Научная статья на тему 'Конфессиональный аспект как социально-культурный элемент в гармонизании межнациональных отношений'

Конфессиональный аспект как социально-культурный элемент в гармонизании межнациональных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
266
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-культурные отношения / национальная политика / государственное управление в сфере межнациональных отношений / социальная напряженность / гармонизация межэтнических отношений / social and cultural relations / national policy / public administration in the sphere of interethnic relations / social tension / harmonization of interethnic relations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д А. Шовканов

Социальная, политическая и межэтническая напряженность зачастую возникает в том числе и вследствие нарушений конституционных прав граждан на свободу вероисповедания. Эффективность реализации государственной национальной политики напрямую связана с соблюдением социально-культурных потребностей граждан в виде равного доступа к реализации своих прав на расовую, национальную и религиозную принадлежности, что, безусловно, является залогом в гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFESSIONAL ASPECT AS A SOCIAL AND CULTURAL ELEMENT IN HARMONIZATION OF INTERETHNIC RELATIONS

Social, political and interethnic tensions often arise as a result of violations of citizens constitutional rights in freedom of religion. The effectiveness of state national policy implementation is directly related to the observance of social and cultural needs of citizens in the form of equal access to realization of their rights in racial, national and religious belonging that, of course, is the key to harmonization of interethnic and interfaith relations.

Текст научной работы на тему «Конфессиональный аспект как социально-культурный элемент в гармонизании межнациональных отношений»

YAK 316.347 ББК 60.545.1

Д.А. ШОВКАНОВ

D.A. SHOVKANOV

КОНФЕССИОНАЛЬНЫМ АСПЕКТ КАК СОНИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ГАРМОНИЗАНИИ МЕЖНАНИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

CONFESSIONAL ASPECT AS A SOCIAL AND CULTURAL ELEMENT IN HARMONIZATION OF INTERETHNIC RELATIONS

Социальная, политическая и межэтническая напряженность зачастую возникает в том числе и вследствие нарушений конституционных прав граждан на свободу вероисповедания. Эффективность реализации государственной национальной политики напрямую связана с соблюдением социально-культурных потребностей граждан в виде равного доступа к реализации своих прав на расовую, национальную и религиозную принадлежности, что, безусловно, является залогом в гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений.

Social, political and interethnic tensions often arise as a result of violations of citizens constitutional rights in freedom of religion. The effectiveness of state national policy implementation is directly related to the observance of social and cultural needs of citizens in the form of equal access to realization of their rights in racial, national and religious belonging that, of course, is the key to harmonization of interethnic and interfaith relations.

Ключевые слова: социально-культурные отношения, национальная политика, государственное управление в сфере межнациональных отношений, социальная напряженность, гармонизация межэтнических отношений.

Key words: social and cultural relations, national policy, public administration in the sphere of interethnic relations, social tension, harmonization of interethnic relations.

Статья 28 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»1.

Однако складывающаяся сегодня тенденция ставит реализацию этого конституционного права на социально-культурную принадлежность граждан России под серьезное сомнение.

Так, статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»2, пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 13133, на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов.

Список экстремистских (запрещенных) материалов обновляется практически еженедельно с регулярной частотой - на данный момент он содержит более 3500 пунктов. Сюда вошли сайты, книги, брошюры, аудио- и видеозаписи, признанные судом экстремистскими.

'Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2Федеральный закон РФ от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.

3Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы министерства юстиции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 42. Ст. 4108.

В борьбе с экстремистами и радикальными исламистами органы государственной власти надзорные и контролирующие ведомства, а также спецслужбы систематически прибегают к конфискации экстремисткой литературы.

Вместе с тем указанный список, а также работа специалистов по его составлению неоднократно подвергались обсуждению и критике со стороны духовных лидеров, профессиональных религиоведов и простых верующих.

Ярким примером включения в указанный список книг, не имеющих никакого отношения к экстремизму и радикальному исламизму, могут быть случаи признания экстремистскими ряда книг таких мусульманских мыслителей, как: Абд аль-Азиз Бин Мухаммад «Что нужно знать о единобожии»; Абу Аль Маудуди «Основы ислама»; аль-Баша Абдурахман Раафат «Картинки из жизни сподвижников посланников Аллаха», а также книга «Ислам сегодня» под издательством «Сантлада», которые были изъяты в 2010 году в мечети «Нур Ислам»1.

Еще одним показательным примером «неделикатного» и грубого решения в борьбе с радикальным исламизмом может служить установленный запрет в Республике Дагестан на продажу русского перевода Корана под редакцией В. Пороховой, только лишь на основании того, что данным изданием пользовались местные радикальные элементы, при этом сам текст Корана сомнению не подвергался2.

Далее, в сентябре 2015 года Роскомнадзор выставил требование российскому буддийскому сайту «Тхеравада.ру» об изъятии с сайта некоторых буддийских сутр Палийского Канона, так как, по мнению представителей контролирующего ведомства, в некоторых словах Будды содержится пропаганда суицида3. На наш взгляд, запрет религиозного текста из Палийского Канона есть полное невежество и нигилизм чиновников о знаниях буддийской философии, одной из конституционных духовных конфессий России.

Палийский Канон - это текст одного из самых ранних учений Будды -«Типитака» (три корзины учения), записанное на языке пали, которое после ухода Будды в паринирвану было создано его самыми близкими последователями и учениками.

Самые ранние дошедшие до нас священные тексты «Типитаки» датируются I в. до н.э. Текст Канона был вырезан на 729 мраморных плитах и над каждой плитой возведена священное сооружение религиозного культа - буддийская Ступа Просветления. Таким образом, было создано хранилище Канона - одно из самых почитаемых мест буддистами всего мира, которых насчитывается около 800 млн человек. Священные тексты «Типитаки» были переведены на многие языки мира - английский, японский, бирманский, хинди.

В подтверждение вышеуказанных некомпетентных решений органов государственной власти имеются установленные судом факты признания действий должностных лиц, признавших мусульманскую литературу экстремистской, необоснованными.

До недавнего времени Коран и Библия не были предметом судебного рассмотрения, районные и городские суды не покушались на всемирные основы религиозных вероучений..

Однако в марте 2012 года Ленинский районный суд г. Оренбурга признал десятки мусульманских религиозных книг, в том числе богословского и исторического содержания, экстремистскими4.

'Судебный процесс по признания экстремистским сайта. Режим доступа: http://www. lawfulstate.ru/index.php/zashitaprav/2010-03-28-13-27-47/wwwislamboomru.html.

2Там же.

'Российские буддисты пострадали от Роскомнадзора. Режим доступа: http://www. newsru. com/religy/22sep2015/buddh_texts. html.

450 книг исламских богословов перестали быть в России экстремистскими. Режим доступа: http://www.newsru.com/religy/27feb2015/nonextrem.html.

Данное судебное решение вызвало негативную реакцию со стороны религиозных лидеров - Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) и Совета муфтиев России. Под давлением общественности и духовных лидеров судебным органам пришлось отменить данное необоснованное решение.

Так, определением Оренбургского областного суда от 27.02.2015 решение Ленинского районного суда г. Оренбурга отменено, более 50 изданий, попавших под запрет, исключены из Федерального списка книг, подпадающих под запрещенные экстремистские материалы.

В 2012 и 2013 гг. труды известного азербайджанского религиозного философа Э. Кулиева «На пути к Корану» и «Смысловой перевод священного Корана на русский язык» признавались судами гг. Омска и Новороссийска экстремистской литературой, при этом перевод Э. Кулиева пользуется среди российских мусульман заслуженным признанием, что было отмечено Советом муфтиев России, автор был удостоен медали «За духовное единение».

Решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 17.09.2013 о признании книги «Смысловой перевод священного Корана на русский язык» экстремисткой литературой, в основе которого находилось исследование Экспертно-криминалистического центра ГУВД МВД РФ по Краснодарскому краю, отменено 17.12.2013 Краснодарским краевым судом1.

Мусульманское духовенство, общественность и простые верующие были обеспокоены вмешательством судебных и контролирующих органов в их конституционное право на вероисповедание.

Также, волну возмущений среди российских мусульман вызвали действия сотрудников УФСБ России по Сахалинской области, которые в ходе проверки местной религиозной организации «Сахалинская община мусульман» на предмет соблюдения федерального законодательства о противодействии экстремизму изъяли мусульманскую книгу «Мольба (дуа) к Богу: ее назначение и место в Исламе».

На основании искового заявления прокуратуры города, а также проведенного ЭКЦ УМВД России по Сахалинской области лингвистического исследования 12.08.2015 Южно-Сахалинский городской суд признал изъятую книгу с цитатами из Корана экстремисткой литературой2.

Указанное судебное решение вызвало этнополитическую и межконфессиональную напряженность не только на региональном, но и на межсубъектном и федеральном уровнях.

Должностные лица органов прокуратуры и суда, принимавшие данное решение, были решительно осуждены духовенством, причем как мусульманским, так и православным региональными лидерами национальных республик, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителями общественности3.

Южно-Сахалинская городская прокуратура под давлением общественности была вынуждена опротестовать решение суда в апелляционном порядке4.

Сахалинский областной суд 05.11.2015 удовлетворил апелляционные жалобы заинтересованных лиц, отменив при этом решение Южно-

'Информационно-аналитический канал «Ансар». Режим доступа: http://www.ansar.ru/ society/2013/09/19/43478.

2Эксперты о религии и экстремизме. Режим доступа: http://www.sclj.ru/news/detail. php?SECTЮN_Ю=425&ELEMENT_Ю=6188&sphraseJd=471.

3Депутат Госдумы обвинил суд Южно-Сахалинска в шпионаже в пользу Японии и США. Режим доступа: http://medialeaks.ru/news/1509stas_japspy.

4Главные события Дальневосточного федерального округа. Режим доступа: http://www. interfax-russia.ru/FarEast/main.asp?id=651412&p=18.

Сахалинского городского суда от 12.08.2015, признавшего экстремисткой литературой вышеуказанную книгу с цитатами из Корана1.

Какие-либо комментарии по вступившим судебным решениям в законную силу некорректны, хотя выводы очевидны.

Вместе с тем один из фактов религиозного нигилизма, когда надзирающие органы в 2011 году пытались через суд признать экстремистской священную книгу одной из многочисленных мировых конфессий - индуизма, привел к международному и межгосударственному напряжению.

Так, в июне 2011 года прокуратура г. Томска обратилась в Ленинский районный суд города с заявлением о признании священной книги индуизма «Бхагават-гита как она есть» экстремистской и внесения её в Федеральный список экстремистских материалов2.

Судебный процесс проходил в период с 12.08.2011 по 21.03.2012 и приобрёл мировой общественный резонанс, вызвав широкие протесты политиков и общественности Индии, критику учёных и правозащитников в России. Сам факт проведения судебного процесса и желания признать священную для последователей индуизма книгу экстремистской вызвал в Индии взрыв возмущения, а также спровоцировал антироссийские демонстрации и политический скандал, в результате которого дважды останавливалась работа нижней палаты индийского парламента.

Индийские парламентарии всего политического спектра, а также индийская общественность и последователи индуизма во всем мире, которых насчитывается около 1,20 млрд человек, выразили возмущение в связи с проходящим в г. Томске судебным процессом, призвав Правительство Индии «защитить права последователей индуизма в России» и «потребовать у России объяснений по этому вопросу»3.

Учитывая, что в распоряжении суда имелось заключение экспертов (аналогичные исследования были и в материалах судов Новороссийска и Южно-Сахалинска), практически не остается сомнений, что книга была бы запрещена в России и признана экстремистской, если бы исход судебного процесса не поставил под угрозу дипломатические и торговые многомиллиардные отношения Индии и России.

Лишь благодаря общественному и межгосударственному резонансу, широкой мировой огласке, вмешательству общественных организаций и правозащитников, судом было отказано прокуратуре в удовлетворении исковых требований.

Также вызывает обеспокоенность своей беспрецедентностью принятое в сентябре 2015 года решение УФСБ России по Республике Тува в отношении известного среди буддистов России духовного буддийского учителя - ламы Шивалха Ринпоче, осуществляющего буддистские практики в Республике Тува с 2004 года, которому без объяснения причин было предписано покинуть пределы Российской Федерации с формулировкой о нежелании пребывания в стране. Выданный ранее тибетскому духовному учителю вид на жительство в России аннулирован, мотивы не объясняются4.

Буддисты Российской Федерации были обеспокоены и возмущены данным решением спецслужб, вследствие чего несколько тысяч верующих российских буддистов обратились к Президенту Российской Федерации с ходатайством об изменении принятого решения. Глава Республики Тува также

'Кадыров считает высшей справедливостью отмену решения суда по Корану. Режим доступа: http://rLa.ru/religion/20151105/1314441591.html.

2Новости Общественной палаты РФ. Режим доступа: http://www.oprf.ru/ru/press/ news/2011/newsitem/8974?PHPSESSID=8mja0bsu1sf994elenbs69lpe0.

3Там же.

4ФСБ высылает из России буддийского ламу. Режим доступа: http://ura-inform.com/ru/ society/2015/10/12/fsb-vysylaet-iz-rossii-buddijskogo-lamu.

разделил переживания верующих буддистов и обратился к спецслужбам с просьбой рассмотреть возможность иного решения1.

Данные характерные примеры свидетельствуют о том, насколько религиозная, духовная неграмотность сотрудников органов правоохраны и должностных лиц противоречит духу закона и свободы, демократическим ценностям нашего государства, наносит непоправимый урон репутации России на внешней арене как культурной и толерантной державы.

Не умаляя значимости вопросов необходимости борьбы с религиозным экстремизмом и радикальным исламизмом, важно не превращать закон в орудие конкуренции между религиозными конфессиями и улучшения своих статистических показателей в работе.

Многие общественные и политические деятели, религиозные лидеры, рассматривая данную проблему во время тематических слушаний в Общественной палате Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу, что книги по основам духовного вероучения не должны становиться предметом рассмотрения районных судов по выявлению в них призывов к разжиганию религиозной розни2.

В первую очередь это обусловлено тем, что анализом священных для верующих книг, созданных в далеком прошлом, занимаются случайные люди или стандартные эксперты отделов полиции, не обладая даже поверхностными познаниями в области теологии.

Данный анализ и субъективные «умозаключения» способствуют проведению проверок и преследованию как отдельных верующих, так и религиозных общин под надуманными предлогами, сформулированными некомпетентными в сфере научных знаний о религии экспертами. Причем давление со стороны силовиков зачастую испытывают вовсе не псевдорелигиозные группы, а хорошо известные религиозные общины.

Будучи обеспокоенным в межконфессиональном напряжении в обществе в связи с вышеуказанными систематическими необоснованными действиями государственных органов, а также на основании обращений государственных и духовных деятелей, религиозных объединений, общественных организаций и простых верующих, Президент Российской Федерации Путин В.В. 14.10.2015 внес на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"», в пояснительной записке к которому со ссылкой на статью 28 Конституции РФ указано, что именно христианство, ислам, иудаизм и буддизм составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России, в связи с чем содержание и цитаты из Библии, Корана, Танаха (Священное писание в иудаизме), Ганджура (Собрание священных буддийских текстов), составляющие духовную основу вышеуказанных религий, не могут быть признаны экстремистскими материалами.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 18.11.2015 одобрил вышеуказанный президентский закон, который также был ранее принят нижней палатой парламента.

В этой связи остается надеяться, что принятые изменения в действующем законодательстве послужат гармонизации в межконфессиональных отношениях и исключат в дальнейшем подобные вышеуказанные необоснованные решения и действия государственных органов и должностных лиц.

Помимо принятых органами государственной власти не всегда объективных и обоснованных, по мнению духовенства и верующих, решений о признании ряда богословских трудов экстремистскими, вызывает недовольство

'Из России выслали известного буддийского учителя. Режим доступа: http://www. newsru.com/religy/05oct2015/shivalha_rinpoche.html.

2Найти экстремизм и побороть // Общественная палата РФ. Режим доступа: http://www. oprf.ru/ru/press/news/2011/newsitem/8974?PHPSESSID=8mja0bsu1sf994elenbs69l.

и межконфессиональную напряженность не всегда правовые действия должностных лиц, которые под девизом борьбы с экстремизмом нарушают конституционные права граждан на свободу вероисповедания.

Ситуация усугубляется и стандартной «палочной» соревновательной системой среди правоохранительных структур на выявление случаев экстремизма, где эффективность работы оценивается в обязательном порядке увеличением выявленных фактов по сравнению с прошлым годом.

Широкий резонанс в исламском обществе получило так называемое «профилактическое мероприятие», проведенное сотрудниками полиции в одном из кафе г. Сургута, где нескольким посетителям-мусульманам (выходцам из Таджикистана и Узбекистана) полицейские отрезали бороды1.

Так, 03.03.2013 в г. Сургуте группа сотрудников полиции особого назначения (ОМОН) в дневное время в масках и с автоматами в руках ворвались в расположенную рядом с мечетью чайхану «Халяль», где заставили мужчин встать вдоль стен и вытянуть руки вверх, при этом обзывая мусульман «козлиная борода», под угрозой сжечь зажигалкой волосы на лице, заставили нескольких мусульман отрезать себе бороды, после чего всех отвезли в отдел полиции, где продержали всю ночь2.

В дальнейшем под давлением общественности и возможного возникновения угрозы межгосударственного скандала начальник Сургутской полиции подтвердил факт нападения сотрудниками полиции специального подразделения (ОМОН) на людей в чайхане, после чего принес официальные извинения председателю национальной автономии таджиков в г. Сургуте3.

Также в 2014 году выходец из Республики Дагестан, проживший более 20 лет в городе Радужный Ханты-Мансийского автономного округа, был задержан полицейскими со своей семьей (женой и двумя малолетними детьми) и подвергнут унизительной многочасовой проверке только за то, что имел при себе религиозные тексты исламской тематики, которые впоследствии, как установлено экспертизой, не являлись экстремистскими.

Однако субъективное «умозаключение» одного из полицейских о возможном экстремистском содержании данных книг, а также наличие бороды у задержанного мусульманина позволило стражам порядка необоснованно и довольно жестко действовать в отношении невиновного гражданина в присутствии супруги и своих малолетних детей.

Каждый факт необоснованного вмешательства на свободу вероисповедания граждан может послужить толчком к пересмотру ими своих религиозных взглядов в сторону более радикальных. И благодаря такой «профилактике», вместо традиционно миролюбивого и этнически толерантного населения, можно получить новых членов радикально-экстремистских и запрещенных организаций в Российской Федерации, а также других крайних религиозно-политических движений.

Вместе с тем крайне важно перед принятием законов, регулирующих нормы и правила, затрагивающие социально-культурные конфессиональные права граждан, открыто использовать общественные площадки для дискуссий и обсуждений предлагаемых изменений и новшеств с привлечением экспертов-религиоведов, специалистов в данной области, конфессиональное духовенство, верующих граждан, так как порой искренние желания и властные односторонние решения органов государственной власти и их должностных лиц внести какие-либо изменения в межконфессиональные устои, народные традиции и обычаи могут принести вместо положительного эффекта дисбаланс в межконфессиональных отношениях, что повлечет за собой даль-

1Полиция прокомментировала историю с «бородами» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/03/13/reg-urfo/boroda.html.

2Там же.

3Спецназ ножами резал бороды мусульман в Сургуте. Режим доступа: http://www.mr7. га/а1-^с^/79474/.

нейшие изменения неоднозначного «нормотворчества», поставив под сомнение эффективность деятельности госорганов и их дискредитацию.

Так, в начале 2016 года в средствах массовой информации и гражданском обществе возникла бурная дискуссия в связи с ужесточением требований и ответственности в межконфессиональных отношениях.

В июле 2016 года вступили в силу два законопроекта, которые ознаменовались в СМИ и общественных дискуссиях именем одного из его авторов -депутата Государственной Думы Российской Федерации Ирины Яровой (закон или пакет Яровой). Пакет состоит из двух законов:

1. Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»1.

2. Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»2.

По данному законопроекту жесткую позицию принял Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), подготовив на него отрицательное экспертное заключение. Однако при принятии закона мнение СПЧ, а также простых верующих и заинтересованных граждан учтено не было.

Основная суть изменений в межконфессиональных отношениях сводится к тому, что в правовые нормы Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ3 внесены определения понятия «миссионерская деятельность», которой считается публичная религиозная практика вне специальных заведений, кладбищ, мест почитания, религиозных школ - богослужения, церемонии, распространение литературы и других материалов, чтение проповедей, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения.

Также миссионерством признаётся «распространение веры и религиозных убеждений» через СМИ и в Интернете.

При этом закон предусматривает, что миссионерской деятельностью смогут заниматься только представители зарегистрированных организаций и групп или люди, которые заключили с ними официальный договор. Каждый миссионер должен иметь при себе документы с определенной информацией, подтверждающие его принадлежность к той или иной организации или группе.

Наличие тонкой грани между миссионерской деятельностью, пропагандой религиозных ценностей и межконфессиональным диспутом, дискуссией и частным распространением религиозных убеждений, не преследующих религиозной проповеди или целей вовлечения граждан в состав последователей, а также между религиозным объединением и юридическим лицом, реализующим продукцию религиозного культа (литература, иконы и т.д.), не осуществляющим миссионерскую деятельность порождает в дей-

'Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму».

2Федеральный закон от 06.07.2016 № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

3Федеральный закон от 26.09.1997 № 1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

ствиях субъектов правоприменительной практики самостоятельное определение данной категории граждан и широкое толкование закона, порой доводя свои действия до абсурда.

Так, 20 декабря 2016 года мировой суд города Владивостока по итогам рассмотрения административного дела в отношении местной христианской организации «Армия спасения» постановил уничтожить используемую ею духовную литературу. Организацию признали виновной в нарушении ч. 3 ст. 5.26 КоАП РФ «Осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой»1.

Организацию оштрафовали на 30 тысяч рублей, судья также принял «архаизматическое» решение уничтожить (сжечь) немаркированную литературу (Библию) этой организации, возложив контроль исполнения данного решения на управление судебных приставов по Приморскому краю.

Согласно судебному решению речь идет о 40 экземплярах Библии, включая 4 на английском языке, 1 Евангелии, 88 экземплярах христианских книг, более 50 сборниках духовных песен и другой религиозной литературе, которые были выпущены с нарушением антитеррористического закона, также известного как «закон Яровой».

Данное решение мирового суда вызвало большое возмущение среди православных граждан и светской общественности. В Русской православной церкви (РПЦ) решение суда назвали «большим перегибом» и понадеялись, что в закон будут внесены поправки, чтобы такая санкция, как уничтожение Библии, не применялась.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее, в начале января 2017 года, практически все региональные и федеральные средства массовой информации опубликовали новость о том, что преподаватель йоги из г. Санкт-Петербурга Угай Д. попал под суд за то, что прочитал лекцию об этой физической и духовной практике йоги2.

Установлено, что преподавателя йоги из г. Санкт-Петербурга Д. Угая должны были привлечь к административной ответственности в судебном порядке за незаконное миссионерство. С точки зрения полицейских дознавателей он нарушил порядок миссионерской деятельности, когда попытался прочитать лекцию о том, что же такое йога.

Со слов Угая Д., 22.10.2016 он по приглашению организаторов пришел на фестиваль «Ведалайф» в помещении выставочного пространства «Лофт Проект Этажи» г. Санкт-Петербурга, где его попросили прочитать лекцию о видах йоги. Так как там находилось много людей, которые не представляли себе, что это такое, он сделал особый акцент на философии и этике йоги. Далее прямо во время лекции в зал вошли полицейские сотрудники и сопроводили Угая Д. в отделение полиции, где против него возбудили дело об административном правонарушении по ст. 5.26 КоАП РФ «Осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях». Этот пункт статьи вытекает из так называемого «пакета Яровой»3.

При этом, согласно тексту лекции, Угай Д. проводил аллегории с различными религиями, в том числе с христианством, в частности упоминал, что Иисус Христос тоже мог считаться йогом, поскольку смог избавиться от страха смерти и пожертвовал своей жизнью во имя других.

'В РПЦ сочли «большим перегибом» решение суда об уничтожении Библии по «закону Яровой» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newsru.com/ religy/28dec2016/peregib.html.

2«За йогу под суд» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/ social/2017/01/09/10468133.shtml.

3Там же.

Согласно заключению экспертов по религиоведению и объективной оценке специалистов, преподавателя нельзя привлечь к ответственности, потому что йога не является религией, а лекции о ней не подпадают под определение миссионерства.

Суду удалось разрешить указанный правовой казус, объективно и всесторонне разобравшись в отсутствии умысла у Угая Д. на миссионерскую и проповедническую деятельность, а также её отсутствие как таковой, тем самым прекратив административное дело за отсутствием состава административного правонарушения1.

Данный инцидент своеобразного и субъективного толкования нормы закона серьезно испугал представителей различных религиозных групп и образований. Что также может быть воспринято как огульное преследование представителей вышеуказанных сообществ за «инакомыслие».

Вместе с тем Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации поручил профильному комитету проследить за нарушениями и «перегибами» при исполнении «закона Яровой», по результатам чего внести в закон поправки и изменения. При этом сенатор Беляков А. указал: «Сжигать Библию в 21 веке по решению суда - это варварство! Заведение дела на человека, который при занятии йогой говорил о духовных составляющих, без которых йога невозможна, тоже настоящий бред!»2.

Также разрушительным воздействием на межконфессиональные отношения может стать определенная «фанатичная» установка среди последователей той или иной конфессии на постоянный поиск в общественных отношениях признаков того, что кто-то извне, последователи иной религии, либо атеистически настроенные граждане, либо деятели культуры и искусства, пытаются оскорбить чувства верующего человека, в особенности если указанный поиск осуществляется со стороны должностных лиц и выходит на государственный уровень.

Так, в ноябре 2016 года вновь избранный депутат Государственной Думы Российской Федерации, заместитель комитета по безопасности и противодействию коррупции Н. Поклонская (ранее занимала должность прокурора Республики Крым) обратилась в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с официальным запросом о проверке художественной картины «Матильда» режиссера Учителя А. на предмет наличия экстремизма, так как данный фильм якобы оскорбляет религиозные чувства православных верующих граждан3.

При этом, как пояснила депутат Н. Поклонская, сам фильм она не смотрела, сценарий не читала, однако приняла во внимание обращение общественных движений «Царский крест» и «Родительский отпор РФ», которые утверждали, что картина оскорбляет религиозные чувства всех православных верующих4.

Данный факт свидетельствует об отсутствии конструктивной и обоснованной критики со стороны депутата Н. Поклонской, которая на момент подготовки официального запроса в Генеральную прокуратуру Российской Федерации не была лично знакома с предметом обсуждения.

Аналогичная ситуация сложилась в жизни русского писателя, лауреата Нобелевской премии Бориса Пастернака в период гонений со стороны

'В Питере разрешили заниматься йогой [Электронный ресурс] // Независимая газета. Режим доступа: http://www.ng.ru/regions/2017-01-18/5_6906_spb.html.

2Совет Федерации поручить следить за «перегибами» при выполнении «закона Яровой», чтобы изменить его» // Т^ш-т! - новое медиа. Режим доступа: https://tjournal. ru/39971-sovet-federacii-poruchil-sledit-za-peregibami-pri-vipolneшi-zakona-yarovoi-chtobi-izmenit.

3Поклонская попросила Чайку проверить картину «Матильда» [Электронный ресурс] // Ведомости. Режим доступа: https://www/vedomosti.ru.

4Там же.

советского правительства за роман «Доктор Живаго», когда критик А. Со-фронов, не читая роман писателя, допустил критические высказывания в его адрес, произнеся уже ставшей крылатой фразу: «Не читал, но осуждаю!»1.

Вместе с тем в ходе проведения Генеральной прокуратурой Российской Федерации по данному факту проверки признаков экстремизма в указанном фильме найдено не было.

Было установлено, что сам сюжет фильма экранизирует исторический факт - о взаимоотношениях цесаревича Николая Романова и балерины российских Императорских театров Матильды Кшесинской в 1890-1894 гг., что подтверждает профессиональное историческое сообщество.

Как ранее пояснил режиссер картины Учитель А. (до выхода картины на экран), съемки фильма «Матильда» начались в 2014 году и ещё не закончены, премьера фильма назначена на 30.03.2017 и, скорее всего, будет перенесена на октябрь 2017 года, при этом ни инициатор запроса, ни священнослужители Русской православной церкви (РПЦ), ни представители общественных религиозных организаций, ни уполномоченные представители государственных органов в сфере культуры и искусства сам фильм не смотрели, и, каким образом был сделан вывод об оскорблении религиозных чувств верующих, не совсем понятно.

Об отсутствии оснований для каких-либо комментариев о сущности фильма также подтвердили в Министерстве культуры Российской Федерации, уточнив, что вопрос о выдаче прокатного удостоверения фильма (или отказа в нем) рассматривается только после завершения производства кар-тины2.

Вышеуказанная официальная позиция должностного лица позволила «подогреть» религиозных антрепренеров и экстремистски настроенных радикальных элементов, которые организовали антирелигиозные провокации и вызвали напряжение среди деятелей культуры и искусства, а также в обществе в целом, что вылилось на государственный уровень.

Так, 31.01.2017 активисты незарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации организации «Христианское государство -Святая Русь» разослали членам съемочной группы и директорам кинотеатров страны письма, в которых потребовали отказаться от проката картины «Матильда», угрожая расправами и поджогами.

В этой связи режиссер фильма А. Учитель был вынужден обратиться в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с жалобами на депутата Госдумы РФ Н. Поклонскую, а также на экстремистски настроенных элементов и попросил «оградить коллектив фильма, работников прокатных организаций от дальнейших угроз и иных противоправных действий лиц экстремисткой направленности, а также от публично распространяемых необоснованных клеветнических измышлений Поклонской»3.

С официальными разъяснениями по данному факту пришлось выступить Русской православной церкви, которая не поддержала заявления ряда православных организаций в адрес авторов фильма «Матильда» и осудила действия «фанатично» настроенных граждан, рассмотрев в них антирелигиозные провокации.

На светском уровне также потребовались определенные разъяснения официальной позиции руководства страны, так как не совсем однозначные заявления высших должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации позволили вызвать напряжение как в профессиональном

'Стенограмма общемосковского собрания писателей [Электронный ресурс] // Антология самиздата. Режим доступа: https://www/antology.igrunov.ru/Антология самиздата.

2«Фильма нет, а чувства уже оскорблены» [Электронный ресурс] // Газета.ру. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/culture/2016/! 1/02/a_10301471.shtml.

3«РПЦ официально открестилась от православных активистов». Режим доступа: https:// wwwZrbc.ru.

сообществе в сфере культуры и искусства, так и в общественных межрелигиозных отношениях.

Со слов представителя Кремля - пресс-секретаря Президента Российской Федерации Д. Пескова действия анонимных экстремистов, нападкам которых подвергся автор «Матильды» А. Учитель, удостоенный ордена Почета за вклад в киноискусство, абсолютно не допустимы.

После официальных заявлений со стороны РПЦ и Кремля депутат Н. Поклонская с целью реабилитации и снижения градуса напряженности была вынуждена «откреститься» от противников «Матильды» и обвинила уже их в экстремизме, направив официальное заявление в МВД России о проверке движения «Христианское государство - Святая Русь» на предмет наличия экстремистских действий1.

Данный пример свидетельствует о том, что абсолютно недопустимо должностным лицам, государственным и муниципальным служащим, не обладающим познаниями в области истории, культуры и искусства, а также не осведомленным о религиозных традициях и обычаях народов и традиционных конфессиях России, без согласования и проведения консультаций с профессиональным сообществом, религиозными деятелями и духовенством вмешиваться в деятельность специалистов в сфере культуры и искусства, а также выносить свои «умозаключения» публично на государственный уровень, что чревато негативными последствиями и напряжениями в межконфессиональных отношениях.

Совсем неприемлемо и недальновидно «разыгрывать» межконфессиональную карту в своих корпоративных интересах, зарабатывать на этой «хрупкой» и моментально вспыхивающей конструкции свои «политические очки», использовать религиозный подтекст при достижении своих карьерных планов и должностных продвижений.

Таким образом, на основании вышеприведенных примеров можно утверждать, что вследствие неоднозначного и одностороннего, а порой и необоснованного подхода надзирающих и контролирующих органов к регулированию права выбора верующих на изучение трудов богословов и авторов перевода священных книг; выбора духовного учителя; самовольного и необъективного толкования правовых норм; принятия государственными органами и должностными лицами, без учета мнения экспертов и специалистов в данной сфере порой «сырых» и не до конца проработанных законов, норм и правил, которые в дальнейшем подлежат правкам и изменениям, может возникнуть напряжение как на религиозной и межконфессиональной почве, так и в межнациональных отношениях, что в итоге сказывается на неэффективности государственного управления.

В этой связи должностным лицам органов государственной и муниципальной власти, принимающим федеральные и региональные законы, осуществляющим действия, которыми могут быть затронуты конфессиональные права верующих, необходимо обладать познаниями в области теологии, быть максимально открытыми и привлекать к решению возникающих на этой почве вопросов общественность, духовенство, экспертов-религиоведов, а также прислушиваться к простым верующим.

Также необходимо понимать, что нарушение прав представителей этнических групп в равном доступе к реализации своих конфессиональных прав влечет непосредственную зависимость и является источником возникновения напряжений на этнической почве и последующих межнациональных и межконфессиональных конфликтов, что может быть расценено как нарушение конституционных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничение прав и дискриминация по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

'Поклонская открестилась от противников «Матильды» [Электронный ресурс] // Открытый Город. Режим доступа: https://www.opentown.org.

Литература

1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31.

2. О противодействии экстремистской деятельности : Федеральный закон РФ от 25.07.2002 № 114-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30.

3. О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» : Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-ФЗ

4. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности : федеральный закон от 06.07.2016 № 375-ФЗ.

5. О свободе совести и о религиозных объединениях : Федеральный закон от 26.09.1997 № 1997 № 125-ФЗ.

6. Вопросы министерства юстиции Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 42.

References

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii ot 25.12.1993, Sobranie zakonodatel'stva RF [Constitution of the Russian Federation, Meeting of the legislation of the Russian Federation], 2014, № 31.

2. Federal law of 25.07.2002 № 114-FZ "O protivodejstvii ehkstremistkoj deyatel'nosti", Sobranie zakonodatel'stva RF [On countering extremist activity, Meeting of the legislation of the Russian Federation], 2002, № 30.

3. Federal law of 06.07.2016 № 374-FZ "O vnesenii izmenenij v Federal'nyj za-kon «O protivodejstvii terrorizmu»" [About modification of the Federal law " on counteraction to terrorism»].

4. Federal law of 06.07.2016 № 375-FZ "O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii v chasti ustanovleniya dopolnitel'nyh mer protivodejstviya terrorizmu i obespech-eniya obshchestvennoj bezopasnosti" [About modification of the criminal code of the Russian Federation and the code of Criminal procedure of the Russian Federation regarding establishment of additional measures of counteraction to terrorism].

5. Federal law of 26.09.1997 № 1997 № 125-FZ " O svobode sovesti i o religioznyh ob"edineniyah" [Freedom of conscience and religious associations].

6. Decree of the President of the Russian Federation 13.10.2004 №1313 "Voprosy ministerstva yusticii Rossijskoj Federaci ", Sobranie zakonodatel'stva RF [Questions of the Ministry of justice of the Russian Federation, Meeting of the legislation of the Russian Federation], 2004, № 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.