Научная статья на тему 'Политические взгляды А. С. Изгоева в контексте изучения кадетской интеллигенции в эмиграции'

Политические взгляды А. С. Изгоева в контексте изучения кадетской интеллигенции в эмиграции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
223
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИБЕРАЛИЗМ / СОЦИАЛИЗМ / ЭВОЛЮЦИЯ / ПОРЕВОЛЮЦИОННОСТЬ / СВОБОДА / КАДЕТСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / КАДЕТСКАЯ ПАРТИЯ / CADET'S INTELLIGENTSIA / LIBERALISM / SOCIALISM / EVOLUTION / POST-REVOLUTION / FREEDOM / CADET PARTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ёхина Наталья Александровна

Анализируются политические взгляды Александра Соломоновича Изгоева в пореволюционной эволюции, демократического крыла кадетской интеллигенции в эмиграции. Рассматриваются идеи А.С.Изгоева о том, что при построении новой России должны быть учтены те изменения, которые принесла Октябрьская революция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.S. IZGOEV'S POLITICAL VIEWS IN THE CONTEXT OF RESEARCH EMIGRATION OF CADET'S INTELLIGENTSIA

The author analysis political views of Alexander Solomonovich Izgoev under the post-revolutionary evolution of democratic wing in Cadet's intelligentsia in emigration. There is an Izgoev's idea that changes after the October Revolution should be taken in response to development a new Russia.

Текст научной работы на тему «Политические взгляды А. С. Изгоева в контексте изучения кадетской интеллигенции в эмиграции»

Проблема построения гражданского общества шире, чем просто его понимание и осознание. На наш взгляд, не удастся построить гражданское общество, заимствуя лишь его западный образец. Необходимо перенести его ведущие признаки на местную почву, совместив и соизмерив их с национальными особенностями и традиционными ценностями. В идеале гражданское общество справедливо и плюралистично. Оно не признает диктата и навязываний, поэтому для его формирования не должно быть серьезных препятствий. Оно не запрещает людям верить, руководствоваться своими убеждениями, не ограничивает их, а наоборот создает возможности самореализации и свободы.

Список литературы

Зубов, А. Современное русское общество и civil society: границы наложения II Pro et Contra. - 1997. - № 4.

Дилигенский, Г.Г. Что мы знаем о демократии и гражданском обществе? II Pro et Contra. - 1997. - № 4.

Теория государства и права: курс лекций I под ред. Н.И. Матузова и A.B. Малько. - М., 2001.

Геллнер, Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники I Московская школа политических исследований. - М., 2004.

© Сиражудинова C.B., 2011 H.A. Ёхина

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А.С. ИЗГОЕВА В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ КАДЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ЭМИГРАЦИИ

ЁХИНА Наталья Александровна - ведущий редактор Центра комплексных исследований российской эмиграции ИНИОН РАН (e-mail: natalia_ekhina @mail.ru)

Аннотация. Анализируются политические взгляды Александра Соломоновича Изгоева в пореволюционной эволюции, демократического крыла кадетской интеллигенции в эмиграции. Рассматриваются идеи А.С.Изгоева о том, что при построении новой России должны быть учтены те изменения, которые принесла Октябрьская революция.

Ключевые слова: либерализм, социализм, эволюция, пореволюционность, свобода, кадетская интеллигенция, кадетская партия.

Обращение к идейному наследию политического мыслителя и общественного деятеля, члена Конституционно-демократической партии (КДП) А.С. Изгоева* обусловлено тем, что он был одним из «самых острых и проницательных аналитиков» своего времени. Однако, по справедливому замечанию академика Ю.С. Пивоварова, А.С. Изгоев «пребывает в забвении» и известно о нем совсем немного2.

Соотнося мысли этого кадетского идеолога с генезисом кадетской «по-революционности», его политические взгляды с взглядами членов кадетской партии, принадлежащих к ее правому крылу, «милюковцы» крайне внимательно относились к его позиции, периодически отмечая некоторую эволюцию в сторону отстаиваемых ими идей.

После октябрьских событий 1917 г. А.С. Изгоев, как и его соратники по партии, решительно выступил против большевиков как узурпаторов власти. Однако непримиримое отношение к большевикам отнюдь не означало, что вся ответственность за произошедшее должна была быть возложена только на них. Размышления А.С. Изгоева были изложены в статье «Социализм, культура и большевизм», опубликованной на страницах известного сборника «Из глубины»3.

С этим сборником некоторые исследователи связывают начало формирования так называемой «пореволюционной идеологии». По заключению М.А. Колерова, статья Н.А. Бердяева «Духи русской революции», а точнее, внесенная в нее правка, отразившая полугодовую эволюцию взглядов мыслителя (с июля по октябрь 1918 г.), «равно дистанцирующая философа и от большевиков и от их противников»4, легла в основу формулирования концепции «пореволюционное™». А.В. Квакин справедливо отмечает, что идею, выраженную Бердяевым в его поправках, когда к словам: «новая Россия...не будет такой, какой представляют ее себе деятели и идеологи революции», он прибавляет: «но и не такой, ка-

* Изгоев (Ланде) Александр (Арон) Соломонович (1872 - 1935), профессор Новороссийского университета (Одесса), публицист, социолог, общественный и политический деятель. Первоначально был «легальным марксистом», с 1905 г - член Конституционно- демократической (кадетской) партии. На III съезде КДП избран в состав ЦК. Стал одним из ближайших литературных сподвижников П.Б. Струве. Постоянный сотрудник кадетских изданий («Речь», «Южные записки», «Русская мысль» и др.). Автор многочисленных работ: «Общинное право»(1906), «Русское общество и революция» (1910), «П.А. Столыпин»(1912), «Наши политические партии (1917) и т. д. В 1922 г. А.С. Изгоев был выслан из РСФСР и последние годы своей жизни провел в эмиграции.

2 См.: Пивоваров, Ю.С. Два века русской мысли / ИНИОН РАН - М., 2006. -С. 376, 378.

3 См.: Из глубины: сборник статей о русской революции.- М.: Изд-во МГУ, 1990.

4 Колеров, М.А. К истории «пореволюционных» идей: Н. Бердяев редактирует «Из глубины» (1918). Исследования по истории русской мысли: ежегодник за 1998 год / под ред. М.А. Колерова. - М.: ОГИ, 1998. - С. 321.

кой представляют ее себе деятели и идеологи контрреволюции», - можно считать основой большинства идей будущих «пореволюционеров»1.

А.С. Изгоев видел основную причину произошедшего «беспримерного государственного разгрома» в совершенном непонимании интеллигенцией «ни природы человека и силы движущих им мотивов, ни природы общества и государства и условий, необходимых для их укрепления и развития»2. Он не возлагал вину за произошедшие в России события только на большевиков, отмечая, что «все главные политические, социально-экономические и психологические идеи, в которых столетие воспитывалась русская интеллигенция, оказались ложными и гибельными для народа, в роли же критиков «выступили не те или иные литераторы, а сама жизнь» как высший авторитет, на критику которого не могло быть апелляции. Именно «большевики и их господство и воплотили в себе всю эту критику жизни», последовательно осуществив «все то, что говорили и к чему толкали другие». Они «лишь поставили точки над i, раскрыли скобки, вывели все следствия из посылок, более или менее красноречиво установленных другими»3.

Взгляды Изгоева сводились к пониманию того, что после свершившихся революционных потрясений, необходимо «уметь отличить в социализме то здоровое, что в нем есть, от утопических фантазий, столь гибельных для государства и народа». В качестве «ценного и жизненного» в социализме А.С. Изгоеву представлялись «социальные реформы в направлении постепенного обобществления созревших для этого производственных сил национального государства» и «демократическая гуманность, перешедшая к социализму от христианства»4.

Таким образом, «пореволюционность» идей мыслителя проявилась именно в стремлении увидеть и попытаться объективно оценить перспективы развития новой России с учетом тех изменений, которые принесла с собой Октябрьская революция; в понимании необходимости выделения из «утопических фантазий» того «здорового» и «жизненного», что несли в себе социалистические идеи, осмыслить то духовное преображение, которое должно было начаться с утверждения некой новой, политической, экономической и культурной реальности, которая была бы чем-то третьим по отношению к дореволюционному и советскому режиму.

В декабре 1922 г. на частном заседании членов партии Народной Свободы он сделал заявление, созвучное той позиции, которая проводилась им на страницах издания «Из глубины». А.С. Изгоев ратовал за коренной

1 Квакин, А.В. Сборник «Из глубины» 1918 года и формирование пореволюционной идеологии интеллигенции России. Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. - Вып. 4.- Ч. I. / ИНИОН РАН.- М., 2009.- С. 507.

2 Изгоев, А.С. Социализм, культура и большевизм / Сборник статей о русской революции « Из глубины». - М.: Изд-во МГУ 1990.- С. 152.

3 Там же.

4 Там же.

пересмотр партийной программы КДП «сообразно потребностям потрясенной переворотом страны». По его мнению, устроение России» требовало «свободного политического строительства», которое не тормозилось бы мнимыми величинами, утратившими былую силу, и сохранившими лишь старые предания и предрассудки и сложную сеть запутанных личных взаимоотношений. Изгоев был уверен, что кадетам было вполне по силам, настояв на открытом признании совершившихся фактов и «отбросив в сторону вопросы личного и партийного самолюбия», «открыть дорогу этому новому строительству»1.

Видимо, уже в этот период кадетский идеолог пришел к пониманию того, что намного позже, в 1932 г., он отмечал «слабость политических партий» и утверждал, что: «Молодежь, очутившаяся в эмиграции, а тем более выросшая в ней, в старые партии, ни в правые, ни в левые не идет»2. Это осознание, бесперспективности привлечения к старым политическим идеологиям свежих, способных быть действенными в политическом отношении сил, подводило его к мысли о необходимости роспуска партии Народной Свободы.

Попытки кадетов собрать партию воедино за пределами России не увенчались успехом. «Новая тактика», сформулированная П.Н. Милюковым и его сторонниками, вступив на путь самостоятельного политического существования, предусматривала новый период борьбы с большевиками после поражения «белых армий». Признавалась необходимость «считать вооруженную борьбу законченной, и военную диктатуру отмененной, открытого признания принципов республики, федерации и радикального решения аграрного вопроса - без предрешения воли Учредительного собрания»3. Основная ставка делалась «на развитие внутренних процессов в самой России»4.

11 августа 1921 г., под руководством кадетского лидера образовалась «Парижская демократическая группа партии Народной Свободы»5. По убеждению ее членов, именно «демократической мысли» предстояло попытаться наметить «политические и социально-экономические контуры будущей, освобожденной от большевизма России»6.

А.С. Изгоев не принадлежал к демократическому крылу КДП, а примыкал к образованной в 1924 г. «центральной кадетской группе». Данная

1 Протоколы заграничных групп Конституционно-демократической партии. 1922 г - М.: РОССПЭН, 1999. - С. 411.

2 Изгоев А.С. Рожденное в революционной смуте (1917-1932). Труды по россиеведению: сборник научных трудов. - Вып.1 / ИНИОН РАН. Центр россиеведения. - М., 2009. - С. 346.

3 Милюков, П.Н. Россия на переломе.- Т. 2. - Париж, 1927. - С. 240.

4 Милюков, П.Н. Эмиграция на перепутье. - Париж, 1926.- С. 89.

5 См.: Протоколы Центрального Комитета и заграничных групп Конституционно-демократической партии: В 6-ти т. - Т.5. - М., 1997. - С. 175.

6 Последние Новости. -1921. -10 июня.- № 351.

группа, хотя и была по многим своим установкам идеологически близка к группе демократической, так и не решилась пойти на «действительное сотрудничество с «новотактиками» и «быстро сошла с политической арены эмиграции»1. Несмотря на это, «милюковцы» всегда внимательно относились к позиции Изгоева, поскольку, по их мнению, он всегда старался мыслить самостоятельно, всегда предпочитал искание правды нагромождению софизмов, и его ошибки и заблуждения были честными ошибками ищущей мысли2.

Сторонники нового тактического курса, в частности на страницах «Последних Новостей», «с особенным удовольствием» отмечали признание Изгоевым того, что «революция не исчерпывается перечнем несчастий», и необходимо различать «господство коммунистов» от «народной революции в экономической и духовной жизни». Мысль А.С.Изгоева о том, «что решающее значение для России имеет не то, что зреет в умах беженцев, а то, что там, на родине происходит», была, по сути, тождественна той, которую отстаивали последователи «Новой тактики». Более того, подчеркивалось, что спор о толковании происходящих в России событий намного упростился бы, «если бы основное положение, подчеркнутое Изгоевым, было окончательно усвоено эмиграцией»3.

26 июня 1924 г. «Демократическая группа партии Народной Свободы» была переименована в «Республиканско-Демократическую группу партии Народной Свободы». Теперь для группы открывалась возможность «более свободного, чем ранее, приема в число ее членов»4. Несколько ранее, 8 июня 1924 г., конституировалось Республиканско-демократическое объединение (РДО)5. Именно с ним с 1926 г. была связана политическая работа П.Н. Милюкова и его сторонников, направленная на превращение объединения «в особую политическую партию, отличную и отдельную от всех существовавших ранее»6.

А.С. Изгоев хотя и считал П.Н. Милюкова одним из первых своих политических учителей, достаточно критично относился к возможности построения за границей «серьезных русских политических партий». Рес-публиканско-демократическое объединение он характеризовал как «клуб и литературное предприятие П.Н. Милюкова», в котором не было видно

1 Кувшинов, В.А. Деятельность кадетских партийных организаций в эмиграции (июль 1921 - март 1933). - М.: МАКС Пресс, 2009.- С. 215.

2 Завоевания революции // Последние Новости. - 1923. - 7 декабря. - № 1112.

3 Там же.

4 Протоколы Центрального Комитета и заграничных групп Конституционно-демократической партии: В 6 т. - Т. 6. - Кн. 2. «Протоколы заграничных групп конституционно-демократической партии. 1923-1933 гг.». - М.: РОССПЭН, 1999. - С. 301.

5 См.: Последние Новости. - 1924. - 11 июня.- № 1266.

6 Что такое Р.Д.О.? Бюллетень Республиканско-демократического объединения. -1925.- № 1.- Октябрь.- С. 5.

«ни силы, ни роста». Изгоев был убежден, что «подлинные русские партии создадутся только в России». Эмиграции же было под силу лишь содействовать «подготовке таких условий, при которых народные партии в России смогут сложиться и проявиться»1.

Говоря об отношении А.С. Изгоева к русскому социализму, представляется важным отметить, что мыслитель, по его собственному утверждению, с 1905 г., выступал против социализма «безрелигиозного и материалистического», тогда как «идеал социализма» в виде «гармонического устройства общественной жизни под верховенством религиозных и нравственных идей»2 всегда оставался близок Изгоеву.

Касаясь, вопроса о том, что можно и должно было дать молодежи, Изгоев писал: «Я считаю, что мы, «поколение, склоняющееся к закату»3, должны давать молодежи не призывы к вере - вера угрозами не рождается, - а правду о том, что мы видели и пережили»4. И именно в статье Изгоева, посвященной восприятию зарубежной молодежью такого понятия, как «свобода», «эрдеки» нашли подтверждение правильности выбранного ими политического курса. Речь шла о статье А.С Изгоева «Освобождение и свобода»5.

Поражаясь тому, как некоторые представители молодого поколения, готовясь «отдать свою жизнь за освобождение России», тут же с презрительной усмешкой произносили слово «свобода», идеолог кадетов пытался объяснить, что есть «истинная», а что «ложная» свобода. Свобода как «свобода от всего» являло собой понятие отрицательное, ведущее лишь к анархии. Свобода могла быть «только во имя чего-нибудь» и не как метафизическое понятие, а как «реальное начало устроения человеческой жизни». Это «что-нибудь» представлялось либо как нечто «целое» - «государство, народ, нация», либо как «часть» - «класс, социальная группа». При этом свобода личности, могла одинаково попираться, «свыше всякой надобности» и во имя «целого» и во имя «части». Но именно «коммунистический опыт» со всей ясностью обозначил «точную границу между свободой истинной и ложной». Будучи убежденным в том, что «без ограничения своей свободы человек в обществе жить не может», Изгоев тем не менее отмечал, что когда подобные ограничения «налагаются во имя части общества, класса» - пролетариата, дворянства, буржуазии, - в стране водворяется «глубоко оскорбительный для каждого человека» деспотизм, в качестве реакции на который выступает «революционная борьба». Однако - и это,

1 РГАСПИ. - Ф. 17.- Оп. 86.- Д. 229.- Л. 47-об.

2 Изгоев, А.С. Танцующий полемист // Руль.- 1924.- 18 апреля.- № 1026.

3 «Поколение, склоняющееся к закату» - выражение, процитированное Изгое-вым из передовицы «Дней».- Прим. авт.

4 Изгоев, А.С. Истерика в политике // Руль.- 1923.- 23 сентября.- № 857.

5 Изгоев, А.С. Освобождение и свобода // Россия и Славянство. - 1930. -10 мая.- № 76.

на наш взгляд, самое важное- «искренность каждого «во имя», определяющаяся готовностью личности «пожертвовать за него своей жизнью», должна идти не из чувства ненависти и злобы к своему врагу, а из любви к тому, во имя чего эта личность живет1.

Таким образом, российской эмигрантской молодежи на пути, ведущем к освобождению России от большевистского гнета, предстояло руководствоваться пафосом свободы во имя любви к «целому» - своей Родине, а не ненавистью, порожденной желанием отстоять интересы «части» в лице какого-либо определенного класса, партии и т. д.

Именно в этой позиции А.С. Изгоева «эрдеки» увидели «защиту» своего тезиса о том, что «пока в России одна программа, одна партия коммунистов, деспотическое владычество их обеспечено». Они были убеждены, что не «р.-д. молодежь» имел в виду «почтенный публицист» в своей статье, ибо для нее «простые истины», заключенные в словах Изгоева, были исходным положением всего «политического построения», а его «утверждение, что «без пафоса свободы вести борьбу нельзя», стало доказательством правильности политического курса выбранного РДО2.

Начало 30-х гг. стало своего рода новой вехой в истории русской эмиграции, в эволюции ее взглядов на Советскую Россию. Разработанная в этот период социальная программа РДО выстраивалась с учетом огромных изменений, произошедших в стране. Для решения основного дискуссионного вопроса о границах индивидуальной свободы и государственной компетенции была использована некая синтетическая формула, предусматривающая, наряду с утверждением личного начала как основного стимула «здоровой народно-хозяйственной деятельности», право государства вмешиваться в социально-экономические отношения «в целях достижения подлинного социального мира и благополучия»3.

В 1932 г. А.С. Изгоев на волне тех же, что и у «эрдеков» надежд на возможно скорое освобождение «от коммунистического ига», коснулся вопроса о необходимости пересмотра вопроса о социализме. Мыслитель отмечал, что речь должна идти «не столько о его содержании, сколько о путях его осуществления». И в этом ключе «все резче и резче» подчеркивался «духовный» момент в причинах неудачи и чисто экономических коммунистических планов». По мнению А.С. Изгоева, «без внимания к личности человека ничего добиться нельзя. И в современном социальном переустройстве человек, а не внешнее насилие над ним, имеет решающее значение»4.

1 См.: Изгоев, А.С. Освобождение и свобода // Россия и Славянство. -1930. -10 мая.- № 76.

2 См.: Хроника РДО.- 1930. - Август.- № 13 - 14.- С. 2.

3 Наши задачи. Наше слово. - 1934.- № 1-2. - Май.- С. 2.

4 Изгоев, А.С. Рожденное в революционной смуте (1917-1932). Труды по россиеведению: сборник научных трудов.- Вып. 1 / ИНИОН РАН. Центр россиеведения. - М., 2009. - С. 353.

Таким образом, можно сказать, что выраженная А.С. Изгоевым еще в 1918 г. мысль о том, что при построении новой возрожденной России необходимо будет учитывать те изменения, которые принесла с собой Октябрьская революция, с необходимостью выделения из «утопических фантазий» того «здорового» и «жизненного», что несли в себе социалистические идеи, по сути, нашла свое отражение в том курсе, который проводили П.Н. Милюков и его сторонники после провозглашения «Новой тактики».

Список литературы

Из глубины: сборник статей о русской революции. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

Изгоев, А.С. Рожденное в революционной смуте (1917-1932). Труды по россиеведению: сборник научных трудов. - Вып.1 / ИНИОН РАН. Центр россиеведения. - М., 2009.

Кувшинов, В.А. Деятельность кадетских партийных организаций в эмиграции (июль 1921 - март 1933). - М.: МАКС Пресс, 2009.

Милюков, П.Н. Россия на переломе. - Т. 2. - Париж, 1927.

Пивоваров, Ю.С. Два века русской мысли / ИНИОН РАН. - М., 2006.

© Ёхина Н.А., 2011

Н.К. Мамедов

ИТАЛЬЯНСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ: ПЬЕТРО И АЛЕССАНДРО ВЕРРИ

МАМЕДОВ Ниджат Камран оглы - кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии, права и социологии НАН Азербайджана (e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена деятельности видных представителей итальянского просвещения XVIII столетия братьев Пьетро и Алессандро Верри.

Ключевые слова: просвещение, итальянские просветители, просветительское движение, социальное развитие, прогресс.

По разным причинам, среди которых не последнюю роль сыграла контрреформация, просветительское движение в Италии сформировалось значительно позже, чем в других европейских странах. Его развитие при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.