Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2024. № 1. С. 61-77.
Herald of the Mosoow University of Finances and Law MFUA. 2024. № 1. С. 61-77.
Научная статья
УДК 339.9
doi:10.52210/2224669X_2024_1_61
Особенности и перспективы реализации политики импортозамещения в России
Алла Борисовна Конобеева1, Ольга Владимировна Маркова2
1 Московский финансово-юридический университет МФЮА, г. Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0969-9631
1 Академия труда и социальных отношений, г. Москва, Россия
2 Московский Международный университет, г. Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 603 от 15 апреля 2023 г., в котором определены приоритетные направления проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики России, были выбраны промышленные направления по обеспечению данного суверенитета нашего государства. Для стимулирования реализации политики импортозамещения, помимо механизмов, необходимы еще следующие условия: ресурсное обеспечение (природные, физические и человеческие ресурсы), политическая стабильность для обеспечения законности и порядка, финансовая обеспеченность (доступ к капиталу и кредитам) и технологическое развитие (для производства высококонкурентной по мировым меркам продукции). Достижение экономической независимости обеспечит условия и предпосылки для достижения национальной стабильности и безопасности на международной арене. Только в этом случае самодостаточная экономика не будет зависима от международных катаклизмов и негативных последствий процессов глобализации, что позволит сформировать самодостаточную национальную экономику, свободную от международных санкций и других ограничений, и реализовывать общенациональные интересы.
Ключевые слова: санкционная политика, импортозамещение, санкционное давление, технологический суверенитет, структурная адаптация экономики, промышленный потенциал, конкурентоспособность, адаптация экономики,
© Конобеева А.Б., Маркова О.В., 2024
технологическая оснащенность, квалифицированный персонал, международные мультимодальные перевозки, денежно-кредитная политика, налогово-бюджетная политика, торговая политика, внешняя торговля, ресурсное обеспечение, логистический поток, товарный поток, техническое регулирование, цифровая трансформация, технопарки, национальная безопасность, продовольственная безопасность, общенациональные интересы
Для цитирования: Конобеева А.Б., Маркова О.В. Особенности и перспективы реализации политики импортозамещения в России // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2024. № 1. С. 61-77. https:// doi:10.52210/2224669X_2024_1_61.
Original article
Features and prospects for implementation of import substitution policy in Russia
Alla B. Konobeeva1, Olga V. Markova2
1 Mosoow University of Finances and Law MFUA, Mosoow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0969-9631
1 Academy of Labour and Social Relations, Mosсow, Russia
2 Moscow International University, Mosсow, Russia, [email protected]
Abstract. In accordance with the Decree of the leadership of the Russian Federation № 603 of April 15, 2023, which limits the priority areas of projects for technological sovereignty and structural adaptation of the Russian economy, the areas of industrial support specified by the sovereignty of our state were chosen. To stimulate the implementation of the import substitution policy, in addition to the mechanisms, the following conditions are also necessary: resource support (natural, physical and human resources), political stability to ensure law and order, financial security (access to capital and credit) and technological development (for the production of highly competitive products). world product standards). Achieving economic independence will provide the conditions and prerequisites for achieving national stability and security in the international arena. Only in this case will a self-sufficient economy not be dependent on international disasters and the negative consequences of globalization processes, which will allow the formation of a self-sufficient national economy, free from international sanctions and other restrictions, and the realization of national interests.
Keywords: sanctions policy, import substitution, sanctions pressure, technological sovereignty, structural adaptation of the economy, industrial potential, competitiveness, adaptation of the economy, technological equipment, qualified personnel, international multimodal transportation, monetary policy, fiscal policy, trade policy, foreign trade, resource provision, logistics flow, commodity flow,
<g!fc>
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
technical regulation, digital transformation, technology parks, national security, food security, national interests
For citation: Konobeeva A.B, Markova O.V. Features and prospects for implementation of import substitution policy in Russia // Herald of the Mosсow University of Finances and Law MFUA. 2024. № 1. Р. 61-77. https://doi:10.52210/2224669X _2024_1_61.
Вот уже целое десятилетие реализуется санкционная политика в отношении нашей страны со стороны недружественных нам стран. В ответ на введенные международные санкции Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 была утверждена Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [1]. В данном документе были определены планы развития импортозамещения на основе использования инновационных технологий для повышения промышленного потенциала РФ.
В ответ на постоянное наращивание санкционного давления Правительство РФ 15 апреля 2023 г. издало Постановление № 603, в котором определило приоритетные направления проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики России [2]. Были выделены 13 приоритетных промышленных направлений по обеспечению технологического суверенитета нашего государства. В качестве приоритетных направлений промышленного развития выделены те отрасли, где уровень зависимости от импорта продукции и технологий составляет более 50 %.
Также в данном документе рассматриваются меры, необходимые для обеспечения адаптации экономики России к усиливающемуся санкционному давлению со стороны недружественных стран. Эти проекты ориентированы на создание современной инфраструктуры (железнодорожной, портовой, газотранспортной), что позволит перестроить логистические потоки в дружественные страны, формирование технопарков с высокой технологической оснащенностью и квалифицированным персоналом, создание логистических центров для организации международных мультимодальных перевозок различной продукции [3].
Для эффективной реализации задач, поставленных в нормативно-правовых документах, необходимо использовать три основные составляющие в государственной политике импортозамещения: денежно-кредитную, налогово-бюджетную и торговую [7].
Денежно-кредитная политика связана со стимулированием инвестиций в развитие собственной промышленности за счет привлекательных условий по заимствованию банковского капитала и получению льгот на эти цели. Налогово-бюджетная политика направлена на формирование целевых фондов для развития, например, высокотехнологичного сектора экономики. Торговая политика определяет инструменты и механизмы осуществления внешней торговли с целью сбалансированного по спросу и предложению товарного потока.
Помимо механизмов для стимулирования реализации политики импортозамещения в нашей стране, по мнению ряда ученых, необходимы еще определенные условия: ресурсное обеспечение (природные, физические и человеческие ресурсы), политическая стабильность для обеспечения законности и порядка, финансовая обеспеченность (доступ к капиталу и кредитам) и технологическое развитие (для производства высоко конкурентной по мировым меркам продукции) [14; 15].
Достижение экономической независимости обеспечит условия и предпосылки для достижения национальной стабильности и безопасности на международной арене. Самодостаточная экономика не будет зависима от международных катаклизмов и негативных последствий процессов глобализации, что позволит сформировать самодостаточную национальную экономику, свободную от международных санкций и других ограничений. также она будет направлена на реализацию общенациональных интересов.
Кроме того, мы полностью согласны с мнением авторов статьи с тем [13], что инновационная экономическая политика России в условиях импортозамещения должна носить социально ориентированный характер, то есть в первую очередь определять те направления экономического развития и хозяйственные отрасли, которые создают блага для населения и поднимают уровень качества жизни (здравоохранение, образование, жизнеообеспечение, культура и т.д.).
Однако следует понимать, что замкнутый внутри одной страны экономический цикл будет неэффективен по сравнению с международными производственно-торговыми отношениями со страновой специализацией в глобальном распределении своих компетенций. Кроме того, из-за ограничения конкуренции со стороны импортных товаров и технологий, отечественное производство может стать
менее качественным и дорогостоящим. Поэтому к реализации политики импортозамещения надо подходить комплексно и обдуманно, оценивая сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы, то есть принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации.
Президент РФ В.В. Путин, выступая 17 июня 2022 г. на Петербургском международном экономическом форуме, заявил, что «импортозамещение - это не панацея, не кардинальное решение. Если мы будем лишь повторять других, пытаться заменить пусть и самыми качественными копиями иностранные товары, то будем находиться в позиции постоянно догоняющих. А надо быть на шаг впереди, создавать собственные конкурентные технологии, товары и сервисы, которые способны стать новыми мировыми стандартами» [17].
Прежде всего, следует определить отрасли, менее зависимые от импортного производства и посредством построения цепочки создания ценности воздействовать на импортозависимые отрасли. Для этого достаточно будет сравнить динамику объема товаров и его структуру при импорте и экспорте (таблицы 1 и 2).
Как показывают данные статистики, импорт в Россию за январь 2022 г. составил 23,3 млрд долл., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 39,1 %. В основном импортировались:
31 % - Машины, оборудование и аппаратура: поставки из Китая
(50 %), Германии (7 %), США (4 %). 13 % - Транспорт: поставки из Южной Кореи (29 %), Китая (16 %), Японии (13 %).
12 % - Продукция химической промышленности: поставки из Китая (19 %), Германии (12 %), Франции (7 %). 7 % - Металлы и изделия из них: поставки из Китая (33 %), Казахстана (10 %), Украины (9 %). 6 % - Пластмассы, каучук и резина: поставки из Китая (29 %),
Германии (11 %), Южной Кореи (7 %). 5 % - Текстиль: поставки из Китая (36 %), Бангладеша (13 %),
Узбекистана (7 %). 4 % - Продукты растительного происхождения: поставки из Турции
(11 %), Эквадора (10 %), Бразилии (7 %). 4 % - Пищевые продукты, напитки, табак: поставки из Германии (9 %), Беларуси (8 %), Италии (7 %).
Таблица 1
Динамика и структура импортируемых в Россию товаров (по данным Информационной системы Ru-Stat https://ru-stat.su/analytics/9291)
Группа товара Январь 2021 г. Январь 2022 г Изм. Доля
16: Машины, оборудование и аппаратура 5,16 млрд долл. 7,27 млрд долл. +41 % 31,2%
17: Транспорт 2,21 млрд долл. 2,97 млрд долл. +34 0 ь 12,7 %
06: Продукция химической промышленности 2,2 млрд долл. 2,81 млрд долл. +28 % 12,1 %
15: Металлы и изделия из них 1,1 млрд долл. 1,7 млрд долл. +55 % 7.3 %
07: Пластмассы, каучук и резина 934 млн. 1,49 млрд долл. +59 % 6,4 0 ь
11: Текстиль 769 млн долл. 1,07 млрд долл. +39 % 4.6 %
02: Продукты растительного происхояедения 859 млн долл. 1,04 млрд долл. +21 % 4.4 0 ь
04: Пищевые продукты, напитки, табак 675 млн долл. 856 млн долл. +27 0 ь 3.7 %
23: Прочие товары - 747 млн долл. - 3.2 0 ь
20: Разные промышленные товары 420 млн долл. 608 млн долл. +45 % 2.6 %
Все остальные 2,45 млрд долл. 2,76 млрд долл. + 13 % 11,9%
Итого: 16,8 млрд долл. 23,3 млрд долл. +39 % 100 %
Таблица 2
Динамики и структура экспортируемых из России товаров (по данным Информационной системы https://ru-stat.su/analytics/9291)
Группа товара Январь 2021 г Январь 2022 г Изм. Доля
05: Минеральные продукты 11,7 млрд долл. 20,1 млрд долл. +71 % 43,8 %
23: Прочие товары - 10,5 млрд долл. - 22,8 %
15: Металлы и изделия из них 2,88 млрд долл. 5,5 млрд долл. +91 % 12 %
06: Продукция химической промышленности 1,12 млрд долл. 2,53 млрд долл. + 126% 5,5 %
14: Драгоценности 1,96 млрд долл. 1,55 млрд долл. -21 % 3,4 0 ь
16: Машины, оборудование и аппаратура 642 млн долл. 922 млн долл. +44 0 ь 2%
09: Древесина и изделия из нее 582 млн долл. 781 млн долл. +34 0 ь 1.7 %
07: Пластмассы, каучук и резина 497 млн долл. 720 млн долл. +45 % 1.6 %
02: Продукты растительного происхояедения 1,25 млрд долл. 701 млн долл. -44 % 1,5 %
04: Пищевые продукты, напитки, табак 425 млн долл. 529 млн долл. +25 % 1.2 %
Все остальные 5,44 млрд долл. 2,06 млрд долл. -62 0 ь 4.5 %
Итого: 26,5 млрд долл. 45,8 млрд долл. + 73 % 100 %
3 % - Прочие товары: поставки из США (63 %), Ирана (12 %),
Франции (11 %). 3 % - Разные промышленные товары: поставки из Китая (63 %), Беларуси (5 %), Польши (3 %).
Экспорт из России за январь 2022 г. составил 45,8 млрд долл., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на +72,9 %. В основном экспортировались: 44 % - Минеральные продукты: Поставки в «Китай» (24 %), «Нидерланды» (13 %), «Южную Корею» (7 %). 23 % - Прочие товары: Поставки в «Турцию» (27 %), «Германию»
(15 %), «Италию» (11 %). 12 % - Металлы и изделия из них: Поставки в «Нидерланды» (35 %),
«Турцию» (7 %), «Германию» (6 %). 6 % - Продукция химической промышленности: Поставки в «Бразилию» (16 %), «Финляндию» (9 %), «Эстонию» (5 %). 3 % - Драгоценности: Поставки в «Англию» (43 %), «США» (11 %),
«Бельгию» (9 %). 2 % - Машины, оборудование и аппаратура: Поставки в «Казахстан» (16 %), «Китай» (11 %), «Беларусь» (11 %). 2 % - Древесина и изделия из нее: Поставки в «Китай» (26 %), «Японию» (6 %), «Узбекистан» (6 %). 2 % - Пластмассы, каучук и резина: Поставки в «Беларусь» (14 %),
«Казахстан» (11 %), «Турцию» (10 %). 2 % - Продукты растительного происхождения: Поставки в «Турцию» (14 %), «Египет» (12 %), «Беларусь» (9 %). 1 % - Пищевые продукты, напитки, табак: Поставки в «Казахстан» (18 %), «Турцию» (11 %), «Беларусь» (9 %).
Несмотря на опережение общего прироста экспорта над импортом, цифры показывают, что ввоз товаров до февраля 2022 г. рос стабильно по каждой позиции. В экспорте некоторые группы товаров сократились при высокой доле минеральных продуктов. Такое нестабильное положение привело к тому, что в результате выросла доля потерь выручки отраслей из-за компаний, приостановивших деятельность на территории России (таблица 3) [19].
На сегодняшний день в тех отраслях, где доля импорта составляет более 60 %, в первую очередь необходимо осуществлять мероприятия по импортозамещению. Это прежде всего: тяжелое
машиностроение, производство отечественного программного обеспечения и компьютерного оборудования, станкостроение, самолетостроение, текстильная промышленность, медицинская техника и фармацевтическое производство.
Таблица 3
Объемы падения выручки в отраслях из-за компаний, приостановивших деятельность на территории России (на 31.03.2022 г.)
Отрасль Объем падения, %
Легкая промышленность 19,7
Торговля товарами длительного пользования, кроме а/м 8,8
Торговля прочими непродовольственными товарами 6,0
Химическая промышленность 4,6
Сфера услуг, туризм, гостиничный бизнес 4,3
Информационные технологии 3,8
Всего 2,6
Для поддержки данных отраслей Фонд развития промышленности утвердил специальную программу «Формирование компонентной и ресурсной базы», по которой российские производители импортозамещающей продукции смогут получить займы до 500 млн руб. сроком на три года под 5 % годовых на приобретение сырья, комплектующих и запасных частей. Также в 2022 г. был скорректирован механизм предоставления субсидий на НИОКР в целях расширения количества предприятий-получателей поддержки на развитие новых технологий.
Одной из приоритетной и социально значимой отраслью российской экономики для импортозамещения является фармацевтика. При этом, по оценке Минпромторга РФ, отечественные производители могут заменить две трети стратегически значимых и половину жизненно необходимых и важнейших препаратов. Помимо фармацевтики, Минпромторг РФ отнес к отраслям ускоренного импор-тозамещения авиастроение, радиоэлектронику, реабилитационную индустрию и энергетическое машиностроение [4].
Амбициозная задача стоит перед производителями отечественной авиационной техники. Для этого еще в 2019 г. были запущены
программы импортозамещения «Суперджет-100» и МС-21, но после начала СВО эти задачи стали еще актуальнее. Необходимо также решить вопрос по воссозданию производства электронных компонентов для высокотехнологичной продукции отечественного производства. При этом российские производители электронной техники должны войти в топ-5 в мире к 2030 г.
За счет целевого использования финансовых средств Фонда развития промышленности планируется заменить отечественными образцами детали ключевых узлов локомотивов, электропоездов и путевой техники в отрасли железнодорожного машиностроения [6].
Для мониторинга ситуации в каждой отрасли и согласования спроса и предложения на импортозамещение следует активно использовать информационно-поисковые системы в промышленности, в том числе государственную информационную систему промышленности (ГИСП). Кроме того, в марте 2022 г. Минпромторг РФ запустил «Биржу импортозамещения», что было вызвано возросшей потребностью в промышленной продукции отечественного производства. Сервис реализован на электронной торговой площадке «Газпромбанка» - на базе и с помощью ресурсов ГИПС.
Также следует в комплексе использовать и другие меры, обеспечивающие независимость национальной российской экономики. Это политика повышения производительности и качества выпускаемой продукции, развитие и внедрение новаций и современных технологий, создание условий для взаимовыгодной торговли с дружественными для нашей страны государствами [16].
Таким образом, от реализации вынужденных мер по импор-тозамещению, которые были вызваны санкционными действиями недружественных стран, в перспективе следует постепенно переходить к политике экспортноориентированного импортозамеще-ния [8; 9; 10]. Последнее стратегическое направление предполагает следующие действия:
- развитие импортозамещающих и экспортноориентированных производств с высокой добавочной стоимостью;
- ускорение научно-технологического прогресса с использованием прорывных технологий;
- усиление глобальной конкурентоспособности на основе партнерства и сотрудничества в целях устойчивого развития для сохранения ресурсов будущим поколениям;
— структурная трансформация экономики с увеличением доли высокотехнологичного производства и знаниеёмкой продукции.
При развитии отечественных технологий с целью импортоза-мещения необходимо учитывать, что наиболее перспективные из них могут значительно воздействовать и на другие сферы хозяйственной деятельности [12]. Например, за счет развития 1Т-технологий можно обеспечить частичное замещение функций в таких ранее обособленных сферах деятельности, как медицина (возможность автоматизированной постановки предварительного диагноза, дистанционный мониторинг состояния «тяжелых» больных в реальном времени и т.д.), выполнить проектирование и конструирование (создание в автоматизированном порядке «умных» проектов технических решений без участия человека), эффективно управлять логистическими потоками (проектирование маршрутов, беспилотная навигация транспорта), создавать современные детали и конструкции, а также целые объекты с помощью технологии аддитивного производства (3D принтинг) и т.д. [18].
Учитывая приоритеты реализации политики импортозамеще-ния в нашей стране, необходимо проводить ежегодный мониторинг на основе динамики основных экономических показателей. Положительная динамика должна прослеживаться по следующей цепочке показателей: увеличение отечественного производства продукции с высокой добавленной стоимостью; превышение роста экспорта над импортом и увеличение доли высоко технологичной продукции в экспортных поставках - см. формулу (1) [7].
техн.эксп. \ эксп
Т Т
> -Г"--- > Т--- , (1)
эксп импор ВВП
где ТВВП - темпы изменения валового внутреннего продукта в стране, Тэксп - темпы изменения экспорта продукции из страны, Тимпор - темпы изменения импорта продукции в страну, Т - темпы изменения экспорта высоко технологичной про-
техн.эксп. г г
дукции.
Далее продемонстрируем оценку выполнения данного неравенства на примере показателей статистики за 2020-2021 гг. (таблица 4).
Таблица 4
Динамика основных показателей для оценки реализации политики импортозамещения
(составлено авторами)
Показатели 2020 г. 2021 г. Темп изменений
со странами дальнего зарубежья со странами СНГ Итого со странами дальнего зарубежья со странами СНГ Итого со странами дальнего зарубежья со странами СНГ Итого
экспорт, млн. долл. США 288 605 48 690 337 295 427 587 65 320 492 907 1,482 1,342 1,461
импорт, млн. долл. США 207 088 25 051 232 139 259 072 31 493 290 565 1,251 1,257 1,252
коэффициент соотношения экспорта к импорту 1,394 1,944 1,453 1,650 2,074 1,696 1,184 1,067 1,168
Экспорт и импорт технологий и услуг технического характера число соглашений стоимость предмета соглашения, тыс. долл. США поступление/ выплаты средств за год, тыс. долл. США число соглашений стоимость предмета соглашения, тыс. долл. США поступление/ выплаты средств за год, тыс. долл. США число соглашений стоимость предмета соглашения, тыс. долл. США поступление/ выплаты средств за год, тыс. долл. США
экспорт 5349 50 846 478 4 674 184 6 783 40 848 740 4 662 723 1,268 0,803 0,998
импорт 5775 13 731 965 4 824 943 6 701 19 846 206 5 044 265 1,160 1,445 1,045
коэффициент соотношения экспорта к импорту 0,926 3,703 0,969 1,012 2,058 0,924 1,093 0,556 0,954
ВВП, млрд. руб. 106 607 130 795 1,227
Подставляя в формулу (1) значения темпов изменения экономических показателей:
0,998 > 1,461 > 1,461 1,461 > 1,252 > 1,227 ,
получим следующий результат: 0,683 < 1,167 < 1,191
Таким образом, требуемое неравенство нарушается, что свидетельствует о негативной тенденции реализации политики импор-тозамещения.
Реализация политики импортозамещения в российской экономике - это очень длительный эволюционный процесс, на пути которого необходимо преодолеть следующие барьеры:
- доведение отечественных производственных технологий и необходимых для этого ресурсов до качества мирового уровня, конкурирующих на международном рынке и пользующихся спросом по среднерыночной цене;
- создание собственных технологических цепочек замкнутого цикла;
- обеспечение необходимыми интеллектуальными ресурсами в сфере высоких технологий;
- государственные меры по снижению негативных последствий от международных санкций и стимулирование развития внутреннего рынка в РФ, организация госзакупок;
- участие государства в капитале национальных компаний по производству технологически сложных машин и оборудования;
- вовлечение российских банков в финансирование проектов по импортозамещению, создание стимулов для инвесторов.
Данный эволюционный процесс обеспечения самодостаточности отечественной экономики, по мнению экспертов, может проходить три основные стадии: импортозамещение, импортоопережение и инновационный рывок в развитии экономики - переход к новой модели экономического роста на основе отечественных наукоемких технологий [13].
В зависимости от ситуации, которая сложилась на сегодняшний день в отрасли, эксперты Высшей школы экономики в своем аналитическом докладе «Импортозамещение в России: вчера и зав-
тра» выделили семь ключевых направлений импортозамещения. В свою очередь данные ориентиры в политике импортозамещения по перспективности можно разделить на три блока (таблица 5) [5].
Таблица 5
Основные направления реализации политики импортозамещения
Блоки № Направления
Долгосрочный 1 Мобилизационная активация НИОКР и развитие собственных технологий (авиастроение)
2 Реинтеграция в глобальные цепочки на более выгодных условиях (биоиндустрия с новыми направлениями (Геномика микроорганизмов, Инженерная энзимология, Метаболомика) и медтехника)
Среднесрочный 3 Адаптация - выборочное использование импортных технологий (легкая промышленность)
4 Релокация в цепочки поставок и добавленной стоимости дружественных стран (отрасль электроники)
5 Цифровая трансформация отраслей для развития новых производств на основе интеграции компонентов
Кратко срочный 6 Использование дженериковой модели, то есть применение незапатентованных технологий, а также товаров-заменителей
7 Выпуск предыдущих моделей продукции (автомобилестроение) и упрощение технического регулирования
Первый блок ориентирован на долгосрочную перспективу и включает стратегии, связанные с развитием собственных технологий за счет активизации НИОКР, например, в авиастроении (в том числе гражданском). Сюда же относятся и действия по реинтеграции в глобальные цепочки только на более выгодных условиях для развития биоиндустрии и медицинской техники.
Среднесрочные стратегии импортозамещения отнесены ко второму блоку. Так, в электронике вероятна релокация в цепочки поставок и добавленной стоимости дружественных стран. Также следует обратить внимание на цифровую трансформацию отраслей, что позволит развернуть новые производства за счет интеграции компонентов.
Третий блок действий ориентирован на быстрый эффект для удовлетворения насущных внутренних потребностей отечественной экономики. В него вошли такие способы, как переход на упрощенные технологии и использование продуктов-заменителей. Так, в фармацевтике и отдельных сегментах 1Т предлагается использование дженериковой модели. В автомобилестроении, по мнению экспертов, целесообразен переход к выпуску продукции предыдущих поколений при упрощении технического регулирования и стандартов для сохранения производства.
Несмотря на многообразие вариантов реализации политики импортозамещения, по мнению заместителя директора Центра исследований структурной политики ВШЭ Михаила Кузыки, существуют всего две ключевые модели - открытая модель с экспортом (Южная Корея, Тайвань, Малайзия и др.) и закрытая, с опорой на собственный рынок (отдельные страны Латинской Америки и Африки). Для формирования открытой модели важна предсказуемость политики государства, расстановка приоритетов, поощрение конкуренции и создание благоприятного климата для предпринимателей. Кроме того, на самих предприятиях должна быть выстроена политика импортозамещения и сформирована эффективная система менеджмента, способствующая развитию и внедрению новаций не только высоких технологий, но и любых процессов, в том числе управленческих [11].
Также не следует гнаться за повсеместным импортозамеще-нием, а обратить внимание на ключевые отрасли, которые обеспечат структурные эффекты, то есть взаимосвязь передовых технологий с возможностью их интеграции и обмена знаниями и интеллектуальным капиталом. При реализации проектов по импортозамещению необходимо сбалансировать интересы разных участников и учитывать не только коммерческую эффективность, но и пользу для потребителей (например, обновление парка метро и трамваев с заменой импортных комплектующих отечественными).
Таким образом, реализация политики импортозамещения будет способствовать созданию в нашей стране предпосылок для развития сбалансированной и диверсифицированной экономики [20]. Производство высокотехнологичной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции будет способствовать привлечению финансов в бюджет государства, росту квалификации трудовых ресурсов,
<g!fc>
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
созданию непрерывной цепочки формирования потребительской
ценности выпускаемых товаров и услуг, повышению уровня добавочной стоимости, которая будет консолидироваться внутри страны.
Список источников
1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"» (с изменениями и дополнениями) URL: https://base.garant.ru/70643464/? ysclid=lt46z12qxr688072587 (дата обращения: 23.01.2024).
2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 15 апреля 2023 г. № 603 «Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации». URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202304170025?index=1&rangeSize=1 (дата обращения: 23.01.2024).
3. Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/ docs/48272 (дата обращения: 23.01.2024).
4. Абдикеев Н.М. Импортозамещение в высокотехнологичных отраслях промышленности в условиях внешних санкций // Управленческие науки. 2022. № 3.
5. Высшая школа экономики представила в МИА «Россия сегодня» аналитический доклад «Импортозамещение в России: вчера и завтра». URL: https://e-cis.info/news/566/107095/ (дата обращения: 23.01.2024).
6. Горин Е.А., Кузнецов С.В. О мерах по активизации национального промышленного производства в условиях санкционных ограничений // Россия: тенденции и перспективы развития. 2022. № 17-2.
7. ДрапезаЕ.В. АндрееваЕ.С. Оценка эффективности импортозамещения: методический аспект // Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. № 1-1 (107)
8. Журавлев П.В., Конобеева А.Б. Проблемы государственного регулирования продовольственного рынка России // Вестник Академии. 2012. № 4.
9. Журавлев П.В., Конобеева А.Б. Проблемы импортозамещения в современных условиях // Вестник Академии. 2020. № 4.
10. Зеленцова Л.С., Солодовник Е.В., Романишина Т.С., Исламутдино-ва Д. Ф., Борисова А.Ю. Импортозамещение в экономической политике России // Инновации и инвестиции. 2023. № 8.
11. Киселева О.Н., Ализаде Ф.Ф. Система управления предприятием как фактор реализации политики импортозамещения // Основы ЭУП. 2023. № 2 (37).
12. Конобеева А.Б. Аграрная сфера АПК России в условиях трансформации современной экономики // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2022. № 1.
13. Лантер Н.Н. От импортозамещения к инновационному развитию экономики РФ // Россия: тенденции и перспективы развития. 2022. № 17-2.
14. Осадчий Э.А., Литвинова Е.В., Кочетков Е.П., Данилова В.А., Мешков С.А. Импортозамещение как основной вектор экономической политики России // Инновации и инвестиции. 2023. № 5.
15. Осадчий Э.А., ЕгороваЕ.Н., Мешков С.А., Багратуни К.Ю., ЯрововаВ.В. Инновационная экономическая политика России в условиях импортозамещения // Инновации и инвестиции. 2023. № 4.
16. Посаднева Е.М., Багратуни К.Ю. Актуальные вопросы проведения политики импортозамещения в России в современных экономических условиях // Финансовые рынки и банки. 2023. № 5.
17. Путин В.В. Импортозамещение не является панацеей, надо не копировать, а быть на шаг впереди. URL: https://tass.ru/ekonomika/14954319?utm_ source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google. com&utm_referrer=google.com (дата обращения: 23.01.2024).
18. Тимохин Д.В., Панин А.В., Успенская И.Н. Моделирование импортозамещающего развития отрасли на основе метода экономического креста // Научный результат. Экономические исследования. 2022. № 2.
19. Шапошников А. Санкционное импортоопережение // Перспективное развитие. 2022. № 1 (6).
20. Штейн Е.М., Конобеева А.Б. Жизнеспособность отечественного продовольственного рынка в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-1 (79).
Информация об авторах
А.Б. Конобеева - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент;
доцент кафедры таможенного дела и права Московского
финансово-юридического университета МФЮА, г. Москва, Россия;
доцент кафедры экономики труда и управления персоналом
Академии труда и социальных отношений (АТиСО), г. Москва, Россия
<g!fc>
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
О.В. Маркова - кандидат экономических наук, доцент; доцент кафедры государственного и муниципального управления Московского Международного университета, г. Москва, Россия
Information about the authors
A.B. Konobeeva - Candidate of Sciences in Agriculture, Associate Professor; Associate Professor of the Department of Customs Affairs and Law of the Mosœw University of Finances and Law MFUA, Mosœw, Russia; Associate Professor of the Department of Labor Economics and Personnel Management of the Academy of Labour and Social Relations, Mosœw, Russia
O.V. Markova - Candidate of Sciences in Economics, Associate Professor; Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration of the Moscow International University, Mosœw, Russia
Статья поступила в редакцию 25.01.2024; одобрена после рецензирования 21.02.2024; принята к публикации 26.02.2024.
The article was submitted 25.01.2024; approved after reviewing 21.02.2024; accepted for publication 26.02.2024.