Научная статья на тему 'Этническая политика как инструмент предотвращения межэтнической напряженности и конфликтов в регионе'

Этническая политика как инструмент предотвращения межэтнической напряженности и конфликтов в регионе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
339
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мосина Виктория Викторовна

В статье рассматриваются особенности реализации этнической политики Саратовской области. Особое внимание уделяется роли областной целевой программы "Национально-культурное развитие народов Саратовской области" в гармонизации межэтнических отношений в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этническая политика как инструмент предотвращения межэтнической напряженности и конфликтов в регионе»

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 3

на хорошем счету, такие специалисты будут подниматься по карьерной лестнице, достигая поставленных целей, не боясь оказаться «за бортом» военной жизни.

При этом необходимо отметить, что одним из самых негативных факторов современного военного строительства является отсутствие реальных и эффективных механизмов оценки предлагаемых теоретических исканий и претворения их в жизнь.

На этом пути существует несколько основных препятствий:

- во-первых, в Министерстве обороны и даже в Генеральном штабе не существует механизмов, способных профессионально и стратегически верно оценивать и анализировать предлагаемые им экспертные исследования общестратегического характера, а также выносить по ним свое профессиональное корректное суждение;

- во-вторых, лица, принимающие основные решения, с носителями идей и авторами теорий лично не встречаются, а значит, зависят от мнения своих некомпетентных исполнителей;

- в-третьих, практика принятия сущностных решений путем бессмысленных и бесконечных согласований порочна сама по себе, так как приводит любое решение или теорию к своей полной противоположности и снимает всякую персональную ответственность со всех участников этих решений;

- в-четвертых, никто не отвечает за реализацию решения целиком и не отслеживает ход их исполнения в плановом и ежедневном режиме.

Для того чтобы российская военная мысль вышла из сегодняшнего состояния «комы», необходимы серьезные институциональные изменения в системе национальной военной науки.

Очень серьезный фактор - лимит времени. Разумеется, мир не будет стоять на месте в своем научно-техническом развитии, в том числе и в сфере военных инноваций. Поэтому необходимо как можно своевременнее и полнее осваивать нововведения, чтобы идти в ногу со временем. Тем не менее инновации в военной сфере не-

исчерпаемы. Непредсказуемость их развития и применения становится все выше, при этом зачастую военные инновации пагубно влияют на все жизненные процессы.

Современная инновационная армия России в любом случае необходима. Именно для того, чтобы не воевать и сохранить не только значительные средства, но и стабильные условия для развития страны, человеческие жизни. Сильная (даже избыточно сильная) армия - это мощный стабилизатор, фактор сдерживания агрессора, консолидации государства и общества, важнейшая государствообразующая структура. И она в итоге окажется дешевле, чем ликвидация последствий, возможных в случае внешней агрессии (или угрозы таковой), силового давления по отношению к слабой России.

Примечания

1 См.; Казеннов А., Кумачев В. Инновационные вооруженные силы? Фонд исторической перспективы. URL: http://www.perspektivy.info (дата обращения :

24.10.2011).

2 Путин В. Доклад на Госсовете РФ 8 февраля 2008г. «О стратегии развития России до 2020 года». URL: http:// www.edu.ru (дата обращения : 11.02.2008).

3 См.: Владимиров А. Об инновационных Вооруженных Силах России, национальной военной мысли, военной науке и профессиональном военном образовании // Независимое военное обозрение. 2010. № 8. С. 14-16.

4 См.: Казеннов С. Армия на поле реформ - кадры решают все // Независимое военное обозрение. 2011. № 4. С. 25.

5 См.: Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 1115 «Об установлении ежемесячной надбавки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за квалификационный уровень физической подготовленности, выполнение (подтверждение) спортивных разрядов по военно-прикладным видам спорта и наличие спортивных званий по любому виду спорта» // Рос. газ. Федер. вып. 2010. 24 сент.

удк 316.482.5 (470.44)

ЭТНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ И КОНФЛИКТОВ В РЕГИОНЕ

В. В. Мосина

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

в статье рассматриваются особенности реализации этнической политики Саратовской области. особое внимание уделяется роли областной целевой программы «национально-культурное

развитие народов Саратовской области» в гармонизации межэтнических отношений в регионе.

Ключевые слова: этническая политика, концепция национальной политики, областная целевая программа, национально-культурные объединения.

© Мосина В. В., 2012

Ethnic Politics as a Tool for Preventing Interethnic Tensions and Conflicts in Region

V. V. Mosina

This article is devoted to an implementation of ethnic policies of the Saratov region. Particular attention is paid to the role of the regional target program «The national-cultural development of the ethnic of the Saratov region» in the harmonization of interethnic relations in the region.

Key words: ethnic politics, concept of national policies, regional target program, national-cultural associations.

Этнический состав населения Саратовской области представлен 135 этносами. Русские составляют более 85% населения, остальные - это представители и российских, и зарубежных народов1. Такой сложный состав населения, когда каждая этническая группа, будучи органически составной частью общества, в то же время имеет свои самобытные черты и культуру, определяет межэтнические отношения как один из основных элементов в системе общественных отношений региона. Стабильность межэтнических отношений во многом зависит от региональной этнической политики, от целесообразности ее практических шагов.

В Саратовской области первым программным документом, обобщающим опыт политической практики, конструирующим и систематизирующим цели и задачи этнической политики региональной власти, стала «Концепция национальной политики Саратовской области», утвержденная правительством области в мае 1997 г.2 Концепция представляла собой адекватную попытку решения насущных проблем в сфере межэтнических отношений. Определив стратегию региональной государственной политики в долговременной перспективе, Концепция подготовила почву для дальнейших конкретных разработок.

Продолжением работы, осуществляемой правительством области, депутатами областной думы, Общественной палатой, муниципальной властью совместно с этническими общностями, стали разработка и реализация областных целевых программ «Национально-культурное развитие народов Саратовской области». Для их подготовки была создана представительная и компетентная комиссия во главе с губернатором области. В состав комиссии вошли руководители министерств и ведомств областного правительства, научные сотрудники ведущих вузов Саратова, представители муниципальной власти, а также общественных объединений и этнических организаций, средств массовой информации, деятели культуры и религии.

Исходя из положительного исторического опыта межэтнических отношений в регионе, программы создавались как инструмент комплексной и целенаправленной этнической политики областной власти. Система конкретных программных

мер по регулированию жизни этнических групп базировалась на подходе, предусматривающем преемственность, последовательность и поэтапность в реализации мероприятий. В основе программ лежит принцип единства традиций и новаций, системности, комплексности принятия решений в сфере этнокультурного развития полиэтнического и многоконфессионального населения области.

Разработчики целевых программ исходили из понимания того, что этнические проблемы неразрывно связаны с другими проблемами регионального общества - экономическими, социальными, политическим, культурными, духовными. В практическом плане программы представляют собой систему мер, направленных на возрождение и дальнейшее развитие этносоциальной сферы общественной жизни полиэтнического населения области.

Целевые программы начиная с 1998 г. стали механизмом исполнения конституционных прав граждан на сохранение и развитие родных языков и культур этнических групп, проживающих в регионе, и во многом послужили гармонизации отношений между народами Саратовской области.

В период реализации программ увеличилось число национальных объединений-участников программных мероприятий (до 32). Только в период с 2008 по 2010 г. реализовано свыше 120 проектов, охвативших самые разносторонние направления и нацеленных на сохранение стабильной межэтнической обстановки3. Примерами могут служить проект национально-культурного центра «Кавказ» Духовные песнопения к празднику Святой Пасхи; ряд проектов, направленных на совершенствование деятельности этнографического комплекса «Национальная деревня народов Саратовской области»; проекты, посвященные празднованию 65-й годовщины Великой Победы (увековечение памяти героев войны - представителей различных национальностей региона); проект, посвященный празднованию Дня Святой Троицы. Традиционно широко отмечаются и очень популярны у населения такие праздники, как Сабантуй, Навруз. Ежегодно проводятся дни национальных культур, олимпиады среди учащихся по знанию национального языка, круглые столы по этноконфессиональному и межэтническому взаимодействию народов, проживающих на территории области.

Одно из направлений реализации программы

- сохранение национально-культурной самобытности народов области через сферу культуры и образования, поскольку самым достоверным отражением этнокультурного многообразия является языковое многообразие. Однако в эпоху всеобщей универсализации и глобализации языковое многообразие зачастую рассматривается в качестве препятствия развитию рынка и коммуникации. На долю этнических языков остается лишь повседневное бытовое общение. Такая ситуация вы-

Социология

55

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 3

зывает чувство ущербности собственных языков и ведет к утрате самобытной культуры и этнических традиций. Программа предусматривает решение этой проблемы отчасти через поддержку развития системы образования на этнических (родных) языках, обеспечение образовательных учреждений с изучением этнических языков учебниками и учебно-методической литературой.

В Саратовской области значительную роль в сохранении и развитии родного (нерусского) языка играют общеобразовательные учреждения с национальным компонентом. С 1992 г. в Саратове действует национальная татарская гимназия, в которой работают преподаватели и учатся дети разных национальностей. В настоящее время в гимназии часть дисциплин преподают на татарском языке. В области в девяти школах (городов Саратова и Пугачева, Базарно-Карабулакского, Дергачевского, Ершовского, Балаковского, Петровского муниципальных районов) преподают татарский язык, есть два татарских детсада - в городах Саратове и Пугачеве. Казахский язык преподается в пяти школах Александрово-Гай-ского и Новоузенского муниципальных районов, башкирский - школах Пугачевского, чувашский -Базарно-Карабулакского муниципальных районов. Школам Александрово-Г айского, Новоузенского, Энгельсского муниципальных районов области оказывает поддержку министерство образования и науки Республики Казахстан, периодически осуществляя обновление методической литературы и учебников, словарей и художественной литературы на казахском языке.

Для реализации программы активно привлекаются к работе различные областные этнокультурные общественные организации как важнейшая часть гражданского общества. На сегодняшний день в регионе зарегистрировано более 70 подобных объединений. Следует отметить, что многие из них испытывают значительные затруднения в организации своей уставной деятельности из-за нехватки средств, отсутствия постоянных помещений, офисного оборудования. Тем не менее активную общественную деятельность по возрождению и развитию культурных традиций своего народа ведут 37 организаций, основная часть которых объединена в Ассамблею народов Саратовской области и Ассоциацию национально-культурных объединений Саратовской области4.

В последние годы обозначилась тенденция увеличения числа районных отделений национальных общественных объединений области в районах с компактным проживанием различных этнических групп населения. За последние три года отделения и филиалы областных национально-культурных объединений зарегистрированы в 11 муниципальных районах области. Особенно это справедливо в отношении некоторых мусульманских народов региона, таких как казахи, татары, башкиры, азербайджанцы. В области

зарегистрированы две казахские национальные общественные организации: Саратовский областной центр казахской культуры «Казахстан» и Ассоциация поволжских казахов. В 1989 г. была создана татаро-башкирская общественная областная культурно-просветительская организация «Идель». В 1997 г. зарегистрирована Региональная татарская национально-культурная автономия Саратовской области. В 2003 г. создана молодежная татарская организация «Сары-тау». В области были созданы и азербайджанские национальные общественные организации: в 1994 г. - «Ватан», в 1996 г. - «Юрд», а затем - «Бирлик». В Вольском районе зарегистрировано общество чечено-ингушской культуры «Нийсо», в Саратове - чеченоингушская общественная организация «Вайнах» 5.

Этнокультурные объединения за время реализации программы стали активными и деятельными субъектами в общественно-политической жизни: все большее внимание они уделяют проводимым на территории области избирательным кампаниям, участвуют в работе различных консультативных органов, созданных при органах власти.

Определенным достижением областной власти стала реализация программы на муниципальном уровне. Очевидно, что конфликтные ситуации в сфере межэтнических отношений часто возникают именно на местах и изначально имеют бытовую основу. Поэтому как раз на местном уровне необходимо принимать серьезные меры по профилактике межэтнических конфликтов, созданию эффективных механизмов регулирования проблемных ситуаций, формированию у населения толерантных установок. Исходя из этого, программные мероприятия рассчитывались на вовлечение в работу по сохранению межэтнического мира и согласия диаспор и этнических групп муниципальных районов области.

Среди наиболее эффективных и вызвавших положительный отклик у населения муниципальных образований области стали такие проекты, как проект Ровенского муниципального района «Вместе лучше», реализованный в 2009 г. и направленный на совместное проведение мероприятий представителями старшего поколения и молодежи различной этнической принадлежности с целью поликультурного просвещения населения. В Красноармейском муниципальном районе в 2008 г. был реализован проект «Г алерея семейных портретов», посвященный лучшим семьям района различной этнической принадлежности. Он позволил пропагандировать в районе семейные ценности на примере традиций полиэтнического населения района. Также большой положительный резонанс получил балашовский проект «Молодежь+», направленный на поддержание межэтнического согласия и взаимного культурного обогащения молодежи в районе.

В рамках реализации областной целевой программы на 2008-2010 гг. была заложена и реализо-

56

Научный отдел

Е. М. Малиц. Лояльность персонала в организации как объект социологического анализа

вана идея создания ресурсного информационного центра, оснащенного методической литературой и периодическими изданиями, для поддержки деятельности общественных объединений области. Мероприятия в рамках деятельности центра состоялись в Марксовском, Красноармейском, Аткарском, Ровенском, Новоузенском и других муниципальных районах области. Итогом работы можно считать сохранение стабильной межэтнической обстановки, а также активизацию деятельности в этих районах этнокультурных объединений и Общественных советов при главах муниципальных районов.

Особую актуальность в современных условиях приобретают программные мероприятия, способствующие снижению межэтнической напряженности, связанной с интенсивной этнической миграцией. Так, например, на Саратовском железнодорожном вокзале начал свою работу консультативный пункт для мигрантов, который организован Ассоциацией национально-культурных объединений области. Его деятельность позволяет снять напряжение, связанное с правовой безграмотностью въезжающих в область мигрантов, ведется разъяснительная работа, обеспечение справочным материалом.

Регулярно проводимые межрайонные совещания совместно с руководителями УФМС по Саратовской области по вопросам реализации миграционной политики на территории региона способствовали решению многих проблем, связанных с этнической миграцией. Эта работа позволила сократить количество незаконно проживающих мигрантов в области, провести разъяснительную работу среди сотрудников администраций, ра-

удк 316.344.331

ботающих в сфере межэтнических отношений и миграционной политики.

Все эти меры, безусловно, способствуют относительной стабильности межэтнических отношений в регионе. Однако сложившаяся ситуация, равно как и перспектива ее развития, далеко не однозначна: наряду с отсутствием резкого проявления напряженности, социально-экономические и политические противоречия в этнической сфере в той или иной степени все же существуют. Таким образом, современное состояние межэтнических отношений требует дальнейшего систематического совершенствования работы органов местного самоуправления и этнокультурных общественных объединений по реализации этнической политики.

Примечания

1 См.: Уставщикова С. В. Этнический состав населения Саратовской области. Саратов, 2006. С. 5.

2 См.: Постановление Саратовской областной Думы от 09.07.1997 г. № 43-826 «О Концепции национальной политики Саратовской области» // Региональное законодательство Саратовской области. URL: http://www. sarlaws.ru/index.php?ds=1033565 (дата обращения :

25.02.2011).

3 См.: Долгосрочная областная целевая программа «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2011-2013 годы. URL: http://www.garant. ru/hotlaw/saratov/284467/#review (дата обращения : 12.11.2010).

4 Там же.

5 См.: Семенов В. В. Ислам в Саратовской области. М., 2007. С. 103-109.

ЛОЯЛЬНОСТЬ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Е. М. Малиц

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

в статье рассматриваются и анализируются некоторые отечественные интерпретации понятия «лояльность персонала» по отношению к организации. особое внимание уделяется основаниям для классификации видов лояльности.

Ключевые слова: лояльность персонала, отношение к организации.

Loyalty of staff in the organization as object of sociological Analysis

E. M. Malic

The article considers and analyzes some local interpretation of the concept «loyalty of the staff» to the organization. Particulary attention is paid to the criterion for the classification of loyalty.

Key words: loyalty of staff, relation to the organization.

Лояльность персонала в организации - одна из наиболее актуальных тем в проблеме трудовых отношений, так как успех компании зависит не только от уровня профессионализма сотрудников, но и от отношения каждого работника к общему делу. Лояльность позволяет сотрудникам ощущать себя в одной команде, которая ориентируется на продолжительное существование. Это, в свою очередь, вызывает ощущение стабильности и надежности, что является очень важным критерием для россиян1. Можно согласиться со следующим положением: лояльность сотрудника - козырь

© Малиц Е. М., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.