Научная статья на тему 'Политическая теология кальвинизма и закат американской исключительности'

Политическая теология кальвинизма и закат американской исключительности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Политическая теология / кальвинизм / американская исключительность / пуританизм / республиканизм / Жан Кальвин / Дональд Трамп / Камала Харрис / Political Theology / Calvinism / American Exceptionalism / Puritanism / Republicanism / John Calvin / Donald Trump / Kamala Harris

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ионов Игорь Сергеевич

В статье исследуется политическая теология кальвинизма и её влияние на формирование американской исключительности. Анализируются ключевые аспекты теологии Жана Кальвина, Абрахама Кайпера и пуританских основ США, которые заложили идеологическую основу для Американской революции и республиканизма. Внимание уделено влиянию американской исключительности на внутреннюю политику, включая гражданскую войну и современную политическую риторику. В заключении обсуждаются причины сокращения числа верующих и ослабления традиционных семейных ценностей, а также политические дебаты о будущем американской исключительности, включая позиции Дональда Трампа и Камалы Харрис.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Political Theology of Calvinism and the Decline of American Exceptionalism

The article explores the political theology of Calvinism and its influence on the formation of American exceptionalism. Key aspects of the theology of John Calvin, Abraham Kuyper, and the Puritan foundations of the United States, which laid the ideological basis for the American Revolution and republicanism, are analyzed. The impact of American exceptionalism on domestic politics, including the Civil War and contemporary political rhetoric, is examined. The conclusion discusses the reasons for the decline in church attendance and the weakening of traditional family values, as well as the political debates about the future of American exceptionalism, including the positions of Donald Trump and Kamala Harris

Текст научной работы на тему «Политическая теология кальвинизма и закат американской исключительности»

5.7.9. Философия религии и религиоведение (философские науки)

Научная статья Research article

УДК 284.2:322

https://doi.Org/10.26907/2079-5912.2024.3.43-52

Политическая теология кальвинизма и закат американской исключительности

Ионов И.С.

Тюменский региональной образовательный фонд «Наследие Реформации», 625001, Тюмень, ул. Ямская, д.4, Российская Федерация

Аннотация. В статье исследуется политическая теология кальвинизма и её влияние на формирование американской исключительности. Анализируются ключевые аспекты теологии Жана Кальвина, Абрахама Кайпера и пуританских основ США, которые заложили идеологическую основу для Американской революции и республиканизма. Внимание уделено влиянию американской исключительности на внутреннюю политику, включая гражданскую войну и современную политическую риторику. В заключении обсуждаются причины сокращения числа верующих и ослабления традиционных семейных ценностей, а также политические дебаты о будущем американской исключительности, включая позиции Дональда Трампа и Камалы Харрис.

Ключевые слова: Политическая теология, кальвинизм, американская исключительность, пуританизм, республиканизм, Жан Кальвин, Дональд Трамп, Камала Харрис

Для цитирования: Ионов И.С. Политическая теология кальвинизма и закат американской исключительности. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2024;(3)66)):43-52.

The Political Theology of Calvinism and the Decline of American Exceptionalism

Ionov I.S.

Tyumen Regional Educational Foundation "Reformation Heritage", 625001 Russia, Tyumen, Yamskaya str. 4

Abstract. The article explores the political theology of Calvinism and its influence on the formation of American exceptionalism. Key aspects of the theology of John Calvin, Abraham Kuyper, and the Puritan foundations of the United States, which laid the ideological basis for the American Revolution and republicanism, are analyzed. The impact of American exceptionalism on domestic politics, including the Civil War and contemporary political rhetoric, is examined. The conclusion discusses the reasons for the decline in church attendance and the weakening of traditional family values, as well as the political debates about the future of American exceptionalism, including the positions of Donald Trump and Kamala Harris.

Keywords: Political Theology, Calvinism, American Exceptionalism, Puritanism, Republicanism, John Calvin, Donald Trump, Kamala Harris For citation: Ionov I.S. The Political Theology of Calvinism and the Decline of American Exceptionalism. The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin. 2024;(3)66)):43-52. (In Russ.)

Введение

Как только новая идея обрушивается на мир, неизвестно, куда она в итоге приведет. Это один из уроков, который можно извлечь из изучения влияния теологии Жана Кальвина и кальвинизма на последующую историю мира в целом, и историю США в частности. Родившийся пятьсот лет назад Жан Кальвин углубил протестантскую Реформацию, опираясь на Священное Писание, христианскую теологию и философию (особенно на труды Аврелия Августина) и на опыт Мартина Лютера в реформе церкви, он сформулировал аскетическую версию христианского благочестия, которая, как убедительно утверждал Макс Вебер (1864 - 1920) более века назад, непреднамеренно заложила этическую основу для развития западной цивилизации, протестантской этики и капитализма [1, с. 85]. Немецкий социолог-религиовед Эрнст Трёльч (1865-1923) высказал предположение, что только дважды в истории христианству удавалось коренным образом преобразить человеческую культуру и цивилизацию: в Средние века при помощи схоластического синтеза Фомы Аквинского и в начале Нового времени под влиянием кальвинизма» [2, с. 8]. По мнению Алистера Макграта «идеи Кальвина превратились в одну из мощнейших интеллектуальных сил в истории человечества, вполне сравнимую по своему влиянию и распространению с более поздним историческим явлением - марксизмом» [2, с. 8]. Политическая теология кальвинизма оказала значительное влияние и на формирование американской политической культуры и понятия американской исключительности. Идеи Жана Кальвина, адаптированные в пу-

ританской традиции и развившиеся в течение Американской революции и Гражданской войны, легли в основу уникального американского самосознания [3]. Однако в последние десятилетия наблюдается постепенный закат американской исключительности, что сопровождается сокращением числа верующих, ослаблением традиционных ценностей и политическими спорами о роли США в мире. [3, с. 302]. Эта статья исследует, как политическая теология кальвинизма способствовала развитию американской исключительности и какие факторы привели к её упадку.

Политическая теология Жана Кальвина

Жан Кальвин (1509-1564) оказал колоссальное влияние на развитие протестантской теологии [4], а его идеи о суверенитете Бога, предопределении и общественном устройстве стали фундаментом для формирования политической культуры в колониальной Америке [5]. В частности, пуританские общины, основанные на кальвинистских принципах, сыграли ключевую роль в формировании американской идентичности. Кальвин утверждал, что власть исходит от Бога и что государство должно быть подчинено божественным законам [6, с. 176-194]. В своей работе «Наставление в христианской вере», он подчеркивал важность общественного договора между правителями и народом, где оба обязаны следовать моральным и религиозным нормам. Его взгляды хорошо отражены в одном из заключительных абзацев: «И не заслуживает хвалы лицемерная скромность придворных, которые возвеличивают власть царей,

дабы обмануть простой народ и внушить ему, что недопустимо поступать вопреки приказанию. Как будто Бог, поставляя смертных людей на власть, уступил им Свои права! Или как будто земная власть умалится от того, что признает себя низшей перед верховной властью Бога, от единого взгляда которого трепещут все власти небесные!» [7, с. 496]. В своей статье Джонатан Коул ссылается на политическую теологию Жана Кальвина, подчеркивая идею божественного суверенитета, особо подчеркивая обязанность граждан ставить власть Бога выше, чем власть гражданского правителя [8]. Но важно отметить, Кальвин учил, что Бог осуществляет свою волю через правителей, даже если они несовершенны, а некоторых следует даже считать его "орудием" в Божьем плане, независимо от их личных качеств, согласно кальвинистской теологии, лидеры могут быть частью Божьего замысла, даже если они далеки от идеала. Главным условием поддержки государственного правителя Кальвин видел в его отношении к Церкви, возможность поклоняться Богу и жить согласно Его воле.

Пуританизм и формирование американской исключительности

Пуритане, переселившиеся в Америку в XVII веке, были одни из тех, кто распространил кальвинистскую идеологию в Новом Свете. Пуритане были английскими протестантами XVII века, которые стремились реформировать Английскую церковь, очищая её от католических заблуждений, излишеств и злоупотреблений [9]. Их религиозные взгляды основывались на строгом следовании Библии и кальвинистской теологии [10]. В поисках религиозной свободы и возможности построить общество на своих принципах, многие пуритане мигрировали в Америку. В 1620 году они основали Плимутскую колонию в Массачусетсе, став одними

из первых европейских переселенцев, чьё влияние на формирование американской культуры и политики было значительным. Пуритане, мигрировавшие в Америку в XVII веке, привнесли с собой кальвинистскую идеологию, которая нашла своё отражение в политическом и социальном устройстве Новой Англии [11, с. 32-52].

Пуритане видели себя «Новым Израилем», избранным Богом для выполнения особой миссии. Проповедник Джон Уинтроп, один из лидеров пуритан, известен сказанной в 1630 году проповедью. Находясь на борту корабля, направлявшегося в Массачу-сетский залив, в своей речи он сказал: «Ибо мы должны учитывать, что мы будем как «город на холме и глаза всех людей направлены на нас. Так что, если мы, следуя этой цели, будем обманывать нашего Бога то лишимся Его благодати, мы станем историей и посмешищем для всего мира» [12]. Эта проповедь стала известна как "Град на холме" (англ. «City upon a hill»), она будет многократно цитироваться в том числе политиками для подтверждения американской исключительности [3, с. 16-28]. К сожалению, политики забывают истинный смысл проведи, который указывает на ответственность быть «примером для всего мира».

В современной Америке происходит процесс переосмысления истории и переоценки многих событий, в том числе обсуждается двоякое восприятие пуритан. С одной стороны, они рассматриваются как символы религиозной строгости и нетерпимости к греху. С другой стороны, их вклад в образование и общественные ценности, такие как солидарность и преданность, вызывает восхищение. Но отказаться от значения пуритан для истории США нельзя, особенно в вопросе формирования американской идентичности, несмотря на сложные стороны их истории. Идеи пуританского кальвинизма способствовали формированию амери-

канской исключительности — убеждению, что США имеет уникальную миссию в мире, продиктованную Божьей волей. Американская революция и республиканизм черпали вдохновение из этих религиозных убеждений, и политическая риторика того времени подчёркивала божественное предопределение нации к свободе и демократии. Идеи кальвинистской политической теологии сыграли значительную роль в ходе Американской революции, как написал Роберт Миддлкауф «Почти все американцы - от кальвинистов Новой Англии, искавших в Писании Господню волю, до рационалистов Виргинии, изучавших божественную механику в природе, - соглашались с тем, что всё определяется Провидением» [13, с. 12]. Вера в суверенитет Бога и предопределение были адаптированы для оправдания борьбы за независимость. В частности, американские колонисты считали, что они выполняют божественную волю, сражаясь за свою свободу и право на самоопределение. Алексис де Токвиль в своем труде «Демократия в Америке» отметил, что кальвинистская этика, основанная на принципах личной ответственности и трудовой этики, способствовала формированию американского духа предпринимательства и демократических ценностей [14, с. 298-305]. Гражданская война (1861-1865) стала переломным моментом в истории США и в развитии американской исключительности [3, с. 97-99]. Авраам Линкольн, шестнадцатый президент США, видел войну как моральный конфликт, связанный с вопросом рабства, и использовал риторику, основанную на кальвинистской идее справедливости и предопределения. Линкольн верил, что судьба нации находится в руках Бога, и его Вторая инаугурационная речь содержала множество ссылок на Библию и идеи божественного провидения [3, 11, 15]. После войны понятие американской исключительности

укрепилось, но оно также претерпело изменения, учитывая необходимость примирения и восстановления страны.

Важно отметить и влияние пуританского наследие на формирование экономического благополучия и процветания США. Сама идея капитализма неразрывно связана с пуританами, богословием кальвинизма, особой протестантской этикой труда. Ричард Генри Тоуни (1880-1962) [16] в своей книге "Религия и подъем капитализма" и Макс Вебер в своей работе "Протестантская этика и дух капитализма" [1] указали на связь между кальвинизмом и развитием капиталистической экономики в Англии и США. Тоуни указывал на пуританские корни капитализма, а Вебер утверждал, что кальвинистская этика труда и акцент на предопределении привели к созданию рационального экономического порядка, который стал основой для американского капитализма [1]. Этот капиталистический дух был неотъемлемой частью американской исключительности, где успех и богатство рассматривались как исполнения Божьего призвания и служения для славы Божьей (Soli Deo Gloria) [10].

Уже в XX веке, на политическую жизнь США большое влияние оказал Голландский неокальвинизм, особенно через идеи Абрахама Кайпера (1837-1920). Его концепция «сфер суверенитета» привнесла идею о независимости различных социальных сфер (семьи, государства, церкви) и важности их взаимодействия. Эти идеи повлияли на развитие американской христианской демократии и подхода к политике, при котором религиозные и светские институты могли сосуществовать, не подчиняя друг друга [17]. Каждая сфера жизни, по его мнению, включая политику, находится под властью Бога, но обладает собственной автономией [18]. Кайпер подчеркивал, что христианская вера должна активно воздействовать на общество, включая

политику, что способствовало развитию христианского республиканизма в США. Следует особо отметить вклад кальвинизма в развитие американского республиканизма, демократии и воспринятие нации. Истоки американского республиканизма можно проследить еще в работах периода Английской революции XVII века, в том числе Джона Милтона (1608-1674) который использовал в том числе Ветхий Завет для обоснование своей республиканской позиции и отца американской конституции Джеймса Мэдисона (17511836) [19, с. 23-77]. Если дать его краткое определение, то «американский республиканизм» — это политическая философия, которая акцентирует внимание на принципах свободы, гражданской добродетели и верховенства закона. Он основывается на идее, что власть должна исходить от народа через избранных представителей, и правительство должно защищать права и свободы граждан. Как отмечает российский историк-американист, «пуританская демократия, навыки управления плантациями, самоуправление в колониях - всё это повлияло на окончательную форму государственного устройства США» [3, с. 40-41] и она по мнению многих американцев стала «матерью всех республик».

Снижение числа верующих и закат американской исключительности

Автор статьи считает, что главной характеристикой уникальности США и их особой «мессианской» роли, являлось наличие очень большого процента активного христианского населения. Республиканизм, демократия, свобода и экономический успех были только следствием этого, тем более эти характеристики сейчас не являются уникальными и США сталкиваются с теми же проблемами, что и другие страны. Теологи всегда с подозрением смотрели на использование таких

понятий как американская исключительность политиками. Рейнхольд Нибур (1892 - 1971), один из наиболее влиятельных американских теологов XX века, критически оценивал понятие американской исключительности. Он подчеркивал опасности национального самомнения и предупреждал о том, что вера в свою избранность может привести к моральной слепоте и политической агрессии [20]. Нибур предлагал более смиренное понимание американской роли в мире, основанное на признании собственных ограничений и необходимости международного сотрудничества. Американская исключительность всегда была важной темой в американской политической и религиозной мысли. В последние годы ряд известных американских теологов-кальвинистов обращались к этой теме, рассматривая её в контексте религиозной, политической и культурной жизни США. В последние годы американские теологи-кальвинисты по-разному подходили к теме американской исключительности. Общим для многих из них является признание уникальной роли США в истории, однако они также предупреждают о возможных опасностях, связанных с чрезмерной концентрацией на национальной идентичности в ущерб христианским принципам. Эти теологи подчеркивают, что истинная исключительность Америки должна выражаться через следование библейским заповедям, служение ближним и проповедь Евангелия. Понятие американской исключительности всегда порождает вызывает споры в политической и общественной среде, особенно в контексте связи данного понятия с верой в Божественный суверенитет, избрание и предопределение ко спасению верующих. К сожалению следует отметить уменьшение числа верующих и снижение посещаемости протестантских церквей в США на которые указывает в последнем исследовании Рональд Инглхарт, он

называет «наиболее драматическими изменениями в сравнении с другими странами» [21], при том что их религиозность почти не менялась с 1981 по 2007 годы, «недавний опрос показал самый массовый отказ от религии среди всех стран, для которых доступны данные» [21, с. 31]. Снижение количества тех кто ответил что для них «Бог очень важен в их жизни» снизилось с 52% в 1982 г., до 23% в 2017 г., а количество тех кто никогда не посещает богослужения вырос с 16% в 1982 г. до 35% в 2017 г. [21, с. 32]. Он связывает это с ослаблением традиционных семейных ценностей: в том числе снижение регистрации браков, более поздний возраст вступления в брак и снижение рождаемости. Всё это указывает на значительные культурные изменения, которые происходят в Соединенных Штатах Америки. Эти изменения не могут не беспокоить консервативных верующих христиан, в том числе и кальвинистов. По этой причине уже долгое время ведутся дебаты о причинах происходящего в обществе и путях выхода. Некоторые теологи видят в избрании Дональда Трампа на роль президента попыткой вернуться к «славному» прошлому христианкой Америки. Джонатан Коул в статье для Political Theology Network (с англ. «Политическая теология») исследует, почему многие евангелисты поддерживают Дональда Трампа, несмотря на его личные недостатки. Автор объясняет это через кальвинистскую теологию, акцентируя внимание на идеях суверенитета Бога и предопределения. Трамп воспринимается как орудие Божьей воли, даже если он не является моральным примером. Коул также подчеркивает, что многие евангелисты считают Трампа защитником христианских ценностей в политике [8].

Современные политические дебаты об американской исключительности

Критики концепции утверждают, что идея американской исключитель-

ности предполагает, что США лучше других стран, имеет более высокую культуру или имеет уникальную миссию по преобразованию мира. Этот термин постоянно становится предметом разногласий между кандидатами в президенты США. В президентской кампании 2008 года спор по вопросу американской исключительности возник между Бараком Обамой и Джоном Маккейном, когда Маккейн утверждал что Обама не верит в американскую исключительность. В апреле 2009 года президент США Барак Обама ответил на вопрос журналиста в Страсбурге таким заявлением: «Я верю в американскую исключительность точно так же, как я подозреваю, что британцы верят в британскую исключительность, а греки верят в греческую исключительность». Обама далее отметил: «Я не вижу противоречия между верой в то, что Америка продолжает играть исключительную роль в ведении мира к миру и процветанию, и признанием того, что лидерство является обязательным и зависит от нашей способности создавать партнерские отношения, потому что мы не можем решить только эти проблемы» [22]. Митт Ром-ни раскритиковал заявление Обамы и заявил, что оно показывает, что Оба-ма не верит в американскую исключительность [23]. Бывший губернатор Арканзаса Майк Хакаби сказал, что «мировоззрение Обамы резко отличается от мировоззрения любого президента, республиканца или демократа, который у нас был... Он вырос скорее как глобалист, чем как американец. Отрицать американскую исключительность, по сути, означает отрицать сердце и душу этой нации» [22]. В отличии от президентов демократов, Барака Обамы и Джо Байдена, президент республиканец Дональд Трамп открыто выступает за политику «Америка прежде всего», подчеркивая американский национализм и односторонность, хотя и с большим упором на невмеша-

тельство. Американскую исключительность так же поддерживает бывший вице-президент США Дик Чейни, о чем он написал в книге «Исключительно: почему миру нужна сильная Америка» [24]. Американская исключительность является основой платформы Республиканской партии с 2012 года, платформа, принятая в 2016 году, определяет ее как «идею о том, что наши идеи и принципы как нации дают нам уникальное место морального лидерства» и подтверждает, что США поэтому он должен «вернуть себе естественное положение лидера свободного мира» [25].

Современный лозунг американских консерваторов «Make America Great Again» (с англ. «Вернём Америке былое величие») многими воспринимается как возврат к идее «Богом избранной нации» и «американской исключительности», который впервые был использован в президентской кампании Рональда Рейгана в 1980 году. В своем прощальном послании народу 1989 года президент Рональд Рейган опирался на проповедь пуританского проповедника Джона Уинтропа [3]. С лозунгом консерваторов «Make America Great Again» победу в прошлом веке одержал Рональд Рейган, в этом столетии - нынешний президент США Дональд Трамп. Последние события в США показали, что ситуация в американском обществе накаляется в преддверии президентских выборов. Еще в мае 2020 года на Christian Today говорилось о росте убеждения среди белых протестантов, что Дональд Трамп был «помазанником Божьим». Согласно отчету, опубликованному Religion in Public, в марте 2020 года доля тех, кто верит в это, выросла до 49,5%, по сравнению с 29,6% в 2019 году. Опрос проводился среди протестантов, которые регулярно посещали церковь [26]. Если учитывать, какое полярное мнение в американском обществе по этому вопросу, то можно говорить, что религия в США приобретает особое значение,

а церкви становятся важной политической ареной.

Заключение

В политической сфере в свете предстоящих в 2024 году выборов президента США идут споры о правомочности использования лозунгов «America First» (с англ. «Америка прежде всего») и «Make America Great Again» (с англ. «Сделаем Америку снова великой») используемые 45м президентом США Дональдом Трампом, которые апеллируют к идеям американской исключительности и возврату к консервативным (в т. ч. семейным) христианским ценностям, но с акцентом на национальные интересы и экономическую независимость. Его основной оппонент Камала Харрис, напротив, в своей политике подчеркивает важность многообразия и международного сотрудничества, что отражает её более глобалистский подход и следование политическому курсу Барака Обамы и Джо Байдена. К сожалению, это может привести к ослаблению религиозной свободы и дальнейшей атаке на традиционные христианские ценности, разрушению института семьи и подрыв веры в Суверенного Бога, который управляет американской историей и историей всего мира. Как написал Бонни Кристиан в своей статье для журнала Christianity Today (с англ. «Христианство сегодня») где анализирует противоречивые высказывания Кама-лы Харрис в контексте её политической риторики. Одно из её выражений, которое она часто использует, — "делать то, что возможно, не обремененное тем, что было", эта риторика отражает идеологическое разделение между Демократической партией, стремящейся к прогрессу, и Республиканской партией, ориентированной на ностальгию. Но этой риторикой Камала Харрис выступает против американской истории [27]. Политический раскол между республиканцами и демократами в от-

ношении американской исключительности свидетельствует о глубоком изменении в восприятии христианской религии, национальной идентичности и роли США в мире. Политическая теология кальвинизма оказала значительное влияние на формирование американской исключительности, но в современную эпоху эта концепция подвергается серьезным испытаниям. Изменение религиозных и культурных практик, отказ от ценностей семьи и рождения детей, а также политические дебаты о национальной идентичности

свидетельствуют о том, что понятие американской исключительности находится в состоянии трансформации. Будущее этого явления будет зависеть от того, как общество и лидеры будут адаптировать традиционные ценности к новым вызовам. Предстоящие выборы в США (выборы президента 2024 года) покажут, сохраняется ли тяга в американском обществе к консервативному взгляду на американскую судьбу и исключительность, как «Богом избранной нации».

Список литературы / References

1. Вебер М. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма. - 3-е изд. -М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2015. - 656 с.

Weber M. Selected Works. The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. - 3rd ed. -M.; St. Petersburg: Center for Humanitarian Initiatives; University Book, 2015. - 656 p. (In Russ.)

2. Макграт А. Жизнь Жана Кальвина/ А. Макграт. — Минск: Полиграфкомбинат им. Я. Коласа, 2016. — 416 с.

McGrath A. A Life of John Calvin/ A. McGrath. - Minsk: Polygraphkombinat Ya. Kolasa, 2016. - 416 p. (In Russ.)

3. Курилла И. Американцы и все остальные: Истоки и смысл внешней политики США / Иван Курилла. - М.: Альпи-на Паблишер, 2024. - 320 с.

Kurilla I. Americans and Everyone Else: The Origins and Meaning of U.S. Foreign Policy / Ivan Kurilla. - M.: Alpina Publisher, 2024. - 320 p. (In Russ.)

4. Бинцаровский Д. Богословие Реформации: Бог, Еванелие, Церковь / под ред. Д. Бинцаровский, Я.Вязовского. — Минск: Альтиора Форте, 2017. — 512 с.

Bintsarovsky D. Theology of the Reformation: God, the Gospel, the Church / edited by D. Bintsarovsky, Ya. Vyazovsky. -Minsk: Altiora Forte, 2017. - 512 p. (In Russ.)

5. Макграт А. Опасная идея христианства/ А. Макграт. — СПб.: Библия для всех, 2017. — 528 с.

McGrath A. Christianity's Dangerous Idea/ A. McGrath. - St. Petersburg: Bible for All, 2017. - 528 p. (In Russ.)

6. Ревуненкова Н.В. Жан Кальвин: Теология и религиозно-общественная мысль XVI века / Н.В. Ревуненкова. — СПб.: ИПЦ СПбГУТД, 2012. — 264 с.

Revunenkova N.V. Jean Calvin: Theology and religious-social thought of the 16th century / N.V. Revunenkova. - St. Petersburg: IPC SPbSUTD, 2012. - 264 p. (In Russ.)

7. Кальвин Ж. Наставления в христианской вере./ Пер. А.Д.Бакулов, Г.В.Вдо-вина. Ред. Ю.А. Кимелев.Т. 3 — М.: РГГУ, 1999. — 464 с.

Calvin J. Institutes of the Christian Religion. / Trans. A.D. Bakulov, G.V. Vdovina. Ed. Yu.A. Kimelev. T. 3 - M.: RSUH, 1999. -464 p. (In Russ.)

8. Cole J. A Calvinist Take On Why Evangelicals Support Donald Trump [Электронный ресурс] // Political Theology Network. December 12, 2017. URL: https:// politicaltheology.com/a-calvinist-take-on-why-evangelicals-support-donald-trump-jonathan-cole/ (дата обращения: 01.09.2024).

9. Халз Э. Кто такие пуритане? Их жизнь и учение: пер. с англ. / Эрол Халз. -Минск: Позитив-центр, 2012. - 208 с.

Hulse E. Who Are the Puritans? Their life and teaching: trans. from English / Erroll Hulse. - Minsk: Pozitiv-center, 2012. -208 p. (In Russ.)

10. Бики, Дж. Жизнь во славу Бога / Дж. Бики; пер. с. Англ. - Минск: Поли-графкомбинат им. Я.Коласа, 2016. - 528 с.

Beeke, Joel R. Living for God's Glory: An Introduction to Calvinism / Joel R. Beeke; trans. s. English. - Minsk: Polygraph Combine named after Ya. Kolas, 2016. -528 p. (In Russ.)

11. Моруа А. История Соединенных Штатов Америки / Андре Моруа; пер. с фр. С.Васильевой, М.Таймановой. - М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2022. - 592 с.

Maurois A. A new history of the United States / Andre Maurois; lane from fr. S. Vasilyeva, M. Taimanova. - M.: KoLibri, Azbuka-Atticus, 2022. - 592 p. (In Russ.)

12. Winthrop John, A Model of Christian Charity 1630 [Электронный ресурс] // TeachingAmericanHistory.org Ashbrook Center at Ashland University URL: https:// teachingamericanhistory.org/document/a-model-of-christian-charity-2/ (дата обращения: 01.09.2024).

13. Миддлкауф, Р. Славное дело: Американская революция 1763 - 1789 / Роберт Миддлкауф; пер. с англ. М.Лео-новича, Д. Голубцова, О.Мичковского. -Екатеринбург: Гонзо, 2015 - 800 с.

Middlekauff, R. The Glorious Cause: The American Revolution: 1763-1789 / Robert Middlekauff; trans. from English by M. Leonovich, D. Golubtsov, O. Michkovsky. -Ekaterinburg: Gonzo, 2015 - 800 p. (In Russ.)

14. Токвиль А. Демократия в Америке / Алексис де Токвиль - М.: Субъект, 2024. - 736 с.

Tocqueville A. Democracy in America / Alexis de Tocqueville - M.: Subject, 2024. -736 p. (In Russ.)

15. Lincoln, Abraham. Second Inaugural Address. Washington, D.C., 1865. [Электронный ресурс] // Lincoln Memorial District of Columbia. URL: https://www. nps.gov/linc/learn/historyculture/lincoln-second-inaugural.htm (дата обращения: 01.09.2024).

16. Тоуни, Р. Г. Религия и подъем капитализма: исторические исследования / Ричард Генри Тоуни; пер. с англ. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2023. -440 с.

Tawney, R. H. Religion and the Rise of Capitalism: Historical Studies / Richard

Henry Tawney; trans. from English. -Moscow: Publishing House "Delo" RANEPA, 2023. - 440 p. (In Russ.)

17. Bratt J.D. Abraham Kuyper: modern Calvinist, Christian democrat / J.D. Bratt. - Michigan: Eerdmans Publishing Co., 2013. - 499 p.

18. Кайпер А. Христианское мировоззрение / А. Кайпер. - СПб.: Шандал, 2002. - 240 с.

Kuyper A. Christian worldview: Lectures on Calvinism / A. Kuyper. - St. Petersburg: Shandal, 2002. - 240 p. (In Russ.)

19. Хархордин О.В. Республика, или Дело публики/ Олег Хархордин. - СПб.: Издательство Европейского Университета в Санкт-Петербурге, 2020. - 162 с.

Kharkhordin O.V. Res Publica: the Concern of the Public/ Oleg Kharkhordin. -St. Petersburg: EUSP - Publishing House of the European University at St. Petersburg, 2020. - 162 p. (In Russ.)

20. Niebuhr Reinhold The Irony of American History / R. Niebuhr. - Chicago: University of Chicago Press, 2008. -174 p.

21. Инглхарт Р. Неожиданный упадок религиозности в развитых странах / Рональд Инглхар; пер. с. англ. Н.Ю Фирсо-вой; науч. Ред. Э.Д. Понарин. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2022. - 238 с.

Inglehart R. The Unexpected Decline of Religiosity in Developed Countries / Ronald Inglehart; trans. from English by N.Yu. Firsova; scientific. Ed. E.D. Ponarin. -St. Petersburg: Publishing House of the European University at St. Petersburg, 2022. - 238 p. (In Russ.)

22. O'Connor, B., Cox, L., & Cooper, D. (2022). The ideology of American exceptionalism: American nationalism's nom de plume. Journal of Political Ideologies, 1-22. https://doi.org/10.1080/1 3569317.2022.2112126

23. Romney, Mitt. No Apology: The Case for American Greatness. / Mitt Romney. -New York: St. Martin's Press, 2010, - 29 p.

24. Cheney D. Exceptional: Why the World Needs a Powerful America / Dick Cheney - New York: Threshold Editions, 2016. - 352 p.

25. HIGHLIGHTS OF THE 2016 REPUBLICAN PARTY PLATFORM "Making

America Great Again" Republican National Convention in Cleveland, Ohio, on July 18, 2016 (PDF)

26. Flannagan Nate, Belief that Donald Trump was 'anointed by God' increases among American Christians [Электронный ресурс] // Christian Today. May 13, 2020 URL: https://www.christiantoday.com/ article/more-churchgoers-believe-trump-was-anointed-by-god/134835.htm (дата обращения: 01.09.2024).

27. Bonnie K. «Kamala Harris Against History» [Электронный ресурс] // Christianity Today. July 25, 2024 URL: https://www.christianitytoday.

com/2024/07/kamala-harris-against-history-democrats-nostalgia-politics/ (дата обращения: 01.09.2024).

Информация об авторе

Ионов Игорь Сергеевич, магистр теологии, преподаватель, департамент дополнительного образования «Институт Наследия Реформации» Тюменского регионального образовательного фонда «Наследие Реформации»; Author ID: 1138481, ORCID ID 0000-0003-1483-7250. E-mail: Ionov.tmn@gmail.com

Information about author

Ionov Igor Sergeevich, ThM, Lecturer, Department of Continuing Professional Education "Reformation Heritage Institute" of the Tyumen Regional Educational Foundation "Reformation Heritage". Author ID: 1138481, ORCID ID 0000-0003-1483-7250. E-mail: Ionov.tmn@gmail.com

Поступила в редакцию 4.09.2024; принята к публикации 23.09.2024. Received 4.09.2024; Accepted 23.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.