. Деятельность налоговой полиции была прекращена через десять лет на основании Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года № 306 [3].
Можно ли считать опыт учреждения налоговой полиции положительным? Об этом можно сделать вывод, только обладая полной информацией о деятельности этого правоохранительного органа. Однако если решение об упразднении
налоговой полиции было принято на высоком государственном уровне, значит, для этого были веские причины.
Другой пример реформирования правоохранительных органов связан с реорганизацией системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» [4] была учреждена Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, в состав которой были переданы из системы Министерства внутренних дел Российской Федерации внутренние войска, получившие название «войска национальной гвардии Российской Федерации». Наряду с внутренними войсками в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации из системы Министерства внутренних дел Российской Федерации были переведены подразделения, осуществляющие лицензионно-разреши-тельную деятельность в сфере оборота оружия и частной охранной деятельности; подразделения вневедомственной охраны; специальные отряды быстрого реагирования; мобильные отряды особого назначения; Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации Министерства внутренних дел Российской Федерации и авиационные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Как указывалось выше, тенденция реформирования правоохранительных органов свойственна не только Российской Федерации. В качестве примера может послужить Франция.
Исторически сложилось так, что во Франции полицейские функции осуществлялись и выполняются в настоящее время двумя правоохранительными структурами — полицией и жандармерией. В свою очередь, полиция разделяется на Национальную и муниципальную.
Учреждение Национальной полиции относится к 1789 году, когда после Французской революции Национальным учредительным собранием Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Именно этот документ определил основное назначение Национальной полиции, которое также было вписано в преамбулу французской Конституции. В Декларации прав человека и гражданина закреплено, что «безопасность является одним из неотъемлемых прав человека». В статье двенадцатой рассматриваемого документа указывается, что «гарантия прав человека и гражданина обеспечивается публичной силой, созданной на благо всех, а не для конкретной пользы тех, кому она доверена».
Именно такой публичной силой стала созданная Национальная полиция.
В современной Франции основные направления деятельности полиции определены в Кодексе внутренней безопасности. Это:
- обеспечение общественной безопасности и мира, надлежащего исполнения всеми субъектами законов, защита граждан и имущества, а также общественного порядка;
- выявление, регистрация преступлений, сбор доказательств, поиск подозреваемых в совершении преступлений и их сообщников, арест подозреваемых и конвоирование их компетентным судебным органам (для судебной полиции, находящейся под руководством, контролем и надзором судебной власти);
- информирование правительственных органов об угрозах, выявление и прогнозирование угроз, которые могут нарушить общественный порядок или угрожать институтам фундаментальных интересов Франции или ее суверенитету [5].
В марте 1986 года во Франции был принят кодекс этического поведения сотрудников Национальной полиции, но в январе 2014 года было решено включить указанный кодекс в Кодекс внутренней безопасности. Цель такого законодательного решения состояла в том, чтобы укрепить связь между различными силами, обеспечивающими внутреннюю безопасность, и населением. Кодекс внутренней безопасности требует строгого соблюдения Декларации прав человека и гражданина, Конституции, международных конвенций и законов, ставит проблемы населения в центр внимания сил жандармерии и полиции.
Кодекс внутренней безопасности устанавливает рамки действий полиции и жандармерии, их задачи, а также их функциональные обязательства. Сотрудники, которые не соблюдают нормы кодекса, подвергаются дисциплинарным санкциям, а также судебным разбирательствам. В соответствии с требованиями рассматриваемого документа полицейский обязан лояльно относиться к государственным учреждениям, должен быть честным, беспристрастным, обязан оказывать помощь всем, кто в ней нуждается, как в служебное время, так и за его пределами.
Национальная полиция считается основной силой безопасности во Франции. Силами Национальной полиции расследуется 70% преступлений, задерживается 80% лиц, содержащихся под стражей.
По статистике 2017 года, в составе Национальной полиции насчитывалось около 150 тысяч полицейских, женщин и мужчин, выполняющих различные функции, в том числе осуществляющих административную, техническую, научную
деятельность. Как отмечено на сайте Police-Natio-nale.net, Национальная полиция работает 24 часа в сутки и 365 дней в году.
Служба женщин в Национальной полиции Франции имеет свою историю. Они составляют лишь 27% от общей численности сотрудников, несмотря на то, что в некоторых видах служб занимают большее количество должностей, чем мужчины.
С 1966 года женщины впервые присоединились к участию в конкурсах по занятию полицейских должностей. Первоначально сотрудников полиции — женщин привлекали исключительно для работы с несовершеннолетними, а затем их участие распространилось на другие службы. Так, в 1977 году впервые в истории Франции несколько женщин были назначены на должности комиссаров полиции.
В настоящее время занятость женщин в полиции составляет:
61% сотрудников Национального научного института полиции (ИНПС);
43% Главного управления национальной полиции
41% Управления кадров национальной полиции ДОСРК);
34% Центрального управления судебной полиции (DCPJ);
33% Генеральной инспекции национальной полиции (ЮР№);
29% Главного управлении внутренней безопасности (DGSI);
28% штата штаб-квартиры полиции Парижа (ПП);
27% Центрального управления общественной безопасности (DCSP);
25% Центрального управлении пограничной полиции (DCPAF);
19% Управления международного сотрудничества фС1);
12% Службы защиты (SDLP);
7% Центрального управления республиканских охранных компаний (DCCRS);
6% штата Сил вмешательства национальной полиции ^1Р№), таких как Рейд и Национальная полицейская группа ^ГР№).
Предшественником Национальной полиции Франции является муниципальная полиция. История института французской муниципальной полиции исчисляется столетиями. Первая муниципальная полиция появляется во французских общинах в период между XVI и XVIII веками. Главная задача отрядов муниципальной полиции — гарантировать суверенитет свободных общин в средние века. 14 декабря 1789 года на основании закона, принятого в период Французской революции, подразделения муниципальной полиции подчиняются
мэрам населенных пунктов. Кроме того, муниципальная полиция была объединена с Национальной гвардией для совместной деятельности. В законе указывалось, что муниципальные органы должны «получать выгоду от хорошей полиции, включая чистоту, санитарию, безопасность на улицах и в общественных зданиях».
В период правления Наполеона Бонапарта полиция в городах передается в подчинение центральной власти, создается министерство полиции, а также префектура полиции Парижа. Тем не менее муниципальная полиция все еще продолжает существовать.
В рамках Третьей Республики было четко определено поле деятельности муниципальной полиции. В1884 году муниципальная полиция была переподчинена комиссарам, назначенным правительством. В городах с населением менее 6 тысяч человек комиссары назначались префектами, а в городах с населением более 6 тысяч человек — президентом республики.
Две мировые войны оказали влияние на муниципальную полицию. Между 1918 и 1945 годами мэры некоторых крупных городов, таких как Ницца, Страсбург, Тулуза, инициируют продвижение идеи о переходе муниципальной полиции под контроль государства.
В семидесятых годах ХХ столетия в контролируемых государством коммунах подразделения муниципальной полиции были включены в национальные полицейские силы.
В 1980 году, в условиях ухудшения криминогенной ситуации, вновь повышается значение муниципальной полиции в населенных пунктах, в которых она сохранилась в качестве самостоятельных органов. Такие полицейские службы находятся в ведении мэра муниципалитета и финансируются из муниципальных бюджетов.
Во Франции муниципальная полиция реализует полицейские полномочия, предоставляемые мэрами муниципалитетов. Муниципальная полиция состоит из должностных лиц местных органов власти, которые имеют особый статус, закрепленный по закону «О муниципальной полиции» от 15 апреля 1999 года. Объем полномочий муниципальной полиции определяется мэром, который несет ответственность за действия полиции. В свою очередь, мэр находится под административным контролем представителя департамента.
На сегодняшний день муниципальная полиция Франции стремится обеспечить позитивное отношение населения к общественному порядку, качество жизни жителей города и создать атмосферу безопасности.
Таким образом, муниципальная полиция входит в число правоохранительных сил государства,
является защитником государственной власти. Муниципальная полиция координирует свои действия с другими силами полиции и жандармерии.
Город Париж является исключением, здесь не действует муниципальная полиция, ее заменяет подразделение по профилактике, безопасности и защите. В состав этого подразделения входят сотрудники, которых называют инспекторами безопасности. Они носят ту же форму, что и муниципальная полиция, и в сентябре 2017 года их численность составляла 1726 человек.
Жандармерия является старейшим правоохранительным институтом Франции, формирование и укрепление которого относится к периоду средневековья. Организационной основой для создания жандармерии послужили maréchaussée (аналог современной военной полиции) — это были военные корпуса, осуществляющие полицейскую деятельность, обеспечивающие общественный порядок и военную справедливость со времен средневековья.
В 1536 году глава Парижа решил расширить полномочия maréchaussée, юрисдикция которой распространялась не только на военных, но также и на гражданских лиц. В 1720 году maréchaussée представляет собой королевский корпус тяжелой кавалерии, подчиняющийся административной власти жандармерии Франции. В состав корпуса входят кавалерийские бригады, рассредоточенные по всему королевству.
В 1788 году Национальное собрание распустило жандармерию Франции, однако в 1791 году maréchaussée вновь возобновляет свою деятельность под новым названием «национальная жандармерия». В это же время в связи с реорганизацией государственного аппарата из компетенции жандармерии изымаются судебные функции, что делается в целях обеспечения принципа разделения властей. С этого момента национальная жандармерия становится правоохранительным органом с военным статусом. Она отвечает за безопасность в сельской местности и пригородных районах и функционирует как на материковой части Франции, так и за рубежом.
В ХХ1 веке национальная жандармерия функционирует на 95% территории и осуществляет полицейскую деятельность среди граждан, составляющих почти 55% населения Франции.
Взаимоотношения между Национальной полицией и Национальной жандармерией постоянно менялись. Так, в 2002 году начался процесс сближения указанных ведомств, а в 2009 году Правительством Франции было принято решение о переподчинении Национальной жандармерии, относящейся к Министерству обороны, Министерству внутренних дел Национальной полиции, которая в основном работает в городах. Министерство
внутренних дел наделено в отношении жандармерии бюджетными и оперативными полномочиями. Однако, несмотря на это, жандармерия сохраняет свой военный статус, Министерство обороны по-прежнему имеет право на осуществление начальной подготовки, необходимой для вступления в жандармерию и полицию. Кроме того, к компетенции Министерства обороны относится проведение военных операций с применением специализированных жандармских подразделений.
Жандармерия выполняет две основные функции:
- обеспечение общественной безопасности;
- обеспечение судебной деятельности.
Функция обеспечения общественной безопасности в основном осуществляется подразделениями мобильной жандармерии. Эти военизированные подразделения специализируются на поддержании порядка и предотвращении преступных деяний. По всей стране в составе мобильной жандармерии насчитывается 109 эскадронов, 17 подразделений, оснащенных бронетехникой, ежедневная роль которых заключается в поддержании общественного порядка и его восстановлении, когда это необходимо (беспорядки, демонстрации и т. д.).
Мобильная жандармерия используется также для охраны правительственных зданий, государственных учреждений, зданий иностранных посольств, в целях борьбы с нелегальной иммиграцией. Мобильная жандармерия также защищает французские посольства за рубежом.
Для поддержания необходимого профессионального уровня сотрудники мобильной жандармерии обязаны проходить курс повышения квалификации каждые два-три года.
Одной из главных задач жандармерии является общая общественная безопасность. Жандармы обеспечивают безопасность людей и имущества, участвуют в проведении оперативно-розыскных мероприятиях, предупреждают преступность, оказывают содействие населению в трудоустройстве.
Жандармерия является частью системы территориального контроля, и ее деятельность направлена на обеспечение максимальной безопасности для всех жителей.
Национальная жандармерия посвящает почти 40% своего служебного времени функциям судебной полиции. В рамках указанной деятельности осуществляется розыск лиц, подозреваемых в совершении преступлений, сбор доказательств, поиск и опросы свидетелей преступлений. Эти функции выполняются территориальными бригадами, а также специализированными подразделениями, ведомственными разведывательными и
судебными следственными бригадами, центральными отделениями и региональными группами реагирования.
Деятельность судебной полиции жандармерии, а также расследования по уголовным делам проходят во Франции и за рубежом. На основании Уголовно-процессуального кодекса и Кодекса военной юстиции жандармы также наделены полномочиями военной полиции. Эта деятельность осуществляется под руководством и надзором прокурора, а за пределами Франции — при содействии командования французской армии. В данном случае речь идет о полицейской деятельности, когда уголовное преступление обнаружено и совершено французскими военнослужащими, членами их семей, гражданскими лицами, за которых они несут ответственность, или если это преступление было совершено против указанных лиц.
Все действия жандармерии, связанные с различными формами преступности, координирует Бригада по борьбе с преступностью. Что касается борьбы с терроризмом, который также является одним из объектов полицейских расследований, проводимых жандармерией, он координируется Бюро антитеррористической борьбы (BLAT). Для выполнения этих судебных полицейских миссий жандармерия использует судебные методы.
Организация жандармерии осуществляется по территориальному принципу. Система органов жандармерии включает 12 административных районов, а также Корсику.
Каждый региональный начальник жандармерии подчиняется подразделениям жандармерии департамента, мобильным подразделениям своей зоны командования, а также некоторым специализированным подразделениям. Республиканская гвардия также связана с жандармерией региона Иль-де-Франс.
Обучение сотрудников жандармерии осуществляется в учебных центрах. Учебные центры жандармерии являются важным элементом этого правоохранительного института. В стране действуют три основных центра. Первый — Национальный учебный центр по безопасности дорожного движения (CNFSR) — расположен в Фонтенбло. В центре преподаются всего 16 учебных курсов. Предоставляемое образование касается безопасности дорожного движения и контроля за транспортными средствами. Центр обучает байкеров жандармерии, офицеров и унтер-офицеров подразделений, специализирующихся на безопасности дорожного движения, а также проводит научные исследования по проблемам безопасности движения.
В городе Лимож с 2011 года действует Мультимедийный производственный центр Национальной жандармерии (CPMGN): это учреждение,
специализирующееся на цифровом образовании, коммуникации и создании профессиональных документов, ежедневно используемых жандармерией. CPMGN также несет ответственность за обновление этой документации и создание учебных аудиовизуальных средств для общения в процессе обучения, а также для начального и последующего обучения.
Третий Национальный учебный центр жандармерии (CNING), расположенный в городе Ан-тиб, является центром передового опыта в обучении подводной судебной полиции. В центре осуществляются тренировки подводных следователей жандармерии. Наряду с этим преподаются и другие дисциплины, такие как «Наземное наблюдение» или «Морские зоны».
Совместно с мужчинами службу в жандармерии проходят и женщины. Однако только в 1972 году женщины получили право участвовать в конкурсах на занятие должности в жандармерии наряду с мужчинами.
Сегодня женщины составляют около 20% штатной численности сотрудников жандармерии. Женщины получают одинаковую с мужчинами зарплату, условия приема на уровне тестовых заданий в жандармерию также одинаковы для мужчин и женщин, отличаются только нормы физической нагрузки. Тем не менее, для того чтобы женщина самостоятельно выполняла служебные обязанности на территории (например, в рядах мобильной жандармерии), ей необходимо прослужить не менее десяти лет. До 1982 года представительницы женского пола занимались только административными делами (кадровая работа, работа с документами и т.п.). В 1987 году женщина по имени Изабель Гуйон де Меритенс впервые в истории получила звание офицера жандармерии. В 2013 году она также была первой, кто был назначен генеральным директором жандармерии.
Подводя итог краткому описанию трех разновидностей полицейских сил во Франции, целесообразно ответить на вопрос о том, в чем же различия между Национальной полицией, муниципальной полицией и жандармерией?
Между полицией и Национальной жандармерией существует целый ряд различий, равно как имеются и сходства.
Отличается прежде всего статус: сотрудники Национальной полиции являются государственными служащими, проходящими службу в системе органов Министерства внутренних дел. Жандармы — это военнослужащие, которые в основном подчиняются Министерству внутренних дел, а муниципальные полицейские — территориальные чиновники, нанятые мэром коммуны.
Деятельность Национальной полиции и Национальной жандармерии осуществляется на всей
территории государства. Однако полиция больше работает в крупных городах, а жандармерия — главным образом в сельских районах.
Малые города управляются полицией или жандармерией в зависимости от обстоятельств. По этому поводу особых правил нет, действует исторически сложившаяся традиция. Статистика свидетельствует, что около 75% актов правонарушений регистрируется в зонах, в основном контролируемых Национальной полицией, и 25% — на территориях, подконтрольных Национальной жандармерии.
Национальная полиция и Национальная жандармерия осуществляют одни и те же функции, кроме одного исключения. У жандармерии имеется дополнительная функция по поиску дезертиров и расследованию преступлений, совершенных в армии.
До 2016 года полиции предоставлялось право применять оружие только в рамках самообороны. Жандармы, имеющие статус военнослужащих, обладают более широкими полномочиями в отношении применения оружия.
С июня 2016 года полицейским и жандармам было разрешено использовать свое оружие для нейтрализации вооруженного лица, которое только что совершило убийство либо попытку убийства и которое предположительно готово совершить другие убийства. С 2017 года закон также позволяет полицейским и жандармам использовать боевое оружие, если на них нападают или угрожают нападением или если вооруженные люди угрожают
району, который они защищают. Кроме того, оружие можно использовать после нескольких предупреждений или для обездвиживания транспортного средства. Использование оружия должно считаться абсолютно необходимым.
В отличие от полицейских, жандармам, а также их семьям бесплатно предоставляется жилье в казармах. Из коммунальных расходов жандармы оплачивают только электричество. Полицейские же оплачивают свое жилье самостоятельно.
Итак, в представленном выше материале показана краткая история становления основных, исторически сложившихся полицейских институтов Франции — Национальной полиции, муниципальной полиции, Национальной жандармерии. История отражает многочисленные попытки действующих в разные периоды представителей власти усовершенствовать национальные полицейские силы, с одной стороны, придать им более демократичный характер, с другой — повысить эффективность их деятельности, направленной на обеспечение общественной безопасности и благополучия населения.
Российская Федерация следует аналогичным путем, проводя реформирование правоохранительных органов с целью их модернизации, повышения уровня противодействия преступности, защиты населения от различных угроз, усиления связи полицейских органов с гражданским обществом, придания большей транспарентности деятельности полиции. С этой точки зрения проводимые реформы оправданны и получат позитивную оценку общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 900.
2. Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — № 29. — Ст. 1114.
3. Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 12. — Ст. 1099.
4. Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 15. — Ст. 2072.
5. URL: https://www.police-nationale.net/police-nationale/#differences-police-nationale-municipale-gendarmerie
REFERENCES
1. Sobranie zakonodatelstva RF. — 2011. — № 7.
— St. 900.
2. Vedomosti SND i VS RF. — 1993. — № 29.
— St. 1114.
3. Sobranie zakonodatelstva RF. — 2003. — № 12.
— St. 1099.
4. Sobranie zakonodatelstva RF. — 2016. — № 15. — St. 2072.
5. URL: https://www.police-nationale.net/police-nationale/#differences-police-nationale-municipale-gendarmerie
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Матвеев Сергей Прокофьевич. Профессор кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин. Доктор юридических наук, доцент.
Воронежский институт МВД России. E-mail: ser35031333@yandex.ru
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-05.
Matveev Sergey Prokofievich. Professor of the chair of Civil and Economic Disciplines. Doctor of Law, Associate Professor.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: ser35031333@yandex.ru
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-05. Ключевые слова: полиция; полицейская деятельность; министр; сотрудник полиции; полицейская
служба.
Key words: police; police activities; the Minister; a police officer; police service. УДК 342
ИЗДАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Шерстюков С. А. IP-телефония и видеосвязь в органах внутренних дел Российской Федерации : учебное пособие. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2018. — 230 с.
Рассматриваются принципы построения сетей IP-телефонии, транспортные технологии пакетной коммутации принципы передачи речи по IP-сетям, протоколы TCP, UDP, RTP и RTCP. Учебное пособие предназначено для курсантов и слушателей, обучающихся по специальностям 210701.65 — Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи и 11.05.02 — Специальные радиотехнические системы, для сотрудников подразделений связи, обеспечивающих управление и работоспособность единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России.