Научная статья на тему 'Александр Изгоев о русской революции'

Александр Изгоев о русской революции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
133
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Александр Изгоев о русской революции»

АЛЕКСАНДР ИЗГОЕВ О РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

В этом номере «Трудов по россиеведению» мы публикуем малоизвестную работу А.С. Изгоева «Рожденное в революционной смуте (19171932)». Она была написана в 1932 г. (закончена 12 сентября), увидела свет в начале следующего года. Один из немногих сохранившихся экземпляров этой брошюры хранится в Фонде редкой книги Фундаментальной библиотеки ИНИОН РАН. На титуле дарственная надпись: «Павлу Николаевичу Милюкову, одному из моих первых политических учителей от автора 12.II.1933».

Это небольшое по объему произведение (чуть более 1,5 печатных листов) представляет собой глубокий и трезвый анализ коммунистического порядка первых пятнадцати лет его существования. Одновременно автор рассматривает различные идейные течения русской эмиграции. Поэтому и название работы относится как к России большевистской, так и небольшевистской.

Сдержанное отношение Изгоева к эмиграции, ее политическому и творческому потенциалу хорошо известно. Но важно не это, а то, на чем оно основывалось. Корни слабости эмиграции мыслитель обнаруживает в дореволюционном периоде. Между 1905 и 1917 гг. партийно-политическая система страны не успела по-настоящему встать на ноги, сформироваться. Он называет русские партии «штабами без армий». И вот эти самые «штабы» (верхушки, активисты), да еще и изрядно потрепанные, оказались в изгнании. Ждать от них какой-то эффективной деятельности не приходилось.

Ответственность за слабое политическое развитие России Изгоев вполне традиционно возлагает на самодержавие, которое боялось всяческой общественной инициативы. То есть опасалось всего, что не исходило из самой власти. Во многом это, конечно, так. Но гораздо более важный вывод из изгоевских размышлений не этот. Причем сам мыслитель его не сделал. Сегодня же он очевиден. Партии и сопоставимые с ними движения только тогда становятся устойчивыми и дееспособными, обретают статус социальных институтов, когда общество (общественные силы) «договорилось» (внутри его достигнут консенсус) по поводу что (что должно быть) и полемика ведется о том, как (как этого достичь). В России до 1917 г.

341

Ю. С. Пивоваров

- Наследие -

этого не случилось. Не успели. Видимо, задачей эмиграции и была выработка этого идейного консенсуса. Повторю: относительно что (имеется в виду устройство политической системы в самом общем виде). Далее следовало понять, каковы рамки как, определить формы и методы этого как (пределы допустимого и недопустимого).

Несколько слов об Александре Соломоновиче Изгоеве (Аарон Соломонович Ланде). Кстати, по древнерусской этимологии «изгой» - выжитый из рода, ограниченный в правах и возможностях. Но «Изгоев» - также выходец из еврейской среды. Родился в 1872 г. (скорее всего, в Вильно, однако есть и другие данные - Одесса, г. Ирбит Пермской губернии). Отец -учитель в раввинском училище, затем нотариус.

Александр Изгоев заканчивает гимназию, учится пять лет на медицинском факультете Томского университета. Однако из-за участия в студенческих волнениях вынужден оставить учебу (впервые арестован еще в последнем классе гимназии). Уезжает во Францию, где около трех лет изучает право и экономику. В 1896-1900 гг. - студент юридического факультета Новороссийского университета (Одесса). Женится, переходит в православие. В юности увлекается Н.К. Михайловским, народниками, толстовством. С 1893 г. - марксист; до конца своей жизни он с уважением относится к этому учению. До середины 1904 г. - пишет в легальные марксистские журналы, сотрудничает с социал-демократами (членом РСДРП никогда не был). Участвует в создании южнорусского отделения либерального «Союза освобождения». В 1905 г. вступает в кадетскую партию, вскорости надолго становится членом ее ЦК (1906-1918).

Был профессором права Новороссийского университета, известным и влиятельным публицистом. С 1906 г. живет в Петербурге. Возглавляет отделы в газете «Речь» (орган партии Народной свободы) и журнале «Русская мысль». Выпускает несколько книг - научных и публицистических. Принимает участие в «Вехах». Между Февралем и Октябрем Семнадцатого один из наиболее последовательных противников набирающих силу большевиков (еще в 1909 г. он назвал Ленина «безнадежным политическим слепцом»).

После Октября бескомпромиссно выступает в печати против победителей - коммунистов. Один из известных примеров - его статья в сборнике «Из глубины». Арестован в ночь на 5 ноября 1918 г. по личному распоряжению диктатора Петрограда Г. Зиновьева. Выслан на Север возводить оборонительные учреждения против белых, затем его переводят в одну из московских тюрем. В начале января 1919 г. возвращается в Петроград после условного освобождения. Узнает, что от холода и недоедания умерла его младшая дочь. Жена и старшая дочь находились на грани смерти. В августе 1919 г. снова арестован (тюрьмы, концлагеря) и освобожден лишь в 1921 г. Работает научным сотрудником Публичной библио-

342

- наследникам -

А. Изгоев о русской революции

теки (Петроград). В конце лета 1922 г. проводит восемь дней в Доме предварительного заключении питерской ЧК. Через несколько месяцев вместе со многими другими представителями русской интеллектуальной элиты выслан за пределы родины (16 ноября 1922 г. На «философском пароходе» «Пруссия»).

Поначалу живет в Берлине, затем в Чехословакии. Перессорился со многими бывшими единомышленниками, прежде всего со Струве. Призывал распустить кадетскую партию и начать строить новые либеральные структуры. Сохранил негативное отношение к белому движению. Переехал в Таллинн, много писал; к концу жизни оказался в полном одиночестве. Умер в Эстонии 11 июля 1935 г.

Изгоев - политический мыслитель, правовед, историк, публицист, общественный деятель. Наибольшее значение для русской науки имеют его работы, которые сегодня можно было бы отнести к «политической культуре» и «критике идеологий». В творчестве Изгоева органично сочетается научно-публицистическое отражение Realpolitik и аналитическое проникновение в природу «политического». Был ведущим теоретиком отечественного конституционализма, доказывая его возможность фактом необратимости (как ему казалось) экономических перемен - перехода от натурального (по преимуществу) к рыночному хозяйству. Основным субъектом необходимых преобразований полагал некий новый исторический блок, сердцевиной которого должна стать интеллигенция вкупе с прогрес-систски ориентированными группами дворянства, рабочего класса, буржуазии.

Особое место в работах Изгоева занимает исследование самодержавия. Он приходит к выводу о властецентричности русской цивилизации и вместе с тем о принципиальной несовместимости русского кратоса и Современности. Наряду с неразвитостью гражданского общества это влекло страну в начале ХХ в. к катастрофе. Внес огромный вклад в изучение «передельной общины», важнейшего элемента социальной культуры России XVIII-XX вв. Первым в науке обнаружил то, что община покоится на непреодолимом противоречии между тенденцией к становлению частной собственности и необходимостью поддерживать принцип всеобщего эгалитаризма.

В идеях Изгоева отразилась сущностная трансформация русской мысли в начале прошлого века - переход от утопически-мифологического мышления к современному, от гетерономистского типа сознания (подчинение извне приходящим нормам) к автономистскому (самопорождающему нормы). Так закладывались предпосылки и современного русского либерализма, и современной социальной науки по-русски.

Ю.С. Пивоваров

343

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.