Научная статья на тему 'Политические технологии в XXI в'

Политические технологии в XXI в Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
701
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОСТРАНСТВО / СЕМИОТИКА / ЭМПАТИЯ / POLITICAL TECHNOLOGIES / SPACE / SEMIOTICS / EMPATHY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лукашина Юлия Игоревна

Совершенствование информационных технологий в XXI в. открыло дорогу для новых форм политического управления и политической борьбы. Что есть технология сейчас и что она значит для социума, как и почему переплелись ментальные и материальные изменения эти вопросы рассмотрены в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of informational technologies in 21st century opens a door for a new form of both governance and political struggle. What is technology today, what influence does it have on society, why and how did mental and material changes interlace these issues are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Политические технологии в XXI в»

Юлия ЛУКАШИНА

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В XXI в.

Совершенствование информационных технологий в XXI в. открыло дорогу для новых форм политического управления и политической борьбы. Что есть технология сейчас, и что она значит для социума, как и почему переплелись ментальные и материальные изменения - эти вопросы рассмотрены в данной статье.

Evolution of informational technologies in the 21st century opens a door for a new form of both governance and political struggle. What is technology today, what influence does it have on society, why and how did mental and material changes interlace - these issues are considered in the article.

Ключевые слова:

политические технологии, пространство, семиотика, эмпатия; political technologies, space, semiotics, empathy.

ЛУКАШИНА

Юлия

Игоревна —

магистрант

программы

«Прикладная

политология»

факультета

прикладной

политологии

НИУ-ВШЭ

у.ЫкаъЫпа®

gmail.com

В политической науке в понятии пространства — географического либо социального — видится арена для взаимодействия политических акторов. Если посмотреть на пространство с социологической точки зрения, то элементами его будут субъекты (люди), объекты (вещи) и места (локализации), а ключевыми понятиями в пространстве являются сосуществование, влияние и упорядочение. В политике эти пространственные свойства становятся объектом воздействия политических технологий. Здесь встречаются три взаимосвязанных тенденции: развитие политических технологий воздействия и управления, политизация технологий как превращение их в предмет политического торга, технология как политическая повестка дня в дискурсе гражданского общества1.

Найджел Трифт, современный английский социогеограф и философ, к политическим технологиям пришел из работы над концептуализацией пространства. Основные положения по данной тематике автор излагает в статье «Halos: Making More Room in the World for New Political Order»2 и частично в работе «Movement-Space»3.

Трифт стремится показать, как в результате технологического прорыва меняются институты, политические технологии, как ментальное меняет физическое, в т.ч. потому, что появляются новые пространства.

Среди изменений, которые касаются политики, автор выделяет следующие. Господство эмпатии (сопереживания), которая генерируется интерсубъективным пространством; наличие интерсубъ-ектности позволяет свести самоидентификацию в пространстве до автоматической операции. У Трифта эмпатия выражает результат заражения эмоциями другого, причем эмоции могут быть как позитивными, так и негативными. Эмпатия рождает цепочки подражаний, которые сочетаются со стиранием границ между духовными мирами людей.

Трифт противопоставляет модели политического активиста прошлого и современности, а модель отстаивания принципов и модель поиска компромисса — модели готовности к пассивному ожиданию как рациональному решению. Эмпатия и пассивность приводят к изменениям в способах мышления и воображения, переосмыслению ценностей. Ценности, традиции, мораль не уходят, но они

1 Barry A. Political Machines: Governing a Technological Society. — London: The Athione Press, 2001, p. 129.

2 Thrift N. Halos: Making More Room in the World for New Political Order // http://nigelthrift.files.wordpress.com/2008/09/halos7.pdf

3 Thrift N. Movement-Space: The Changing Domain of Thinking Resulting from the Development of New Kinds of Spatial Awareness // Economy and Society, 2004, vol. 33, № 4, p. 582-604.

должны обрести новые формы. В качестве примера автор приводит общемировую систему знаний, которую он представляет в виде геометрической фигуры, похожей на нимб. Особенность этой системы в том, что она не имеет центра. Изменения в ментальном находят отражение в материальных артефактах. Из материальной культуры прошлого Трифт приводит пример дома собраний квакеров1. Это здание, в котором обсуждались проблемы общины и принимались совместные решения, имело в основании форму круга, что создавало внутри абсолютно демократическое пространство и эгалитарную акустику, когда любой голос был равен голосу другого. В настоящее время, по мнению автора, происходит изменение восприятия пространства. Контроль над средствами воздействия на ментальность открывает новые возможности доминирования в политическом процессе.

Трифт обращается к теме человеческого лица. Лицо есть инструмент передачи ментального состояния и подражания эмоциональному состоянию собеседника. Благодаря технологиям, лица могут быть отделены от субъекта. Создается особый мир — пространство технически отделенных лиц, например кино, телевидение, компьютерные игры и т.д.

Технология создает особый синтетический мир, надстроенный над реальным миром. В нем реальные итерации между людьми сочетаются с обстановкой, созданной искусственно и представленной в информационном формате. Все это меняет материальную культуру, создает новые зоны человеческой активности и новые способы наполнения пространств, что приводит к созданию новых форм бытия2.

Автор выделяет особенности современной материальной культуры как потенциального предмета изучения для выявления изменений в восприятии пространства. Если раньше бизнес фокусировался на создании объектов, то теперь он создает миры, в которых существуют объекты. Трифт сравнил эту тенденцию с традициями художников эпохи Возрождения, которые изображали на своих полотнах сцены, где поза и позиция каждого из

1 Thrift N. Halos: Making More Room in the World for New Political Order, p. 15 // http://nigelthrift.files. wordpress.com/2008/09/halos7.pdf

2 Ibid., p.17.

участников относительно другого нагружена социальным и историческим смыслом.

Проводником упомянутой эмпатии являются цепочки подражания, создаваемые благодаря заразительным отношениям. Такие отношения возникают при столкновении людей друг с другом. Эти столкновения искусственно инспирируются при помощи информационных технологий посредством создания новых пространств, в которых возможны социальные взаимодействия.

В рутинное течение жизни вклиниваются новые миры: истории, рассказанные в киноэпопеях, социальные сети во всемирной паутине, герои компьютерных игр. Все это может казаться неважным, пока не начинает превращаться в инструмент новой политики — политики воображения. Рутина и пространство вообще в социальной географии и философии стали теоретической точкой соприкосновения пространства и времени. «Повседневность расположена на пересечении двух типов повторения: циклического, которое доминирует в природе, и линейного, преобладающего в процессах, называемых “рациональными”»3.

Когда меняется повседневность, возникает новое, нелинейное восприятие времени, а также восприятие пространства как многомерного, поэтому нарративы

— художественные, научные и бытовые

— становятся многоуровневыми4. Бытие уподобляется синтетическому миру компьютерной игры, индивид движется не между социальными статусами, карьерными позициями, он движется между уровнями, пластами пространства и пластами темпоральности.

Технологии позволяют все заполнять картинками («пандемия картинок» Латура) и движущейся графикой. Одновременно с возникновением новой политической символики создается новая когнитив-ность. Прежняя философская и научная системы базировались на графическом фонетизме, который вырастал из линейно организованных нарративов. Новый вид нарративов требует новой семиотики. Ею стала семиотика вещей.

3 Лефевр А. Повседневное и повседневность // Социологическое обозрение, 2006, т. 6, № 3, с. 35.

4 Thrift N. Halos: Making More Room in the World for New Political Order, p.19 // http://nigelthrift.files. wordpress.com/2008/09/halos7.pdf.

Производство лиц в сочетании с семиотическим миром создает новые формы восприятия, в результате чего политтех-нологии как сфера деятельности должны ставить перед собой другие задачи.

Нимбообразная система знаний позволила появиться новым политическим жанрам, которые переформатировали моральные ценности (например, мужество) и создали систему семиотически направленных практик. Технологии создают движения и сообщества без лидера, в которых стерты грани между управляющими и управляемыми. Коммуникационные технологии создают новые идентичности, для которых место есть взаимоотношение с пространством, а лицо — взаимоотношение с миром идей.

Вспомним два атрибута понятия политического: агрегативность и директив-ность1. Технология меняет образ мыслей отдельного человека, образ взаимодействия между людьми, отсюда меняется вся система мышления, а затем (или одновременно) меняется поведение людей. Следовательно, задачи воздействия и управления должны решаться по-новому. Трифт называет это политикой воображения, в которую входят: управление средствами воображения, управление семиотикой, управление пространством в его новом, «технологическом» понимании, управление познанием, управление уже созданными мирами и создание новых надстроенных синтетических миров. Политика, искусство, методы социальной науки и информационные технологии смешиваются.

На агрегативном уровне связь простран-ственности, политики и технологии прослеживает Эндрю Барри в книге «Political Machines: Governing a Technological Society». Барри и Трифт оба стремятся показать, как технологический прорыв, совершенный человечеством в XX в., меняет понимание политики. Барри предлагает концепцию технологических зон как объектов управления взамен географических территорий. Автор считает, что после окончания Второй мировой войны

1 Frohock F.M. The Structure of «Politics» // The American Political Science Review, 1978, vol. 72, № 3, p. 865.

фокус политики едва ли не впервые сместился с присвоения географического пространства на вопросы технологии. Это было связано с новым прочтением проблемы безопасности в международных отношениях. Марк Элам даже ввел понятие технонационализма, что означает стремление держав — Великобритании и США как главных геополитических игроков — к независимости от внешних производителей военной техники2. Дальше тенденция технологического зонирования проникла в экономическую сферу. Транснациональные корпорации начали использовать в развивающихся странах более грязные и опасные технологии, чем в развитых. Следующий этап этого тренда — непрекращающаяся дискуссия по поводу интеллектуальных и авторских прав, что свидетельствовало о политизации технологии.

И уже на современном этапе развития мировой политической системы, в конце XX — начале XXI в., наблюдаются «новые пространства политического господства». «Что касается Европейского союза, именно стандартизированные технологические устройства способствовали отчасти решению проблемы установления единых европейских институтов»3.

Таким образом, сосуществование субъектов в пространстве теперь есть не только ощущение физического присутствия окружающих, как это описывал Зиммель4, это — ментальное сосуществование, опосредованное информационными технологиями. Основной вывод здесь заключается в том, что задачи политики и управления должны формулироваться по-новому. «Управлять пространством» всегда означает одно и то же — управлять сосуществованием. Управлять каким пространством — это уже другой вопрос. Каждому пространству соответствует своя идентичность субъекта, это другая для него роль, другие функции, другие субъекты вокруг.

2 Barry A. Op. cit., p. 44-47.

3 Ibid., p. 211.

4 Simmel G. Soziologie. Untersuchungen uber die Formen der Vergesellschaftung // Georg Simmel Gesamtausgabe. Bd. 11. — Frankfurt a.M. : Suhrkamp, 1992, s. 722—742.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.