УДК 342.51
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ ИНСТИТУТА ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ В ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАГРАДНОЙ ПОЛИТИКИ
О.Ю. Кокурина
начальник отдела кадровой политики и государственных наград, Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Администрации Президента Российской Федерации, Москва E-mail: kuluk@bk.ru
Введение. Статья посвящена актуальной проблеме участия института полномочного представителя Президента России в проведении государственной наградной политики. Цель. Основная цель работы состоит в анализе политических и правовых факторов, детерминирующих развитие участия полномочного представителя Президента России в проведении государственной наградной политики, изучение преемственности названной политики и исследование ее направлений. Результаты. Автором последовательно раскрыты истоки современной наградной политики, федеральный и региональный компоненты ее реализации. Проводится эмпирический и формально-логический анализ нормативно-правовой базы, регулирующей основы наградного дела. Это, в свою очередь, позволяет проследить наиболее существенные политико-правовые особенности реализации статуса полномочных представителей Президента России в федеральном округе в области поощрительной политики. Кроме этого, сделан вывод о качественном своеобразии роли полномочного представителя в проведении наградной политики, о ее приоритетах. Заключение. Автор делает выводы о состоянии наградной политики и позитивной роли изменений, внесенных в правовые акты по вопросам реализации наградной политики. Также подчеркивается достаточность и эффективность полномочий, закрепленных в рамках института полномочных представителей Президента России в федеральных округах, который складывался естественным путем и основан на существующих традициях организации федеральной власти. При этом в реализации наградной политики особая роль отводится взаимодействию полномочных представителей с региональной властью, а также вопросам кадровой и поощрительной политики государства, что подчеркивает ее значение как самостоятельного многоаспектного вида современной политики государства, выступающего управленческим ресурсом стимулирования и координации широкого круга субъектов на местах. Ключевые слова: наградная политика, полномочные представители Президента РФ, наградное законодательство, федеральные округа, правовой статус полномочных представителей Президента РФ.
Введение
Являясь важной составляющей государственно-управленческой деятельности, наградная система отражает своеобразную иерархию ценностей в обществе, вобравшую в себя вековые традиции российской государственности. Истоки государственной наградной системы современной России уходят в далекое прошлое. В становлении
и развитии Российского государства существенную роль играли награды и поощрения за ратные заслуги и другие отличия в государственных делах. Правовые основы наградной системы совершенствовалась по мере укрепления государственных институтов. Начиная с конца XVII в. складывается государственная наградная система Российской империи, которая в XIX в. достигает своей общей завершенности как важнейший морально-нормативный институт, опирающийся на широкую законодательную базу.
На современном этапе государственная наградная система России являет собой действенный инструмент кадровой политики, государственной политики в области патриотического воспитания, способствует укреплению духовно-нравственных основ российского общества. Общественные отношения в сфере государственных наград регулируются законами и федеральными законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента России. Базовые правовые основы наградной системы государства закреплены в Конституции Российской Федерации.
Цель
Основная цель работы состоит в анализе политических и правовых факторов, детерминирующих развитие участия полномочного представителя Президента России в проведении государственной наградной политики, изучение преемственности названной политики и исследование ее направлений.
Результаты
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 [1] государственные награды являются высшей формой поощрения граждан России за заслуги в сферах государственного строительства, экономики, науки и образования, культуры, искусства и просвещения, а также в охране здоровья и защите прав граждан, развитии спорта, обеспечении безопасности государства, за активную общественную деятельность и иные заслуги перед государством.
В наградном деле отражается широкая панорама совместной государственной и общественной работы граждан страны. Порядок представления к государственной награде является сложной процедурой, «пронизывающей» федеральный и региональный уровни государственной власти, вовлекающей в свою реализацию глав муниципальных образований и коллективы организаций. Актуальность научного подхода к государственной наградной политике обусловлена задачами уточнения и дальнейшей систематизации предметного поля, необходимостью выработки научно обоснованных, выверенных предложений по совершенствованию данного направления государственной политики.
Наградная система неразрывно связана со структурой, функциями и задачами государственной власти. Утверждая преемственность высших ценностей российского общества, государственная наградная политика меняется вместе с основополагающими государственными институтами. История современной России отмечена чередой крупных государственных преобразований. Глубокие трансформации, переживаемые нашей страной, стали ответом на многочисленные вызовы развитию российской государственности и обусловили формирование ряда новых институтов в системе государственной власти и управления. Одним из важнейших событий в этом ряду стало учреждение Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 [2] института полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе (полномочного представителя).
Институт полномочных представителей Президента РФ призван способствовать достижению ряда приоритетных целей государственной политики, в том числе совершенствованию федеративных отношений, обеспечению единого правового и политического пространства на всей территории России, повышению уровня консолидации и координации деятельности федеральных и региональных органов государственной власти.
Острейшие политико-государственные проблемы конца 1990-х гг. определили масштабы необходимой для их преодоления государственной работы, в рамках которой широкие полномочия были закреплены за полномочными представителями Президента России [3]. Сегодня институт полномочных представителей служит укреплению федеративных отношений, вносит существенный вклад в проведение единой государственной политики в субъектах Федерации, обеспечение контроля за исполнением указов главы государства, поддержание законности в целом, а также содействует повышению эффективности управления региональными социально-экономическими и политическими процессами.
Одной из важнейших составляющих деятельности полномочного представителя является орга-
низация работы в соответствующем федеральном округе по реализации государственной кадровой и наградной политики. Государственная наградная система пережила в последнее двадцатилетие существенные изменения в связи с распадом Советского Союза и коренными преобразованиями социально-политического уклада страны, последовавших за ним.
В 1990-е гг., когда советское наградное законодательство перестало соответствовать новым социально-политическим реалиям, начинается формирование правовой базы наградного дела в Российской Федерации. В 1992 г. Президиум Верховного Совета Российской Федерации утверждает Указ № 2424-1 «О государственных наградах Российской Федерации» [4]. Предписывая начать разработку проекта закона о государственных наградах, данный правовой акт закрепляет многие элементы советской наградной системы в российском законодательстве с приведением ее статутов в соответствие с новой государственной символикой.
Важнейшим шагом в развитии государственной наградной системы стало утверждение Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 Положения о государственных наградах Российской Федерации [5]. Данный правовой акт существенно реформировал наградную систему, закрепив порядок осуществления государственной наградной политики, регламентировав существенные стороны наградного дела в Российской Федерации. Впоследствии главой государства также был подписан ряд указов об учреждении новых государственных наград и почетных званий Российской Федерации.
Дальнейшее развитие нормативной правовой базы и общественных отношений в сфере государственной наградной политики определило принятие уже упомянутого Указа Президента России от 7 сентября 2010 г. № 1099, утвердившего Положение о государственных наградах Российской Федерации. Тем самым был внесен ряд значительных изменений и новаций в наградное законодательство России. В частности, был уточнен порядок возбуждения ходатайств о награждении, более четко определены основания для лишения государственных наград, впервые закреплены сроки рассмотрения наградных документов, также определен порядок учреждения новых государственных наград и пр. [6].
В данном Положении также установлен перечень задач и функций полномочного представителя Президента России в федеральном округе по содействию реализации конституционных полномочий главы государства в области наградной политики.
Согласно п. «б» ст. 89 Конституции Российской Федерации, глава государства «награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской
Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания» [7]. Статья 83 Конституции гласит: «Президент Российской Федерации: <...> к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации». В соответствии с Положением о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе определяются следующие функции полномочного представителя как должностного лица, представляющего главу государства в пределах соответствующего федерального округа, в части проведения государственной наградной политики:
- согласование направляемых в федеральные органы исполнительной власти органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа, представлений о награждении государственными наградами России, об объявлении благодарности Президента Российской Федерации, а также о присвоении почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий;
- вручение в федеральном округе по поручению Президента Российской Федерации государственных наград России, а также объявление благодарности Президента Российской Федерации.
Настоящее определение перечня задач и функций полномочного представителя в сфере государственной наградной политики основано на историко-правовом опыте развития данного института на протяжении последних двух десятилетий. Институт представителей Президента России, современной формой которого является институт полномочных представителей Президента России в федеральных округах, был образован в 1991 г. Правовые основы данного института были закреплены Указом Президента РСФСР от 22 августа 1991 г. № 75 «О некоторых вопросах деятельности органов Российской Федерации» [8]. За более чем 20-летнию историю институт представителей Президента РФ прошел несколько этапов в своем развитии.
В 1991-1993 гг. действует институт представителей Президента РФ (в том числе постоянных представителей). В 1994 г. происходит его преобразование в институт полномочных представителей Президента России в субъектах РФ, который просуществовал до 1997 г. С 1997 по 2000 г. функционирует институт полномочных представителей Президента России в регионах РФ, с 2000 г. по настоящее время - институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах [2].
Каждый последующий этап отмечен изменениями в перечне задач и функций представителей Президента России, которые отражались в том числе и на полномочиях в области кадровой и наградной политики государства. На протяже-
нии 1991-1997 гг. представители Президента РФ осуществляли согласование документов о представлении к награждению государственными наградами, присвоению почетных званий России, направляемых Администрацией Президента РФ. Изначально данные функции были закреплены за представителями Президента России в Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Дагестан, Республике Адыгея, а также Ставропольском крае [9]. Вследствие преобразования в 1997 г. института полномочных представителей Президента России в субъектах РФ в институт полномочных представителей Президента России в регионах РФ рассматриваемые функциональные обязанности были распространены на всех полномочных представителей в регионах. Согласно Положению о полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионах РФ, утвержденному Указом Президента России от 9 июля 1997 г. № 696 [10], за данным институтом были закреплены следующие функции с сфере наградной политики:
- согласование направляемых в федеральные органы исполнительной власти органами государственной власти субъектов РФ, находящимися в регионе, представлений о награждении государственными наградами России, а также о присвоении почетных званий Российской Федерации;
- вручение в регионе по поручению Президента РФ государственных наград России.
В данном случае мы наблюдаем постепенное изменение нормативных правовых основ деятельности полномочных представителей по обеспечению реализации государственной наградной политики в направлении их современного состояния. Так, в соответствии с Положением о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утвержденном Указом Президента России от 13 мая 2000 г. № 849, за полномочными представителями закреплялись функции согласования документов на представление к награждению государственными наградами, направляемых из субъектов РФ. Вместе с тем данные функциональные обязанности были дополнены правом на внесение предложений в федеральные органы исполнительной власти о поощрении руководителей территориальных органов государственной власти, находящихся в пределах федерального округа.
Также следует отметить, что в 2004 г. были существенно расширены функции полномочного представителя в сфере кадровой политики. Согласно Положению о порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 27 декабря 2004 г. № 1603 [11], полномочные представители
получили право вносить предложения по кандидатурам на должность высшего должностного лица субъекта РФ. В соответствии с Указом Президента России от 5 октября 2004 г. № 1272 [12] за полномочными представителями было также закреплено право вносить Президенту РФ представления о награждении государственными наградами России высших должностных лиц субъектов РФ. Согласно Методическим рекомендациям о порядке оформления и представления документов о награждении государственными наградами России [13] ходатайство о награждении государственной наградой руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, наряду с полномочным представителем Президента России, может возбуждаться соответствующим представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта Федерации. Оформление наградного листа - основного наградного документа, содержащего необходимые данные о личности награждаемого, - для представления руководителя субъекта РФ к награждению государственными наградами России осуществляет аппарат полномочного представителя. Внесение главе государства представления о награждении осуществляется полномочным представителем.
Право полномочного представителя вносить Президенту России представления к награждению государственными наградами сохраняется и в Положении о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента России № 1099. В соответствии с данным Положением за полномочными представителями также закрепляется согласование представлений о награждении государственными наградами России, направляемых в федеральные органы исполнительной власти органами государственной власти субъектов РФ в пределах федерального округа. Полномочный представитель рассматривает документы о награждении и в случае согласования возвращает их высшему должностному лицу субъекта РФ. Исключение составляют документы о награждении граждан, представление которых Президенту РФ осуществляет полномочный представитель. Также полномочный представитель согласовывает представления об объявлении благодарности Президента Российской Федерации и о присвоении почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий.
По завершении согласования документов о награждении полномочным представителем Президента России высшее должностное лицо субъекта Федерации представляет их в соответствии со своей компетенцией Президенту РФ либо направляет документы о награждении в соответствующий федеральный орган исполнительной власти согласно отраслевой принадлежности лиц, представленных к награде.
По поручению главы государства полномочные представители также реализуют ряд дополнительных функций в области государственного поощрения граждан за заслуги в важных сферах жизни государства и общества. Речь идет о согласовании полномочным представителем представлений к награждению Почетной грамотой Президента, а также об объявлении благодарности Президента России. Формально Почетная грамота и благодарность Президента РФ не входят в перечень государственных наград России. Вместе с тем данные формы государственного поощрения, безусловно, высоко ценятся в обществе.
Функциональные обязанности полномочного представителя в данной сфере определяются Положением о Почетной грамоте Президента России и об объявлении благодарности Президента России, утвержденным Указом Президента РФ от 11 апреля 2008 г. № 487 [14]. Согласно данному правовому акту Почетной грамотой Президента России могут быть награждены лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов РФ, государственные служащие, видные деятели в области науки, культуры, искусства, воспитания, просвещения и спорта, авторитетные представители общественности и деловых кругов, граждане, внесшие существенный вклад в реализацию государственной политики России и, как правило, имеющие широкую известность и признание. Благодарность Президента РФ объявляется гражданам России, имеющим вышеуказанные заслуги, а также коллективам предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности.
За полномочным представителем закрепляется функция внесения Президенту Российской Федерации представлений о награждении Почетной грамотой Президента РФ высших должностных лиц субъектов РФ и руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, находящихся в пределах федерального округа, и об объявлении им благодарности Президента Российской Федерации. Также полномочный представитель согласовывает направляемые главе государства органами государственной власти субъектов РФ, находящимися в пределах соответствующего федерального округа, представления о награждении Почетной грамотой Президента и об объявлении благодарности Президента России.
Вручение Почетной грамоты Президента РФ и благодарности Президента России осуществляется главой государства лично или по его поручению Руководителем Администрации Президента РФ, полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе или по поручению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации другим должностным лицом.
Заключение
Проведенный анализ свидетельствует о значительной роли полномочных представителей Президента России в реализации функций наградной системы государства. Современная история института представителей Президента России, будучи тесно связанной с историей новейшего этапа развития российской государственности, насчитывает более 20 лет. Однако исторические корни данного института уходят в далекое государственное прошлое. То же самое можно сказать и о наградной системе, занимающей важное место в историческом опыте Российского государства. Являя собой формализованную и закрепленную правовыми нормами иерархию общественных ценностей и заслуг, современная государственная наградная система гарантируется Конституцией России.
Как было показано в настоящей статье, роль полномочных представителей в наградной политике совершенно закономерно охватывает широкий круг вопросов обеспечения реализации конституционных полномочий главы государства. Особую важность данная деятельность приобретает в свете острого ценностного кризиса, охватившего российское общество в конце ХХ в., последствия которого не преодолены до сих пор. Государственная наградная политика в данном случае выступает одной из центральных скреп, удерживающих и утверждающих общественные ценности на государственном уровне, облекая высокие деяния и заслуги граждан в форму государственного признания и поощрения.
Список литературы
1. О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации : указ Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099. URL: http://www.rg.ru/2010/09/15/nagrady-dok.html (дата обращения: 01.07.2013).
2. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе : указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849. URL: http:// www.rg.ru/2000/05/14/okruga-dok-site-dok.html (дата обращения: 01.07.2013).
3. Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе : утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849. URL: http://www.rg.ru/2000/05/14/okruga-dok-site-dok.html (дата обращения: 01.07.2013).
4. О государственных наградах Российской Федерации : указ Президиума ВС РФ от 2 марта 1992 г. № 2424-1. URL: http://lawru.info/base29/part1/d29ru1377.htm (дата обращения: 01.07.2013).
5. Положение о государственных наградах Российской Федерации : утв. Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442. URL: http://graph.document.kremlin.ru/ page.aspx?1162731 (дата обращения: 01.07.2013).
6. Кокурина О. Ю. Новации в наградной системе Российской Федерации // Государственная служба. 2010. № 6. С. 26-29.
7. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Рос. газ. 1993. 25 дек.
8. О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР : указ Президента РФ от 22 августа 1991 г. № 75. URL: http://lawrussia.ru/ texts/legal_383/doc383a164x381.htm (дата обращения: 01.07.2013).
9. Об организации деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Адыгея, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике и Ставропольском крае : указ Президента РФ от 20 марта 1997 г. № 258 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 12, ст. 1420.
10. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации : указ Президента РФ от 9 июля 1997 г. № 696 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 28, ст. 3421.
11. О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации : указ Президента РФ от 27 декабря 2004 г. № 1603. URL: http://www. rg.ru/2004/12/29/gubernatori-dok.html (дата обращения: 01.07.2013).
12. О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации по вопросам представления к награждению государственными наградами Российской Федерации: указ Президента РФ от 5 октября 2004 г. № 1272. URL: http://www.rg.ru/2004/10/09/ nagrady-dok.html (дата обращения: 01.07.2013).
13. Методические рекомендации о порядке оформления и представления документов о награждении государственными наградами Российской Федерации. Комиссия при Президенте Российской Федерации по государственным наградам. М., 2010. 19 с.
14. О Почетной грамоте Президента Российской Федерации и благодарности Президента Российской Федерации : указ Президента РФ от 11 апреля 2008 г. № 487. URL: http://www.rg.ru/2008/04/23/gramota-president-dok.html (дата обращения: 01.07.2013).
Political and Legal Aspects of Participation of Institute of Russian Presidential Envoy in Realization of State Awarding Policy
O. Ju. Kokurina
Head of the Department of Personnel Policies and State Awards, Plenipotentiary Representative of the President of the Russian Federation in the Central Federal District of the Russian Presidential Administration, 6, Nikolskiy lane, Moscow, 103012 Russia E-mail: kuluk@bk.ru
Introduction. The article of O. Kokurina is dedicated to actual problem of participation of institute of Russian Presidential Envoy in realization of state awarding policy. Object. Main point of article is to analyze political and legal factors that determine evolution of participation of institute
of Russian Presidential Envoy in realization of state awarding policy, research this policy and exploring its directions. Results. Author discovers roots of modern award policy, its federal and regional components. Article contains empirical and formal and logical analysis of legal base of regulation of awarding policy. This point allows tracing the most essential political and legal particularities of status of Russian Presidential Envoy in sphere of state awarding policy. Moreover, author concludes about identity of role of Russian Presidential Envoy in realization of state awarding policy and its priorities. Conclusions. In conclusion author deduces about status of awarding policy and positive role of changes in legal acts that regulates it. Beyond that, in article underlines sufficiency and effectiveness of seals of institute of Russian Presidential Envoy in federal districts that was developed and is based on existing traditions of organization of federal government. In this case of realization of awarding policy special attention is pay to interaction between Presidential Envoy with regional governments and also to HR and awarding state policy that underlines its value as autonomy and multi aspect branch of modern state policy.
Key words: awarding policy, Russian Presidential Envoy, awarding law, federal districts, legal status of Russian Presidential Envoy.
References
1. O merah po sovershenstvovaniju gosudarstvennoj nagrad-noj sistemy Rossijskoj Federacii: ukaz Prezidenta RF ot 7 sentjabrja 2010 g. № 1099 (On measures to improve the state award system of the Russian Federation Presidential Decree of September 7, 2010 № 1099). Available at: http:// www.rg.ru/2010/09/15/nagrady-dok.html (accessed 01 July 2013).
2. O polnomochnom predstavitele Prezidenta Rossijskoj Federacii v federal'nom okruge: ukaz Prezidenta RF ot 13 maja 2000 g. № 849 (On the Plenipotentiary Representative of the President of the Russian Federation in the Federal District of the Russian Federation President's decree of May 13, 2000). Available at: http://www.rg.ru/2000/05/14/ okruga-dok-site-dok.html (accessed 01 July 2013).
3. Polozhenie o polnomochnom predstavitele Prezidenta Ros-sijskoj Federacii v federal'nom okruge: utv. Ukazom Prezidenta RF ot 13 maja 2000 g. № 849 (The position of the Plenipotentiary of the President of the Russian Federation in the Federal District approved. Presidential Decree of 13 May, 2000). Available at: http://www.rg.ru/2000/05/14/ okruga-dok-site-dok.html (accessed 01 July 2013).
4. O gosudarstvennyh nagradah Rossijskoj Federacii: ukaz Prezidiuma VS RF ot 2 marta 1992 g. № 2424-1 (On state awards of the Russian Federation: the decree of the Presidium of the Russian Armed Forces on March 2, 1992 № 2424-1). Available at: http://lawru.info/base29/part1/ d29ru1377.htm (accessed 01 July 2013).
5. Polozhenie o gosudarstvennyh nagradah Rossijskoj Federacii: utv. Ukazom Prezidenta RF ot 2 marta 1994 g. № 442 (The position of the state awards of the Russian Federation ratified. Presidential Decree of 2 March 1994 number 442). Available at: http://graph.document.kremlin. ru/page.aspx?1162731 (accessed 01 July 2013).
6. Kokurina O. Ju. Novacii v nagradnoj sisteme Rossijskoj Federacii [Innovations in the system of awards of the Russian Federation]. Gosudarstvennaja sluzhba [Public service], 2010, no. 6, pp. 26-29.
7. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata na vsenarod-nom golosovanii 12 dekabrja 1993 g.) [The Constitution of the Russian Federation (adopted by national referendum 12 December 1993)]. Ros. gaz. [The Russian newspaper], 1993, 25 December.
8. O nekotoryh voprosah dejatel'nosti organov ispolnitel'noj vlasti v RSFSR: ukaz Prezidenta RF ot 22 avgusta 1991 g. №75 (On some issues of executive power in the Russian Federation: the decree of the President of the Russian Federation of August 22, 1991 № 75). Available at: http://lawrussia.ru/texts/legal_383/doc383a164x381. htm (accessed 01 July 2013).
9. Ob organizacii dejatel'nosti polnomochnogo predstavitelja Prezidenta Rossijskoj Federacii v Respublike Adygeja,
Respublike Dagestan, Kabardino-Balkarskoj Respublike, Karachaevo-Cherkesskoj Respublike i Stavropol'skom krae: ukaz Prezidenta RF ot 20 marta 1997 g. № 258 [On the organization of the Plenipotentiary Representative of the President of the Russian Federation in the Republic of Adygea, Dagestan, Kabardino-Balkaria, Karachay-Cherkessia and Stavropol Territory: Presidential Decree of 20 March 1997 № 258]. Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii [Collection of Laws of the Russian Federation], 1997, no. 12, article 1420.
10. O polnomochnom predstavitele Prezidenta Rossijskoj Federacii v regione Rossijskoj Federacii: ukaz Prezidenta RF ot 9 ijulja 1997 g. № 696 [On the Plenipotentiary Representative of the President of the Russian Federation in the region of the Russian Federation Presidential Decree of July 9, 1997 № 696]. Sobr. zakonodatel stva Ros. Federacii [Collection of Laws of the Russian Federation], 1997, no. 28, article 3421.
11. O porjadke rassmotrenija kandidatur na dolzhnost' vysshego dolzhnostnogo lica (rukovoditelja vysshego ispolnitel'nogo organa gosudarstvennoj vlasti) sub#ekta Rossijskoj Federacii: ukaz Prezidenta RF ot 27 dekabrja 2004 g. № 1603 (On the order of consideration of the candidates for the post of senior officer (head of the highest executive body of state power) of the Russian Federation: the decree of the President of the Russian Federation of December 27, 2004 № 1603). Available at: http://www. rg.ru/2004/12/29/gubernatori-dok.html (accessed 01 July 2013).
12. O vnesenii izmenenij v nekotorye ukazy Prezidenta Rossijskoj Federacii po voprosam predstavlenija k nagrazh-deniju gosudarstvennymi nagradami Rossijskoj Federacii: ukaz Prezidenta RF ot 5 oktjabrja 2004 g. № 1272 (On Amendments to Some Decrees of the President of the Russian Federation on the submission for State awards of the Russian Federation Presidential Decree of 5 October 2004 № 1272). Available at: http://www.rg.ru/2004/10/09/ nagrady-dok.html (accessed 01 July 2013).
13. Metodicheskie rekomendacii o porjadke oformlenija i predstavlenija dokumentov o nagrazhdenii gosudarstvennymi nagradami Rossijskoj Federacii. Komissija pri Prezidente Rossijskoj Federacii po gosudarstvennym nagradam [Guidelines on the procedure of registration and submission of documents for state awards of the Russian Federation. Commission under the President of the Russian Federation on state awards]. Moscow, 2010. 19 p.
14. O Pochetnoj gramote Prezidenta Rossijskoj Federacii i blagodarnosti Prezidenta Rossijskoj Federacii: ukaz Prezidenta RF ot 11 aprelja 2008 g. № 487 (On Honorary Diploma of the President of the Russian Federation and the vote of the President of the Russian Federation Presidential Decree of 11 April 2008 № 487). Available at: http://www.rg.ru/2008/04/23/gramota-president-dok. html (accessed 01 July 2013).