Проблема построения гражданского общества шире, чем просто его понимание и осознание. На наш взгляд, не удастся построить гражданское общество, заимствуя лишь его западный образец. Необходимо перенести его ведущие признаки на местную почву, совместив и соизмерив их с национальными особенностями и традиционными ценностями. В идеале гражданское общество справедливо и плюралистично. Оно не признает диктата и навязываний, поэтому для его формирования не должно быть серьезных препятствий. Оно не запрещает людям верить, руководствоваться своими убеждениями, не ограничивает их, а наоборот создает возможности самореализации и свободы.
Список литературы
Зубов, А. Современное русское общество и civil society: границы наложения II Pro et Contra. - 1997. - № 4.
Дилигенский, Г.Г. Что мы знаем о демократии и гражданском обществе? II Pro et Contra. - 1997. - № 4.
Теория государства и права: курс лекций I под ред. Н.И. Матузова и A.B. Малько. - М., 2001.
Геллнер, Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники I Московская школа политических исследований. - М., 2004.
© Сиражудинова C.B., 2011 H.A. Ёхина
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А.С. ИЗГОЕВА В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ КАДЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ЭМИГРАЦИИ
ЁХИНА Наталья Александровна - ведущий редактор Центра комплексных исследований российской эмиграции ИНИОН РАН (e-mail: natalia_ekhina @mail.ru)
Аннотация. Анализируются политические взгляды Александра Соломоновича Изгоева в пореволюционной эволюции, демократического крыла кадетской интеллигенции в эмиграции. Рассматриваются идеи А.С.Изгоева о том, что при построении новой России должны быть учтены те изменения, которые принесла Октябрьская революция.
Ключевые слова: либерализм, социализм, эволюция, пореволюционность, свобода, кадетская интеллигенция, кадетская партия.
Обращение к идейному наследию политического мыслителя и общественного деятеля, члена Конституционно-демократической партии (КДП) А.С. Изгоева* обусловлено тем, что он был одним из «самых острых и проницательных аналитиков» своего времени. Однако, по справедливому замечанию академика Ю.С. Пивоварова, А.С. Изгоев «пребывает в забвении» и известно о нем совсем немного2.
Соотнося мысли этого кадетского идеолога с генезисом кадетской «по-революционности», его политические взгляды с взглядами членов кадетской партии, принадлежащих к ее правому крылу, «милюковцы» крайне внимательно относились к его позиции, периодически отмечая некоторую эволюцию в сторону отстаиваемых ими идей.
После октябрьских событий 1917 г. А.С. Изгоев, как и его соратники по партии, решительно выступил против большевиков как узурпаторов власти. Однако непримиримое отношение к большевикам отнюдь не означало, что вся ответственность за произошедшее должна была быть возложена только на них. Размышления А.С. Изгоева были изложены в статье «Социализм, культура и большевизм», опубликованной на страницах известного сборника «Из глубины»3.
С этим сборником некоторые исследователи связывают начало формирования так называемой «пореволюционной идеологии». По заключению М.А. Колерова, статья Н.А. Бердяева «Духи русской революции», а точнее, внесенная в нее правка, отразившая полугодовую эволюцию взглядов мыслителя (с июля по октябрь 1918 г.), «равно дистанцирующая философа и от большевиков и от их противников»4, легла в основу формулирования концепции «пореволюционное™». А.В. Квакин справедливо отмечает, что идею, выраженную Бердяевым в его поправках, когда к словам: «новая Россия...не будет такой, какой представляют ее себе деятели и идеологи революции», он прибавляет: «но и не такой, ка-
* Изгоев (Ланде) Александр (Арон) Соломонович (1872 - 1935), профессор Новороссийского университета (Одесса), публицист, социолог, общественный и политический деятель. Первоначально был «легальным марксистом», с 1905 г - член Конституционно- демократической (кадетской) партии. На III съезде КДП избран в состав ЦК. Стал одним из ближайших литературных сподвижников П.Б. Струве. Постоянный сотрудник кадетских изданий («Речь», «Южные записки», «Русская мысль» и др.). Автор многочисленных работ: «Общинное право»(1906), «Русское общество и революция» (1910), «П.А. Столыпин»(1912), «Наши политические партии (1917) и т. д. В 1922 г. А.С. Изгоев был выслан из РСФСР и последние годы своей жизни провел в эмиграции.
2 См.: Пивоваров, Ю.С. Два века русской мысли / ИНИОН РАН - М., 2006. -С. 376, 378.
3 См.: Из глубины: сборник статей о русской революции.- М.: Изд-во МГУ, 1990.
4 Колеров, М.А. К истории «пореволюционных» идей: Н. Бердяев редактирует «Из глубины» (1918). Исследования по истории русской мысли: ежегодник за 1998 год / под ред. М.А. Колерова. - М.: ОГИ, 1998. - С. 321.
кой представляют ее себе деятели и идеологи контрреволюции», - можно считать основой большинства идей будущих «пореволюционеров»1.
А.С. Изгоев видел основную причину произошедшего «беспримерного государственного разгрома» в совершенном непонимании интеллигенцией «ни природы человека и силы движущих им мотивов, ни природы общества и государства и условий, необходимых для их укрепления и развития»2. Он не возлагал вину за произошедшие в России события только на большевиков, отмечая, что «все главные политические, социально-экономические и психологические идеи, в которых столетие воспитывалась русская интеллигенция, оказались ложными и гибельными для народа, в роли же критиков «выступили не те или иные литераторы, а сама жизнь» как высший авторитет, на критику которого не могло быть апелляции. Именно «большевики и их господство и воплотили в себе всю эту критику жизни», последовательно осуществив «все то, что говорили и к чему толкали другие». Они «лишь поставили точки над i, раскрыли скобки, вывели все следствия из посылок, более или менее красноречиво установленных другими»3.
Взгляды Изгоева сводились к пониманию того, что после свершившихся революционных потрясений, необходимо «уметь отличить в социализме то здоровое, что в нем есть, от утопических фантазий, столь гибельных для государства и народа». В качестве «ценного и жизненного» в социализме А.С. Изгоеву представлялись «социальные реформы в направлении постепенного обобществления созревших для этого производственных сил национального государства» и «демократическая гуманность, перешедшая к социализму от христианства»4.
Таким образом, «пореволюционность» идей мыслителя проявилась именно в стремлении увидеть и попытаться объективно оценить перспективы развития новой России с учетом тех изменений, которые принесла с собой Октябрьская революция; в понимании необходимости выделения из «утопических фантазий» того «здорового» и «жизненного», что несли в себе социалистические идеи, осмыслить то духовное преображение, которое должно было начаться с утверждения некой новой, политической, экономической и культурной реальности, которая была бы чем-то третьим по отношению к дореволюционному и советскому режиму.
В декабре 1922 г. на частном заседании членов партии Народной Свободы он сделал заявление, созвучное той позиции, которая проводилась им на страницах издания «Из глубины». А.С. Изгоев ратовал за коренной
1 Квакин, А.В. Сборник «Из глубины» 1918 года и формирование пореволюционной идеологии интеллигенции России. Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. - Вып. 4.- Ч. I. / ИНИОН РАН.- М., 2009.- С. 507.
2 Изгоев, А.С. Социализм, культура и большевизм / Сборник статей о русской революции « Из глубины». - М.: Изд-во МГУ 1990.- С. 152.
3 Там же.
4 Там же.
пересмотр партийной программы КДП «сообразно потребностям потрясенной переворотом страны». По его мнению, устроение России» требовало «свободного политического строительства», которое не тормозилось бы мнимыми величинами, утратившими былую силу, и сохранившими лишь старые предания и предрассудки и сложную сеть запутанных личных взаимоотношений. Изгоев был уверен, что кадетам было вполне по силам, настояв на открытом признании совершившихся фактов и «отбросив в сторону вопросы личного и партийного самолюбия», «открыть дорогу этому новому строительству»1.
Видимо, уже в этот период кадетский идеолог пришел к пониманию того, что намного позже, в 1932 г., он отмечал «слабость политических партий» и утверждал, что: «Молодежь, очутившаяся в эмиграции, а тем более выросшая в ней, в старые партии, ни в правые, ни в левые не идет»2. Это осознание, бесперспективности привлечения к старым политическим идеологиям свежих, способных быть действенными в политическом отношении сил, подводило его к мысли о необходимости роспуска партии Народной Свободы.
Попытки кадетов собрать партию воедино за пределами России не увенчались успехом. «Новая тактика», сформулированная П.Н. Милюковым и его сторонниками, вступив на путь самостоятельного политического существования, предусматривала новый период борьбы с большевиками после поражения «белых армий». Признавалась необходимость «считать вооруженную борьбу законченной, и военную диктатуру отмененной, открытого признания принципов республики, федерации и радикального решения аграрного вопроса - без предрешения воли Учредительного собрания»3. Основная ставка делалась «на развитие внутренних процессов в самой России»4.
11 августа 1921 г., под руководством кадетского лидера образовалась «Парижская демократическая группа партии Народной Свободы»5. По убеждению ее членов, именно «демократической мысли» предстояло попытаться наметить «политические и социально-экономические контуры будущей, освобожденной от большевизма России»6.
А.С. Изгоев не принадлежал к демократическому крылу КДП, а примыкал к образованной в 1924 г. «центральной кадетской группе». Данная
1 Протоколы заграничных групп Конституционно-демократической партии. 1922 г - М.: РОССПЭН, 1999. - С. 411.
2 Изгоев А.С. Рожденное в революционной смуте (1917-1932). Труды по россиеведению: сборник научных трудов. - Вып.1 / ИНИОН РАН. Центр россиеведения. - М., 2009. - С. 346.
3 Милюков, П.Н. Россия на переломе.- Т. 2. - Париж, 1927. - С. 240.
4 Милюков, П.Н. Эмиграция на перепутье. - Париж, 1926.- С. 89.
5 См.: Протоколы Центрального Комитета и заграничных групп Конституционно-демократической партии: В 6-ти т. - Т.5. - М., 1997. - С. 175.
6 Последние Новости. -1921. -10 июня.- № 351.
группа, хотя и была по многим своим установкам идеологически близка к группе демократической, так и не решилась пойти на «действительное сотрудничество с «новотактиками» и «быстро сошла с политической арены эмиграции»1. Несмотря на это, «милюковцы» всегда внимательно относились к позиции Изгоева, поскольку, по их мнению, он всегда старался мыслить самостоятельно, всегда предпочитал искание правды нагромождению софизмов, и его ошибки и заблуждения были честными ошибками ищущей мысли2.
Сторонники нового тактического курса, в частности на страницах «Последних Новостей», «с особенным удовольствием» отмечали признание Изгоевым того, что «революция не исчерпывается перечнем несчастий», и необходимо различать «господство коммунистов» от «народной революции в экономической и духовной жизни». Мысль А.С.Изгоева о том, «что решающее значение для России имеет не то, что зреет в умах беженцев, а то, что там, на родине происходит», была, по сути, тождественна той, которую отстаивали последователи «Новой тактики». Более того, подчеркивалось, что спор о толковании происходящих в России событий намного упростился бы, «если бы основное положение, подчеркнутое Изгоевым, было окончательно усвоено эмиграцией»3.
26 июня 1924 г. «Демократическая группа партии Народной Свободы» была переименована в «Республиканско-Демократическую группу партии Народной Свободы». Теперь для группы открывалась возможность «более свободного, чем ранее, приема в число ее членов»4. Несколько ранее, 8 июня 1924 г., конституировалось Республиканско-демократическое объединение (РДО)5. Именно с ним с 1926 г. была связана политическая работа П.Н. Милюкова и его сторонников, направленная на превращение объединения «в особую политическую партию, отличную и отдельную от всех существовавших ранее»6.
А.С. Изгоев хотя и считал П.Н. Милюкова одним из первых своих политических учителей, достаточно критично относился к возможности построения за границей «серьезных русских политических партий». Рес-публиканско-демократическое объединение он характеризовал как «клуб и литературное предприятие П.Н. Милюкова», в котором не было видно
1 Кувшинов, В.А. Деятельность кадетских партийных организаций в эмиграции (июль 1921 - март 1933). - М.: МАКС Пресс, 2009.- С. 215.
2 Завоевания революции // Последние Новости. - 1923. - 7 декабря. - № 1112.
3 Там же.
4 Протоколы Центрального Комитета и заграничных групп Конституционно-демократической партии: В 6 т. - Т. 6. - Кн. 2. «Протоколы заграничных групп конституционно-демократической партии. 1923-1933 гг.». - М.: РОССПЭН, 1999. - С. 301.
5 См.: Последние Новости. - 1924. - 11 июня.- № 1266.
6 Что такое Р.Д.О.? Бюллетень Республиканско-демократического объединения. -1925.- № 1.- Октябрь.- С. 5.
«ни силы, ни роста». Изгоев был убежден, что «подлинные русские партии создадутся только в России». Эмиграции же было под силу лишь содействовать «подготовке таких условий, при которых народные партии в России смогут сложиться и проявиться»1.
Говоря об отношении А.С. Изгоева к русскому социализму, представляется важным отметить, что мыслитель, по его собственному утверждению, с 1905 г., выступал против социализма «безрелигиозного и материалистического», тогда как «идеал социализма» в виде «гармонического устройства общественной жизни под верховенством религиозных и нравственных идей»2 всегда оставался близок Изгоеву.
Касаясь, вопроса о том, что можно и должно было дать молодежи, Изгоев писал: «Я считаю, что мы, «поколение, склоняющееся к закату»3, должны давать молодежи не призывы к вере - вера угрозами не рождается, - а правду о том, что мы видели и пережили»4. И именно в статье Изгоева, посвященной восприятию зарубежной молодежью такого понятия, как «свобода», «эрдеки» нашли подтверждение правильности выбранного ими политического курса. Речь шла о статье А.С Изгоева «Освобождение и свобода»5.
Поражаясь тому, как некоторые представители молодого поколения, готовясь «отдать свою жизнь за освобождение России», тут же с презрительной усмешкой произносили слово «свобода», идеолог кадетов пытался объяснить, что есть «истинная», а что «ложная» свобода. Свобода как «свобода от всего» являло собой понятие отрицательное, ведущее лишь к анархии. Свобода могла быть «только во имя чего-нибудь» и не как метафизическое понятие, а как «реальное начало устроения человеческой жизни». Это «что-нибудь» представлялось либо как нечто «целое» - «государство, народ, нация», либо как «часть» - «класс, социальная группа». При этом свобода личности, могла одинаково попираться, «свыше всякой надобности» и во имя «целого» и во имя «части». Но именно «коммунистический опыт» со всей ясностью обозначил «точную границу между свободой истинной и ложной». Будучи убежденным в том, что «без ограничения своей свободы человек в обществе жить не может», Изгоев тем не менее отмечал, что когда подобные ограничения «налагаются во имя части общества, класса» - пролетариата, дворянства, буржуазии, - в стране водворяется «глубоко оскорбительный для каждого человека» деспотизм, в качестве реакции на который выступает «революционная борьба». Однако - и это,
1 РГАСПИ. - Ф. 17.- Оп. 86.- Д. 229.- Л. 47-об.
2 Изгоев, А.С. Танцующий полемист // Руль.- 1924.- 18 апреля.- № 1026.
3 «Поколение, склоняющееся к закату» - выражение, процитированное Изгое-вым из передовицы «Дней».- Прим. авт.
4 Изгоев, А.С. Истерика в политике // Руль.- 1923.- 23 сентября.- № 857.
5 Изгоев, А.С. Освобождение и свобода // Россия и Славянство. - 1930. -10 мая.- № 76.
на наш взгляд, самое важное- «искренность каждого «во имя», определяющаяся готовностью личности «пожертвовать за него своей жизнью», должна идти не из чувства ненависти и злобы к своему врагу, а из любви к тому, во имя чего эта личность живет1.
Таким образом, российской эмигрантской молодежи на пути, ведущем к освобождению России от большевистского гнета, предстояло руководствоваться пафосом свободы во имя любви к «целому» - своей Родине, а не ненавистью, порожденной желанием отстоять интересы «части» в лице какого-либо определенного класса, партии и т. д.
Именно в этой позиции А.С. Изгоева «эрдеки» увидели «защиту» своего тезиса о том, что «пока в России одна программа, одна партия коммунистов, деспотическое владычество их обеспечено». Они были убеждены, что не «р.-д. молодежь» имел в виду «почтенный публицист» в своей статье, ибо для нее «простые истины», заключенные в словах Изгоева, были исходным положением всего «политического построения», а его «утверждение, что «без пафоса свободы вести борьбу нельзя», стало доказательством правильности политического курса выбранного РДО2.
Начало 30-х гг. стало своего рода новой вехой в истории русской эмиграции, в эволюции ее взглядов на Советскую Россию. Разработанная в этот период социальная программа РДО выстраивалась с учетом огромных изменений, произошедших в стране. Для решения основного дискуссионного вопроса о границах индивидуальной свободы и государственной компетенции была использована некая синтетическая формула, предусматривающая, наряду с утверждением личного начала как основного стимула «здоровой народно-хозяйственной деятельности», право государства вмешиваться в социально-экономические отношения «в целях достижения подлинного социального мира и благополучия»3.
В 1932 г. А.С. Изгоев на волне тех же, что и у «эрдеков» надежд на возможно скорое освобождение «от коммунистического ига», коснулся вопроса о необходимости пересмотра вопроса о социализме. Мыслитель отмечал, что речь должна идти «не столько о его содержании, сколько о путях его осуществления». И в этом ключе «все резче и резче» подчеркивался «духовный» момент в причинах неудачи и чисто экономических коммунистических планов». По мнению А.С. Изгоева, «без внимания к личности человека ничего добиться нельзя. И в современном социальном переустройстве человек, а не внешнее насилие над ним, имеет решающее значение»4.
1 См.: Изгоев, А.С. Освобождение и свобода // Россия и Славянство. -1930. -10 мая.- № 76.
2 См.: Хроника РДО.- 1930. - Август.- № 13 - 14.- С. 2.
3 Наши задачи. Наше слово. - 1934.- № 1-2. - Май.- С. 2.
4 Изгоев, А.С. Рожденное в революционной смуте (1917-1932). Труды по россиеведению: сборник научных трудов.- Вып. 1 / ИНИОН РАН. Центр россиеведения. - М., 2009. - С. 353.
Таким образом, можно сказать, что выраженная А.С. Изгоевым еще в 1918 г. мысль о том, что при построении новой возрожденной России необходимо будет учитывать те изменения, которые принесла с собой Октябрьская революция, с необходимостью выделения из «утопических фантазий» того «здорового» и «жизненного», что несли в себе социалистические идеи, по сути, нашла свое отражение в том курсе, который проводили П.Н. Милюков и его сторонники после провозглашения «Новой тактики».
Список литературы
Из глубины: сборник статей о русской революции. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
Изгоев, А.С. Рожденное в революционной смуте (1917-1932). Труды по россиеведению: сборник научных трудов. - Вып.1 / ИНИОН РАН. Центр россиеведения. - М., 2009.
Кувшинов, В.А. Деятельность кадетских партийных организаций в эмиграции (июль 1921 - март 1933). - М.: МАКС Пресс, 2009.
Милюков, П.Н. Россия на переломе. - Т. 2. - Париж, 1927.
Пивоваров, Ю.С. Два века русской мысли / ИНИОН РАН. - М., 2006.
© Ёхина Н.А., 2011
Н.К. Мамедов
ИТАЛЬЯНСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ: ПЬЕТРО И АЛЕССАНДРО ВЕРРИ
МАМЕДОВ Ниджат Камран оглы - кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии, права и социологии НАН Азербайджана (e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена деятельности видных представителей итальянского просвещения XVIII столетия братьев Пьетро и Алессандро Верри.
Ключевые слова: просвещение, итальянские просветители, просветительское движение, социальное развитие, прогресс.
По разным причинам, среди которых не последнюю роль сыграла контрреформация, просветительское движение в Италии сформировалось значительно позже, чем в других европейских странах. Его развитие при-