86
ВЛАСТЬ
2 0 2 5' 01
КАЗАКОВ Вячеслав Евгеньевич — директор по логистике АО «Новая Мода» (123112, Россия, г. Москва, Пресненская наб., 10; [email protected]); SPIN-код: 3381-2133
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ И ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
Аннотация. В условиях международных санкций и логистических проблем легкая промышленность России сталкивается с серьезными вызовами, требующими адаптации политических процессов и институтов. Целью данной статьи является исследование значимости легкой промышленности России в современных условиях, определение ее влияния на политические процессы и институциональные преобразования, а также анализ политических стратегий и мер, направленных на поддержку этой отрасли. Особое внимание уделяется взаимодействию легкой промышленности с политическими институтами и ее влиянию на экономическую безопасность и социальную стабильность страны. В статье представлены определение легкой промышленности и классификация предприятий по типу продукции. Автор исследует влияние санкций на производственные процессы, логистические цепочки и политические реакции, рассматривает политические инициативы и программы импортозамещения, направленные на поддержание легкой промышленности, и приходит к выводу о значимости легкой промышленности для политической стабильности и экономической безопасности России.
Ключевые слова: легкая промышленность, международные санкции, логистические проблемы, политические процессы, политические институты, экономическая безопасность, политическая стабильность, импортозамещение
Введение
В последнее десятилетие обозначилась сильная политическая турбулентность в международном геополитическом ландшафте, особо сильно проявляющаяся с момента начала специальной военной операции в феврале 2022 г. В результате значительного усиления политического и экономического давления со стороны Соединенных Штатов, Великобритании и стран Европейского союза на Российскую Федерацию, а также введения многочисленных санк-ционных мер большинство иностранных компаний, так или иначе связанных с областью легкой промышленности, прекратили хозяйственные операции на территории России. При этом на начало 2024 г. международные санкции и логистические проблемы оказывают значительное влияние на легкую промышленность.
В этой связи необходимо отметить, что российская легкая промышленность имеет большое значение для поддержания политической стабильности, оказывая существенное влияние на внутренний рынок, экономическую безопасность страны и создавая рабочие места. В то время как легкая промышленность вынуждена адаптироваться к новыми реалиям, политические процессы и институты принимают вызов, связанный с необходимостью модернизации, разработки стратегий поддержки и импортозамещения.
Целью данной статьи является анализ политического значения легкой промышленности России в актуальных условиях международных санкций и логистических проблем. Статья направлена на выявление роли легкой промышленности в формировании политических процессов и институциональных изменений, а также на оценку политических стратегий и решений,
2 0 2 5' 01
ВЛАСТЬ
87
разработанных для адаптации отрасли к внешним вызовам. Особое внимание уделяется природе взаимодействия легкой промышленности с политическими институтами через призму социальной стабильности страны и ее экономической безопасности. При этом в качестве основных задач настоящего исследования мы выделим определение легкой промышленности и проведение базовой классификации предприятий отрасли с целью подтверждения связи между политической стабильностью, экономической безопасностью и социальной значимостью легкой промышленности, а также исследование и оценку основополагающих государственных политических стратегий и решений, направленных на адаптацию и поддержку отрасли в условиях санкцион-ного давления.
В настоящем исследовании в качестве теоретических и методологических методов мы будем использовать принципы системного анализа и политической экономии, которые дают нам возможность рассматривать политические и экономические процессы как связанные друг с другом составляющие более обширной системы - государственно-институциональной. Также мы будем использовать принципы междисциплинарного анализа в науках и системной динамики, заложенные Карлом Людвигом фон Берталанфи и Джеем Форестером [Берталанфи 1969; Форестер 2003]. Будучи адаптированными к исследованию аспектов, изучаемых в настоящей статье, данные модели позволят нам рассматривать взаимосвязь политических решений и процессов с воздействием актуальных экономических факторов, а также выявить влияние перспектив доступности импортного сырья, оборудования и технологий на производственные мощности российских предприятий легкой промышленности, разработку политики и стратегии импортозамещения.
Легкая промышленность: определение и значение
Легкую промышленность формируют несколько отраслевых составляющих промышленной системы страны, выпускающих товары народного потребления. Официальные данные свидетельствуют о том, что чуть менее половины всех непродовольственных товаров массового спроса являются продукцией именно легкой промышленности. Число предприятий отрасли превышает 17 тыс. с численностью работников около 300 тыс. чел.1 Часть организаций отрасли Министерство промышленности и торговли РФ включило в перечень системообразующих2. Среди основных видов продукции легкой промышленности необходимо выделить одежду, обувь, различные текстильные изделия, а также товары и изделия, использующиеся в других областях, включая авиацию, автомобилестроение, медицинскую отрасль и военно-промышленный комплекс3, что подчеркивает значимость развития отрасли в качестве политического инструмента усиления государственной стабильности и суверенитета.
Политическая значимость легкой промышленности проявляется в обеспечении экономической безопасности и самодостаточности государства путем уменьшения зависимости от импорта основных товаров народного потребле-
1 ЛегпромРоссии. Доступ: https://www.ruslegprom.ru/infografika-2/ (проверено 18.01.2025).
2 Перечень системообразующих организаций в сфере промышленности и торговли. 29.06.2020. Доступ: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74218074/ (проверено 05.04.2024); Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 10.07.2023). Доступ: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102108256 (проверено 05.04.2024).
3 Легпром России. Доступ: https://www.ruslegprom.ru/ob-otrasli/ (проверено 05.04.2024).
88
ВЛАСТЬ
2025'01
ния, что, в свою очередь, способствует укреплению политической независимости России. Кроме того, легкая промышленность, воздействуя на социальное благополучие населения, играет важную роль в поддержке существующей политической системы.
Легкая промышленность играет значительную социальную роль, предоставляя рабочие места для широкого спектра социальных групп, что способствует улучшению уровня жизни населения и повышению уровня занятости. Этот сектор экономики не только обеспечивает трудоустроенным гражданам возможности профессионального роста и повышения квалификации, но и производит жизненно важные товары, такие как одежда и предметы первой необходимости, которые напрямую влияют на качество жизни, комфорт и соблюдение гигиенических норм. По данным официальной статистики, в первом полугодии 2023 г. объем производства в отрасли превысил 620 млрд руб., а потребление превысило 1 327 млрд руб., демонстрируя тренд к увеличению по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.1
Легкая промышленность играет значительную социально-политическую роль благодаря своему вкладу в экономику. Доходы от налогов и торговли продукцией этой отрасли позволяют государству финансировать социальные программы, образование и здравоохранение. Это способствует повышению качества жизни, стабильности в обществе и снижению рисков социальных конфликтов, связанных с доступностью и качеством товаров массового потребления. При этом развитие российского отечественного производства товаров отрасли обеспечивает укрепление национальной идентичности и культурного самовыражения населения страны.
Также необходимо отметить, что развитие легкой промышленности в регионах России сокращает внутреннюю миграцию, создавая новые рабочие места и снижая социальную напряженность, что позволяет уменьшить миграционные потоки в крупные города, снять нагрузку с рынка жилья и социальной инфраструктуры, улучшить демографические показатели и поддерживать социальную стабильность [Капустина, Сидоренко 2023: 9].
Через международные санкции к адаптации
Система мирового разделения труда, сложившаяся в XXI в., обусловила специализацию стран в легкой промышленности в соответствии со степенью их экономического развития и привела к взаимной зависимости государств. При этом легкая промышленность заняла важное место в контексте подобной глобализации, став ключевым сектором для стран с развивающимися экономиками, поскольку она требует меньших капиталовложений и технологической подготовки по сравнению с другими, более ресурсозатрат-ными и наукоемкими отраслями. В свою очередь, развитые государства, в т.ч. Россия, в первую очередь фокусируются на инновационных и высокотехнологичных производствах, становясь импортозависимыми в секторе легкой промышленности2. В условиях санкционной политики западных стран такая
1 Легпром России. Доступ: https://www.ruslegprom.ru/infografika-2/ (проверено 08.04.2024).
2 Согласно статистическим данным, импорт товаров легкой промышленности (коды ТН ВЭД ЕАЭС 50-67) составил 1 297 555,1 тыс. долл. США из стран дальнего зарубежья и 164 885,9 тыс. долл. США из стран СНГ. Этот сегмент занимает значительную долю в общем импорте в Россию, отражая его важность для удовлетворения внутреннего спроса. Темпы роста импорта из дальнего зарубежья и СНГ достигли 140,1% и 116,5% соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., что свидетельствует о высоком росте потребительского спроса и недостаточной насыщенности внутреннего рынка отечественными товарами. Доступ: https://customs.gov.ru/folder/502 (проверено 11.04.2024).
модель мирового разделения труда вынуждает российские институциональные структуры ускоренно стремиться к политической и экономической независимости и приспосабливаться к внешним вызовам посредством стратегий импортозамещения, инициируемых соответствующими политическими решениями и процессами.
Международные санкции, предусматривающие импортно-экспортные запретительные меры, ограничили доступ российских предприятий отрасли к международным рынкам, сырьевым ресурсам и оборудованию, влияя на производственные процессы и требуя разработки политических стратегий по замене ресурсов и технологий на отечественные. Кроме того, западная санкционная политика разорвала связи российских предприятий с мировым сообществом, международной экспертизой и технологиями, осложнив достижение технологической самодостаточности. Зависимость отрасли от импортных сырья и оборудования потребовала оперативного замещения зарубежных ресурсов локальными аналогами, что привело к необходимости активизации НИОКР и ускорения трансфера технологий. Переформатирование ИТ-компонента бизнеса и внедрение отечественных программных решений также стали критически важными задачами в настоящее время, стимулирующими развитие отечественного сектора информационных технологий, но при этом увеличивающими расходы компаний. Минимизация негативных эффектов и повышение конкурентоспособности подразумевают активное участие научного сообщества и инженерных институтов в создании новой технологической базы, стимулируя превращение вызовов в возможность устойчивого развития отрасли.
Изменения в цепочках международных поставок в легкой промышленности России, вызванные санкционными ограничениями, требуют экстренного пересмотра логистических схем для большинства российских предприятий. Закрытие традиционных транспортных коридоров заставляет российские компании искать новые маршруты, формировать альтернативные партнерства и использовать мультимодальные перевозки, что увеличивает время доставки и усложняет логистику, повышая ее стоимость и удорожая себестоимость товаров. Под влиянием санкций ряд азиатских и китайских поставщиков все чаще отказываются от прямых поставок в Россию. Это вынуждает российские компании использовать обходные маршруты через третьи страны, что приводит к увеличению времени доставки и росту стоимости конечной продукции.
Политические решения и инициативы
В условиях действия международных санкций и логистических проблем ключевыми направлениями для поддержания легкой промышленности становятся политические решения, направленные на государственную поддержку отрасли и программы импортозамещения. Среди прочих важно отметить следующие основные инициативы, являющиеся ярким примером выражения институциональной активности, связанной с обеспечением политической независимости и экономической безопасности России через механизм развития локальной промышленности.
Предоставление возможности российским предприятиям заключать специальные инвестиционные контракты (СПИК)1, администрируемые Фондом
1 Постановление Правительства РФ от 16.07.2020 № 1048 «Об утверждении Правил заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов». Доступ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007200026 (проверено 05.06.2024).
90
ВЛАСТЬ
2 0 2 5' 01
развития промышленности, - мера, направленная на внедрение современных технологий для производства продукции, конкурентоспособной на мировом уровне. В рамках СПИК инвесторы обязаны в установленный контрактом срок реализовать проекты по внедрению или разработке технологии для серийного производства на территории страны. В свою очередь, государство обеспечивает стабильные условия хозяйственной деятельности и применяет меры стимулирования в соответствии с законодательством, включая налоговые льготы, получение статуса российского производителя согласно ПП РФ № 7191, упрощенный доступ к госзаказу, субсидиарную поддержку и другие действия, направленные на снижение налогового бремени предприятий, модернизацию производственных мощностей, сокращение затрат на создание и развитие новых производств, а также проведение НИОКР и внедрение высокотехнологичной продукции.
Субсидии на компенсацию части затрат на проведение НИОКР по современным технологиям, согласно постановлению Правительства РФ № 1649 от 12.12.20192, предоставляются российским организациям для реализации инновационных проектов. Субсидии покрывают до 70% затрат, включая оплату труда, материальные расходы, аренду, услуги сторонних организаций, содержание оборудования, регистрацию результатов интеллектуальной деятельности и другие связанные с НИОКР расходы. Эти субсидии решают проблемы, связанные с необходимостью НИОКР, внедрением новых технологий и модернизацией производств.
Среди мер финансовой поддержки можно отметить совместные займы Федерального и региональных фондов развития промышленности (ФРП и РФРП) по программе «Повышение производительности труда»3. Эта мера призвана решить проблемы недостатка доступного кредитования, высоких затрат на создание и развитие производств, необходимость проведения НИОКР, модернизации и внедрения новых технологий.
Кроме того, седьмого мая 2024 г. президент РФ издал указ № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»4, который служит основополагающим документом, определяющим главные цели и задачи государственной стратегии в области политической независимости, социального и экономического развития и защиты национальных интересов России. Стратегии, определенные в этом Указе, направлены на подготовку экономики к ответу на политические вызовы, развитие отечественных технологий для преодоления международных санкций, повышение производительности труда, проведение научных
1 Постановление Правительства РФ от 13.12.2023 № 2139 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719». Доступ: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202312140024?index=1 (проверено 05.06.2024).
2 Постановление Правительства РФ от 12.12.2019 № 1649 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Доступ: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201912170009 (проверено 05.06.2024).
3 Официальный сайт ГИСП. Доступ: https://gisp.gov.ru/nmp/measure/12446568 (проверено 05.06.2024).
4 Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Доступ: http:// publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015 (проверено 08.05.2024).
исследований и опытно-конструкторских работ, снижение зависимости от импорта и децентрализацию ресурсного распределения. Указ также акцентирует внимание на поддержке международного сотрудничества и развитии транспортной инфраструктуры, что, безусловно, важно для усовершенствования логистики и поддержки легкой промышленности.
Политические стратегии в действии: анализ результатов
Для практической оценки влияния политических решений на развитие легкой промышленности России в текущих условиях целесообразно обратиться к Государственной системе цифровой маркировки товаров, предоставляющей аналитические отчеты о реальном обороте товаров1. Анализ этих данных позволяет выявить как положительные результаты политических действий, направленных на обеспечение стратегии импортозамещения, так и аспекты, требующие дальнейшей доработки. Рассмотрим основные выводы, полученные на основе данных о производстве и продажах обуви и одежды на конец первого квартала 2024 г.2
Прежде всего, следует отметить, что производство обуви в России в рассматриваемый период значительно увеличилось. Общий объем производства составил 46 784 тыс. пар, что на 10% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. При этом импорт обуви также показал незначительный рост, увеличившись на 1% и достигнув 100 860 тыс. пар. Эти данные свидетельствуют о сохраняющейся зависимости от импортных поставок, несмотря на политические усилия по стимулированию внутреннего производства. Что касается легкой промышленности в целом, производство текстильной продукции в первом квартале 2024 г. составило 34 770 тыс. ед., что на 20% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. При этом импорт текстильной продукции также увеличился на 3%, достигнув 31 199 тыс. ед. Спрос на продукцию также показывает важные социальные тенденции. Например, внутренний спрос на ключевые продукты обувной промышленности в первом квартале 2024 г. вырос на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. Эти данные свидетельствуют о высокой социальной значимости данной продукции и необходимости обеспечения ее доступности для населения.
Таким образом, анализируя результат действия политических процессов, направленных на импортозамещение, можно выделить как положительные результаты, так и аспекты, требующие дополнительного внимания. Среди положительных моментов следует отметить увеличение объемов внутреннего производства обуви и одежды, что подтверждает частичный успех программ импортозамещения и эффективность политических инициатив. Тем не менее, несмотря на общий рост локального производства, существуют и проблемные зоны. Снижение производства в определенных товарных категориях может свидетельствовать о трудностях в адаптации производственных мощностей или в доступности сырья и комплектующих. Более того, продолжающийся рост импорта обуви и текстиля, хотя и незначительный, указы-
1 Официальный сайт государственной системы маркировки и прослеживания Честный ЗНАК. Доступ: https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/about-marking/ (проверено 07.06.2024).
2 Датамаркет - платформа для обзоров рынка для Вашего бизнеса. - Официальный сайт государственной системы маркировки и прослеживания Честный ЗНАК. Доступ: https://xn--80aaani3am7aog.xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/ (проверено 07.06.2024).
92
ВЛАСТЬ
2025'01
вает на сохраняющуюся зависимость от иностранных поставок, что является вызовом для политики импортозамещения.
Следовательно, для улучшения ситуации необходимо усилить поддержку категорий продукции, в которых наблюдается снижение производства, через субсидирование и стимулирование локальных производителей. Безусловно, важно развивать инфраструктуру и логистику для обеспечения бесперебойного снабжения производственных мощностей необходимыми ресурсами. Программы обучения и повышения квалификации для работников легкой промышленности также должны быть продолжены и расширены, чтобы улучшить качество и конкурентоспособность отечественной продукции.
Заключение
Таким образом, международные санкции и логистические проблемы существенно влияют на легкую промышленность России, требуя адаптации политических процессов и институтов. При этом политическая значимость легкой промышленности проявляется в ее важной роли в обеспечении экономической безопасности и политической стабильности государства. Политические стратегии импортозамещения и оптимизация логистики являются важными направлениями для поддержания этой стабильности. Анализ представленных в этой статье данных показывает, что, несмотря на достижения в области импортозамещения и увеличение внутреннего производства, сохраняются проблемы, требующие решения.
Применяя концепцию системного анализа, можно утверждать, что международные санкции, влияя на основные элементы политико-экономической системы России, вызывают цепочку действий в сфере политического управления и экономики. Эти ответные меры со стороны институциональных структур являются прямой реакцией на внешние вызовы и выражаются в формировании стратегий импортозамещения и поддержки локального отечественного производства, подчеркивая важность легкой промышленности для политической и экономической стабильности России.
Список литературы
Берталанфи Л., фон. 1969. Общая теория систем: критический обзор. М.: Прогресс. 520 с.
Капустина Н.В., Сидоренко Г.Г. 2023. Влияние миграции на социально-экономическое состояние государства. - Отходы и ресурсы: интернет-журнал. Т. 10. № s2. Доступ: https://resources.today/PDF/0lFAOR223.pdf (проверено 18.01.2025).
Форрестер Д. 2003. Мировая динамика. М.: АСТ. 379 с.
2 0 2 5' 01
ВЛАСТЬ
93
KAZAKOV Vyacheslav Evgen'evich, Director of Logistics at JSC «New Fashion» (10 Presnenskaya Emb, Moscow, Russia, 123112; [email protected]); SPIN-code: 3381-2133
POLITICAL SIGNIFICANCE OF LIGHT INDUSTRY IN RUSSIA UNDER INTERNATIONAL SANCTIONS AND LOGISTICAL CHALLENGES
Abstract. In the context of international sanctions and logistical challenges, Russia's light industry faces significant challenges, requiring the adaptation of political processes and institutions. This article aims to explore the importance of Russia's light industry under current conditions, assess its influence on political processes and institutional transformations, and analyze political strategies and measures aimed at supporting the industry. The author pays a special attention to the interaction between light industry and political institutions, as well as its impact on economic security and social stability in the country. The article provides a definition of light industry and classifies enterprises based on the type of products they produce. It examines the effects of sanctions on production processes, supply chains, and political responses. Additionally, the paper discusses political initiatives and import substitution programs designed to sustain the light industry. Finally, the author draws the conclusion regarding the significance of light industry for Russia's political stability and economic security. Keywords: light industry, international sanctions, political processes, political institutions, political stability, import substitution
ПАВЛЕНКО Владимир Ильич — доктор экономических наук, профессор; ведущий научный сотрудник Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН (119017, Россия, г. Москва, Старомонетный пер., 35; [email protected]); член Международного арктического научного комитета (МАНК).
КУЦЕНКО Светлана Юрьевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры управления недвижимостью и развитием территорий Московского государственного университета геодезии и картографии (105064, Россия, г. Москва, Гороховский пер., 4; [email protected])
МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВАЯ БАЗА АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
Аннотация. Настоящей статьей авторы предпринимают попытку анализа согласованности и взаимосвязанности перспектив промышленного освоения и вовлечения в хозяйственный оборот наиболее востребованных народным хозяйством страны минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) со стратегическими направлениями развития важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации до 2035 г.
Ключевые слова: минерально-сырьевая база, Арктическая зона РФ, стратегические цели развития, транспортная инфраструктура
Основополагающим документом, определяющим наиболее важные цели, задачи и направления развития отраслей народного хозяйства, промышленности, инфраструктуры и социальной сферы России, а также отдельных