Н. А. ХАЗАНОВ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ
РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНЕ
Ключевые слова: этнический конфликт, межнациональные отношения, миграция, мультикультурализм
Key words: ethnic conflict, interethnic relations, migration, multiculturalism
В статье дан анализ отдельных политических практик регулирования межэтнических отношений в Саратовской области
The paper presents an analysis of particular political practices of regulation of interethnic relations in the Saratov Region.
Активное обсуждение и принятие в конце 2012 г. новой Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., а также подписание в 2013 г. Постановления Правительства России «О Федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России"» (2014—2020 гг.)1 стали результатом необходимости пересмотра политики в отношении многочисленных национальностей и этнических групп России.
Анализ текстов этих документов, дискуссии в научном сообществе по соответствующим проблемам выявляют заинтересованность в изучении региональных практик выстраивания межэтнических отношений. Именно местные и региональные уровни управления чаще всего имеют дело с конкретными проявлениями этнического взаимодействия в бизнесе, быту и др. Региональные механизмы сдерживания и взаимодействия этносов могут стать основой разработки оптимальной модели для всей страны, которая должна раз-
ХАЗАНОВ Никита Алексеевич, соискатель кафедры социальных коммуникаций Поволжского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Саратов).
KHAZANOV Nikita Alekseyevich, Applicant at the Department of Social Communications, Volga Region Institute of Administration, the branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saratov, Russian Federation).
© Хазанов Н. А., 2015
виваться не в сторону поиска универсальных инструментов регулирования межэтнических отношений, а в сторону допустимой поливариантности их развития.
Во многих исследованиях Саратовская область и весь Поволжский регион по этнорелигиозным характеристикам сравнивают со всей Россией. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в России проживают приблизительно 180 этносов и этнических групп, в Поволжье — 119, в Саратовской области — около 1002. Однако до недавнего времени Саратовскую область никогда не относили к кон-фликтогенным регионам. Конфликты и иные протестные выступления проходили под влиянием социально-экономических проблем. В 2013 г. Центром изучения национальных конфликтов (ЦИНК) проведен анализ уровней напряженности в российских регионах. В результате был составлен рейтинг регионов по степени этнической конфликтности, а также осуществлена попытка выявления причин возникновения и роста межэтнической напряженности. Согласно результатам этого рейтинга, Саратовская область вошла в «оранжевую» группу регионов с высоким уровнем напряженности. В эту группу также попали Астраханская, Московская, Ростовская, Нижегородская и Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ и Краснодарский край. По мнению исследователей ЦИНК, в этих регионах в течение исследуемого периода (сентябрь 2013 г. — апрель 2014 г.) наблюдались «неоднократные организованные массовые ненасильственные конфликтные действия; зафиксированы случаи этнически мотивированного насилия; политическая активность с эксплуатацией этнической тематики»3.
Соседство Саратовской области в рейтинге с приграничными и традиционно «конфликтными» Ростовской, Астраханской областями и Краснодарским краем заставляет задуматься над изменяющимися условиями и тенденциями развития межэтнических отношений в области. Складывается ситуация, когда объективные структурные факторы, прежде благоприятно влиявшие на сферу межэтнических отношений, в данный период уступают по силе воздействия конфликтогенным факторам. Среди последних стоит выделить рост ксенофобии, вызванный миграционными процессами, пробелы в федеральных и региональных программах реализации государственной национальной политики, деятельность
СМИ и др. Нельзя не отметить и влияние религиозного фактора, особенно радикализацию ислама и его активное распространение.
Среди ключевых конфликтогенных факторов, влияющих на различные сферы общественных отношений, исследователи отмечают миграцию. Причем интерес к последствиям переселенческих процессов постоянно возрастает. Их анализ развивается в основном по двум направлениям. Во-первых, это исследования, объектом которых являются сами мигранты, их «самочувствие» в новых условиях. Во-вторых, это исследования, речь в которых идет о принимающей стороне и ее восприятии изменяющихся межнациональных пропорций. Дефиниции «конфликт» и «кофликтогенность» между пришлым и местным населением звучат в обеих группах исследований.
В рамках исследовательского проекта «Саратовская область: мониторинг изменений», ориентированного в том числе на мониторинг и анализ этнополитической ситуации в регионе, отмечается, что среди важных источников этнических конфликтов лидирует мигрантофобия4. В Саратове и Саратовском районе, в г. Балаково и Балаковском районе, в Вольском, Ровенском и Ершовском районах наблюдается значительный рост межэтнической нетерпимости, усиление бытовых конфликтов, окрашенных в этнические тона.
Причины роста масштабов миграции не всегда обусловлены экономическими мотивами. Увеличение миграционных потоков в Россию не прекратится в ближайшее время. Причины этого не только внешние, но и внутренние. Российская экономика испытывает потребность в привлечении значительного объема трудовых ресурсов, в то время как демографическая ситуация такова, что искать эти ресурсы можно только на иностранном рынке труда5. Необходимое число мигрантов может составить 10 млн чел. Такая ситуация может оказаться вполне вероятной, принимая во внимание прогноз Федеральной службы государственной статистики России, согласно которому численность трудоспособного населения страны к 2030 г. сократится на 10,3 млн чел.6 События в Украине и, как следствие, миграционные потоки могут существенно изменить ситуацию и восполнить недостаток трудовых ресурсов. Однако уже осенью 2014 г. в ряде регионов Дальнего Востока были зафиксированы конфликты
местного населения с гражданами Украины. Таким образом, можно сделать вывод о формирующемся источнике новых этнополитических конфликтов.
Ситуация в Саратовской области и Поволжье в целом также может измениться, во-первых, в связи с транзитным положением (миграционные потоки идут через Ростов-на-Дону, Волгоград, Саратов), во-вторых, по причине наличия украинских поселений на территории региона. Это требует разработки новых форм воздействия, политико-правовых и социокультурных практик. Территориальная обособленность таких регионов способствует консервации традиционных форм, нежеланию мигрантов приспосабливаться к российским реалиям. Органы местной власти оказываются часто неготовыми к сотрудничеству с представителями диаспор и общин, работе с коренным и приезжим населением, что приводит к конфликтам, росту мигрантофобии.
Поскольку конфликты свойственны многим полиэтническим государствам, то в мировой практике существует многообразие способов их регулирования. В их основе лежат ключевые практики взаимодействия различных этнических культур: ассимиляция, мультикультурализм, геттоизация, колонизация.
Противодействием ассимиляционных процессов в России стало расширение полномочий региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области выстраивания и регулирования межэтнических отношений. На примере Саратовской области это можно продемонстрировать рядом реализованных и реализуемых программ: «Социальное и национально-культурное развитие народов Саратовской области на 1998—2001 годы», «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» (2003—2006 годы); «Развитие культуры» на 2006—2008 годы, «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008—2012 годы и т. д. Более того, события, произошедшие в г. Пугачеве Саратовской области, г. Нурлате Республики Татарстан, г. Арзамасе Нижегородской области, доказывают необходимость совместного решения этнических проблем в Поволжье. Лидеры регионов Приволжского федерального округа (ПФО) неоднократно встречались для разработки комплекса совместных усилий по гармонизации отношений между народами, населяющими ПФО7.
В 2014 г. Правительством Саратовской области была принята программа «Гармонизация межнациональных отношений и этнокультурное развитие народов Саратовской области» до 2020 года. Нивелировать негативные последствия многих процессов невозможно без стимулирования развития соответствующих институтов гражданского общества. На заседании Совета ПФО 19 декабря 2013 г. губернатор Саратовской области В. В. Радаев подчеркнул недостаточность «вовлеченности руководителей местных национальных общин, лидеров общественного мнения в работу коллегиальных органов»8. Совместная разработка комплексных программ может принести позитивные результаты. Однако важно иметь в виду, что абсолютизация проблем этнических меньшинств при решении национального вопроса может привести и приводит в ряде регионов к этническим конфликтам.
Тотальная критика ассимиляционной политики и выбор курса на радикальный мультикультурализм обозначили новые этнические проблемы. На территории России и Саратовской области, в частности, возникали очаги новой формы этнических конфликтов: когда представители коренного населения нуждаются в помощи, защите и поддержке органов государственной власти (рост этнической преступности, нежелание пришлого населения принимать экономические, социальные, политико-правовые и культурные условия, которые предоставляет мигрантам принимающая сторона).
Геттоизация состоит в обособлении быта и жизни этнических групп, образовании районов, населенных преимущественно представителями определенной этнической, расовой, религиозной или социальной группы. В этих анклавах сохраняются традиции, культура и быт поселенцев. Контакты с иными социальными группами минимизированы. Примерами таких «гетто» в городах могут быть мусульманские кварталы, чайнатауны, Брайтон-Бич в Нью-Йорке и т. д. В таких гетто вновь прибывшему мигранту легче адаптироваться к изменившимся условиям жизни, они привлекательны для мигрантов, что решает проблемы демографии и недостаточности трудовых ресурсов. Российское законодательство, с одной стороны, гарантирует этническим меньшинствам право на самобытное, в известной мере обособленное развитие, с другой — оно должно гарантировать государственное единство страны.
Этнические анклавы часто складываются стихийно, хотя в истории были примеры насильственного формирования гетто (депортация, выселение и т. д.). На территории Саратовской области сравнительно недавно стали появляться подобные образования. Наиболее масштабно этот процесс развивается в Ровенском районе и связан с массовой миграцией дунган — потомков китаеязычных мусульман. По официальным данным, на начало 2010 г. в Ровенский муниципальный район въехало и поставлено на миграционный учет 1 815 дунган9. В настоящее время, по данным УФМС по Саратовской области, на территории Ровенского района проживает 1 035 дунган, из которых 821 чел. приобрел гражданство Российской Федерации. Численность дунган, проживающих в Ровенском районе, составляет более 5 % от постоянно проживающего населения и продолжает увеличиваться. Поскольку они выбирают заброшенные или полузаброшенные села, то начинают составлять там этническое большинство10.
Дунгане традиционно занимаются земледелием, в частности выращиванием бахчевых культур. Общины достаточно успешно осуществляют этот вид деятельности и постепенно вытесняют местных поставщиков с рынка продажи овощей. Это приводит к постоянным конфликтам, а также формированию нестабильной и взрывоопасной ситуации. Согласно исследованию проблемы дунган в Ровенском районе, воспроизводством бахчевых культур в Саратовской области занято менее 2—5 % посевных площадей. При этом в 2011—2012 гг. более 70 % объема бахчевых культур, потребляемых жителями Саратовской области, произрастало в Ровенском районе и обеспечивалось хозяйствами дунган11.
Традиционные формы управления, основанные на приоритете кланово-родственных отношений, требуют новых форм управления этнокультурными группами12. Этнические проблемы, связанные с миграционными процессами, не имеют традиций и глубоких корней, поскольку порождены событиями последних 10—15 лет. Поэтому у власти нет достаточного опыта по их разрешению и регулированию, отсутствуют методики работы с лидерами этнических общин и местным населением.
Традиционная гетерогенность населения Саратовской области позволила сформировать традиции взаимодействия и
консенсуссного решения многих аспектов национальной политики. Как отметил А. В. Журавский, Саратовская область является одним из лидеров в деле построения институтов гражданского общества, которые способствуют этническому взаимодействию. «Национальные организации и объединения должны стать стабилизирующим фактором в разрешении возможных межнациональных конфликтов. Ими также должна проводиться работа с молодежью, в том числе с учащимися вузов, приезжающими из других регионов. Это важнейший аспект работы, направленной на сохранение мира и согласия»13.
За последние три года в Саратовской области мероприятия реализуются по нескольким направлениям. Во-первых, это проведение национальных праздников — основное и наиболее затратное мероприятие. Это ежегодная «Широкая Масленица», Детский рождественский фестиваль с привлечением религиозных объединений для одаренных детей «Свет Вифлеемской звезды» (2013 г.); 37 национальных праздников было инициировано институтами гражданского общества, в том числе национальными общественными объединениями граждан, религиозными общинами, вузовским сообществом в целях гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, совместного противодействия росту межнациональной напряженности, экстремизму, разжиганию этнической, религиозной ненависти и вражды, поддержки развития казачества. Во-вторых, это анализ национального вопроса представителями научных школ и исследовательских коллективов (конференции, публикации книг и брошюр о культуре народов области и т. д.). В качестве приоритетной на 2014—2020 гг. заявлена подпрограмма «Гармонизация межнациональных отношений и этнокультурное развитие народов Саратовской области» государственной программы «Культура Саратовской области до 2020 года», утвержденной постановлением правительства области от 20 ноября 2013 г. № 642-П.
Некоторые мероприятия, реализуемые в Саратовской области, становятся образцами для подражания в соседних регионах, и наоборот. В качестве оригинальных решений можно назвать уникальный проект «Этнографический комплекс "Национальная деревня"» в Саратове, «горячую телефонную и онлайн-линию» по межэтническим пробле-
мам, созданную областными властями Волгограда, практику мобильного Консультативного совета при губернаторе в Астраханской области и т. д.
Наличие правовой базы, разветвленной системы институтов государственной власти и гражданского общества, ориентированных на предотвращение, регулирование и разрешение межэтнических конфликтов, создание программ развития межнациональных отношений — неотъемлемые черты политики мультикультурализма и культурного обмена. Насколько успешной может стать эта практика — вопрос, обсуждаемый в прессе и научной литературе. Практика европейского мультикультурализма вылилась в проблему защиты принимающей стороны. В течение последних четырех лет руководители многих европейских государств признали провал подобной политики в их странах14.
При разработке целевых программ и прогнозировании эффективности их реализации в регионе необходимо учитывать тренды миграционной страны, экономическую ситуацию в стране и мире, геополитические аспекты (возможную поддержку этноса другим государством или национальной организацией), регион проживания (размер, этнический состав, опыт взаимодействия органов местного самоуправления с диаспорами, национально-культурными организациями, наличие таких организаций), страну выезда (для мигрантов), уровень образования, сферу деятельности, продолжительность проживания в России и т. д.). Эти факторы влияют на общественное мнение и социальные взаимосвязи, степень готовности к межэтническому консенсусу.
Необходимо признать, что рост культурного разнообразия стал одним из факторов, дестабилизирующих современное российское общество, и Саратовская область в этом отношении не исключение. Большой опыт относительно «мирного» сосуществования этнических и религиозных групп на ее территории выступает благоприятным фактором, однако изменяющиеся условия диктуют необходимость разработки не просто комплекса мероприятий, направленных на гармонизацию межэтнических отношений, а единой стратегии. Приведенные примеры различающихся тактик поведения политических и административных структур в отношении этнических групп, наглядно демонстрируют, что решение проблем в данной сфере имеет множество негативных последствий.
При сохранении существующей динамики миграции очевидно усиление напряженности в межэтнических отношениях, мигрантофобии и иных деструктивных элементов. Существующие проблемы и возможные риски требуют активизации поиска путей гармонизации отношений между принимающим населением и мигрантами. Саратовская область под воздействием различных неблагоприятных тенденций постепенно становится территорией, где растет уровень межэтнической напряженности. Это обусловлено транзитным положением региона и рядом других факторов. Для разработки более грамотных и адекватных способов предотвращения развития конфликтного сценария необходима тщательная сравнительная экспертиза соответствующего опыта других регионов с адаптацией к местным реалиям.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России"» (2014—2020 годы) № 718 от 20 августа 2013 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171732 (дата обращения: 10.12.2014).
2 См.: Лица России. Саратовская область. URL: http://www.rus-nations. ru/regions/saratov (дата обращения: 09.10.2014).
3 См.: Гроздья гнева. Рейтинг межэтнической напряженности в регионах России: осень 2013 — весна 2014. URL: http://club-rf.ru/thegrapesofwrath/01 (дата обращения: 23.12.2014).
4 См.: Проект «Саратовская область: мониторинг изменений» реализуется с 2008 г. АНО «Независимый институт социальных исследований». Ежеквартальный опрос населения 13 районов области (охват 85 % всего населения области). Опрашивается 1 300 чел., погрешность данных составляет не более 3 %.
5 См.: Официальный сайт Российского совета по международным делам. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=618#top (дата обращения: 10.12.2014).
6 См.: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/population/demography (дата обращения: 11.12.2014).
7 Национальный вопрос: Саратовская и Самарская области. URL: http:// www.regnum.ru (дата обращения: 20.12.2013).
8 Там же.
9 См.: В области начали селиться дунгане-овощеводы. URL: http:// news.sarbc.ru:80/main/2008/04/15/78948.html (дата обращения: 10.12.2014).
10 См.: В область едут дунгане. URL: http://news.sarbc.ru/main/ 2009/12/ 14/96244.html (дата обращения: 10.12.2014).
11 См.: Барышная Н.А. Новые этнические группы в Саратовской области: конфликтогенное измерение // Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2011 г.: ежегод. докл. Сети этнолог. мониторинга и раннего предупреждения конфликтов / под ред. В.А. Тишкова, В.В. Степанова. М.: ИЭА РАН, 2012.
12 См.: Областная целевая программа национально-культурного развития народов в Саратовской области (2003—2006 годы). URL: http://www. saratov.gov.ru/government/achievements/programs/23040310-381.txt (дата обращения: 10.12.2014).
13 В четверг, 4 сентября, в Марксе состоялось заседание Совета по взаимодействию с национальными и религиозными объединениями. URL: www.sgu.ru/news/2014-09-05/na-zasedanii-soveta-pri-gubernatore-oblasti-vystupil (дата обращения: 10.12.2014).
14 См.: Меркель А. Попытки построить мультикультурное общество в Германии полностью провалились. URL: http://www.rbc.ru (дата обращения: 01.12.2014); Британский премьер-министр осудил политику мультикультурализма. URL: http://lenta.ru (дата обращения: 10.12.2014); Саркози признал провал мультикультурализма. URL: http://lenta.ru (дата обращения: 01.12.2014).
Поступила 22.01.2015.
N. A. Khazanov. Political Practice of Regulation of Interethnic Relations in a Region
The paper discusses the political aspects of regulation of interethnic relations in the Saratov Region. It substantiates relevance of studying the regional experience and emphasizes that it can become the basis for development of the optimal model for the entire country, which should develop not in the direction of searching universal instruments of regulation of interethnic relations, but in the direction of their acceptable multivariate development. Specific examples taken from the regional practice demonstrate the implications of different strategies of regulation of interethnic relations. The paper assesses the models of ghettoization, colonization, assimilation, and multiculturalism basing on the analysis of the consequences to which they lead in practical implementation.
The author assesses new trends in development of the political mechanisms of regulation of ethnic issues, he examines current factors that determine the level of tolerance and of interethnic tension. In particular, the migration processes, socio-cultural practices, and regulatory and legal circumstances.
In conclusion the author concludes that if the dynamics of migration does not change, tensions in interethnic relations will increase, fear of migrants and other destructive elements will develop and produce still new scenarios of the situation development. The existing problems and potential risks need active search for the ways of harmonizing relations between the host and migrant populations on a variety of levels, and not just the regional one.