Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 4
от 15 июня 2012 г. N° 343, от 23 октября 2013 г. № 766). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
18 См.: О департаменте региональной безопасности Костромской области : постановление Губернатора Костромской области от 14 мая 2009 г. № 104 (в ред. постановлений губернатора Костромской области от 29 октября 2009 г. № 231, от 31 декабря 2009 г. № 298, от 06 июня 2011 г. № 87, от 28 декабря 2011 г. № 189, от 08 февраля 2012 г. № 41). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
19 См.: О департаменте региональной безопасности Ярославской области : постановление Правительства Ярославской области от 2 декабря 2011 г. № 960-п (в ред. постановлений Правительства Ярославской области от 27 февраля 2012 г. № 126-п, от 14 марта 2012 г. № 179-п, от 9 августа 2012 г. № 756-п, от 12 сентября 2012 г. № 884-п, от 26 декабря 2012 г. № 1517-п, от 24 января 2014 г. № 46-п, от 26 марта 2014 г. № 243-п, от 4 июня 2014 г. № 537-п, от 12 сентября 2014 г. № 887-п). Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
20 См.: Об утверждении Положения о Главном управлении региональной безопасности Тверской области : постановление Правительства Тверской области от 18 октября 2011 г. № 78-пп.
21 См.: Организационная структура Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы // Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы : [офиц. сайт]. URL: http://drbez.mos.ru/about/structure/ (дата обращения: 16.03.2015).
22 См.: Подведомственные организации Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы // Там же. URL: http://drbez. mos.ru/about/subordinate/type_15337/ (дата обращения:
16.03.2015) .
23 См.: ГКУ «Московская безопасность» // Там же. URL: http://drbez.mos.ru/about/subordinate/15947/ (дата обращения: 16.03.2015).
24 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения:
18.03.2015) .
25 Об административной ответственности за правонарушения, посягающие на институты государственной власти Московской области : закон Московской области от 2 марта 2004 г. № 36/2004-ОЗ (в ред. Законов Московской области от 22 июля 2013 г. № 80/2013-ОЗ, от 15 ноября 2012 г. № 172/2012-ОЗ, от 19 октября 2007 г. № 183/2007-ОЗ, от 14 июня 2005 г. № 144/2005-ОЗ, от 30 декабря 2004 г. № 212/2004-ОЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
26 См.: О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка : указ Президента РФ от 11 декабря 2010 г. № 1535 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 50. Ст. 6656 ; 2013. № 26. Ст. 3309.
27 См.: О мерах по противодействию терроризму : указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 8. Ст. 897 ; № 32. Ст. 3535 ; 2007. № 46. Ст. 5562 ; 2008. № 9. Ст. 824 ; № 32. Ст. 3768 ; 2009. № 23. Ст. 2798 ; № 46. Ст. 5460 ; 2012. № 37. Ст. 4988 ; 2013. № 26. Ст. 3307 ; 2014. № 26 (ч. II). Ст. 3526.
УДК 323.1
ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ (МЕЖЭТНИЧЕСКИХ) ОТНОШЕНИЙ В ГОРОДЕ БАЙКОНУР:
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Ю. В. Зевако
филиал «Восход» МАИ в г. Байконуре, Республика Казахстан E-mail: [email protected]
В статье проанализированы современное состояние и перспективы развития политико-административного регулирования межнациональных (межэтнических) отношений в городе Байконур, функционирующем в условиях аренды. Последовательно рассмотрены особенности политико-правового статуса города Байконур, изучен практический опыт органов исполнительной власти города Байконур по регулированию межнациональных (межэтнических) отношений. Выработаны предложения по совершенствованию политико-административного регулирования межнациональных (межэтнических) отношений в города Байконур, в том числе путем углубления международного сотрудничества в этих вопросах с Республикой Казахстан.
Ключевые слова: национальная политика, межнациональные отношения, межэтнические отношения, Байконур.
Political and Administrative Regulation of International (Inter-ethnic) Relations in the City of Baikonur: Current state and Prospects
Yu. V. Zevako
The article analyzes the current state and prospects of development of political and administrative control of international (inter-ethnic) relations in the city of Baikonur, functioning in the conditions of the lease. Consistently the features of the political and legal status of the city of Baikonur, studied experience of the executive authorities of the city of Baikonur to regulate international (inter-ethnic) relations. To develop proposals for improving the political and administrative regulation of interethnic (ethnic) relations in the city of Baikonur, including by deepening international cooperation on these issues with the Republic of Kazakhstan.
Key words: national policies, international relations, inter-ethnic relations, Baikonur.
DOI: 10.18500/1818-9601-2015-15-4-86-91
© Зевако Ю. В., 2015
Ю. В. Зевако. Политико-административное регулирование межнациональных отношений
Вопросы политико-административного регулирования межнациональных (межэтнических) отношений в городе Байконур представляют интерес как для теоретиков, так и для практиков национальной политики в современной России. Специфику этих вопросов во много определяет особый политико-правовой статус города Байконур, установленный международными договорами и соглашениями.
В соответствии со ст. 2 Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря1994 г.1 (далее - Договор аренды комплекса «Байконур») Арендодатель (Правительство Республики Казахстан) сдает, а Арендатор (Правительство Российской Федерации) принимает в аренду комплекс «Байконур». К числу арендованных объектов в соответствии с приложением № 1 к Договору аренды комплекса «Байконур» относится и город Ленинск (ныне - Байконур) с расположенными на его территории зданиями, сооружениями и объектами инфраструктуры. Частью 4.1 ст. 4 Договора аренды комплекса «Байконур» было установлено, что данный комплекс передается в аренду на 20 лет, но согласно Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур», совершенному в Астане 9 января 2004 г.2, срок аренды продлен до 2050 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г.3 (далее - Соглашение о статусе города Байконур) город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На территории города размещены объекты космодрома, а также другие объекты, создающие необходимые коммунально-бытовые и социальнокультурные условия для персонала космодрома «Байконур», членов их семей и других жителей города Байконур. На период аренды комплекса «Байконур» город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.
Статьей 6 Соглашения о статусе города Байконур определено, что администрация города Байконур - это органы исполнительной власти, действующие под непосредственным руководством главы этой администрации. Глава администрации города Байконур назначается совместно Президентом Российской Федерации и Президентом Республики Казахстан по представлению российской стороны. На период действия Договора аренды комплекса «Байконур» администрацию
города Байконур формирует Правительство РФ по представлению главы этой администрации.
При этом по своему статусу и набору полномочий администрация города Байконур не вписывается в рамки только Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм.)4 или только Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм.)5, а, по сути, объединяет в себе полномочия как органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, что нашло отражение в решении Экономического суда СНГ от 11 марта 2004 г. № 01-1/6-036, но при этом город Байконур отсутствует в перечне субъектов Российской Федерации, приведенном в ст. 65 Конституции РФ7, что даже с учетом ч. 4 ст. 15 Конституции РФ8, устанавливающей приоритет международных договоров Российской Федерации над федеральным законодательством, вызывает серьезные правовые споры. Безусловно, это имеет существенное значение для определения статуса администрации города Байконур как субъекта регулирования межнациональных (межэтнических) отношений в контексте реализации Стратегии и Программы. Более того, администрация города Байконур функционирует в условиях отсутствия в городе органов представительной власти, которые в соответствии с Соглашением о статусе в городе Байконур не формируются.
Частью 1 ст. 4 Соглашения о статусе города Байконур введено определение жителя города Байконур, которым признается гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации города Байконур. Военнослужащие кадрового состава (офицеры, прапорщики) космодрома «Байконур» и члены их семей относятся к жителям города Байконур. При этом согласно ч. 2 ст. 4 Соглашения о статусе города Байконур не допускаются какие-либо ограничения прав жителей города Байконур по политическим убеждениям, расовой и национальной принадлежности, социальному происхождению, полу, социальному или имущественному положению, языку, отношению к религии. В свою очередь, ч. 1 ст. 20 данного Соглашения установлено, что прием на работу граждан Российской Федерации, Республики Казахстан в учреждения, организации и предприятия, функционирующие на комплексе «Байконур», осуществляется на основании профессиональной пригодности в соответствии с действующими в этих учреждениях, организациях и предприятиях критериями отбора, что также работает на исключение дискриминации граждан двух государств.
Политология
87
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 4
Категория «жители города Байконур», объединяющая на паритетных началах граждан России и граждан Казахстана, официально зарегистрированных на территории города Байконур, является ключевой при определении адресата реализуемых администрацией города мероприятий в сфере социальной политики и, безусловно, носит принципиальный при регулировании межнациональных (межэтнических) отношений в городе Байконур, в контексте данных последней переписи населения, характер: по данным 2010 г., из около 72 000 человек, проживающих в городе Байконур, граждане Российской Федерации составили 20 100 человек, т. е. примерно 28% от общей численности жителей города Байконур.
В таких политико-правовых и демографических условиях администрация города Байконур реализует достаточной широкий комплекс мероприятий, направленных на профилактику экстремизма, ксенофобии, религиозной нетерпимости и укрепление дружбы народов. Данная проблема оценивается исследователями как одна из самых социально и политически значимых в современной России9.
Так, в целях противодействия экстремизму и терроризму в 2014 г. профилактическая работа проводилась в рамках реализации мероприятий городской целевой программы «Противодействие и профилактика преступлений и правонарушений на 2013-2015 годы», утвержденной постановлением Главы администрации города Байконур от 29 декабря 2012 г. № 257 «Об утверждении городской целевой программы “Противодействие и профилактика преступлений и правонарушений на территории города Байконур на 20132015 годы”» (с изм.)10.
Управлением культуры, молодежной политики, туризма и спорта администрации города Байконур (далее - УКМПТиС) во взаимодействии с представителями правоохранительных органов и ведущих конфессий организуются и проводятся встречи-беседы со студентами функционирующих в городе Байконур профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также в трудовых коллективах организаций с высокой долей молодежи среди работников.
Только в течение 2014 г. на страницах городской еженедельной газеты «Байконур» опубликованы статьи «Религиозная безграмотность - кратчайший путь к терроризму», «Боль, которую время не лечит», посвященная 10-й годовщине теракта в Беслане (Северная Осетия), «Поставить заслон терроризму и экстремизму», «Терроризму - нет».
УКМПТиС разрабатываются и распространяются среди учащихся образовательных организаций города Байконур буклеты антиэкстремистской направленности, систематически проводятся мероприятия, направленные на укрепление дружбы народов, патриотическое воспитание и профилактику экстремизма.
Так, 3 сентября 2014 г. состоялась городская молодежная акция, приуроченная к Дню солидарности в борьбе с экстремизмом и терроризмом. 12 марта 2014 г. в УКМПТиС проведен круглый стол, в котором приняли участие представители субъектов профилактики молодежного экстремизма, обсудившие наиболее актуальные вопросы по профилактике экстремизма и терроризма, согласовали совместный план работы. 7 апреля 2014 г. проведена конференция на тему «Роль общественных организаций ветеранов боевых действий в патриотическом воспитании молодежи», в которой приняли участие руководители и специалисты субъектов патриотического воспитания. Ежегодно проводятся патриотические акции «Георгиевская ленточка» и «Свеча памяти».
Важным элементом системы противодействия идеологии экстремизма и терроризма являются библиотеки Государственного бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система», в которые регулярно закупается литература по гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, в том числе по противодействию и профилактике экстремизма и терроризма. В указанном учреждении постоянно отслеживается и обновляется размещенный на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации список материалов, признанных российскими судами экстремистскими.
С большим вниманием в городе Байконур относятся к празднованию государственных праздников Российской Федерации и Республики Казахстан, народных праздников русского и казахского народов, подтверждением чему служат издаваемые Главой администрации города Байконур распоряжения11 об организации соответствующих мероприятий.
Администрацией города Байконур проводятся и мероприятия, направленные на мониторинг межнациональной (межэтнической) напряженности на территории города Байконур. Так, с февраля по май 2014 г. УКМПТиС проведено методом анкетирования среди учащейся и работающей молодежи города Байконур социологическое исследование, посвященное выяснению отношения байконурцев к проявлениям экстремизма и терроризма12.
Однако даже столь интенсивная и достаточно результативная работа по политико-административному регулированию межнациональных (межэтнических) отношений в городе Байконур имеет широкие перспективы дальнейшего развития.
Принимая во внимание накопленный опыт администрации города Байконур в разработке и реализации городских целевых программ (в 2015 г. в городе Байконур действовали 10 городских целевых программы по вопросам социальной политики, профилактики правонарушений, благоустройства, поддержки малого и среднего предпринимательства) и специфику с политико-правовой и практической точек зрения сложившейся в городе Байконур ситуации в области
88
Научный отдел
Ю. В. Зевако. Политико-административное регулирование межнациональных отношений
межнациональных (межэтнических) отношений, наиболее перспективным путем повышения эффективности деятельности администрации города Байконур в сфере обеспечения межнационального (межэтнического) согласия в нормативной правовой плоскости является программный метод, который при правильном содержательном наполнении может приобрести инновационный характер.
Программный метод предполагает разработку и утверждение в соответствии с Положением о городских целевых программах, утвержденным постановлением Главы администрации города Байконур от 15 апреля 2013 г. № 4413, постановления Главы администрации города Байконур об утверждении городской целевой программы, например, с названием «Гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений в городе Байконур» на среднесрочный период (3-4 года), который позволит в достаточной степени апробировать предусмотренные этой программой мероприятия и при необходимости скорректировать их.
Финансирование указанной целевой программы может быть как за счет исключительно средств бюджета города Байконур, а также - при защите проекта бюджета города Байконур в федеральном центре - рассмотреть возможность обосновать необходимость предоставления бюджету города Байконур межбюджетных трансфертов на решение вопросов гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений.
В числе мероприятий, включение которых в городскую целевую программу представляется первоочередным, можно выделить:
- создание и развитие в городе Байконур системы мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) отношений, в том числе с учетом возможностей информационно-коммуникационной сети Интернет;
- осуществление профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих города Байконур по вопросам регулирования межнациональных (межэтнических) отношений;
- создание и развитие методической базы по воспитанию толерантности и профилактики экстремизма среди различных категорий населения для уполномоченных должностных лиц органов и организаций, функционирующих на территории города Байконур;
- развитие в образовательных организациях города Байконур преподавания дисциплины «Бай-конуроведение» с историческим экскурсом во взаимоотношения русских и казахов, начиная с конца XVII в. - начала XVIII в. и акцентом на осуществление «общего дела» при строительстве космодрома во взаимоотношениях россиян и казахстан-цев, сегодня проживающих в городе Байконур;
- строительство в городском парке культуры и отдыха «национальной деревни» города Байконур, отражающей богатство и многообразие культур проживающих в городе народов;
- проведение ежегодного фестиваля культур народов Байконура;
- проведение в общеобразовательных организациях города Байконур классных часов, посвященных культурам народов, живущих в городе, профилактике межнациональной неприязни;
- развитие на базе городского Дворца культуры культурно-досуговой и культурно-просветительской деятельности в целях укрепления дружбы народов;
- поддержка создания и развития на территории города Байконур национально-культурных объединений и других институтов гражданского общества, настроенных на конструктивное взаимодействие с органами власти по вопросам обеспечения межнационального (межэтнического) согласия;
- разработка и проведение мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в современных формах на основе общих позитивных точек социальной памяти народов России и Казахстана;
- разработка, изготовление и распространение полиграфической продукции с сюжетами, пропагандирующими дружбу между представителями разных народов, проживающих в городе Байконур;
- проведение мероприятий по активизации музейной деятельности, способствующей знакомству многонациональной молодежи города Байконур с «общим делом» первой космической гавани;
- разработка и проведение актуальных по форме и содержанию мероприятий по профилактике экстремизма среди учащейся и работающей молодежи города Байконур.
В организационно-структурном направлении необходимыми мероприятиями по совершенствованию системы политико-административного регулирования межнациональных (межэтнических) отношений в городе Байконур являются создание в структуре администрации города уполномоченного органа по этим вопросам, а также образование при Главе администрации города Координационного совета по гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений в Байконуре.
С учетом опыта субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также политико-административной и социальной-эко-номической реальности города Байконур для решения задач по гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений на территории города возможно создать отдел межнациональных (межэтнических) отношений в структуре УКМПТиС, наделив его следующими функциями:
- участие в формировании правовых, организационных и социально-экономических основ регулировании межнациональных (межэтнических) отношений в городе Байконур;
- стимулирование социально-культурного диалога между представителями разных народов, проживающих в Байконуре;
Политология
89
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 4
- проведение постоянного мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений в городе Байконур;
- создание эффективной системы просвещения и информирования населения о культуре, обычаях, конфессиональных особенностях разных народов, проживающих в городе Байконур;
- содействие религиозным и общественным организациям в проведении благотворительных акций, направленных на воспитание толерантных отношений в обществе;
- содействие созданию и развитию национально-культурных автономий, иных общественных объединений и организаций народов, проживающих в Байконуре;
- содействие национально-культурным автономиям, иным общественным объединениям и организациям народов, проживающих в Байконуре, в проведении мероприятий, направленных на сохранение и развитие национальной, культурной, языковой самобытности представителей разных народов, проживающих в городе;
- проведение научно-практических конференций, семинаров, встреч и круглых столов по проблемам межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений;
- взаимодействие в пределах компетенции с органами и организациями, функционирующими в городе Байконур, по вопросам гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений;
- разработка и представление Главе администрации города Байконур предложений по перспективам развития системы регулирования межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений;
- сбор оперативной информации о состоянии и динамике развития межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в городе Байконур;
- анализ и разработка соответствующих прогнозов и предложений о состоянии и перспективах развития межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в Байконуре;
- подготовка информационно-аналитических материалов по вопросам межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, обеспечение Главы администрации города Байконур и подразделений администрации города оперативной информацией по этим вопросам;
- обеспечение взаимодействия с общественными и религиозными организациями города Байконур, Российской Федерации, Республики Казахстан и международными организациями по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
В качестве основных задач Координационного совета по гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений в городе Байконур видятся:
- стимулирование поддержания на территории города стабильной обстановки в сфере
межнациональных (межэтнических) отношений, укрепление доверия и дружбы между различными этносами;
- обсуждение и подготовка (участие в подготовке) проектов городских целевых программ, нормативных правовых актов Главы администрации города Байконур, решений и рекомендаций по вопросам регулирования межнациональных (межэтнических) отношений;
- обеспечение учета предложений действующих в городе Байконур национально-культурных объединений, касающихся решения экономических, социальных, экологических, политических, духовных, миграционных и других проблем.
Стоит отметить, что своевременное и эффективное решение проблемных вопросов регулирования межнациональных (межэтнических) отношений в городе Байконур и гармонизация межэтнических (межнациональных) отношений на его территории возможны только при условии российско-казахстанского сотрудничества в этой области.
Это обусловлено как объективными характеристиками города Байконур, в котором большую часть жителей составляют граждане Республики Казахстан, а в общественно-политические и социально-экономические процессы активно включены также казахстанцы, проживающее в близлежащих к городу поселке Тюра-Там и аульном округе Акай, многие из которых трудятся в организациях города и космодрома «Байконур» (но юрисдикция России на эти населенные пункты не распространяется), так и той высокой степенью внимания, которое уделяется в Республике Казахстан вопросам регулирования межнациональных (межэтнических) отношений.
Статус вопросов государственной национальной политики в Казахстане действительно высок, что положительно сказывается и на ее эффективности. Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в Послании Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 г. отметил: «Гражданский мир и межнациональное согласие - наша главная ценность. Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей многонациональной стране справедливо признаны мировым эталоном. Ассамблея народа Казахстана стала уникальной евразийской моделью диалога культур. Казахстан превратился в центр глобального межконфессионального диалога»14.
В пользу сотрудничества с Казахстаном в вопросах национальной политики свидетельствуют также следующие цифры. В Республике Казахстан проживают представители 140 этносов (для сравнения - в Российской Федерации, существенно превосходящей Казахстан по площади территории, проживает 190 этносов) и 17 конфессий. В Казахстане действует 820 этнокультурных объединений (24 республиканских, 267 региональных, 156 городских, 371 районное), 11 специализированных
90
Научный отдел
Ю. В. Зевако. Политико-административное регулирование межнациональных отношений
областных домов дружбы, в которых ежегодно бывают 720 тыс. посетителей, работают национальные театры, в том числе 14 русских театров, уйгурский, корейский, немецкий, узбекский, а также музеи и выставочные залы этнокультурных объединений. Действует 88 школ, в которых обучение полностью ведется на узбекском, таджикском, уйгурском и украинском языках. В 108 школах языки 22 этносов Казахстана преподаются в качестве самостоятельного предмета. Кроме того, открыто 195 специализированных лингвистических центров, где не только дети, но и взрослые могут изучать языки 30 этносов. На протяжении многих лет Республика Казахстан не знает крупных межнациональных (межэтнических) конфликтов, имевших широких общественный резонанс15.
Реализация предложенных мероприятий по развитию системы политико-административного регулирования межнациональных (межэтнических) отношений в городе Байконур позволит повысить ее эффективность с учетом особого статуса города, функционирующего в условиях аренды, и создаст институциональные основы для развития российско-казахстанского сотрудничества в области гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений на территории города Байконур в технологиях партнерства.
Примечания
1 См.: Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 г. // Бюллетень международных договоров. 1998. № 10. С. 9-16.
2 См.: Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур» от 09 января 2004 г. // Бюллетень международных договоров. 2012. № 7. С. 98-100.
3 См.: Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г. // Бюллетень международных договоров. 1999. № 5. С. 56-67.
4 См.: Об обшцх принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федер. закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005 ; 2003. № 27. Ст. 2709 ; 2005. № 1. Ст. 25 ; 2006. № 1. Ст. 10 ; № 23. Ст. 2380 ; 2007. № 1. Ст. 21 ; № 30. Ст. 3747 ; № 43. Ст. 5084 ; № 46. Ст. 5553 ; 2008. № 48. Ст. 5516 ; № 52. Ст. 6236 ; 2009. № 51. Ст. 6163 ;
2010. № 15. Ст. 1736 ; № 19. Ст. 2291 ; № 49. Ст. 6409 ;
2011. № 30. Ст. 4590 ; № 49. Ст. 7039 ; 2013. № 48. Ст. 6165 ; 2014. № 45. Ст. 6138 ; 2015. № 1. Ст. 11 ; № 14. Ст. 2017.
5 См.: Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от
06 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822 ; 2007. № 1. Ст. 21 ; № 43. Ст. 5084 ; 2008. № 48. Ст. 5517 ; № 52. Ст. 6236 ; 2009. № 48. Ст. 5733 ; № 52. Ст. 6441 ; 2010. № 49. Ст. 6409 ; 2011. № 50. Ст. 7353 ; 2012. № 29. Ст. 3990 ; № 31. Ст. 4326 ; № 53. Ст. 7596 ; 2013. № 27. Ст. 3477 ; 2014. № 22. Ст. 2770 ; № 26. Ст. 3371 ; № 30. Ст. 4218, 4257 ; 2015. № 13. Ст. 1808.
6 См.: Решение Экономического суда СНГ от 11 марта 2004 г. № 01-1/6-03. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
8 Там же.
9 См.: Вилков А. А. Политические аспекты проблемы толерантности в современной обществоведческой литературе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2008. Т. 8, вып. 1. С. 88-93.
10 См.: Об утверждении городской целевой программы «Противодействие и профилактика преступлений и правонарушений на территории города Байконур на 20132015 годы» : постановление Главы администрации города Байконур от 29 декабря 2012 г. № 257 (с изм.) // Администрация города Байконур : [офиц. сайт]. URL: http:// www.baikonuradm.ru/index.php?mod1=npb1&npbid=902 (дата обращения: 14.04.2015).
11 См., например: Распоряжение Главы администрации города Байконур от 09 июня 2014 г. № 01-203р «Об организации подготовки и проведения праздничных мероприятий, посвященных Дню России», Распоряжение Главы администрации города Байконур от 10 декабря
2014 г. № 01-421р «О национальном празднике Республики Казахстан - Дне Независимости», Распоряжение Главы администрации города Байконур от 10 февраля
2015 г. № 01-21р «О народном гулянии “Широкая Масленица”», Распоряжение Главы администрации города Байконур от 17 марта 2015 г. № 01-58р «Об организации проведения в городе Байконур государственного праздника Республики Казахстан Наурыз мейрамы».
12 Социологическое исследование организовано и проведено ведущим специалистом отдела молодежной политики и туризма Управления культуры, молодежной политики, туризма и спорта, выпускницей кафедры политических наук СГУ им. Н. Г. Чернышевского А. С. Завариной.
13 См.: Об утверждении Положения о городских целевых программах в новой редакции : постановление Главы администрации города Байконур от 15 апреля 2013 г. № 44 // Администрация города Байконур : [офиц. сайт]. URL: http://www.baikonuradm.ru/ index.php?mod1=npb1&npbid=956 (дата обращения: 25.04.2015).
14 Стратегия «Казахстан-2050» : новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 г. // Казахстанская правда. 2012. 15 дек.
15 См.: Ассамблея народа Казахстана : [офиц. сайт]. URL: http://assembly.kz/ (дата обращения: 15.04.2015).
Политология
91