Иса Эжиев,
кандидат политических наук ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ В КАВКАЗСКО-КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ
События, произошедшие во второй половине XX в., связанные с различными конфликтами и сменой правящих элит во многих странах, заставили обратить внимание политологов и экономистов к проблеме политического риска. За рубежом интерес к проблеме политических рисков возник в конце 50-х годов XX в. в связи с событиями на Кубе, а с конца 60-х эта проблематика стала исследоваться с научных позиций. Однако лишь в начале 80-х годов XX в. начали разрабатываться методы анализа политического риска. Следует отметить, что резкий рост интереса к проблеме политического риска был отмечен в прикаспийском государстве Иран после революции 1979 г. В 80-е годы появляется наибольшее количество публикаций на эту тему, внимание в которых уделяется методам анализа политического риска. Это привело к созданию большого числа консультационных фирм, специализирующихся на оценке политических рисков в разных странах.
Политический риск представляет собой вероятность возникновения политических факторов в стране (регионе), которые могут оказать благоприятное или отрицательное влияние на управленческую, экономическую и другие виды деятельности. К числу таких политических факторов относятся, например, уровни стабильности политического режима, политических беспорядков, коррупции, преступности, безработицы. Для инвесторов, решающих вопрос о размещении инвестиций в какой-либо стране, перспектива политической стабильности, способствующей экономическому росту, так же важна, как вероятность политической нестабильности, которая может сделать инвестиции крайне невыгодными. Значительная часть специалистов по политическому риску придерживается мнения, что политическое событие не обязательно несет риск для бизнеса, но может означать новые возможности. Они предлагают под термином «политический риск» понимать «неопределенность среды, в которой действуют все нерыночные силы».
Политический риск как структурное явление включает в себя следующие основные компоненты. Особое место здесь занимают риски, обусловленные действующей в стране налоговой системой и законодательством. Это «правовой или законодательный риск». Он
50
включает в себя потери и приобретения, связанные с изменениями в налоговом законодательстве, появлением правительственных постановлений, указов на различных уровнях власти, меняющих социально-политическую и экономическую обстановку в стране (регионе). Помимо правового аспекта политический риск включает в себя возможность потерь или приобретений по следующим бстоя-тельствам: смена правительства, кадровые перестановки в правительстве; невозможность осуществления экономической деятельности из-за революции, военных действий, конфискации имущее-ства компаний; отказ нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства; усиление политических беспорядков, социальной напряженности, повышения уровня коррупции, преступности и т.д.
Существует деление политического риска на региональный, страновой, а также на микро-, макрориски. Региональный риск характеризует уровень политической и социальной стабильности в определенном регионе. Например, потери могут возникнуть из-за различных конфликтов в данном регионе, а также вмешательства в предпринимательскую деятельность местных органов власти. Для преодоления неопределенности, с которой сталкиваются инвесторы в зарубежной стране, проводится анализ странового риска, определяющего вероятность того, что суверенное государство или независимые кредиторы в определенной стране не будут иметь возможности или желания выполнить свои обязательства по отношению к иностранным кредиторам и инвесторам, т.е. страновой риск включает в себя прежде всего уровень социально-политической стабильности страны. Микрориск (локальный риск) предстает в виде вероятности политических изменений, которые могут коснуться отдельных субъектов политической и экономической деятельности, действующих на территории данной страны. Например, некоторые компании, корпорации устраивают политическая стабильность и степень политического риска, существующие, к примеру, в авторитарных или тоталитарных режимах. К микрорискам относятся риски, специфичные для отрасли, фирмы или даже отдельного проекта.
Классификация политических рисков проводится на основе разделения событий, вызванных либо действиями правительственных структур в ходе проведения определенной государственной политики, либо силами, находящимися вне контроля правительства. В соответствии с этим принципом Ч. Кеннеди предложил деле-
51
ние политического риска на экстралегальный и легально-правительственный .
Экстралегальный риск означает любое событие, источник которого находится вне существующих структур страны: терроризм, саботаж, военный переворот, революция. Легально-правительственный риск является прямым продуктом текущего политического процесса и включает такие события, как демократические выборы, приводящие к новому правительству и изменениям в законодательстве, касающимся торговли, труда, совместных предприятий, денежной политики.
Угрозы - это то, чего следует опасаться и предотвращать, вызовы необходимо адекватно воспринимать, а риски - контролировать. Мировая практика показывает, что стабильность политической власти и эффективность бизнеса в первую очередь зависят от наличия объективной информации о реальных и потенциальных рисках.
Тот факт, что Каспийский регион представляет собой пять специфических политических и социально-экономических систем, пять разных уровней интеграции в систему международных экономических и политических отношений, также является одним из факторов риска.
Одним из ключевых условий укрепления позиций России на международной арене и ее интеграции в мировое хозяйство является нормализация политической обстановки, которая в настоящее время характеризуется относительной стабильностью. Политические реформы, упомянутые нами выше, направленные на укрепление вертикали власти в стране, делают в какой-то мере Россию рискованным партнером. Долгосрочные инвестиции в российскую экономику, являющиеся необходимым условием экономического подъема, становятся затруднительными из-за высокого уровня риска, генерируемого политической средой. К числу политических факторов риска в России можно отнести коррупцию в структурах государственной власти. Для инвесторов, решающих вопрос о размещении инвестиций, эта проблема важна, поскольку может сделать инвестиции крайне невыгодными. Однако следует отметить, что в последнее время в этом направлении руководством страны на самом высоком уровне принимаются радикальные меры, что превращает Россию в инвестиционно привлекательную страну.
Другой немаловажной проблемой политического риска в России является терроризм, который определяется как экстрале-
52
гальный риск. Этот вид риска имеет непосредственное отношение к Каспийскому региону, а точнее - к его российской части. Дело в том, что Каспийское побережье России затрагивает нестабильный Северный Кавказ (Дагестан, Чечня), что делает этот регион потенциально опасным для инвесторов. Следует отметить, что анализ политического риска в России имеет свою специфику. Несовершенство демократических институтов и переломный момент исторического развития обусловили значительную роль личностного фактора, которому необходимо уделять дополнительное внимание при оценке политического риска. Одной из особенностей российской части Каспийского моря является то, что в этом районе региональные конфликты оказывают как прямое воздействие на общую политическую обстановку, так и косвенное влияние на ситуацию в близлежащих регионах, поскольку решение региональных проблем требует дополнительных субсидий, что ведет к росту дефицита федерального бюджета, сокращению социальных расходов, увеличению размера государственного долга, ухудшению политического и инвестиционного климата в стране.
Многочисленные примеры из деятельности российского правительства и особенно региональных органов власти показывают, что проблемы политического риска часто остаются за пределами их внимания. Именно поэтому в России отсутствует постоянно действующий механизм анализа глобального, странового и регионального рисков, что затрудняет решение задач по снижению уровня политического риска, реализации мероприятий для усиления стабильности в регионах, стране, по регулированию международных отношений, принятию государственных решений, по направлению или изъятию инвестиций в те или иные страны, регионы. Эти обстоятельства актуализируют необходимость создания в России единой многоуровневой системы анализа и управления политическим риском.
Центральным фактором в анализе политических рисков в Казахстане является нарастание неадекватности политической системы в ее экономической базе и сопутствующий этому процесс роста конфликтности внутри и вовне политической системы. Слепое комбинирование западных экономических стандартов с азиатскими политическими ценностями показали свою несостоятельность, поскольку характерные для Запада традиции рыночной экономики и индивидуалистской культуры входят в противоречие с восточными традициями корпоративизма и чинопочитания. Синтез этих диа-
53
метрально противоположных ценностей теоретически возможен лишь в тех странах и обществах, где в течение длительного времени происходило взаимодействие различных политических культур. Существенным признаком нестабильности сложившейся ныне ситуации является то, что иностранные инвесторы воздерживаются от крупных вложений в экономику Казахстана, а те, кто сделал это, испытывают значительные трудности с ведением бизнеса. В связи с этим интересны результаты экспертного опроса, проведенного Международным центром по налогам и инвестициям среди зарубежных инвесторов Казахстана с 1996 по 1998 г. Из ответов респондентов следует, что пятью основными преградами на пути притока иностранных инвестиций в Казахстан являются бюрократия, финансовый риск, налоговый и финансовый режим, правовая инфраструктура, валютный контроль. Иерархия инвестиционных рисков подвергалась изменениям на протяжении всего периода опросов. Если, например, в 1996 г. инвесторы были больше обеспокоены экономическими проблемами и несоответствиями в правовой системе, то в последующие годы на первый план постепенно выдвигались политические вопросы. Почти все респонденты жаловались на частую смену лиц в правительстве, политическую нестабильность в структурах государственной власти. З. Бжезинский считает, что для политической стабильности Казахстана более всего опасны внутренние факторы. По его мнению, более реальную угрозу для Казахстана представляют межнациональные столкновения, поскольку республика является полиэтническим государством. Межнациональные конфликты в Казахстане могут возникнуть на почве соперничества представителей разных национальностей за удовлетворение своих социальных потребностей. Спровоцировать их могут также экономическая необустроенность отдельных этнических групп и привилегированность других. Другим фактором политического риска в Казахстане, который характерен для всех постсоветских государств, является криминализация органов государственной власти. Наблюдатели отмечают, что в последнее время происходит активное усиление влияния криминальных группировок на ключевые отрасли хозяйственной деятельности, прежде всего на финансово-кредитную систему и фондовый рынок, инвестиционную и внешнеэкономическую деятельность.
«Мы не видим никаких политических рисков в Азербайджане и Грузии. Наша компания уже много лет ведет нефтегазовые операции в регионе, успешно действует трубопровод Баку-Супса,
54
прокачивая 130 тыс. баррелей нефти в сутки», - так на брифинге в Баку прокомментировали свое отношение к политической ситуации в Закавказском регионе представители головного офиса британско-американской нефтяной компании «Бритиш Петролеум». Как отмечалось выше, в Азербайджане работает наибольшее число иностранных компаний, занимающихся разработкой нефтяных месторождений. Иностранные инвесторы в Азербайджане выделяют немалые суммы для страхования от политических рисков. Так, например, корпорация по частным инвестициям за рубежом (ОПИК) выделила 100 млн. долл. для страхования от политических рисков предоставляемых коммерческими банками средств для финансирования строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джей-хан, который проходит по территории Азербайджана, Грузии и Турции. Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан имеет геополитический приоритет для правительства Соединенных Штатов. Его извилистый маршрут показывает, что при прокладке пришлось идти в обход целого ряда зон конфликтов или политических рисков в Азербайджане, Грузии и Турции. Если проанализировать ситуацию, которая складывается на территориях, находящихся в непосредственной близости прохождения нефтепровода, то станут понятны опасения иностранных инвесторов. Во всех трех странах, по которым проходит трубопровод, сохраняется конфликтогенная ситуация. В Азербайджане не урегулирован карабахский конфликт, в Грузии сохраняется напряженность в отношениях с Абхазией и Южной Осетией, которая может вылиться в вооруженные конфликты, а в Турции нефтепровод проходит по территории компактного проживания курдов. Все эти факторы не могут не учитываться иностранными инвесторами. Несмотря на то, что строительство нефтепровода завершено, вызывает опасение, что при изменении геополитической ситуации в регионе они могут дать о себе знать. То, что иностранные инвесторы сделали крупные финансовые вложения в регион, несмотря на очевидные политические риски, говорит о том, что они застрахованы государствами, которые активно лоббировали их присутствие в Азербайджане. Следует подчеркнуть, что вышеназванная корпорация ОПИК была создана в 1971 г. как государственное ведомство США. Она занимается оказанием содействия американскому бизнесу в инвестировании в зарубежных странах, способствует развитию новых и возникающих рынков, дополняет усилия частного сектора по управлению риска-
55
ми, связанными с прямыми иностранными инвестициями, и обеспечивает поддержку американской внешней политики.
Существенным фактором риска в Туркменистане является радикальная форма персонификации власти, создающая иллюзию стабильности и уничтожающая механизм самовоспроизводства политической системы. Гипертрофированная персонификация власти в Туркменистане создает угрозу для внутриполитической обстановки, что, в свою очередь, делает это государство рискованным с точки зрения иностранных инвестиций. Туркменские власти объявили о запуске амбициозного проекта, который потребует вложения 45 млрд. долл. США в нефтегазовый сектор экономики республики. Для того чтобы проект реализовался, перед Туркменистаном стоит нелегкая задача привлечения иностранных инвесторов. Однако большинство корпораций пока не изъявляют готовности вкладывать столь значительные средства в экономику этого Централь-ноазиатского государства. Инвесторов отпугивает явный недостаток у Туркменистана надежных экспортных маршрутов. Сложный инвестиционный климат в стране также вызывает раздражение иностранных вкладчиков в туркменскую экономику. «У Туркменистана нет прямых морских выходов на мировые рынки. Таким образом, реализация огромного потенциала страны как поставщика углеводородов непосредственно зависит от наличия устойчивых долгосрочных договоренностей по транзиту своих энергоресурсов через территорию соседних стран. Тот факт, что экспорт Туркменистана в значительной степени зависит от транспортных систем России и в меньшей степени Ирана, неизбежно трактуется иностранными компаниями как риск», - заявила в своем выступлении на конференции, прошедшей в Туркменистане 10 июня 2002 г., Генеральный секретарь Секретариата Энергетической хартии Р. Кемпер. Кроме того, инвесторы требуют упростить процедуру инвестирования. Хотя основы регулирования нефтегазовой промышленности Туркменистана и существуют, но нет единого органа, который обладал бы комплексным видением ситуации, что значительно усложняет принятие стратегических решений.
Политические риски в Иране определяются многими факторами. Прежде всего теократический режим, который сам по себе находится в конфронтационном положении по отношению к западному миру, не может представляться достаточно обнадеживающей государственно-правовой базой для инвестиций.
56
Подводя общий итог по политическим рискам в странах Каспийского региона, следует добавить, что дополнительным риском для иностранных инвесторов остается нерешенный вопрос правового статуса Каспийского моря. Это, в свою очередь, порождает конфликтные ситуации, которые негативно влияют на инвестиционную привлекательность региона.
«Власть», М, 2007 г., № 5, с. 18-23.
Александр Желенин,
публицист
СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ГОТОВЫ ОБЪЕДИНИТЬСЯ, НО КАЖДОЙ ИЗ НИХ ЧТО-ТО МЕШАЕТ
Идея более тесной интеграции стран Центральной Азии недавно вновь была поднята президентом Казахстана. «Сам Бог велел: 55 млн. населения, нет барьера по языку, взаимодополняемая экономика, на одном пространстве транспортные, энергетические связи. Этот регион может полностью обеспечить себя продовольствием, энергетикой и так далее. Даже рынок самодостаточный был бы. Спрашивается, чего еще надо?» - задает риторический вопрос Нурсултан Назарбаев. Действительно, государства этого региона многое объединяет. Помимо географической близости это еще историческая, культурная общность народов, испокон веков здесь проживающих. Кроме таджиков, говорящих на фарси, остальные здешние народы - узбеки, каракалпаки, казахи, киргизы, туркмены - говорят на тюркских языках, их история переплетается в единый неразрывный узел. Однако вопрос, чего еще надо для большего сближения стран Центральной Азии, заданный Назарбаевым, предполагает множество ответов. У каждой из этих пяти стран есть свои резоны - как «за», так и «против».
Казахстан
По мнению казахстанского независимого экономического обозревателя Т. Оскарова, более тесная экономическая и политическая интеграция его страны с другими государствами Центральной Азии имеет для нее больше преимуществ, чем недостатков. Казахстан, говорит Оскаров, богат топливными ресурсами, а Киргизия или Таджикистан имеют только гидроэнергетику. «Мы прекрасно
57