Тенденции и перспективы развития легкой промышленности России в период импортозамещения
Кириллов Денис Андреевич
аспирант, кафедра экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, [email protected]
В научной статье представлены результаты исследования основных тенденций и перспектив развития сектора легкой промышленности экономики России с учетом современных реалий международных торгово-экономических санкций, способствующих реализации национальных программ импортозамещения. Актуальность исследования на данную тематику обусловлена тем, что из-за принятых санкционных ограничений сформировались проблемы хозяйственной деятельности предприятий легкой промышленности в России. Поэтому главная задача для управленческого аппарата организаций - оптимизация бизнеса к новым условиям ведения деятельности. Для государства стратегической целью является проведение импортозамещения зарубежной продукции легкой промышленности на российскую, чтобы обеспечить потребителей доступным и качественным товаром. Методами научного исследования являются систематизация научных работ, использование макроэкономической статистики Федеральной службы государственной статистики России по сектору легкой промышленности. Также применялись субъектно-объектный, методы системного анализа, приемы сравнительного анализа, статистические методы научного исследования. В результатах статьи установлено, что программа импортозамещения направлена на поддержку российского производства, однако способна привести к расходам потребителей и снижению конкурентоспособности продукции на международных рынках.
Ключевые слова: легкая промышленность; импортозамещение; торгово-экономические санкции; импорт продукции; индекс промышленного производства; государственная политика.
Введение
Актуальность научного исследования на выбранную проблематику связана с тем, что из-за принятых санкционных ограничений сформировались проблемы хозяйственной деятельности предприятий легкой промышленности в России. Поэтому главная задача для управленческого аппарата организаций - оптимизация бизнеса к новым условиям ведения деятельности. Для государства стратегической целью является проведение импортозамещения зарубежной продукции легкой промышленности на российскую, чтобы обеспечить потребителей доступным и качественным товаром.
Таким образом, для обеспечения национальной безопасности России является необходимым формирование политики импортозамещения, поскольку возникла потребность в адаптации легкой промышленности к условиям масштабных международных торгово-экономических санкций, которые ограничивают импорт товаров иностранных производителей.
Поэтому целью научной статьи является проведение анализа основных тенденций и перспектив развития сектора легкой промышленности экономики России с учетом современных реалий международных торгово-экономических санкций, способствующих реализации национальных программ импортозамещения.
Для этого необходимо решение следующих задач:
4) рассмотреть тенденции развития легкой промышленности экономики России в период международных торгово-экономических санкций 2022 г.;
5) определить практическую роль программы импортоза-мещения при стимулировании развития легкой промышленности России;
6) провести анализ преимуществ и недостатков от использования программ импортозамещения при стимулировании развития предприятий легкой промышленности.
Объектом научного исследования выступает сектор легкой промышленности экономики России.
Предметом научного исследования являются тенденции и перспективы развития российской легкой промышленности в период импортозамещения.
Литературный обзор
Исследование проблематики развития легкой промышленности в экономике России имеет практическую новизну, поскольку она слабо изучена на текущий момент. Достаточно небольшое количество современных научных работ российских ученых посвящены исследованию тенденций и перспектив развития российской легкой промышленности.
Ряд работ ученых посвящены изучению влияния международных торгово-экономических санкций на развитие легкой промышленности России. При этом недостаточно исследована перспектива эффективности реализации национальных программ импортозамещения в целях поддержки развития российской легкой промышленности.
Несмотря на результаты предыдущих научных исследований, можно подвести к тому, что данная проблема малоизу-чена, что делает ее актуальной в современной практике.
X X
о
го А с.
X
го т
о
Материал и методы
В качестве методов научного исследования проводилась систематизация научных работ, относящихся к тематике развития легкой промышленности и реализации национальных
м о
м «
со сч о сч
о ш 00
<
00 о
программ импортозамещения. Использовалась макроэкономическая статистика Федеральной службы государственной статистики России по сектору легкой промышленности.
Также в работе применены субъектно-объектный, методы системного анализа, приемы сравнительного анализа, статистические методы научного исследования.
Результаты
Динамика развития легкой промышленности продолжает занимать низменное положение в секторе российской экономики. Об этом говорит спад производства трикотажа, обуви и швейных изделий, также присутствует большая доля контрафактных товаров, изготавливаемых подпольным производством. Также отрасль имеет слабые стороны в виде таких проблем, как значительный износ производственного оборудования, отсутствие престижа, низкая оплата труда, что объясняет причину непривлекательности отрасли для молодых работников [9].
Развитие легкой промышленности, организационно-экономическая и техническая перестройка данной отрасли является одной из наиболее актуальных задач российской экономики в ближайшей перспективе. Для повышения эффективности отрасли необходимо в полной мере использовать имеющийся потенциал страны. Легкая промышленность является одной из отраслей комплекса, производящего товары народного потребления. Данная отрасль является обрабатывающей и выпускает продукцию для населения: ткани, одежду, обувь, трикотаж, меховые изделия, головные уборы, текстильную и кожаную галантерею [10].
Тенденции и перспективы развития легкой промышленности России можно проанализировать благодаря статистическим данным. Так, первым индикатором оценки трендов развития является индекс промышленного производства.
ганами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в России [7].
Следующим индикатором тенденции развития легкой промышленности России можно считать место отрасли в структуре импорта производственных товаров. Эти данные отображены на графике (рис. 2).
Рисунок 1. Динамика индекса промышленного производства в России [6].
Таким образом, в периоде с марта 2023 г. индекс промышленного производства демонстрирует положительные значения, что свидетельствует о восстановлении легкой промышленности после застоя 2022 г., вызванного последствиями международных торгово-экономических санкций. По данным за сентябрь 2023 г. индекс промышленного производства составляет 105,6 пунктов.
В дату 7 октября 2022 г. было принято решение о изменении Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» с учетом современных реалий и вызовов. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности, организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности, ор-
Рисунок 2. Структура импорта продукции в экономике России (по категории товаров) за 2022 гг., в млрд долл. США [8].
Ключевым вектором законодательных мер государства по стимулированию развития легкой промышленности России в современных реалиях является реализация национальной программы импортозамещения.
Предпосылками для разработки и старта реализации национальной программы импортозамещения в России выступали следующие факторы:
- низкая конкурентоспособность ряда российских производителей и отраслей в борьбе за покупателей на международных рынках;
- угрозы для обеспечения национальной продовольственной безопасности, где большую часть продовольствия для российских граждан поставляется из-за рубежа;
- высокая степень зависимости потребительских цен на товары ряда категорий из-за валютной нестабильности курса российского рубля в отношении к иностранным денежным единицам;
- принятие международных торгово-экономических санкций странами Запада в отношении российских производителей и потребителей в 2014 и 2022 гг.;
- совмещение с целями стратегии социально-экономического развития России, где технологический суверенитет и интенсивный прогресс в отраслях национальной экономики выступают главными задачами для Правительства.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 328 от 15.04.2014 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», понятие «политика импортозамещения» - это стратегия государства в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности российских компаний реального сектора экономики на внутреннем и внешнем рынках [1].
Исследования показывают, что эффективность государственной политики импортозамещения ограничено, поскольку при помощи ее процессов решения всех комплексных проблем невозможно. Однако успешная политика импортозамещения способствует решению многих стратегических задач, являющихся приоритетными в период санкционных ограничений. Создаются целые производственные комплексы, сектора российской экономики, которые выводят производителей на новый конкурентный уровень
своего развития. Это покрывает тот спрос потребителей России, который существовал до 2022 г. [2].
Чтобы оценить эффективность государственной политики импортозамещения для развития легкой промышленности России количественным методом, можно использовать экономический показатель - коэффициент импортной нагрузки. Он рассчитывается при соотношение совокупного объема импорта к внутреннему валовому продукту экономики страны. Данный показатель также используется для оценки импортной активности и степени насыщения экономики импортной продукцией. Значения оценки коэффициента импортной нагрузки изображены на диаграмме (рис. 3).
Рисунок 3. Динамика коэффициента импортной нагрузки экономики России [3].
Таким образом, в периоде с 2016 по 2022 гг., когда длилась активная политика импортозамещения в российской экономике, коэффициент импортной нагрузки снизился более, чем в 2 раза (с 0,25 до 0,12). При этом данные за 2022 г. демонстрируют лучшие значения коэффициента импортной нагрузки - 0,12.
Обсуждение
Вышеперечисленные приоритеты формируют прогноз успешного проведения политики импортозамещения продукции зарубежных производителей продукцией легкой промышленности в России с целью обеспечения экономической безопасности российской экономики. Однако при реализации политики импортозамещения в легкой промышленности возможны следующие проблемы, формирующие угрозы, как [4]:
1. Импортозамещение выступает искусственным вмешательством государства в структуру конкуренции рынка, что означает сокращение развития конкурентной политики.
2. Производители ряда товаров в России остаются без надлежащей прежней конкуренции со стороны иностранных производителей, что делает их менее конкурентоустойчивыми на международных рынках.
3. Импортозамещение является искусственным ограничением импорта ряда товаров легкой промышленности, ранее потребляемых российскими потребителями, что повышает стоимость тех товаров, которые производятся внутренними производителями, поскольку рынки ощущают дефицит.
Оценивая текущие итоги государственной политики им-портозамещения для развития легкой промышленности в России, можно заметить много положительных результатов. Однако радоваться им заранее не стоит, поскольку эффективность проявляется лишь в ряде секторов отрасли. Главной целью должно выступать комплексное развитие российской легкой промышленности, а не лишь ряд отдельных сфер экономической деятельности. К тому же существует серьезная про-
блема в виду роста потребительских цен для покупателей, которые за счет своего кармана переплачивают при реализации программы импортозамещения [5].
Заключение
Подводя итоги научного исследования, можно прийти к выводам, что легкая промышленность в экономике России демонстрирует тенденцию развития. Это возможно благодаря реализации программ импортозамещения, которые поддерживают спрос на российскую продукцию легкой промышленности. Вместе с тем, необходима активная государственная поддержка при модернизации объектов производства, стимулирования инвестиций в инновационно-ориентированные проекты. Это позволит решить основную угрозу импортозамещения для предприятий легкой промышленности России - обеспечить увеличение качества и конкурентоспособности производимой продукции, которая уступает конкурентные позиции зарубежным конкурентам на международных рынках.
Литература
1. Дадашова Т.А., Плаксина М.М. Импортозамещение в Российской Федерации: механизм функционирования и эффективность // Актуальные проблемы экономики и управления. 2023. № 2 (38). С. 50-61.
2. Трысячный В.И. Оценка эффективности политики им-портозамещения как ключевого фактора обеспечения экономической безопасности // Фундаментальные исследования. 2022. № 5. С. 89-93.
3. Мешкова А.П., Вострикова Е.О. Оценка эффективности политики импортозамещения в контексте экономической безопасности // Beneficium. 2022. № 3 (44). С. 57-66.
4. Зуб А.А. Политика импортозамещения: условия, инструменты и механизмы реализации // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 8-3 (64). С. 110113.
5. Павлюкова А.В. Эффективность российского импорто-замещения: достижения, проблемы и перспективы // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2022. № 3 (48). С. 52-59.
6. Промышленное производство. Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/enterprise_industrial (дата обращения: 26.10.2023).
7. О промышленной политике в Российской Федерации. URL: https://docs.cntd.ru/document/420242984 (дата обращения: 26.10.2023).
8. Россия. Импорт и экспорт. URL: https://trendeconomy.ru/data/h2/Russia/TOTAL (дата обращения: 26.10.2023).
9. Напольских Д.Л., Опарина У.В. Легкая промышленность России: состояние и проблемы // Обществознание и социальная психология. 2022. № 8 (38). С. 118-127.
10. Саргсян Ж.А., Кусков А.Н. Легкая промышленность как важнейшая отрасль производства товаров народного потребления // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 12-5 (75). С. 174-178.
Trends and prospects for the development of light industry in Russia in the
period of import substitution Kirillov D.A.
St. Petersburg State University of Technology and Design
JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,
Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_
The scientific article presents the results of the study of the main trends and prospects of development of the light industry sector of the Russian economy taking into account the current realities of international trade and economic sanctions that contribute to the implementation of national import substitution programs. The relevance of the study on this topic is due to the fact that due to the adopted
О го А П.
sanctions restrictions formed problems of economic activity of enterprises of light industry in Russia. Therefore, the main task for the management apparatus of organizations is to optimize the business to the new conditions of activity. The strategic goal for the state is to carry out import substitution of foreign light industry products for Russian ones in order to provide consumers with affordable and high-quality goods. Methods of scientific research are the systematization of scientific works, the use of macroeconomic statistics of the Federal State Statistics Service of Russia on the light industry sector. Also applied subject-object, methods of system analysis, methods of comparative analysis, statistical methods of scientific research. The results of the article establish that the import substitution program is aimed at supporting Russian production, but it can lead to consumer spending and reduce the competitiveness of products in international markets.
Keywords: light industry; import substitution; trade and economic sanctions; import of products; industrial production index; state policy.
References
1. Dadashova T.A., Plaksina M.M. Import substitution in the Russian Federation: mechanism of functioning and efficiency // Actual problems of economics and management. 2023. № 2 (38). C. 50-61.
2. Trysyachny, V.I. Estimation of the import substitution policy efficiency as a key factor in ensuring economic security // Fundamental Research. 2022. № 5. C. 89-93.
3. Meshkova, A.P.; Vostrikova, E.O. Evaluation of the import substitution policy efficiency in the context of economic security // Beneficium. 2022. № 3 (44). C. 57-66.
4. Zub A.A. Import substitution policy: conditions, tools and mechanisms of implementation // Actual scientific research in the modern world. 2020. № 8-3 (64). C. 110-113.
5. Pavlyukova A.V. Efficiency of Russian import substitution: achievements, problems and prospects // Academic Bulletin of Rostov branch of the Russian Customs Academy. 2022. № 3 (48). C. 52-59.
6. Industrial production. Rosstat. URL: https://rosstat.gov.ru/enterprise_industrial (date of reference: 26/10/2023).
7. On industrial policy in the Russian Federation. URL: https://docs.cntd.ru/document/420242984 (date of reference: 26/10/2023).
8. Russia. Imports and exports. URL: https://trendeconomy.ru/data/h2/Russia/TOTAL (date of reference: 26/10/2023).
9. Napolskikh D.L., Oparina U.V. Light industry of Russia: state and problems // Social Science and Social Psychology. 2022. № 8 (38). C. 118-127.
10. Sargsyan J.A., Kuskov A.N. Light industry as the most important branch of production of consumer goods // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2022. № 12-5 (75). C. 174-178.
fO CN O
es
O m m x
<
m o x
X